Меню

Падеж имени прилагательного 4 класс канакина



Падеж имени прилагательного 4 класс канакина

Русский язык 4 класс Канакина Горецкий Онлайн учебник и решебник (гдз)

Упражнение № 16. Прочитайте таблицу «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе» Какие имена прилагательные склоняются одинаково?

Падеж имени прилагательного

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе

какой?

зимний

холодный

какое?

зимнее

холодное

какая?

зимняя

холодная

какого?

зимнего

холодного

какого?

зимнего

холодного

какой?

зимней

холодной

какому?

зимнему

холодному

какому?

зимнему

холодному

какой?

зимней

холодной

какой?

зимний

холодный

какое?

зимнее

холодное

какую?

зимнюю

холодную

каким?

зимним

холодным

каким?

зимним

холодным

какой?

зимней

холодной

каком?

зимнем

холодном

каком?

зимнем

холодном

какой?

зимней

холодной

Имена прилагательные, как и имена существительные, изменяются по падежам, или склоняются. Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, с которым имя прилагательное связано по смыслу.

Чтобы определить падеж имени прилагательного в словосочетании или предложении, надо:

1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

2. Определите падеж имени существительного.

3. По падежу имени существительного определить падеж имени прилагательного.

Тихо всходит солнце над большим селом.

Всходит (над чем? где?) над селом (Т. п.).

Над селом (каким?) большим (Т. п.).

Имя прилагательное большим относится к слову селом. Селом – имя существительное среднего рода (село), стоит в творительном падеже (всходит (над чем?) над селом), в единственном числе. Значит, и имя прилагательное большим также стоит в среднем роде, в творительном падеже, в единственном числе (над селом (каким?) большим).

Источник

Падеж имени прилагательного

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе

16. Прочитайте таблицу «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе» (см. выше). Какие имена прилагательные склоняются одинаково?

Имена прилагательные, как и имена существительные, изменяются по падежам, или склоняются. Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, с которым имя прилагательное связано по смыслу.

Падежи М. р. Ср. р. Ж. р.
И. п.

17. Прочитайте. Просклоняйте, пользуясь таблицей, любое из данных имён прилагательных вместе с именем существительным.

Овощной суп, ночное небо, земная кора.

18. Прочитайте. Определите падеж имён существительных.

Сшили из . ткани, остановились около . здания, плыли по . небу, подъехали к . сторожке, смотрели . спектакль, влетел в . окно, украсились . инеем, вырос под . берёзкой, купались в . море, прочитали о . медведе.

Слова для справок: высокого, шёлковой, голубому, лесной, открытое, интересный, молодой, тёплом, серебристым, буром.

  • Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из слов для справок. Запишите словосочетания.
  • Укажите падеж имён существительных и имён прилагательных, выделите их окончания.
  • 19. Прочитайте памятку, как определить падеж имени прилагательного, и образец рассуждения.

    Чтобы определить падеж имени прилагательного в словосочетании или предложении, надо:

    1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
    2. Определить падеж имени существительного.
    3. По падежу имени существительного определить падеж имени прилагательного.

    Тихо всходит солнце над большим селом.

    Всходит (над чем? где?) над селом (Т. п.).

    Над селом (каким?) большим (Т. п.).

    Рассуждайте по образцу: имя прилагательное большим относится к слову селом. Селом — имя существительное среднего рода (село), стоит в творительном падеже (всходит (над чем?) над селом), в единственном числе. Значит, и имя прилагательное большим также стоит в среднем роде, в творительном падеже, в единственном числе (над селом (каким?) большим).

    20. Прочитайте.

    На севере диком стоит одиноко
    На голой вершине сосна
    И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
    Одета, как ризой, она.
    (М. Лермонтов)

  • Подготовьтесь объяснить, как определить падеж выделенных имён прилагательных.
  • Спишите стихотворение. Укажите, к какой части речи относится каждое слово из первых двух строк.
  • 21. Прочитайте.

    Валентин Александрович Серов — прекрасный мастер портретной живописи. Его картина «Мика Морозов» — один из лучших детских портретов в мировом искусстве. Всмотритесь в картину.

    Малыш чуть привстал в кресле. Что-то увидел и замер. Курчавый, вихрастый. Черноглазый. Поднял тонкие брови. Приоткрыл пухлые розовые губки. Что поразило мальчонку рано утром? Ещё не прибранный, в белой ночной рубашке, готов он хоть сейчас вскочить и разобраться в происходящем. Ручонки уцепились за поручни кресла. Миг удивления.

    Художнику удалось этот миг подсмотреть и отразить в картине.

    (. Долгополов)

    • Определите тему и главную мысль текста. Объясните значение выражений мастер портретной живописи, мировое искусство.
    • Найдите в тексте имена прилагательные. Скажите, с какой целью они употреблены в 1-й и во 2-й частях текста.
    • Прочитайте описание мальчика. Каким вам представляется мальчик по этому описанию?

