Меню

План конспект урока сравнительная степень прилагательных



Тема урока: «Степени сравнения имен прилагательных». 6-й класс

Класс: 6

Тема «Степени сравнения имён прилагательных» изучается в 6-м классе. Соединение в одной конструкции простой и сложной форм степеней сравнения имён прилагательных – распространенная грамматическая ошибка ( «более сильнее», « самый интереснейший») не только учащихся 6 класса, но и выпускников школы, которые готовятся к сдаче ЕГЭ. При изучении степеней сравнения наречий тоже возникают проблемы, связанные с различением форм простой сравнительной степени прилагательных и наречий. При выполнении задания В-2, где нужно выписать все прилагательные, нужно уметь находить все имёна прилагательные, в том числе и в форме сравнительной степени.

Цель урока:

  • познакомить учащихся со степенями сравнения прилагательных;
  • научить образовывать прилагательные в форме сравнительной и превосходной степеней;
  • показать синтаксическую роль в предложении данных форм прилагательных.

Оборудование: проектор, экран или интерактивная доска (для объяснения нового материала), а также для выполнения практического блока.

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Вступление по теме урока, объяснение целей.
  3. Теоретический блок (Приложение 1)
  4. Ответы на возникшие вопросы.
  5. Практический блок.
  6. Физминутка на 25 минуте урока.
  7. Объяснение домашнего задания.
  8. Подведение итогов.

II. Практический блок

1. Образуйте (и запишите) простую сравнительную степень от следующих прилагательных: чёткий, резкий, лёгкий, мягкий, жёсткий, частый, сладкий, чистый, простой, густой.

2. Выделите суффиксы в прилагательных: слаще, тоньше, приветливее, громче, глубочайшее, круче, крупнейшее, мягче, легче, твёрже, мельче.

3. Образуйте простую форму сравнительной степени прилагательных. Поставьте ударение.

Красивый, пр.…ятный, счас…ливый, спокойный, удобный, ужасный, пр…красный, пр…лежный, пр…чудливый, пр…влекательный, пр…зрительный, старый, искусный, св…бодный.
Дорогой, сухой, твёрдый, богатый, крутой, густой, простой, толстый, чистый, громкий, мелкий, горький, сладкий, мягкий, лёгкий.
Долгий, ранний, старый, тонкий, далёкий, горький.
Малый, плохой, хороший.

4. Спишите, подчёркивая имена прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени как члены предложения.

По территории… нашей Родины т…чёт самая большая река в Европ…— Волга. Среднесибирск… пл…скогорье – одно из крупнейших в мир… . Ключевская сопка – самый высокий вулкан в Ази… . Пр…рода Северн… Урала суровее пр…роды Средн… и Южн… Урала.

5. Спишите, образуя от имён прилагательных, данных в скобках, простую сравнительную степень. Подчеркните их как члены предложения. У каких прилагательных форма простой сравнительной степени берётся от другой основы?

Здоровье (дорогой) золота. Добрые слова (хороший) мягкого пирога. После работы еда (вкусный). Правда (светлый) солнца. Дождливое лето (плохой) осени.

Образуйте составную форму сравнительной степени, употребив прилагательные во всех трёх родах.

Грус (?)ный, яс (?)ный, опас (?)ный, безжалос (?)ный, пр.…лежный.

6. Запишите прилагательные в форме простой и составной превосходной степени. Выделите суффикс, подчеркните чередующиеся согласные.

Красивый, слабый, счастливый, счастливый, простой, интересный, богатый, краткий, лёгкий, мягкий, редкий, тонкий, яркий, высокий, глубокий, широкий, великий, строгий.

7. Образуйте все возможные формы степеней сравнения приведённых ниже прилагательных. Укажите, от каких прилагательных степени сравнения образовать нельзя.

8. Бойкий, большой, важный, громадный, громадный, громкий, злющий, искусный, клетчатый, красивый, ловкий, плохой, полосатый, розоватый, сверхмощный, скверный, сладкий, холостой, хороший.

9. Прочитайте предложения. Найдите нарушения, связанные с употреблением форм степеней сравнения. Исправьте предложения, аргументируйте своё мнение.

Эта оправа для очков более женская, чем мужская. На следующем фестивале все должны быть веселее и более раскованнее. Мой друг самый честнейший человек. Такой вариант исправления текста ещё более худший. Сейчас наиболее интенсивнее развивается фармация. Новая кофточка ещё коричневее старой.
Домашнее задание.

