Меню

первый урок по теме имя существительное в 6 классе



Конспект урока «Имя существительное» 6 класс

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

Тема урока: «Имя существительное — часть речи удивительная»

обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи);

совершенствовать навыки морфологического разбора;

повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;

способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся;

способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;

содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка.

Тип урока: урок актуализации знаний и умений

Методы урока: объяснительно-иллюстративный, фронтальный, индивидуальный дифференцированный подход, групповой, использование ТСО.

Формы работы: самостоятельная, работа в парах и группах, фронтальная, творческая, игра.

Оборудование: «Русский язык. 6 класс» под редакцией Рыбченковой Л.М., карточки с заданиями, презентация к уроку, мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал.

развить навыки определения морфологических признаков имени существительного;

формировать умение находить имена существительные в тексте, использовать имена существительные в речи;

развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические и пунктуационные умения.

осуществление системно-деятельностного подхода;

развитие критического мышления;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему;

развитие умения работы в парах.

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

Постановка учебной задачи.

Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

Закрепление изученного материала.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Форма урока: традиционная, с использованием мультимедийной презентации.

Имя существительное-хлеб языка.

Мотивация на положительный результат

— Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста. Открыли тетради и записали сегодняшнее число.

II.Мотивационная (самоопределение) к учебной деятельности.

1.Беседа с классом. Лингвистическая разминка.

Цель этапа: настроить учащихся на восприятие материала урока .

Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в необычную страну, которая называется Морфологией, а город – Имя существительное.

Учитель: Ребята! Я предлагаю вам внимательно прочитать высказывание языковеда, которое записано на доске.

Лев Васильевич Успенский писал: « Имя существительное – хлеб языка»

(Синтаксическая, фонетическая, пунктуационная разминка)

— Подумайте и скажите, почему именно эти слова мы взяли в качестве эпиграфа?

1. Каков смысл высказывания? Как вы понимаете?

(Человек не может обойтись без пищи, язык не может обойтись без имени существительного. Это самая важная, существенная часть речи в русском языке – коммуникативная, номинативная (при помощи языка человек называет все явления и предметы действительности) и эмоционально – выразительная роль. Невозможно представить нашу жизнь без хлеба и невозможно представить русский язык без существительных. На каждые 100 слов приходится 40 имен существительных, русский язык держится на именах существительных.

Выполняет у доски ученик

Дайте синтаксическую характеристику предложения.

— Постановка тире. Чем выражено имя существительное?

(Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженным именем сущ. в Им.падеже)

Теперь разберёмся. Подлежащим будет «Имя существительное». Именно так, потому что это неделимое словосочетание (т. к. «Имя существительное» — это термин).
Что будет сказуемым? После дефиса, напомню, в данном случае можно было бы написать слово «это», но оно в данном случае необязательно и потому опущено. «Имя существительное — это хлеб». Сказуемым будет слово «Хлеб».
Слово «Языка» будет дополнением. Хлеб (чего?) языка.

Хлеб – посчитаем буквы и звуки, в чем особенность с точки зрения фонетики?

согласный, глухой непарный

согласный, мягкий, звонкий непарный, сонорный

согласный, глухой парный

2. Объявление темы и целей урока.

Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы. Запишите тему сегодняшнего урока: «Имя существительное — часть речи удивительная».

Читайте также:  написать имена существительные в начальной форме указать склонение

Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с этой удивительной частью речи.

— Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? (Вспомнить все, что знаем об имени существительном, чтобы доказать, что это удивительная часть речи).

Дети предлагают цели: вспомнить, что такое имя существительное;

какие морфологические признаки свойственны этой части речи?

как изменяются имена существительные?

каким членом предложения может быть?

3. Блиц-опрос. Давайте вспомним что мы знаем об имени существительном? Теория

1. Беседа с учащимися

— Что такое имя существительное? Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает вопросы кто? или что?

— К какому роду относятся имена существительные? Имена существительные относятся либо к мужскому, либо женскому роду, либо среднему роду;

— Как называются имена существительные, обозначающие живые предметы? являются собственными или нарицательными; одушевленными или неодушевленными.

