Меню

переход прилагательных в существительные конспект урока



Методическая разработка урока «Переход имен прилагательных в имена существительные» для учащихся 4-х классов общеобразовательных школ

«Мой лучший урок»

Методическая разработка урока

«Переход имен прилагательных в имена существительные»

для учащихся 4-х классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

I квалификационная категория

Предмет: Русский язык

Программа: Образовательная система «Школа 2100»,

Учебник: А , , «Русский язык», 4 класс

Домашний адрес: 624134 Новоуральский городской округ, -14,

Преподавание русского языка в 4-х классах гимназии ведется по программе Рустэма Николаевича и Екатерины Валерьевны Бунеевых. В соответствии с программой в 3 четверти изучается тема «Имя прилагательное». На данную тему по программе отведено 17 часов. Урок по теме «Переход имен прилагательных в имена существительные» включен в программу 4 класса дополнительно. Это связано с тем, что гимназия – образовательное учреждение, обеспечивающее дополнительную (углубленную) подготовку к предметам гуманитарного профиля и в начальной школе учитель решает задачу пропедевтики, дополнительной подготовки по русскому языку. Кроме того, дети, обучающиеся в гимназии, обладают повышенными интеллектуальными возможностями. Данный урок «Переход имен прилагательных в имена существительные» разработан для учащихся 10-11 лет гимназии.

Урок составлен в соответствии с принципами педагогики:

· Принцип деятельности (учащиеся получают знание не в готовом виде, в процессе самостоятельной работы с текстом);

· Принцип непрерывности (данный урок является частью темы «Имя прилагательное»);

· Принцип «минимакса» (минимум – иметь представление о явлении перехода из одной части речи в другую, максимум – уметь составлять предложения со словами, которые в разном контексте могут быть именем существительным или именем прилагательным);

· Принцип психологической комфортности (снятие стрессообразующих факторов, путём создания для каждого ребенка ситуации успеха);

· Принцип мультимодальности (работа с новым материалом в разных видах: текст, рабочий лист, компьютерная презентация).

Тип урока – урок открытия нового знания. Урок выстроен в технологии междисциплинарного обучения, в центре которого метод исследования. Выбор данного метода обучения обусловлен тем, что он наиболее предпочтителен для детей с повышенными интеллектуальными и творческими возможностями, то есть детей, которые обучаются в гимназии. Выбор средств обучения обусловлен применяемым методом.

Урок состоит из следующих этапов: обзор, мотивация, исследование, обмен информацией, связывание информации, применение, итог, рефлексия. На этапе мотивации используется приём создания проблемной ситуации с удивлением (предъявление противоречивых фактов). Для проведения исследования детям предлагается поработать в группах, что позволяет обеспечить высокий уровень активности всех учащихся. На данном этапе дети работают с текстом и предложением. Использование разного материала для разных групп (теоретики и практики) позволяет расширить поисково-информационное поле. Оформленные результаты представляются на рабочих листах, вывешиваются на доску. Учащиеся в результате проведенного исследования «открывают» новое знание. На этапе связывания информации вывод уточняется и дополняется.

В конце урока все учащиеся должны иметь представление о явлении перехода одной части речи в другую (минимум), и часть учащихся сможет составлять предложения со словами, которые в разном контексте могут быть именем существительным или именем прилагательным.

С целью экономии времени и обеспечения принципа мультимодальности, для данного урока разработана компьютерная презентация.

Тема. Переход имен прилагательных в имена существительные

Цели урока для учителя

Образовательная: формирование представлений учащихся о явлении перехода имени прилагательного в имя существительное.

Читайте также:  просклонять существительные die schwester

Развивающие: развитие у учащихся умений:

· Формулировать вопрос урока;

· Находить в тексте ответ на поставленный вопрос;

· Выполнять инструкцию, следовать заданному алгоритму;

· Решать творческую задачу на уровне импровизации.

· Воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку;

· Развитие познавательного интереса к родному слову;

· Развитие у учащихся умений учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу).

Цели урока для учащихся

На уроке учащиеся смогут:

· Формулировать вопрос урока;

· Применять алгоритм определения части речи;

· Находить в тексте ответ на поставленный вопрос;

· Придумывать примеры предложений, в которых данное слово является либо именем прилагательным, либо именем существительным;

· Распределять задания в группе;

· Формулировать выводы о значении явления перехода имен прилагательных в имена существительные.

