Меню

Письменно покажи как они образованы выделенные прилагательные



Имя прилагательное

Материал для самостоятельной работы учащихся 6-го класса

К учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь»

Словообразование имен прилагательных
Орфограммы прилагательных

Упражнение 29. Для любознательных! Рассмотрение темы «Словообразование прилагательных» в одном из учебников русского языка начинается так:

«Среди имен прилагательных есть прилагательные первообразные и прилагательные производные разных типов.

Непроизводные прилагательные, состоящие из корня и флексии, составляют незначительную часть прилагательных и всегда относятся к качественным: молодой, старый, синий, белый, серый, добрый, злой, прямой, кривой, чистый, долгий. Другие качественные и все относительные и притяжательные относятся к производным. При образовании производных прилагательных используются суффиксы, приставки и сложение основ».

флексия = окончание

1. Обозначьте морфемный состав прилагательных, приведенных в тексте в качестве примеров. Это поможет увидеть, почему слова относят к непроизводным.
*2. В тексте выделено три термина. Как вы считаете: какие из них являются взаимозаменяемыми, то есть обозначают одно и то же явление языка 1 ?
Вдумайтесь в лексическое значение слова первообразные: чем оно отличается от термина непроизводное?

Заметим: в «Теории» рассматриваемые здесь термины не используются, и их запоминание не является обязательным. Ими можно пользоваться, если вы вместе со своим учителем сочтете это полезным.

Упражнение 30. Давайте вместе с автором приведенного ниже текста рассмотрим фотографии. По первому абзацу предположите: какой тип речи последует далее? Будут ли в нем прилагательные? Объясните свой прогноз.

Это был маленький, почти карманный альбом для фотографий. Листов пятнадцать толстого картона с рельефным изображением голубя на обложке.
Я раскрыл его. Первые фотографии были желтоватые, с трещинами. . На одной – круглолицая малышка гладила собаку. Точнее говоря, осторожно к ней прикасалась. Лохматая собака прижимала уши. На другой – шестилетняя девочка обнимала самодельную куклу. Вид у обеих был печальный и растерянный.
Потом я увидел семейную фотографию – мать, отец и дочка. Отец был в длинном плаще и соломенной шляпе. . У жены его была теплая кофта с высокими плечами, локоны, газовый шарфик. Девочка резко повернулась в сторону. Так, что разлетелось ее короткое осеннее пальто. Что-то привлекло ее внимание за кадром. Может, бродячая собака. Позади, за деревьями, виднелся фасад Царскосельского лицея.

1. Вы представляете этот альбом? Поняли, когда делались снимки? Как относится автор к тем, кто запечатлен на фотографиях? Как они одеты, на каком фоне фотографировались? Слова какой части речи особенно важны, чтобы ответить на эти вопросы?

2. Выпишите словосочетания . Произведите морфемный разбор прилагательных.

3. Расскажите о каждом прилагательном по такому плану: а) к какому разряду по значению относится; б) если образовано от других(ого) слов(а), каким способом; в) если есть орфограмма, связанная со способом образования прилагательного, как решается орфографическая задача и как это обозначается на письме?

4. Для тех, кто любознателен и любит заглядывать вперед! Как вы воспринимаете слово растерянный – это прилагательное или. (см. в «Теории», с. 176, последний абзац)? *А может быть, в данном сочетании (растерянный вид) это – причастие, употребленное в значении прилагательного? Как доказать правильность ответа?

Упражнение 31. Загляните в свой (семейный) фотоальбом – как много можно вспомнить, глядя на фотографию, если на ней запечатлено то, что имеет отношение к нам самим или к нашим близким, к нашему недавнему или далекому прошлому!
Напишите: «О чем поведала (напомнила) фотография. ».

Упражнение 32. Рассказ А.П. Чехова «Мальчики» начинается таким эпизодом: в родительский дом на Рождество приехал гимназист Володя. Понаблюдайте, какой была встреча, какую оплошность допустил мальчик и какие правила речевого поведения помогли снять неловкость.

