Меню

подбери и запиши однокоренные прилагательные к данным существительным



К данным именам существительным подобрать и записать однокоренные имена прилагательные и глаголы. выделить корень. СВЕТ\ ЛАСКА\ ХОЛОД.

Свет-светленький(прил)-рассветает(глагол) корень -свет-

ласка-ласковый(прил)-приласкать(глагол) корень -ласк-
холод-прохладный(прил)-похолодало(глагол) корень -холод-

Было супно. Крутелся, винтясь по земле,
Склипких козей царапистый рой.
Тихо лисиков стайка грустела во мгле,
Зеленявки хрющали порой!

с — [с] — согласный, глухой парный, твёрдый

т — [т] — согласный, глухой парный, твёрдый

о — [о] — гласный, ударный

л — [л] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый

ш — [ш] — согласный, глухой парный, твёрдый (непарный, всегда произноится твёрдо), шипящий

к — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый

а — [а] — гласный, ударный

ф — [ф] — согласный, глухой парный, твёрдый

с – [с] – согласный, парный глухой, парный твёрдый

т – [т] – согласный, парный глухой, парный твёрдый

у – [у] – гласный, ударный

л – [л] – согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый

к — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый

о — [о] — гласный, ударный

т — [т] — согласный, глухой парный, твёрдый

с — [с] — согласный, глухой парный, твёрдый

л — [л] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый

о — [о] — гласный, ударный

г — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый

согласный, мягкий, глухой парный

согласный, мягкий, звонкий непарный, сонорный

согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный

согласный, мягкий, звонкий непарный, сонорный

согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный

Источник

1. К данным существительным подберите и запишите однокоренные прилагательные мужского и среднего рода.Поставьте знак ударения.

2. отметьте,в какой группе прилагательных ударение падает на основу,в какой — на окончание.

В первом слове(в ссуществительных,которые даны) ударение падает на основу,а в прилагательных от этого слова- на окончание.

Гриб-грибной, грибное; пушнина-пушной, пушное; город-городской, городское; море-морской, морское; очередь-очередной, очередное; река-речной,речное; степь-степной,степное; лес-лесной,лесное; глаз-глазной,глазное;

Доброта-добротный,добротное; твердость-твердый,твердое; новость-новый,новое; удобство-удобный,удобное; хлеб-хлебный,хлебное; теплота-теплый,теплое; чернота-черный,черное; зелень-зеленый,зеленое; сила-сильный,сильное;.

Во 2-ой группе.
Очень легкое задание.

Другие вопросы из категории

В качестве сказуемых можно использовать глаголы: мелькают, мчатся, проносятся, летят, сменяют друг друга, обгоняют друг дружку и др.

Стоял летний, солнечный, жаркий день. Но только мы подошли к лесу,
вдруг набежала синяя тучка, и из неё посыпался частый крупный дождь. А
солнце всё продолжало светить. Дождевые капли падали на землю. Они
повисали на траве, на ветвях кустов и деревьев, и в каждой капле
отражалось, играло солнце.

Только мы спрятались под дерево, как солнечный дождик уже кончился.

Источник

Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

Видео

Книжная полка

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Октябрь 2020

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

Правописание слов с непроизносимыми звуками в корне, с. 38 – 41

Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.

Правописание частей слова
Правописание слов с непроизносимыми звуками в корне

Ответы к стр. 38 – 41

1. Прочитай. Вставь в пословицы пропущенные слова, выбрав из слов для справок. Подчеркни орфограммы на правило обозначения буквами непроизносимых согласных звуков.

1) Сердце матери лучше солнца греет.
2) Неизвестный друг нехорош для услуг.
3) Рукам работа — душе праздник.
4) Поздно встанешь — мало сделаешь.
5) Завистливый по чужому счастью сохнет.

2 ∗ . Прочитай. Выпиши слова в две группы: в первую — слова с непроизносимым согласным звуком, во вторую — слова, в которых нет непроизносимого согласного звука. Подбери к каждому из слов проверочное.