    22. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Валентина Александровича Серова «Мика Морозов».

    • Не правда ли, художник поведал нам целую историю о мальчике? Совпадает ли описание мальчика из упр. 21 с вашим впечатлением о картине? Каковы ваши впечатления о портрете? А что могло удивить мальчика? Выскажите свои предположения.
    • Составьте и напишите сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В. А. Серова «Мика Морозов»». Начните сочинение первыми двумя предложениями из текста упр. 21.

    Источник

    Урок русского языка для 4 класса по теме «Склонение имен прилагательных»
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    План-конспект урока русского языка составлен по программе В.П.Канакиной «Русский язык» 4 класс по УМК «Школа России». Урок построен в соответствии с всеми требованиями ФГОС. На уроке используются различные формы и методы работы.

    Скачать:

    Вложение Размер
    konspekt_uroka.docx 23.71 КБ
    dlya_uroka.pptx 456.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 «Б» КЛАСС

    ТЕМА УРОКА «Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе»

    Цель: продолжить знакомство с понятием «склонение имен прилагательных».

    1. Личностные УУД:
      — формировать положительное и осознанное отношение к изучению русского языка,

    — осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке.

    1. Познавательные УУД:
      — формировать умение выполнять мыслительные операции анализа и синтеза изучаемых объектов,
      — давать характеристики изучаемым объектам (слово, предложение),

    — работать с текстовым материалом из разных источников,

    — делать записи по ходу урока,
    — осуществлять обобщение, делать выводы.

    1. Коммуникативные УУД:
      — совершенствовать умение работать самостоятельно.
      — понимать задаваемые вопросы, формулировать на них ответы, используя изученные понятия русского языка и опираясь на свой опыт,
      — выражать свою точку зрения.
    2. Регулятивные УУД:
      — формировать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя,
      — формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, работать по заданному правилу,
      — формировать умение оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, результат действий одноклассника.
    1. Расширить знания по теме «Имя прилагательное».
    2. Формировать умение определять падеж имен прилагательных в форме женского рода единственного числа.
    3. Развивать умение работать с материалом (выполнять различные виды заданий).

    Тип урока: Открытие новых знаний.

    Формы работы учащихся : письмо по памяти, составление кластера, фронтальная работа под руководством учителя, индивидуальная работа, взаимоконтроль, коррекция своей работы.

    Оборудование для учителя: учебник «Русский язык» 4 класс (В.П. Канакина), карточки для составления кластера, полоски с падежами и вопросами, презентация.

    Оборудование для учащихся: учебник «Русский язык» 4 класс (В.П. Канакина), тетрадь по русскому языку, тетрадь на печатной основе «Русский язык. 2 часть» 4 класс (В.П. Канакина), письменные принадлежности, цветные полоски «Радуга настроения», карточки с текстом.

    План-конспект урока русского языка составлен по государственной программе В.П.Канакиной «Русский язык» 4 класс по УМК «Школа России».

    • Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. М. ВАКО 2016.
    • Средства ИКТ – для углубления и расширения знаний по данной теме.

    Упражнение «Радуга настроения». 2 слайд

    — У вас на партах лежат радужные полоски, выберите ту, на которой написано ваше настроение в начале урока.

    Обучающиеся поднимают карточку с выбранным цветом и афишируют свое настроение.

    — А я желаю вам работать грамотно, четко и внимательно, чтобы в конце урока у всех было настроение желтого, зеленого и синего цвета.

    — Откройте тетради, запишите дату, вид работы.

    — К.Паустовский говорил: «Волшебство русского языка родилось из волшебства природы». Как вы понимаете эти слова?

    — И рассказать о красоте природы невозможно без особых слов.

    — О какой части речи я говорю? (Ответы учащихся)

    1) Письмо по памяти 3 слайд

    — Прочитайте предложение на экране:

    Вот зима пришла серебристая,
    Белым снегом замела поле чистое.

    — Запомните строки, обратите внимание на слово серебристая. (4 слайд 1 щелчок.) Какая здесь орфограмма? (2 безударные гласные). Подберите проверочные слова.

    — Прочитайте еще раз, закройте глаза – проговорите шепотом, откройте глаза просмотрите предложение.

    — Запишите предложение в тетрадь по фрагментам. (4 слайд 2 щелчок)

    — Взаимопроверка. (4 слайд 3 щелчок.) Оцените работу соседа знаком + и -.

    2) Работа над грамматической основой предложения

    — Подчеркнем грамматическую основу в предложении. Что можно сказать о сказуемых? (Однородные сказуемые).

    3) Работа над именем прилагательным

    — Назовите слово, характеризующее зиму. (Серебристая)

    — К какой части речи относится слово серебристая?

    — Придумайте другие прилагательные к слову зима.

