Меню

переход от прилагательного к существительному в русском языке



Образование имён существительных путём перехода прилагательных в существительные

Поставьте вопросы к выделенным словам и определите, в каких предложениях они обозначают предмет и в каких — признак предмета. Какими членами предложения являются выделенные слова?

Больная рука ныла всю ночь.

Больная заснула только к утру.

Укажите род, число и падеж выделенного существительного. Какое оно — собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое?

Имена существительные, образованные путём перехода прилагательных в существительные, относятся к одному из трёх родов, бывают одушевлёнными или неодушевлёнными. Они имеют падежные окончания прилагательных. В предложении они бывают чаще всего подлежащими или дополнениями. При их морфологическом разборе склонение не указывается.

1. Составьте 6 предложений с любыми из данных ниже слов, используя каждое слово в одном предложении как прилагательное, в другом — как существительное. Какими членами предложения являются эти слова?

Прямая (линия), ломаная (линия), передовая (статья), передовая (позиция), посевная, уборочная (кампания), буровая (вышка), Первая конная (армия).

Сделайте морфологический разбор 2—3 существительных, образованных из прилагательных.

2. Спишите и подчеркните существительные с окончаниями прилагательных, определите их род и падеж, над одушевлёнными поставьте букву о, над неодушевлёнными — н.

1. В прекрасный летний день барыня со своими приж..валками ра..хаживала по гости(н,нн)ой. 2. Чай ей показался особенно вкуси. за что горничная получила на словах похв..лу и деньгами гривенник. 3. Пр..ходя через гости(н,ин)ую, дв..рецкий для п..рядку переставил колокольч..к с одного стола на другой и выш..л в переднюю.

(По И. С. Тургеневу.)

Найдите устаревшие слова. Почему они вышли из употребления?

В 3-м предложении подчеркните главные члены.

3. Укажите в повести А. С. Пушкина «Дубровский» данные в сносках существительные, образованные из прилагательных. Найдите в тексте предложения, в которых употреблены эти существительные, и определите, какими членами предложения они являются?

Почему значение этих существительных, образованных из прилагательных, разъясняется в сносках?

4. Составьте предложения на одну из тем, употребив данные ниже слова. Подчеркните существительные с окончанием прилагательных, определите их падеж.

В школе: учительская, дежурный, мастерская, столовая, знакомый.
Я иду по городу: мостовая, набережная, булочная, прачечная, встречный, приезжий, военный.

5. Диктант. Подчеркните глаголы в неопределённой форме. Обозначьте орфограммы № 4, 12, 13, 27.

П..явиться с (северо)востока, разгорается к утру, приземлиться на незн..комой те(р,рр)итории, оз..рить г..ризонт на (северо)западе, выр..стает с пр..ближением к аэр..дрому, улететь на юго(запад), продв..гаться на (юго)восток, распол..житься у дорог.. .

Инт..ресное из..бретение, гости(н,нн)ая в дом.. пр..езжих, ост..новиться в гости(н,нн)ице, сообщить о р..корде, ч..мпион среди т..желовесов, ж..лание п..бедить, в св..бодную м..нуту, на т..атральной афиш.. .

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник

Урок русского языка на тему: «Переход прилагательных в имена существительные»

Конспект урока русского языка

«Переход прилагательных в имена существительные»

— формирование представлений учащихся о явлении перехода имени прилагательного в имя существительное.

— Развитие у учащихся умений: формулировать вопрос урока; находить в тексте ответ на поставленный вопрос;

решать творческую задачу на уровне импровизации.

— Воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку;

— Развитие познавательного интереса к родному слову;

— Развитие у учащихся умений учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу).

— формирование навыков речевых действий: использование адекватных языковых средств для выражения своих чувств, эмоций, мыслей;

— осознавать способность к преодолению препятствий и самокоррекции;

— объяснять языковые процессы, явления, выявляемые в ходе повторения;

— формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

— урок «открытия» нового знания.