Искусный мастер, горные пастбища, взять под уздцы, счастливые дети, чудесный вечер, лепестки розы, прекрасный день, лучи солнца, известный поэт, опасный путь.

1) Пас т бище (пасти), уз д цы (узда), счас т ливые (счастье), лепес т ки (лепесток), со л нце (солнышко), извес т ный (известие).

2) Искусный (искусен), чудесный (чудеса), прекрасный (прекрасен), опасный (опасен).

3 ∗ . Прочитай. Найди ошибку. Запиши предложение правильно.

Прелестные розы украсили наш прекрасный (прерас т ный) сад.

4 ∗ . Прочитай. Отметь √ слова, в которых нет непроизносимого согласного звука. Запиши слова, заменяя звукосочетания буквами.

чу в ство небесный здра в ствуй
сер д це звёз д ный интересный
вкусный лес т ница праз д ник

5. Прочитай. Вставь, где нужно, пропущенные буквы. Соедини линиями имена прилагательные-синонимы.

печ а льный → грус т ный (взгля д )
отли чн ый → прекра сн ый (п о дарок)
здешний → мес т ный (ж и тель)
огромный → гиган т ский (з а вод)

6. Прочитай. Отметь √ ряд, где во всех словах пропущена одна и та же буква. Вставь пропущенные буквы.

трос т ник, окрес т ность, со л нце, чес т ность

здра в ствуй, чу в ство, чу в ствовать, уча ст вовать

звёз д ный, сер д це, поз д ний, праз д ник

7 ∗ . Прочитай. Вставь, где нужно, пропущенные буквы. Подчеркни в каждом ряду лишнее слово.

Шёрс т ка, лоша д ка , лес т ница, праз д ник.

П о м и дор, трос т ник , к а ртоф е ль, г о рох.

Опасный, интере с ный, доблес т ный , чудесный.

Ко лл екция, ко лл ектив, поез д к а, а кк уратный.

8 ∗ . Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Составь из слов каждой строчки предложения. Запиши. Подбери заглавие к составленному тексту.

1) Ст о ят, ненас т ные, ден ь ки, о сенние.
2) Тучи, со л нце, закрывают, т я жёлые.
3) С, м о росит, дож д ь, утра, поз д него, до веч е ра, мелкий.
4) Д е ревьев, с, вет е р, срывает, лист ь я, ярос т но.
5) Стало, в, грус т но, лесу.

Стоят осенние ненастные деньки. Тяжёлые тучи закрывают солнце. С утра до позднего вечера моросит мелкий дождь. Ветер яростно срывает листья с деревьев.

9 ∗ . Прочитай. Подбери к данным именам существительным однокоренные имена прилагательные, отвечающие на вопрос какой? Запиши имена прилагательные.

мест/о — мес т /ный грусть/ — грус т /ный
сер д /це — серд/ечный интерес/ — интерес/ный
счасть/е — счас т /ливый из/вест/ие — из/вес т /ный
вкус/ — вкус/ный область/ — облас т /ной

Обозначь в словах корень. Подчеркни в словах буквы, обозначающие непроизносимый согласный звук.

10 ∗ . Прочитай. Подбери и запиши заглавие к тексту. Подчеркни в словах орфограммы в корне на изученные правила письма.

Выгл я нуло утреннее со л нце. Оно осв е тило л е сную окрес т ность. Кругом мя г кая з е лёная тра в ка. В блёс т ках утренней р о сы св е ркали о г о ньки. Радос т но звучали птичьи г о л о са. В трос т нике урчали лягушки . Выл ез у ж погреться на солнышке.

Подчеркни в любом предложении грамматическую основу.
• Выпиши из текста по 4 слова с орфограммами в корне: на первой строке — слова с безударным гласным в корне, на второй — слова с парным согласным в корне, на третьей — слова с непроизносимым согласным в корне.

