Меню

подберите к данным прилагательным однокоренные существительные холодный



Однокоренные слова к слову «холод»

Однокоренные сло­ва к сло­ву «холод» при­над­ле­жат к раз­ным частям речи.

Прежде чем подо­брать одно­ко­рен­ные сло­ва к сло­ву «холод», выде­лим в его соста­ве глав­ную мор­фе­му. Корень объ­еди­ня­ет по смыс­лу сло­ва раз­ных частей речи.

Корень в слове «холод»

Выясним, какой корень в этом сло­ве. Морфемный раз­бор нач­нем с выде­ле­ния окон­ча­ния. С этой целью изме­ним по паде­жам это неоду­шев­лен­ное суще­стви­тель­ное в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода:

Сравнив падеж­ные фор­мы суще­стви­тель­но­го, убе­дим­ся в нали­чии нуле­во­го окон­ча­ния, кото­рое не обо­зна­ча­ет­ся зву­ка­ми и бук­ва­ми. в началь­ной фор­ме суще­стви­тель­но­го. Все сло­во далее не делит­ся на мини­маль­ные зна­чи­мые части, а явля­ет­ся кор­нем. В нем заклю­че­но общее зна­че­ние род­ствен­ных слов:

«холод — это низ­кая тем­пе­ра­ту­ра, пого­да с такой тем­пе­ра­ту­рой; состо­я­ние озно­ба, чув­ство отчуж­ден­но­сти».

В ито­ге запи­шем мор­фем­ный состав сло­ва:

С этим кор­нем ука­жем род­ствен­ные сло­ва, при­над­ле­жа­щие к раз­ным частям речи.

Родственные слова к слову «холод»

Однокоренные существительные

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка отме­тим нали­чие мно­же­ства одно­ко­рен­ных слов, назы­ва­ю­щих пред­мет:

В резуль­та­те ряда чере­до­ва­ний глас­ных и соглас­ных корень род­ствен­ных слов меня­ет свой вид:

Корень -хлад- име­ют мно­гие слож­ные суще­стви­тель­ные:

Однокоренные прилагательные

Однокоренные сло­ва этой части речи обо­зна­ча­ют при­знак:

Однокоренные глаголы

Этот корень с чере­до­ва­ни­ем глас­ных и соглас­ных ука­жем в соста­ве род­ствен­ных гла­го­лов:

Однокоренные слова категории состояния

Качественные при­ла­га­тель­ные обра­зу­ют с помо­щью суф­фик­са одно­ко­рен­ные сло­ва кате­го­рии состо­я­ния:

  • холод­ный → холодн о ;
  • про­хлад­но → про­хладн о ;
  • холод­но­ва­тый → холод­но­ват о .

Эти сло­ва высту­па­ют в роли ска­зу­е­мых в без­лич­ных пред­ло­же­ни­ях.

Вам не кажет­ся, что тут доволь­но про­хлад­но ?

На ули­це к вече­ру ста­ло холод­но­ва­то .

Источник

Однокоренные и родственные слова «холодный»

Родственные для «холодный» слова — это лексемы, близкие по смыслу, с корнем –холод–, принадлежащие к разным частям речи. холодный — прилагательное, корень слова — холод, имеет следующие однокоренные слова:

  1. захолонуть
  2. охладеть
  1. охладить
  2. охлаждать
  1. охлаждение
  2. охолонить
  1. охолонуть
  2. прохладный
  3. расхолаживать
  4. холод
  1. холодеть
  2. холодильник
  3. холодить
  4. холодная
  1. холодно
  2. холоднокровный
  3. холодность
  4. холодок

Слова с омонимичными корнями

Важно! Не являются однокоренными, омонимичные корни имеют одинаковое написание, но разное лексическое значение.

  1. выхолодить
  2. выхолодиться
  3. захолодать
  4. захолодеть
  5. нахолодать
  6. нахолодить
  7. охолодеть
  8. охолодить
  1. похолодание
  2. похолодать
  3. похолодеть
  4. расхолодить
  5. холодать
  6. холодец
  7. холодильный
  8. холодиться
  1. холоднеть
  2. холодноватый
  3. холоднокатаный
  4. холоднотянутый
  5. холодовый
  6. холодостойкий
  7. холодостойкость
  8. холодоустойчивость

Обратите внимание, что среди однокоренных слов не всегда можно найти проверочные слова.

Источник

Подберите к данным прилагательным однокоренные существительные холодный

Вопрос по русскому языку:

Подберите к данным прилагательным однокоренные существительные, в которых безударные гласные в корнях слов чередуются с ударными.
Холодный, шерстяной, тяжёлый, озёрный, водяной, земляной,паровой, стальной,широкий, жестяной, сторожевой, жемчужный.

Ответы и объяснения 1

Холодный — холод, шерстяной — шерсть, тяжелый — тяжесть, озёрный — озеро, водяной — воды, земляной — земли, паровой — пар, стальной — сталь, широкий — ширь, жестяной — жесть, сторожевой — сторож, жемчужный — жемчуг.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Читайте также:  род имен существительных гантель
Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

Источник

подберите к данным прилагательным однокоренные существительные, в которых безударные гласные в корне слова чередуются с ударными. холодный, шерстяной,

тяжелый, озёрный, водяной

Тяжелый денек, о3ёрный утес,шерстяной шарфик, холодный денёк, водяной перец.

Другие вопросы из категории

надо написать сочинение по данному началу: И вот однажды тёплым весенним днём.

1.Вьющуюся зелень
2.Огнедышащую гору
3.Вздыбившуюся пыль

1) узкая, полоска, липкая, ночь.
2) бумага, хлеб, бедствие, злая.
3) шалаш, объект, прочь, ёжик.
4) шить, косить, съезд, шик.

Читайте также

гласных корня в полученных парах слов.