— презентация к уроку,

— раздаточный материал (текст В.Г. Короленко), карточки с заданием,

Личностные: развитие доброжелательности, внимательности, готовности к сотрудничеству.

Актуализация опорных знаний

— Сегодня мы с вами поговорим о слове, точнее, об имени прилагательном. И урок этот будет необычным: чувство, настроение, мысль помогает выразить слово, но не простое, а “волшебное”. Имя прилагательное выступит в этой роли. Почему волшебной? На этот вопрос вы дадите ответ в конце урока.

— В каком стиле, по-вашему, используются чаще имена прилагательные?

— Как вы думаете, почему именно в художественном? Что характерно для данного стиля?

— Давайте обратимся к тексту В. Г. Короленко “Поздняя осень”.

— Имена прилагательные чаще всего используются в художественном стиле речи.

— ( Черты художественного стиля: сферу употребления, задачи речи, языковые и речевые средства. Учащиеся отмечают богатство художественной речи, подчёркивая, что именно ей свойственно широкое использование имен прилагательных ).

Познавательные : владение необходимой информацией.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Над землёй низко подымается уже холодное солнце, бежит холодный ветер, несутся холодные тучи. Жизнь замирает тихо, незаметно. Земля всё больше проступает из-под зелени своей чернотой, в небе господствуют холодные тона. И вот наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую, будто овдовевшую землю падают миллионы снежинок и вся она становится ровна, одноцветна и бела.

Белый цвет – это цвет холодного снега, цвет высочайших облаков, которые плывут в недосягаемом холоде поднебесных высот, – цвет величавых горных вершин.

Личностные : формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.

— Посмотрите, какие изменения происходят в природе осенью?

-Какое настроение создает у вас текст? Меняется ли оно?

— С какой целью автор использует повтор одного и того же слова “холодный”?

— Найдите слова, которые помогают “почувствовать” осень.

— Объясните лексическое значение словосочетания овдовевшая земля . Как называется этот троп?

— Найдем и подчеркнем все прилагательные. Какова их роль в тексте?

— Как заглавие отражает “настроение” текста?

— К какому типу текста вы отнесёте данный?

— Можем ли мы сейчас уже ответить на вопрос, в чем же волшебство прилагательных?

— А что станет с текстом, если убрать все имена прилагательные?

— Давайте сделаем вывод о роли прилагательных в тексте.

— Но волшебство прилагательных на этом не заканчивается. Давайте попробуем разобраться, почему же ещё.

— Холодное(ые), недосягаемая, ровна, одноцветна, бела, смирившаяся, притихшая, овдовевшая.

(Учащиеся отмечают переносное значение слова овдовевшая, объясняют значение словосочетания, подчёркивая образность переносного значения словосочетания).

— Природа живёт своей жизнью: на смену осени приходит зима, которая царственно вступает в свои права.

— ( Учащиеся находят в толковом словаре лексическое значение слова “поздний”:

1. Представляющий собой конечную пору суток или какой-л. части суток, года. 2.Задержавшийся появлением, наступивший, совершённый после обычного или нужного времени; запоздалый) .

— Повествование с элементами описания. Доказательства: отмечают последовательность действий, находят элементы описания.

— С помощью прилагательных создается особая выразительность текста.

— ( читаем текст, пропуская все прилагательные ) Текст стал, сухим, неинтересным, невыразительным, утратилась эмоциональность, образность.

— Имена прилагательные придают тексту точность, образность, эмоциональность.

Познавательные : поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

— Посмотрите на доску. Прочитаем предложение.

— Определите, к какой части речи относится данное слово? Докажите.

— Посмотрите на второе предложение. Здесь выделено это же слово. Но к какой части речи оно относится?

— Выпишите словосочетания с выделенными словом.

— Это слово является именем прилагательным, так как оно обозначает признак предмета, зависит от имени существительного.

