Меню

План на тему прошедшее время глагола 5 класс



Урок 5 класс. Русский язык. Конспект «Прошедшее время глагола»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
proshedshee_vremya_glagola.docx 15.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Время глаголов. Прошедшее время .

Цели : актуализировать знания о временах глагола; учить определять временные формы глагола; показать способы образования глаголов прошедшего времени; развивать мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты : учащиеся научатся определять временные формы глагола; узнают способы образования глаголов прошедшего времени; научатся образовывать форму прошедшего времени глагола; определять непостоянные признаки; объяснять языковые явления.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  1. Проверка д\з.
  2. Вопросы:

-С помощью какой части речи можно понять, о каком времени мы говорим: о прошлом, о настоящем, о будущем? ( с помощью глагола)

-Глаголы изменяются по временам. О чем говорят нам глаголы времени? ( Глаголы прошедшего времени показывают, что действие произошло до момента речи.

Глаголы настоящего времени показывают, что действие происходит в момент речи.

Глаголы будущего времени показывают, что действие произойдет после момента речи.)

3). На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? ( Что делал?, Что сделал? Что делали? Что делала? И т.д.)

4). Как изменяются глаголы прошедшего времени? ( по родам –в единственном числе, и по числам).

-Ребята, чтобы правильно говорить и писать , необходимо знать законы, по которым образуются и изменяются глаголы.

III . Работа по теме «Прошедшее время».

1). Чтение теоретического материала и самостоятельные наблюдения (§ 115, с. 116)

2). Обсуждение вопроса.

— Можем ли мы, прочитав правило, сказать, как образуются глаголы прошедшего времени? ( Они образуются от основы неопределенной формы с помощью суффикса –Л-.)

— Итак, большинство глаголов в форме прошедшего времени образуются от основы неопределенной формы с помощью суффикса –Л-. Например :

Рассказыва ть+ Л (+ а, о, и)= рассказывал

Смотре ть + Л (+ а, о, и)= смотрел

— Ребята, посмотрите, какая гласная буква пишется перед –Л-? ( Перед суффиксом –Л- в глаголах прошедшего времени пишется та же гласная, что и в неопределенной форме перед –ТЬ-).

3). Чтение правила на с. 117.

4). Задание (выполняется на доске и в тетрадях). Образуйте словосочетание с формой прошедшего времени данных глаголов (можно добавить приставки); обозначьте основы глаголов, выделите суффиксы, определите вид глаголов.

Чуять, чаять и затеять,

Реять, таять и лелеять.

(Примерный ответ. Почуял (сов.в.) опасность, не чаяла (несов. в.) увидеть, затеяли (сов. в.) игру, реяло (несов.в.) на ветру, растаял (сов. в.) весной, лелеяла (несов.в) дочку.)

5). Форма прошедшего времени некоторых глаголов образуется иначе. Задание . Поставьте глаголы везти, нести, расти, трясти, замереть в форму прошедшего времени в мужском, женском, среднем роде и во мн. числе.

Везти -вез, везла, везло, везли.

Нести- нес, несла, несло, несли.

Расти- рос, росла, росло, росли.

Трясти- тряс, трясла, трясло, трясли.

Замереть- замер, замерла, замерло, замерли.)

— Чем отличается способ образования форм прошедшего времени этих глаголов? ( Эти глаголы образуют форму прошедшего времени без суффикса –Л- в мужском роде.)

6). Задание . Поставьте глаголы стеречь, испечь в форму прошедшего времени в мужском, женском, среднем роде и во мн. числе.

Стере чь — стерё г , стерегла, стерегло, стерегли.

Испе чь — испё к , испекла, испекло, испекли.)

-Форма прошедшего времени глаголов на –ЧЬ- образуется с чередованием ч//г, ч//к.

IV. Закрепление изученного материала.

  1. Упр. 655 (6 слов по образцу)-комментированное письмо.
  2. Упр. 656 (1, 2) по образцу.

VI . Подведение итогов.

-Как узнать, какую гласную надо писать в прошедшем времени глаголов перед суффиксом –л-? ( Надо поставить глагол в неопределенную форму, гласная этой формы и есть подсказка ).