1) Выгл я нуло, осв е тило, з е лёная, св е ркали.

2) Мя г кая, тра в ка, выле з , у ж .

3) Со л нце, окрес т ность, радос т но, трос т нике.

Подчеркни в записанных словах орфограммы.

11 ∗ . Прочитай. Составь и запиши небольшой текст на тему, заключённую в данных строках.

На землю тихие снежинки
Ложатся блёстками слюды.

Осторожные лучи зимнего солнца робко коснулись земли. Лёгкое дуновение ветерка закружило в вальсе тихие снежинки. Словно сверкающие звёздочки, они падали с неба. Приземляясь на нетронутую белизну пушистого снега, хрустальные снежинки ложились блёстками слюды.

Источник

1.К данным существительным подберите и запишите однокоренные прилагательные мужского и среднего

1.К данным существительным подберите и запишите однокоренные прилагательные мужского и среднего рода.Поставьте знак ударения.Гриб,пушнина,город,море,очередь,река,степь,лес,глаз. Доброта,твёрдость,новость,удобство,хлеб,теплота,чернота,зелень,сила 2.Отметьте,в какой группе прилагательных ударение падает на основу,в какой — на окончание.

Давайте вспомним, какие слова называют однокоренными; какая часть речи называется именем прилагательным и как определить его род.

Однокоренные слова

Однокоренными являются слова с одним и тем же (одинаковым) корнем и разным лексическим значением, которые могут принадлежать к одной или разным частям речи. Например: рыба — рыбный — рыбак — рыбалка — рыбачить — безрыбье. Выделим особенности этих слов:

  1. имеют общий корень;
  2. имеют разное лексическое значение;
  3. относятся к разным (рыбак — рыбачить) и к одной (рыбак — безрыбьем) частям речи.

Имя прилагательное как часть речи

Именем прилагательным называют самостоятельную часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? и обозначает признак предмета.

Образовать прилагательное от существительного или другого прилагательного можно, добавив суффикс (вода — водный), приставку (водный — подводный), суффикс и приставку одновременно (вода — подводный) или сложив две основы (светло-желтый, темно-красный).

Как и существительное, имя прилагательное характеризуется такой категорией как род и может употребляться в форме:

  1. мужского рода с окончаниями -ой, -ий, -ый или нулевым окончанием в краткой форме;
  2. женскогорода с окончаниями -ая, -яя у полных прилагательных и -а/-я у кратких;
  3. среднего рода с окончаниями -ое, -ее в полной форме и -о/-е в краткой форме.

Выполним задание

Будем записывать слова тройками по схеме «имя существительное — имя прилагательное мужского рода — имя прилагательное среднего рода», выделяя ударения:

гриб — грибнОй — грибнОе;

пушнина — пушнОй — пушнОе;

город — городскОй — городскОе;

море — морскОй — морскОе;

очередь — очереднОй — очереднОе;

река — речнОй — речнОе;

степь — степнОй -степнОе;

лес — леснОй — леснОе;

глаз — глазнОй — глазнОе;

новость — новостнОй — новостнОе;

доброта — дОбрый — дОброе;

твердость — твЕрдый — твЕрдое;

удобство — удОбный — удОбное;

хлеб — хлЕбный — хлЕбное;

теплота — тЕплый — тЕплое;

чернота — чЕрный — чЕрное;

зелень — зелЕный — зелЕное;

сила — сИльный — сИльное.

Как видим, в первых десяти тройках ударение в однокоренных прилагательных мужского и среднего рода падает на окончания. В остальных тройках — на основу.

Источник

Подбери и запиши однокоренные прилагательные к данным существительным

Вопрос по русскому языку:

К данным именам существительных подбери и запиши однокоренные имена прилагательные и глаголы
мир
сад
свет
темнота
вред
шум

Ответы и объяснения 2

Мир — мирный — мирить
сад — садовый — садить
свет -светлый — светлеть
темнота — темный — темнеть
вред — вредный — вредить
шум — шумный — шуметь

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

Источник

Читайте также:  слова из слова брызговик существительные

Подбери и запиши однокоренные прилагательные к данным существительным



К данным именам существительным подобрать и записать однокоренные имена прилагательные и глаголы. выделить корень. СВЕТ\ ЛАСКА\ ХОЛОД.