— ( Знаться с умным, с умным человеком ).

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

С умным знаться – ума набираться.

Лучше с умным человеком потерять, чем с глупым найти.

— Определите и докажите, к какой части речи относится слово «умным».

— Одно слово «умный», но в одном случае вы говорите, что это прилагательное, а в другом – имя существительное. Как так?

— Почему так происходит?

— Совершенно верно. Молодцы!

— Совершенно верно. Запишем тему нашего урока «Переход прилагательных в имена существительные».

— Такие имена существительные еще называют субстантивированными . А сам процесс перехода – субстантивацией .

— Знаться (с кем?) с умным, имя существительное;

с человеком (каким?) умным, имя прилагательное.

— Имя прилагательное переходит в имя существительное, потому что оно получает предметное значение и приобретает признаки имени существительного (одушевленное-неодушевленное, нарицательное-собственное, род).

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Познавательные : подведение под понятие, выведение следствий.

— Применим ваши знания на практике. Я прошу вас составить и записать 2 предложения со словом «рабочий»: 1) это слово является прилагательным, 2) это слово является существительным.

(выполняется работа, учащиеся зачитывают свои предложения ).

Регулятивные : умение действовать по плану и планировать свою деятельность; целеустремленность и настойчивость в достижении целей.

Познавательные : поиск и выделение необходимой информации.

Заполните таблицу, разместив по группам приведенные справа слова.

Рабочий, прачечная, портной, жаркое, военный, приемная, будущее, холодное, былое, мороженое, дарственная, парикмахерская, детская, лесничий, постовой, операционная, пивная, прошлое, заливное, купчая, столовая, дневальный, рядовой, кладовая, булочная,

частное, шампанское, накладная, учительская, больной, дежурный, прекрасное, приезжий, сладкое, душевая, белый..

— Посмотрите, таких слов множество. Что они могут обозначать?

— Совершенно верно. Я предлагаю нам сейчас немного поиграть. Для этого мы сначала разделимся на группы ( по 4 человека, как сидят ). Сейчас я каждой группе раздам данный набор слов и карточку с одним понятием. Задача каждой группы среди всех слов найти только те, которые соответствуют их теме.

— А теперь давайте проверим, что у нас получилось.

— Молодцы! А следующее задание индивидуальное, и выполнять мы его будем в тетрадях.

— Я прошу вас разделить лист на два столбика. Один – прилагательные, другой столбик – существительное. На слайде появятся предложения. Ваша задача записать их в нужный столбик.

— ( Учащиеся просматривают слова и предлагают свои варианты ) Обозначают название лиц, помещений, документов, блюд и напитков, абстрактные понятия.

( учащиеся разворачиваются друг к другу ).

( Учащиеся получают свои карточки и начинают работу. Минуты 4-5 максимум. Далее представитель от группы зачитывает слова своего столбика ).

В нашей гимназии красивая столовая.

Столовая ложка упала на пол.

В детской комнате много игрушек.

В детской сделали ремонт.

Оркестр играл военный марш.

По улице шел военный.

Раненого принесли в дом.

Мне стало жаль раненого пса.

Врач прописал больному постельный режим.

Больному ребенку необходим покой.

Регулятивные : умение взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества со сверстниками; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.

Познавательные : постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы

— Закончили? Хорошо, а теперь я прошу вас взять цветную ручку и поменяться тетрадкой с соседом по парте. Сейчас вы все побудете в роли экспертов и проверите работу своего товарища. Не забудьте выставить отметку.

Регулятивные : умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки.

Столовая ложка упала на пол.

В детской комнате много игрушек.

Оркестр играл военный марш.

Мне стало жаль раненого пса.

Больному ребенку необходим покой.

В нашей гимназии красивая столовая .

В детской сделали ремонт.

По улице шел военный .

Раненого принесли в дом.

Врач прописал больному постельный режим.

