Меню

переход прилагательных в существительные задания



Переход прелогательных в существительные

Следует остановить внимание учащихся на прилагательных, перешедших в существительные. В результате того, что учащиеся смешивают окончания прилагательных с окончаниями существительных, возникают ошибки типа: «с мороженом» (по аналогии с окном), «горючие» (вместо горючее). Они рассуждают так: «Если это существительное, то к какому склонению его отнести? А если это прилагательное, то как найти слово, то которого к нему можно поставить вопрос?» Необходимо показать учащимся, что слова эти хотя и перешли в существительные, но ни к какому склонению не относятся и склоняются по образцу прилагательных.

Обратите внимание на интересную игру: скачать взломанный bravo stars устанавливается на телефон под управлением Андроид.

Останавливаем внимание учащихся на двух группах слов:

1) Прилагательные, которые могут употребляется в зависимости от контекста как прилагательные и как существительные: Рабочие давно ушли. Рабочие руки творят чудеса.

2) Прилагательные, которые перешли в существительные и употребляются только как существительные (жаркие, насекомое), сохранив окончания прилагательных. В предложении такие слова могут быть подлежащими и дополнениями.

Предлагаем выполнить задания.

1. Сначала выписать слова, употребляющиеся только как существительные, а затем слова, которые могут быть прилагательными и существительными.

Красный, борзая, высокий, умный, животное, мостовая, запятая, кладовая, рулевой, пирожное, ротный, конный, плясовая, набережная: горячее, дозорный, парикмахерская, пеший, накладная, комендантская, гостиная, караульный.

2. С данными словами составить по два предложения: Мы расставили столовую посуду. Семья обедала в столовой.

Мороженое, смелый, часовой, военный, посевная, рядовой, сладкое, больной, знакомый, легкие, ученый.

3. Данные слова поставить в родительном падеже, подчеркнуть окончание: служащий — служащего.

Холодное, рыжий, гончий, верховой, кормчий, городничий, зодчий, вестовой, вагоновожатый, прилагательное, существительное.

Притяжательные прилагательные на — ИН, — ЫН и -ОВ, -ев перешли в собственные имена существительные. Они обозначают. Й и географические названия. Затрудняет в этих словах правописание творительного падежа единственного числа: С Петей Ростовым, но: воевал под Ростовом;. с капитаном Тушиным, но: живет под Тушином.

Учащиеся должны запомнить, что названия населенных пунктов в творительном падеже имеют окончания существительных 2-го склонения: Ростов — Ростовом (как стол — столом), а имена собственные изменяются, как имена прилагательные.

1. Составить предложения, поставив существительные в творительном падеже единственного числа: Познакомился с поэтом, Львовым. Мы долго жили подо Львовом.

Город Калинин, Игорь Калинин. Летчик Бабушкин, город Бабушкин. Композитор Бородин, село Бородино. А. С. Пушкин, . город Пушкин. А. П. Чехов, город Чехов.

2. Следующие географические названия и фамилии поставить в творительном падеже единственного числа, составить словосочетания: Саратов — провел лето под Саратовом.

Тихвин, Тамбов, Куприн, Бунин, Репин, Федотов, Калязин, Мухин, Лисицын, Большов, Царицын.

в результате смешения окончаний прилагательных, перешедших в существительные, появляется еще одна ошибка: смешиваются окончания родительного падежа в похожих фамилиях, например: Толстой — Толстого, а учащиеся пишут «Толстова» (от Толстов).

Сопоставление этих форм поможет учащимся запомнить правило: фамилии на -ой склоняются, как подобные прилагательные, а фамилии на -ав, как подобные притяжательные прилагательные, например: Грязной — Грязного; Нагульнов — Нагульнова; Разметнов — Разметнова.

3. Поставить следующие существительные в родительном. падеже.

Дурнов, Пешков, Шацкий, Барский, Связнов, Чайковский, ,Маяковский.

4. Раскрыть скобки.

Комедия (Грибоедов), рассказы (Горький), басни (Крылов), картина (Маковский), выставка (Серов), портрет академика (Павлов), операция хирурга (Пирогов), магазин (готовое) платья, покое у (дальний) леса, мы (одинаковый) роста, спектакль (Товстоногов) .

Источник

Образование имён существительных путём перехода прилагательных в существительные

Поставьте вопросы к выделенным словам и определите, в каких предложениях они обозначают предмет и в каких — признак предмета. Какими членами предложения являются выделенные слова?