Свет-светленький(прил)-рассветает(глагол) корень -свет-

ласка-ласковый(прил)-приласкать(глагол) корень -ласк-
холод-прохладный(прил)-похолодало(глагол) корень -холод-

Было супно. Крутелся, винтясь по земле,
Склипких козей царапистый рой.
Тихо лисиков стайка грустела во мгле,
Зеленявки хрющали порой!

с — [с] — согласный, глухой парный, твёрдый

т — [т] — согласный, глухой парный, твёрдый

о — [о] — гласный, ударный

л — [л] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый

ш — [ш] — согласный, глухой парный, твёрдый (непарный, всегда произноится твёрдо), шипящий

к — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый

а — [а] — гласный, ударный

ф — [ф] — согласный, глухой парный, твёрдый

с – [с] – согласный, парный глухой, парный твёрдый

т – [т] – согласный, парный глухой, парный твёрдый

у – [у] – гласный, ударный

л – [л] – согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый

к — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый

о — [о] — гласный, ударный

т — [т] — согласный, глухой парный, твёрдый

с — [с] — согласный, глухой парный, твёрдый

л — [л] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый

о — [о] — гласный, ударный

г — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый

согласный, мягкий, глухой парный

согласный, мягкий, звонкий непарный, сонорный

согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный

согласный, мягкий, звонкий непарный, сонорный

согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный

Источник

Пушкин сделал!

готовые домашние задания

Home » русский язык » Повторение (упр 95-102) Канакина Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Повторение (упр 95-102) Канакина Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

95

Прочитайте. Впишите в определение пропущенные слова.

Имя прилагательное — часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

96

  • Прочитайте. Укажите, какой частью речи является каждое слово.

пр. сущ. сущ. гл. прил. сущ.
Над речкой ива свесила зелёную листву.

  • Разберите предложение по членам предложения. Подчеркните главные члены. Каким членом предложения является прилагательное.

Ива — подлежащее, свесила — сказуемое.

Имя прилагательное является второстепенным членом предложения.

97

  • Скажите, какие по вкусу, цвету и величине бывают овощи, фрукты и ягоды.
  • Составьте по рисункам словосочетания, образованные из имени существительного и имени прилагательного. Запишите их.

Спелое яблоко, сочная груша, синий виноград, вкусная малина, красные ягоды, крупная земляника, сладкий лук, длинная морковь, небольшая картошка.

98

  • Прочитайте. Образуйте от данных слов однокоренные имена прилагательные. Запишите их вместе с подходящими по смыслу именами существительными.

Солома — с о ломенная шляпа,
восток — восточный экспресс,
пшеница — пшеничные зёрна,
лисица — лисья нора,
коллектив — коллективный труд,
земляника — земляничное варенье.

  • Подчеркните волнистой линией имена прилагательные.

99

  • Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Среди болот крупной фр а нцузской реки Роны живёт фламинго. Эту птицу ни с кем не спутаешь: оперение у неё нежно–розовое , крылья пурпурные с ч ё рными концами. Имя «фламинго» означает « огнекрылая ». Стая этих птиц летит, будто белое облако, подкрашенное пурпуром.

  • Подчеркните имена прилагательные. Поставьте к ним вопрос от имен существительных, с которыми они связаны по смыслу.

Реки (какой?) крупной, французской. Оперение (какое?) нежно-розовое. Крылья (какие?) пурпурные. Концами (какими?) черными. Означает (какая?) огнекрылая. Облако (какое?) белое.

  • Подберите синонимы к выделенному имени прилагательному.

Пурпурные — красные, алые, багряные.