— Мы познакомились с интересным явлением – переходом имени прилагательного в имя существительное.

— Давайте подведем итог нашего занятия.

Я прошу вас проанализировать свою работу на уроке, продолжив предложения:

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Мне было интересно…

Познавательные : рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные : целеустремленность и настойчивость в достижении целей.

Источник

Переход прелогательных в существительные

Следует остановить внимание учащихся на прилагательных, перешедших в существительные. В результате того, что учащиеся смешивают окончания прилагательных с окончаниями существительных, возникают ошибки типа: «с мороженом» (по аналогии с окном), «горючие» (вместо горючее). Они рассуждают так: «Если это существительное, то к какому склонению его отнести? А если это прилагательное, то как найти слово, то которого к нему можно поставить вопрос?» Необходимо показать учащимся, что слова эти хотя и перешли в существительные, но ни к какому склонению не относятся и склоняются по образцу прилагательных.

Обратите внимание на интересную игру: скачать взломанный bravo stars устанавливается на телефон под управлением Андроид.

Останавливаем внимание учащихся на двух группах слов:

1) Прилагательные, которые могут употребляется в зависимости от контекста как прилагательные и как существительные: Рабочие давно ушли. Рабочие руки творят чудеса.

2) Прилагательные, которые перешли в существительные и употребляются только как существительные (жаркие, насекомое), сохранив окончания прилагательных. В предложении такие слова могут быть подлежащими и дополнениями.

Предлагаем выполнить задания.

1. Сначала выписать слова, употребляющиеся только как существительные, а затем слова, которые могут быть прилагательными и существительными.

Красный, борзая, высокий, умный, животное, мостовая, запятая, кладовая, рулевой, пирожное, ротный, конный, плясовая, набережная: горячее, дозорный, парикмахерская, пеший, накладная, комендантская, гостиная, караульный.

2. С данными словами составить по два предложения: Мы расставили столовую посуду. Семья обедала в столовой.

Мороженое, смелый, часовой, военный, посевная, рядовой, сладкое, больной, знакомый, легкие, ученый.

3. Данные слова поставить в родительном падеже, подчеркнуть окончание: служащий — служащего.

Холодное, рыжий, гончий, верховой, кормчий, городничий, зодчий, вестовой, вагоновожатый, прилагательное, существительное.

Притяжательные прилагательные на — ИН, — ЫН и -ОВ, -ев перешли в собственные имена существительные. Они обозначают. Й и географические названия. Затрудняет в этих словах правописание творительного падежа единственного числа: С Петей Ростовым, но: воевал под Ростовом;. с капитаном Тушиным, но: живет под Тушином.

Учащиеся должны запомнить, что названия населенных пунктов в творительном падеже имеют окончания существительных 2-го склонения: Ростов — Ростовом (как стол — столом), а имена собственные изменяются, как имена прилагательные.

1. Составить предложения, поставив существительные в творительном падеже единственного числа: Познакомился с поэтом, Львовым. Мы долго жили подо Львовом.

Город Калинин, Игорь Калинин. Летчик Бабушкин, город Бабушкин. Композитор Бородин, село Бородино. А. С. Пушкин, . город Пушкин. А. П. Чехов, город Чехов.

2. Следующие географические названия и фамилии поставить в творительном падеже единственного числа, составить словосочетания: Саратов — провел лето под Саратовом.

Тихвин, Тамбов, Куприн, Бунин, Репин, Федотов, Калязин, Мухин, Лисицын, Большов, Царицын.

в результате смешения окончаний прилагательных, перешедших в существительные, появляется еще одна ошибка: смешиваются окончания родительного падежа в похожих фамилиях, например: Толстой — Толстого, а учащиеся пишут «Толстова» (от Толстов).

Сопоставление этих форм поможет учащимся запомнить правило: фамилии на -ой склоняются, как подобные прилагательные, а фамилии на -ав, как подобные притяжательные прилагательные, например: Грязной — Грязного; Нагульнов — Нагульнова; Разметнов — Разметнова.

