Меню

переход прилагательных в существительные кратко



Переход имен прилагательных в существительные

Прилагательное, употребляясь без существительного, может само приобрести значение существительного и выступать в предложении в его роли. В этом случае прилагательное обозначает уже не свойство предмета, а самый предмет по его свойству, т.е. является таким же существительным, как и обычные существительные. Например, в предложениях Больной выздоровел, Врач навестил больного слово больной обозначает «тот, кто болен», следовательно, обозначает предмет по его свойству, а не свойство предмета. В таком же значении могут употребляться прилагательные бедный, богатый, слепой, хромой, рабочий, столовая, ломовой, дежурный и др., а также некоторые причастия: заведующий, управляющий, трудящийся, раненый, умирающий и др.

Становясь существительным, прилагательное приобретает и грамматические признаки существительных. Род и число у таких прилагательных, как и у существительных, становятся несинтаксическими. Ср., например: Врач навестил больного (можно заменить больную, больных) и Врач навестил больного товарища (такой замены сделать нельзя, так как род и число прилагательного зависят от определяемого им существительного). Их падежные формы перестают быть согласуемыми, а становятся самостоятельными, выражая, как и у существительных, различные отношения предмета, который обозначается этим словом, к другим словам речи. Например: навестил больного, пошел к больному, вышел от больного, пошел от больных и т.д. (ср. падежи у прилагательных, при помощи которых они согласуются с существительными: больной товарищ, пошел к больному товарищу, больного товарища). Соответственно изменяется и синтаксическое употребление прилагательных. В им. пад. они могут выступать в качестве подлежащего: больной выздоровел, пришел заведующий; в косвенных падежах, употребляясь в соединении с предлогами или без предлогов, они выступают в роли второстепенных членов предложения, и именно дополнения, т.е. предметного определяющего слова, как и другие существительные, ср.: навестил больного и навестил товарища, пошел к больному и пошел к товарищу и т.д. Наконец, прилагательное, став существительным, может само определяться прилагательными, например: тифозный больной, спокойный больной и др.

Однако, переходя в существительные, прилагательные все же продолжают сохранять и некоторые свои особенности. Так, например, они могут определяться такими наречиями, которые обычно не употребляются при существительных: врач подошел к тяжело больному или к смертельно раненому. Перешедшие в существительное причастия обычно сохраняют свойственное причастиям как глагольным формам управление падежами существительных: пошел к заведующему складом, командующий армией приказал.

Прилагательные, которые переходят в существительные по своему употреблению, можно разделить на три группы: одни из них употребляются и как существительные, и как прилагательные (например, больной, богатый, бедный, слепой, хромой). При этом, выступая в качестве прилагательного, такие слова могут употребляться с любыми существительными, например: больной ученик, старик, мальчик, животное, собака, растение и т.д.; другие слова в современном языке употребляются только в качестве существительных, например: портной, мостовая, кладовая, пирожное, лесничий, посыльный, двугривенный, главнокомандующий, набережная, насекомое. Наконец, имеется третья группа слов, переходная от первой ко второй. Слова этой группы обычно употребляются как существительные и реже как прилагательные. При этом в последнем случае эти слова могут сочетаться только с несколькими определенными существительными (иногда даже с одним). Таковы, например, слова: ломовой (извозчик), гончая, борзая (собака), Первая конная (армия), мастеровой (человек), прилагательное (имя), существительное (имя).

Процесс перехода прилагательных в существительные происходил в разное время. У одних слов этот процесс уже закончился. Например, портной, жаркое в современном языке выступают только как существительные, хотя когда-то могло быть – портной швец, жаркое блюдо; у других же слов этот процесс только начался, нередко за последние годы, на наших глазах, например: встречный, посевная, уборочная, третий решающий, Первая конная.

Источник

Урок русского языка в 10-м классе

(с углубленным изучением предмета)

Переход одних частей речи в другие

Цели урока: показать учащимся на конкретных примерах процессы взаимодействия частей речи, познакомить с переходными явлениями в области частей речи, воспитывать чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам.

Вступительное слово учителя

Слова разных частей речи в составе предложения взаимодействуют, и оказалось, что некоторые из них в результате различных процессов стали словами другой части речи. Можно говорить о двух случаях переходности в отношении частей речи: переходных явлениях в пределах одной части речи и переходе слов из одной части речи в другую. В последнем случае в языке возникают грамматические омонимы, сохраняющие одинаковое звучание и написание, но различающиеся структурными, семантическими и грамматическими характеристиками. Сегодня мы будем говорить о переходе слов из одной части речи в другую.

Переход числительного один в другие части речи

Часть речи

Один в поле не воин (пословица). Одно другому не мешает.

У вас семья? – Нет, я один (одинокий). Диалекты слились в один язык (единый, целостный).

В один прекрасный день. Один из присутствующих (какой-то, некий).

Он живет один. Одним нам не справиться (в одиночку, самостоятельно).

В группе одни мальчики. От него одни неприятности (только).

Субстантивация (переход прилагательных в существительные)

Субстантивация – древний и вместе с тем развивающийся процесс. Есть прилагательные, которые очень давно перешли в существительные. К ним относятся существительные с суффиксами -ов-
и -ин-, обозначающие фамилии и названия населенных пунктов (Иванов, Петров, Никитин, Фомин, Марьино, Митино и др.). По своему происхождению они являются притяжательными прилагательными. Использование же в качестве существительных таких слов, как перевязочная, ванная – явление более позднего времени. Наблюдается так называемая полная субстантивация и частичная. О полной субстантивации мы говорим тогда, когда прилагательное полностью перешло в существительное, как прилагательное оно уже не может использоваться (портной, мостовая, горничная, приданое). При частичной субстантивации слово употребляется то как прилагательное, то как существительное (военный врач и военный, бездетные семьи и бездетные).

1. По своему значению субстантивированные прилагательные делятся на несколько групп. Они служат для называния лиц, помещений, документов, блюд и напитков, абстрактных понятий. Заполните таблицу, разместив по группам приведенные ниже слова.