100

  • Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Читайте также:  разошлись по домам падеж существительного

Колосок пшеницы – пшенич ный колосок, метели в феврале – февраль ские метели, повидло из яблокяблоч ное повидло, ночь со звёздами – звёзд ная ночь.

  • Найдите однокоренные слова. Выделите в них корень. Подчеркните имена прилагательные.

101

  • Прочитайте. Вставьте в словосочетания пропущенные имена прилагательные из скобок.

1. Белоснежный ковёр, белый снег.
2. Доблестный воин, геройский поступок.
3. Горячий утюг, жаркий день.
4. Миниатюрный столик, крошечный муравьишко, маленький мальчик.

102

Московский Кремль, Балтийское море, Василиса Прекрасная, божья коровка, Индийский океан, майский жук, Кощей Бессмертный, Снежная королева, чёрная смородина, Большая Медведица, розовый фламинго, Уральские горы.

  • Подчеркните имена прилагательные.
  • Поработайте в парах: обсудите, почему одни имена прилагательные записаны с заглавной буквы, а другие – со строчной.

Имена собственные пишутся с заглавной буквы, нарицательные — со строчной.

Источник

Подбери и запиши однокоренные прилагательные к данным существительным?

Русский язык | 5 — 9 классы

Подбери и запиши однокоренные прилагательные к данным существительным.

Выдели корень графически.

Ненастный ( корень ненаст), страстный( страст) гиганский ( гигант) доблестный( доблест) ужасный(ужас) крепостной (крепост) прелестный ( прелест) опасный ( опас) радостный ( рад) поверхностный ( верх).

Ненастье — ненастный (корень наст)

страсть — страстный (страст),

гигант — гигантный (гигант),

доблесть — доблестный (доблест),

ужас — ужасный (ужас),

крепость — крепостной (креп),

прелесть — прелестный (прелес),

опасение — опасный (опас),

радость — радостный (радост),

поверхность — поверхностный (верх).

Подберите и запишите однокоренные прилагательные к данным существительным выделите корень графически ненастье страсть гигант доблесть ужас крепость прелесть опасение радость поверхность «?

Подберите и запишите однокоренные прилагательные к данным существительным выделите корень графически ненастье страсть гигант доблесть ужас крепость прелесть опасение радость поверхность «.

Подберите однокоренные слова прилагательные к данным сушествительным?

Подберите однокоренные слова прилагательные к данным сушествительным.

И выделить корень графически.

К данным словам подберите однокоренные прилагательные и запишите их выделите в словах корень подчеркните непроизносимые согласный в словах часть ужас опасение ненастье скорость счастье радость звезда ?

К данным словам подберите однокоренные прилагательные и запишите их выделите в словах корень подчеркните непроизносимые согласный в словах часть ужас опасение ненастье скорость счастье радость звезда зависть известить грустить поздно.

Образуй и запиши имена прилагательных от существительных : Доблесть, известие, гигант, радость, интерес, ужас?

Образуй и запиши имена прилагательных от существительных : Доблесть, известие, гигант, радость, интерес, ужас.

Образуй и запиши имена прилагательные от существительных : доблесть, известие, гигант, радость, интерес, ужас?

Образуй и запиши имена прилагательные от существительных : доблесть, известие, гигант, радость, интерес, ужас.

К данным словам подберите, если можно, однокоренные прилагательные, глаголы?

К данным словам подберите, если можно, однокоренные прилагательные, глаголы.

(праздник, счастье, весть, ненастье, радость, место, прелесть)Запиши однокоренные слова группами.

Выделите в них корень.

Подчеркните непроизносимые согласные.

Образуй и запиши имена прилагательные от существительных доблесть, известие, гигант, радость, интерес, ужас?

Образуй и запиши имена прилагательные от существительных доблесть, известие, гигант, радость, интерес, ужас.

Образуй и запиши имена прилагательные от существительных?

Образуй и запиши имена прилагательные от существительных.

Доблесть, известие, гигант, радость, интерес, ужас.

