Меню

План урока повторение имени прилагательного 4 класс



Урок русского языка по теме «Имя прилагательное. Повторение». 4-й класс

Класс: 4

Ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как увлечь его, заинтересовать? С помощью каких средств и методов сделать обучение занимательным? Яркость, живость, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребенка, активность его ума – вот к чему надо стремиться.

Урок русского языка в 4 классе по теме «Имя прилагательное. Повторение» разработан с использованием игровых, занимательных форм обучения, что позволяет сделать урок разнообразным и доступным для усвоения данного материала.

Данный урок проводится с целью вспомнить, повторить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени прилагательном, как о части речи, определить роль имён прилагательных в речи, подчеркнуть связь имени прилагательного и имени существительного, повторить синтаксический разбор предложения, развивать образность речи детей, расширять их кругозор, воспитывать чувство группы.

Урок состоит из 5 этапов: организационный момент, постановка цели и задач урока, повторение изученного материала, итог урока, домашнее задание, которые составляют единое целое и направлены на достижение цели и задач урока.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке используются разнообразные формы и методы работы, которые позволяют развивать ключевые компетентности обучающихся: познавательные, языковые, научные, социальные, коммуникативные и другие, которые помогают ребёнку ориентироваться в социуме, быть полноправным, полноценным гражданином нашего общества.

Занимательный материал, использованный на уроке, удерживает внимание детей к материалу, активизирует мышление, формирует интерес к умственному труду, способствует повышению мотивации обучающихся к изучению предмета, развитию у школьников речи, памяти, слуховой грамотности, воспитывает интерес к русскому языку, развивает умение грамотно выражать свои мысли, помогает вырабатывать качества личности: усидчивость, терпение, взаимоуважение.

Работая в группах, учащиеся быстрее и прочнее усваивают учебный материал, чувствуют себя на уроке более комфортно. Нестандартные задания позволяют выявить уровень знаний учеников, определить недостатки и пробелы, ликвидировать их.

Цель: закрепить знания обучающихся об имени прилагательном.

Задачи:

  • Образовательные:
    • повторить морфологические признаки имени прилагательного;
    • закрепить умения отличать имена прилагательное от других частей речи;
    • закрепить умения правильно употреблять прилагательные в речи и на письме;
    • продолжать формировать у учащихся умения работать с текстом;
    • продолжать формировать у учащихся умения организовывать себя и работать в заданном темпе;
    • формировать творческую активность учащихся.
  • Воспитательные:
    • воспитывать у учащихся умение общаться друг с другом, слушать товарища;
    • прививать аккуратность при работе в тетради и у доски.
  • Развивающие:
    • развивать и обогащать речь учащихся;
    • развивать логическое мышление;
    • развивать познавательный интерес к чтению;
    • способствовать развитию эмоциональной сферы.

Оборудование: портрет Э.Н. Успенского, книги Э.Н. Успенского (выставка), фрагмент рисунка по рассказу Э.Н. Успенского «Дядя Федор, Пес и Кот», шапочки героев рассказа, тетради учеников, музыка «Кабы не было зимы»

I. Организационный момент

II. Постановка цели и задач урока

(На доске тема урока «Имя прилагательное. Повторение»)

– Прочитайте тему урока и скажите, как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Повторим то, что знаем об имени прилагательном).
– Да, действительно, сегодня на уроке мы повторим то, что знаем об имени прилагательном. И закрепим умение правильно их писать и употреблять в своей речи. Задача эта не из легких, но нам с вами помогут замечательный детский писатель – Эдуард Николаевич Успенский и забавные герои его книги «Дядя Федор, Пес и Кот».

(На доске портрет Э.Н. Успенского, выставка его книг).