Материалы для урока:

· карточка со словом «умным» (приложение 1);

· карточка «С умным знаться – ума набираться» (приложение 2);

· карточка «Лучше с умным человеком потерять, чем с глупым найти» (приложение 3);

· Задания для работы в группах:

· план работы в группах (приложение 4);

· текст «Переход имени прилагательного в имя существительное» (приложение 6);

· рабочие листы с предложениями (приложение 8);

· название частей речи (приложение 9);

· план работы в группе (приложение 5);

· текст «Переход имени прилагательного в имя существительное» (приложение 7);

· компьютерная презентация «Переход имен прилагательных в имена существительные» (приложение 10)

До урока учитель распределяет учащихся в группы по 4-5 человек.

Цель: актуализация знаний, необходимых для постановки проблемы.

На уроках русского языка мы продолжаем узнавать новое об имени прилагательном, и сегодняшний урок не является исключением. Сегодня мы раскроем еще одну тайну об этой части речи.

Что такое имя прилагательное?

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой?

С какой частью речи связано имя прилагательное? Какую роль выполняет имя прилагательное в словосочетании?

Имя прилагательное связано с именем существительным и поясняет его.

Каким словом — главным или зависимым в словосочетании является имя прилагательное?

В словосочетании имя прилагательное является зависимым словом.

Откроем тетради и запишем дату.

Результат: учащиеся вспомнили основные признаки имени прилагательного, его роль в словосочетании.

Цель: создание проблемной ситуации, связанной с тем, что учащиеся не знакомы с явлением, когда одно и то же слово в разных предложениях может быть либо именем прилагательным, либо именем существительным.

Определите, к какой части речи относится данное слово.

Умным (Карточка из приложения 1)

Это слово является именем прилагательным, т. к….

(На доске две карточки из приложений 2, 3)

Посмотрите, в предложениях выделено это же слово. К какой части речи оно относится? (Дети, не читая предложений, определяют часть речи)

С умным знаться – ума набираться.

Лучше с умным человеком потерять, чем с глупым найти.

Как нам это доказать?

Составить словосочетание и поставить к этому слову вопрос.

Прочитайте предложения. Выпишите словосочетание с выделенным словом.

Знаться с умным, с умным человеком.

Определите и докажите, к какой части речи относится слово «умным».

Читайте также:  испанский существительное множественного числа упрожнения

Знаться (с кем?) с умным, имя существительное;

с человеком (каким?) умным, имя прилагательное

Поставьте слово «умным» в начальную форму (приложение 10).

Одно слово «умный», но в одном случае вы говорите, что это прилагательное, а в другом – имя существительное. Какой у вас возникает вопрос?

Почему одно слово может быть и именем прилагательным, и именем существительным?

Результат: возникновение вопроса у большинства учеников класса. Вопрос вызывает необходимость поиска решения.

Цель: найти ответ на поставленный вопрос, работая в малых группах.

Меня тоже заинтересовало, почему одно слово относится к разным частям речи. Может быть это слово-исключение?

Сейчас вы проведете исследование. Одна группа будет теоретиками. Задание у этой группы особое (приложение 5, 7). Остальные группы будут практиками. Задание состоит из двух частей: работа с предложениями и работа с текстом (приложение 4, 6, 8, 9). Прочитайте план работы. Какие вопросы по работе в группе у вас возникли?

При отчете мы заслушиваем только результаты работы с предложениями. На всю работу вам отводится не более 10 минут. Чтобы все успеть, я вам советую не забыть распределить обязанности.

Учащиеся работают в группах: одна группа – теоретики, пять групп – практики. Группы работают самостоятельно по предложенному плану.

Результат: каждая группа находит ответ на вопрос урока. Увеличение поисково-информационного поля делает необходимым этап обмена информацией.

Цель: представить результаты работы группы всему классу (работа с предложениями) и доказать, что слово «умный» не является исключением в русском языке существуют слова, которые могут быть и именем прилагательным, и именем существительным.

Знакомство с результатами нашей работы я предлагаю начать с предложений. Вдруг окажется, что слово «умный» единственное в русском языке, которое относится и к имени прилагательному, и к имени существительному. Предоставляем слово практикам.

Учащиеся представляют примеры словосочетаний, выделенных в предложениях, и обосновывают выбор части речи.

Результат: в ходе обсуждения учащиеся доказывают, что в русском языке существуют слова, которые могут быть и именем прилагательным, и именем существительным.