Подберите и запишите однокоренные прилагательные к данным существительным?

Подберите и запишите однокоренные прилагательные к данным существительным.

Выдлите корень графически.

Ненастье, страсть, гигант, доблесть, ужас, крепость, прелесть.

Опасение, радость, поверхность.

Подберите и запишите однокоренные прилагательные к данным существительным ненастье страсть гигант доблесть ужас крепость прелесть опасение радость поверхность?

Подберите и запишите однокоренные прилагательные к данным существительным ненастье страсть гигант доблесть ужас крепость прелесть опасение радость поверхность.

На странице вопроса Подбери и запиши однокоренные прилагательные к данным существительным? из категории Русский язык вы найдете ответ для уровня учащихся 5 — 9 классов. Если полученный ответ не устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно, вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где можно обсудить тему с помощью обратной связи.

Читайте также:  простое предложение с существительными во всех падежах

Над этим вопросом я тоже думаю).

В мире существует много глобальных проблем, но наибольшей проблемой является экологическая проблема загрязнения окружающей среды. Защищайте природу! Так говорит большинство биологов мира, ведь это она создала нас, без нее мы не проживем. Я вам при..

Девочка играла со своей куклой. Мама купила девочке куклу. Я увидела девочку с куклой. Кукла лежала на столе девочки. Мальчик увидел коня. Папа разрешил мальчику покататься на коне. Мальчик хочет погладить коня. Любимая книга мальчика — «Конь ..

1 расположить , вытереть , вырастить 2 росточек , резчик преподаватель 3 наездник , узаконить , оживить, бесчувственный , безветренный.

Оно, по моим расчётам не проверяется, его просто необходимо запомнить. Если сомневаешься в правильности написания какого — либо слова, могу посоветоватьсайт грамота. Ру : — ).

Это словарное слово, его нелязя проверить, только запомнить.

В слове тайна мягкая согласная буква й.

Моя школа большая и светлая. Здесь меня научили писать, читать и многому другому. Я хотела бы видеть свою школу полностью усовершенствованной. Школа будущего, какая она? Входя в школу, каждый ученик должен раздеваться в собственном шкафчике с зам..

УТРОМ У ВЫСОКОЙ СОСНЫ ВЕСЕЛО РЕЗВИЛИСЬ МАЛЕНЬКИЕ БЕЛЬЧАТА.

У высокой сосны развелись маленькие бельчатаи утромвесело резвились.

Источник

Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

Видео

Книжная полка

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Октябрь 2020

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

Правописание слов с непроизносимыми звуками в корне, с. 38 – 41

Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.

Правописание частей слова
Правописание слов с непроизносимыми звуками в корне

Ответы к стр. 38 – 41

1. Прочитай. Вставь в пословицы пропущенные слова, выбрав из слов для справок. Подчеркни орфограммы на правило обозначения буквами непроизносимых согласных звуков.

1) Сердце матери лучше солнца греет.
2) Неизвестный друг нехорош для услуг.
3) Рукам работа — душе праздник.
4) Поздно встанешь — мало сделаешь.
5) Завистливый по чужому счастью сохнет.

2 ∗ . Прочитай. Выпиши слова в две группы: в первую — слова с непроизносимым согласным звуком, во вторую — слова, в которых нет непроизносимого согласного звука. Подбери к каждому из слов проверочное.

Искусный мастер, горные пастбища, взять под уздцы, счастливые дети, чудесный вечер, лепестки розы, прекрасный день, лучи солнца, известный поэт, опасный путь.

1) Пас т бище (пасти), уз д цы (узда), счас т ливые (счастье), лепес т ки (лепесток), со л нце (солнышко), извес т ный (известие).

2) Искусный (искусен), чудесный (чудеса), прекрасный (прекрасен), опасный (опасен).

3 ∗ . Прочитай. Найди ошибку. Запиши предложение правильно.

Прелестные розы украсили наш прекрасный (прерас т ный) сад.

