Меню

План конспект урока по русскому языку на тему времена глагола



Конспект урока «Времена глаголов» 3 класс, УМК «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку 3 класс

Скачать:

Вложение Размер
Времена глаголов 3 класс 28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Аистова Е.М.

Студент: 43 группы

Методист: Кондратьева И.И.

КОНСПЕКТ УРОКА (русский язык)

Тема: «Времена глаголов»

Цели урока: формирование умения различать времена глаголов.

-знать понятие времен глаголов;

-уметь различать глаголы по временам;

-уметь определять время у глаголов.

-формировать положительную мотивацию к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Тип урока: «Открытие» нового знания.

Оборудование: учебник – Школа России 3 класс 2 часть, раздаточные материал, презентация.

Методы и приемы

I. Этап самоопределения к деятельности

-Поприветствуйте друг друга улыбкой! Настройтесь на интересную и активную работу!

Замечательно! Желаю вам с удовольствием поработать!

Приветствуют друг друга.

II. Актуализация знаний и мотивация

-Открываем тетради, записываем число, классная работа.

— Прежде чем определить тему и цели нашего урока, давайте вспомним, о чем говорили на предыдущих уроках?

-Что такое глагол?

— Все верно, молодцы!

— Глагол –это часть речи, которая обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Что сделает? И т.д.

Р: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качества и уровень усвоения.

III. Постановка учебной задачи

— Найдите в предложениях глаголы.

— Сравните их. Чем они отличаются?

— Сформулируйте тему урока.

— Какова цель сегодняшнего урока?

Распознавать времена глаголов

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

К: формулировать собственное мнение и позицию.

IV. Открытие нового знания

Практический (работа с учебником)

Работа с правилом

— Посмотрите в окно. Составьте и запишите предложения о том, что происходит в настоящее время.

— Напишите предложение о том. Что уже произошло.

— Составьте предложение о том, что произойдёт.

— Прочитайте глаголы из составленных предложений. На какие вопросы они отвечают?

— Что можно сказать об этих глаголах?

— Найдите в учебнике сведение о языке, касающееся нашей сегодняшней темы. (Стр. 112)

-Прочитайте правило про себя

Расскажите в парах

-Кто может мне рассказать правило?

— Назовите времена глаголов.

— На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени?

— Что обозначают глаголы в настоящем времени?

На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?

— Что обозначают глаголы в прошедшем времени?

— На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени?

— Что обозначают глаголы в будущем времени?

-Птички поют, солнце светит и т.д

-Подул ветер, упал листок и т.д.

-Пойдет дождь и т.д.

-Задают вопросы к глаголам

-Они происходят в разное время

-Читают правило про себя

-Рассказывают в парах

-Настоящее , будущее, прошедшее

Что делает? Что делают?

Действие, которое происходит в настоящий момент.

-Действие, которое произошло в прошлом

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: устанавливать причинно-следственные связи, предъявлять цепочки объектов и явлений.

П: выдвигать гипотезы и их обоснование.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический (работа с учебником)

-Сейчас посмотрите на упр. 195. Прочитайте задание.

-Что нужно сделать?

-По цепочки выполняем упражнение устно.

-Верно! Сейчас посмотрите на следующее упражнение.

-Что нужно сделать?

-Так, как мы с вами уже разобрали, ваша задача переписать данные глаголы и указать время.

-Прочитать, задать вопрос к глаголам и определить их время.

-Выписать глаголы из упр 195.

Сначала гл. в наст. Вр. Затем в прошедшем и будущем. Над глаголами указать время.

П: структурировать полученные знания.

П: построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический-работа с карточками

-На слайде вам дан текст. Ваша задача переписать его глаголы в скобках заменить на глаголы в нужном времени. Над каждом глаголом указать время.

Лена учится в третьем классе.Вчера она (писать) сочинение и (написать) его хорошо. Сейчас она (писать) диктант. Завтра Лена (писать) изложение. Дома она (прочитать) рассказ и (подготовиться) к его изложению.

-Ваше время закончилось, сдаем листочки.

VII. Включение в систему знаний

— Сейчас посмотрите на упр. 197

-Что нужно сделать?

-На выполнение у вас есть 5 минут. Можете приступать

-Кто хочет назвать глаголы настоящего времени?

— Назовите тему этих стихотворений.

— Найдите глаголы. Определите их время.

— В каком стихотворении все глаголы употреблены в будущем времени? Докажите.

— Напишите первое стихотворение по памяти.

-Списать, вставить пропущенные буквы, указать время.

-Переписывают стихотворение, указывают время

П: дополнять и расширять знания.

П: структурировать знания.

VIII. Рефлексия деятельности

-Ребята, какая была тема сегодняшнего урока?