Читайте также:  карточки 3 класс русский язык тема имя существительное

Больная рука ныла всю ночь.

Больная заснула только к утру.

Укажите род, число и падеж выделенного существительного. Какое оно — собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое?

Имена существительные, образованные путём перехода прилагательных в существительные, относятся к одному из трёх родов, бывают одушевлёнными или неодушевлёнными. Они имеют падежные окончания прилагательных. В предложении они бывают чаще всего подлежащими или дополнениями. При их морфологическом разборе склонение не указывается.

1. Составьте 6 предложений с любыми из данных ниже слов, используя каждое слово в одном предложении как прилагательное, в другом — как существительное. Какими членами предложения являются эти слова?

Прямая (линия), ломаная (линия), передовая (статья), передовая (позиция), посевная, уборочная (кампания), буровая (вышка), Первая конная (армия).

Сделайте морфологический разбор 2—3 существительных, образованных из прилагательных.

2. Спишите и подчеркните существительные с окончаниями прилагательных, определите их род и падеж, над одушевлёнными поставьте букву о, над неодушевлёнными — н.

1. В прекрасный летний день барыня со своими приж..валками ра..хаживала по гости(н,нн)ой. 2. Чай ей показался особенно вкуси. за что горничная получила на словах похв..лу и деньгами гривенник. 3. Пр..ходя через гости(н,ин)ую, дв..рецкий для п..рядку переставил колокольч..к с одного стола на другой и выш..л в переднюю.

(По И. С. Тургеневу.)

Найдите устаревшие слова. Почему они вышли из употребления?

В 3-м предложении подчеркните главные члены.

3. Укажите в повести А. С. Пушкина «Дубровский» данные в сносках существительные, образованные из прилагательных. Найдите в тексте предложения, в которых употреблены эти существительные, и определите, какими членами предложения они являются?

Почему значение этих существительных, образованных из прилагательных, разъясняется в сносках?

4. Составьте предложения на одну из тем, употребив данные ниже слова. Подчеркните существительные с окончанием прилагательных, определите их падеж.

В школе: учительская, дежурный, мастерская, столовая, знакомый.
Я иду по городу: мостовая, набережная, булочная, прачечная, встречный, приезжий, военный.

5. Диктант. Подчеркните глаголы в неопределённой форме. Обозначьте орфограммы № 4, 12, 13, 27.

П..явиться с (северо)востока, разгорается к утру, приземлиться на незн..комой те(р,рр)итории, оз..рить г..ризонт на (северо)западе, выр..стает с пр..ближением к аэр..дрому, улететь на юго(запад), продв..гаться на (юго)восток, распол..житься у дорог.. .

Инт..ресное из..бретение, гости(н,нн)ая в дом.. пр..езжих, ост..новиться в гости(н,нн)ице, сообщить о р..корде, ч..мпион среди т..желовесов, ж..лание п..бедить, в св..бодную м..нуту, на т..атральной афиш.. .

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник

Переход имен прилагательных в имена существительные

Цель: познакомить учащихся с переходными явлениями в русском языке.

Задачи:

  • поддерживать познавательный интерес учащихся, развивать их исследовательские способности;
  • расширить представления учащихся о процессах, которые происходят в русском языке;
  • закрепить умения, которые были сформированы у учащихся ранее: определение части речи, определение главного и зависимого слова в словосочетании;
  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к русскому языку;
  • развивать речь учащихся, учить их выражать свои мысли лаконично, точно, образно.

Ход урока

I. Обзор. Мотивация.

Над какой темой мы работаем на уроках русского языка?

Мы работаем над темой «Имя прилагательное»

Что такое имя прилагательное?

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой?

С какой частью речи связано имя прилагательное?

Читайте также:  прочитайте обратите внимание на выделенные существительные

Имя прилагательное связано с именем существительным.

Какую роль выполняет имя прилагательное в словосочетании?

Оно поясняет имя существительное.

Каким словом — главным или зависимым в словосочетании является имя прилагательное?

В словосочетании имя прилагательное является зависимым словом.

Определите, к какой части речи относится данное слово. (Приложение 1)
умным

Это слово является именем прилагательным, т.к….

Посмотрите, в предложении выделено это же слово. К какой части речи оно относится?

