Меню

Почему глаголы бежать и хотеть называются разноспрягаемыми



Разноспрягаемые глаголы

Спряжение – это постоянный грамматический признак глагола, согласно которому он изменяется по числам, временам и родам. Изменения касаются только настоящего и будущего времени, поскольку в них есть категория лица. В прошедшем времени окончания слов будет одинаковым. Именно окончание служит определением того или иного спряжения.

Однако в русском языке существуют глаголы, которые могут изменяться одновременно по I-ому и II-ому типу спряжения. То есть в разных позициях у них могут быть окончания обоих спряжений. Их называют разноспрягаемыми глаголами. Рассмотрим все эти исключения на наглядных примерах.

Единствен. число Множествен. число
1 лицо Я хочу, бегу, чту Мы хотим, бежим, чтим
2 лицо Ты хочешь, бежишь, чтишь Вы хотите, бежите, чтите
3 лицо Он хочет, бежит, чтит Они хотят, бегут, чтят/чтут

Как видно из таблицы, в настоящем времени глагол «хотеть» имеет разные окончания: в единствен. числе – I-го спряжения, а во множествен. числе – II-го спряжения.

Глагол «бежать» изменяется по правилам II-го спряжения, как в единствен., так и во множествен. числе, но в то же время в третьем лице имеет окончание, характерное для I-го спряжения. Аналогичная ситуация со словом «чтить»: в третьем лице у него возможны одновременно оба вида окончаний.

Если к этим глаголам присоединить приставку или постфикс, то спряжение не изменится, а значит слова по-прежнему будут разноспрягаемыми. Полный список разноспрягаемых глаголов с однокоренными словами выглядит следующим образом:

  • бежать, вбежать, выбежать, добежать, избежать, забежать, убежать, прибежать, перебежать, побежать, обежать, пробежать, пробежаться, отбежать, сбежать, сбежаться;
  • хотеть, хотеться, захотеть, захотеться, перехотеть, перехотеться, расхотеть, расхотеться;.
  • чтить.

Еще одно слово, которое представляет собой исключение из правил – «брезжить». Здесь особенность в том, что при его трансформации в причастие, используется суффикс «-ущ» — брезжущий. А должен бы использоваться суффикс «-ащ», поскольку этот глагол относится ко второму спряжению.

Существует пара глаголов, у которых окончания также меняются особенным образом, из-за чего их часто путают с разноспрягаемыми. Это слова дать и есть (в смысле – употреблять пищу). Рассмотрим их подробнее:

Эти слова называются особоспрягаемые. В единствен. числе у этих глаголов уникальные окончания, каких нет ни у разноспрягаемых, ни у глаголов I-го или II-го спряжения. Но во множествен. числе их окончания традиционные. Список однокоренных особоспрягаемых глаголов перечислен ниже:

  • есть, поесть, съесть, доесть, заесть, переесть, недоесть;
  • дать, додать, недодать, сдать, поддать, создать, воссоздать, передать, продать, выдать, издать, отдать.

Как видно, группа разноспрягаемых и особоспрягаемых глаголов малочисленна, поэтому, чтобы избежать ошибок в написании слов, нужно просто выучить эти исключения.

Источник

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Какие глаголы называются разноспрягаемыми.

2. Особенности спряжения глаголов.

3. Употребление глагола в речи.

4. Личные окончания глагола.

5. Правописание глаголов.

Глагол – часть речи, обозначающая действие или состояние и изменяющаяся по временам, лицам, числам.

Спряжение – изменение глаголов по временам, числам, лицам и родам.

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Глагол может изменяться по лицам и числам, а также по временам. В единственном числе глагол первого лица: я рисую; второго лица: ты рисуешь; третьего лица: он (она) рисует.

Во множественном числе: мы рисуем, вы рисуете, они рисуют.

Изменение глагола по лицам и числам называется спряжением.

По своим личным окончаниям глаголы делятся на два спряжения: первое и второе.

