подберите к именам прилагательным существительные большая
Падеж имени прилагательного
Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе
16. Прочитайте таблицу «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе» (см. выше). Какие имена прилагательные склоняются одинаково?
Имена прилагательные, как и имена существительные, изменяются по падежам, или склоняются. Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, с которым имя прилагательное связано по смыслу.
17. Прочитайте. Просклоняйте, пользуясь таблицей, любое из данных имён прилагательных вместе с именем существительным.
Сшили из . ткани, остановились около . здания, плыли по . небу, подъехали к . сторожке, смотрели . спектакль, влетел в . окно, украсились . инеем, вырос под . берёзкой, купались в . море, прочитали о . медведе.
Слова для справок: высокого, шёлковой, голубому, лесной, открытое, интересный, молодой, тёплом, серебристым, буром.
Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из слов для справок. Запишите словосочетания.
Укажите падеж имён существительных и имён прилагательных, выделите их окончания.
19. Прочитайте памятку, как определить падеж имени прилагательного, и образец рассуждения.
Чтобы определить падеж имени прилагательного в словосочетании или предложении, надо:
Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
Определить падеж имени существительного.
По падежу имени существительного определить падеж имени прилагательного.
Тихо всходит солнце над большим селом.
Всходит (над чем? где?) над селом (Т. п.).
Над селом (каким?) большим (Т. п.).
Рассуждайте по образцу: имя прилагательное большим относится к слову селом. Селом — имя существительное среднего рода (село), стоит в творительном падеже (всходит (над чем?) над селом), в единственном числе. Значит, и имя прилагательное большим также стоит в среднем роде, в творительном падеже, в единственном числе (над селом (каким?) большим).
20. Прочитайте.
На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. (М. Лермонтов)
Подготовьтесь объяснить, как определить падеж выделенных имён прилагательных.
Спишите стихотворение. Укажите, к какой части речи относится каждое слово из первых двух строк.
21. Прочитайте.
Валентин Александрович Серов — прекрасный мастер портретной живописи. Его картина «Мика Морозов» — один из лучших детских портретов в мировом искусстве. Всмотритесь в картину.
Малыш чуть привстал в кресле. Что-то увидел и замер. Курчавый, вихрастый. Черноглазый. Поднял тонкие брови. Приоткрыл пухлые розовые губки. Что поразило мальчонку рано утром? Ещё не прибранный, в белой ночной рубашке, готов он хоть сейчас вскочить и разобраться в происходящем. Ручонки уцепились за поручни кресла. Миг удивления.
Художнику удалось этот миг подсмотреть и отразить в картине.
(. Долгополов)
Определите тему и главную мысль текста. Объясните значение выражений мастер портретной живописи, мировое искусство.
Найдите в тексте имена прилагательные. Скажите, с какой целью они употреблены в 1-й и во 2-й частях текста.
Прочитайте описание мальчика. Каким вам представляется мальчик по этому описанию?
22. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Валентина Александровича Серова «Мика Морозов».
Не правда ли, художник поведал нам целую историю о мальчике? Совпадает ли описание мальчика из упр. 21 с вашим впечатлением о картине? Каковы ваши впечатления о портрете? А что могло удивить мальчика? Выскажите свои предположения.
Составьте и напишите сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В. А. Серова «Мика Морозов»». Начните сочинение первыми двумя предложениями из текста упр. 21.
Источник
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Октябрь 2020
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
« Сен
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Имя прилагательное. Повторение, с. 66 – 67
Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.
Части речи. Имя прилагательное Повторение
Ответы к стр. 66 – 67
1. Прочитай. Укажи над каждым словом часть речи. Составь и запиши из данных слов предложение. пр. сущ. сущ. гл. сущ. прил. Из, сок, коры, закапал, берёзы, сладкий. Из коры берёзы закапал сладкий сок.
• Отметь √ , каким членом предложения является имя прилагательное в записанном предложении.
√ второстепенный член
2 ∗ . Прочитай. Впиши пропущенные слова в ответ на вопрос: “Какой частью речи является выделенное слово?”
Изумруд — драгоценный камень ярко-зелёного цвета. Слово драгоценный — это имя прилагательное. Обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? Связано по смыслу с именем существительным камень.
3. Прочитай. Найди в предложении имена прилагательные. Укажи над ними часть речи (прил.). прил. В сырых впадинах синели незабудки. Они были такие прил. прил. синие, будто в них отразилось весеннее небо. Озёра прил. незабудок окружены золотыми лютиками.
• Подчеркни волнистой линией имя прилагательное, которое употреблено в переносном значении. • Подготовься ответить, к какому из имён прилагательных можно подобрать синоним жёлтый? васильковый? влажный?
4. Прочитай. Определи, по какому признаку распределены имена прилагательные по группам. Дополни каждый ряд слов ещё одним именем прилагательным с таким же признаком.