— Как называются имена существительные, обозначающие неживые предметы?

— Какие имена существительные называются собственными? К именам собственным в современном русском языке традиционно принято относить имена и прозвища людей, клички животных и географические названия.

— Какие имена существительные называются нарицательными? В отличие от имен собственных, нарицательные имена существительные обозначают не имя конкретного человека и не название конкретного населенного пункта, а обобщенное название большой группы предметов.

— По скольким падежам изменяются имена существительные? Какие это падежи?

как изменяются имена существительные?

каким членом предложения может быть?

Большинство имен существительных изменяется по числам и падежам, то есть склоняется.

В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.

Теорию хорошо знаем, а теперь посмотрим умеем ли мы применять теорию на практике

Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Имен существительных и будем собирать признаки имени существительного.

В течение урока мы будем создавать проект «Имя существительное». Обратите внимание на доску. Вы видите нарисовано дерево- существительное, а также листики к этому дереву, которые будут обозначать морфологические признаки имени существительного. В ходе урока вы должны будете прикрепить к дереву все листы с признаками существительного.

IV. Творческая практическая деятельность.

Определение роли существительных в речи.

Прослушайте несколько строк из стихотворения А. Фета.(слайд на доске, ученик читает)

Шепот, робкое дыханье,

Серебро и колыханье

Свет ночной. Ночные тени,

Ряд волшебных изменений

Давайте посмотрим на это стихотворение, определим части речи всех слов.

Назовем имена существительные в стихотворении.

( дети называют по цепочке)

(Выписывают имена существительные в тетрадях). Какова роль имен существительных в речи?

— Слов какой части речи больше всего использует поэт?

— Сколько существительных в этом стихотворении? В этом стихотворении 22 слова, из них – 14 имен существительных, 6прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.

Для чего они необходимы в данном стихотворении?

(помогают создать образ. А образ-это то, что мы видим, вместе- это картина, если мы представим, то можем нарисовать картины природы и передать состояние, настроение человека).

Вывод: Поэт насыщает поэтический текст именами существительными для того, чтобы нарисовать читателю картину ночи.

— Какое из записанных вами существительных можно исключить и по какому признаку?- Как вы это определили?

– Правильный ответ: Соловей – т.к. одушевленное, отвечает на вопрос кто?и обозначает живое существо

Что вы узнали, повторили.

Работа в группах.

Первичное закрепление знаний.

Давайте поработаем в группах(умейте выслушать друг друга. Предлагаю вам выполнить следуюшее задание)

— Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в группах. Парах.

На столах у вас лежат индивидуальные карточки. На них обозначен номер вашей группы.

1. Прочитайте слова:

М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, маш…нист, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, гне…, в…лосипе_, п…лот, с_бака, м…лахит, тр…кторист, к_рова.

Распределите слова в зависимости от значения.

2. Обсудите в группе и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. ряды

3. Подчеркните вставленные буквы. Расскажите друг другу орфограмму, которую вспомнили, выполняя задание?

4.Обозначьте род имён существительных.

— Повернулись тихо к своим товарищам и дружно, давая возможность каждому высказаться, обсуждая шёпотом, работаем.

— Проверим, как справились с заданием ребята 1группы. Им нужно было выписать

1) названия людей; (машинист, пилот, тр..кторист)

2) названия предметов. (Зеркало, тетра_ ь, в…лосипе _)

Читайте также:  притяжательный падеж имен существительных в английском языке 4 класс

— Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?

— Проверим, как справились с заданием ребята 2 группы. Им нужно было выписать

1) названия признаков; (Смелость, радость, гнев)

2) названия действий. (Мол_тьба, стр_льба, бег)

— Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?

— Проверим, как справились с заданием ребята 3 группы. Им нужно было выписать

1)названия животных; (Олень, с_ бака, к_ рова)

2) названия веществ. (Нефть, м…лахит, м_ локо)

— Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?

Что вы знаете о существительном? На какие группы можно распределить? – Одушевленные, неодушевленные. Собственные, нарицательные.

Не забывайте прикреплять листики к дереву. Украшаем дерево листочками.

