Меню

план конспект урока род несклоняемых имен существительных 6 класс



Урок русского языка «Род несклоняемых имен существительных». 6-й класс

Класс: 6

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока Урок формирования предметных навыков, овладения предметными умениями
Форма урока Урок-практикум
Планируемые результаты урока
Предметные: Метапредметные: Личностные:
Знать:

способы определения рода несклоняемых имён существительных, обозначающих

а также сложносокращённых существительных.

определять род несклоняемых имён существительных;

правильно употреблять их в речи.

полученные знания для согласования несклоняемых имён существительных с прилагательными и глаголами.

познавательные УУД:

ставить и формулировать проблему;

ставить и формулировать цели решения проблемы;

анализировать учебно-научный текст;

извлекать информацию из учебно-научного текста;

выделять смысловые единицы текста и графически их оформлять в определённом порядке;

конструировать собственный текст;

регулятивные УУД:

систематизировать имеющиеся сведения до работы с новой информацией;

самостоятельно оценивать правильность выполнения действий;

коммуникативные УУД:

адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему мнению;

формулировать собственное высказывание;

адекватно использовать письменные, речевые средства для представления результата.

Проявлять:

интерес к изучению темы;

желание составить собственный текст;

желание оценивать собственную деятельность

Основные понятия темы Имя существительное, несклоняемые имена существительные, род несклоняемых имен существительных
Применяемые современные технологии (с указанием этапов урока) Технология развития критического мышления
Организация пространства (формы организации учебной деятельности) Индивидуальная, групповая (4 группы учащихся)
этапы организации учебной деятельности Цели этапа

(предметные и метапредметные)

Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность преподавателя Деятельность учащихся
Орг. момент Создание эмоционального и мотивационного настроя Сегодня вы будете выполнять записи в рабочих тетрадях*, для каждой группы своя тетрадь (см. Приложение 1, тетради для удобства желательно распечатать на цветной бумаге в виде брошюры, для каждой группы свой цвет). А в конце урока попробуете сами оценить свою работу на уроке.
I. Стадия вызова Предметные:

повторить понятие “несклоняемые имена существительные”;

Познавательные:

ставить и формулировать проблему;

ставить и формулировать цели решения проблемы;

ставить и формулировать проблему;

Коммуникативные:

формулировать собственное высказывание;

Регулятивные:

систематизировать имеющиеся сведения до работы с новой информацией;

Организовывает погружение в проблему, создает проблемную ситуацию. Преподаватель задаёт вопросы по формулировке темы и целей урока:

Послушайте шуточное стихотворение о кенгуру:

Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.

Что в нём вызывает смех?

Какие существительные называются несклоняемыми?

Как правильно: кенгуру зашел(а),(о)?

Сформулируйте тему нашего урока (слайд 2, 3). Запишите в рабочей тетради.

Какие знания нам понадобятся на уроке для работы над этой темой?

Заполните графу 1 таблицы “Знаю – Хочу знать – Узнал” (слайд 4).

А какова будет цель урока?

Заполните графу 2 таблицы “Знаю – Хочу знать – Узнал”

А зачем нужно уметь определять род?

слушают текст стихотворения,

отвечают на вопросы преподавателя,

формулируют тему и цели урока,

заполняют первые две графы таблицы “Знаю – Хочу знать – Узнал”

II. Стадия осмысления

1 этап

Предметные

способы определения рода несклоняемых имён существительных, обозначающих

а также сложносокращённых существительных.

анализировать учебно-научный текст;

извлекать информацию из учебно-научного текста;

выделять смысловые единицы текста и графически их оформлять в определённом порядке.

формулировать собственное высказывание;

самостоятельно оценивать правильность выполнения действий;

Создает условия для самостоятельного изучения учащимися учебного материала.

Как же определять род несклоняемых имен существительных?

Откройте рабочие тетради, прочитайте учебно-научный текст.

Составьте кластер (сначала каждый в своей тетради, затем общий от группы) (см. Приложение 2) на тему

1 группа “Род несклоняемых существительных, обозначающих людей”;

2 группа “Род несклоняемых существительных, обозначающих животных, птиц”;

3 группа “Род несклоняемых существительных, обозначающих географические объекты”;

4 группа “Род сложносокращенных существительных”.

Представьте свой кластер классу (1 ученик от группы)

Посмотрите, как это получилось у меня (слайд 5 — 8)

работают в группах с учебно-научным текстом;

составляют кластеры (сначала каждый в своей тетради, затем общий от группы);

выдвигают выступающего для защиты кластера;

слушают защиту выступающих от каждой группы;

сравнивают свои кластеры с кластерами преподавателя;

задают вопросы.

