Меню

Падежные окончания прилагательных упражнения для закрепления



Упражнение в правописании окончаний прилагательных

— Спишите, вставьте пропущенные окончания прилагатель­ных. Укажите род прилагательных.

1) Добр., слава лежит, а худ., бежит. 2) Утренн.. роса — добр., слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается. 3) Дождлив., лето хуже осени.

— Объясните смысл пословиц.

VIII. Рефлексия

— Раскройте скобки и запишите получившиеся словосоче­тания. Укажите число и в единственном числе — род имён прилагательных, выделите окончания.

(Весенний) день, (весенний) песня, (весенний) солнце, (весенний) лучи.

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какие окончания имеют имена прилагательные во множе­ственном числе?

— Как изменяются имена прилагательные?

Домашнее задание

Тема: Изменение имён прилагательных по падежам

Цель: формировать умения определять падеж имён прилагательных, правильно писать падежные окончания прилагательных.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте ваши объявления о пропаже животного.

III. Актуализация знаний

— От данных существительных образуйте однокоренные при­лагательные, запишите их и разберите по составу.

Весна, ужас, туман, вкус, скука, старина, длина, место.

IV. Самоопределение к деятельности

Интересная книга, интересной книги, интересной книге, интерес­ную книгу, интересной книгой, об интересной книге.

— Назовите имена существительные. Что можно о них ска­зать? Это однокоренные слова? (Это формы одного слова.)

Определите падеж имён существительных.

— Назовите имена прилагательные. А что можно сказать об име­нах прилагательных? Как они изменяются? (По падежам.)

— Предложите свой способ определения падежа имени при­лагательного.— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Прочитайте сведения о языке на с. 82.

— Как изменяются имена прилагательные?

(Устное коллективное выполнение.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 144(с. 83).

(Работа в парах. Проверка.)

— Какое окончание имеют имена прилагательные единствен­ного числа мужского и среднего рода в родительном падеже?

— Как произносится это окончание?

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Как определить падеж имени прилагательного?

Упражнение в определении падежа имён прилагательных

— Спишите. Укажите падеж имён прилагательных.

Поехал на дальнее озеро. Сидел у холодного ручья. Плыл по горной реке. Рос возле старого дерева.

Упражнение в определении рода имён прилагательных

(Устная работа с сигнальными карточками.)

Берёзовый пень, осенняя погода, классный час, красивое платье, вкусный обед, гусиное перо, летучая мышь, крикливый малыш, долго­жданное письмо, голубое небо.

VIII. Рефлексия

— Прочитайте стихотворение. Назовите имена прилагатель­ные, определите их падеж.

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Мимо острова крутого,

Мимо города большого.

— Как изменяются имена прилагательные?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Как определить падеж имени прилагательного?

Домашнее задание

Просклонять имя прилагательное высокая (гора).

Тема: Изменение имён прилагательных по падежам

Цели: дать представление о начальной форме имени прилагательного; развивать умения различать прилагательные в единственном и во множественном числе, определять падеж имён прилагательных, правильно писать падежные окончания прилагательных.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Несколько учеников склоняют прилагательное высокая (гора) у доски.)

III. Актуализация знаний

— Спишите, допишите окончания, вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж имён прилагательных. Проверяйте окончания прилагательных по вопросу.

Прол..тел над ближн.. лесом, купались в ближн.. озер. с(ъ,ь)ели к.. ябл..ко, любовались красив., клён… отдыхали под т..нист.. дуб. . жали до с.седн.. дома, написали сочинение о любим.. кра.

IV. Самоопределение к деятельности

(Работа в парах.)

— Подберите к данным именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные и запишите получившие­ся словосочетания. Укажите падеж имён прилагательных, выделите окончания.

Читайте также:  Подберите прилагательные к существительным рельс

К . роще, у . пруда, из . здания, от . причала, за . забором, у. пиры, около. моря, с. обрыва, к. башне.

— Как определить падеж имени прилагательного? Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

Прочитайте словосочетания с вопросами.

Назовите падеж имени прилагательного.