холодный, шерстяной, тяжёлый, озёрный, водяной, земляной, паровой, стальной, широкий, жестяной, сторожевой, жемчужный.

существительные в которых безударные гласные в корнях слов чередуется с ударными определить позиции гласных корня в полученных парах слов.»

Составь с данными прилагательными такие предложения в которых они будут играть роль неоднородных определений
Круглый желтый узкая песчаная высокие новые тяжелые железный

Подберите к данным существительным подходящие по смыслу прилагательные. Со всеми ли из указанных прилагательных можно составить словосочетания?
Снег(белый,мягкий,пушистый,мокрый,чистый,грязный,аккуратный,одинокий,обильный,серебристый,голубой,колючий).
Дождь(звонкий,сильный,кратковременный,проливной,многотонный,тёплый,осенний,грибной,крикливый)

Источник

Подберите к данным прилагательным однокоренные существительные, в которых безударные гласные в корнях слов чередуются с ударными?

Русский язык | 5 — 9 классы

Подберите к данным прилагательным однокоренные существительные, в которых безударные гласные в корнях слов чередуются с ударными.

Холодный, шерстяной, тяжелый, озёрной, водяной, земляной, паровой, стальной, широкий, жестяной, сторожевой, жемчужный.

Холод, шерсть, тяжесть, озеро, воды, земли, пар, сталь, ширь, жесть, сторож, жемчуг.

Запиши как можно больше однокоренных слов к данным словам?

Запиши как можно больше однокоренных слов к данным словам.

Подчеркни чередующиеся согласные в корне, безударные гласные в корне.

Дорогой дешевый дорога.

Подобрать к прилагательным однокоренны существительные к слову тяжелый, зеленый, озёрный?

Подобрать к прилагательным однокоренны существительные к слову тяжелый, зеленый, озёрный.

Подберите к данным прилагательным однокоренные существительные, в которых безударные гласные в корнях слов чередуются с ударными?

Подберите к данным прилагательным однокоренные существительные, в которых безударные гласные в корнях слов чередуются с ударными.

Холодный, шерстяной, тяжёлый, озёрный, водяной, земляной, паровой, стальной, широкий, жестяной, сторожевой, жемчужный.

Подберите такие формы данных существительных , в которых ударные гласные в корнях чередуются с безударными ?

Подберите такие формы данных существительных , в которых ударные гласные в корнях чередуются с безударными .

Бревна, зерна, пчелы, сестры, озера, строки, сосны, кольца, двор, волн, стран, глаз, стрелы, ветви, стен, чисел.

Подбери к слову «вид» однокоренное слово с безударной гласной в корне?

Подбери к слову «вид» однокоренное слово с безударной гласной в корне.

Подбери к именам прилагательным однокоренные имена существительные и проверь безударную гласную в корне слова : ПР?

Подбери к именам прилагательным однокоренные имена существительные и проверь безударную гласную в корне слова : ПР.

К данным словам подбери однокоренные с безударным гласным звуком в корне?

К данным словам подбери однокоренные с безударным гласным звуком в корне.

Дар, взгляд, лес, море.

Подберите к данным прилагательным однокоренные существительные, в которых безударные гласные в корне слова чередуются с ударными?

Подберите к данным прилагательным однокоренные существительные, в которых безударные гласные в корне слова чередуются с ударными.

Читайте также:  запишите по 2 3 существительных с суффиксами имеющими значения предмета

Определите позиции гласных корня в полученных парах слов.

Шерстяной, тяжелый, озёрный, водяной, земляной, паровой, стальной, широкий, жестяной, сторожевой, жемчужный.

Подберите к данным прилагательным однокоренные существительные, в которых безударные гласные в корне слова чередуются с ударными Холодный, шерстяной, тяжелый, озерный, водяной, земляной, паровой, стал?

Подберите к данным прилагательным однокоренные существительные, в которых безударные гласные в корне слова чередуются с ударными Холодный, шерстяной, тяжелый, озерный, водяной, земляной, паровой, стальной, широкий, жестяной, сторожевой, жемчужный.

Да — Нет Безударная гласная в корне слова на письме проверяется безударной же гласной в этом же корне?

Да — Нет Безударная гласная в корне слова на письме проверяется безударной же гласной в этом же корне.

Изменение слова и подбор однокоренных слов — два способа проверки правильности написания без ударных гласных в корне слова.

На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос Подберите к данным прилагательным однокоренные существительные, в которых безударные гласные в корнях слов чередуются с ударными?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 5 — 9 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.

Наступилазима. Дует холодный ветер и падают снежинки. На улице появились сугробы. Погода стала очень плохой. Это признаки зимы. Скорей бы было лето.

1. В ТЕЧЕНИЕ ближайших суток погода не изменится. В ТЕЧЕНИИ болезни наступило улучшение. 2. В ПРОДОЛЖЕНИЕ всей лекции слушатели были весьма внимательны. О дальнейшей судьбе героев автор собИрается рассказать В ПРОДОЛЖЕНИИ повести. 3. В ЗАКЛЮЧЕНИЕ..

Источник

Имя прилагательное

Мар 17

Имя прилагательное

90. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Впишите в загадки подходящие по смыслу имена прилагательные.

1. На лесной полянке красуется Татьянка — алый ⇐ сарафан, белые ⇐ крапинки. (Земляника)
2. Красная ⇐ девица сидит в темнице, а зелёная ⇐ коса на улице. (Морковь)
3. Стоит Алёнка, платок ⇐ зелёный, тонкий ⇐ стан, белый ⇐ сарафан. (Берёза)

  • Укажите стрелкой (⇐), с каким именем существительным связано по смыслу каждое имя прилагательное.

91. Прочитайте. Подберите к каждому имени существительному имя прилагательное на тему «Весна». Запишите.

Небо (какое?) лучезарное, облака (какие?) белые, солнце (какое?) тёплое, ветер (какой?) свежий, погода (какая?) чудесная.

