Меню

Пары синонимов и имена прилагательные



Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 53. Имена прилагательные – синонимы и антонимы

Вопросы, рассматриваемые на уроке

  • имена прилагательные – синонимы и антонимы.
  • подбирать синонимы и антонимы к именам прилагательным;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные красивый, и краткие красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной. Изменяются по родам, числам и падежам.

Синонимы – слова, близкие по лексическому значению.

Антонимы – слова, противоположные по смыслу.

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Русский язык 37. Антонимы и синонимы — Шишкина школа

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Давайте вспомним, что такое синонимы и антонимы.

Синонимы – слова, близкие по лексическому значению.

Антонимы – слова, противоположные по смыслу.

Среди имён прилагательных немало синонимичных и антонимичных пар.

Например: высокий – низкий, стройный – полный, хороший – плохой. Это пары антонимов.

А вот, например, ряд синонимов к слову высокий – важный, великорослый, возвышенный, высоковольтный, горний, гулливеровский, длинный, долговязый, здоровенный, рослый.

При подборе синонимов иногда надо учитывать и имя существительное, к которому оно относится. Например, мягкий хлеб – свежий хлеб, мягкий человек – деликатный человек. Обратите внимание, нельзя про хлеб сказать деликатный, но про человека иногда говорят свежий человек, когда, например, человек приходит на новое место работы.

Чтобы подобрать подходящие синонимы или антонимы, можно пользоваться словарями, они так и называются – «Словарь синонимов русского языка» или «Словарь антонимов русского языка». Вам может помочь и «Толковый словарь».

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

Здоровый парень – __________________.

Здоровые глазищи – __________________.

Слова для справок: большой, сильный, огромный, крепкий, гигантский, громадный, крупный.

Читайте также:  Могучий это прилагательное или причастие

Проверьте себя по эталону:

Здоровый парень – сильный, крепкий парень,

Здоровые глазищи – большие, огромные, гигантские, громадные, крупные глазищи.

  1. Слово здоровый (обладающий хорошим здоровьем) произошло от древнего слова дорво – «дерево». Первоначально значило «сильный, крепкий как дерево». Какие антонимы подходят к этому слову? Напишите.

Здоровый человек – __________________

Проверьте себя по эталону:

Здоровый человек – больной, болезненный, хилый человек.

  1. Прилагательное опасный образовано от слова «пастѝ» при помощи приставки о-, опасный, значит «требующий осторожности». Распределите слова в два столбика: синонимы к слову опасный, антонимы к слову опасный.

синонимы к слову опасный

антонимы к слову опасный

Ненадёжный, простой, рискованный, безопасный, вредоносный, неопасный, коварный, лёгкий

Источник

Прилагательные антонимы и синонимы

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (857,7 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • предметные: обобщить, углубить, закрепить представление об антонимах. Содействовать развитию умения у учащихся применять антонимы; использовать их в устной и письменной речи; находить антонимы в тексте; сравнивать антонимы и синонимы.
  • личностные: ориентируются на понимание причин успеха в учебе, проявляют интерес к новому учебному материалу ,

Метапредметные универсальные учебные действия:

  • познавательные: анализируют изучаемые факты языка, выделяют их отличительные признаки, осуществляют поиск нужной информации в учебнике, понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме,
  • коммуникативные: используют в общении правила вежливости, формулируют свое мнение и позицию, строят понятное для партнера высказывание, принимают участие в работе парами, допускают существование различных точек зрения.
  • регулятивные: адекватно воспринимают оценки учителя, товарищей, вносят необходимые коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками, выполняют учебные действия в устной и письменной речи, принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация к уроку, карточки для работы в парах, конверты с пословицами для работы в группах, словари антонимов и синонимов.

Ход урока

I. Организационный момент.

— Доброе утро, ребята! (слайд №1)
Солнце радостно проснулось,
Осторожно потянулось,
Лучикам пора вставать
И урок наш начинать!

II. Чистописание. (слайд №3)

Маленькое дело лучше большого безделья.

1. Актуализация знаний

— Слова, какой части речи употребляются здесь дважды?

— Что вы знаете об имени прилагательном?

Какой частью речи выражены выделенные слова? Что мы уже знаем об имени прилагательном?

Поставьте эти слова в начальную форму.

Что общего у этой пары слов? (Имена прилагательные, в н.ф., вопрос). Чем они отличаются? (Они противоположны по значению).

О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? Как бы вы сформулировали тему урока?

2. Словарная работа (слайд № 4)

Агроном, ненавидеть, традиция, оборона, ненастный, изморозь, молоток (комментированное письмо)

— Прочитайте слово, состоящее из первых букв словарных слов (антоним) (слайд №5)

Исходя из темы урока, поставьте перед собой цели нашего урока: (слайд №6)

Узнать, для чего нужны.

Учиться находить, подбирать . и употреблять. (будем говорить о роли антонимов-прилагательных в речи, учиться находить их в тексте, подбирать антонимы к словам, правильно их употреблять).

III. Открытие нового знания. Создание проблемной ситуации

1. На доске записаны пары слов. Я считаю, что это антонимы?