Беседа

– Ребята, какие книги Э.Н. Успенского, кроме названной, вы знаете? (Учащиеся вспоминают)

III. Повторение изученного материала

– Так как тема нашего урока «Имя прилагательное. Повторение», давайте с вами вспомним:
– Что такое имя прилагательное? (Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?)
– Как изменяется имя прилагательное? (По родам, падежам, числам)
– Чем является имя прилагательное в предложении? (В предложении имя прилагательное является определением)

1. Словарная работа (проводится в виде игры «Угадай слово»)
(Заранее четырем учащимся на дом были предложены слова: каникулы, телеграмма, велосипед, погода. Детям нужно было к ним подобрать прилагательные)

Задание: сейчас вам будут зачитаны прилагательные, а вам предстоит по описанию узнать, о чем идет речь (проводят сами учащиеся)

Читайте также:  Правила правописания суффиксов у прилагательных существительных глаголов

1-й ученик – весёлый, длинный, зимние, короткие, летние, осенние, весенние, сказочные… (каникулы)
2-й ученик – срочная, заказная, художественная, поздравительная, простая… (телеграмма)
3-й ученик – взрослый, детский, двухколесный, трехколесный, подростковый, горный, маленький… (велосипед)
4-й ученик – хмурая, ясная, пасмурная, зимняя, дождливая, солнечная, ненастная… (погода)

– Записываем данные слова (работаем в тетради и у доски), подчеркиваем и объясняем все орфограммы.

2. Синтаксический разбор предложения

– Предложение для синтаксического разбора давайте составим сами, исходя из ответов на мои вопросы.
– О каком писателе мы сегодня говорим? (Об Э.Н. Успенском)
– Что он пишет? (Рассказы, книги…)
– Какие рассказы он пишет? (Веселые…)
– А для кого он пишет? (Для детей)
– Какое предложение у вас получилось?

Эдуард Успенский пишет веселые рассказы для детей.

– Запишем это предложение в тетради и на доске, произведем синтаксический разбор данного предложения. Найдем и объясним в словах все известные нам орфограммы.

3. Комплименты

– Ребята, скажите, вам приятно слышать, когда вас хвалят?
– А сами вы умеете говорить добрые, приветливые слова?
– Вот сейчас и попробуем это сделать. Перед вами герои сказки – дядя Федор, Кот, Пес. (трое учащихся выходят к доске в шапочках героев)
Ваша задача: из предлагаемых мною прилагательных для каждого героя составить и сказать комплимент. Но сказать такой комплимент, чтобы он был не только приятным, но и правдивым.

На доске прилагательные:

добрый
внимательный
умный
трудолюбивый
лохматый
ученый
самостоятельный
красивый
морской
серьезный
полосатый
хозяйственный
породистый
заботливый
воспитанный

– Какие прилагательные вы не взяли для комплимента? – Почему? (Ребята объясняют)

4. Работа со словосочетаниями

– Ребята, перед вами два предложения (на доске):

Счастливый Митя запел весёлую тракторную песню, и поехал в город на полной картофельной скорости.
Радостный Матроскин угостил Печкина парным молоко.

– Красная карточка – задание на «5».
– Синяя карточка – задание на «4».
– Вам предоставляется возможность выбрать для себя карточку по своим силам. Выписать из выбранного вами предложения словосочетания прилагательное + существительное. У прилагательных определить род, число, падеж.

5. Работа с текстом (в парах)

– А теперь, ребята, обратите внимание на конверты, которые лежат у вас на партах. Давайте их распечатаем и посмотрим, что в них? (Письмо)
– Кому адресовано письмо? (Маме и папе дяди Федора)
– Кто написал письмо? (Дядя Федор)
– Давайте прочитаем письмо (читают вслух)

Мои мама и папа!
Я живу хорошо. У меня есть свой дом. Он … .
А ещё у нас . печка есть. Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, . мои папа и мама, у меня была . жизнь, полная лишений и выгоняний.
А на днях я линять начал. . шерсть с меня сыплется – хоть в дом не заходи. Зато . шерсть растёт – . . Просто каракуль.
. папа и мама, вы меня теперь не узнаете, хвост у меня крючком, уши торчком, нос . И лохматость повысилась.
До свидания. Ваш сын – дядя Шарик.

– Чего не хватает в тексте? (Прилагательных)
– Давайте впишем в это письмо имена прилагательные (работа в парах)
Слова для справок: (на доске)

тёплая
хороший
сложная
дорогие
новая
старая
дорогие
чистая шелковистая
холодный

– Прочитаем, что у вас получилось.

Сделаем вывод.

– Какой текст не только понятнее, но и интереснее?
– Для чего нужны прилагательные в речи?
– Что произошло бы, если бы вдруг прилагательные исчезли?

