Меню

почему вне предложения нельзя определить род существительных выскочка



Уроки русского языка по теме «Род, число, падеж имен существительных», 5-й класс

Класс: 5

Цели:

  1. Ввести понятие общего рода.
  2. Наблюдать с детьми синонимию и антонимию слов.
  3. Познакомить с формами только единственного и только множественного числа.
  4. Ввести понятие собирательных существительных.
  5. Осмыслять падеж как морфологическую и синтаксическую категории.
  6. Развивать речь учащихся.

Ход урока

I урок. Род имён существительных

Актуализация опорных знаний. Введение новых терминов и понятий.

1. Род имён существительных.

  • Вспомните, как определить род существительных?
  • К постоянным или непостоянным признакам он относится?
  • Все ли существительные имеют род?

Давайте вспомним, что мы знаем об этом. Составляем вместе таблицу и беседуем.

На а, я и мягкий согласный

На согласный, редко на а, я

Задание. Определите род существительных и разнесите в соответствующие колонки.

Растение, дорога, договор, зверь, росток, поросль, еда, бюро, время, уровень, область, юнга, кино, чудовище, радость, грязь, ягуар.

Вывод: имена существительные имеют мужской, женский или средний род, а не «изменяются по родам».

2. Движение темы.

Объяснение нового материала через грамматическую задачу.

1. Что объединяет слова неряха, староста, невежда, горемыка, умница, трудяга, врач?

Он или она? Мой или моя? Неясно. Эти слова называются словами общего рода, и «приобретают» они мужской или женский род только в контексте.

Например. Какой ты неряха! (О мальчике). – Какая ты неряха! (О девочке.)

Запишем в четвёртую колонку термин общего рода и слова общего рода: сирота, плакса, зазнайка, обжора, тихоня.

Задание. Составим с существительным общего рода два предложения, чтобы их можно было отнести к женскому или мужскому роду.

I ряд

II ряд

III ряд

2. Всегда ли легко определить род?

Не всегда. К существительным, не зная их рода, нельзя подставить местоимения он, она или мой, моя.

Запомните!

Женский род

Мужской род

Средний род

Тюль, лебедь, шампунь

Подскажут род и согласующиеся с именами существительными слова других частей речи.

Задание. Придумайте словосочетания «прил. + сущ.». Включите воображение, чтобы ярко описать предмет.

Например: на крыше положен новый толь, на окне висел кружевной тюль, купил новый душистый шампунь, пил ароматное какао (записываем в тетрадь).

3. Самостоятельная работа.

Допишите окончания в слова, связанные грамматически с существительными.

  1. Авторитетн… жюри присудил… первое место гимнасткам.
  2. По новому шоссе мчал..сь светло-голуб… такси.
  3. Тёпл… шерстян… кашне согревал… горло.

Какого рода несклоняемые существительные из французского языка? (Среднего, как и пальто, пюре, бюро, депо.)

Два французских слова: какао и кофе – употребляются как слова дух родов: ароматное какао – среднего рода; терпкий кофе – мужского рода. В современном русском языке слово кофе мужского рода, но «допустимо употребление этого слова и в среднем роде: сгущённое кофе с молоком»

3. Закрепление.

Упр. 886. (Подобрать к существительным синонимы с признаком другого рода. Обозначить окончания.)

4. Итог урока.

Задание. Какое существительное общего рода встретилось в следующем стихотворении? К кому оно относится? Как определить род этого существительного в данном тексте?

– Вот я дал ему!
– Кому?
– Забияке тому.
Мне одно только жаль:
От меня он убежал.
– Так чего ж ты лежишь?
Сам за ним не бежишь?
– Нет, ещё полежу,
Вслед ему погляжу.
Пусть вернуться он посмеет –
Убежать всегда успею.
(Василь Витка)

5. Домашнее задание

II урок. Число имён существительных

1. По следам домашнего задания.

Читайте также:  существительное черездефис с плащ

а) Назвать существительные общего рода.
б) Некоторые существительные вы уже назвали отражающие наши недостатки. Наведите на себя критику, используя существительные общего рода (неряха, растрёпа, мазила, соня, грязнуля, проныра, разиня, плутишка, простофиля, невежда).
в) Какая из двух форм правильная?

  • Существительные изменяются по родам?
  • Существительные относятся к одному из трёх родов?
  • Почему первая формулировка в корне неправильная?

Вывод: имена существительные имеют мужской, женский или средний род, а не изменяются по родам.

Учитель. Вы узнали о существительном общего рода. Повторяя существительное, мы всё время будем узнавать что-то новое. И сегодня узнаем. Мы знаем, что существительные имеют два числа…

2. Работа с учебником с.102 (теория). Прочитать о числе имени существительного.

1. Какие формы числа имеют существительные?

Большая часть существительных может быть употреблена как в единственном, так и во множественном числе.

Учитель называет существительное, а дети образуют множественное число. Записываем.

Здание – (здания), договор – (договоры), цифра – (цифры), брат – (братья), телёнок – (телята). Какой вывод вы сделаете о способах образования множественного числа от единственного, проанализировав написанные слова? (Формы числа образуются с помощью различных окончаний).