Помещения

Документы

Блюда и напитки

Абстрактные понятия

Рабочий, прачечная, портной, жаркое, военный, приемная, будущее, холодное, былое, мороженое, дарственная, парикмахерская, детская, лесничий, постовой, операционная, пивная, прошлое, заливное, купчая, столовая, дневальный, рядовой, кладовая, булочная, частное, шампанское, накладная, учительская, больной, дежурный, прекрасное, пирожное, профессорская, приезжий, прохожий, сладкое, душевая, достойный, белый, горновой, звеньевой.

2. Понаблюдайте и сделайте вывод, какие прилагательные – относительные или качественные – субстантивируются преимущественно. (В существительные переходят, как правило, относительные прилагательные, с качественными такое происходит редко. Если относительные прилагательные субстантивируются и при обозначении лиц, и при обозначении неодушевленных предметов, то качественные – почти всегда только при обозначении лица.)

3. Есть ли в русском языке субстантивированные прилагательные в форме множественного числа? Приведите примеры. (Есть, например: молодые, близкие, легкие.)

4. Постройте связный ответ о следствиях субстантивации. Помощь при составлении ответа вам окажут следующие вопросы:

приобретают ли прилагательные, субстантивируясь, грамматические категории существительных: самостоятельные род, число, падеж;

могут ли субстантивированные прилагательные иметь при себе определения;

сохраняют ли они склонение прилагательных или начинают склоняться как существительные;

могут ли сочетаться с целыми и собирательными числительными;

какие синтаксические функции имеют субстантивированные прилагательные? Ответ подтвердите примерами.

(Субстантивируясь, прилагательные приобретают грамматические категории существительных: самостоятельные род, число и падеж. Например: часовой – м.р., горничная – ж.р., заливное – ср. р., часовые, больные – мн. ч. Субстантивированные прилагательные могут иметь при себе определения: просторная столовая, замечательный портной. Субстантивированные прилагательные могут сочетаться с целыми и собирательными числительными: три накладные, четверо дневальных. В предложении они выступают в свойственных существительному функциях:

Читайте также:  укажите существительное общего рода незнакомка певец

5. Верно ли утверждение: «Субстантивированные прилагательные обогащают словарный состав языка, расширяют его стилистические возможности»? Ответить на поставленный вопрос вам помогут следующие задания:

– С какими научными терминами, представляющими собой субстантивированные прилагательные, вы встречались на школьных уроках? (Согласная, гласная, касательная, бобовые, позвоночные, беспозвоночные и т.д.)
– Вспомните субстантивированные прилагательные, являющиеся народно-разговорными синонимами к названиям зверей. (Косой – заяц, серый – волк, косолапый – медведь, сохатый – лось.)
– Как вы думаете, принадлежностью какого стиля являются слова: докладная, накладная, объяснительная? (Данные субстантивированные прилагательные – канцеляризмы, и используются они в официально-деловом стиле.)
– Какой характер имеют субстантивированные прилагательные любимый, милый, родной, дорогой? (Это слова субъективно-оценочного характера.)

Обратите внимание на то, что в русском языке есть слова, внешне сходные с субстантивированными прилагательными, но таковыми не являющиеся. Это – Вселенная, насекомое, подлежащее, сказуемое и др. Эти существительные появились в русском языке в результате калькирования.

Переход других частей речи в местоимения и местоимений в другие части речи

Учитель. По вопросу о переходе в местоимения других частей речи ведутся дискуссии. Многие лингвисты отмечают, что такие существительные, как человек, люди, мужчина, женщина, дело, штука, вопрос, явление, вещь, при ослаблении номинативной семантики становятся местоимениями: Дело (= это) было вечером, делать было нечего (С.Михалков). Петя, тебя человек (= кто-то) зовет. Здоровье – вещь (= нечто) серьезная. Способны становиться местоимениями следующие прилагательные и причастия: последний, отдельный, известный, подобный, данный, соответствующий, настоящий, целый и др. Придумайте свои примеры, подтверждающие переход прилагательных и причастий в местоимения.

Вот некоторые примеры.

Он скрыл свою настоящую (прил.) фамилию (подлинную, действительную). – В настоящей (мест.) книге речь пойдет о проблемах космонавтики (этой). Накопился целый (прил.) ворох неизученных документов (значительный, большой). – Он отсутствовал в школе целую (мест.) неделю (всю). В данном (прич.) на доске примере допущена неточность. (?) – В данный (мест.) момент нам не подходит твое предложение (этот). Это мое последнее (прил.) слово (окончательное, бесповоротное). – В гостях были Марина, Вера, Тоня, но последняя (мест.) пришла не вовремя (эта).

Учитель. Подумайте, изменяются ли грамматические свойства прилагательных и причастий при переходе их в местоимения.

Известный (прил.) писатель – при известных (мест.) условиях. Прилагательное известный может иметь степени сравнения (известнее, более известный, известнейший, самый известный), зависимые слова (известный всем факт), способно сочетаться с наречиями степени (очень известный писатель, весьма известный писатель). Обращаю внимание учащихся на то, что эти признаки не обязательно проявляются одновременно. При переходе прилагательного известный в местоимение эти грамматические свойства утрачиваются.

Переход местоимений в другие (самостоятельные) части речи можно рассмотреть на следующих примерах. Учащимся предлагается определить частеречную принадлежность выделенных слов, указать их лексическое значение, подчеркнуть как члены предложения.

1. Игра кончилась ничьей (сущ.).
2. Соперники согласились на ничью (сущ.).
3. Мои (сущ.) сегодня уехали в Сочи.
4. Шахматист он никакой (прил.).
5. Чувствует он себя ничего (нареч.).
6. Он очень даже ничего (прил.).
7. Что ему? Ему ничего (кат. сост.), он всем обеспечен.
8. Сам (сущ.) велел.
9. Что (нареч.) ты задумался?

Лексическое значение выделенных слов

1, 2. Ничья – исход игры, при котором никто не выигрывает; никем не выигранная партия; ничейный результат.
3. Мои – родные, родственники, домочадцы.
4. Никакой – плохой, совершенно незначительный, никуда не годный.
5. Ничего – довольно хорошо, сносно, нормально.
6. Ничего – неплохой.
7. Ничего – неплохо, терпимо.
8. Сам – хозяин, глава.
9. Что – почему.