-Какую цель мы перед собой ставили?

-Чему мы сегодня научились с вами на уроке?

-А теперь ребята, если вам было все понятно, то поднимите зеленый карандаш, если вы испытывали затруднения в изучении темы, то поднимите красный карандаш.

-Отлично! Спасибо вам за урок! Мне было очень приятно с вами работать! До свидания!

-Узнать как определять времена глаголов

Р: понимать причины успехов в учебе, осуществлять итоговый контроль по результатам работы.

Источник

Урок русского языка по теме «Время глагола»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
urok_po_teme_vremya_glagola.doc 41.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Способствовать систематизации знаний учащихся о временных формах глагола;

2. Содействовать совершенствованию умения определять время глагола, изменять глаголы по временам;

3. Способствовать развитию орфографической зоркости, устной и письменной речи, внимания, мышления;

4. Содействовать воспитанию интереса к предмету, умения слушать и слышать себя, товарища, учителя.

-Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Давайте начнем наш урок .Урок у нас необычный: к нам пришли гости.

-На улице погода пасмурная. Но у нас есть свое солнышко. Посмотрите, как оно нам улыбается. Давайте ему тоже улыбнемся и с хорошим настроением начнем урок.

-Начнем, ребята с чистописания. А вот над какой буквой мы будем работать, вам предстоит угадать. Посмотрите и найдите букву, которая обозначает звук, отличающийся от остальных(слайд), обоснуйте выбор. Спишите буквосочетания и пословицу (слайд).

Заболел – полечись, а здоров – берегись.

Как вы понимаете ее смысл? Что нужно делать, чтобы сохранить здоровье?

3. Словарная работа: (слайд)

-Посмотрите на доску. Вставьте пропущеннные буквы, запишите слова в тетради.

Р.бота, б.седа, пут.шествие, п.беда, праз.ник, м…роз.

(проверка в парах)

-Скажите, какой частью речи являются записанные слова? На какой вопрос отвечают имена существительные? Давайте из имен существительных образуем глаголы. На какой вопрос отвечают глаголы?

Победа – побеждать
Праздник – праздновать

— В какой форме стоят глаголы?

— Как назовем группы слов, которые получились?

4. Орфографическая минутка: (слайд)

-Последний глагол у нас морозить. На улице еще холодно, можно замерзнуть и простудиться. А что же нужно делать, чтобы оставаться здоровым, мы узнаем из стихотворения. Посмотрите на доску? (слайд)

— Прочитайте стихотворение,вставьте пропущенные бкувы, раскройте скобки.

Чтоб зд…ровье (со)хр…нить,
Организм свой укр…пить,
Знает вся моя с…мья
Должен быть реж…м у дня.

Следует, р…бята, знать
Нужно всем (п…)дольше спать.
Ну а утром (не) л…ниться–
На заря…ку ст…новиться!

— Назовите глаголы в неопределенной форме.
— Найдите обращение в этом стихотворении.

— Спишите 1 любое четверостишие.

5. Постановка темы и целей урока:

— Послушайте, ребята, сказку – шутку. Слушайте внимательно. Кто будет внимателен – много всякой всячины усвоит, а кто невзначай уснет, тот ни с чем уйдет.
Однажды на уроке русского языка учительница спросила Лентяйкина:
— Если я говорю: «Я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь,они умываются. Какое это время?
Лентяйкин не задумываясь воскликнул: «Утро!»
— А как вы думаете, в каком времени употреблены глаголы, которые назвала учительница?

— Сформулируйте тему урока.

6. Работа по теме урока:

а) актуализация опорных знаний:

Этот хитренький глагол
Себе ВРЕМЯ изобрел.
« Ухожу», — кричит сегодня,
А вчера кричит: « ушел!»
Завтра скажет: « я уйду!»
Позавидуйте ему!

— О чем это стихотворение? В каком времени могут употребляться глаголы?

— Какое действие обозначают глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени и на какие вопросы отвечают?

7. Физминутка для глаз: (слайд)

— Что нам порекомендовал кот Леопольд?

8. Продолжение работы:

а) закрепление пройденного материала:

1) Работа по рядам:

-Распределите слова с доски по столбикам и запишите: 1 ряд – глаголы настоящего времени, 2 ряд – прошедшего времени, 3 ряд – будущего времени.

Играю, прочитаем, сделал, присел, буду писать, смотрите, работали, идет, поедет, заметил, решаешь, приготовим.

— Ребята, я бросаю мяч и называю глагол, ваше задание определить время глагола и вернуть мяч.

(будут прыгать, катается, сварила, клюет, промахнулся, нарисую, украсят, поют, танцевали ,поеду ,режет ,читаю ,бегают.)

3) Определение времени глаголов: упр. 36, с. 67 .