10. Какие реки, озёра, горы, города есть в вашей местности? Сравните реки по ширине и длине, горы по высоте, озёра по глубине, города и сёла по величине. При составлении предложений используйте синонимы многоводный, полноводный, глубокий, бездонный, мелкий, неглубокий, мелководный. Подчеркните прилагательные в форме сравнительной степени.

Источник

Урок «Степени сравнения имен прилагательных»

Тема урока: «Степени сравнения имен прилагательных. »

Усвоение значения прилагательных в форме сравнительной степени.

Формирование УУД при помощи приемов технологии критического мышления.

разобрать способы образования сравнительной степени, их синтаксическую роль,

отработать навык правильного употребления прилагательных в составной сравнительной степени.

формирование мировоззренческих понятий.

Общеучебные универсальные действия использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Логические учебные действия умение осуществлять синтез как составление целого из частей;

принимать и сохранять учебную задачу,

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

на доске записи: Шестнадцатое января

Изучить Научиться Научиться правильно употреблять

Саша внимательнее Маши.

Саша более внимательна,чем Маша.

1. Мотивирование к учебной деятельности(психологический настрой на урок с целью поднятия эмоциональности и позитивного настроя учащихся).

-Доброе день, ребята! Я очень рада видеть вас. Меня зовут Ильгамия Рашитовна, и сегодня я постараюсь помочь вам открыть новое в мире русского языка

Есть такие высказывания : « Открытия делают только подготовленные умы. ( Блез Паскаль )

Не сомневаюсь, что передо мной подготовленные умы и думающие ученики, которые совершат сегодня открытие. Мне тоже интересно открыть каждого из вас.

Какие характеристики вы можете дать себе как школьникам, используя имена прилагательные?

Замечательно, что вы можете выделить в самих себе такие важные черты, но к концу урока вы сможете наметить себе новые цели и создать памятку «Каким должен стремиться стать школьник»

Удачи желаю я Вам. Улыбнитесь миру, и мир улыбнется вам.

-Я думаю, что вы знаете, что такое имя прилагательное и сейчас постараетесь без ошибок ответить на все вопросы предлагаемых заданий. Перед вами опорная карта, с которой вы будете работать.

Посмотрите на вашу опорную карту и напишите все, что знаете об имени прилагательном.

Прилагательное – ___________________ часть речи, которая обозначает ____________________________, отвечает на вопросы ___________________ Изменяется по _______________________________________. Могут иметь ________________и _____________________форму. В предложении бывают __________________и____________________.

(прилагательное — самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? Чей? Изменяется по родам, падежам, числам. Могут иметь краткую форму. В предложении бывают определениями и сказуемыми.) Слайд 1.

-Прочитайте, что написали.

Молодцы. Вы дали правильное определение имени прилагательного

А чем мы будем заниматься на уроке, вы попробуете мне рассказать сами.

Перед вами снежинки(обращаю внимание на проектор. Слайд 2). Попробуйте найти в них отличия.

2. Рядом со снежинками написаны цепочки слов.

маленькая – меньше – более маленькая;

– Про какую снежинку можно сказать, что она маленькая? А какая меньше? Какая более маленькая?

– Продолжите вторую цепочку. Одна снежинка красивая, вторая – … .

– Поработаем с трётьей цепочкой. Какая снежинка холодная? Вторая – …?

Молодцы. Вы все верно рассказали. И тема нашего урока «Степени сравнения имён прилагательных».

А теперь, открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока: «Степени сравнения имён прилагательных». (учитель обращает внимание ребят на проектор, где записаны: число, вид работы и тема урока. Слайд 3,4

4.Фаза- осмысление материала:

1. Теория. У вас на партах схема. Она называется кластер. В переводе с английского «кисть», «пучок», «гроздь». Нам сейчас предстоит его построить понятиями из темы.

Как построить ? Я предлагаю вам узнать это самим. Это умение очень важно — учиться самостоятельно. В современном мире человеку приходится всю жизнь учиться.Учебник, теоретический материал на с. 10-11.Мы сегодня проработаем только сравнительную степень. Но сделаем этот таким способом. «Инсерт» — маркировка текста. Это такой способ работы с информацией. Пообщайтесь с параграфом самостоятельно.

Проверка заполнения ядер. Слайд5

2.Теория обязательно должна подтверждаться практикой:

–Раскройте скобки, ставя прилагательные в сравнительную степень .Подчеркните главные члены предложения

Добрые слова (хороший) мягкого пирога.

