Меню

План урока 6 класс правописание не с прилагательными



Урок русского языка в 6 классе «НЕ с прилагательными»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок открытия новых знаний, предполагающий знакомство с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с качественными именами прилагательными.

Скачать:

Вложение Размер
Урок в 6 классе «НЕ с именами прилагательными» 1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема: НЕ с прилагательными

Цель: у своение правила написания НЕ с именами прилагательными.

Образовательные: познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с качественными именами прилагательными; закрепить знания учащихся о правописании НЕ с существительными и глаголами; формировать умение применять правило на письме.

Развивающие: развивать интерес к предмету; развивать навык безошибочного письма, правильного выделения орфограмм; развивать речь, умение сравнивать и обобщать изучаемые факты; развивать словесно-логическое мышление; развивать умение работать с дополнительными источниками информации.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, любви к русской природе; формировать правильное отношение к слову.

Предметные: з нать: основные понятия морфологии; правила написания НЕ с качественными прилагательными.

Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи; составлять предложения; применять правило написания НЕ с прилагательными на письме; обозначать условия выбора написания; подбирать синонимы к словам; ставить знаки препинания при письме.

Личностные: уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).

Метапредметные: умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в группе; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; использовать полученные на уроке знания в жизни.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: письмо, индивидуальные рабочие листы (приложение 1), карточки с изображениями животных для составления предложений (приложение 2), ноутбук для работы с презентацией (приложение 3).

— Дорогие ребята, доброе утро!

Вчера мне пришло одно электронное письмо от моего знакомого, который работает в приюте для бездомных животных, он попросил меня отредактировать одно объявление.

— Почему у него возникло затруднение?

— Разве русский язык нужен человеку, работающему с животными?

(Не)проходите мимо! Наши питомцы очень ждут вас! Многие из наших милых зверят оказались на улице по (не)лепой случайности. Приносите с собой (не)безвкусные , а ароматные котлетки и пышные булочки. Помните: (не)друг (не)сможет покормить наших постояльцев!

Ваш визит будет ничуть (не)скучный . Ждём всех (не)равнодушных людей!

— Ребята, давайте поможем ему написать этот текст верно.

— Посмотрите внимательно на выделенные слова и объясните правописание слов.

— В написании каких слов вы испытали затруднение?

(В словах (не)лепой, (не)безвкусные, (не)равнодушных, (не)скучный. )

— А к какой части речи относятся данные слова?

(К именам прилагательным.)

— А почему вы испытали затруднение в данных словах?

(Эту тему не изучали.)

-Как мы сформулируем тему нашего урока?

(Тема нашего урока “НЕ с прилагательными”.)

— Скажите, опираясь на тему, что мы должны сделать на уроке (цель урока). Используйте опорные слова:

1) повторить… (правописание НЕ с существительными и глаголами»).

2) познакомиться с … (правилом написания НЕ с прилагательными).

3) научиться … (правильно писать прилагательные с НЕ).

– Что мы должны сначала сделать, чтобы узнать, как пишется НЕ с прилагательными?

(Составить алгоритм , продумать шаги.)

— Как можно писать НЕ с именем прилагательным?

(Слитно или раздельно.)

— Как напишете прилагательное НЕЛЕПОЙ? Почему?

(Слитно — слово без НЕ не употребляется.)

— Слитно или раздельно напишете слово (НЕ)БЕЗВКУСНЫЕ? Почему?

(Раздельно – есть противопоставление с союзом а .)

— Как напишете прилагательное (НЕ)СКУЧНЫЙ? Почему

(Раздельно – есть слово ничуть.)

— Как напишете слово (НЕ)РАВНОДУШНЫХ? Почему?

(Слитно — можно заменить синонимом ОТЗЫВЧИВЫХ.)

— А теперь повторим алгоритм правописания НЕ с прилагательными.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Задание: выписать из текста прилагательные с НЕ и объяснить их правописание, используя получившийся алгоритм.

— При выполнении задания будьте внимательны: какого случая написания прилагательных с НЕ в тексте мы не встретим?

У кукушки (не)обычное яйцо. Кукушонок из него вылупляется на день-два раньше остальных птенцов, обсыхает и начинает выбрасывать из гнезда другие яйца, пока гнездо не станет пустым. (Не)сильный, (не)зрячий, голый, но настойчивый и упорный.