3. Поставить следующие существительные в родительном. падеже.

Дурнов, Пешков, Шацкий, Барский, Связнов, Чайковский, ,Маяковский.

4. Раскрыть скобки.

Комедия (Грибоедов), рассказы (Горький), басни (Крылов), картина (Маковский), выставка (Серов), портрет академика (Павлов), операция хирурга (Пирогов), магазин (готовое) платья, покое у (дальний) леса, мы (одинаковый) роста, спектакль (Товстоногов) .

Источник

Читайте также:  какое окончание имеют существительные 3 склонения в дательном падеже

Переход от прилагательного к существительному в русском языке



Переход слов других частей речи в имена существительные

Переход в разряд имен существительных слов других частей речи называется субстантивацией. В имена существительные чаще всего переходят прилагательные (главным образом относительные).

Многие прилагательные перешли в существительные сравнительно давно, и их связи с именами прилагательными в современном русском языке оказались утраченными, немотивированными (так называемая историческая субстантивация). Например, вестовой, портной, запятая, подноготная, родословная, мостовая, пирожное, приданое и т.д.

Наблюдается и процесс иного порядка, когда ГЗ прилагательных варьируются в зависимости от лексического окружения в контексте. В этом случае субстантивированные слова сохраняют свои связи с именами прилагательными. Ср. употребление одних и тех же слов в роли прилагательных и в роли существительных: Ежедневно он проходил мимо кондитерской фабрики.— Объелся без меры конфет в кондитерской (Г.); В комнате стояла детская кроватка, два сундука, два кресла, стол и детские столик и стульчик (Л.Т.).— Это была детская.

В имена существительные переходят и отдельные качественные прилагательные. Например: кривой (кривая), молодой (молодая, молодое), жаркое, сладкое. Ср.: Пылко сердце молодое, нет любви его жарчей.— Молодое тянется к любви естественно и просто, как цветы к солнцу (Мальцев).

Значительную роль в пополнении имен существительных (главным образом имен собственных) сыграли притяжательные прилагательные на -ин, -ов, -ино, например: Бородин, Гаршин, Пушкино (город), Петров, Иванов, Бородино (село), Голицыне (станция) и т.д.

В имена существительные иногда переходят и причастия (преимущественно действительные) в том случае, если они приобретают значение предметности. Ср.: Это были мастера, охотно трудящиеся над изготовлением новых изделий из дерева.— Все трудящиеся в нашей стране имеют право на ежегодный оплачиваемый государством отдых.

В роли имен существительных могут употребляться и отдельные страдательные причастия, например: убитый, недоступный, невысказанный. Ср.: Невысказанное долго мучило обоих.— Никем не высказанное предположение. Или: На поле брани осталось немало убитых.— Уток, убитых охотником, подготовили для жарки.

В отдельных случаях функционально с существительными могут сближаться местоимения (например: я, сам) и междометия (например: ура! караул!). Ср.: Беседовать со своим «я» было для него высшею отрадою (Гонч.).— Я недостоин вас, я это знаю (Т.). Ср.: Стены от «ура» ы тряслись и трепетали (Д. Давыдов).— Кричали женщины ура и в воздух чепчики бросали (Гр.).

Источник

Переход прилагательных в существительные

Прилагательные могут переходить в разряд существительных. Этот процесс называется субстантивацией (от лат. substantivum).

Субстантивация – процесс, который русский язык знает издавна. Вряд ли неспециалист сможет сейчас догадаться, что такие существительные, как войско, вдова, молебен, рукав, ножны, по происхождению являются прилагательными.