После работы еда (вкусный).

Дождливое лето (плохой) осени.

Каким членом предложения является прилагательное в простой и составной сравнительной степени? (сказуемым)

раскрыть особенность прилагательных в простой и составной сравнительной степени.

Нам необходимо решить лингвистическую задачку . Для этого прочтите предложения, записанные на доске.

– В каком предложении употреблена формула простой сравнительной степени имени прилагательного?

– Можно ли определить кем является Саша (мальчиком или девочкой?)

– Сделайте вывод. (Прилагательные в простой сравнительной степени не изменяются по родам).

– Прочитайте второе предложение. Саша, мальчик или девочка? Докажите.

Назовите морфологическую особенность прилагательных в простой сравнительной степени?

ТЕЙК ОФ-ТАЧ ДАУН

Учащиеся при правильном ответе встают с места( сравнительные степень прилагательных):

Слаще , более лучше, более узкий , худше, теплее , менее сильнее

Наша задача выполнить упражнение 334.

Тренироваться в употреблении составной сравнительной степени имени прилагательного.

Образуйте от данных прилагательных составную сравнительную степень, определите род имени прилагательного.

Сидя за партой, работа по цепочке.

Как образовать составную сравнительную степень имени прилагательного?

Молодцы, ребята, следующая наша

Учащиеся должны определить, какое имя прилагательное в простой сравнительной степени сравнения, а какое — в составной сравнительной степени сравнения.
Огромнейшее, более великий, больше, здоровее, более смелый, смелее, меньше, менее маленький, длинный, длиннее, самый длинный, короткий, самый короткий, более короткий, короче, лучше.

— мы помним, как вы характеризовали себя в начале урока. Но теперь, зная, как образуются формы сравнительной степени прилагательных, вам не составит труда написать памятку для школьника: каким должен стремиться стать школьник.

Итак, школьник должен стремиться стать …..

Используйте разные формы сравнительной степени прилагательных.

Источник

Конспект урока «Степени сравнения имен прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку по теме

Степени сравнения имен прилагательных

Планируемые результаты:

1. Называет степени сравнения имен прилагательных;

2. Перечисляет основные способы образования степеней сравнения имен прилагательных;

3. Приводит примеры сравнительной и превосходной степени сравнения имен прилагательных.

Скачать:

Вложение Размер
ivanova_n.v._konspekt_uroka.docx 24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Степени сравнения имен прилагательных

  1. Называет степени сравнения имен прилагательных;
  2. Перечисляет основные способы образования степеней сравнения имен прилагательных;
  3. Приводит примеры сравнительной и превосходной степени сравнения имен прилагательных.
  1. Организационный этап, мотивация учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас. Надеюсь, что сегодняшний урок получится плодотворным и интересным.

— Я попрошу вас поработать в парах для того, чтобы вспомнить тот материал, который вы уже знаете. Для этого я раздам карточки каждой паре. По очереди задавайте вопрос своему напарнику, указанный в вашей карточки, и сравнивайте ответы. Важно проговорить друг другу материал и подготовить самого себя к восприятию нового материала.

Что такое прилагательное? Назови, что обозначает и на какие вопросы отвечает? Это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой? какая? какое? какие?

Перечисли, какие разряды имен прилагательных ты знаешь? Качественные, относительные, притяжательные

Объясни, что обозначают качественные имена прилагательные? Качественные имена прилагательные обозначают качества, свойства, которые могут проявляться в большей или меньшей степени

Объясни, что обозначают относительные имена прилагательные? Относительные прилагательные указывают на признак через отношение к другому предмету, действию, обстоятельству

Объясни, что обозначают притяжательные имена прилагательные? Притяжательные прилагательные обозначают различные значения принадлежности лицу или животному

К какому разряду будут относиться слова ДОБРЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, ЛЕГКИЙ? Качественное прилагательное

К какому разряду будут относиться слова СОСНОВЫЙ, КАМЕННЫЙ, МОРСКОЙ? Относительные прилагательные

К какому разряду будут относиться слова ПАПИН, ЛИСИЙ? Притяжательные прилагательные

  1. Осознание, осмысление нового материала

Перед вами три предложения. Запишите их себе в тетрадь

Перед нами открылся красивый пейзаж.

Этот пейзаж был красИвее предыдущего.

Перед нами открылся красИвейший пейзаж.