92. Прочитайте. Подберите к данным именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные. Запишите.

какой? какая?
русский ⇐ язык любимая ⇐ книга
какой? какое?
грецкий ⇐ орех зимнее ⇐ утро
какая? какие?
душистая ⇐ малина сочные ⇐ ягоды
какое? какой?
большое ⇐ озеро косолапый ⇐ медведь

  • Обозначьте стрелкой (⇐) связь имени прилагательного с именем существительным. Над стрелкой запишите вопрос, на который отвечает имя прилагательное (какой? какая? какое? какие?).

93. Прочитайте. Подчеркните волнистой линией слова — имена прилагательные. Составьте и запишите из данных слов три предложения.

Светит яркое солнышко .

Тает мартовский снег .

Плачут длинные сосульки .

  • Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

94. Прочитайте. Соедините линиями имена прилагательные, противоположные по значению (антонимы).

95. Прочитайте. Дополните предложения противоположными по смыслу именами прилагательными из упр. 94.

Пух лёгкий, а камень тяжёлый.
Воздух бывает сухой и влажный.

96. Прочитайте. Составьте загадку о ландыше. Запишите её.

Беленькие горошки на зелёной ножке.

  • С чем сравниваются цветки и стебель ландыша? А что ещё напоминает этот цветок? Придумайте свою загадку о ландыше.

Цветки сравниваются с горошинками, а стебель с ножкой. Эти цветочки напоминают колокольчики.

На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят —
И запах свежести лесной
Приносят позднею весной.

97. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

  • Как автор сказал о вербе и о весне?
  • Выпишите словосочетания, которые состоят из имени существительного и имени прилагательного.

Верба пушистая, весна душистая.

98. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Подберите к каждому имени прилагательному однокоренное имя существительное. Запишите его.

лен/ивый — лень/ сол/ёный — соль/
сад/овый — сад/ боль/ной — боль/
мед/овый — мёд/ лес/ной — лес/
гриб/ной — гриб/ глаз/ной — глаз/
дал/ёкий — даль/ шир/окий — ширь/

  • Выделите корень в каждом слове.
  • Докажите, что вы правильно выполнили задания.

99. Прочитайте. Распределите имена прилагательные на три группы по вопросам.

(Какой?) Золотой, лимонный, жёлтый.
(Какая?) Маленькая, небольшая, крошечная.
(Какое?) Жаркое, тёплое, знойное.

  • Запишите. Докажите, что в каждой строке вы записали синонимы.

Слова в каждой строке — синонимы, потому что они близки по своему значению.

  • Составьте и запишите предложение с любым именем прилагательным.

Наступило жаркое лето.

100. Прочитайте. Подберите к данным именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.

Улицы (какие?) широкие,
лиса (какая?) хитрая,
молоко (какое?) парное,
ёжик (какой? ) колючий.

  • Запишите составленные словосочетания. В скобках ставьте вопрос, на который отвечает каждое имя прилагательное.

101. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова в предложение-определение.

Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?.

102. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы. Впишите в предложения подходящие по смыслу имена прилагательные.

В лесу на солнечной полянке расцвели красная гвоздика, белая ромашка, синий колокольчик.
На берегу ручья распустились голубые незабудки и

жёлтые лютики.

  • Подчеркните имена прилагательные, которые употреблены во множественном числе.

103. Рассмотрите рисунки.

  • Выберите любой рисунок для составления описательного текста. Какие имена прилагательные вы употребите, чтобы описать предмет?
  • Запишите составленный текст.

Колокольчик — травянистое растение. Его цветы окрашены во все оттенки синего цвета. У него очень слабый тонкий стебель. Чашечка цветка по форме напоминает маленький колокольчик. Днём цветочек мечтательно смотрит в небо, а ночью его голова склоняется ко сну.

104. Прочитайте. Соедините линией название части речи и её значение (что обозначает часть речи).

имя существительное → предмет
имя прилагательное → признак предмета
глагол → действие предмета

  • На какие вопросы отвечает каждая из данных частей речи?

Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?
Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделал?

Источник

Подберите к данным прилагательным однокоренные существительные холодный



Однокоренные и родственные слова «холодный»

Родственные для «холодный» слова — это лексемы, близкие по смыслу, с корнем –холод–, принадлежащие к разным частям речи. холодный — прилагательное, корень слова — холод, имеет следующие однокоренные слова:

  1. захолонуть
  2. охладеть
  1. охладить
  2. охлаждать
  1. охлаждение
  2. охолонить
  1. охолонуть
  2. прохладный
  3. расхолаживать
  4. холод
  1. холодеть
  2. холодильник
  3. холодить
  4. холодная
  1. холодно
  2. холоднокровный
  3. холодность
  4. холодок

Слова с омонимичными корнями

Важно! Не являются однокоренными, омонимичные корни имеют одинаковое написание, но разное лексическое значение.

  1. выхолодить
  2. выхолодиться
  3. захолодать
  4. захолодеть
  5. нахолодать
  6. нахолодить
  7. охолодеть
  8. охолодить
  1. похолодание
  2. похолодать
  3. похолодеть
  4. расхолодить
  5. холодать
  6. холодец
  7. холодильный
  8. холодиться
  1. холоднеть
  2. холодноватый
  3. холоднокатаный
  4. холоднотянутый
  5. холодовый
  6. холодостойкий
  7. холодостойкость
  8. холодоустойчивость

Обратите внимание, что среди однокоренных слов не всегда можно найти проверочные слова.

Источник

Подберите к данным прилагательным однокоренные существительные холодный

Вопрос по русскому языку:

Подберите к данным прилагательным однокоренные существительные, в которых безударные гласные в корнях слов чередуются с ударными.
Холодный, шерстяной, тяжёлый, озёрный, водяной, земляной,паровой, стальной,широкий, жестяной, сторожевой, жемчужный.