В современном языке процесс субстантивации также происходит очень активно. Можно выделить большие тематические группы существительных, которые произошли от прилагательных. К ним относятся, например, многие слова, которые служат названиями помещений в квартире или жилом доме: передняя, гостиная, столовая, ванная, буфетная, гардеробная, бильярдная. Бывшие прилагательные – это и названия предприятий торговли и общественного питания, которые есть в каждом городе: булочная-кондитерская, шашлычная, пельменная, бутербродная, закусочная, рюмочная и т.д. Названия многих политических объединений, сторонников того или иного общественно-политического направления – это также нередко субстантивированные прилагательные: левые, правые, красные, белые, зеленые, коричневые. Многие наименования представителей отдельных рас тоже прилагательные, перешедшие в разряд существительных: белый, черный, желтый, краснокожий. (Вспомним В. Маяковского: «Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченый. Белую работу делает белый, черную работу – черный«.) Названия некоторых пород собак: борзая, гончая, легавая тоже результат субстантивации.

Читайте также:  значение всех имен существительных

При субстантивации меняются семантические, морфологические и синтаксические свойства бывших прилагательных. Теперь они обозначают предмет, а не признак, приобретают самостоятельный род, изменяются по падежам и числам; причем, как и некоторые существительные, субстантивированные прилагательные употребляются в форме только одного числа: жаркое, горячее, сладкое, заливное (только единственное); родные, близкие (только множественное). Субстантивированные прилагательные могут, в свою очередь, иметь при себе определения: «светлая гостиная«, «кооперативная пельменная«, «первоклассный портной«. В предложении субстантивированные прилагательные являются преимущественно подлежащим или дополнением («Закусочная открывается в 10 часов» – «Открыли прекрасную закусочную«).

Примечание. Необходимо отметить, что процесс субстантивации охватывает не только прилагательные. В существительные переходят и другие части речи, в первую очередь причастия: будущее, минувшее, настоящее, раненый, возлюбленный и др.

Субстантивация, как и адъективация, бывает полная и частичная. При полной субстантивации слова уже не употребляются как прилагательные: былое, мостовая, прачечная, портной, лесничий, парикмахерская. При частичной субстантивации слово может употребляться то как прилагательное, то как существительное: «дарственная надпись» – дарственная, «ванная комната»– ванная, «нищий старец»– нищий, «закусочная икра»– закусочная и т.д.

Существительные, пережившие как полную, так и частичную субстантивацию, являются фактом языка и зафиксированы толковыми словарями.

Кроме того, можно говорить о так называемой контекстуальной субстантивации. Это переход прилагательного (или причастия) в существительное, действительный только в пределах данного контекста.

Множество примеров контекстуальной субстантивации дала поэзия символистов, в первую очередь А. Блока: «Я вам поведал неземное. Я все сковал в воздушной мгле»; «И у светлого дома, тревожно, я остался вдвоем с темнотой. Невозможное было возможно, Но возможное – было мечтой»; «И этот лес, сомкнутый Тесно. И эти горные пути Мешали слиться с неизвестным. Твоей лазурью процвести»; «И мгновенно житейское канет, Словно в темную пропасть без дна, И над пропастью медленно встанет Семицветной дугой тишина».

Очень часто в поэзии А. Блока контекстуально субстантивированные прилагательные встречаются в функции обращения: «Неверная, лукавая, Коварная – пляши! И будь навек отравою Растраченной души»; «О нежная, о тонкая! И быстро Ей мысленно приискиваю имя»; «Эта прядь – такая золотая – Разве не от старого огня? – Страстная, безбожная, пустая. Незабвенная, прости меня!»

Имя числительное

Числительные – это разряд слов, которые называют число или количество предметов (один, два, двадцать, двадцать пять, сто восемьдесят девять, двое, трое, семеро и т.д.)*, не имеют рода (об исключениях см. ниже), числа и изменяются только по падежам. В предложении они чаще всего употребляются в словосочетании с существительным в качестве единого члена предложения: «Семь пятниц на неделе» (подлежащее); «У семи нянек дитя без глазу» (дополнение), однако могут употребляться и самостоятельно, без слова, указывающего на считаемые предметы, обычно в качестве подлежащего или дополнения: «Семеро одного не ждут»; «Один с сошкой – семеро с ложкой».