Солнце — яркое, худой-толстый, добрый – улыбчивый

Найдите антонимы в пословице.

2. — Разберите слова парами так, чтобы слова были противоположными по значению.

Трусливый, дорогой, здоровый, молодой, правый, правдивый, вежливый, храбрый, дешевый, больной, старый, виновный, лживый, грубый. (слайд 7)

— Что мы можем сказать об антонимах?

Слова, противоположные по смыслу, иначе называются а н т о н и м ы.(слайд №8)

IV. Закрепление нового материала

1. Наблюдение над употреблением в речи антонимов. — Рассмотрите картинки, назовите прилагательные-антонимы: (слайд №9)

Шарик лёгкий, а гиря тяжёлая.

Заяц белый, а волк серый.

Автомобиль маленький, а грузовик большой

— По какому признаку противопоставлены слова?

2. Работа в парах.

Возьмите на своих партах карточки зеленого цвета, что вы можете сказать о них

(она одна на парте). — Что это значит? (Работаем в парах)

Задание: подберите к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением:

Длительный темный
Храбрый скупой
Искусственный медлительный
Светлый иностранный
Расторопный трусливый
Отечественный натуральный
Ошибочный кратковременный
Щедрый правильный

3. Работа в группах. Собери пословицу.

Теперь возьмите на ваших партах конвертик. Что вы заметили?

(предстоит работа в группах, т.к. конверт один на две парты)

Запишите полученные пословицы в тетрадь, подчеркните антонимы в предложении.

Доброе слово дом построит, а злое – разрушит.
Большой говорун- плохой работник
Тайное всегда становится явным.
На большое собака лает, а большое кусает
Худое долго помнится, а хорошее скоро забудется

Как подчеркнули антонимы? Почему?

Что мы можем сказать об антонимах? Работа над правилом.

Помогите теперь мне подобрать антонимы к словам:горячий, мягкая, старое, оранжевый.

Вывод.Не все слова имеют антонимы.

4. Подбор антонимов к многозначным словам.

— Ребята, что такое многозначные слова?

— Подберите антонимы к многозначным словам (устно): (слайд №10-11)

VI. Физкультминутка: (слайд №12- 14)

Мы шагаем, мы шагаем;
Шаг влево, шаг вправо,
Шаг вперёд и шаг назад.
Мы шагаем, мы шагаем,
Слова-антонимы мы знаем

VII. Работа по теме урока. Синонимы.

1. Наблюдение над употреблением в речи синонимов (слайд №15)

— Сравните между собой слова в каждой группе. Чем они сходны по смыслу? Чем различаются?

Большой, огромный, громадный, гигантский.

Маленький, малюсенький, крошечный.

Крутой, обрывистый, отвесный.

— Как называются слова в каждой группе? (синонимы)

2. Работа над правилом — стр.52

Слова, близкие по смыслу, называются с и н о н и м ы (слайд №16).

3. Узнайте животных по описанию: (слайд № 17-18)

Трусливый, боязливый, несмелый. (заяц)

Хитрая, лукавая, плутоватая. (лиса)

Злой, сердитый, коварный. (волк)

Неуклюжий, неловкий, косолапый. (медведь)

— Составьте предложения про зверей, используя слова-синонимы.

— Разберите предложение по членам, назовите словосочетания.

4. Работав парах

Составьте из слов синонимические ряды: (слайд №19-20)

Грустный, слабый, ломкий, стремительный, печальный, унылый, хрупкий, быстрый, скорый.

— Ребята, прочитайте ряды слов и определите, какие из данных рядов являются синонимическими рядами. Запишите их в тетрадь. (слайд №21)

Глупый, неумный, недалёкий.

Добрый, жадный, щедрый.

Вечный, бессмертный, временный.

Бездушный, чёрствый, отзывчивый.

Смелый, храбрый, мужественный.

VIII. Работа со словарём.

— Существуют словари синонимов и антонимов.

Например, вот этот словарь для школьников, составленный О.А.Михайловой.

[Учитель демонстрирует словарь]

— Существует множество словарей синонимов и антонимов. Например, такие.( слайд №22)

— В этом словаре, как и в других словарях, принят алфавитный порядок.

Первая часть посвящена синонимам, а вторая – антонимам.

— Найдите и прочитайте синонимы к слову учиться. — Найдите антонимы к слову серьёзный.

IX. Закрепление.

— Сейчас я прочитаю вам текст, ваша задача записать только прилагательные

Из Америки вывезли цветок окраски. чудо было очень роста.. красавца сажали в центре клумбы. Цветок держался на стебле. Его украшали листья. На голове был венец из лепестков. Голова цветка напоминала солнце. По имени солнышка цветок назвали – подсолнечник. (55 слов.)

Проводится коллективная проверка. Учащиеся читают записанные прилагательные, объясняют их правописание.

X. Итог урока.

— Что такое синонимы и антонимы?

— Почему в речи люди употребляют синонимы и антонимы?

Оценивание. Домашнее задание: упр.483, подобрать пословицы с прилагательными-антонимами.

Источник