Молодые кукушата самостоятельно отправляются в далекую Африку. Никогда они там не были, но они не сбиваются с пути, знают, где остановиться и как на чужбине прожить. Ответа на эту далеко (не)легкую загадку до сих пор нет.

Растёт кукушонок очень быстро, потому что ест за пятерых, и приёмные родители едва успевают совать корм птенцу в глотку. Тем не менее он почти всегда (не)сытый, а голодный.

Кукушка на вид – (не)взрачная птичка. Из семисот живущих в наших лесах пород птиц только кукушка не вьет гнезда и не выводит птенцов. Это одна из загадок кукушки.

— Какого случая написания прилагательных с НЕ в тексте мы не встретили?

  1. Физминутка. Немного отдохнём.

Учитель читает словосочетания. Если НЕ с прилагательным пишется слитно , учащиеся садятся , если раздельно – остаются стоять .

не мягкий, а твёрдый хлеб

далеко не удачный ответ

не скучная, а интересная книга

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

— Предлагаю вам выполнить тест :

1. В каком слове прилагательное с НЕ пишется раздельно?

а) (не)добрый человек

б) (не)дорогая ткань

в) (не)высокий, а низкий стул

2. В каком слове прилагательное с НЕ пишется слитно?

а) вовсе (не)красивый поступок

б) путь (не)долог, а близок

в) дорога (не)ровная, но короткая

3. В каком слове прилагательное с НЕ пишется раздельно?

а) далеко (не)большое расстояние

б) нехороший запах

в) неуклюжий щенок

4. Слово нелепый пишется

а) слитно, так как можно заменить синонимом без НЕ

в) слитно, так как не употребляется без НЕ

— Оцените себя по критериям:

«5» -4 верных ответа

«4» — 3 верных ответа

«3» — 2 верных ответа

— У кого всё получилось – поднимите руки.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Задание для тех, кто не справился с предыдущей работой: спишите словосочетания, раскрывая скобки.

(Не)брежное выполнение; (не)добросовестное отношение; (не)верный друг; (не)громкий, а тихий стук; (не)добрый взгляд; вовсе (не)интересный фильм.

Задание для тех, кто справился с предыдущей работой: найдите третье «лишнее».

а) (не)красивый птенец, неумные слова, (не)уклюжий медведь

б) (не)долгий перелёт, (не)лепый взгляд, (не)страшный волк

в) (не)жный взгляд, (не)молодой лось, (не)известное животное

г) (не)брежный вид, (не)старый человек, (не)слабый конкурент

  1. Творческое задание (по группам, см. Приложение 2 )

Составить предложения о животных, используя те слова, которые вы выберете сами:

Медведь: недюжинная сила, неуклюжий, небольшие глаза.

Кот: нетрусливый, независимый, неглупый.

Змея: неядовитая, небезопасная, незаметная в траве.

Крокодил: непредсказуемый, недружелюбный, немалые размеры.

— Какую проблему мы сегодня решали?

— Повторим алгоритм правописания НЕ с прилагательными.

  • Работать мне было…, потому что …
  • Труднее всего было …
  1. Домашнее задание (на выбор).

Упражнение 357 (стр.26 учебника).

Упражнение 360 (стр.27 учебника).

Написать объявление «Пропала собака» с использованием слов с НЕ (существительных, глаголов, прилагательных).

  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.Русский язык: учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Г.В. Цветкова, О.В.Чермашенцева: Русский язык. 6 класс. Технологические карты. По учебнику Баранова М.Т. и др. I полугодие. ФГОС. Изд-во «Учитель», 2015.
  4. Капинос В.И. Сборник заданий для тематического контроля. Русский язык. 6 класс. М.: Интеллект-Центр, 2009.

Источник

План урока 6 класс правописание не с прилагательными

Автор: Александра Валентиновна Уханова

Организация: МБДОУ СОШ №83 имени кавалера ордена Мужества Е.Е.Табакова

Населенный пункт: г. Ногинск-9

Цель урока :

закрепление умений и навыков правописания НЕ с именами прилагательными.