Как видно из приведенных примеров, местоимения при переходе в другие самостоятельные части речи приобретают определенное номинативное значение. Местоимения могут переходить и в служебные части речи: частицы, союзы. Чтобы убедиться в этом, проведите сравнительный анализ предложений: Что (мест.) случилось? – Он сказал, что (союз) ничего страшного не произошло. Какие (мест.) цветы тебе нравятся? – Какие (частица = что за) цветы распустились в палисаднике!

Переход причастий в прилагательные и существительные

– Подумайте, присущи ли выделенным словам глагольные свойства: время, вид, способность управлять именами существительными? То есть можно ли назвать эти слова причастиями?

Блестящий оратор, выдающиеся способности, зависимое государство, замкнутый характер, образованный человек, воспитанный ребенок.

Слова блестящий, выдающиеся, зависимое, замкнутый, образованный, воспитанный утратили указанные глагольные свойства и обозначают только признак. В данных примерах мы наблюдаем явление перехода причастий в прилагательные.

Чтобы учащиеся глубже осознали этот процесс, предлагаю им ответить на вопрос: какие условия необходимы для перехода причастий в прилагательные и происходят ли при этом изменения в лексическом значении слов? Прошу подтвердить суждения конкретными примерами.

Для перехода причастий в прилагательные необходимы местоположение причастия перед определяемым словом (иней, блестящий (прич.) на солнце – блестящие (прил.) способности), отсутствие управляемых слов (отравляющие (прил.) вещества), утрата или ослабление глагольных категорий вида, времени. Происходят изменения в лексическом значении слов (горящие (прич.) дрова – горящие (прил.) глаза; насыпь, образованная (прич.) взрывом – образованная (прил.) женщина).

Приемом, позволяющим проверить, перешло ли причастие в прилагательное, является замена его синонимичными прилагательными, конструкции же с причастиями заменяются придаточными предложениями. Предлагаю учащимся это проверить на следующих примерах: блестящий успех, любящий взгляд, открытый характер, прыгающий мальчик.

Блестящий (прил.) успех – великолепный, превосходный, замечательный.
Любящий (прил.) взгляд – добрый.
Открытый (прил.) характер – искренний, прямой.
Прыгающий (прич.) мальчик – мальчик, который прыгает.

Произведите подобную замену в следующих примерах: вьющиеся волосы, отравляющие вещества, волнующее зрелище, знающий специалист.

Вьющиеся волосы – волосы, которые вьются; кудрявые.
Отравляющие вещества – вещества, которые отравляют; ядовитые.
Волнующее зрелище – зрелище, которое волнует душу; тревожное.
Знающий специалист – специалист, который много знает; грамотный, толковый, эрудированный.

В этих примерах наблюдается факт двоякой замены, который свидетельствует, что переход окончательно еще не завершен.

Заполните таблицу конкретными примерами.

Проанализируйте данные ниже примеры. Что ими подтверждается?

Блестящий ответ – ответ блестящ, блестящая речь – речь блестяща.
Блестящий ответ – самый блестящий ответ.
Угрожающее положение – опасное положение.
Любимые цветы – самые любимые цветы.
Выступить блестяще.

Из данных примеров видно, что перешедшие в прилагательные причастия приобретают свойственные прилагательным грамматические признаки: способность иметь степени сравнения, краткую форму, от них образуются наречия, они могут иметь синонимы и антонимы из числа обычных прилагательных.

Переход причастий в прилагательные

Разряды причастий

Страдательные

Прошедшее

Шипящие согласные, пишущая машинка, выдающиеся способности

Угасший взор, опустившийся человек

Зависимое государство, терпимое отношение, любимый друг

Приподнятое настроение, изысканные манеры, утонченный вкус, организованная группа (т.е. дисциплинированная)

– Наиболее употребительные слова с одним н – причастия, перешедшие в прилагательные: вареный, печеный, жареный, кипяченый, сушеный, вяленый, копченый, моченый, соленый, топленый, раненый, крашеный, масленый, рваный, путаный.

Переход причастий в существительные сопровождается тем, что отпадает надобность в определяемом существительном, категории рода, числа и падежа у них становятся независимыми, в предложении они выполняют характерные для существительного синтаксические функции, они могут иметь при себе определения, то есть у них развивается значение предметности и утрачивается значение признака.

Читайте также:  ответ на билета имя существительное

– Вспомните как можно больше причастий, перешедших в существительные.

Настоящее, прошедшее, будущее, трудящиеся, учащиеся, ведущие, борющиеся, нуждающиеся, убитый, отстающий, выступающий, идущий, секущая, провожающие, провожаемые, прибывшие, обучающие, обучаемые и т.д.

– Создайте «портрет» этих слов.

– В данных предложениях определите частеречную принадлежность выделенных слов, укажите, каким членом предложения они являются.

Переход деепричастий в наречия

1. Подумайте и скажите, сохранили ли выделенные слова значение глагольности и способность управлять существительными.

а) Поезд шел не останавливаясь.
б) Она говорила об этом улыбаясь.
в) Он говорил запинаясь.
г) Они шли не торопясь.
д) Он вбежал во двор крича.
е) Шли вперед не оглядываясь.

Выделенные слова значение глагольности и способность управлять существительными утратили.

2. Возможна ли замена выделенных слов наречиями или сочетаниями существительного с предлогом, употребленными в обстоятельственном значении?

а) Безостановочно. б) С улыбкой. в) С запинкой. г) Неторопливо. д) С криком. е) Без оглядки.

3. В функции какого члена предложения они выступают?

(В функции обстоятельства образа действия.)

4. Какую позицию по отношению к глаголу-сказуемому занимают указанные слова? (Постпозицию.)

5. Сделайте вывод о частеречной принадлежности выделенных слов. (Это наречия, восходящие к деепричастиям.)

6. Сделайте вывод об условиях, способствующих такому переходу. (Утрата глагольных значений, способности управлять существительными, постпозиция деепричастия.)

7. Сравните попарно приведенные примеры.