Цель: сформулировать ответ на вопрос урока, найти в тексте информацию о явлении перехода имен прилагательных в имена существительные.

Примеров мы привели достаточно, значит, такое явление в русском языке существует. А вы нашли ответ на вопрос урока. (Учащиеся зачитывают ответ из текста)

Имя прилагательное переходит в имя существительное

Такое явление перехода имени прилагательного в имя существительное существует.

Теоретики, помогите нам разобраться в причине этого перехода. (Учащиеся зачитывают ответ из текста)

Имя прилагательное переходит в имя существительное, потому что оно получает предметное значение и приобретает признаки имени существительного (одушевленное-неодушевленное, нарицательное-собственное, род).

Что еще интересного вы узнали из текста?

(зачитывание учащимися фактов о явлении перехода имени прилагательного в имя существительное)

Русский язык находится в постоянном процессе развития. И явление перехода имени прилагательного в имя существительное служит доказательством этого. Какую роль в развитии языка играет это явление?

Благодаря такому процессу наш язык становится богаче. Мы можем выразить свои мысли более точно, лаконично

Помните в начале урока вы сразу сказали, что слово «умный» является именем прилагательным. Как бы вы сейчас ответили на вопрос: к какой части речи относится слово «умный»? Что поможет определить, к какой части речи относится это слово?

Читайте также:  какие окончания у существительных множественного числа в дательном падеже

Для таких слов важно, в каком окружении, т. е. каком контексте они находятся. Только контекст позволит безошибочно определить часть речи.

Выводы, к которым мы пришли, вы видите на экране.

Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Переход прилагательных в существительные.

Результат: вывод об особенностях и причинах перехода имени прилагательного в имя существительное.

Цель: использование нового знания для решения творческой задачи. Организация взаимоконтроля.

Применим наши знания на практике. Три группы составят предложение, в котором слово «рабочий» является именем прилагательным, и три группы, в котором слово «рабочий» является именем существительным. Для этого каждый из вас составит и запишет свое предложение, в группе вы заслушаете друг друга, проверите правильность выполнения работы и выберите лучшее предложение, которое зачитаете всему классу.

Самостоятельная работа детей.

Представьте работу вашей группы.

Учащиеся зачитывают составленные предложения.

Результат: актуализация полученных знаний в ходе решения творческой задачи. Это позволяет углубить понимание процессов, происходящих в языке.

Цель: получение обратной связи и акцентирование внимания учащихся на значении изучения данной темы.

Мы познакомились с интересным явлением – переходом имени прилагательного в имя существительное. Нужно ли изучать эту тему, заинтересовала ли она вас? Чем вам была интересна данная тема? Чем запомнится вам сегодняшний урок?

(свободные высказывания детей)

В этом учебном году мы закончили изучение темы «Имя прилагательное». Сегодняшний урок показал, что не все тайны имени прилагательного нами раскрыты.

Я желаю вам новых открытий.

Результат: формирование представлений о значимости изучения данной темы.

1. , Чеснокова язык: Теория: Учебник для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1994

2. Мельникова урок или как открывать знания с учениками. – М., 2002

3. Пословицы, поговорки, загадки./Автор-составитель – Мн.: «Асар», 2000

4. Савенков исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002

5. Шумакова и развитие одаренных детей. – М., 2004

участника Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов

«Мой лучший урок»,

посвященного году Учителя в России

1. ФИО автора (полностью)

2. Год, месяц, день рождения 26.04.1975

3. Место работы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

полный адрес: индекс 624130 город Новоуральск улица Юбилейная, 7

федеральный телефонный код города 34370 телефон 3-01-70

факс (34370 3-01-70) e-mail *****@***ru

4. Должность учитель

5. Педагогический стаж работы 10 лет

6. Преподаваемый предмет начальные классы

7. Название работы, подаваемой на Конкурс Методическая разработка урока «Переход имен прилагательных в имена существительные» для 4-х классов общеобразовательных школ

8. Домашний адрес автора (полностью): индекс 624130 город Новоуральск

область Свердловская федеральный телефонный код города 34370

телефон 9-92-89 сотовый телефон 89193754570 e-mail *****@***ru

9. ФИО руководителя образовательного учреждения (полностью)

данные для связи: федеральный телефонный код города 34370 телефон 3-01-70

факс (34370 3-01-70) e-mail *****@***ru

10. Участие в других конкурсах по данной тематике ________________________________

Дата заполнения 5.10.2009

ПОДПИСЫВАЕТСЯ ТОЛЬКО ПРИ УСЛОВИИ:

Возможность участия в финале гарантируем.