* О словах типа первый, второй, третий, . восьмой и т.п. см. ниже.

Каждое из числительных занимает свое место в ряду натуральных чисел и на письме может быть обозначено как с помощью слова, так и с помощью соответствующей цифры.

Остановимся подробнее на грамматических свойствах имен числительных.

1. Категорией рода обладает лишь несколько числительных:

один – одна, два – две, полтора – полторы, тысяча, миллион, миллиард. В основном же имена числительные по родам не изменяются.

2. Изменение по числам не присуще числительным, так как этому препятствует сама их семантика. Слова один, тысяча, миллион, миллиард* на первый взгляд имеют форму как единственного, так и множественного числа: один день – одни сутки; тысяча рублей – тысячи рублей и пр. Однако наличие таких форм не содержит того противопоставления, которое обычно отражается при помощи форм единственного и множественного числа: единственное число – один отдельно взятый предмет, множественное число – раздельное множество тех же самых предметов. Так, слово один при изменениях типа «один день« «одни сутки«, «один нож« «одни ножницы» имеет согласование формальное, а количество предметов остается все тем же – 1. В предложениях типа «Одни студенты пришли на лекцию, а другие не пришли» числительное приобретает значение местоимения (какие-то, некоторые). В таких предложениях, как «Вы одни можете сделать это», слово одни имеет значение усилительно-ограничительной частицы только.

Читайте также:  слово случай это существительное

* Слова тысяча, миллион, миллиард, будучи по происхождению существительными, сохранили отдельные их особенности и поэтому отличаются многими своими свойствами от остальных числительных (об этом см. ниже).

Слова тысяча, миллион, миллиард при употреблении в форме множественного числа меняют свое лексическое значение: они перестают указывать на число, которое может быть обозначено соответствующей цифрой, и приобретают значение неопределенно-количественных слов, указывающих на множество каких-либо предметов. Например: «Тысячи людей заполнили улицы праздничного города» (т.е. очень много людей), «В вузах страны обучаются миллионы студентов» (т.е. множество студентов).

3. По падежам изменяются все без исключения числительные. Однако типы склонений и совокупность падежных окончаний различных числительных очень разнообразны. Так, например, числительное один склоняется как местоимение этот. Числительные два, три, четыре в некоторых падежах имеют окончания, соотносительные с окончаниями прилагательных. Числительные от пяти до двадцати и числительное тридцать имеют те же падежные окончания, что и существительные 3-го склонения. Числительные сорок, девяносто, сто во всех косвенных падежах, кроме винительного, имеют одну и ту же форму сорока, девяноста, ста. Аналогично склоняются и слова полтора, полтораста: Им. п., Вин. п. – полтора, полтораста, все остальные падежи – полутора, полутораста. Слово тысяча изменяется как существительные типа дача, а миллион, миллиард имеют окончания существительных 1-го склонения*.

* Такая «пестрота» падежных окончаний объясняется тем, что числительное как часть речи складывалось во многом под влиянием изменения слов других разрядов. Так, окончания числительных три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, сорок отражают разные типы склонения существительных древнерусского языка. См. об этом: Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. Морфология. М., 1953. С. 177–183.

Однако в склонении числительных есть общая черта: если числительное является сложным (т.е. состоит из двух корней: пятьдесят, двести, восемьсот и т.п.) или составным (т.е. состоит из нескольких слов: двадцать два, сорок четыре и т.п.), то при изменении его по падежам склоняются все части: Р. пятидесяти, двумстам, восьмистам, сорока четырем и т.п.* Исключение составляют числительные двадцать, тридцать, девяносто.

* О типичных ошибках, связанных с тем, что говорящий не учитывает этого свойства сложных и составных числительных, см. ниже.