Он говорил запинаясь. – Он добавил, запинаясь, несколько слов от себя.
Они шли не торопясь. – По дороге, не торопясь, они собирали грибы и ягоды.
Она будила сына улыбаясь. – Улыбаясь, она разбудила сына.

В первых примерах выделенные слова значение глагольности утратили, во вторых – нет. Следовательно, во вторых примерах это деепричастия, а в первых – наречия. Переход деепричастия в наречие зависит от места, занимаемого по отношению к глаголу-сказуемому: в начале или в середине предложения, как правило, такой переход не происходит, в конце – происходит.

8. Деепричастия какого вида, как правило, переходят в наречия: совершенного или несовершенного? Проанализируйте следующие примеры. Расставьте знаки препинания.

Слушал не перебивая. Стала всматриваться не узнавая. Делал перерывы уставая. Отказавшись он упустит эту последнюю возможность. Обомлев стояла она неподвижно в дверях. Не дозвонившись зашел ко мне на дом. Возмутившись он отказался отвечать. Утомившись они делали остановки на пути.

Слушал не перебивая. Стала всматриваться не узнавая. Делал перерывы уставая. Отказавшись, он упустит эту последнюю возможность. Обомлев, стояла она неподвижно в дверях. Не дозвонившись, зашел ко мне на дом. Возмутившись, он отказался отвечать. Утомившись, они делали остановки на пути.

Чаще всего переходят в наречия деепричастия несовершенного вида, так как они обычно в предложении являются обстоятельствами образа действия, тогда как деепричастиям совершенного вида присущи другие оттенки значения (времени, причины, условия, уступки). Одиночные деепричастия совершенного вида, как правило, обособляются.

Переход других частей речи в наречия и наречий в существительные

1. В данных примерах определите, к какой части речи относятся выделенные слова.

Верить в правду – быть вправду счастливым, отдать сапоги в растяжку – говорить врастяжку, по твоему совету – быть по-твоему, консервировать по старому рецепту – консервировать по-старому.

2. Сделайте вывод, какие части речи могут переходить в наречия.

(Имена существительные с предлогами и без предлогов, имена прилагательные, местоимения, деепричастия.)

3. Вправе ли мы говорить, что выделенные слова представляют собой омонимичные формы? Если да, то какими критериями нужно руководствоваться для их разграничения? Подумайте и ответьте на следующие вопросы:

1) При образовании наречий от других частей речи остается ли неизменным значение слова? Какая закономерность при этом прослеживается?

2) Понаблюдайте, не происходят ли фонетические изменения (изменение ударения).

3) Попробуйте между предлогом и именной частью речи вставить прилагательное. Допускают ли такое наречия с приставкой и наречия, в которых предлог не превратился в приставку и пишется раздельно?

4) Произведите замену существительного, прилагательного, местоимения, наречия другой частью речи. Сделайте вывод о том, замена какими частями речи возможна.

5) Проанализируйте синтаксические связи данного слова с другими словами в словосочетании и предложении, поставьте вопросы. Может ли быть при существительном пояснительное слово? А при наречии?

6) В функции какой части речи употреблены выделенные наречия в следующих предложениях? Какими членами предложения они являются?

Валя получила на последнем экзамене «отлично». «Удовлетворительно» стало преобладать у Василия по химии из-за недостаточного прилежания. Подумай о завтра.

1) При переходе существительных, прилагательных, местоимений в наречия их значение становится более обобщенным: брод в реке – перейти вброд, воткнуть в плотную бумагу – подойти вплотную, прикрепить к низу платья – согнуться книзу, по зимнему лесу – одеваться по-зимнему, консервировать по старому рецепту – консервировать по-старому.

2) Переход существительных, прилагательных, местоимений в наречия может сопровождаться фонетическими изменениями (изменения ударения): войти в чистую комнату – проиграться вчистую, надеть на голову (и на голову) – разбить наголову, по своему следу – поступить по-своему.

3) Между предлогом и именной частью речи можно вставить прилагательное. Наречие, имеющее приставку, этого не допускает. Например: войти в (просторную) чистую комнату – проиграться вчистую, отдать сапоги в (повторную) растяжку – говорить врастяжку.

Невозможно это сделать и с теми наречиями, в которых предлог не превратился в приставку и пишется раздельно. Например: до отвала, до смерти, до упаду, с ходу, без просыпу, в придачу, но: на (полном) скаку.

4) Существительное, прилагательное, местоимение, как правило, можно заменить другим словом той же части речи, наречие же – наречием. Например: по своему следу – по этому следу, поступить по-своему – поступить обдуманно.

5) В словосочетаниях, где в качестве зависимого компонента выступает существительное с предлогом, связь управление. Прилагательное и местоимение согласуются с существительным. Наречие не имеет при себе согласуемых и управляемых слов и само не согласуется и не управляется.

В темную (какую?) комнату – играть (как?) втемную; жаловаться (на что?) на зло и несправедливость – сделать (зачем?) назло.

При существительном может быть пояснительное слово, при наречии нет: хранить в тайне от сестры – действовать втайне, уходит в глубь леса – погрузиться вглубь.

6) Выделенные наречия употреблены в функции существительных. Слова удовлетворительно, отлично имеют значение оценки. Валя получила на последнем экзамене «отлично». «Удовлетворительно» стало преобладать у Василия по химии из-за недостаточного прилежания. Подумай о завтра.

Переход других частей речи во вводные слова

Найдите вводные слова и определите, какой частью речи они являются.

1) Они ехали по переулкам, и, видимо, дорога была хорошо известна водителю. (Н.Н. Матвеева) 2) Тебе, Евгений, я, разумеется, предоставлю мой кабинет. (И.С. Тургенев) 3) Я не раз с вами спорил об этом, Сергей Васильевич, и, кажется, ни мне вас, ни вам меня не убедить. (В.М. Гаршин) 4) Врач закончил прием, но, конечно, тяжелого больного посмотрит. 5) За все время, пока он живет в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней. (А.П. Чехов) 6) Вам до меня, конечно, нет никакого дела. (А.Н. Толстой) 7) Вы, верно, переведены сюда из России. (М.Ю. Лермонтов) 8) Квартира, правда, небольшая, но удобная. 9) Действительно, с батареи открывался вид почти всего расположения русских войск. (Л.Н. Толстой) 10. Ребенок, испугавшийся, по-видимому, лошади, подбежал к матери. 11) Дела у него, видно, не ладятся. 12) Это был разговор, бесспорно выходящий за рамки обыкновенной беседы.