Читайте также:  К какому спряжению относится глагол есть быть

К первому спряжению относятся глаголы с окончаниями -у(-ю), -ешь(-ёшь), -ет(-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ут(-ют). Глаголы с окончаниями -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят) называются глаголами второго спряжения. Таким образом, можно определить спряжение глагола по личному окончанию, но в том случае, если окончание это ударное.

Если у глагола безударное личное окончание, то нужно: сначала поставить глагол в неопределённую форму (работаете – работать; делают – делать); после этого определить, какая гласная стоит перед -ть.

При определении спряжения глагола неопределённую форму надо брать от того же вида, что и личная форма: решаешь – решать (несовершенный вид), решим – решить (совершенный вид), выполняешь – выполнять (несовершенный вид), выполним – выполнить (совершенный вид).

Ко второму спряжению относятся все глаголы на -ить, кроме брить, стелить; четыре глагола на -ать: дышать, держать, слышать, гнать; семь глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть, видеть, смотреть, зависеть.

Глаголами первого спряжения являются все остальные.

В старославянском языке, такого понятия, как «спряжение» не было.

Несколько глаголов так и не нашли своё место в новой системе и стали спрягаться как по первому, так и по второму типу.

Это слова: бежать, хотеть, есть, дать, чтить, а также образованные от них формы. Проспрягаем их и посмотрим на личные окончания.

Источник

Спряжение глаголов

Число и лицо глагола

Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по числам и лицам:

Число Лицо Настоящее время Будущее простое время
Ед. 1-ое (я) вру смотрю навру досмотрю
2-ое (ты) врёшь смотришь наврёшь досмотришь
3-е
(он, она, оно)
врёт смотрит наврёт досмотрит
Множ. 1-ое (мы) врём смотрим наврём досмотрим
2-ое (вы) врёте смотрите наврёте досмотрите
3-е (они) врут смотрят наврут досмотрят

Форма 1-ого лица единственного числа показывает, что действие совершает сам говорящий, множественное число показывает, что действие совершается несколькими лицами, включая говорящего.

Форма 2-ого лица единственного числа показывает, что действие совершает собеседник говорящего, множественное число показывает, что действие совершается несколькими лицами, включая собеседника. В некоторых случаях при вежливом обращении форма множественного числа обращена только на одного собеседника.

Глаголы во 2-ом лице единственного числа настоящего и будущего времени имеют окончания -ешь (-ёшь) или -ишь. На конце этих окончаний обязательно пишется мягкий знак (ь), например:

игра еш ь – игра еш ь ся,

готов иш ь – готов иш ь ся.

Форма 3-его лица единственного числа показывает, что действие относится к лицу или предмету, о котором говорят, множественное число показывает, что действие относится ко множеству лиц или предметов.

Первое и второе спряжение

Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам. Спрягаться могут только глаголы изъявительного наклонения в настоящем и будущем времени. В русском языке есть два спряжения: первое и второе. Спряжения между собой различаются по окончаниям.

Число Лицо Окончания
1 спряжение 2 спряжение
Единственное 1-ое (я) -у (-ю) -у (-ю)
2-ое (ты) -ешь (-ёшь) -ишь
3-е (он, она, оно) -ет (-ёт) -ит
Множественное 1-ое (мы) -ем (-ём) -им
2-ое (вы) -ете (-ёте) -ите
3-е (они) -ут (-ют) -ат (-ят)

Окончания, указывающие на число и лицо глаголов, называются личными.

У глаголов в форме будущего сложного времени по числам и лицам изменяется глагол буду, а неопределённая форма при нём остаётся без изменений.

В некоторых глаголах при изменении по лицам происходит чередование звуков, например:

У возвратных глаголов к личному окончанию прибавляется частица -ся или -сь, например:

Обратите внимание, что в личных окончаниях глаголов после шипящих под ударением слышится звук о, а пишется буква е (ё), например:

Разноспрягаемые глаголы

Разноспрягаемые глаголы — это глаголы, которые имеют окончания разных спряжений. В русском языке всего 4 разноспрягаемых глагола: есть, дать, хотеть, бежать.