Источник

Переход прилагательных в существительные конспект урока



Переход имен прилагательных в имена существительные

Цель: познакомить учащихся с переходными явлениями в русском языке.

Задачи:

  • поддерживать познавательный интерес учащихся, развивать их исследовательские способности;
  • расширить представления учащихся о процессах, которые происходят в русском языке;
  • закрепить умения, которые были сформированы у учащихся ранее: определение части речи, определение главного и зависимого слова в словосочетании;
  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к русскому языку;
  • развивать речь учащихся, учить их выражать свои мысли лаконично, точно, образно.

Ход урока

I. Обзор. Мотивация.

Над какой темой мы работаем на уроках русского языка?

Мы работаем над темой «Имя прилагательное»

Что такое имя прилагательное?

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой?

С какой частью речи связано имя прилагательное?

Имя прилагательное связано с именем существительным.

Какую роль выполняет имя прилагательное в словосочетании?

Оно поясняет имя существительное.

Каким словом — главным или зависимым в словосочетании является имя прилагательное?

В словосочетании имя прилагательное является зависимым словом.

Определите, к какой части речи относится данное слово. (Приложение 1)
умным

Это слово является именем прилагательным, т.к….

Посмотрите, в предложении выделено это же слово. К какой части речи оно относится?

Как нам это доказать?

Составить словосочетание и поставить к этому слову вопрос.

Прочитайте предложения.
С умным знаться – ума набираться.
Лучше с умным человеком потерять, чем с глупым найти.

Выпишите словосочетание с выделенным словом.

Знаться с умным, с умным человеком.

Определите, какой частью речи является слово «умный». (Приложение 2)

Знаться (с кем?) с умным, имя существительное;
с человеком (каким?) умным, имя прилагательное

Одно слово, но в одном случае вы говорите, что это прилагательное, а в другом – существительное.

Какой у вас возникает вопрос?

Почему одно слово может быть и именем прилагательным, и именем существительным?

Меня тоже заинтересовало, почему одно слово относится к разным частям речи.
Сейчас вы проведете исследование. Одна группа будет теоретиками. Задание у этой группы особое (Приложение 3). Остальные группы будут практиками. (Приложение 4)

II. Исследование.

Групповая форма работы по предложенному плану.

III. Обмен информацией.

Знакомство с результатами нашей работы я предлагаю начать с предложений. Вдруг окажется, что слово «умный» единственное в русском языке, которое относится и к имени прилагательному, и к имени существительному. Предоставляем слово практикам. (Учащиеся представляют свои примеры)

IV. Связывание информации.

Примеров мы привели достаточно, значит, такое явление в русском языке существует. А вы нашли ответ на вопрос урока (зачитывают ответ из текста). Такое явление перехода имени прилагательного в имя существительное существует.

Теоретики, помогите нам разобраться в причине этого перехода.

Что еще интересного вы узнали из текста?
Русский язык находится в постоянном процессе развития. И явление перехода имени прилагательного в имя существительное служит доказательством этого. Благодаря такому процессу наш язык становится богаче. Мы можем выразить свои мысли более точно, лаконично.

Имя прилагательное переходит в имя существительное

Имя прилагательное переходит в имя существительное, потому что оно получает предметное значение и приобретает признаки имени существительного (одушевленное-неодушевленное, нарицательное-собственное, род).

Помните, в начале урока вы сразу сказали, что слово «умный» является именем прилагательным. Как бы вы сейчас ответили на вопрос: к какой части речи относится слово «умный»? Что необходимо, чтобы определить, к какой части речи относится это слово? Для таких слов важно, в каком окружении, т.е. каком контексте они находятся. Только контекст позволит безошибочно определить часть речи.

Читайте также:  какие окончания у существительных множественного числа в дательном падеже

Выводы, к которым мы пришли, вы видите на экране.

Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Переход прилагательных в существительные.

V. Рефлексия. Итог.

Мы познакомились с интересным явлением – переходом имени прилагательного в имя существительное.
Чем вам была интересна данная тема?

Чем запомнится вам сегодняшний урок?

Сегодняшний урок показал, что не все тайны имени прилагательного нами раскрыты. Я желаю вам новых открытий.