Что мы повторили о существительном.

Дети исполняют песню-шутку. «Крокодил Гена».

После каждой строчки песни ученики хлопают в ладоши столько раз, сколько в строчке встретилось сущ-х.

В Африке зеленой и обширной (два хлопка),

Где берет своё начало Нил. (хлопки и т.д.)

Проживал у мамы и у папы

Маленький зеленый крокодил.

Припев: Крокодил Гена, крокодил Гена – (нет хлопков)

Маленький зеленый крокодил. (два хлопка)

повторяется два раза

Но однажды дядя в черной шляпе

Заманил лягушками его

И увез его в страну чужую

Очень, даже очень далеко.

Он увез его в страну чужую,

Где бывают часто холода,

Посадил в огромный тёмный ящик,

Где всё время грязная вода.

В Африке зеленой и обширной,
Где берет свое начало Нил,

Не живет у мамы и у папы

Маленький зеленый крокодил.

(Песня разучивается заранее и используется как физкультминутка)

На этапах подводить итоги.

V. Самостоятельная работа с самопроверкой. На какие еще группы делятся существительные?

1.Тренировочное упражнение. Формулирование правила.

Распределите данные слова на два столбика

Дождь, (Л,л)уна, камыш, (В, в)олк, (И,и)лья (М,м)уромец, Байкал, книга, Шарик, «Мурзилка», « Ералаш», человек, Александр, (Н,н)овый год, Рентген, Сидоров, «Бородино», рентген, (О,о)рел, (Р,р)оза, (З,з)емля, (Ш,ш)арик

Чем в написании отличаются имена собственные от нарицательных?

-Кто был внимателен, тот заметил, что одно слово написано дважды: в первом случае с большой буквы, во втором – с маленькой. Почему? (Собственные имена существительные иногда переходят в нарицательные) Рентген – ученый, рентген – просвечивание рентгеновскими лучами

Вильгельм Конрад Рентген (нем. Wilhelm Conrad Röntgen) — крупнейший немецкий физик -экспериментатор. Работал в Вюрцбургском университете.

Открыл в 1895 году рентгеновские лучи, исследовал их свойства. Член Берлинской академии наук , первый лауреат Нобелевской премии по физике.

Продолжаем работу над проектом.

1.Что вы знаете о склонении имён существительных? Расскажите, какие существительные относятся к 1,2,3 склонению.

Изменение слов по падежам называется склонением .
Существует три склонения имен существительных.

К первому склонению относятся имена существительные женского рода с окончанием -а (-я) в именительном падеже единственного числа (страна, земля), а также существительные мужского рода, обозначающие людей, с теми же окончаниями (юноша, дядя).

Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием (берег, день), а также с окончаниями -о, -е (домишко, домище) и среднего рода с окончаниями -о, -е в именительном падеже единственного числа (слово, здание).

К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа.

Давайте проверим умеете ли вы определять склонение. Выполним цифровой диктант.

Определите склонение имён существительных

Осень, зима, весна, лето; март, апрель; ель, сосна; вьюга, метель, солнце, радость.

— Рожь, тополь, брошюра, местность, смелость, руль, шалаш, циркуль, картофель, чувство, аллея, ветка, детство, юноша.

В тетрадях: 3, 1, 1, 2, 2, 2, 3, 1, 1, 3, 2, 3.3,2,1,3,3,2,2,2,2,2,1,1,2,1.

-ученик читает порядок цифр или самопроверка. Произносит правильный порядок цифр

1. Вспомните, как изменяются имена существительные (по родам и числам)

Не забываем прикреплять к дереву листочки.

2.Игра «Белая ворона» (по рядам). Или по группам ( 2 стола,4 человека)

Для того, чтобы вспомнить морфологические признаки сущ. –го, предлагаю игру

« Четвертый лишний» (слайд)

— Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные и что можно исключить?

а) О смелост. о храброст. о неустрашимост. о трусост. .слайды.

запись в тетрадь

Общее: это существительные женского рода, 3 склонения, предложного падежа.

Тема – качества человека. Исключить – трусость – антоним, все остальные – синонимы.