4. Словосочетание, в которое объединяются числительное (кроме один) и существительное, обладает особым типом синтаксической связи: в именительном и винительном падежах числительное управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним: «На поляне росли две березы«, «Ураганом сломало две березы» (управление); «У двух берез подрезаны ветви»; «Скамейку поставили под двумя березами» (согласование)*. При этом в именительном падеже числительные два, три, четыре требуют при управлении от существительного родительного падежа единственного числа: «два издания«, «три издания«, «четыре издания«, а числительные после пяти диктуют существительному форму родительного падежа множественного числа: «пять изданий«, «одиннадцать изданий«.

Читайте также:  существительные изменяющие с вопроса что на кто

* О типичных ошибках, которые вызванынезнанием этой особенности числительных, см. ниже.

Исключения представляют собой:

1) слово тысяча, которое во всех падежах управляет существительным: Р. нет тысячи рублей; Д. прибавить к тысяче рублей;

Пр. о тысяче рублей;

2) формы дательного падежа с предлогом по, когда он имеет распределительное значение: «Каждому дали по два яблока«, «по пять конфет«. В этом случае числительное, во-первых, управляет существительным, во-вторых, само оно стоит в форме винительного падежа. Причем для числительных два, три, четыре, девяносто, сто, двести, триста, четыреста при предлоге по форма винительного падежа единственно возможная. Остальные числительные (кроме один) имеют параллельные вариантные формы: по пять яблок – по пяти яблок; по десять тетрадей – по десяти тетрадей. Ср.: «Он собрал по шестидесяти килограммов в среднем с каждого из семидесяти ульев» (Знамя); «В среднем по шесть рублей отпускается государством на лечение и содержание в хирургической клинике одного человека» (Веч. М.)*. Различия между вариантами стилистические: формы с дательным падежом при предлоге по являются книжными и устаревшими, в современной речи их вытесняет сочетание по с числительным в винительном падеже.

* Примеры цит. по: Трудности русского языка: Справочник журналиста / Под ред. Л.И. Рахмановой. М., 1994. С. 267.

Разряды числительных

По значению (по способу обозначения количества) числительные делятся на два разряда: количественные два, три, пять, двадцать пять и т.д. и собирательные двое, трое, семеpo и т.п. Количественные числительные называют собственно число или количество предметов, а собирательные обозначают количество как совокупность. Ср.; «Ко мне приходили пять студентов» (может быть, поодиночке) – «Ко мне приходило пятеро студентов» (т.е. все вместе, одновременно).

В отличие от количественных, собирательных числительных немного: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. В речи в основном употребляются собирательные числительные, обозначающие количество от двух до семи.

Количественные числительные являются стилистически нейтральными и могут сочетаться с любым существительным. Собирательные числительные тяготеют к разговорной речи и употребляются с ограниченным кругом слов (см. ниже).

Традиционно выделяется еще один разряд – порядковые числительные (первый, второй, третий, двадцать восьмой и т.п.). Однако эти слова не обладают ни одним из перечисленных выше грамматических признаков имен числительных. Они согласуются с существительным, к которому относятся, в роде, числе и падеже, в предложении являются либо определением, либо именной частью составного именного сказуемого, т.е. имеют все грамматические признаки имени прилагательного и, следовательно, являются именами прилагательными*.

* Нередко выделяется еще один разряд: так называемые дробные числительные типа три пятых, одна целая и восемь десятых и т.п. Их нельзя считать числительными, они представляют собой объединенные разными типами синтаксической связи сочетания слов, относящихся к разным частям речи.

Одновременно необходимо обратить внимание на слова столько, сколько, несколько, которые в школьной грамматике относят к местоимениям. Следует иметь в виду, что, обладая особой – местоименной – семантикой (не называние количества, а лишь указание на него), данные слова по всем своим грамматическим свойствам совпадают с именами числительными.

Источник