    За каждый ответ даю перевернутую полоску, ответы учащихся записываю на доске. (Снежная, белая, холодная, морозная, вьюжная, волшебная…)

    — Обратите внимание на волшебство русского языка в именах прилагательных. Как красиво звучат слова…

    4) Повторение. Составление кластера по теме «Имена прилагательные» (После ответа учащихся на доску вывешивается соответствующая надпись)

    — Что обозначают имена прилагательные? (Признак предмета)

    — На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

    — С какой частью речи связаны прилагательные? (Прил.+сущ.)

    — Как изменяются имена прилагательные? (По числам. По родам. По падежам)

    — Какого рода бывают имена прилагательные? (Мужского, женского, среднего)

    — В каком числе стоят имена прилагательные? (В единственном, множественном числе)

    — Рассмотрим наши прилагательные: в каком роде они стоят? В каком числе? Докажите. Догадайтесь, с какими именами прилагательными мы будем знакомиться сегодня? (Ответы учащихся)

    3. Самоопределение к деятельности

    — Выходят к доске те, кто получил полоску. Прочитайте, что написано у каждого на полоске и встаньте в правильном порядке. Озвучьте свое решение. Правильно? Что ребята назвали? Спасибо, садитесь.

    — Сформулируйте тему урока.

    — Сформулируем цели урока, продолжите фразу

    • Познакомиться … со склонением имен прилагательных женского рода
    • Учиться … определять падеж имен, выделять окончания имен прилагательных
    • Повторить… знания об именах прилагательных

    — Прочитайте тему урока в учебнике на с. 29.

    А)) Р абота над проблемой

    — Рассмотрите таблицу «Склонение имен прилагательных»

    — Проблема: обратите внимание, что в Р, Д, Т, П падежах один вопрос, одинаковые окончания. Как же быть в этом случае? Как правильно определить падеж? (Предположения учащихся)

    Вывод: Определить падеж имени прилагательного помогает имя существительное).

    Б)) С клонение словосочетания

    — Просклоняем словосочетание уральская зима. Образец есть у вас в таблице. Дамир склоняет у доски, остальные в тетради.

    Вывод: имена прилагательные ж.р. в ед.ч. имеют окончание в И.п. –ая,яя; в В.п. –ую, юю; в остальных падежах –ой,ей.

    В)) Работа со словарным словом 5 слайд

    — В тетради запишите Словарь:

    — Предлагаю упражнение «Немой словарик». Угадайте слово (учитель произносит слово «экскурсия» беззвучно). (5 слайд 1 щелчок) (Ответы учащихся)

    — Прочитаем хором слово орфографически правильно, по слогам 3 раза.

    — Попробуйте сформулировать лексическое значение слова. (Ответы учащихся)

    — Выберите на слайде точное значение, взятое из словаря С.И.Ожегова. 6 слайд. Запомните, лексическое значение слова экскурсия (6 слайд 1 щелчок)

    — Запишем в тетрадь: экскурсия. Поработаем с этим словом (ударение, нет безударных гласных, есть сложное слияние согласных, количество слогов).

    От данного слова образуем имя прилагательное в ж.р. в ед.ч. запишем в тетрадь (7 слайд).

    Составьте предложение со словом экскурсия. (Ответы учащихся)

    — Запишем под диктовку такой вариант: (8 слайд)

    Однажды мы ходили на зимнюю экскурсию.

    5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Все встают, выполняют упражнения на слова учителя

    — Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь, приседаем, пошагаем, вверху руками потрясём, 3 раза глазами моргнём, тихо сядем, и продолжим работу.

    Г)) Письменная работа

    — Морозы трескучие, снега скрипучие, ветры вьюжные, метели дружные. А что мы увидели на экскурсии – сейчас узнаем из упражнения.

    — Откройте рабочие тетради на с.20 Упр. 45

    — Первое задание прочитайте. Выполните. Прочитайте задание под первым красным кружком. Выполняем с комментированием.

    — Вот какую красоту мы увидели и научились определять падеж имен прилагательных.

    Д)) Дополнительное задание

    — Возьмите карточки. Прослушайте задание: найти и выписать в тетрадь словосочетания с именами прилагательными женского рода в единственном числе (для сильных учащихся — определить их падеж).

    Под лесной ивой небольшая прорубь тёплого ручья. Как красива зимняя вода в блестящей рамке ! Смотрится ива в синюю гладь воды и видит кружевное отражение. А суровыми ночами снится ей солнечная весна .

    Самостоятельная работа. Проверка устно.

    — Давайте подведем итоги нашей работы.

    — С какими именами прилагательными мы знакомились?
    — Какая особенность есть при склонении этих прилагательных?

    1. Рефлексия. Упражнение «Комплимент».

    — Похвалите того, чья работа на уроке вам понравилась.

    — А я хочу похвалить ….

    Все вы работали на уроке хорошо.

    Прекрасный день! Уроку нашему конец!

    Пусть каждый скажет про себя: Какой я молодец!

    Источник

    Читайте также:  3 класс русский язык прилагательные с загадками