Памятка для учащихся по теме «Глагол» (4 класс)
Материал содержит всю теорию, которую должны освоить дети при изучении темы «Глагол». Поможет детям освоить тему и окажет помощь при морфологическом разборе глагола.
Просмотр содержимого документа
«Памятка для учащихся по теме «Глагол» (4 класс)»
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и в предложении является сказуемым.
Глагол отвечает на вопросы: что делать? что сделать? И др.
Глагол имеет неопределённую форму (быть, иметь).
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА
1. Часть речи (на какой вопрос отвечает).
2. Начальная форма (неопределённая форма глагола).
6. Лицо (в настоящем и в будущем времени).
7. Род (в прошедшем времени).
8. Член предложения.
Пример: На берегу чуть слышно шумит камыш.
Шумит – (что делает?) – глагол, н. ф. – шуметь, Ι спр., наст. время, ед.ч., 3-е лицо, шумит – сказуемое
В неопределённой форме глагола
Во 2 лице ед.числа глаголов настоящего и будущего времени
В 3 лице глаголов настоящего времени
ОН учится
учатся
НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА
Неопределённая форма не определяет
время, лицо, род и число глагола.
Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? –
стоят в неопределённой форме.
Эти глаголы оканчиваются на ть, ти, чь.
что делать? что сделать?
действие, которое происходит сейчас.
действие, которое произойдёт в будущем
действие, которое произошло в прошлом
ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ
Для того, чтобы правильно написать окончание глагола в
настоящем и будущем времени нужно:
1. определить спряжение глагола.
2. по спряжению определить окончание.
Лицо Ι спряжение Ι Ι спряжение
1 -у, -ю, -ем, -ём -у, -ю, -им
2 — ешь, -ёшь, -ете, ёте -ишь, -ите
3 -ет, -ёт, -ут, -ют -ит, -ат, -ят
Окончание глаголов в прошедшем времени
Источник
Таблицы и памятки по русскому языку по теме «Глагол и его грамматические признаки»
Данная презентация обобщает знания по теме «Глагол». Является хорошим помощником учителю и учащимся в объяснении и закреплении материала.
Содержимое разработки
Таблицы и правила по русскому языку по теме «Глагол и его грамматические признаки»
Северо – Казахстанская область
Кировская средняя школа
Учитель начальных классов
- Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы
что делать? что сделать? что делает? что сделает? что сделал? что будет делать?
и им подобные, называются глаголами.
- В предложении глаголы обычно выступают в роли сказуемого:
Попалась мне на крючок маленькая рыбка.
Весёлый чиж сидит на ветке.
- Глаголы изменяются по временам, числам, лицам (в настоящем и будущем временах), а также по родам (в прошедшем времени, единственном числе).
НЕ с глаголами пишется раздельно:
- Не хочуесть кашу.
- Онне чувствовалхолода.
- НЕ с глаголами пишется слитно, если без НЕ глагол не употребляется ( ненавидеть, недоумевать,
Глаголы изменяются по числам.
- В единственном числе глагол обозначает действие одного предмета или лица.
- Глаголы в единственном числе отвечают на вопросы:
что делаю? — сплю;
что делаешь? — спишь;
что делает? — спит;
что сделаю? — посплю;
что сделаешь? — поспишь;
что сделает? — поспит;
что буду делать? — буду спать;
что будешь делать? — будешь спать;
что будет делать? — будет спать;
что делал? — спал;
что делала? — спала;
что делало? — спало;
что сделал? — поспал;
что сделала? — поспала;
что сделало? — поспало.
Глаголы изменяются по числам.
- Во множественном числе глагол обозначает действие двух или нескольких предметов или лиц.
- Глаголы множественного числа отвечают на вопросы:
что делаем? — отдыхаем;
что делаете? — отдыхаете;
что делают? — отдыхают;
что сделают? — отдохнут;
что сделаем? — отдохнём;
что сделаете? — отдохнёте;
что будем делать? — будем отдыхать;
что будете делать? — будете отдыхать;
что будут делать? — будут отдыхать;
что делали? — отдыхали;
что сделали? — отдохнули.
Глаголы изменяются по временам (всего времён три — настоящее, прошедшее и будущее).
- Глаголы настоящего времени обозначают действия, которые совершаются в настоящем, в момент речи о них. Они отвечают на вопросы:
- что делаю? — учу;
- что делаешь? — учишь;
- что делает? — учит;
- что делаем? — учим;
- что делаете? — учите;
- что делают? — учат.
Глаголы прошедшего времени обозначают действия, которые произошли до момента речи. Они отвечают на вопросы:
- что делал? — косил;
- что делала? — косила;
- что делало? — косило;
- что делали? — косили;
- что сделал? — скосил;
- что cделала? — cкосила;
- что сделало? — скосило;
- что сделали? — скосили.