Ответы и объяснения 1

Холодный — холод, шерстяной — шерсть, тяжелый — тяжесть, озёрный — озеро, водяной — воды, земляной — земли, паровой — пар, стальной — сталь, широкий — ширь, жестяной — жесть, сторожевой — сторож, жемчужный — жемчуг.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

Источник

Однокоренные слова к слову «холод»

Однокоренные сло­ва к сло­ву «холод» при­над­ле­жат к раз­ным частям речи.

Прежде чем подо­брать одно­ко­рен­ные сло­ва к сло­ву «холод», выде­лим в его соста­ве глав­ную мор­фе­му. Корень объ­еди­ня­ет по смыс­лу сло­ва раз­ных частей речи.

Корень в слове «холод»

Выясним, какой корень в этом сло­ве. Морфемный раз­бор нач­нем с выде­ле­ния окон­ча­ния. С этой целью изме­ним по паде­жам это неоду­шев­лен­ное суще­стви­тель­ное в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода:

Сравнив падеж­ные фор­мы суще­стви­тель­но­го, убе­дим­ся в нали­чии нуле­во­го окон­ча­ния, кото­рое не обо­зна­ча­ет­ся зву­ка­ми и бук­ва­ми. в началь­ной фор­ме суще­стви­тель­но­го. Все сло­во далее не делит­ся на мини­маль­ные зна­чи­мые части, а явля­ет­ся кор­нем. В нем заклю­че­но общее зна­че­ние род­ствен­ных слов:

«холод — это низ­кая тем­пе­ра­ту­ра, пого­да с такой тем­пе­ра­ту­рой; состо­я­ние озно­ба, чув­ство отчуж­ден­но­сти».

В ито­ге запи­шем мор­фем­ный состав сло­ва:

С этим кор­нем ука­жем род­ствен­ные сло­ва, при­над­ле­жа­щие к раз­ным частям речи.

Родственные слова к слову «холод»

Однокоренные существительные

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка отме­тим нали­чие мно­же­ства одно­ко­рен­ных слов, назы­ва­ю­щих пред­мет:

В резуль­та­те ряда чере­до­ва­ний глас­ных и соглас­ных корень род­ствен­ных слов меня­ет свой вид:

Корень -хлад- име­ют мно­гие слож­ные суще­стви­тель­ные:

Однокоренные прилагательные

Однокоренные сло­ва этой части речи обо­зна­ча­ют при­знак:

Однокоренные глаголы

Этот корень с чере­до­ва­ни­ем глас­ных и соглас­ных ука­жем в соста­ве род­ствен­ных гла­го­лов:

Однокоренные слова категории состояния

Качественные при­ла­га­тель­ные обра­зу­ют с помо­щью суф­фик­са одно­ко­рен­ные сло­ва кате­го­рии состо­я­ния:

  • холод­ный → холодн о ;
  • про­хлад­но → про­хладн о ;
  • холод­но­ва­тый → холод­но­ват о .

Эти сло­ва высту­па­ют в роли ска­зу­е­мых в без­лич­ных пред­ло­же­ни­ях.

Вам не кажет­ся, что тут доволь­но про­хлад­но ?

На ули­це к вече­ру ста­ло холод­но­ва­то .

Источник

подберите к данным прилагательным однокоренные существительные, в которых безударные гласные в корне слова чередуются с ударными. холодный, шерстяной,

тяжелый, озёрный, водяной

Тяжелый денек, о3ёрный утес,шерстяной шарфик, холодный денёк, водяной перец.

Другие вопросы из категории

надо написать сочинение по данному началу: И вот однажды тёплым весенним днём.

1.Вьющуюся зелень
2.Огнедышащую гору
3.Вздыбившуюся пыль

1) узкая, полоска, липкая, ночь.
2) бумага, хлеб, бедствие, злая.
3) шалаш, объект, прочь, ёжик.
4) шить, косить, съезд, шик.

Читайте также

гласных корня в полученных парах слов.

холодный, шерстяной, тяжёлый, озёрный, водяной, земляной, паровой, стальной, широкий, жестяной, сторожевой, жемчужный.

существительные в которых безударные гласные в корнях слов чередуется с ударными определить позиции гласных корня в полученных парах слов.»

Составь с данными прилагательными такие предложения в которых они будут играть роль неоднородных определений
Круглый желтый узкая песчаная высокие новые тяжелые железный

Подберите к данным существительным подходящие по смыслу прилагательные. Со всеми ли из указанных прилагательных можно составить словосочетания?
Снег(белый,мягкий,пушистый,мокрый,чистый,грязный,аккуратный,одинокий,обильный,серебристый,голубой,колючий).
Дождь(звонкий,сильный,кратковременный,проливной,многотонный,тёплый,осенний,грибной,крикливый)

Источник

Задания по русскому языку по теме «Имя прилагательное» ( начальные классы)

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

Изменение им. прилагательных по родам.

1. Записать ответы на вопросы. Подчеркнуть окончания им. прилагательных.

1.Какая стоит погода?

2.Какой идет дождь?

4. Какие на деревьях листья?

2.Записать названия магазинов по видам товаров, которые в них продаются. Выделить окончания, обозначить род.

Книги, хлеб, продукты, овощи, мебель, посуда.

3. Согласовать прилагательные с существительными в том же роде. Записать. Обозначить род, выделить окончание.

Родной (город, страна, село)

Лесной (край, поляна, озеро)

Синий (цветок, лента, небо)

4. Образовать от данных им.существительных прилагательные и объяснить написание согласных.

Место( житель), лес(поляна), область(центр), грусть(день), радость(новость), интерес(дело), вкус(яблоко)

5. Заменить выделенные прилагательные близкими по значению. Записать предложения.

Отважный пограничник привел шпиона на заставу. Осенью у полей и лугов особенно печальный вид. Все еще стоит прекрасная погода.

6. Подобрать к данным прилагательным антонимы. Записать.