Читайте также:  замена существительного местоимением английский упражнения

1) Краткое причастие. 2) Глагол. 3) Глагол. 4) Наречие. 5) Краткое прилагательное. 6) Наречие. 7) Наречие. 8) Существительное. 9) Краткое прилагательное. 10) Наречие. 11) Краткое прилагательное. 12) Наречие.

Вывод. Во вводные слова переходят различные части речи: имена существительные, краткие имена прилагательные, краткие причастия, наречия, глаголы.

В зависимости от контекста одни и те же слова выступают то в роли вводных слов, то в качестве членов предложения: Нет, друзья, во сто раз бывает хуже, это точно знаю я. (А.Т. Твардовский) – Потугин, точно, и любил, и умел говорить. (И.С. Тургенев) Составьте по два предложения так, чтобы данные слова в одном из них были вводными, в другом – членами предложения: факт, возможно, действительно, видимо, по-видимому.

Переход других частей речи в предлоги, союзы, частицы

Кто больше? Заполните таблицу «Производные предлоги».

Составьте несколько предложений с производными предлогами.

Из данных примеров выпишите примеры с производными предлогами. Ответ обоснуйте.

Двигаться впереди колонны. Ехать впереди. Находиться внутри троллейбуса. Расположиться внутри. Остановиться вблизи памятника. Находиться вблизи. Иду на встречу с писателем. Спешить навстречу опасности. Разрешается поворот при отсутствии движения навстречу. При обгоне посмотреть вокруг. Обойти вокруг памятника. Накинуть поверх пальто. Брось поверх. Ошибаться вследствие незнания. В следствие по делу включены новые факты. Отвечайте на вопрос, не смотря в учебник. Несмотря на дождь, поход состоится. Благодаря за поддержку. Благодаря инициативе председателя.

Сравните следующие примеры. Что происходит при введении определения?

Находиться на пути к успеху – на верном пути к успеху. (В первом примере на пути предлог, во втором – имя существительное, при введении определения имя существительное восстанавливает все свои предметные свойства.)

Существует прием, помогающий разграничивать самостоятельные части речи и образованные от них предлоги: предлоги заменяются предлогами, союзы – союзами, частицы – частицами, существительное – существительным, прилагательное – прилагательным, деепричастие – деепричастием. Приведите примеры.

Поговорить насчет (предл.) поездки. – Поговорить о (предл.) поездке.
Отвечайте, не смотря (деепр.) в учебник. – Отвечайте, не глядя (деепр.) в учебник.

Составьте три предложения так, чтобы слово относительно в первом было прилагательным, во втором – наречием, в третьем – предлогом. Изменился ли при этом состав слова?

Класс союзов и частиц, как и предлогов, пополняется за счет перехода других частей речи. При этом самостоятельные части речи утрачивают присущие им признаки и приобретают признаки, характерные для союзов и частиц. Изменяется и синтаксическая функция исходных слов: они перестают быть членами предложения. Вы убедитесь в этом, выполнив следующие задания.

1) Составьте предложения, отражающие стадии процесса переходности слова точно: имя прилагательное —> наречие —> вводное слово —> союз (сравнительный); слова раз: имя существительное —> имя числительное (количественное) —> наречие —> союз (условный).

2) Подумайте, на какой стадии произошли существенные изменения в семантике слова. (На последней. Только в союзе точно появилось сравнительное значение, в союзе раз – условное значение.)

3) Составьте предложения, в которых бы слова правда, благо, лишь, едва выступали в разных частях речи, в том числе и в роли союза. Например: Общее благо (сущ.) – наша цель. Он трудится на благо (предл. = в интересах) окружающих. Гуляет, благо (причинный союз = благодаря тому что) погода хорошая. Бери, благо (условный союз = если, раз) дают.

4) Процесс образования новых частиц на базе других частей речи в современном русском языке является достаточно активным. В частицы переходят как самостоятельные, так и служебные части речи. Этот процесс сопровождается сдвигами в лексическом значении исходных слов, в результате чего слова начинают служить для выражения различных оттенков значения. На примере следующих слов покажите процесс перехода частей речи в частицы: наречия просто, слова состояния ясно, местоимения оно, глагола бывало, вводного слова конечно, союза тоже, предлога вроде. Обратитесь за помощью к «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Как изменяется функция предлогов и союзов при переходе в частицы? (Предлоги перестают сочетаться с именами существительными в условиях двусторонних синтаксических связей, союзы – связывать члены предложения и части сложного предложения.)

Производные предлоги

Часть речи, от которой образован производный предлог

Имя существительное

Имя прилагательное

Деепричастие

Вблизи, вдоль, внутри, мимо, напротив, впереди, около, позади

В течение, путем, наподобие, в виде, вроде, вследствие, в продолжение, в силу, посредством, по отношению к, в области

Касательно, согласно, независимо от, подобно, относительно, соответственно, соразмерно

Благодаря, включая, исключая, спустя, несмотря на, не считая, невзирая на

Переход других частей речи в междометия

Даны предложения: «Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства!» и Батюшки вошли в храм. В каком из предложений слово батюшки имеет лексическое значение, а в каком потеряло лексическое значение и просто выражает чувства и эмоции? (В первом предложении слово батюшки утратило лексическое значение и служит для выражения чувств и эмоций, следовательно, является междометием. Произошел переход существительного в междометие. Во втором предложении слово батюшки является существительным.)
Вспомните как можно больше имен существительных, которые могут употребляться в функции междометий. Подтвердите примерами. (Беда, матушки, боже, ужас, страсть, господи, черт, караул, марш.)