IV. Итог урока

– Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали на уроке. Я надеюсь, что эта встреча с героями книг Э. Успенского не была для вас последней. Вы снова и снова будете возвращаться к его книгам. Потому что они учат любить людей, радоваться всему, что вас окружает. Потому что вас всегда ждет умный и добрый собеседник – писатель Э.Н. Успенский.

Читайте также:  Произвести морфологический разбор имени прилагательного в широком бассейне

V. Домашнее задание

Задание творческого характера. Придумать рекламу книгам Эдуарда Успенского.

– Вы представляете, что такое реклама? По телевизору ее передают ежедневно, поэтому, я думаю, вам не составит большого труда придумать рекламу книгам Эдуарда Успенского. Тем более, что книги Э.Н. Успенского стоит читать: они замечательные, добрые, остроумные.

Источник

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 50. Обобщение знаний об именах прилагательных.

  • упражняться в морфологическом разборе имён прилагательных.
  • повторить все об имени прилагательном;
  • пройти тестовые задания.
  • как делать морфологический разбор имен прилагательных;
  • осуществлять морфологический разбор имен прилагательных;
  • повторить знания об имени прилагательном.

Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные красивый, и краткие красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной. Изменяются по родам, числам и падежам.

Начальная форма имени прилагательного – имеет форму единственного числа, мужского рода, именительного падежа.

Морфологический разбор имени прилагательного – разбор части речи с указанием начальной формы, постоянных морфологических признаков (полное или краткое), непостоянных морфологических признаков (род, число, падеж) и роли в предложении (определение, сказуемое или другое).

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На этом уроке Вы актуализируете свои знания об имени прилагательном и будете упражняться в морфологическом разборе.

Рассмотрите план разбора имени прилагательного как части речи.

I. Начальная форма (м.р., ед.ч., И.п.)

II. Постоянные морфологические признаки (полное или краткое).

III. Непостоянные морфологические признаки.

IV. Синтаксическая роль. (Каким членом предложения является.)

Эта история произошла в новогодний 3 вечер.

В новогодний (вечер) – имя прилагательное.

I. Н.ф. – новогодний.

III. Непостоянные морфологические признаки.

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

  1. Прочитайте текст. Сделайте морфологический разбор выделенных имён прилагательных.

От осенних 3 дождей разлилась вода в запруде. По вечерам прилетали дикие 3 утки. Мельникова дочка Анютка любила слушать, как они плещутся и возятся в темноте. Мельник часто уходил на охоту по вечерам. Анютке было очень скучно сидеть одной в избе. Она выходила на плотину, звала: «Уть-уть, уть!» — и бросала хлебные 3 крошки в воду.

Проверьте себя по эталону:

От осенних (дождей) – имя прилагательное.

III. Непостоянные морфологические признаки.

Дикие (утки) – имя прилагательное.

III. Непостоянные морфологические признаки.

Хлебные (крошки) – имя прилагательное.

III. Непостоянные морфологические признаки.

  1. Определите число, падеж и, где возможно, род имён прилагательных. Не забывайте, что род, число и падеж имени прилагательного зависит от рода, числа и падежа имени существительного, от которого оно зависит.

От полезного чая (______________), в домашней работе (______________), по широкой улице (______________), в среднем роде (______________), теплолюбивого растения (______________), о сильных животных (______________), в трудной задаче (______________), глубоким озером (______________), на волнистого попугайчика (______________), в болотистой местности (______________), у красивых портретов (______________), по широкому полю (______________), серебряными ложками (______________), по полевым цветам (______________), на густой траве (______________), на известного блогера (______________).

Проверьте себя по эталону:

От полезного чая (ед.ч., м.р., Р.п.), в домашней работе (ед.ч., ж.р., П.п.), по широкой улице (ед.ч., ж.р., Д.п.), в среднем роде (ед.ч., м.р., П.п.), теплолюбивого растения (ед.ч., ср.р., Р.п.), о сильных животных (мн.ч., П.п.), в трудной задаче (ед.ч., ж.р., П.п.), глубоким озером (ед.ч., ср.р., Т.п.), на волнистого попугайчика (ед.ч., м.р., В.п.), в болотистой местности (ед.ч., ж.р., П.п.), у красивых портретов (мн.ч., Р.п.), по широкому полю (ед.ч., ср.р., Д.п.), серебряными ложками (мн.ч., Т.п.), по полевым цветам (мн.ч., Д.п.), на густой траве (ед.ч., ж.р., П.п.), на известного блогера (ед.ч., м.р., В.п.).