4 ∗ . Прочитай. Отметь √ слова, в которых нет непроизносимого согласного звука. Запиши слова, заменяя звукосочетания буквами.

чу в ство небесный здра в ствуй
сер д це звёз д ный интересный
вкусный лес т ница праз д ник

5. Прочитай. Вставь, где нужно, пропущенные буквы. Соедини линиями имена прилагательные-синонимы.

печ а льный → грус т ный (взгля д )
отли чн ый → прекра сн ый (п о дарок)
здешний → мес т ный (ж и тель)
огромный → гиган т ский (з а вод)

6. Прочитай. Отметь √ ряд, где во всех словах пропущена одна и та же буква. Вставь пропущенные буквы.

трос т ник, окрес т ность, со л нце, чес т ность

здра в ствуй, чу в ство, чу в ствовать, уча ст вовать

звёз д ный, сер д це, поз д ний, праз д ник

7 ∗ . Прочитай. Вставь, где нужно, пропущенные буквы. Подчеркни в каждом ряду лишнее слово.

Шёрс т ка, лоша д ка , лес т ница, праз д ник.

П о м и дор, трос т ник , к а ртоф е ль, г о рох.

Опасный, интере с ный, доблес т ный , чудесный.

Ко лл екция, ко лл ектив, поез д к а, а кк уратный.

8 ∗ . Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Составь из слов каждой строчки предложения. Запиши. Подбери заглавие к составленному тексту.

1) Ст о ят, ненас т ные, ден ь ки, о сенние.
2) Тучи, со л нце, закрывают, т я жёлые.
3) С, м о росит, дож д ь, утра, поз д него, до веч е ра, мелкий.
4) Д е ревьев, с, вет е р, срывает, лист ь я, ярос т но.
5) Стало, в, грус т но, лесу.

Стоят осенние ненастные деньки. Тяжёлые тучи закрывают солнце. С утра до позднего вечера моросит мелкий дождь. Ветер яростно срывает листья с деревьев.

9 ∗ . Прочитай. Подбери к данным именам существительным однокоренные имена прилагательные, отвечающие на вопрос какой? Запиши имена прилагательные.

мест/о — мес т /ный грусть/ — грус т /ный
сер д /це — серд/ечный интерес/ — интерес/ный
счасть/е — счас т /ливый из/вест/ие — из/вес т /ный
вкус/ — вкус/ный область/ — облас т /ной

Обозначь в словах корень. Подчеркни в словах буквы, обозначающие непроизносимый согласный звук.

10 ∗ . Прочитай. Подбери и запиши заглавие к тексту. Подчеркни в словах орфограммы в корне на изученные правила письма.

Выгл я нуло утреннее со л нце. Оно осв е тило л е сную окрес т ность. Кругом мя г кая з е лёная тра в ка. В блёс т ках утренней р о сы св е ркали о г о ньки. Радос т но звучали птичьи г о л о са. В трос т нике урчали лягушки . Выл ез у ж погреться на солнышке.

Подчеркни в любом предложении грамматическую основу.
• Выпиши из текста по 4 слова с орфограммами в корне: на первой строке — слова с безударным гласным в корне, на второй — слова с парным согласным в корне, на третьей — слова с непроизносимым согласным в корне.

1) Выгл я нуло, осв е тило, з е лёная, св е ркали.

2) Мя г кая, тра в ка, выле з , у ж .

3) Со л нце, окрес т ность, радос т но, трос т нике.

Подчеркни в записанных словах орфограммы.

11 ∗ . Прочитай. Составь и запиши небольшой текст на тему, заключённую в данных строках.

На землю тихие снежинки
Ложатся блёстками слюды.

Осторожные лучи зимнего солнца робко коснулись земли. Лёгкое дуновение ветерка закружило в вальсе тихие снежинки. Словно сверкающие звёздочки, они падали с неба. Приземляясь на нетронутую белизну пушистого снега, хрустальные снежинки ложились блёстками слюды.

Источник