Выставить караул (сущ.), почетный караул (сущ.) – Хоть караул (межд.) кричи. Помогите, караул (межд.)! (Междометие караул выражает призыв о помощи при опасности.) Марш (сущ.) мира, военный марш (сущ.) – Кругом марш (межд.)! Сейчас же марш (межд.) домой! Гринев, узнав от него об опасности. скомандовал: марш, марш. (А.С. Пушкин) (При помощи междометия марш выражается команда, приказ двигаться, идти.) Театр – его страсть (сущ.). – Дождь льет вторую неделю. Страсть (межд.)! (Междометие страсть выражает страх, ужас.) Боже (сущ.), дай мне силы. – Боже (межд.), как здесь красиво! (Междометие боже выражает восторг.)

Произведите сравнительный анализ следующих примеров и сделайте выводы о частеречной принадлежности выделенных слов.

Горько (сл. сост.) в этом сознаться. Во рту горько (сл. сост.). – «Горько! Горько!» (межд.) – кричали молодым. (Междометие горько – возглас гостей на свадьбе, призывающий молодых поцеловаться.) Дорога идет прямо (нареч.). Попасть прямо (нареч.) в цель. – Он просто герой! – Прямо (межд.)! (Междометие прямо выражает противодействие, возражение.) Извините (глагол) за ошибку. – Гулять под дождем? Нет уж, извините (межд.)! (Междометие извините выражает протест, несогласие.) Подумаешь (глагол) хорошенько, и пример у тебя получится. – Отец рассердится. – Подумаешь (межд.)! (Междометие подумаешь выражает иронию, пренебрежение, насмешку.)

О чем свидетельствуют следующие примеры? Какую синтаксическую роль выполняют выделенные слова?

Далече грянуло «ура». (А.С. Пушкин) Марш домой! Ребята, теплынь-то какая, айда купаться! Громкое «цыц» повисло в воздухе. (В данных примерах междометия употреблены в роли имени существительного и глагола. Междометия утратили свою семантику, сочетаются с другими словами и выполняют функцию члена предложения. Далече грянуло «ура». (А.С. Пушкин) Марш домой! Ребята, теплынь-то какая, айда купаться! Громкое «цыц» повисло в воздухе.)

Подведение итогов урока.
Выставление оценок.

Домашнее задание: подготовьте сообщение на тему «Переход одних частей речи в другие», показав при этом переход слов из одной части речи в другую на конкретных примерах.

Источник

Переход прилагательных в существительные кратко



Переход прелогательных в существительные

Следует остановить внимание учащихся на прилагательных, перешедших в существительные. В результате того, что учащиеся смешивают окончания прилагательных с окончаниями существительных, возникают ошибки типа: «с мороженом» (по аналогии с окном), «горючие» (вместо горючее). Они рассуждают так: «Если это существительное, то к какому склонению его отнести? А если это прилагательное, то как найти слово, то которого к нему можно поставить вопрос?» Необходимо показать учащимся, что слова эти хотя и перешли в существительные, но ни к какому склонению не относятся и склоняются по образцу прилагательных.

Обратите внимание на интересную игру: скачать взломанный bravo stars устанавливается на телефон под управлением Андроид.

Останавливаем внимание учащихся на двух группах слов:

1) Прилагательные, которые могут употребляется в зависимости от контекста как прилагательные и как существительные: Рабочие давно ушли. Рабочие руки творят чудеса.

2) Прилагательные, которые перешли в существительные и употребляются только как существительные (жаркие, насекомое), сохранив окончания прилагательных. В предложении такие слова могут быть подлежащими и дополнениями.

Предлагаем выполнить задания.

1. Сначала выписать слова, употребляющиеся только как существительные, а затем слова, которые могут быть прилагательными и существительными.

Красный, борзая, высокий, умный, животное, мостовая, запятая, кладовая, рулевой, пирожное, ротный, конный, плясовая, набережная: горячее, дозорный, парикмахерская, пеший, накладная, комендантская, гостиная, караульный.

2. С данными словами составить по два предложения: Мы расставили столовую посуду. Семья обедала в столовой.

Мороженое, смелый, часовой, военный, посевная, рядовой, сладкое, больной, знакомый, легкие, ученый.

3. Данные слова поставить в родительном падеже, подчеркнуть окончание: служащий — служащего.

Холодное, рыжий, гончий, верховой, кормчий, городничий, зодчий, вестовой, вагоновожатый, прилагательное, существительное.

Притяжательные прилагательные на — ИН, — ЫН и -ОВ, -ев перешли в собственные имена существительные. Они обозначают. Й и географические названия. Затрудняет в этих словах правописание творительного падежа единственного числа: С Петей Ростовым, но: воевал под Ростовом;. с капитаном Тушиным, но: живет под Тушином.

Учащиеся должны запомнить, что названия населенных пунктов в творительном падеже имеют окончания существительных 2-го склонения: Ростов — Ростовом (как стол — столом), а имена собственные изменяются, как имена прилагательные.

1. Составить предложения, поставив существительные в творительном падеже единственного числа: Познакомился с поэтом, Львовым. Мы долго жили подо Львовом.

Город Калинин, Игорь Калинин. Летчик Бабушкин, город Бабушкин. Композитор Бородин, село Бородино. А. С. Пушкин, . город Пушкин. А. П. Чехов, город Чехов.

2. Следующие географические названия и фамилии поставить в творительном падеже единственного числа, составить словосочетания: Саратов — провел лето под Саратовом.

Тихвин, Тамбов, Куприн, Бунин, Репин, Федотов, Калязин, Мухин, Лисицын, Большов, Царицын.

в результате смешения окончаний прилагательных, перешедших в существительные, появляется еще одна ошибка: смешиваются окончания родительного падежа в похожих фамилиях, например: Толстой — Толстого, а учащиеся пишут «Толстова» (от Толстов).

Сопоставление этих форм поможет учащимся запомнить правило: фамилии на -ой склоняются, как подобные прилагательные, а фамилии на -ав, как подобные притяжательные прилагательные, например: Грязной — Грязного; Нагульнов — Нагульнова; Разметнов — Разметнова.

3. Поставить следующие существительные в родительном. падеже.

Дурнов, Пешков, Шацкий, Барский, Связнов, Чайковский, ,Маяковский.

4. Раскрыть скобки.