2. Образуйте устно множественное число от существительных.

Облако – (облака), поле – (поля), токарь – (нет), нефть – (нет).

Оказывается, не от всех существительных можно образовать множественное число.

2. Сейчас мы будем делать открытия.

Открытие 1. Только форму единственного числа (запишем слова и вставим нужную букву).

М…л….ко, см…тана, л…ства, кр…снота, б…нзин, учит…льство, л…бовь, дружба, Кавказ, Урал.

Что могут обозначать существительные, употребляемые только в единственном числе?

  1. вещественные существительные: молоко, бензин, сметана;
  2. отвлечённые существительные: любовь, дружба, красота;
  3. собирательные существительные: учительство, листва;
  4. собственные имена существительные: Кавказ, Урал.

Закрепление. Упр 891.

Открытие 2. Только во множественном числе. Упр. 892 (работа с учебником).

Что обозначают существительные, имеющие форму только множественного числа?

  1. обозначающие парные предметы, например: очки, брюки;
  2. с отвлечённым значением, например: именины;
  3. обозначающие вещество, например: чернила;
  4. собственные существительные, например: Карпаты.

2. Закрепление.

Задание. (Открывается таблица.)

Распределите слова: сахар, каникулы, сани, братва, ребятня, дружба, Волгоград, молодёжь, ворота, листва, чернила в колонки таблицы.

Ед. и мн. число

Только ед. число

Только мн. число

Собирательные существительные

Мастер – мастера
Песня – песни
Облако – облака

Какой вывод можно сделать?

Вывод: некоторые имена существительные имеют форму единственного числа (молоко, ярость) или только множественного числа (каникулы, сумерки, щипцы). Одна форма числа у отвлечённых, вещественных, собирательных в кругу нарицательных существительных, а также у собственных имён (Сибирь – только ед.ч., Альпы – только мн. ч.).

3. Итог урока.

Что вы узнали нового о числе имён существительных?

Назовите, в какой строке имена существительные имеют форму только единственного числа.

  1. Легкомыслие, невоспитанность, упорство.
  2. Задача, проблема, решение.
  3. Соглашение, утверждение, устройство.

Назовите, в какой строке имена существительные имеют форму только множественного числа.

  1. Васильки, колокольчики, ромашки.
  2. Кроссовки, туфли, сандалии.
  3. Джинсы, рейтузы, шорты.

4. Домашнее задание

III урок. Падеж имён существительных.

1. Интрига.

На доске написана рифмованная скороговорка. Прочитайте её несколько раз, с каждым разом ускоряя темп.

Три свиристели еле-еле.
Свистели на ели…

Кто заметил в написании скороговорки ошибку? Почему она произошла? (Конечно незнание склонения существительного ель – его окончания в предложном падеже.)

Сегодня мы будем говорить о падежах.

Читайте также:  небеса существительное во множественном числе

2. Движение темы

  • Прочитайте стихотворение.
  • Как изменяется слово весна?
  • Как называется такое изменение имён существительных?
  • Определите падежи, в которых употреблено выделенное слово.

В рощах птичье пение,
А в классе – тишина.
Проходим мы склонение,
Склоняется «весна».
Весна, весны, весну,
Весною, о весне…
Гуляет зайчик по окну,
Как солнце на блесне.
(Я.Л. Аким)

  • Сколько падежей в русском языке?
  • Назовите падежи и падежные вопросы (дети называют падежи и падежные вопросы).

Вывод: падеж – это форма существительного, в которой оно выступает в предложении или словосочетании. Падеж – непостоянный признак имени существительного, обозначающий отношение предмета к другим предметам, действиям: кататься (на чём?) на санках – пр. п.; кататься (с чего?) с горы – род. п.

Чтобы правильно определить падеж существительного, нужно:

  1. Найти слово, к которому относится существительное.
  2. Поставить от этого слова к существительному вопрос.

Задание 2. Упр. 895 (Запишите, определяя падеж существительных. Используйте образец рассуждения.)

3. Закрепление

Задание 1. Определите падеж имён существительных, подставляя к ним вопрос.

Такое же точно (……) золото отдельными (…….) блёстками тихо сверкает и в (……) трещинах старой (……)коры. Под (……) дубом, скрученным (…….) временем, (…..) ветрами, (…..) дождями, (…..) морозом и (…..) жарой в узловатого (…..) великана, спрятался (…..) домик. Грустные (…..) мысли наводит порывистый (…..) ветер, грустно стоять одному у размытой (…..) дороги, кто-то в (…..) телеге по (…..)ельнику едет и едет – позднее ( …..) время – спешат запоздалые (…..) дроги.

Задание 2. Спишите. Подчеркните подлежащее и дополнения, выраженные именами существительными. Обозначьте их падеж.

Всюду и везде трудя…ся люди. Строители возводят дома. Конструкторы созд…ют новые машины.

Хлеборобы выращивают пшеницу. Шахтёры добывают уголь. Писатели пишут книги. Детей учат преподаватели.

4. Итог урока.

Какие ошибки допустил ученик в определении падежей?