Источник

Урок русского языка на тему: «Переход прилагательных в имена существительные»

Конспект урока русского языка

«Переход прилагательных в имена существительные»

— формирование представлений учащихся о явлении перехода имени прилагательного в имя существительное.

— Развитие у учащихся умений: формулировать вопрос урока; находить в тексте ответ на поставленный вопрос;

решать творческую задачу на уровне импровизации.

— Воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку;

— Развитие познавательного интереса к родному слову;

— Развитие у учащихся умений учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу).

— формирование навыков речевых действий: использование адекватных языковых средств для выражения своих чувств, эмоций, мыслей;

— осознавать способность к преодолению препятствий и самокоррекции;

— объяснять языковые процессы, явления, выявляемые в ходе повторения;

— формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

— урок «открытия» нового знания.

— презентация к уроку,

— раздаточный материал (текст В.Г. Короленко), карточки с заданием,

Личностные: развитие доброжелательности, внимательности, готовности к сотрудничеству.

Актуализация опорных знаний

— Сегодня мы с вами поговорим о слове, точнее, об имени прилагательном. И урок этот будет необычным: чувство, настроение, мысль помогает выразить слово, но не простое, а “волшебное”. Имя прилагательное выступит в этой роли. Почему волшебной? На этот вопрос вы дадите ответ в конце урока.

— В каком стиле, по-вашему, используются чаще имена прилагательные?

— Как вы думаете, почему именно в художественном? Что характерно для данного стиля?

— Давайте обратимся к тексту В. Г. Короленко “Поздняя осень”.

— Имена прилагательные чаще всего используются в художественном стиле речи.

— ( Черты художественного стиля: сферу употребления, задачи речи, языковые и речевые средства. Учащиеся отмечают богатство художественной речи, подчёркивая, что именно ей свойственно широкое использование имен прилагательных ).

Познавательные : владение необходимой информацией.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Над землёй низко подымается уже холодное солнце, бежит холодный ветер, несутся холодные тучи. Жизнь замирает тихо, незаметно. Земля всё больше проступает из-под зелени своей чернотой, в небе господствуют холодные тона. И вот наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую, будто овдовевшую землю падают миллионы снежинок и вся она становится ровна, одноцветна и бела.

Белый цвет – это цвет холодного снега, цвет высочайших облаков, которые плывут в недосягаемом холоде поднебесных высот, – цвет величавых горных вершин.

Личностные : формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.

— Посмотрите, какие изменения происходят в природе осенью?

-Какое настроение создает у вас текст? Меняется ли оно?

— С какой целью автор использует повтор одного и того же слова “холодный”?

— Найдите слова, которые помогают “почувствовать” осень.

— Объясните лексическое значение словосочетания овдовевшая земля . Как называется этот троп?

— Найдем и подчеркнем все прилагательные. Какова их роль в тексте?

— Как заглавие отражает “настроение” текста?

— К какому типу текста вы отнесёте данный?

— Можем ли мы сейчас уже ответить на вопрос, в чем же волшебство прилагательных?

— А что станет с текстом, если убрать все имена прилагательные?

— Давайте сделаем вывод о роли прилагательных в тексте.

— Но волшебство прилагательных на этом не заканчивается. Давайте попробуем разобраться, почему же ещё.

— Холодное(ые), недосягаемая, ровна, одноцветна, бела, смирившаяся, притихшая, овдовевшая.

(Учащиеся отмечают переносное значение слова овдовевшая, объясняют значение словосочетания, подчёркивая образность переносного значения словосочетания).

— Природа живёт своей жизнью: на смену осени приходит зима, которая царственно вступает в свои права.

— ( Учащиеся находят в толковом словаре лексическое значение слова “поздний”:

1. Представляющий собой конечную пору суток или какой-л. части суток, года. 2.Задержавшийся появлением, наступивший, совершённый после обычного или нужного времени; запоздалый) .

— Повествование с элементами описания. Доказательства: отмечают последовательность действий, находят элементы описания.

— С помощью прилагательных создается особая выразительность текста.

— ( читаем текст, пропуская все прилагательные ) Текст стал, сухим, неинтересным, невыразительным, утратилась эмоциональность, образность.

— Имена прилагательные придают тексту точность, образность, эмоциональность.

Познавательные : поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

— Посмотрите на доску. Прочитаем предложение.

— Определите, к какой части речи относится данное слово? Докажите.