Домашнее задание: § 115 учить правила, упр. 655 (последние 8 слов), упр. 656 (3, 4).

Источник

Прошедшее время глагола (5-й класс)

Класс: 5

Цели урока:

  • повторить ранее изученный материал о глаголе; познакомить с
  • образованием прошедшего времени глагола;
  • формировать умение различать совершенный и несовершенный вид глагола, образовывать прошедшее время глагола; совершенствовать орфографический навык;
  • воспитывать интерес к изучению традиций и обычаев своего народа и народов других национальностей.

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, карточки с заданиями.

Литература: учебник “Русский язык” для 5 класса под редакцией Т.А.Ладыженской.

  1. Вступительная беседа.

— Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы его проведем в кафе “За чашкой чая”. Презентация. (Слайд 1)

Чай… Едва ли в Татарстане найдется человек, не знакомый с этим традиционным , привычным напитком, почитаемый и взрослыми, и детьми. Во все времена года – в стужу ли лютую, в зной ли нестерпимый – не обходятся у нас без чашки ароматного чая, смягчающего сердце, снимающего усталость и прогоняющего лень.

— Ребята, а вы знаете, из какой страны попал к нам чай? Правильно, из Китая. Произошло это в 1658 году, когда из Китая в Москву через Казань потянулись первые караваны с чаем. И вот уже не одно столетие дарит чай такую радость, став национальным напитком и символом гостеприимства. Чаепитие — удовольствие для того времени не из дешевых. “Лето на душе дарит чай, но денег надо на него ай-ай”,-говорила татарская пословица.

Пожалуй, ни один продукт и ни один напиток и ни один напиток, так тесно не уживается с литературой и искусством, как чай. Чай нашел отражение в пословицах и поговорках, в сказках и легендах многих народов. А вы знаете, кто из татарских поэтов впервые создал своеобразную рекламу о чае? Да, это был Габдулла Тукай. И прозвучала эта реклама в стихотворении “Сутки” в 1908 году. Прослушайте отрывок из этого стихотворения. (Слайд 2)

Если жизни ты не рад —
Есть лекарство для души:
Чая чудный аромат…
В целом городе раван…
Снится каждому – он пьет
Чай от фирмы “Караван”!
Я ручаюсь головой,
Не ввести меня в обман:
Восхищается любой
Чаем фирмы “Караван”!
(Отрывок из стихотворения Г.Тукая “Сутки”)

— Чтобы заработать чашечку чая в нашем кафе, нам помогут ваши знания о глаголе, который вы получили на уроках русского языка. Правильно справившись с заданием, вы получаете чашечку чая. Чем больше вы получите чашечек, тем выше будет ваша оценка. Итак, в путь, друзья!

  1. Актуализация изученного материала.
  1. Объяснительный диктант. Объясните написание -тся- и -ться- в глаголах. (Слайд 3)

Чай использует…ся не только как напиток. Медицина рекомендует давать крепкий чай при отравлениях. Этот напиток применяет…ся при воспалении век, в виде примочек. Умыват…ся припасенной с вечера слабой заваркой чая гораздо приятнее и полезнее, чем водой из-под крана. Чай употребляет…ся в качестве приправы к мясу, рыбе, рису. Встретит…ся с ним можно и в соке, и в кондитерских изделиях, и в мороженом.

— Что нового о чае вы узнали из данного текста?

  1. Определить вид глаголов из 1 абзаца, выписывая их в 2 столбика. Глаголы несов. вида и сов. вида. (Слайд 4)

Про любовь татарских женщин к чаю говорили в народе так: “Научилась пить чай – позабыла про пряжу”. Как встанет обычно богатая татарка, так наряжается в золотое платье, набелит и нарумянит лицо, сядет на диван. Самовар уже перед ней кипит. Она сама делает чай, пьет его до тех пор, пока пот сгонит все румяна с лица.

Любят чайку попить в Татарстане и в наше время. И не теряют своей свежести татарские пословицы о чаепитии: “Чаем не насытишься, но душу помоешь и жажду утолишь”, “После чая на душе – лето”.

После выполнения задания на слайде № 5 осуществляется проверка.