Поработайте в группах по 3 человека. Ваша задача – назвать степени сравнения имен прилагательных, на основе примеров и вопросов, на которые нужно ответить каждой группе.

— Какое прилагательное показывает, что признак предмета проявляется в большей степени? (красивее)

— Какое прилагательное показывает, что признак предмета превосходит остальные признаки предмета? (красивейший)

— Как назовём форму, где признаки сравниваются? (Сравнительная)

— Как назовем вторую степень, если известно, что она превосходит всех? (Превосходная)

Пожалуйста, сделайте вывод и запишите его в виде ответа на вопрос – назови степени сравнения имен прилагательных?

Это и будет темой нашего урока (Записываем тему)

Запишите стихотворение Михаила Александровича Дудина, советского поэта. Найдите прилагательные, имеющие степень сравнения. Определите, с помощью каких суффиксов образовались эти прилагательные? Обозначьте эти суффиксы

Чистейшего снега, И, пухом легчайшим

Белейшего снега На солнце блистая,

Зима отряхнула Пустила гулять

На рощу с разбега. По лесам горностая

Слово учителя (схема на доске. Учащиеся переносят ее в тетрадь)

Сравнительная степень Превосходная степень

-ее- более -айш- самый

Я называю прилагательное в положительной степени, а вы меня дополняете, образуя сравнительную и превосходную степень

Красивый – красивее – самый красивый

Умный – более умный – умнейший

Чистый – чище – чистейший

Сделайте вывод, прилагательные какого разряда могут иметь степени сравнения? (только качественные)

Осмысление (работа в парах)

Сейчас ваша задача – проговорить новый материал друг другу и самому себе. Я раздам карточки, в которых будут прописаны вопросы, которые вы будете задавать друг другу.

Перечисли степени сравнения имен прилагательных? Положительная, сравнительная, превосходная

Назови все степени сравнения имен прилагательных? Положительная, сравнительная, превосходная

Объясни, какими способами может быть образована сравнительная степень? При помощи чего (морфемы, слова) она образуется? Сравнительная степень имен прилагательных может быть образована при помощь суффиксов

(-ее-, -е-, -ше-) и специальных слов (более, менее)

Объясни, какими способами может быть образована превосходная степень? При помощи чего (морфемы, слова) она образуется? Превосходная степень имен прилагательных может быть образована при помощь суффиксов

(-айш-, -ейш-) и специальных слов (самый)

Образуй от прилагательных, которые я буду называть, сравнительную степень:

красивый, умный, добрый, нежный, синий Красивее (более/менее красивый),

Умнее (более/менее умный),

Добрее (более/менее добрый)

Нежнее (более/менее нежный)

Синее (более/менее синий)

Образуй от прилагательных, которые я буду называть, сравнительную степень: ласковый, надежный, честный, хороший Ласковее (более/менее ласковый)

Надежнее (более/менее надежный)

Честнее (более/менее честный)

Лучше (более/менее хороший)

Образуй от прилагательных, которые я буду называть, превосходную степень:

красивый, умный, добрый, нежный Красивейший (самый красивый)

Умнейший (самый умный)

Добрейший (самый добрый)

Нежнейший (самый нежный)

Образуй от прилагательных, которые я буду называть, превосходную степень: ласковый, надежный, честный, хороший

Ласковейший (самый ласковый)

Надежнейший (самый надежный)

Честнейший (самый честный)

Какие сложности возникли во время работы в парах? Все смогли ответить на вопросы напарника?

Следующее упражнение поможет вам понаблюдать, какие грамматические ошибки можно допустить при образовании степеней сравнения прилагательных. Ваша задача исправить ошибки в приведенных предложениях и сделать ответить на вопрос: почему могут возникнуть подобные ошибки?

1. Это путь гораздо длиньше, чем тот. 2. Эта задача более легче, чем та, которую решали вчера. 3. Я никогда не видел книгу толстее. 4. Наиболее высочайшие здания в мире находятся в Нью-Йорке. 5. И продавала она все по самой выгоднейшей цене. 6. Голос этой девушки, по мнению слушателей, был звончее других.

Таким образом, для использования степени сравнения прилагательного, используем только один способ – либо добавляем специальное слово, либо суффикс. Не смешивать.

Объяснение домашнего задания:

По группам составить текст с использованием прилагательных в сравнительной, превосходной степенях сравнения (по профессиям).

Источник

Читайте также:  Словарь прилагательных слов с суффиксами н и нн