Пасмурный- . грустный-. жесткий-. тяжелый-. смелый-. .

7 * . Употребляя подходящие по смыслу прилагательные, сделать описание грозы ярче, красивее.

Разыгралась гроза. Тучи заволокли небо, заслонили солнце. Вот среди туч блеснула молния. Вслед за ней раздался треск. Треск раскатился по небу и замер где-то в отдалении.

8 * . Подобрать к выделенным существительным подходящие по смыслу прилагательные. Записать текст.

Незаметно прошло . лето . Дни стали короче. Небо . . . . . туча покрывает его. Как сквозь сито, сеет из нее . . . дождь.

Читайте также:  род имен существительных гантель

9. Выборочный диктант. (Сначала выписать прилагательное+ существительное мужского рода, потом прилагательное+ существительное среднего рода. Дописать четыре -пять прилагательных +существительных женского рода).

Резиновый мяч, стальное перо, широкое поле, большой лес, стройный тополь, парное молоко, родное село, осенний дождь.

10. Контрольное списывание. (Списать определяя род у им.прилагательных)

Кругл. год зеленеет в л.су красив. дерево. Прям. стройн. ствол его достигает высоты сорока метров. Это – сосна.

Сосна – очень ценн. дерево. Крепк. древесина сосны используется в промышленности. А желт. душист. смола идет на изготовление лекарств.

Изменение имен прилагательных по числам.

1.Поставить во множественном числе данные прилагательные и существительные. Выделить окончания прилагательных.

Высокий урожай-. родное село -. синее море-. широкая река-. дальняя роща-. .

2. Указать число, выделить окончание прилагательных.

Здоров. воздух, тенист. аллеи, утренн. туман, полезн. дела, космическ. ракета, богат. урожай, березов. рощи.

3. Записать. Подчеркнуть прилагательные, обозначить их род и число.

Вода- могучий работник. Она роет в степях глубокие овраги. В руслах рек она намывает песчаные мели, строит большие и малые острова.

4. Назвать число и окончания прилагательных в словосочетаниях румяное яблоко, румяные яблоки; золотая медаль, золотые медали. Составить и записать с этими словосочетаниями предложения.

5. Словарный диктант с заданием поставить прилагательные +существительные во множественном числе.

Отличная отметка, прилежный ученик, дальнее село, топкое болото, синяя лента, новая линейка.

6 * . Записать , что учащиеся увидели красивое в природе. Назвать и подчеркнуть прилагательные, определить род, число.

Изменение имен прилагательных по падежам .

1. Записать. Подчеркнуть прилагательные, поставить к ним вопрос. Обозначить падеж прилагательного, выделить окончание.

На сказочной земле Жидели Байсын жил некогда знатный человек по имени Байбори. После посещения святых мест у него родился сын.

Счастливый отец устроил невиданный той. Бескрайняя степь гудела от огромного количества гостей.

2. Записать прилагательные + существительные . В скобках поставить вопрос, определить падеж.

1)В давние времена жил на земле могучий царь Ушинара. 2)Сильный и отважный Таргын всегда приходил на помощь слабым и обиженным, был добрым и справедливым. 3) После знойного дня на землю спустилась вечерняя прохлада.

3. Определить род, число, падеж прилагательных в предложении.

Холодный ветер гонит по небу лохматые серые тучи.

Склонение имен прилагательных единственного числа .

Именительный и винительный падежи.

1. Определить падеж существительного и прилагательного.

На окраине города стоял большой дом. На пустыре ребята посадили большой сад.

2. Записать ответы на вопросы. Обозначь падеж прилагательных, выдели окончания.

1. Где рос красноголовый подосиновик?

Кто нашел красноголовый подосиновик?

Кто увидел белый гриб?

Где притаился белый гриб?

3. Подобрать прилагательные к существительным ветка , черемуха, роща. Составить предложения, употребив эти прилагательные и существительные в И.п.

4.Распространить текст, подбирая к выделенным существительным прилагательные ж.р. Записать. Выделить окончание, определить падеж.

Ходил я как-то в . рощу. Случайно увидел там . белку. Прыгнула она на. сосну, потом перескочила на . березу. Подошел я поближе и удивился. Ведь и минуты не прошло, а белка уже успела нацепить на . ветку . лисичку. Вот какая ловкая!

1. Поставь в нужном падеже имя прилагательное. Записать. Выделить окончание.

Загорели под лучами ( горячее июльское ) солнце. Дошли до ( дальнее лесное ) озеро. Проснулись от ( долгий зимний ) сна.

2. Составь с каждой парой слов предложения, употребляя данные существительные и прилагательные в Р.п., с предлогами или без предлогов.

Раннее утро, новый дом, отважный герой.

3. Вставить пропущенные окончания им.прилагательных и объяснить их написание. Составить предложение и записать.

Чист. холодн. воды. У рыж. шустр. белки.

1. Образовать прилагательные от существительных в ед.числе сосна, река, осень, письмо, дом, класс поставить их в Д.п. Записать.

1. Верному другу цены нет. 2. Большому кораблю большое плаванье. 3. Трусливому зайцу везде страшно. 4. На маленькой лодке по большому озеру не плавать. 5. Согласному стаду и волк не страшен. 6. К большому терпению придет и умение.

1. Объяснить правописание пропущенных окончаний прилагательных. Записать по памяти.

День пригреет- возле дома

пахнет поздн. травой,

яров. сух. соломой

и картофельн. ботвой. (А. Твардовский).

2.Записать ответы на вопросы, употребляя данные слова в скобках . О бозначить падеж, выделить окончание.

Когда отец с сыном ходили на рыбалку? (раннее солнечное утро)

за каким островком наловили рыболовы окуней? (небольшой песчаный)

1.Подобрать к данным существительным однокоренные прилагательные, поставить их в П.п.