Несов. вид Сов. вид
говорили научилась
пить позабыла
наряжается встанет
кипит набелит
делает нарумянит
пьет сядет
сгонит
  1. Допишите к выделенным глаголам видовые пары. (Слайд 6)

Про любовь татарских женщин к чаю говорили в народе так: “Научилась пить чай – позабыла про пряжу”. Как встанет обычно богатая татарка, так наряжается в золотое платье, набелит и нарумянит лицо, сядет на диван. Самовар уже перед ней кипит. Она сама делает чай, пьет его до тех пор , пока пот сгонит все румяна с лица.

Любят чайку попить в Татарстане и в наше время. И не теряют своей свежести татарские пословицы о чаепитии: “Чаем не насытишься, но душу помоешь и жажду утолишь”, “После чая на душе – лето”.

После выполнения задания на слайде № 7 осуществляется проверка.

  • Научилась (св) – училась (нв)
  • Пить (нв) – попить (св)
  • Встанет (св) – встает (нв)
  • Наряжается (нв) – нарядится (св)
  • Любят (нв) – полюбят (св)
  • Помоешь (св) – моешь ( нв).
  1. Формирование новых понятий.

Познакомьтесь с одним татарским анекдотом, где упоминается чай. (Слайд № 8 )

Находчивый пастух

Жена богача колола сахар на мелкие кусочки и давала их пастуху к чаю. Пастух терпел, терпел, а потом , когда хозяйка вышла из горницы, связал ниткой крошки сахара и повесил их на краник самовара.
— Ты зачем так сделал? – спросила хозяйка.
— Боюсь, как бы их мухи не унесли, — ответил пастух.
С того дня хозяйка стала класть куски покрупнее.

  • — В каком времени стоят выделенные глаголы?
  • — Что в их строении общего?
  • — На что указывают окончания глаголов?
  • — Выпишите рядом в столбик неопределенную форму данных глаголов, выделив в них суффикс (Слайд №9).
  • — Как же образуются глаголы прошедшего времени?

Ознакомление с рядом глаголов, которые образуют форму прошедшего времени в мужском роде без суффикса –л.(Слайд №10)

  • Расти – рос, росла, росли.
  • Нести — …..
  • Трясти — ….
  • Запереть — ….
  1. Формирование умений и навыков.

“Антидиктант”. Списать текст, исправить орфографические ошибки. Поставить глаголы в прошедшем времени. (Слайд №11)

В старину в Татарстане чай пили пиалами из больших самоваров. Самовару на дамашнем стале отводят самое почотное место. Подают этот напиток с сахаром, пастилой, лемоном, малаком, медом. Гатовят к чаю различные лакомства из муки: чак-чак, баурсак, пироги.

Осуществить проверку с помощью слайда №12

В старину в Татарстане чай пили пиалами из больших самоваров. Самовару на домашнем столе отводили самое почетное место. Подавали этот напиток с сахаром, пастилой, лимоном, молоком, медом. Готовили к чаю различные лакомства из муки: чак-чак, баурсак, пироги.

  1. Домашнее задание.(Слайд №13)
  1. Найти и написать русские пословицы или загадки о чае, самоваре.
  2. Написать мини-сочинение о том, как у вас проходят семейные чаепития.
  1. Подведение итогов.
  • — Вот и подходит к концу наш урок, наше кафе закрывается. О чем мы сегодня с вами поговорили?
  • — Какой материал повторили?
  • — С чем познакомились?
  • — Что нового для себя вы сегодня узнали?
  • — А теперь давайте посмотрим, какое количество чашек чая вы выпили, какую получили сегодня оценку.

Источник

Прошедшее время глагола (разработка урока)

Описание разработки

Планируемые результаты:

— знать об изменении глаголов в прошедшем времени, правило написания безударных гласных перед суффиксом –Л- в прошедшем времени; знать о правильном ударении в глаголах прошедшего времени (понимал, понял, поняла);

— уметь изменять глаголы в прошедшем времени по числам, а в единственном числе по родам;

— правильно писать безударную гласную перед суффиксом –Л- в прошедшем времени, графически объяснять условия выбора правильных написаний, соблюдать правильное ударение в глагольных формах прошедшего времени (понимал, понял, поняла);

Ход урока.