Один ученик так определял падеж существительного:

  1. Работа выполнена в тетрадке. Тетрадке – окончание -е, дательный падеж.
  2. В тетради не было ни каких исправлений. Тетради – окончание -и, родительный падеж.

5. Домашнее задание.

Работа по карточкам.

Задание. Составить и записать словосочетания. Обозначить падеж имён существительных. Произвести морфемный анализ выделенного слова.

Уважать (кого?), уважение (к кому?), презирать (кого?), презрение (к кому?), благодарность (кому?), радоваться (чему?), радость (от чего?), гордиться (кем?), гордость (за кого?), уколоть (чем?), явиться (к кому?).

Источник

Почему вне предлоденич нельзя определить род существительных выскочка, неряха, плакса, грязнуля, лакомка?

Русский язык | 5 — 9 классы

Почему вне предлоденич нельзя определить род существительных выскочка, неряха, плакса, грязнуля, лакомка?

Как называются такие существительные?

Составте предложения, употребляя их и в женском, и в мужском роде.

Потому что это существительные общего рода.

И без контекста определить род не получится.

Называются они, повторюсь, существительные общего рода.

Какой выскочка этот ученик!

Какой же ты неряха!

Какой мелкий плакса!

Какой же грязнуля этот ребенок!

Он у меня лакомка.

Докажи, та девочка — выскочка!

Правда, что моя одноклассница — неряха?

Ну что же моя дочь такая плакса?

Какая ты грязнуля, девочка.

Ты моя любимая доченька, лакомка.

Составьте текст из 5 — 6 предложений используя существительные женского рода, мужского рода, среднего рода?

Составьте текст из 5 — 6 предложений используя существительные женского рода, мужского рода, среднего рода.

Почему задира хитрюга тихоня вредина ябеда подлиза воображала выскочка недотепа неряха неженка мямоя они называются существительными общего рода?

Почему задира хитрюга тихоня вредина ябеда подлиза воображала выскочка недотепа неряха неженка мямоя они называются существительными общего рода.

Читайте также:  растение какой род существительного

Составьте с этими словами предложения так чтобы было видно что это и мужской и женский род белоручка растяпа лежебока неряха сладкоежка задира выскочка забияка тихоня грязнуля плакса?

Составьте с этими словами предложения так чтобы было видно что это и мужской и женский род белоручка растяпа лежебока неряха сладкоежка задира выскочка забияка тихоня грязнуля плакса.

Среди данных слов найдите существительные общего рода подумать о себе в сочетании приложения так, чтобы эти слова были употреблены как существительные мужского или женского рода?

Среди данных слов найдите существительные общего рода подумать о себе в сочетании приложения так, чтобы эти слова были употреблены как существительные мужского или женского рода.

6 существительных мужского и женского рода на шипящий?

6 существительных мужского и женского рода на шипящий.

6 существительных мужского и женского рода на шипащиц?

6 существительных мужского и женского рода на шипащиц.

6 существительных женского и мужского рода на шипящих?

6 существительных женского и мужского рода на шипящих.

К существительному мужского рода подберите соответствующие существительные женского рода?

К существительному мужского рода подберите соответствующие существительные женского рода.

Почему имена существительные женского и мужского рода распределены в разные склонения?

Почему имена существительные женского и мужского рода распределены в разные склонения.

Сколько получилось, существительных женского и мужского рода?

Сколько получилось, существительных женского и мужского рода?

Вопрос Почему вне предлоденич нельзя определить род существительных выскочка, неряха, плакса, грязнуля, лакомка?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории Русский язык и соответствует программе для 5 — 9 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.

1 Сегодня я вам хочу рассказать об человеке который мне очень дорог — это мой лучший друг. Моего лучшего друга зовут Диппер, он очень дорог мне, мы знакомы с раннего детства и он никогда меня не подводил и всегда поддерживал во всем 2 У Диппера очен..

1) Лучший друг 2) Добрый, милый, заботливый, верный 3) У него коричневые волосы, голубые глаза, веселая и доброжелательная улыбка 4) Хорошая (Не поняла) 5) Хорошие, мой друг относится ко мне доброжелательно и очень по дружески. Любим играть вместе, ..

Внашем доме живёт храбрый мальчик, он ничего не боится.

1увесистая оплеуха 2пестун все понял.

2. Пестун не понял приказа матери — медведицы. 3. Старший брат помог переплыть малышам речку.

Я(мест. ) иду(гл. ) в(пр. ) школу(сущ. ) учиться(гл. ). Я(мест. ) люблю(гл. ) учиться(гл. ) и(союз. ) читать(гл. ), и(союз. ) писать(гл. ). Я(мест. ) всегда(нареч. ) хочу(гл. ) быть(гл. ) с(пр. ) школой(сущ. ).

Обращение : к кому — то обращаются. Обращение выделяется с двух сторон запятыми. Например : Помоги мне, Вера, ведь тебе несложно! Обращение выделили с двух сторон запятыми.

Озеро выглядит как болото, в нем нельзя купаться. Я больше нчиего не могла придумать.

В парке распустились алые и белые розы. Дети вырастили огромную клумба. Может так.

Отец корень отец основа отец , нулевое окончание.

Источник