  1. Найдите и отметьте ☑ верные морфологические разборы имён прилагательных.
Читайте также:  Степени сравнения прилагательных в английском языке loud

⬜А) к высокому (дереву) – прил., высокий, полное, ед.ч., ср.р., Д.п., опред.;

⬜Б) в пришкольных (лагерях) – прил., пришкольный, полное, мн.ч., м.р., П.п., опред.;

⬜В) В школьной (столовой) – прил., школьный, полное, ед.ч., ж.р., П.п., опред.;

⬜Г) на домашнее (животное) – прил., домашний, полное, ед.ч., ср.р., И.п., опред.;

⬜Д) над широкой (дорогой) – прил., широкий, полное, ед.ч., ж.р., Т.п., опред.;

⬜Е) в дательном (падеже) – прил., дательный, полное, ед.ч., м.р., П.п., опред.

Проверьте себя по эталону:

☑А) к высокому (дереву) – прил., высокий, полное, ед.ч., ср.р., Д.п., опред.;

⬜Б) в пришкольных (лагерях) – прил., пришкольный, полное, мн.ч., м.р., П.п., опред.;

☑В) В школьной (столовой) – прил., школьный, полное, ед.ч., ж.р., П.п., опред.;

⬜Г) на домашнее (животное) – прил., домашний, полное, ед.ч., ср.р., И.п., опред.;

☑Д) над широкой (дорогой) – прил., широкий, полное, ед.ч., ж.р., Т.п., опред.;

☑Е) в дательном (падеже) – прил., дательный, полное, ед.ч., м.р., П.п., опред.

Примеры и разбор заданий контрольного модуля

1. Начальная форма имени прилагательного…

А) это прилагательное в форме ед.ч., м.р. И.п.;

Б) зависит от начальной формы имени существительного;

В) это прилагательное того же рода в форме ед.ч., И.п.;

2. Отметьте строку, в которой безударные падежные окончания имён прилагательных написаны без ошибок.

А) честного человека, в интересном рассказе, чудесному герою;

Б) об архитектурном шедевре, коротково сообщения, к интересной игре;

В) родительнова падежа, длиннай удочкой, дружной работой.

3. Без добрых дел человек не будет иметь доброго 3 имени. Отметьте правильный морфологический разбор отмеченного слова.

А) Добрых (дел) – прил., добрый, полное, мн.ч., Р.п., определение;

Б) Доброго (имени) – прил., добрый, полное, ед.ч., ср.р., Р.п., сказуемое;

В) Доброго (имени) – прил., добрый, полное, ед.ч., ср.р., Р.п., определение;

4. Найдите верное высказывание.

А) Имя прилагательное изменяется по родам, числам, в единственном числе по падежам.

Б) Имя прилагательное изменяется по родам, числам.

В) Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.

Проверьте себя по эталону:

Четыре правильных ответа – «Отличный результат!»

Три правильных ответа – «Хороший результат!»

Один-два правильных ответа – «Потренируйся ещё!»

  1. Отгадайте загадки. Какие имена прилагательные помогли это сделать? Какая отгадка лишняя? Подчеркните её.

Он и жёлтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

Заполняет откосы, просёлки,

Он высокий. Узнал – отвечай, –

Он кипрейный цветок …

Он жёлтый, лечебный.

Зверь может любой

Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной.

Проверьте себя по эталону:

Он и жёлтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

Заполняет откосы, просёлки,

Он высокий. Узнал – отвечай, –

Он кипрейный цветок Иван-чай.

Он жёлтый, лечебный.

Зверь может любой

Хоть зовут зверобой.

Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной.

  1. Вставьте недостающие слова в определение.

Имя прилагательное _____ речи, отвечает на вопросы ____? каков? какая? _____? какое? _____? какие? ______? В начальной форме обозначает ________ предмета. Бывают по форме ____________ – красивый, и краткие – красив. Имена прилагательные делают нашу ____________ более выразительной, яркой и точной. Изменяются по ________, числам и _____________.

Проверьте себя по эталону:

Имя прилагательное часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные – красивый, и краткие – красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной. Изменяются по родам, числам и падежам.

Источник