Читайте также:  Какова роль сравнительных прилагательных в тексте

Все смешалось в один сплошной, радостный звук, продолжавшийся минуты две. Когда первый порыв радости прошел, Королевы заметили, что, кроме Володи, в передней находился еще один маленький человек. он неподвижно стоял в углу, в тени, бросаемой большой лисьей шубой.
– Володичка, а это кто же? – спросила шепотом мать.
– Ах! – спохватился Володя. – Это, честь имею представить, мой товарищ Чечевицын, ученик второго класса. Я привез его с собой погостить у нас.
– Очень приятно, милости просим, – сказал радостно отец.
. Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если бы на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся.

(опорный материал). Правило речевого этикета: при знакомстве младшего представляют старшим.

Это правило сохраняет свою силу и в наше время. А вот языковые формы представления изменились. Какая из употребленных в тексте форм воспринимается сейчас как устаревшая?

1. Слова какой части речи и в какой форме активно участвуют в создании портрета Чечевицына? Подчеркните их как члены предложения.

2. Найдите предложение, где прилагательные образуют ряд однородных членов. Проведите эксперимент: попробуйте заменить в однородном ряду некоторые краткие прилагательные их полной формой. Это возможно? *Какая норма употребления прилагательных не позволяет это сделать?

3. Встретились ли в тексте относительные и притяжательные прилагательные? *Что интересного вам удалось выявить в фамилиях?

Упражнение 33. 1. Из текста предыдущего упражнения выпишите прилагательные, чтобы проиллюстрировать основные способы образования имен прилагательных. Обозначьте словообразовательные морфемы.
Расскажите, какие значения появляются у прилагательных благодаря приставкам и суффиксам, участвующим в их образовании.

2. Примеров какого способа образования прилагательных вам не удалось найти в тексте упражнения 32? Приведите свои примеры.

3. Какие орфограммы и пунктограммы можно повторить на материале данного текста? Выберите отрывок для свободного диктанта или составьте словарный диктант и выполните письменную работу.

Повторение

Упражнение 34. Чтобы избежать смешения двух разных классификаций прилагательных по значению, сравните выделенные в составе терминов слова: разряды слов по значению и группы слов по значению – какое из них обозначает более широкое понятие, а какое конкретизирует его?

Уверенно ответить на этот вопрос вам поможет внимательное (изучающее) чтение § 99 «Теории».

Результаты работы с учебником отразите в таблице, завершая ее оформление (записывая недостающие слова в заголовках таблицы и примеры в ее столбцах).

(Разряды) прилагательных по (значению)

(Группы) прилагательных по (значению) обозначают признаки по:

Источник

Урок русского языка 4 класс по теме: «Прилагательные, отвечающие на вопрос чей?»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Урок русского языка 4 класс по теме: «Прилагательные, отвечающие на вопрос чей?», прилагается презентация.

Задачи урока:

— определять грамматические и смысловые связи слов в предложении;

— находить в предложении словосочетания прилагательных с существительными.

— понимать и чувствовать семантическую (по значению) разницу между прилагательными, которые обозначают качества предметов и отвечают на вопрос «какой?» и теми, что обозначают, кому предмет принадлежит (или к кому имеет какое либо отношение), и отвечающими на вопрос «чей?»;

Читайте также:  Спишите заменяя данные в скобках полные прилагательные краткими

— ставить к прилагательным вопросы «чей?», «какой?», в соответствии со значением слов, обозначающих признаки предметов;

— различать разный состав слова у прилагательных, обозначающих качество предмета и у обозначающих, кому предмет принадлежит.

Скачать:

Вложение Размер
план урока и презентация к уроку, соответствует умк перпективная школа 60.03 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 4 класс по теме:

«Прилагательные, отвечающие на вопрос чей?»

Учитель МБОУ СОШ №6 Гулакова Н.Ф.

— определять грамматические и смысловые связи слов в предложении;

— находить в предложении словосочетания прилагательных с существительными.

— понимать и чувствовать семантическую (по значению) разницу между прилагательными, которые обозначают качества предметов и отвечают на вопрос «какой?» и теми, что обозначают, кому предмет принадлежит (или к кому имеет какое либо отношение), и отвечающими на вопрос «чей?»;

— ставить к прилагательным вопросы «чей?», «какой?», в соответствии со значением слов, обозначающих признаки предметов;

— различать разный состав слова у прилагательных, обозначающих качество предмета и у обозначающих, кому предмет принадлежит.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык» ч.2. (с.140-143), рабочая тетрадь 2.