I. Актуализация знаний.

1. Синтаксическая разминка. Предложения на доске:

Робинзон Крузо – герой известного романа Даниэля Дефо. Он родился в Англии, мечтал увидеть мир, много путешествовал, прожил в гордом одиночестве двадцать восемь лет на необитаемом острове.

– Перед нами два предложения, они объединены общей темой, какой? (Робинзон Крузо). Какая информация содержится в этих предложениях?

– Выделите грамматические основы предложений.

– Какие это предложения? (1-е простое, 2-е простое, но осложнено однородными сказуемыми ).

– Какими частями речи выражены главные члены предложений?

— Объяснить постановку знаков препинания в предложениях, начертить схемы.

– Определите время каждого глагола (один ученик у доски). Какая морфема помогает определить прошедшее время глаголов?

— Учитель: — Сегодня мы говорим с вами о прошедшем времени глаголов.

На какие вопросы отвечают эти глаголы? Какие морфологические признаки мы можем у них определить?

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

II. Повторение.

1. Работа с текстом (на доске и на карточках у каждого ученика).

Однажды Робинзон Крузо позн..комился с к..питаном б..льшого к..рабля, который предл..жил отправит(?)ся с ним в путешествие.

Героев жд..ла опасная дорога. Под руководством м..ряка Робинзон приобрел нужные сведения по математик.. и навигаци.. научился вести к..рабельный журнал делал наблюдения вёл т..рговлю с Гвинеей.

– Прочтите текст про себя, подготовьтесь к выразительному чтению.

– Подберите заголовок к тексту в соответствии с его темой (Робинзон Крузо — моряк).

– Запишите текст в тетради.

Проверка: один ученик у доски вставляет пропущенные буквы и запятые, называет орфограммы и пунктограммы, объясняет их постановку.

— Подчеркнуть все глаголы, определить их морфологические признаки.

— На какие вопросы отвечают выписанные глаголы?

2. Работа с таблицей.

Коллективная работа на доске и в тетрадях: таблицу (на карточках и на доске) заполняем примерами из текста.

Вывод: глаголы прошедшего времени могут быть несовершенного вида и совершенного вида.

3. Учебник (стр. 116). Прочитаем теоретический материал о прошедшем времени глагола.

– Как образуется форма прошедшего времени глагола?

– Выделим этот суффикс в глаголах в тексте и в глаголах из таблицы.

4. Стилистический анализ текста.

– Определите тип речи данного текста (повествование и описание). Почему вы так решили? (текст рассказывает о том, что происходило, какие действия совершались; обилие глаголов).

– Как вы думаете, к кому стилю речи мы должны отнести этот текст? (Художественный стиль).

– Какие приметы подсказали такое решение?

5. Словарная работа.

– Выпишем слово навигация.

Весь материал — в документе.

Содержимое разработки

Абанина Татьяна Дмитриевна

Учитель МБОУ «Средняя школа №8 имени Н.В. Пономарёвой», город Ульяновск

Урок русского языка по теме «Прошедшее время глагола» (5 класс, ФГОС)

Планируемые результаты:

предметные результаты: знать об изменении глаголов в прошедшем времени, правило написания безударных гласных перед суффиксом –Л- в прошедшем времени; знать о правильном ударении в глаголах прошедшего времени (понимал, понял, поняла); уметь изменять глаголы в прошедшем времени по числам, а в единственном числе по родам; правильно писать безударную гласную перед суффиксом –Л- в прошедшем времени, графически объяснять условия выбора правильных написаний, соблюдать правильное ударение в глагольных формах прошедшего времени (понимал, понял, поняла);

метапредметные результаты: уметь извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения;

личностные результаты: стремиться к совершенствованию собственной речи: устной и письменной.

Оборудование: учебники «Русский язык. 5 класс» (под ред. М.Т. Баранова, 2014, ФГОС), толковый словарь, словарь иностранных слов, карточки с текстом, таблицей.

Ход урока I. Актуализация знаний.