Как нам это доказать?

Составить словосочетание и поставить к этому слову вопрос.

Прочитайте предложения.
С умным знаться – ума набираться.
Лучше с умным человеком потерять, чем с глупым найти.

Выпишите словосочетание с выделенным словом.

Знаться с умным, с умным человеком.

Определите, какой частью речи является слово «умный». (Приложение 2)

Знаться (с кем?) с умным, имя существительное;
с человеком (каким?) умным, имя прилагательное

Одно слово, но в одном случае вы говорите, что это прилагательное, а в другом – существительное.

Какой у вас возникает вопрос?

Почему одно слово может быть и именем прилагательным, и именем существительным?

Меня тоже заинтересовало, почему одно слово относится к разным частям речи.
Сейчас вы проведете исследование. Одна группа будет теоретиками. Задание у этой группы особое (Приложение 3). Остальные группы будут практиками. (Приложение 4)

II. Исследование.

Групповая форма работы по предложенному плану.

III. Обмен информацией.

Знакомство с результатами нашей работы я предлагаю начать с предложений. Вдруг окажется, что слово «умный» единственное в русском языке, которое относится и к имени прилагательному, и к имени существительному. Предоставляем слово практикам. (Учащиеся представляют свои примеры)

IV. Связывание информации.

Примеров мы привели достаточно, значит, такое явление в русском языке существует. А вы нашли ответ на вопрос урока (зачитывают ответ из текста). Такое явление перехода имени прилагательного в имя существительное существует.

Теоретики, помогите нам разобраться в причине этого перехода.

Что еще интересного вы узнали из текста?
Русский язык находится в постоянном процессе развития. И явление перехода имени прилагательного в имя существительное служит доказательством этого. Благодаря такому процессу наш язык становится богаче. Мы можем выразить свои мысли более точно, лаконично.

Имя прилагательное переходит в имя существительное

Имя прилагательное переходит в имя существительное, потому что оно получает предметное значение и приобретает признаки имени существительного (одушевленное-неодушевленное, нарицательное-собственное, род).

Помните, в начале урока вы сразу сказали, что слово «умный» является именем прилагательным. Как бы вы сейчас ответили на вопрос: к какой части речи относится слово «умный»? Что необходимо, чтобы определить, к какой части речи относится это слово? Для таких слов важно, в каком окружении, т.е. каком контексте они находятся. Только контекст позволит безошибочно определить часть речи.

Выводы, к которым мы пришли, вы видите на экране.

Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Переход прилагательных в существительные.

V. Рефлексия. Итог.

Мы познакомились с интересным явлением – переходом имени прилагательного в имя существительное.
Чем вам была интересна данная тема?

Чем запомнится вам сегодняшний урок?

Сегодняшний урок показал, что не все тайны имени прилагательного нами раскрыты. Я желаю вам новых открытий.

Источник

Переход имен прилагательных в существительные

Прилагательное, употребляясь без существительного, может само приобрести значение существительного и выступать в предложении в его роли. В этом случае прилагательное обозначает уже не свойство предмета, а самый предмет по его свойству, т.е. является таким же существительным, как и обычные существительные. Например, в предложениях Больной выздоровел, Врач навестил больного слово больной обозначает «тот, кто болен», следовательно, обозначает предмет по его свойству, а не свойство предмета. В таком же значении могут употребляться прилагательные бедный, богатый, слепой, хромой, рабочий, столовая, ломовой, дежурный и др., а также некоторые причастия: заведующий, управляющий, трудящийся, раненый, умирающий и др.

Читайте также:  сценка из одних существительных

Становясь существительным, прилагательное приобретает и грамматические признаки существительных. Род и число у таких прилагательных, как и у существительных, становятся несинтаксическими. Ср., например: Врач навестил больного (можно заменить больную, больных) и Врач навестил больного товарища (такой замены сделать нельзя, так как род и число прилагательного зависят от определяемого им существительного). Их падежные формы перестают быть согласуемыми, а становятся самостоятельными, выражая, как и у существительных, различные отношения предмета, который обозначается этим словом, к другим словам речи. Например: навестил больного, пошел к больному, вышел от больного, пошел от больных и т.д. (ср. падежи у прилагательных, при помощи которых они согласуются с существительными: больной товарищ, пошел к больному товарищу, больного товарища). Соответственно изменяется и синтаксическое употребление прилагательных. В им. пад. они могут выступать в качестве подлежащего: больной выздоровел, пришел заведующий; в косвенных падежах, употребляясь в соединении с предлогами или без предлогов, они выступают в роли второстепенных членов предложения, и именно дополнения, т.е. предметного определяющего слова, как и другие существительные, ср.: навестил больного и навестил товарища, пошел к больному и пошел к товарищу и т.д. Наконец, прилагательное, став существительным, может само определяться прилагательными, например: тифозный больной, спокойный больной и др.