б) Песни, ножницы, кони, бури.

Общее: все во множественном числе.

Исключить: ножницы –употребляется только во множественном числе; кони – одушевленное существительное.

Читайте также:  конспект урока разносклоняемые существительные 6кл

в) Грач. печ. ноч. доч. .

Общее: существительные с шипящей на конце.

Исключить: грач – существительное 2 склонения, мужского рода; печь – может быть существительным и глаголом.

— С какой целью мы выполняли данное задание? (оно помогло вспомнить морфологические признаки существительных)

— Итак, какие признаки имени существительного мы с вами вспомнили?

( ответ: Собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение ).

— А как вы считаете, это признаки постоянные или непостоянные? ( ответ: постоянные, т.к. не подвергаются изменению )

Вспоминают морфологические признаки имен существительных: постоянные: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение; непостоянные: падеж, число

3.Работа на карточках. Определение синтаксической роли.(Слайд)

А какова синтаксическая роль имен существительных в предложении?

Каждая группа выполняет разбор

— Определите, какую роль играет слово «дерево» в приведенных предложениях.

Дерево поднялось выше дома.

На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко-зеленой кроной.

Сосна – хвойное дерево.

Из-за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.

Формулируют правило: в предложениях имена существительные могут быть подлежащими, сказуемыми, дополнениями, обстоятельствами.

VI. Включение в систему знаний и повторение. Обобщим наши знания, выполнив морфологический разбор.

— У людей есть документы. Даже у предметов есть паспорт, рассказывающий, где и когда они сделаны, как с ними обращаться. Существительные являются жителями страны Морфология, а у каждого жителя этой страны есть свой документ – морфологический разбор.

Разбор слова на экране. Слово выделить шрифтом и 3 варианта

Когда сквозная паутина 3
Разносит нити ясных дней
И под окном 3 у селянина
Далекий благовест слышней,

Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы 3 ,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы. (Афанасий Фет)

Дети, какие слова вам непонятны? Вывести на слайде слова- значение слов

Морфологический разбор имени существительного на основе паспорта.

Я, ______________, — имя существительное, так как обозначаю _____________ и отвечаю на вопрос _________________.

1. Моя начальная форма: ____________________.

2. Мои морфологические признаки:

а) постоянные: по разряду я существительное — _______________, ______________ (одушевленное -неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);

б) непостоянные: стою в форме______________ (числа), ______________ (падежа).

3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.

Сегодня я играю роль_____________________

7. Защита проектов. Что же у вас получилось?

VII. Рефлексия учебной деятельности.

— Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.

(Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания. Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса. Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках.)

— У кого в гостях мы сегодня побывали? ( Слайд)

— Удалось ли нам доказать, что существительное – удивительная часть речи?

— Какие признаки имени существительного мы повторили?

( Мы повторили, что имена существительные отвечают на вопросы кто?, что? Обозначают предметы. Бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, имеют род, число, падеж и склонение).

— Какой вид работы вам особенно запомнился и понравился?

— Какие задания вызвали затруднения?

— Что нового вы узнали для себя на уроке?

— Довольны ли своей работой?

— Я надеюсь, что на последующих уроках мы вместе сможем преодолеть все сложности, которые у вас возникли.

— Я хочу спросить, кто может сегодня про себя сказать:

— Я старался, но мне помогали.

— Не все получалось.

— А мне понравились ваши ответы сегодня на уроке, понравилось, как многие из вас работали в тетрадях. Оценку «отлично» за сегодняшний урок получают _________. Хорошо работали ____________, им нужно ещё чуть-чуть постараться при выполнении письменных работ в тетрадях.

— Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

— Дайте оценку нашей работе: перед вами на столах лежат смайлики. И если сегодня этот урок вам открыл что-то новое, важное, то «улыбнитесь». А если вы ничего нового для себя не вынесли, если урок показался вам неинтересным, скучным, тогда «нахмурьтесь».Урок понравился — выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет — карточку с грустным лицом.(Определяют свое эмоциональное состояние на уроке)

VIII. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру на тему: «Для чего нужны имена существительные?»

Источник