- Глаголы прошедшего времени обычно имеют суффикс — л-.
Глаголы будущего времени называют действия, которые произойдут в будущем, и отвечают на вопросы:
- что сделаю? — спою;
- что сделаешь? — споёшь;
- что сделает? — споёт;
- что сделаем? — споём;
- что сделаете? — споёте;
- что сделают? — споют;
- что буду делать? — буду петь;
- что будешь делать? — будешь петь;
- что будет делать? — будет петь;
- что будем делать? — будем петь;
- что будете делать? — будете петь;
- что будут делать? — будут петь.
Неопределённая форма глагола
- Неопределённая форма — это начальная форма глагола.
- Неопределённая форма не указывает на время, лицо и число глагола.
- Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? (рисовать, мечтать, общаться) или что сделать? (перепрыгнуть, умыться, перейти).
- В неопределённой форме глаголы оканчиваются на — ть, -ти:
Весной почки на деревьях начинают набухать и расправляться.
- Некоторые глаголы имеют неопределённую форму на шипящий: беречь, жечь, лечь, мочь и др.
- Я приказал собаке стеречь велосипед.
- В прошедшем времени глаголы единственного числа изменяются по родам . Род глагола зависит от рода имени существительного, с которым этот глагол связан по смыслу в предложении:
Звонко хрустнула подкова, под подковой хрустнул лёд.
Солнце скрылось за горой.
- Глаголы мужского рода отвечают на вопрос что делал? или что сделал?: учил, рисовал; выучил, нарисовал.
- Глаголы женского рода отвечают на вопрос что делала? или что сделала?: шила, находила; пришила, нашла.
- Глаголы среднего рода отвечают на вопросы что делало? или что сделало?: веяло, дышало; навеяло, задышало.
Личные окончания глаголов
- В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по числам и лицам. Такое изменение называется спряжением.
- Лицо и число глагола определяется по местоимению и окончанию глагола или только по его окончанию .
Источник
Подборка правил: глагол
Подборка правил: глагол (определение, признаки, неопределенная форма глагола, вид, спряжение, переходные и не переходные глаголы, возвратность глагола, наклонение, время, орфограммы, морфологический разбор).
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие (идти, брать, хвалить, сделать).
Признаки
1. Постоянные:
- вид (совершенный/несовершенный);
- спряжение I или II;
- переходность (переходный/непереходный);
- возвратность (глаголы, которые без -СЯ не употребляются).
2. Непостоянные
- наклонение (изъявительное, условное, повелительное);
- число (единственное(иду, шёл, пойду), множественное (идём, шли, пойдём);
- время (прошедшее, настоящее, будущее);
- род (мужской, женский, средний);
- лицо (первое, второе, третье);
- возвратность (глаголы, имеющие возвратные и невозвратные формы).
Неопределённая форма глагола
Неопределённая форма – это начальная форма глагола.
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?, оканчиваются на -ТИ, -ТЬ или -ЧЬ, не имеют признаков времени, числа, лица и рода (идти, печь, стричь).
Вид глагола
В русском языке глаголы могут быть двух видов: совершенного и несовершенного.
- совершенный вид — глаголы отвечают на вопрос что сделать? и обозначают уже совершённое действие или действие в начальной стадии исполнения (решить, прочесть, спеть, запеть);
- несовершенный вид — глаголы отвечают на вопрос что делать? (решать, читать, петь, запевать).
ЗАПОМНИ!
- Только несовершенный вид:заискивать, перекликаться, перестреливаться, поглядывать, подсвистывать, подсевать, покашливать, приговаривать, принадлежать, разгуливать, сожалеть.
- Только совершенный вид: грянуть, допроситься, загреметь, зашагать, отшуметь, очутиться, перепортить, побежать, полежать, полить, помечтать, понадобиться, попридержать, пораздумать, посидеть, хлынуть.
Спряжение глаголов
Глаголы могут спрягаться, то есть изменяться по лицам и числам.
Выделяют 2 спряжения глагола:
I спряжение — глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ЕТЬ, -АТЬ, -ОТЬ, -УТЬ, -ЯТЬ, -ЫТЬ; в 3-м лице мн. ч. оканчиваются на -УТ, -ЮТ (петь, прятать, колоть, тянуть, веять, мыть);
II спряжение — глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ИТЬ; в 3-м лице мн. ч. оканчиваются на -АТ, -ЯТ (возить, пилить, тратить).
ИСКЛЮЧЕНИЯ!
- Эти глаголы относятся к I спряжению: брить, стелить, зиждиться, зыбить.
- Эти глаголы относятся ко II спряжению: гнать, дышать, держать, зависеть, слышать, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, смотреть.