— Выпишите глаголы из стихотворения, определите время каждого глагола. (работа по цепочке с места)

— Объясните расстановку знаков препинания в выделенном предложении.

4) Образование глаголов: рабочая тетрадь с 77, упр. 14

— Каждый глагол давайте поставим во все возможные временные формы. (работа у доски)

Дети рано утром встали, за грибами в лес пошли. ( ходьба на месте )
Приседали, приседали, белый гриб в траве нашли. ( приседания)
На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята
Наклоняйся, раз- два- три и в лукошко набери! (наклоны )
Вон на дереве орех, кто подпрыгнет выше всех? ( прыжки)
Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться. (потягивания- руки вверх)
Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили. (ходьба на месте)
Утомил всех долгий путь, дети сели отдохнуть. ( садятся за парты)

10. Продолжение работы:

5) Творческая работа: «Оживи текст»

-Ребята, посмотрите на доску. Можно ли эти группы слов назвать предложениями? Что нужно сделать, чтобы получились предложения?

-Вам нужно дополнить текст подходящими по смыслу глаголами, употребив их в настоящем, прошедшем, будущем времени на тему «Весна». (самотоятельная работа)

Долгожданная весна. Весёлая капель. Говорливые ручьи. Деревья в листву. Перелётные птицы.

(Наступила долгожданная весна. Звенит весёлая капель. Бегут говорливые ручьи. Скоро деревья оденутся в листву. Прилетят перелётные птицы).

-Давайте проверим, что у вас получилось. (зачитывают 2-3 ученика)

10. Итог урока, оценивание знаний.

— О чем говорили сегодня на уроке?

-Какие времена имеют глаголы?

11. Домашнее задание: стр. 68, упр. 39.

-Посмотрите на доску (слайд). Продолжите данные предложения и выскажите свое мнение об уроке: что у вас получилось, что не получилось, что понравилось?

Источник

Конспект урока русского языка по теме «Времена глагола». 5-й класс

Класс: 5

Класс: 5.

Место урока в системе уроков по данной теме: Первый урок

Цель деятельности учителя:

  • организовать деятельность обучающихся, направленную на актуализацию знаний о временах глагола;
  • способствовать формированию знаний о соотнесенности времени и вида глагола.

Тип урока: урок актуализации знаний и умений.

Планируемые результаты:

  • определяет время глагола;
  • умеет соотносить время и вид глагола.
  • извлекает и преобразует информацию;
  • сравнивает и делает выводы;
  • строит монологические высказывания в соответствии с речевой ситуацией;
  • формулирует собственное мнение и аргументирует его.

Методы\приемы обучения: проблемный метод, беседа, практический метод.

Формы работы на уроке: индивидуальная, парная.

Оборудование, наглядность: электронная доска, тетрадь, учебник, цветные карточки для рефлексии «Светофор».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Чтение стихотворения.(с электронной доски)

— Этот хитренький глагол
Себе время изобрёл.
“Ухожу”, – кричит сегодня.
“А вчера”, – кричит, – ушёл”
“А завтра, – скажет, – я уйду!”
Позавидуйте ему!

Исходя из прочитанного мной стихотворения, давайте попробуем определить тему нашего занятия. Есть варианты?

Записываем тему урока в тетради.

4. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

— Запишите, какие формы времени имеет глагол. Приведите примеры(фронтальный опрос)

А теперь попробуй составить предложения с глаголами «писать» и «написать» в трех временах. Сколько предложений должно получиться? Почему?

— Хорошо, давайте проверим. Приступайте к заданию.

(Ситуация успеха и разрыва в знаниях – ученик не может поставить глагол «написать» в форму настоящего времени.)

— Какие трудности у вас возникли при выполнении задания?

— Какие цели мы сегодня поставим перед собой?

Значит, цель нашего урока – узнать, все ли глаголы изменяются по временам, научиться классифицировать времена глагола, употреблять в устной и письменной речи.

5. Работа с материалом учебника.

— А теперь давайте обратимся к материалу учебника на стр. 226.

Выделите в параграфе «плюсом» — то, что вы уже знали, «минусом» – то, что для вас стало новым и знаком вопроса – то, что осталось непонятным.

Комментированное чтение параграфа № 81. Обсуждение. На доске – запись схемы образования форм прошедшего времени.( Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс -л-. Прошедшее время образуется от инфинитива при помощи суффикса -л- и родовых окончаний, а также окончания -и во множественном числе. Вспоминаем понятие Инфинитива)

ходить + суффикс л = ходил(а,о,и)

Особенные случаи образования глаголов.(На доске — Идти, нести, грести)

6. Первичное закрепление.

Источник

Читайте также:  Прочитайте определите спряжение глаголов живет глухом