  1. Оргмомент.
  2. Тема, целеполагание.
  3. Новый материал.
  1. Упр. 144 с. 140.

УЧИТЕЛЬ: Прочитайте сочетания слов.

(1) мокрый барсучий нос;

2) синий папин костюм.)

УЧИТЕЛЬ: Рассмотрите первый пример. С помощью слов какой части речи охарактеризован нос?

ДЕТИ: Слово «нос» характеризуется с помощью прилагательных.

УЧИТЕЛЬ: Какое из двух прилагательных отвечает на вопрос «какой?».

ДЕТИ: Прилагательное «мокрый».

УЧИТЕЛЬ: А какое отвечает еще и на вопрос «чей?».

ДЕТИ: прилагательное «барсучий».

УЧИТЕЛЬ: Можно ли из словосочетания «мокрый нос» понять, кому этот нос принадлежит: барсуку? Мальчику? Котенку? И еще кому-нибудь?

ДЕТИ: Нельзя определить, кому этот мокрый нос принадлежит.

УЧИТЕЛЬ: А из словосочетания «барсучий нос» ясно ли, кому принадлежит нос?

ДЕТИ: Словосочетание «барсучий нос» точно указывает на то, что имеется в виду нос барсука.

УЧИТЕЛЬ: Как вы по-другому скажете: «барсучий нос – это нос …» кого?

ДЕТИ: Это нос барсука.

УЧИТЕЛЬ: Какое прилагательное во втором примере указывает на того, кому принадлежит костюм?

ДЕТИ: Прилагательное «папин» указывает на того (на папу), кому принадлежит костюм.

УЧИТЕЛЬ: На какой вопрос отвечает это прилагательное?

ДЕТИ: Прилагательное папин отвечает на вопрос «чей?».

УЧИТЕЛЬ: Как можно по-другому сказать: «папин костюм – это костюм …» кого?

ДЕТИ: Папин костюм – это костюм папы.

УЧИТЕЛЬ: Прочитайте другие сочетания слов.

3) небольшой охотничий домик;

4) глубокая волчья нора;

5) старая рыбачья сеть.

УЧИТЕЛЬ: Какое из прилагательных в каждом примере показывает, что данный предмет кому-то принадлежит или к кому-то имеет отношение?

ДЕТИ: Домик какой? — небольшой, чей? – охотничий.

Нора какая? – глубокая, чья? – волчья.

Сеть какая? – старая, чья? – рыбачья.

УЧИТЕЛЬ: Кому именно принадлежит домик? Нора? Сеть?

ДЕТИ: Домик – охотнику, нора – волку, сеть – рыбакУчитель:

Вывод: прилагательные, отвечающие на вопрос «чей?», показывают, что данный предмет кому-то принадлежит или к кому-то имеет отношение.

УЧИТЕЛЬ: Вот сейчас мы это докажем, выполнив упражнение 145.

УЧИТЕЛЬ: Прочитайте задание к упражнению.

Вернись к 3-му, 4-му, 5-му сочетаниям слов из предыдущего упражнения. Запиши столбиком словосочетания, состоящие из двух слов: существительного и зависимого от него прилагательного, отвечающего на вопрос чей? Прилагательные, отвечающие на вопрос какой?, не записывай.

Затем, рядом с каждым прилагательным, запиши существительное, которое дало ему жизнь.

ДЕТИ: Домик чей? – охотничий (охотник).

Нора чья? – волчья (волк).

Сеть чья? – рыбачья (рыбак).

УЧИТЕЛЬ: Какой можно сделать вывод?

ДЕТИ: Мы доказали, что прилагательные, отвечающие на вопрос «чей?», показывают, что данный предмет кому-то принадлежит или к кому-то имеет отношение.

IV. Первичное закрепление нового материала.

УЧИТЕЛЬ: Работаем с упражнением 146, с. 142.

Познакомьтесь с первой частью задания.