Задачи урока:
Образовательные: познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с качественными именами прилагательными; закрепить знания учащихся о правописании НЕ с существительными и глаголами; формировать умение применять правило на письме.
Развивающие: развивать интерес к предмету; развивать навык безошибочного письма, правильного выделения орфограмм; развивать речь, умение сравнивать и обобщать изучаемые факты; развивать словесно-логическое мышление; развивать умение работать с дополнительными источниками информации.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, любви к русской природе; формировать правильное отношение к слову.
Планируемые результаты:
Предметные: Знать: основные понятия морфологии; правила написания НЕ с качественными прилагательными.
Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи; составлять словосочетания; выполнять синтаксический разбор предложения; определять разряд прилагательных; применять правило написания НЕ с прилагательными на письме; обозначать условия выбора написания; подбирать синонимы к словам; ставить знаки препинания при письме.
Личностные: Уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).
Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, электронная презентация с необходимыми изображениями, учебник, карточки с разноуровневыми заданиями, сигнальные карточки.

Структура урока

I. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

II. Повторение пройденного материала. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

III. Определение темы и цели урока учащимися. Мотивация учебной деятельности учащихся.

IV. Первичное закрепление (типовое, конструктивное задания).

V .Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации(проблемное задание).

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Ход урока.

I. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

-Здравствуйте! Присаживайтесь на своих местах удобнее, успокойтесь, прислушайтесь к тишине.

В прошлом году Россия первый раз в своей истории стала страной-хозяйкой мирового чемпионата по футболу. Я предлагаю вам, ребята, потренироваться и впервые в вашей школе провести мини-чемпионат. Первый раз мундиаль состоится на территории школы №83. Проведение мероприятия запланировано на 18 января 2019 года, на уроке русского языка, в кабинете №27. Кроме того, на чемпионате впервые будет использована система разноуровневых заданий и штрафных карточек.

По результатам жеребьёвки класс был разделён на 2 команды «Волонтеры» и «Футболисты».

С вами сегодня я, ваш тренер, Уханова Александра Валентиновна.

II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Как и полагается, перед игрой нам нужно размяться.

Перед вами текст. Прочитайте внимательно на экране текст.

Летом 2018 года в России произошло небывалое событие. Чемпионат мира по футболу.

Футбол – нелегкая игра. Чтобы это непростое мероприятие прошло хорошо, требуется большая подготовка и непосильный труд.

Немалую помощь в организации оказывают волонтёры. Волонтеры – необычные люди. Работа у них не легкая, а очень трудная. Они неленивые и негрубые. Друг другу они не соперники, а приятели. Волонтер должен легко справляться с несправедливостью, невежливостью, неправдой и даже непогодой. Быть волонтером – непростая работа!

Задание: Найдите в тексте ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, которые пишутся с НЕ слитно, и которые пишутся с НЕ раздельно.

Объясните написание НЕ с этими словами….

Исходя из этого, мы можем сделать вывод…Когда НЕ с существительными пишется слитно, а когда раздельно. (ответы детей)

Ответьте на мой вопрос: какие слова в данном тексте ещё употребляются с НЕ? Какой частью речи являются эти слова?

III. Определение темы и цели урока учащимися. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Вы догадались , о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке? (О правописании НЕ с именами прилагательными) Как вы думаете, какова цель нашего урока? (закрепить умения и навыки правописания НЕ с именами прилагательными.)

  • Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?

Прошу вас, используя опорные слова, сформулировать данные задачи.

  • 1) Повторить… .
  • 2) Познакомиться с … .
  • 3) Научиться … .

Действительно, тема нашего урока сегодня это: «Правописание НЕ с прилагательными». Так как прилагательные тесно связаны с существительными, они всё повторяют за ними, нам сегодня будет очень легко работать над темой.

Наша разминка окончена!

Вы молодцы! Команды заработали баллы в виде футбольных мячей. Победит сегодня та команда, у которой будет больше таких мячей.

IV. Первичное закрепление (типовое )

Отправляемся на игровое поле.

Ребята, открываем учебники на странице 25. Ещё раз внимательно читаем правило.