Однако, переходя в существительные, прилагательные все же продолжают сохранять и некоторые свои особенности. Так, например, они могут определяться такими наречиями, которые обычно не употребляются при существительных: врач подошел к тяжело больному или к смертельно раненому. Перешедшие в существительное причастия обычно сохраняют свойственное причастиям как глагольным формам управление падежами существительных: пошел к заведующему складом, командующий армией приказал.

Прилагательные, которые переходят в существительные по своему употреблению, можно разделить на три группы: одни из них употребляются и как существительные, и как прилагательные (например, больной, богатый, бедный, слепой, хромой). При этом, выступая в качестве прилагательного, такие слова могут употребляться с любыми существительными, например: больной ученик, старик, мальчик, животное, собака, растение и т.д.; другие слова в современном языке употребляются только в качестве существительных, например: портной, мостовая, кладовая, пирожное, лесничий, посыльный, двугривенный, главнокомандующий, набережная, насекомое. Наконец, имеется третья группа слов, переходная от первой ко второй. Слова этой группы обычно употребляются как существительные и реже как прилагательные. При этом в последнем случае эти слова могут сочетаться только с несколькими определенными существительными (иногда даже с одним). Таковы, например, слова: ломовой (извозчик), гончая, борзая (собака), Первая конная (армия), мастеровой (человек), прилагательное (имя), существительное (имя).

Процесс перехода прилагательных в существительные происходил в разное время. У одних слов этот процесс уже закончился. Например, портной, жаркое в современном языке выступают только как существительные, хотя когда-то могло быть – портной швец, жаркое блюдо; у других же слов этот процесс только начался, нередко за последние годы, на наших глазах, например: встречный, посевная, уборочная, третий решающий, Первая конная.

Источник

Переход прилагательных в существительные задания



Переход имен прилагательных в имена существительные

Цель: познакомить учащихся с переходными явлениями в русском языке.

Задачи:

  • поддерживать познавательный интерес учащихся, развивать их исследовательские способности;
  • расширить представления учащихся о процессах, которые происходят в русском языке;
  • закрепить умения, которые были сформированы у учащихся ранее: определение части речи, определение главного и зависимого слова в словосочетании;
  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к русскому языку;
  • развивать речь учащихся, учить их выражать свои мысли лаконично, точно, образно.

Ход урока

I. Обзор. Мотивация.

Над какой темой мы работаем на уроках русского языка?

Мы работаем над темой «Имя прилагательное»

Что такое имя прилагательное?

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой?

С какой частью речи связано имя прилагательное?

Имя прилагательное связано с именем существительным.

Какую роль выполняет имя прилагательное в словосочетании?

Оно поясняет имя существительное.

Каким словом — главным или зависимым в словосочетании является имя прилагательное?

В словосочетании имя прилагательное является зависимым словом.

Определите, к какой части речи относится данное слово. (Приложение 1)
умным

Это слово является именем прилагательным, т.к….

Посмотрите, в предложении выделено это же слово. К какой части речи оно относится?

Как нам это доказать?

Составить словосочетание и поставить к этому слову вопрос.

Прочитайте предложения.
С умным знаться – ума набираться.
Лучше с умным человеком потерять, чем с глупым найти.

Выпишите словосочетание с выделенным словом.

Знаться с умным, с умным человеком.

Определите, какой частью речи является слово «умный». (Приложение 2)

Знаться (с кем?) с умным, имя существительное;
с человеком (каким?) умным, имя прилагательное

Одно слово, но в одном случае вы говорите, что это прилагательное, а в другом – существительное.

Какой у вас возникает вопрос?

Почему одно слово может быть и именем прилагательным, и именем существительным?

Меня тоже заинтересовало, почему одно слово относится к разным частям речи.
Сейчас вы проведете исследование. Одна группа будет теоретиками. Задание у этой группы особое (Приложение 3). Остальные группы будут практиками. (Приложение 4)

II. Исследование.

Групповая форма работы по предложенному плану.