Глаголы хотеть и бежать являются разноспрягаемыми. Они спрягаются частью по первому, частью по второму спряжению:

Лицо Единственное число Множественное число
1-ое я хочу я бегу мы хотим мы бежим
2-ое ты хочешь ты бежишь вы хотите вы бежите
3-е он хочет он бежит они хотят они бегут

По особому типу будут спрягаться глаголы есть и дать и образованные от них приставочные глаголы: поесть, съесть, подать, создать и так далее.

Источник

Урок русского языка. Разноспрягаемые глаголы бежать и хотеть.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Скачать:

Вложение Размер
urok_russkogo_yazyka._raznospryagaemye_glagoly_bezhat_i_hotet.docx 18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку 4 класс

Тема: Разноспрягаемые глаголы бежать и хотеть.

– определить особенности спряжения глаголов

глаголов в речи;

— учиться правильно писать безударные личные окончания

— формирование способности определять, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности и поиска средств ее осуществления;

— освоение способов решения проблем поискового характера;

— формирование умения контролировать и оценивать учебную деятельность в соответствии с поставленной задачей;

— развитие навыка сотрудничества с одноклассниками и учителем;

— формирование потребности грамотного употребления слов;

— формирование индивидуальных учебно — познавательных мотивов.

— По какой большой теме мы работаем на уроках русского языка? (глагол)

— Что такое глагол?

— Как изменяется? (по лицам и числам)

— Что еще можно о нем сказать? (бывает 1 и 2 спряжения)

— Какие глаголы относятся к 2 спряжению? К 1 спряжению?

— Чем отличаются глаголы при спряжении? (окончаниями)

— Рассмотрите элементы чистописания и скажите, как они связаны с темой?

(ешь — ишь, ет — ит, ем — им, ете — ите)

— Запишите такой элемент, в котором зашифрованы окончания глаголов — 2 лица, ед. числа,

— 3 лица, ед. числа,

— 1 лица, мн. числа,

— 2 лица, мн. числа.

— Подведите итог этому этапу урока. (Повторили личные окончания глаголов)

  1. Закрепление умения определять спряжение глагола и выбора безударного окончания.

На доске пословица: Люб… кататься, люби и саночки возить.

— Что означает? (Хочешь добиться чего — нибудь — трудись. )

— Назовите глаголы начальной формы. (кататься, возить)

— Найдите глаголы с личным окончанием. (любишь)

— Охарактеризуйте его. (2л. , ед. ч. , наст. вр. )

— Почему окончание вызывает затруднение? ( оно безударное)

— Как правильно выбрать букву гласного? (определить спряжение по н. ф. или по форме 3 лица, мн. ч. )

3л. , мн. ч. — ут — ют — 1спр. — е

— ат — ят – 2спр. — и

— Проверим по обеим схемам. Сомнений нет — 2 спряжение — ишь.

— Устно проспрягаем этот глагол, четко проговаривая окончания.

Запишите пословицу и пусть она станет девизом вашей работы.

— Встаньте те ребята, кто выполнил работу без затруднений

  1. Постановка цели через решение проблемной ситуации.

На доске пословица: Незнайка лежит, а знайка далеко вперед бежит.

— Это пословица о литературных героях Н. Носова? (Человек, стремящийся к знаниям, достигает гораздо больших результатов).

— Найдите глаголы. (лежит, бежит)

— Что можете о них сказать? Есть ли сомнения в их написании? (окончания ударные, 2 спр. )

— Договоритесь с соседом, кто какой глагол проспрягает, запишите, выделите окончания.

Проверка. Раз глаголы одного спряжения, значит, и окончания в каждой форме должны совпадать.

Сравните свои работы.

Встаньте те пары, у которых все окончания совпали. (лежат — бежат — можно ли так сказать?)