А теперь давайте разберём упражнение 356 у доски. (Ученики работают по очереди или сразу с двух команд)

Упражнение 356 .( работа на 7-10 минут. Сравнения ответов с помощью сигнальной карточки: зелёный цвет-слитно; красный-раздельно).

(Не)ожиданное известие(слитно, без НЕ не употребляется); далеко (не)удачный ответ(раздельно, идет в сочетании слово-далеко не); (не)обрывистый, а пологий берег(раздельно, идет противопоставление союзом А); (не)строгий человек(слитно, можно подобрать синоним без НЕ); (не)мягкий, а твёрдый(раздельно, идет противопоставление союзом А);совсем (не)удобная дорога(слитно, можно подобрать синоним без НЕ); (не)глубокий овраг(слитно, можно подобрать синоним без НЕ); (не)чаянная встреча(слитно, без НЕ не употребляется); (не)брежный почерк(слитно, без НЕ не употребляется).

Если ученик выполнил задание неправильно, команда соперник показывает красную карточку, если верно, то зелёную.

Хорошо. По результатам первого тайма у команд по 2 мяча.

РАЗМИНКА 1

Молодцы. Первый тайм подходит к концу. Нам необходимо отдохнуть перед вторым таймом. Набраться сил. Предлагаю вам поиграть. Я буду называть вам слова. Если НЕ со словом пишется слитно (т.е. является чем. приствакой), вы хлопаете в ладоши, а если НЕ пишется со словом раздельно (т.е. является чем. частицей), то вы топаете. Готовы?

    1. Не весёлый, а грустный, Невзрачный на вид; неизвестный художник; далеко не большое расстояние; небрежный почерк; не красна изба углами, а красна пирогами, неглубокая речонка, не готов, не фарфоровая чашка, неуклюжий малыш, непобедимый народ, далеко не безразличное отношение.

Отдохнём одну минутку, Как уютно в нашем классе,

  • зоркость глаз. Нет печали, нет тревог.

Мы почувствуем всем телом, Продолжаем мы трудиться.

  • тепло согрело нас. Продолжается ..НАШ ЧЕМПИОНАТ(урок.)

Вы получаете ещё по одному мячу.

Молодцы, как ваш тренер, я могу с уверенностью сказать, что вы готовы начать 2 тайм!

V. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

( проблемные задания) Повторение материала.

И так, второй тайм! Чтобы заработать баллы командам необходимо выполнить задание на карточках.

Ребята, перед вами карточки с заданиями. По результатам теста вы заранее были разделены на группы. Выполните задание в соответствии с вашим уровнем.

Разноуровневые задания (Выполняют на карточках )

Выполните тест.

1. Не с полными и краткими прилагательными пишется слитно:

  1. если слово не употребляется без не-;
  2. если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не-;
  3. если в предложении есть противопоставление с союзом а.

2.Слово пишется слитно с не- в предложении:

  1. Его (не)опрятный вид всегда отпугивал.
  2. В (не)настную погоду хорошо сидеть в тепле.
  3. День выдался отнюдь (не)жаркий.

3.Слово с не- можно заменить синонимом в предложении:

  1. Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме.
  2. Прохожий был одет в (не)взрачный костюм.
  3. Вид у этого человека был (не)ряшливый.

4.Слово с не- пишется слитно в предложении:

  1. Фильм был (не)интересный, а поучительный.
  2. Эта задача далеко (не)простая.
  3. От жажды они выпили (не)свежую воду.

5.Слово с не- пишется раздельно:

  1. Посетитель был вовсе (не)скучен.
  2. Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку.
  3. Её (не)годующий взгляд остановил нас.

6.Допущена ошибка в написании не- в предложении:

  1. Не широкая речонка поблескивала на горизонте.
  2. Океан был совсем не спокойным.
  3. В лесу мы увидели не глубокое, но очень широкое озеро.

Карточка — информатор

Задание: раскрыть скобки

(Не)красивый;(не)умный; (не)уклюжий; ничуть (не)интересный маршрут; (не)мягкий, а жесткий диван; река (не)широка.

Карточка — информатор

Некрасивый, неумный, неуклюжий, ничуть не интересный маршрут, не мягкий, а жесткий диван, река неширока.

Задание : отметьте случаи слитного написания

Источник

Читайте также:  Прилагательные для описания девочки