Выпиши из каждой пары словосочетаний то, в котором прилагательное может отвечать на вопрос «чей?» ( чья?, чье?). На цвет пока не обращай внимания!

  1. Шелковый шарф, мамин шарф;
  2. Глубокая нора, лисья нора;
  3. Воронье гнездо, большое гнездо;
  4. Шерстяной пиджак, папин пиджак;
  5. Волчий зуб, больной зуб;
  6. Пуховый платок, нянин платок.

Дети записывают словосочетания.

УЧИТЕЛЬ: От основы какого существительного образовано каждое из этих прилагательных. Назови эти существительные.

Дети устно называют:

Прилагательное мамин образовано от основы существительного «мама».

Прилагательное лисий образовано от основы существительного «лиса».

Прилагательное воронье образовано от основы существительного «ворона».

Прилагательное папин образовано от основы существительного «папа».

Прилагательное волчий образовано от основы существительного «волк».

Прилагательное нянин образовано от основы существительного «няня».

УЧИТЕЛЬ: Прочитайте словосочетания выделенные цветом.

УЧИТЕЛЬ: Обратите внимание: во всех словосочетаниях, выделенных цветом, оба прилагательных образованы от основ существительных,-сказала Евдокия Васильевна. –Но лишь одно из прилагательных в каждой паре отвечает на вопрос чей? Другое отвечает на вопрос какой?

Подтвердите слова Евдокии Васильевны. Назовите существительные, от основ которых образованы прилагательные в словосочетаниях, выделенных цветом.

ДЕТИ: Все прилагательные в словосочетаниях образованы от основ существительных:

Шелковый от основы существительного «шелк»

Мамин от основы слова «мама»

Шерстяной от основы слова «шерсть»

Папин от основы слова «папа»

Пуховый от основы слова «пух»

Нянин от основы слова «няня».

УЧИТЕЛЬ: Какова разница между прилагательными в этих словосочетаниях?

ДЕТИ: Только прилагательные мамин, папин, нянин отвечают на вопрос чей?

Остальные – шелковый, шерстяной, пуховый отвечают на вопрос какой?

УЧИТЕЛЬ: Покажите письменно, как образованы прилагательные, выделенные цветом в 4-ом и 6-ом словосочетаниях.

ДЕТИ: Устно объясняют по образцу на стр.143 механизм словообразования.

Шелк/ — шелк/; шелк/+ов+…=шелковый;

Мам/а – мам/; мам/+ин+…=мамин;

Дальше задание дети выполняют у доски.

УЧИТЕЛЬ: Следующее задание упражнение 147 с.143.

Запиши прилагательные в два столбика:

  1. Прилагательные, отвечающее на вопрос «чей?».
  2. Прилагательные, отвечающие на вопрос «какой?».

Дети по цепочке называют прилагательные, которые отвечаю на вопрос «чей?» (сорочий, песий, заячий, паучий, беличий, лягушачий, овечий).

Дети про себя читают все прилагательные. Вслух, по цепочке называют прилагательные, которые отвечают на вопрос «какой?» ( живучий, шипучий, горячий, тягучий, дремучий, сыпучий, линючий).

Дети рядом с прилагательными из первого столбика пишут в скобках существительные, от основ которых, они образованы (сорока, пес, заяц, паук, белка, лягушка, овца).

Дети называют краткую форму слов к прилагательным из второго столбика (живуч, шипуч, горяч, тягуч, дремуч, сыпуч, линюч).

Учитель обращает внимание на то, что все краткие формы прилагательных с шипящими на конце основы пишутся без ь.

— Какие цели урока мы ставили сегодня?

— Мы выполнили эти цели?

— Что нового узнали сегодня? (что прилагательные, отвечающие на вопрос «чей?» показывают, что данный предмет кому-то принадлежит или к кому-то имеет отношение.

VI. Домашнее задание

Рабочая тетрадь №2, с. 72 №68.

Наш урок подходит к концу. На какой ступеньке знаний вы сейчас находитесь?

(Дети в дневниках цветом обозначают свои достижения: хочу знать больше – зелёным, хорошо, но могу лучше – синим, пока испытываю трудности – желтым).

Источник