III. Обмен информацией.

Знакомство с результатами нашей работы я предлагаю начать с предложений. Вдруг окажется, что слово «умный» единственное в русском языке, которое относится и к имени прилагательному, и к имени существительному. Предоставляем слово практикам. (Учащиеся представляют свои примеры)

IV. Связывание информации.

Примеров мы привели достаточно, значит, такое явление в русском языке существует. А вы нашли ответ на вопрос урока (зачитывают ответ из текста). Такое явление перехода имени прилагательного в имя существительное существует.

Теоретики, помогите нам разобраться в причине этого перехода.

Что еще интересного вы узнали из текста?
Русский язык находится в постоянном процессе развития. И явление перехода имени прилагательного в имя существительное служит доказательством этого. Благодаря такому процессу наш язык становится богаче. Мы можем выразить свои мысли более точно, лаконично.

Имя прилагательное переходит в имя существительное

Имя прилагательное переходит в имя существительное, потому что оно получает предметное значение и приобретает признаки имени существительного (одушевленное-неодушевленное, нарицательное-собственное, род).

Помните, в начале урока вы сразу сказали, что слово «умный» является именем прилагательным. Как бы вы сейчас ответили на вопрос: к какой части речи относится слово «умный»? Что необходимо, чтобы определить, к какой части речи относится это слово? Для таких слов важно, в каком окружении, т.е. каком контексте они находятся. Только контекст позволит безошибочно определить часть речи.

Выводы, к которым мы пришли, вы видите на экране.

Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Переход прилагательных в существительные.

V. Рефлексия. Итог.

Мы познакомились с интересным явлением – переходом имени прилагательного в имя существительное.
Чем вам была интересна данная тема?

Чем запомнится вам сегодняшний урок?

Сегодняшний урок показал, что не все тайны имени прилагательного нами раскрыты. Я желаю вам новых открытий.

Источник

Образование имён существительных путём перехода прилагательных в существительные

Поставьте вопросы к выделенным словам и определите, в каких предложениях они обозначают предмет и в каких — признак предмета. Какими членами предложения являются выделенные слова?

Больная рука ныла всю ночь.

Больная заснула только к утру.

Укажите род, число и падеж выделенного существительного. Какое оно — собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое?

Имена существительные, образованные путём перехода прилагательных в существительные, относятся к одному из трёх родов, бывают одушевлёнными или неодушевлёнными. Они имеют падежные окончания прилагательных. В предложении они бывают чаще всего подлежащими или дополнениями. При их морфологическом разборе склонение не указывается.

Читайте также:  подчеркнуть в тексте существительные в единственном числе

1. Составьте 6 предложений с любыми из данных ниже слов, используя каждое слово в одном предложении как прилагательное, в другом — как существительное. Какими членами предложения являются эти слова?

Прямая (линия), ломаная (линия), передовая (статья), передовая (позиция), посевная, уборочная (кампания), буровая (вышка), Первая конная (армия).

Сделайте морфологический разбор 2—3 существительных, образованных из прилагательных.

2. Спишите и подчеркните существительные с окончаниями прилагательных, определите их род и падеж, над одушевлёнными поставьте букву о, над неодушевлёнными — н.

1. В прекрасный летний день барыня со своими приж..валками ра..хаживала по гости(н,нн)ой. 2. Чай ей показался особенно вкуси. за что горничная получила на словах похв..лу и деньгами гривенник. 3. Пр..ходя через гости(н,ин)ую, дв..рецкий для п..рядку переставил колокольч..к с одного стола на другой и выш..л в переднюю.

(По И. С. Тургеневу.)

Найдите устаревшие слова. Почему они вышли из употребления?

В 3-м предложении подчеркните главные члены.

3. Укажите в повести А. С. Пушкина «Дубровский» данные в сносках существительные, образованные из прилагательных. Найдите в тексте предложения, в которых употреблены эти существительные, и определите, какими членами предложения они являются?

Почему значение этих существительных, образованных из прилагательных, разъясняется в сносках?

4. Составьте предложения на одну из тем, употребив данные ниже слова. Подчеркните существительные с окончанием прилагательных, определите их падеж.