Физкультминутка Здоровьесбережение Попробуем применить знания на практике. Если я назову несклоняемое существительное муж. рода, вы должны присесть, жен. рода – поднять руки вверх, средн. рода – развести руки в стороны. Выполняют упражнения.
II. Стадия осмысления

2 этап

Предметные

определять род несклоняемых имён существительных;

правильно употреблять их в речи.

полученные знания для согласования несклоняемых имён существительных с прилагательными и глаголами.

осуществлять функцию переноса полученных знаний на практику; анализировать языковое явление;

классифицировать языковой материал.

самостоятельно оценивать правильность выполнения действий;

Не у всех пока получается правильно определять род несклоняемых существительных. Нужно потренироваться.

(слайд 9), запишите ответы в рабочие тетради.

Проверьте себя по ключу (слайд 10 — 13)

выполняют тренировочные задания в группах, записывают ответы в рабочие тетради;

проверяют себя по ключу.

II. Стадия осмысления

3 этап

Предметные

определять род несклоняемых имён существительных;

правильно употреблять их в речи.

полученные знания для согласования несклоняемых имён существительных с прилагательными и глаголами.

Метапредметные

Познавательные:

конструировать собственный текст.

Коммуникативные:

формулировать собственное высказывание;

адекватно использовать письменные, речевые средства для представления результата.

Регулятивные:

самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.

А теперь творческое задание (по группам). Составьте текст рекламы с использованием несклоняемых имён существительных (слайд 14 — 18) (см. Приложение 4):

1 группа — реклама выставки животных в городском парке для жителей и гостей нашего города;

2 группа — реклама товаров, которые продаются в магазине “Гостиный двор”;

3 группа — реклама тура по экзотическим местам нашей планеты;

4 группа — реклама меню кафе “Сладкоежка”;

выполняют творческое задание в группах, используя материал для групп;

читают текст рекламы (1-2 человека от группы).

III. Рефлексия Метапредметные

Познавательные:

выяснение результативности (групповой, индивидуальной);

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

оценка учащимся того, что уже усвоено, оценивание качества и уровня усвоения.

Вернёмся к таблице “ЗХУ”. Заполните последнюю графу (слайд 19).

Оцените свою работу на уроке: поставьте баллы за каждый этап, по баллам поставьте оценку в тетради и на стикере (слайд 20 — 21).

Подпишите стикеры (вначале урока раздаются учащимся) и прикрепите их на доске на листах “5”, “4” и “3” (см. Приложение 5) (перед выходом из класса).

заполняют последнюю графу в таблице “ЗХУ”;

оценивают свою работу на уроке (ставят баллы за каждый этап в рабочей тетради, ставят себе отметку).

* для оформления рабочих тетрадей использованы рисунки из книги Т.Г. Рик “Здравствуйте, Имя Существительное”

Источник

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имён существительных

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Несклоняемые слова и лексические группы несклоняемых существительных.

2. Распознавание несклоняемых существительных.

3. Склоняемые и несклоняемые сложносокращённые слова.

4. Род несклоняемых имён существительных.

5. Употребление собственных имён, заключённых в кавычки.

Аббревиатура – это слово, образованное сокращением слова или словосочетания и читаемое по алфавитному названию начальных букв или по начальным звукам слов, входящих в него: вуз (высшее учебное заведение) [вус], КВН (клуб весёлых и находчивых) [кавээн].

Несклоняемые существительные – это существительные, которые не склоняются, то есть не изменяются по падежам: леди, шоссе, ООН.

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.

1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.

3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Открытые электронные ресурсы:

1. Справочный портал Грамота.ру www.gramota.ru

2. Сайт «Культура русской речи» www.gramma.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В русском языке есть слова, которые во всех падежах имеют одну и ту же форму: сок манго, для манго, о манго; роман Дюма, про Дюма, к Дюма; спросить у миссис, с миссис; в СМИ, из СМИ, те и другие СМИ.

Такие существительные называются несклоняемыми. Они не изменяются по падежам и числам.

К несклоняемым именам существительным относятся нарицательные и собственные существительные иноязычного происхождения: кофе, какао, киви, авокадо, пони, шимпанзе, какаду, метро, депо, пальто, кино, радио.