Комедия (Грибоедов), рассказы (Горький), басни (Крылов), картина (Маковский), выставка (Серов), портрет академика (Павлов), операция хирурга (Пирогов), магазин (готовое) платья, покое у (дальний) леса, мы (одинаковый) роста, спектакль (Товстоногов) .

Источник

Переход имен прилагательных в имена существительные

Цель: познакомить учащихся с переходными явлениями в русском языке.

Задачи:

  • поддерживать познавательный интерес учащихся, развивать их исследовательские способности;
  • расширить представления учащихся о процессах, которые происходят в русском языке;
  • закрепить умения, которые были сформированы у учащихся ранее: определение части речи, определение главного и зависимого слова в словосочетании;
  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к русскому языку;
  • развивать речь учащихся, учить их выражать свои мысли лаконично, точно, образно.
Читайте также:  вставьте пропущенные буквы после существительных с пропущенными окончаниями

Ход урока

I. Обзор. Мотивация.

Над какой темой мы работаем на уроках русского языка?

Мы работаем над темой «Имя прилагательное»

Что такое имя прилагательное?

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой?

С какой частью речи связано имя прилагательное?

Имя прилагательное связано с именем существительным.

Какую роль выполняет имя прилагательное в словосочетании?

Оно поясняет имя существительное.

Каким словом — главным или зависимым в словосочетании является имя прилагательное?

В словосочетании имя прилагательное является зависимым словом.

Определите, к какой части речи относится данное слово. (Приложение 1)
умным

Это слово является именем прилагательным, т.к….

Посмотрите, в предложении выделено это же слово. К какой части речи оно относится?

Как нам это доказать?

Составить словосочетание и поставить к этому слову вопрос.

Прочитайте предложения.
С умным знаться – ума набираться.
Лучше с умным человеком потерять, чем с глупым найти.

Выпишите словосочетание с выделенным словом.

Знаться с умным, с умным человеком.

Определите, какой частью речи является слово «умный». (Приложение 2)

Знаться (с кем?) с умным, имя существительное;
с человеком (каким?) умным, имя прилагательное

Одно слово, но в одном случае вы говорите, что это прилагательное, а в другом – существительное.

Какой у вас возникает вопрос?

Почему одно слово может быть и именем прилагательным, и именем существительным?

Меня тоже заинтересовало, почему одно слово относится к разным частям речи.
Сейчас вы проведете исследование. Одна группа будет теоретиками. Задание у этой группы особое (Приложение 3). Остальные группы будут практиками. (Приложение 4)

II. Исследование.

Групповая форма работы по предложенному плану.

III. Обмен информацией.

Знакомство с результатами нашей работы я предлагаю начать с предложений. Вдруг окажется, что слово «умный» единственное в русском языке, которое относится и к имени прилагательному, и к имени существительному. Предоставляем слово практикам. (Учащиеся представляют свои примеры)

IV. Связывание информации.

Примеров мы привели достаточно, значит, такое явление в русском языке существует. А вы нашли ответ на вопрос урока (зачитывают ответ из текста). Такое явление перехода имени прилагательного в имя существительное существует.

Теоретики, помогите нам разобраться в причине этого перехода.

Что еще интересного вы узнали из текста?
Русский язык находится в постоянном процессе развития. И явление перехода имени прилагательного в имя существительное служит доказательством этого. Благодаря такому процессу наш язык становится богаче. Мы можем выразить свои мысли более точно, лаконично.

Имя прилагательное переходит в имя существительное

Имя прилагательное переходит в имя существительное, потому что оно получает предметное значение и приобретает признаки имени существительного (одушевленное-неодушевленное, нарицательное-собственное, род).

Помните, в начале урока вы сразу сказали, что слово «умный» является именем прилагательным. Как бы вы сейчас ответили на вопрос: к какой части речи относится слово «умный»? Что необходимо, чтобы определить, к какой части речи относится это слово? Для таких слов важно, в каком окружении, т.е. каком контексте они находятся. Только контекст позволит безошибочно определить часть речи.

Выводы, к которым мы пришли, вы видите на экране.

Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Переход прилагательных в существительные.

V. Рефлексия. Итог.

Мы познакомились с интересным явлением – переходом имени прилагательного в имя существительное.
Чем вам была интересна данная тема?

Чем запомнится вам сегодняшний урок?

Сегодняшний урок показал, что не все тайны имени прилагательного нами раскрыты. Я желаю вам новых открытий.

Источник

Переход имен прилагательных в существительные

Прилагательное, употребляясь без существительного, может само приобрести значение существительного и выступать в предложении в его роли. В этом случае прилагательное обозначает уже не свойство предмета, а самый предмет по его свойству, т.е. является таким же существительным, как и обычные существительные. Например, в предложениях Больной выздоровел, Врач навестил больного слово больной обозначает «тот, кто болен», следовательно, обозначает предмет по его свойству, а не свойство предмета. В таком же значении могут употребляться прилагательные бедный, богатый, слепой, хромой, рабочий, столовая, ломовой, дежурный и др., а также некоторые причастия: заведующий, управляющий, трудящийся, раненый, умирающий и др.

Читайте также:  меццо сопрано род существительного

Становясь существительным, прилагательное приобретает и грамматические признаки существительных. Род и число у таких прилагательных, как и у существительных, становятся несинтаксическими. Ср., например: Врач навестил больного (можно заменить больную, больных) и Врач навестил больного товарища (такой замены сделать нельзя, так как род и число прилагательного зависят от определяемого им существительного). Их падежные формы перестают быть согласуемыми, а становятся самостоятельными, выражая, как и у существительных, различные отношения предмета, который обозначается этим словом, к другим словам речи. Например: навестил больного, пошел к больному, вышел от больного, пошел от больных и т.д. (ср. падежи у прилагательных, при помощи которых они согласуются с существительными: больной товарищ, пошел к больному товарищу, больного товарища). Соответственно изменяется и синтаксическое употребление прилагательных. В им. пад. они могут выступать в качестве подлежащего: больной выздоровел, пришел заведующий; в косвенных падежах, употребляясь в соединении с предлогами или без предлогов, они выступают в роли второстепенных членов предложения, и именно дополнения, т.е. предметного определяющего слова, как и другие существительные, ср.: навестил больного и навестил товарища, пошел к больному и пошел к товарищу и т.д. Наконец, прилагательное, став существительным, может само определяться прилагательными, например: тифозный больной, спокойный больной и др.