• Отметь √ ряды слов, где есть антонимы. • Составь предложение с использованием в нём антонимов. Запиши это предложение.
Апельсин сладкий, а лук горький.
5. Прочитай. Определи тему текста. Подчеркни предложение, в котором выражена основная мысль текста. Озаглавь рассказ словами из текста.
Удивительная птица зимородок!
прил. прил. Удивительная птица зимородок ! Спинка ярко-синяя , прил. брюшко рыжее, голова кажется больше тела, а клюв — прил. прил. больше головы. Полёт у него прямой, стремительный — прил. прил. кажется, что летит сказочный драгоценный камень, так птица сверкает на солнышке.
• Определи и отметь √ тип текста.
√ описание
• Укажи над именами прилагательными часть речи. Подчеркни сложное имя прилагательное , называющее оттенки цветов. • Подчеркни синонимы к выделенному имени прилагательному.
Источник
Задания по русскому языку по теме «Имя прилагательное» ( начальные классы)
Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе
свидетельство каждому участнику
скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции
13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)
Изменение им. прилагательных по родам.
1. Записать ответы на вопросы. Подчеркнуть окончания им. прилагательных.
1.Какая стоит погода?
2.Какой идет дождь?
4. Какие на деревьях листья?
2.Записать названия магазинов по видам товаров, которые в них продаются. Выделить окончания, обозначить род.
Книги, хлеб, продукты, овощи, мебель, посуда.
3. Согласовать прилагательные с существительными в том же роде. Записать. Обозначить род, выделить окончание.
Родной (город, страна, село)
Лесной (край, поляна, озеро)
Синий (цветок, лента, небо)
4. Образовать от данных им.существительных прилагательные и объяснить написание согласных.
7*. Употребляя подходящие по смыслу прилагательные, сделать описание грозы ярче, красивее.
Разыгралась гроза. Тучи заволокли небо, заслонили солнце. Вот среди туч блеснула молния. Вслед за ней раздался треск. Треск раскатился по небу и замер где-то в отдалении.
8*. Подобрать к выделенным существительным подходящие по смыслу прилагательные. Записать текст.
Незаметно прошло . лето . Дни стали короче. Небо . . . . . туча покрывает его. Как сквозь сито, сеет из нее . . . дождь.
9. Выборочный диктант. (Сначала выписать прилагательное+ существительное мужского рода, потом прилагательное+ существительное среднего рода. Дописать четыре -пять прилагательных +существительных женского рода).
Резиновый мяч, стальное перо, широкое поле, большой лес, стройный тополь, парное молоко, родное село, осенний дождь.
10. Контрольное списывание. (Списать определяя род у им.прилагательных)
Кругл. год зеленеет в л.су красив. дерево. Прям. стройн. ствол его достигает высоты сорока метров. Это – сосна.
Сосна – очень ценн. дерево. Крепк. древесина сосны используется в промышленности. А желт. душист. смола идет на изготовление лекарств.
Изменение имен прилагательных по числам.
1.Поставить во множественном числе данные прилагательные и существительные. Выделить окончания прилагательных.
Высокий урожай-. родное село -. синее море-. широкая река-. дальняя роща-. .
3. Записать. Подчеркнуть прилагательные, обозначить их род и число.
Вода- могучий работник. Она роет в степях глубокие овраги. В руслах рек она намывает песчаные мели, строит большие и малые острова.
4. Назвать число и окончания прилагательных в словосочетанияхрумяное яблоко, румяные яблоки; золотая медаль, золотые медали.Составить и записать с этими словосочетаниями предложения.
5. Словарный диктант с заданием поставить прилагательные +существительные во множественном числе.
Отличная отметка, прилежный ученик, дальнее село, топкое болото, синяя лента, новая линейка.
6*. Записать , что учащиеся увидели красивое в природе. Назвать и подчеркнуть прилагательные, определить род, число.
Изменение имен прилагательных по падежам.
1. Записать. Подчеркнуть прилагательные, поставить к ним вопрос. Обозначить падеж прилагательного, выделить окончание.
На сказочной земле Жидели Байсын жил некогда знатный человек по имени Байбори. После посещения святых мест у него родился сын.
Счастливый отец устроил невиданный той. Бескрайняя степь гудела от огромного количества гостей.
2. Записать прилагательные + существительные . В скобках поставить вопрос, определить падеж.
1)В давние времена жил на земле могучий царь Ушинара. 2)Сильный и отважный Таргын всегда приходил на помощь слабым и обиженным, был добрым и справедливым. 3) После знойного дня на землю спустилась вечерняя прохлада.
3. Определить род, число, падеж прилагательных в предложении.
1. Определить падеж существительного и прилагательного.
На окраине города стоял большой дом. На пустыре ребята посадили большой сад.
2. Записать ответы на вопросы. Обозначь падеж прилагательных, выдели окончания.
1. Где рос красноголовый подосиновик?
Кто нашел красноголовый подосиновик?