— Какие по цели высказывания предложения встречаются в этом стихотворении?

— Подготовьтесь к письму по памяти.

(Письмо по памяти. Самостоятельное выполнение задания. Взаимопроверка.)

— Назовите падеж имён прилагательных.

— Прочитайте сведения о языке на с. 85.

— Что такое начальная форма имени прилагательного?

VI. Физкультминутка

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 1386 ;

Источник

Тренажёр «Правописание падежных окончаний имен прилагательных»

Вставьте окончания имён прилагательных

Вставьте окончания имён прилагательных среднего и мужского рода, запишите в скобках падеж.

У волчь… ( ) логова

на павлинь… ( ) хвосте

от собачь… ( ) лая

к главн… ( ) питомнику

в минувш… ( )воскресенье

на задн… ( ) стекло

под бушующ… ( )ураганом

по заячь… ( ) следу

под черепашь… ( ) панцирем

в грязн… ( ) овраге

около горн… . ( ) леса.

Вставьте окончания имён прилагательных женского рода, запишите в скобках падеж.

В тяжел… ( ) сумке

без зимн… ( ) одежды

на пушист… ( ) снежинку

перед новогодн… ( ) ёлкой

к последн… ( ) полке

на утренн … ( ) зарядку

за дальн… ( ) дорогой

над глубок… ( ) лужей.

Вставьте окончания имён прилагательных множественного числа, запишите в скобках падеж.

из снежн… ( ) сугробов

в колюч… ( ) кустарниках

на зверин… ( ) следы

с чудесн… ( ) призами

о стар… ( ) крышах

Спиши текст, вставь окончания и определи падеж имён прилагательных

Была ясн… ночь. У избушки стоял козёл. Он поднял ножку, а на ней серебрян… копытце блестит. Прыгнул козёл с узк… дорожки на крышу и давай копытцем бить. Из-под ножки камешки дорог…. посыпались. Вернулся дед домой и не узнал избушку. Она вся была в дорог…. камнях. Камни горели разн… огнями.

Источник

Сайт педагога

Автор: Шмыкова Альбина Атыгаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ «Потаповская ООШ»
Населённый пункт: Челябинская область, Еткульский район, д. Потапово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Упражнения на повторение и закрепление темы: Правописание падежных окончаний имен прилагательных
Дата публикации: 27.06.2016
Раздел: среднее образование