Верди, Дюма, Да Винчи, Страдивари

К несклоняемым именам существительным относятся русские и украинские фамилии на -о и -их(-ых): Шевченко, Седых и так далее;

К несклоняемым именам существительным относятся сложносокращённые слова: МГУ, ООН ВДНХ, НАТО, ЦСКА.

В словарях рядом с такими словами стоит специальная помета «несклоняемое». После указания на то, что слово является несклоняемым, указывается род существительного.

Чтобы правильно определить род несклоняемых существительных, надо помнить, что названия неодушевлённых предметов обычно относятся к среднему роду: незабываемое шоу, уютное кафе, хрустальное бра.

Бра – это настенный светильник. Это слово среднего рода.

Названия животных относятся к мужскому роду: розовый фламинго, яркий какаду.

Род географических названий определяется родом соответствующего нарицательного существительного (город, река и так далее).

Сочи – это город, существительное мужского рода. Конго – это река, существительное женского рода. Онтарио – это озеро, существительное среднего рода. Согласуем прилагательные с существительными: солнечный Сочи, полноводная Конго, знаменитое Онтарио.

Несклоняемыми могут быть иноязычные фамилии с конечными гласными о, е, и, у, ю и с конечным ударным а: скульптуры Гюго, Верди, Дюма.

А если на конце безударный звук [а], то фамилия склоняется: стихи Окуджавы, пьесы Лопе де Веги.

Не склоняются иноязычные женские фамилии, оканчивающиеся на согласный: романы Жорж Санд.

Обратите внимание на то, что мужские фамилии, оканчивающиеся на согласный, склоняются. У композитора Роберта Шумана была жена Клара, которая сочиняла песни. При составлении программы концерта правильно будет написать: на концерте прозвучат произведения Роберта Шумана и Клары Шуман.

Сравните: комедии Леонида Гайдая, песни в исполнении Зои Гайдай.

Неизменяемыми в русском языке являются сложносокращённые слова, оканчивающиеся на гласный: для самбо, наше ООО, из БТИ.

Географические наименования, оканчивающиеся на -ово, -ево, -ино, -ыно, не склоняются в сочетании с родовым словом: из района Строгино, в городе Иваново, из деревни Простоквашино. Если же родового слова нет, то возможны склоняемый и несклоняемый варианты: в сторону Строгина и в сторону Строгино, в Иванове и в Иваново, из Простоквашина и из Простоквашино. При этом склоняемый вариант соответствует строгой литературной норме. Так нужно говорить со сцены, с телеэкрана, в радиоречи.

Давайте теперь разберёмся с омонимами Бородин – Бородино, Пушкин (поэт) – Пушкин (город). При склонении этих имён собственных нужно быть внимательными при образовании формы творительного падежа: с композитором Бородиным, под Бородином, поэтом Пушкиным, под Пушкином. В именах собственных пишется окончание -ым, в географических названиях – окончание -ом.

Вы знаете, что наименования газет, журналов, книг, спортивных клубов и т. п. заключаются в кавычки. Давайте рассмотрим примеры склонения таких слов. Спортивный клуб «Факел» проводит встречу с болельщиками. У «Факела» активные болельщики. Если в предложении есть родовое слово (в нашем примере это слово клуб), то наименование не склоняется («Факел»). Если в предложении нет родового слово, то наименование склоняется: у «Факела». В примере «Иду к бабушке с тортом “Птичье молоко”» есть родовое слово торт, оно склоняется, а наименование торта остаётся в начальной форме.

1. Согласуйте прилагательные с несклоняемыми существительными – географическими названиями.

Бурн(-ый, -ая, -ое) Алазани впадает в Куру. Древн(-ий, -яя, -ее) Тбилиси – столица Грузии. Пресноводн(-ый, -ая, -ое) Онтарио – одно из крупнейших озёр Америки. Полноводн(-ый, -ая, -ое) Конго течёт среди тропических лесов. Суров(-ый, -ая, -ое) и благодатн(-ый, -ая, -ое) Гоби раскинулась в Монголии.

Для выполнения задания нужно знать, что обозначают географические названия. Подсказки (слово озеро, форма глагола раскинулась) есть в самих предложениях.

Бурная Алазани впадает в Куру. Древний Тбилиси – столица Грузии. Пресноводное Онтарио – одно из крупнейших озёр Америки. Полноводная Конго течёт среди тропических лесов. Суровая и благодатная Гоби раскинулась в Монголии.

1. Определите род аббревиатур. Установите соответствие.

Источник

Читайте также:  имя существительное женского рода и мужской род английский язык