1.Синтаксическая разминка. Предложения на доске:

Робинзон Крузо – герой известного романа Даниэля Дефо. Он родился в Англии, мечтал увидеть мир, много путешествовал, прожил в гордом одиночестве двадцать восемь лет на необитаемом острове.

– Перед нами два предложения, они объединены общей темой, какой? (Робинзон Крузо). Какая информация содержится в этих предложениях?

– Выделите грамматические основы предложений.

– Какие это предложения? (1-е простое, 2-е простое, но осложнено однородными сказуемыми ).

– Какими частями речи выражены главные члены предложений?

— Объяснить постановку знаков препинания в предложениях, начертить схемы.

– Определите время каждого глагола (один ученик у доски). Какая морфема помогает определить прошедшее время глаголов?

— Учитель: — Сегодня мы говорим с вами о прошедшем времени глаголов.

На какие вопросы отвечают эти глаголы? Какие морфологические признаки мы можем у них определить?

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

II.Повторение.

Работа с текстом (на доске и на карточках у каждого ученика).

Однажды Робинзон Крузо позн..комился с к..питаном б..льшого к..рабля, который предл..жил отправит(?)ся с ним в путешествие. Героев жд..ла опасная дорога. Под руководством м..ряка Робинзон приобрел нужные сведения по математик.. и навигаци.. научился вести к..рабельный журнал делал наблюдения вёл т..рговлю с Гвинеей.

– Прочтите текст про себя, подготовьтесь к выразительному чтению.

– Подберите заголовок к тексту в соответствии с его темой (Робинзон Крузо — моряк).

– Запишите текст в тетради.

Проверка: один ученик у доски вставляет пропущенные буквы и запятые, называет орфограммы и пунктограммы, объясняет их постановку.

— Подчеркнуть все глаголы, определить их морфологические признаки.

— На какие вопросы отвечают выписанные глаголы?

2. Работа с таблицей.

Коллективная работа на доске и в тетрадях: таблицу (на карточках и на доске) заполняем примерами из текста.

ждала, делал, вёл

познакомился, предложил, приобрел, научился

Вывод: глаголы прошедшего времени могут быть несовершенного вида и совершенного вида.

3. Учебник (стр. 116). Прочитаем теоретический материал о прошедшем времени глагола.

– Как образуется форма прошедшего времени глагола?

– Выделим этот суффикс в глаголах в тексте и в глаголах из таблицы.

4. Стилистический анализ текста.

– Определите тип речи данного текста (повествование и описание). Почему вы так решили? (текст рассказывает о том, что происходило, какие действия совершались; обилие глаголов).

– Как вы думаете, к кому стилю речи мы должны отнести этот текст? (Художественный стиль).

– Какие приметы подсказали такое решение?

5. Словарная работа.

– Выпишем слово навигация.

Навигация -1. Судоходство, мореплавание.
2. Время года, когда по климатическим условиям судоходство возможно.
3. Научная дисциплина, занимающаяся вычислением пути корабля и способов определения места корабля в море.

– Это слово однозначное или многозначное? Какое значение имеет это слово в данном предложении?

6. Учебник (стр.117). Правописание безударной гласной перед суффиксом –Л- (читаем правило).

В глаголах из таблицы подчеркнуть гласные перед суффиксом –Л-.

7. Выполнение упражнения 655:

1 вариант записывает глаголы с гласной Е перед суффиксом –Л-;

2 вариант записывает глаголы с гласной Я перед суффиксом –Л-.

III. Самостоятельная работа

— Найти и подчеркнуть глаголы.

— Определить время глаголов.

— Указать их морфологические признаки.

— Выполнить морфемный разбор глаголов.

Робинзон Крузо преодолел все трудности, встретившиеся на его пути. Собрав всю силу воли в кулак, он остался человеком в почти не выживаемых условиях.

У меня ничего не получилось

Мне не всё удалось

Мне всё удалось

IV. Домашнее задание.

1.Для всех – упр. 656 по заданию.

2.Для тех, кто желает получить дополнительные оценки – составить свой небольшой текст о Робинзоне Крузо, употребив в нём глаголы прошедшего времени.

Источник

Читайте также:  Правописание не с именами существительными прилагательными глаголами