В школе: учительская, дежурный, мастерская, столовая, знакомый.
Я иду по городу: мостовая, набережная, булочная, прачечная, встречный, приезжий, военный.

5. Диктант. Подчеркните глаголы в неопределённой форме. Обозначьте орфограммы № 4, 12, 13, 27.

П..явиться с (северо)востока, разгорается к утру, приземлиться на незн..комой те(р,рр)итории, оз..рить г..ризонт на (северо)западе, выр..стает с пр..ближением к аэр..дрому, улететь на юго(запад), продв..гаться на (юго)восток, распол..житься у дорог.. .

Инт..ресное из..бретение, гости(н,нн)ая в дом.. пр..езжих, ост..новиться в гости(н,нн)ице, сообщить о р..корде, ч..мпион среди т..желовесов, ж..лание п..бедить, в св..бодную м..нуту, на т..атральной афиш.. .

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник

Переход прилагательных в существительные

Прилагательные могут переходить в разряд существительных. Этот процесс называется субстантивацией (от лат. substantivum).

Субстантивация – процесс, который русский язык знает издавна. Вряд ли неспециалист сможет сейчас догадаться, что такие существительные, как войско, вдова, молебен, рукав, ножны, по происхождению являются прилагательными.

В современном языке процесс субстантивации также происходит очень активно. Можно выделить большие тематические группы существительных, которые произошли от прилагательных. К ним относятся, например, многие слова, которые служат названиями помещений в квартире или жилом доме: передняя, гостиная, столовая, ванная, буфетная, гардеробная, бильярдная. Бывшие прилагательные – это и названия предприятий торговли и общественного питания, которые есть в каждом городе: булочная-кондитерская, шашлычная, пельменная, бутербродная, закусочная, рюмочная и т.д. Названия многих политических объединений, сторонников того или иного общественно-политического направления – это также нередко субстантивированные прилагательные: левые, правые, красные, белые, зеленые, коричневые. Многие наименования представителей отдельных рас тоже прилагательные, перешедшие в разряд существительных: белый, черный, желтый, краснокожий. (Вспомним В. Маяковского: «Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченый. Белую работу делает белый, черную работу – черный«.) Названия некоторых пород собак: борзая, гончая, легавая тоже результат субстантивации.

При субстантивации меняются семантические, морфологические и синтаксические свойства бывших прилагательных. Теперь они обозначают предмет, а не признак, приобретают самостоятельный род, изменяются по падежам и числам; причем, как и некоторые существительные, субстантивированные прилагательные употребляются в форме только одного числа: жаркое, горячее, сладкое, заливное (только единственное); родные, близкие (только множественное). Субстантивированные прилагательные могут, в свою очередь, иметь при себе определения: «светлая гостиная«, «кооперативная пельменная«, «первоклассный портной«. В предложении субстантивированные прилагательные являются преимущественно подлежащим или дополнением («Закусочная открывается в 10 часов» – «Открыли прекрасную закусочную«).

Примечание. Необходимо отметить, что процесс субстантивации охватывает не только прилагательные. В существительные переходят и другие части речи, в первую очередь причастия: будущее, минувшее, настоящее, раненый, возлюбленный и др.

Субстантивация, как и адъективация, бывает полная и частичная. При полной субстантивации слова уже не употребляются как прилагательные: былое, мостовая, прачечная, портной, лесничий, парикмахерская. При частичной субстантивации слово может употребляться то как прилагательное, то как существительное: «дарственная надпись» – дарственная, «ванная комната»– ванная, «нищий старец»– нищий, «закусочная икра»– закусочная и т.д.

Существительные, пережившие как полную, так и частичную субстантивацию, являются фактом языка и зафиксированы толковыми словарями.

Кроме того, можно говорить о так называемой контекстуальной субстантивации. Это переход прилагательного (или причастия) в существительное, действительный только в пределах данного контекста.

Читайте также:  запишите существительные в дательном падеже множественного числа

Множество примеров контекстуальной субстантивации дала поэзия символистов, в первую очередь А. Блока: «Я вам поведал неземное. Я все сковал в воздушной мгле»; «И у светлого дома, тревожно, я остался вдвоем с темнотой. Невозможное было возможно, Но возможное – было мечтой»; «И этот лес, сомкнутый Тесно. И эти горные пути Мешали слиться с неизвестным. Твоей лазурью процвести»; «И мгновенно житейское канет, Словно в темную пропасть без дна, И над пропастью медленно встанет Семицветной дугой тишина».