— Посмотрите на второе предложение. Здесь выделено это же слово. Но к какой части речи оно относится?

— Выпишите словосочетания с выделенными словом.

— Это слово является именем прилагательным, так как оно обозначает признак предмета, зависит от имени существительного.

— ( Знаться с умным, с умным человеком ).

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

С умным знаться – ума набираться.

Лучше с умным человеком потерять, чем с глупым найти.

— Определите и докажите, к какой части речи относится слово «умным».

— Одно слово «умный», но в одном случае вы говорите, что это прилагательное, а в другом – имя существительное. Как так?

— Почему так происходит?

— Совершенно верно. Молодцы!

— Совершенно верно. Запишем тему нашего урока «Переход прилагательных в имена существительные».

— Такие имена существительные еще называют субстантивированными . А сам процесс перехода – субстантивацией .

— Знаться (с кем?) с умным, имя существительное;

с человеком (каким?) умным, имя прилагательное.

— Имя прилагательное переходит в имя существительное, потому что оно получает предметное значение и приобретает признаки имени существительного (одушевленное-неодушевленное, нарицательное-собственное, род).

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Познавательные : подведение под понятие, выведение следствий.

— Применим ваши знания на практике. Я прошу вас составить и записать 2 предложения со словом «рабочий»: 1) это слово является прилагательным, 2) это слово является существительным.

(выполняется работа, учащиеся зачитывают свои предложения ).

Регулятивные : умение действовать по плану и планировать свою деятельность; целеустремленность и настойчивость в достижении целей.

Познавательные : поиск и выделение необходимой информации.

Заполните таблицу, разместив по группам приведенные справа слова.

Рабочий, прачечная, портной, жаркое, военный, приемная, будущее, холодное, былое, мороженое, дарственная, парикмахерская, детская, лесничий, постовой, операционная, пивная, прошлое, заливное, купчая, столовая, дневальный, рядовой, кладовая, булочная,

частное, шампанское, накладная, учительская, больной, дежурный, прекрасное, приезжий, сладкое, душевая, белый..

— Посмотрите, таких слов множество. Что они могут обозначать?

— Совершенно верно. Я предлагаю нам сейчас немного поиграть. Для этого мы сначала разделимся на группы ( по 4 человека, как сидят ). Сейчас я каждой группе раздам данный набор слов и карточку с одним понятием. Задача каждой группы среди всех слов найти только те, которые соответствуют их теме.

— А теперь давайте проверим, что у нас получилось.

— Молодцы! А следующее задание индивидуальное, и выполнять мы его будем в тетрадях.

— Я прошу вас разделить лист на два столбика. Один – прилагательные, другой столбик – существительное. На слайде появятся предложения. Ваша задача записать их в нужный столбик.

— ( Учащиеся просматривают слова и предлагают свои варианты ) Обозначают название лиц, помещений, документов, блюд и напитков, абстрактные понятия.

( учащиеся разворачиваются друг к другу ).

( Учащиеся получают свои карточки и начинают работу. Минуты 4-5 максимум. Далее представитель от группы зачитывает слова своего столбика ).

В нашей гимназии красивая столовая.

Столовая ложка упала на пол.

В детской комнате много игрушек.

В детской сделали ремонт.

Оркестр играл военный марш.

По улице шел военный.

Раненого принесли в дом.

Мне стало жаль раненого пса.

Врач прописал больному постельный режим.

Больному ребенку необходим покой.

Регулятивные : умение взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества со сверстниками; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.

Познавательные : постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы

— Закончили? Хорошо, а теперь я прошу вас взять цветную ручку и поменяться тетрадкой с соседом по парте. Сейчас вы все побудете в роли экспертов и проверите работу своего товарища. Не забудьте выставить отметку.

Регулятивные : умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки.

Столовая ложка упала на пол.

В детской комнате много игрушек.

Оркестр играл военный марш.

Мне стало жаль раненого пса.

Больному ребенку необходим покой.

В нашей гимназии красивая столовая .

В детской сделали ремонт.

По улице шел военный .

Раненого принесли в дом.

Врач прописал больному постельный режим.

— Мы познакомились с интересным явлением – переходом имени прилагательного в имя существительное.

— Давайте подведем итог нашего занятия.

Я прошу вас проанализировать свою работу на уроке, продолжив предложения:

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Мне было интересно…

Познавательные : рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные : целеустремленность и настойчивость в достижении целей.

Источник