Море- морской- о морском, солнце-. мир-. счастье-. книга-. журнал-. дверь-. .

2. Записать пять прилагательных с непроизносимыми согласными. Записать предложения, где они будут стоять в П.п.

Склонение имен прилагательных множественного числа.

1. Поставить данные существительные и прилагательные в указанных падежах. Выделить окончания прилагательных.

Теплые дни(Р.п.), полноводные реки (Д.п.), высокие горы(Т.п.), огромные леса (П.п.).

2. Записать. Подчеркнуть прилагательные во множественном числе, вставить окончания. Обозначить их падеж.

Над широк. полями летит самолет. За ним истается какой -то бел. след. Это химия пришла помочь человеку бороться с сорн. растениями. На химическ. заводах сделали ядовит. порошки и жидкости. Рассеют такой порошок над полем – и все сорн. травы погибнут.

3. Поставить данные существительные и прилагательные во мн.ч.

Море син.. -. село ближн. — . город больш. -. лес красив..- . нов. квартира-. городск. площадь-. .

4. Дополнить предложения, употребляя прилагательные вместе с существительными. Объяснить постановку знаков препинания при перечислении.

В лесах растут могучие дубы, . . . . . На лугах пестреют красные маки. , . . .

5. Образовать от данных существительных однокоренные прилагательные во мн.ч.

Лес- лесные, дорога-. море-. сад-. город-. поле-. дождь-. ночь-. школа-. .

6. Подобрать к выделенным существительным подходящие по смыслу прилагательные. Записать. Определить падеж .

После . дней опять пошли грибы. Они выглядывают из-под стеблей . травы , из-под . листьев . Тут и . подберезовики , и подосиновики с оранжевыми круглыми головками, и . волнушки , и . рыжики.

(по Г. Скребицкому)

7 * . Составить и записать загадки о ромашке, о моркови, о яблоке, о скворце, о пенале. Употребить прилагательные.

8 * . После наблюдений за какой -нибудь птицей написать рассказ о ней по данным вопросам.

Как называется птица , за которой ты наблюдаешь?

Где те ее часто встречаешь?

Большая это птица или маленькая?

Какого цвета ее перышки?

Какие у нее головка, глаза, клюв?

Какие у птицы хвост, ноги, крылья?

Чем она питается?

1. Заменить выделенные слова местоимениями. Определить , вместо какой части речи употребляются личные местоимения.

1. Уч.ник вошел в класс. Уч.ник поздоровался с ребятами. 2. Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила м.л.ко и мясо.3. Вдоль д.роги росли дубы. Дубы были большие и важные.

Читайте также:  составь и запиши словосочетание с существительными в указанных падежах

2. Составь таблицу личных местоимений по образцу.

3. Выписать личные местоимения, определить их лицо и число. Ответить, из каких произведений, изученных в 4 кл , взяты предложения.

1. Мне показалось, она глядит на меня и думает: за что же я умирать должна?” (И.С.Тургенев ”Перепелка”). 2. “Какой ты красивый!- закричала она.- Ты теперь совсем не похож на уродливого карлика!” (В.Гауф “Карлик Нос”).3.” И вот рано утром они улетели с острова Крит” (миф”Дедал и Икар”).

4.Записать ответы на вопросы. Подчеркнуть местоимения и обозначить их лицо и падеж.

Что ты сейчас делаешь?

Что лежит у тебя на парте?

Кто сидит с тобой за одной партой?

Вызывали ли тебя сегодня на уроке?

5.Назвать пропущенные местоимения . Записать, обозначь лицо и падеж местоимений.

Поздравляю . Ажар, с грамотой. О . много говорят сейчас. Мы очень очень гордимся . .

6. Поставь данные в скобках местоимения в нужном падеже.

Мама- самый дорогой (ты) человек.

Мама учит (ты) добру, первым играм, объясняет все, что (ты) непонятно. Везде и всегда с (ты) мама.

7. Составь и запиши сочетания слов , употребляя данные в скобках местоимения в нужном падеже.

Встретил (ты, он, она, они).

Сказал (ты, вы, он, она).

Увидел (мы, он, она, они)

8. Подобрать подходящие по смыслу предлоги.

Написать местоимение 1-го лица мн.ч.

Составить и записать небольшое предложение с личным местоимением он в Р.п.

Записать местоимения, которые встречаются в загадках. Обозначить лицо, число, падеж этих местоимений.

а) Он шипит , а ты не трусь. это белый -белый . (гусь)

б) У нее стальные зубки. С нею дружат лесорубы. (пила)

4. Просклонять местоимение 1в.-мы, 2в.-вы.

10. Напиши по памяти. Подчеркни местоимения, определи лицо, число, падеж.

Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом.

И как раз вместо глаз

Угольки нашлись у нас.

Кролик вышел как живой!

Он с хвостом и с головой!

1. Записать существительные в три столбика.

Костер, зеркало, одеяло, фамилия, доктор, корабль, яблоко, аптека, столица, гусь, пальто, лодка, театр, животное, подпись.

2. Вставить пропущенные буквы. Записать сначала существительные -1скл, затем -2скл., потом-3скл.

Лес. ница, мес. ность, праз. ник, со. нце, к. вер, м. роз, с. сна, г. ра, за. ц.м. лодешь.

3. Выборочный диктант. (записать в один столбик существительные 1скл, во второй -2скл., в третий -3скл.)

Багаж, рожь, фамилия, болото, вагон, ванна, тетрадь, вокзал, здоровье, победа, медаль, окно, собака, яблоко, гусь, луч, тень, ночь, шоссе, врач, мышь.

4. Назвать слова с безударными гласными и объяснить их написание. Записать пословицы. Определить у сущ ествительны х род, склонение.

Человек без труда, что дерево без корня.

Верному другу цены нет.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

5. Игра “Не перепутай”.

1. Трое уч-ся выходят к доске и записывают существительные 1,2 и 3го склонения. Выигрывает тот ученик, который не разу не ошибся.