Очень часто в поэзии А. Блока контекстуально субстантивированные прилагательные встречаются в функции обращения: «Неверная, лукавая, Коварная – пляши! И будь навек отравою Растраченной души»; «О нежная, о тонкая! И быстро Ей мысленно приискиваю имя»; «Эта прядь – такая золотая – Разве не от старого огня? – Страстная, безбожная, пустая. Незабвенная, прости меня!»

Имя числительное

Числительные – это разряд слов, которые называют число или количество предметов (один, два, двадцать, двадцать пять, сто восемьдесят девять, двое, трое, семеро и т.д.)*, не имеют рода (об исключениях см. ниже), числа и изменяются только по падежам. В предложении они чаще всего употребляются в словосочетании с существительным в качестве единого члена предложения: «Семь пятниц на неделе» (подлежащее); «У семи нянек дитя без глазу» (дополнение), однако могут употребляться и самостоятельно, без слова, указывающего на считаемые предметы, обычно в качестве подлежащего или дополнения: «Семеро одного не ждут»; «Один с сошкой – семеро с ложкой».

* О словах типа первый, второй, третий, . восьмой и т.п. см. ниже.

Каждое из числительных занимает свое место в ряду натуральных чисел и на письме может быть обозначено как с помощью слова, так и с помощью соответствующей цифры.

Остановимся подробнее на грамматических свойствах имен числительных.

1. Категорией рода обладает лишь несколько числительных:

один – одна, два – две, полтора – полторы, тысяча, миллион, миллиард. В основном же имена числительные по родам не изменяются.

2. Изменение по числам не присуще числительным, так как этому препятствует сама их семантика. Слова один, тысяча, миллион, миллиард* на первый взгляд имеют форму как единственного, так и множественного числа: один день – одни сутки; тысяча рублей – тысячи рублей и пр. Однако наличие таких форм не содержит того противопоставления, которое обычно отражается при помощи форм единственного и множественного числа: единственное число – один отдельно взятый предмет, множественное число – раздельное множество тех же самых предметов. Так, слово один при изменениях типа «один день« «одни сутки«, «один нож« «одни ножницы» имеет согласование формальное, а количество предметов остается все тем же – 1. В предложениях типа «Одни студенты пришли на лекцию, а другие не пришли» числительное приобретает значение местоимения (какие-то, некоторые). В таких предложениях, как «Вы одни можете сделать это», слово одни имеет значение усилительно-ограничительной частицы только.

* Слова тысяча, миллион, миллиард, будучи по происхождению существительными, сохранили отдельные их особенности и поэтому отличаются многими своими свойствами от остальных числительных (об этом см. ниже).

Слова тысяча, миллион, миллиард при употреблении в форме множественного числа меняют свое лексическое значение: они перестают указывать на число, которое может быть обозначено соответствующей цифрой, и приобретают значение неопределенно-количественных слов, указывающих на множество каких-либо предметов. Например: «Тысячи людей заполнили улицы праздничного города» (т.е. очень много людей), «В вузах страны обучаются миллионы студентов» (т.е. множество студентов).

3. По падежам изменяются все без исключения числительные. Однако типы склонений и совокупность падежных окончаний различных числительных очень разнообразны. Так, например, числительное один склоняется как местоимение этот. Числительные два, три, четыре в некоторых падежах имеют окончания, соотносительные с окончаниями прилагательных. Числительные от пяти до двадцати и числительное тридцать имеют те же падежные окончания, что и существительные 3-го склонения. Числительные сорок, девяносто, сто во всех косвенных падежах, кроме винительного, имеют одну и ту же форму сорока, девяноста, ста. Аналогично склоняются и слова полтора, полтораста: Им. п., Вин. п. – полтора, полтораста, все остальные падежи – полутора, полутораста. Слово тысяча изменяется как существительные типа дача, а миллион, миллиард имеют окончания существительных 1-го склонения*.

* Такая «пестрота» падежных окончаний объясняется тем, что числительное как часть речи складывалось во многом под влиянием изменения слов других разрядов. Так, окончания числительных три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, сорок отражают разные типы склонения существительных древнерусского языка. См. об этом: Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. Морфология. М., 1953. С. 177–183.