Однако, переходя в существительные, прилагательные все же продолжают сохранять и некоторые свои особенности. Так, например, они могут определяться такими наречиями, которые обычно не употребляются при существительных: врач подошел к тяжело больному или к смертельно раненому. Перешедшие в существительное причастия обычно сохраняют свойственное причастиям как глагольным формам управление падежами существительных: пошел к заведующему складом, командующий армией приказал.

Прилагательные, которые переходят в существительные по своему употреблению, можно разделить на три группы: одни из них употребляются и как существительные, и как прилагательные (например, больной, богатый, бедный, слепой, хромой). При этом, выступая в качестве прилагательного, такие слова могут употребляться с любыми существительными, например: больной ученик, старик, мальчик, животное, собака, растение и т.д.; другие слова в современном языке употребляются только в качестве существительных, например: портной, мостовая, кладовая, пирожное, лесничий, посыльный, двугривенный, главнокомандующий, набережная, насекомое. Наконец, имеется третья группа слов, переходная от первой ко второй. Слова этой группы обычно употребляются как существительные и реже как прилагательные. При этом в последнем случае эти слова могут сочетаться только с несколькими определенными существительными (иногда даже с одним). Таковы, например, слова: ломовой (извозчик), гончая, борзая (собака), Первая конная (армия), мастеровой (человек), прилагательное (имя), существительное (имя).

Процесс перехода прилагательных в существительные происходил в разное время. У одних слов этот процесс уже закончился. Например, портной, жаркое в современном языке выступают только как существительные, хотя когда-то могло быть – портной швец, жаркое блюдо; у других же слов этот процесс только начался, нередко за последние годы, на наших глазах, например: встречный, посевная, уборочная, третий решающий, Первая конная.

Источник

Переход прилагательных в имена существительные

Имена прилагательные (чаще всего относительные) могут иногда переходить в разряд имен существительных, т.е. способны субстантивироваться.

Читайте также:  укажите существительное общего рода незнакомка певец

Переходя в класс имен существительных, прилагательные утрачивают свое основное значение качества и приобретают значение предметности, являющееся семантической основой имен существительных.

Степень субстантивации прилагательных может быть различной. Так, одни прилагательные (чаще всего относительные) полностью перешли в существительные, утратив способность изменяться по родам (вселенная, городничий, запятая, мостовая, портной, родословная и др.). Их связь с прилагательными с точки зрения современного языка утрачена. Такие образования являются немотивированными. Другие прилагательные могут употребляться как в роли существительных (Врач терпеливо выслушал все жалобы больного), так и в роли прилагательных (Врач осмотрел больного ребенка). Такими прилагательными являются прилагательные — борзая, гнедой, верховой, дозорный, военный, ванная, кривая, плясовая и многие другие. Подобные образования являются мотивированными. В данном случае можно говорить о степени субстантивации прилагательных, которых при этом резко изменяют свое лексическое значение. Ср., например: Между жарким и бланманже цимлянское несут уже (П.). — Солдаты сбежались в кучку и жарким ружейным огнем встречали наступавших турок (Гарш.). Или: Как-то он заболел воспалением легкого (Ч.). — А на корабле, да еще в боевой обстановке, мы очень скромны, кроме легкого вина ревизор никогда ничего не выставит на стол (Степ.).

Переход слов других частей речи в прилагательные

Употребление разных частей речи в роли прилагательных называется адъективацией (лат. adjectivum — прилагательное).

В разряд имен прилагательных переходит значительное количество причастий, особенно страдательных с суффиксами -нн; -енн- и -т-: поношенное платье, сдавленный голос, приподнятое настроение и др. При переходе в прилагательные причастия утрачивают свои основные глагольные признаки: время, вид и способность глагольного управления.

В разряд прилагательных переходят иногда и страдательные причастия с суффиксом -м-: любимый цветок, невидимые слезы, несклоняемые существительные.

Прилагательных, образованных из страдательных причастий при помощи суффикса -м- (-им-), в русском языке сравнительно немного. Уже во второй половине XVIII в. качественные прилагательные образовывались непосредственно от глагольных основ совершенного и несовершенного вида при помощи суффикса -м- (-им-), минуя стадию образования причастий. В современном русском языке они чаще всего употребляются с частицей-приставкой не-: неуловимый, неистребимый, нерастворимый и др.

Причастия, перешедшие в разряд прилагательных, приобретают иногда и характерные грамматические признаки качественных прилагательных: способность иметь полные и краткие формы (настроение приподнято, результат неожиданен), а также способность образовывать формы степеней сравнения (это приглашение было неожиданнее того) и др.

Наблюдаются случаи перехода в разряд прилагательных и действительных причастий настоящего времени (потрясающие новости, знающий студент, следующий день, блестящий ответ, цветущее здоровье и др.), которые также утрачивают глагольные признаки и иногда приобретают некоторые черты, характерные для прилагательных (краткую форму, степени сравнения, форму субъективной оценки и т.п.). Например: Более блестящего ответа я еще не слышал; Самым блестящим номером программы на концерте было чтение стихов В. Маяковского; Дела его были не очень блестящи. Ср. также употребление в книжном стиле (чаще всего в авторском стиле) кратких форм причастий, перешедших в прилагательные: Взгляд. был что-то уже слишком пристален и испытующ (Дост.); Штык его остр и предостерегающ (А.Н. Т.).

Значительно реже в прилагательные переходят действительные причастия прошедшего времени с суффиксами -ш- и -вш-, например: высохшие растения.

Кроме причастий, в разряд прилагательных могут переходить и другие части речи. Так, в роли качественных прилагательных могут употребляться в условиях контекста некоторые местоимения, а также порядковые числительные. Ср., например: Год проходит и другой — нету вести никакой(П.). — Оратор я никакой, между двумя словами перерыв обеденный (Гран.). Или: Три клада в сей жизни были мне отрада. И первый клад мой честь была (П.). — Вскоре мальчик стал первым учеником в классе.

Источник