2. “Состязаются” несколько уч-ся. Один называет существительное 1скл, второй -2го склонения, третий-3склонения и дальше по кругу.

6. Спиши. Подчеркни антонимы, определи их склонение.

Кто страстно жизнь полюбит, того и смерть не сгубит. Тот, кто в жаре родился, и в холоде сгодился. Трудолюбие и лень, как день и ночь.

7. Каких зверей называют так: косой, косолапый, лютый(злой) ,сохатый, трусливый. Ответы записать, определить склонение.

8. Составить небольшой рассказ о лесе, определить склонение у существительных. Использовать слова: береза, сосна, белка, , лось, пень, утро, тень.

9. Поставить существительные в ед.ч. Записать подобрав к каждому предмету его признак. Подчеркнуть существительные 3го склонения.

Грачи, мячи, вещи, мыши, степи, врачи.

10. Составить словосочетания с данными словами и подходящими по смыслу предлогами.

Идти – площадь, плыть -река, стоять – дверь, читать – герой, подъехать – гора.

11. Назвать им. существительные , обозначающие явления природы, определить склонение.

12. Игра “Цепочка слов”. От данного на доске существительного образовать цепочку слов так. Чтобы каждое новое существительное начиналось буквой, которая стоит в конце предыдущего. Определить род, склонение и по указанию учителя поставить в нужный падеж.

Напр.: яблоко- окно – осень — нос – и т.д.

13. Списать вставить пропущенные буквы, определить у существительных склонение, падеж.

Рысь -. пасный л. сной зверь. У рыс. очень сильные лапы. Одной лапой она может убить с. баку. Днем рысь л. жит на толстой ветк. или в яме. Осторожно идет, прислушивается. А то сядет не ветку ели и смотрит на тропу. Где звери идут к водопою. Вот б. жит . лень. Рысь прыгает ему на спину и впивается зубами в шею.

14. Объяснить правописание окончаний существительных. Закончить рассказ.

Весной лес сверху донизу занят под жилье. Живут на земл. под земл. на дерев. под дерев. в трав. и в воздух. .

В воздух. — дом у иволг. .

15. Подбери и запиши к словам синонимы.

Дорога, метель, стужа, драчун, лентяй, отец, деревня, торжество, везение, чародей.

16. придумайте и запишите предложения так, чтобы в первом предложении были существительные только первого склонения, во втором – только второго, а втретьем – только третьего. (В каждом предложении должно быть не менее 2-3 сущ-ных).

17. Поставьте словосочетания в Р.п., Д.п., П.п.

Душистая земляника, пушистое облако, пахучая сирень.

18. Спишите. Определите склонение и падеж всех существительных. Выделенные слова разберите по составу. Сделайте морфологический разбор слова кусочек.

Посм. трите на с. сну. Солнечн. дер..во! Ствол вел..чаво держит изумрудную крону, ух. дящую в син. небо. Кажется, что в ств. лах запрятано со..нце. Даже в ненас. ный день излучают сосны т. пло и свет. См. ла, что выступает на дер..в. , прозрач. на и з. л. тиста. Она похожа на кусочек янтаря.

Правописание гласных в падежных окончаниях им. существительных ед.ч.

На подставк. к ящериц. в зелен. без братишк. около ел. по тетрад. в чащ. .

2.Записать каждое слово в Р.п.

Пустыня, грусть, герой.

3. Записать каждое слово в Д.п., П.п.

Ладонь, стакан, балкон, ночь, мышь.

4.Напишите словосочетания по данным схемам.

В (1скл., ж.р., П.п.) около (2скл., м.р., Р.п)

У (1скл, ж.р., Р.п.) (3скл., Р.п.)

На (2скл., м.р., П.п.) по (1скл, м.р., Д.п.)

Читайте также:  категория рода имен существительных русская грамматика

5. Спишите. Поставьте им. существительные в скобках в нужном падеже.

Поезд подъезжает к (Астана, Астрахань)

Школьники побывали в (кинотеатр, парк, музей)

6. Списать. Подобрать и записать к выделенным словам антонимы.

Говорить о неудач. — . на юг. страны -. сказка о зим. -. .

7. Образовать 2-3 существительных от глаголов: говорить, садить, водить.

Единственное и множественное число.

1. Поставить существительные во мн.ч. Записать . Подчеркнуть разделительный Ь .

Соловей, воробей, муравей, крыло, ручей, колос, дерево, стул, брат.

2. Записать пять существительных с удвоенными согласными в ед.ч. и поставить их во мн.ч.

3. Выборочный диктант. (Записать в один столбик сущ.ед.ч., а во второй -мн.ч.).

Трава, тропинки, стада , пастух, старик, огни, хлеба, праздник, бассейн, аллеи,лестница, сердце.

4. Записать два существительных в ед.ч. и два во мн.ч. Составь с ними предложения, что бы существительные были в И.п.( Р.п, Д.п., В.п., Т.п., П.п.)

На доске записаны буквы, а учащиеся дописывают остальные буквы так, чтобы получилось существительное. Напр.: м,л,н. — малина, сол…- солнце. ( после поставить их во мн.ч.)

6. Составь и запиши рассказ по вопросам. У существительных определить число, падеж.

Кого подарили Вите?

Какую кличку дал Витя щенку?

Как ухаживал он за щенком?

Кто помогал мальчику?

С кем еще играл щенок?

7. Названия каких животных и птиц мы вспоминаем, чтобы назвать храбрица, задиру, хитреца, увальня, безбилетника. Составить предложения, чтобы существительные стояли во мн.ч. Записать.

(орел, петух, лиса, медведь, заяц)

8. Какими синонимами (из четырех букв) можно заменить такие слова: приятель, противник, солдат, печаль, работа? Составить словосочетания, чтобы существительные были во мн.ч.