Читайте также:  написание существительных со словом согласно

Однако в склонении числительных есть общая черта: если числительное является сложным (т.е. состоит из двух корней: пятьдесят, двести, восемьсот и т.п.) или составным (т.е. состоит из нескольких слов: двадцать два, сорок четыре и т.п.), то при изменении его по падежам склоняются все части: Р. пятидесяти, двумстам, восьмистам, сорока четырем и т.п.* Исключение составляют числительные двадцать, тридцать, девяносто.

* О типичных ошибках, связанных с тем, что говорящий не учитывает этого свойства сложных и составных числительных, см. ниже.

4. Словосочетание, в которое объединяются числительное (кроме один) и существительное, обладает особым типом синтаксической связи: в именительном и винительном падежах числительное управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним: «На поляне росли две березы«, «Ураганом сломало две березы» (управление); «У двух берез подрезаны ветви»; «Скамейку поставили под двумя березами» (согласование)*. При этом в именительном падеже числительные два, три, четыре требуют при управлении от существительного родительного падежа единственного числа: «два издания«, «три издания«, «четыре издания«, а числительные после пяти диктуют существительному форму родительного падежа множественного числа: «пять изданий«, «одиннадцать изданий«.

* О типичных ошибках, которые вызванынезнанием этой особенности числительных, см. ниже.

Исключения представляют собой:

1) слово тысяча, которое во всех падежах управляет существительным: Р. нет тысячи рублей; Д. прибавить к тысяче рублей;

Пр. о тысяче рублей;

2) формы дательного падежа с предлогом по, когда он имеет распределительное значение: «Каждому дали по два яблока«, «по пять конфет«. В этом случае числительное, во-первых, управляет существительным, во-вторых, само оно стоит в форме винительного падежа. Причем для числительных два, три, четыре, девяносто, сто, двести, триста, четыреста при предлоге по форма винительного падежа единственно возможная. Остальные числительные (кроме один) имеют параллельные вариантные формы: по пять яблок – по пяти яблок; по десять тетрадей – по десяти тетрадей. Ср.: «Он собрал по шестидесяти килограммов в среднем с каждого из семидесяти ульев» (Знамя); «В среднем по шесть рублей отпускается государством на лечение и содержание в хирургической клинике одного человека» (Веч. М.)*. Различия между вариантами стилистические: формы с дательным падежом при предлоге по являются книжными и устаревшими, в современной речи их вытесняет сочетание по с числительным в винительном падеже.

* Примеры цит. по: Трудности русского языка: Справочник журналиста / Под ред. Л.И. Рахмановой. М., 1994. С. 267.

Разряды числительных

По значению (по способу обозначения количества) числительные делятся на два разряда: количественные два, три, пять, двадцать пять и т.д. и собирательные двое, трое, семеpo и т.п. Количественные числительные называют собственно число или количество предметов, а собирательные обозначают количество как совокупность. Ср.; «Ко мне приходили пять студентов» (может быть, поодиночке) – «Ко мне приходило пятеро студентов» (т.е. все вместе, одновременно).

В отличие от количественных, собирательных числительных немного: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. В речи в основном употребляются собирательные числительные, обозначающие количество от двух до семи.

Количественные числительные являются стилистически нейтральными и могут сочетаться с любым существительным. Собирательные числительные тяготеют к разговорной речи и употребляются с ограниченным кругом слов (см. ниже).

Традиционно выделяется еще один разряд – порядковые числительные (первый, второй, третий, двадцать восьмой и т.п.). Однако эти слова не обладают ни одним из перечисленных выше грамматических признаков имен числительных. Они согласуются с существительным, к которому относятся, в роде, числе и падеже, в предложении являются либо определением, либо именной частью составного именного сказуемого, т.е. имеют все грамматические признаки имени прилагательного и, следовательно, являются именами прилагательными*.

* Нередко выделяется еще один разряд: так называемые дробные числительные типа три пятых, одна целая и восемь десятых и т.п. Их нельзя считать числительными, они представляют собой объединенные разными типами синтаксической связи сочетания слов, относящихся к разным частям речи.

Одновременно необходимо обратить внимание на слова столько, сколько, несколько, которые в школьной грамматике относят к местоимениям. Следует иметь в виду, что, обладая особой – местоименной – семантикой (не называние количества, а лишь указание на него), данные слова по всем своим грамматическим свойствам совпадают с именами числительными.

Источник