Упражнения для 5-6 класса на повторение и закрепления темы: Правописание

падежных окончаний имен прилагательных

Работа 1.
Выберите из текста только прилагательные вместе с существительными. Запишите их в два столбика по образцу. Вставьте окончания и выделите их.
Образец:
Родительный падеж Мужской род Средний род Голодн ого волка Летн его солнца 1. В крошечных лепестках незабудки как бы отразилась голубизна летн… неба. ( И. Соколов-Микитов.) 2. Елка плакала сначала от домашн… тепла. ( С. Маршак.) 3. Из горяч… колодца через нос водица льется. (Загадка. Чайник.) 4. За обедом тётя Надя сказала, что получила телеграмму из соседн… городка. (К. Паустовский.) 5. Лес вызвал у меня чувство душевн… покоя и уюта. (М. Горький.) 6. У голодн… волка из зубов кость не вырвешь. 7. Не спеши волчонка хвалить, дай зубам у сер… вырасти. (Пословицы) 8. Он пионером был в Артеке У моря тепл… в Крыму, Но с этой осени в навеки Артек запомнился ему. (С. Маршак.) 9. Долго с горяч… неба не падалони капли дождя, не было росы. Но после первого же августовск… дождя посвежела зелень трав и деревьев. Идет последний период лета. (Л. Семаго.)
Работа 2.
С данными сочетаниями составьте и запишите предложения поставив их сначала в именительном, а затем в винительном падежах.
Образец:
(Им. п.) Шоссейная дорога пролегла близко от нашего дома. (В.п.) Только к вечеру ребята вышли на шоссейную дорогу. 1. Длинная дорожка, веселая песня,сосновый бор, утренняя пробежка, грузовой автомобиль, парное молоко, голубое озеро, душистая лаванда,дальнее село, фермерское хозяйство, зеленое яблоко, кислый щавель. 2. Дорогая картина, ранняя весна, знойная жара, прилежная девочка, Черное море, лесная ягода, беленький зайчонок, хищная птица, тёплая шаль, пушистый кот.
Работа 3.
Прочитайте. Распространите предложения прилагательными.
1. Весна. Уже повеяло ветром, нахмурились тучи. Три дня и три ночи лил дождь. Потом ветер затих и надвинулся туман. На реке затрещали и поплыли льдины. А утром выглянуло солнце, зазеленела трава. Залились жаворонки в небе. Пришла весна. 2. Небо быстро затемнело, шла туча. Налетел порыв ветра. Деревья закачались. Страшно шумел лес. Ветер гудел, стонали деревья. Хлынул дождь; но скоро ветер улегся, дождь перестал. В небе опять засияли звезды. 3. Наступила осент. Лес уже пожелтел. Листья покрывали землю ковром. Часто моросит дождь. Тоскливо и грустно осенью в лесу. А сколько цветов было летом и весной! Как радовались мы ландышам, незабудкам, колокольчикам! 4. Еще дуют ветры. Кругом лежат сугробы. Леса и поля надежно укрыты снегом. Реки и пруды скованы льдом. Но с каждым днем сильнее греет солнце. Скоро побегут, зажурчат ручейки, возвратятся птицы.
Работа 4.
Запишите данные прилагательные с существительными в родительном, дательном и предложном падежах, употребив их с предлогами и без предлогов. Мощный процессор, дальний путь, горячее молоко, придорожное кафе, нижняя полка, сотовая связь, колючий шиповник, свежая капуста, главная дорога, молодое деревце, звездное интервью, широкополосный интернет. Р.п. : у, от, около,для, из. Д.п.: к, по. Пр. п.: о, на, в, при.
Работа 5.
Комментированное письмо. 1. Поздней осенью бывает иногда совсем, как раннею весной:там белый снег, там чёрная земля. (М. Пришвин.) 2. Вот и береза нежится, греясь под солнцем осенним. (И. Никитин.) 3. Разные бывают дожди: весенние и осенние, утренние и вечерние. (Л. Первомайский) 4. Брызгнули лучи весеннего солнца и заиграли на воде золотом и радугой. (М. Горький) 5. Мать приказала принести на блюдечке тепленького молочка и после многих попыток, толкая рыльцем слепого кутенка в молоко, выучила его лакать. (А. Аксаков) 6. Качнулась ветка сирени, и ребята увидели маленькую с серым брюшком, очень похожую на полевого воробья, пташку. (А. Осипов) 7. По ясному небу плавно неслись низкие, дымчатые тучи. (И. Тургенев) 8. Мы приехали на речку Воскресенье провести,
А свободного местечка Возле речки не найти ! (С. Михалков) 10. На пути мы не встречали ни одного человека до самой шоссейной дороги. Только в одном глухом месте на опушке соседнего дремучего леса лошадь бросилась в сторону. В этой местности водились волки медведи. 11. Мы готовились к отъезду. Когда все было готово, мужик отворил скрипучие ворота, и кучер ударил вожжой по лошади. М тронулись. Две большие собаки, которые спокойно играли в дальнем углу с маленькими щенятами, бросились лаем под самые копыта лошади. (По С. Бородину)
Гололедица.