(друг, враг, воин(боец), горе, труд(дело))

9. Вставить подходящие по смыслу слова, определить число и склонение у существительных.

Ноч. стоит в л. су густом

Слышен ш. рох под .

За лисицыным хвостом,

Дети ходят вереницей. (В.Орлов)

1. Записать по памяти. Подчеркнуть глаголы, определить спряжение.

Ветер по морю шумит.

Ветер по лесу бежит,

Ветер дует в чистом поле,

Волком воет он на воле,

А за ветром меж берез,

2. Подобрать глаголы в неопределенной форме к существительным мороз, дерево, вода, дятел.

3. Запишите глаголы неопред. формы.

Говорит, поговорит, кричит, закричит, летел, вылетел, шумит, прошумит.

4. Спишите. Определите вид, спряжение.

Сне. уже несколько дней мел. тешил за . кном. Напуганные м. тел. ю в. роны с. дели на заснеженных ве. ках скуч. ные и нахохленные. Синицы зам. лчали и ре. ко попадались на гл. за.

5. Указать какие глаголы употреблены в переносном значении.

Идет мальчик, идет время, идет кино, малыш бежит, время бежит, солнышко садится, птичка садится.

6.Подобрать и записать глаголы с противоположным значением.

Закрыть -. смеяться-. говорить-. стоять-. .

Частица НЕ с глаголами.

1. Вспомнить и записать три пословицы с отрицательной частицей НЕ и глаголами.

( Не)мог, (не)сверкнет, (не) годовать, (не) навижу, (не)пришел.

3. Составьте и запишите 5-6 предложений с отрицательной частицей НЕ о правилах поведения в транспорте.

Изменение глаголов по временам.

1. Записать ответы на вопросы. У глаголов определить время, вид.

Какую книгу ты читаешь?

Какие книги ты прочитал за последнюю неделю?

Какую книгу ты думаешь прочитать?

2. Заменить данные глаголы сначала глаголами настоящего времени, затем – прошедшего времени, потом- будущего времени.

Учить, писать, считать, слушать, рассказывать.

3. Выборочный диктант(1столбик-пр.в.;2столбик-наст.в.; 3столбик-буд.в.)

Помогаю, нарисовал, буду петь, одел, сказал, найду, иду, стираю, ем, расскажу, испеку, поливает, убирает, писал, будет варить, зайду, жил.

4. Напишите глаголы в н.в., пр.в., б.в.

5. Написать небольшой рассказ о том, какой раньше была школа, какая она сейчас и какой она будет через 100 лет.

6. Написать по памяти. Определить время у глаголов.

Солнце старалось пожарче гореть

Чтобы озябшую землю согреть.

Солнце старалось поярче пылать,

Света побольше на землю послать.

1.Записать в один столбик глаголы I спряжения, а во второй II спряжения выделить окончания.

Читаешь, пилишь, жаришь, моешь, вытирает, кормит, чистим, шьем, несете, варят, ловят, гребут, сушат, собирают.

2. Подобрать к существительным подходящие по смыслу глаголы. Записать. Обозначить спряжение глаголов, выделить окончания.

Карандашом . , солью . глазами . ушами . красками . головой . .

3. Перестроить предложения так, чтобы в них употреблялись глаголы 2-го лица мн.ч., настоящего времени.

Ребята должны любить природу. Они должны охранять зеленые насаждения, птиц и животных.

4. Назвать пропущенные глаголы. Записать пословицы.

1) Слезам делу (не). .2) Дело словом (не) . .3). наспех, . на смех.

5. Выписать только те глаголы, которые обозначают движение и звуки. Определить их спряжение.

Бежит, стоит, свистит, шумит, скачет, сверкает, барабанит, кричит, лежит, шипит, краснеет, читает, смотрит.

6. Морфологический разбор глаголов.

Слышит, ходишь, читают.

7. К каждой паре слов подберите глаголы с прямым и переносным значением. Определите их лицо и число.

Вы . весна. ; ты . лес . ; я. море. ; мы. реки. ; он. о лесе.

8. Записать по памяти.

На доброе слово Со словом обидным

Не надо скупит..ся Нельзя торопит. ся

Сказать это слово — Чтоб завтра

Что дать напит..ся. Себя самого (не) стыдит. ся.

9. Назвать пропущенные глаголы 2-го лица, определить спряжение.

1.(Не) ходи в лес, если волка . . 2.Как постел.шь, так и . . 3. Пойдешь по правильной дороге, с пути (не) . . 4. Помогай другим и сам . .

Слова для справок: собьешься, научишься, боишься ,выспишься.

10. Записать 3-4 загадки с частицей НЕ и глаголом.

Как пишутся глаголы с частицей НЕ?

Записать глагол совершенного вида (неопред.формы), образовать видовую пару.

Какие три времени есть у глагола?

Запишите глаголы исключения, которые относятся к первому спряжению.

Записать слова: опускается, встречаться .

Как определить спряжение глагола?

Записать глагол будущего простого времени в 3л, ед.ч.

1. Распространить текст, подбирая к выделенным существительным подходящие по смыслу прилагательные.

Еще стоят морозные, . дни . Но на . небе уже светит . солнышко. В нашем парке прозвучала первая . песенка . Ее пропела . синичка.

2. Написать 2-3 лозунга, призывающих к защите окружающей среды.

3. Составить и записать сочетания слов по вопросам. С 3-4 из них (по выбору) составить распространенные предложения.

Пошел (куда?). ; работает (где?) . ; пришел (откуда?) . ; прилетели (когда?) . ; светит (как?). ; растет (где?). ;радуются (чему?) . .

4.Распространить текст второстепенными членами.

Наступила весна. Прилетели грачи. Поет жаворонок. Тает снег. Ломается лед. Показалась трава.

5. Назвать однородные члены предложения, указать , на какие вопросы отвечают, какими членами предложения являются.

Источник