У остальных что получилось? (3л. , мн. ч. лежат — бегут)

— Какой глагол не вызвал сомнений? (лежат, все окончания ударные, соответствуют 2 спр.)

— Что скажете про глагол бежать?( глагол бежать не соответствует 2 спряжению. )

— Какой вопрос возникает у вас? (Какого он спряжения?)

— Какую поставили цель?( Узнать, к какому спряжению относится глагол бежать)

В детском саду маленькая Света спросила:

— Девочки, вы хочете со мной играть?

— Надо говорить не хочете, а хотите, — поправила ее воспитательница.

— А ты, мальчик, хотишь со мной играть? — исправилась Света.

— Какие речевые ошибки допустила девочка?

Малыши часто допускают ошибки при выборе формы глагола. Разберемся с глаголом хотеть на примере следующей пословицы: Хоч… есть пироги, не сиди на печи.

— Какой глагол нас интересует? Почему?(хочешь — безударное окончание)

— Дайте характеристику. (2л. , ед. ч. , наст. вр. )

— Как выбрать букву гласного? (обращаясь к первой схеме, н. ф. — — хотеть — е — 1спр.

3л. мн. ч. — хотят — 2спр.

— Какой вопрос возникает по глаголу хотеть?( какого он спряжения?)

Проспрягать глагол хотеть.

— Что будете выяснять? (Какие окончания имеет этот глагол, какого он спряжения, какую букву гласного надо писать в безударных окончаниях).

— Проанализируйте свою работу, сделайте вывод.

(Чаще всего группы справляются с заданием, но не могут объяснить, почему так спрягаются глаголы. И это естественно, т. к. дети не знают правила).

На доске появляются работы четырех групп (правильные и неправильные).

— Сравните с образцом. (открываю образец). Ед. ч. — спрягается по правилам 1 спр. , мн. ч. — 2 спр.

— Есть ли верные варианты? Группы, допустившие ошибки, исправьте их. Как вы думаете, бывают ли открытия без проб и ошибок? Главное, понять, в чем ошибся, исправить ошибку и стараться не допускать ее вновь.

— Запишите пословицу, верно вставив букву в окончание.

— Но мы пока так и не ответили на вопрос, какого спряжения глаголы бежать, хотеть.

— Можно ли сказать, что они 1 спр. ? (нет), 2 спр. ? (нет)

— Может ли глагол поменять спряжение? (нет)

— Тогда что это за глаголы и в какую группу их можно отнести, узнаем, прочитав правило в учебнике.

7. Подведение итогов.

— Как называются эти глаголы? (разноспрягаемые)

— Почему их так назвали?

— Назовите тему сегодняшнего урока. (разноспрягаемые глаголы)

— Какую цель поставили? (узнать, какого спряжения глаголы хотеть, бежать)

— Как ответили на этот вопрос? ( они разноспрягаемые)

Доказать, являются ли родственные глаголы разноспрягаемыми .

Узнать, есть ли другие разноспрягаемые глаголы .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

(УМКА «Перспективная начальная школа»)Цели:- познакомить детей с особенностями спряжения глаголов бежать и хотеть,- обратить внимание на правильность употребления форм этих глаголов.

(УМКА «Перспективная начальная школа»)Цели:- познакомить детей с особенностями спряжения глаголов бежать и хотеть,- обратить внимание на правильность употребления форм этих глаголов.

Цель: знакомство с особенностями правописания глаголов.Задачи:1.Познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;2.Формировать навыки грамотного письма глаголов;3.Развивать орфо.

Разноспрягаемые глаголы бежать и хотеть, ПНШ, закрепление правописания безударных личных окончаний глаголов.

Презентация и урок по русскому языку для 4 класса по программе ПНШ.

Технологическая карта к уроку русского языка.

Технологическая карта урока с применением обучающих структур сингапурской методики.УМК «Перспективная начальная школа».

Источник