Способ определения спряжения глагола
- Если личное окончание ударное , то определяем по личному окончанию:
1. Если -У/-Ю, -ЁШЬ, -ЁТ, -ЁМ, -ЁТЕ, -УТ/-ЮТ, то это I спряжение.
2. Если -У/-Ю, -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ, то это II спряжение. - Если личное окончание безударное , то определяем по неопределённой форме
1. Если неопределённая форма оканчивается на -ИТЬ (кроме брить, стелить), если это один из 7 глаголов на -ЕТЬ (смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть), если это один из 4 глаголов на-АТЬ (слышать, гнать, дышать, держать), то это II спряжение.
2. Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.
ЗАПОМНИ!
Глаголы хотеть, бежать относятся к разноспрягаемым.
Переходные и непереходные глаголы
Глаголы в русском языке бывают переходные и непереходные.
- Переходные — обозначают действие, которое переходит на какой-либо предмет, обозначаемый существительным, в винительном падеже без предлога (если действие переходит на часть предмета, винительный падеж заменяется родительным) — провожать сестру, рубить берёзу, читать книгу, шить костюм, выпить молока.
- Непереходные — обозначают действие, которое не переходит на другие предметы (глаголы с суффиксом -СЯ – непереходные) — гулять в саду, спешить на поезд, заниматься спортом, купаться в море.
Возвратные глаголы
Возвратные глаголы – это непереходные глаголы с суффиксом -СЯ.
Многие глаголы в русском языке имеют возвратные и невозвратные формы: мыть(ся), драть(ся), валять(ся), умывать(ся), стучать(ся), гнуть(ся).
Некоторые глаголы без -СЯ не употребляются: смеяться, надеяться, стараться, бояться, гордиться, сомневаться.
Наклонение глагола
В русском языке различаются три наклонения глагола: изъявительное, сослагательное (условное) и повелительное.
- изъявительное наклонение — обозначает действие, которое происходило, происходит или произойдёт (спал, сплю, буду спать).
- сослагательное (условное) наклонение — обозначает действие желаемое или возможное, образуется с помощью формы прошедшего времени глагола и частицы БЫ (я написал бы, вы пришли бы).
- повелительное — обозначает побуждение к действию, приказ, просьбу (принесите, стойте, встань).
Время глагола
Глаголы изменяются по временам (только в изъявительном наклонении). Выделяют настоящее, прошедшее и будущее (простое и сложное) времена глагола.
- Прошедшее время относится к действиям, которые к моменту речи уже завершились. Отвечают на вопросы: что делал? что делала? что делало? что делали?
Изменяются по родам и числам: Я / он шёл. (м. р., ед. ч.); Ты / она шла. (ж. р., ед. ч.); Оно шло. (ср. р., ед. ч.); Мы / вы / они шли. (мн. ч.).
- Настоящее время относится к действиям, которые происходят в момент речи. Отвечают на вопросы: что делаю? что делаешь? что делает? что делаем? что делаете? что делают?
Изменяются по лицам и числам: (Я иду. (1 л., ед. ч.); Ты идёшь. (2 л., ед. ч.); Он / она идёт. (3 л., ед. ч.); Мы идём. (1 л., мн. ч.); Вы идёте. (2 л., мн. ч.); Они идут. (3 л., мн. ч.)).
- Будущее время относится к действиям, которые произойдут в будущем. Отвечают на вопросы: что сделаю? что сделаешь? что сделает? что сделаем?что сделаете? что сделают?
Изменяются по лицам и числам: (Я пойду. (1 л., ед. ч.); Ты пойдёшь. (2 л., ед. ч.); Он / она / оно пойдёт. (3 л., ед. ч.); Мы пойдём. (1 л., мн. ч.); Вы пойдёте. (2 л., мн. ч.); Они пойдут. (3 л., мн. ч.)).
Формы будущего времени
- простая (от глаголов совершенного вида: увижу, увидишь, увидит, увидим, увидите, увидят).
- сложная (от глаголов несовершенного вида: буду читать, будешь читать, будет читать, будем читать, будете читать, будут читать).
Правописание НЕ с глаголами
ЗАПОМНИ!
НЕ с глаголами всегда пишется раздельно (Не спать! Он не боялся идти в лес.).
ЗАПОМНИ!
Глаголы, которые без НЕ не употребляются: негодовать, недоумевать, ненавидеть, несдобровать, нездоровиться.
Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ
ЗАПОМНИ!
Чтобы узнать, пишется у глагола -ТСЯ или -ТЬСЯ, нужно поставить вопрос. При вопросах что делать?/что сделать? пишется -ТЬСЯ, а при вопросах что делает?/что сделает? пишется -ТСЯ.
- Что делать?купаться, смеяться, возиться, лениться, учиться.
- Что делает?купается, смеётся, возится, ленится, учится.
Источник