Читайте также:  Имена прилагательные к слову берлога

А)
Уже третий день лежит снег. После полудня подул холодный колючий ветер. Небо заволокло тучами. Пошел мелкий косой дождь.
Б)
В такую погоду возвращались мы из соседней деревни . Шли полевой дорогой. Встречный ветер затруднял ходьбу. Дождевые капли кололи лицо. Пальто на груди загрубело от ледяной корочки.
В)
Вскоре все вокруг затянуло тонким слоем льда. Лелок с треском разламывался под ногами. Подъем по скользкой тропе стал затруднительным. (По В. Тетюреву)
Пришла весна
Уже конец апреля. Солнце стало греть сильнее и жарче. Снег весь растаял. Только в глубине дремучего леса и в глубоком овраге еще лежали узкие полоски снега. Рощи и леса уже опушилисьзеленым свежим листом. Из-за далекого синего моря прилетели пернатые. Одуванчики повернули свои головки к горячему солнцу. Дятел крепким клювом стучал по сухому дереву.
Работа 6.
Выпиши прилагательные с безударными окончаниями вместе с существительными. Укажите падеж. Найдите и выпишите существительные с безударными гласными в корне.
На переломе
Какой бы ни была уходящая зима – суровой, морозной и метельной, мягкой и белоснежной – она надоедает изрядно. Поэтому первого марта мы поздравляем друг друга с первым весенним днем. А ведь в марте всякое бывает: то поплывут по чистому светлому небу легкие облака – предвестники хорошей погоды, то закрутит такое, что покажется, будто, кроме снега, нет ничего на свете. (По Л. Семаго)

Источник

Карточки «Окончание прилагательных»
тренажёр по русскому языку (4 класс) на тему

Карточки «Окончание прилагательных»

Скачать:

Вложение Размер
okonchanie_prilagatelnyh.doc 46.5 КБ

Предварительный просмотр:

№1 В последн… время

На рабоч… лошадь

О счастливейш… людях

На превосходнейш… торты

На рычащ… собаку

Восхищающ… ся девочка

На посторонн… влияние

На граничащ… реку

На бесстыж… глаза

На палящ… солнце

В минувш… воскресенье

Про певуч… течение

На лучш… рисунки

Про лишн… задание

В высочайш… небоскрёбы

№3 Весенн… разливы

На похож… растение

Про величайш… событие

В сегодняшн… ночь

На растущ… дерево

На прилегающ… поле

Про счастливейш… время

На передн… часть

В недавн… встречу

За высохш… русло

Про домашн… задание

В субботн… вечера

На лишн… строчку

На тончайш… волокно

Про давн… чувство

Про глубочайш… океаны

Про высочайш… сосну

На соседн… облако

Восхищающ… ся люди

Про вчерашн… событие

На светлейш… создание

Про интереснейш… кино

Про субботн… сообщение

На прежн… квартиру

На жгуч… крапиву

На сладк… конфеты

Сквозь дремуч… тайгу

За лучш… сочинение

На растущ… дубки

В живуч… организмы

На бескрайн… равнину

На ближн… поляну

На высохш… болото

В здешн… магазины

На открывающ… ся дверь

За колюч… проволоку

На похож… чемоданы

Во вчерашн… ночь

На проезж… части

О величайш… встрече

В глубочайш… озеро

№8 Узеньк… ремешки

Про кипуч… деятельность

В погож… денёчки

Про живуч… кошку

На последн… электричку

Под колюч… растение

В царствующ… семью

В настоящ… дружбу

На здешн… молодёжь

В передн… колесо

На блестящ… ложку

В дальн… поездку

В соседн… деревню

В зимн… каникулы

На рычащ… животное

В сыпуч… продукты

На плачущ… девочку

Про здешн… руководство

На могуч… дерево

Во вчерашн… газеты

На горяч… солнце

На пахуч… сирень

На посторонн… поддержку

№11 Передн… дверь

На блестящ… украшение

Про вечерн… сказку

В соседн… деревню

Про настоящ… подругу

В осенн… распутицу

На блестящ… поверхность

На соседн… улицу

В близлежащ… село

В глубочайш… пещеру

На хорош.. погоду

За колюч… проволоку

На соседн… ветку

На ближайш… станцию

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка на тему «Правописание безударных окончаний имён прилагательных». Наблюдение за окончаниями прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе .

Тема: «Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания безударных падежных окончаний имен прилагательных».

Русский язык,окончания прилагательных.

Урок закрепления изученного материала.

Образовательные технологии: Исследовательская деятельность.Опережающее обучение (успешное обучение в старших классах). Работа в парах.Методика самооценки.

Раздаточные карточки для закрепления темы «Падежные окончания прилагательных».

Источник