Кто увидел белый гриб?
Где притаился белый гриб?
3. Подобрать прилагательные к существительнымветка,черемуха, роща.Составить предложения, употребив эти прилагательные и существительные в И.п.
4.Распространить текст, подбирая к выделенным существительным прилагательные ж.р. Записать. Выделить окончание, определить падеж.
Ходил я как-то в . рощу. Случайно увидел там . белку. Прыгнула она на. сосну, потом перескочила на . березу. Подошел я поближе и удивился. Ведь и минуты не прошло, а белка уже успела нацепить на . ветку . лисичку. Вот какая ловкая!
1. Поставь в нужном падеже имя прилагательное. Записать. Выделить окончание.
Загорели под лучами ( горячее июльское ) солнце. Дошли до ( дальнее лесное ) озеро. Проснулись от ( долгий зимний ) сна.
2. Составь с каждой парой слов предложения, употребляя данные существительные и прилагательные в Р.п., с предлогами или без предлогов.
Раннее утро, новый дом, отважный герой.
3. Вставить пропущенные окончания им.прилагательных и объяснить их написание. Составить предложение и записать.
Чист. холодн. воды. У рыж. шустр. белки.
1.Образовать прилагательные от существительных в ед.числесосна, река, осень, письмо, дом, класспоставить их в Д.п. Записать.
1. Верному другу цены нет. 2. Большому кораблю большое плаванье. 3. Трусливому зайцу везде страшно. 4. На маленькой лодке по большому озеру не плавать. 5. Согласному стаду и волк не страшен. 6. К большому терпению придет и умение.
1. Объяснить правописание пропущенных окончаний прилагательных. Записать по памяти.
День пригреет- возле дома
пахнет поздн. травой,
яров. сух. соломой
и картофельн. ботвой. (А. Твардовский).
2.Записать ответы на вопросы, употребляя данные слова в скобках . О бозначить падеж, выделить окончание.
Когда отец с сыном ходили на рыбалку? (раннее солнечное утро)
за каким островком наловили рыболовы окуней? (небольшой песчаный)
1.Подобрать к данным существительным однокоренные прилагательные, поставить их в П.п.
1. Поставить данные существительные и прилагательные в указанных падежах. Выделить окончания прилагательных.
Теплые дни(Р.п.), полноводные реки (Д.п.), высокие горы(Т.п.), огромные леса (П.п.).
2. Записать. Подчеркнуть прилагательные во множественном числе, вставить окончания. Обозначить их падеж.
Над широк. полями летит самолет. За ним истается какой -то бел. след. Это химия пришла помочь человеку бороться с сорн. растениями. На химическ. заводах сделали ядовит. порошки и жидкости. Рассеют такой порошок над полем – и все сорн. травы погибнут.
3. Поставить данные существительные и прилагательные во мн.ч.
Море син.. -. село ближн. — . город больш. -. лес красив..- . нов. квартира-. городск. площадь-. .
4. Дополнить предложения, употребляя прилагательные вместе с существительными. Объяснить постановку знаков препинания при перечислении.
В лесах растут могучие дубы, . . . . . На лугах пестреют красные маки. , . . .
5. Образовать от данных существительных однокоренные прилагательные во мн.ч.
6. Подобрать к выделенным существительным подходящие по смыслу прилагательные. Записать. Определить падеж .
После . дней опять пошли грибы. Они выглядывают из-под стеблей . травы , из-под . листьев . Тут и . подберезовики , и подосиновики с оранжевыми круглыми головками, и . волнушки , и . рыжики.
(по Г. Скребицкому)
7*. Составить и записать загадкио ромашке, о моркови, о яблоке, о скворце, о пенале.Употребить прилагательные.
8*. После наблюдений за какой -нибудь птицей написать рассказ о ней по данным вопросам.
Как называется птица , за которой ты наблюдаешь?
Где те ее часто встречаешь?
Большая это птица или маленькая?
Какого цвета ее перышки?
Какие у нее головка, глаза, клюв?
Какие у птицы хвост, ноги, крылья?
Чем она питается?
1. Заменить выделенные слова местоимениями. Определить , вместо какой части речи употребляются личные местоимения.
1. Уч.ник вошел в класс. Уч.ник поздоровался с ребятами. 2. Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила м.л.ко и мясо.3. Вдоль д.роги росли дубы. Дубы были большие и важные.
2. Составь таблицу личных местоимений по образцу.
3. Выписать личные местоимения, определить их лицо и число. Ответить, из каких произведений, изученных в 4 кл , взяты предложения.
1. “ Мне показалось, она глядит на меня и думает: за что же я умирать должна?” (И.С.Тургенев ”Перепелка”). 2. “Какой ты красивый!- закричала она.- Ты теперь совсем не похож на уродливого карлика!” (В.Гауф “Карлик Нос”).3.” И вот рано утром они улетели с острова Крит” (миф”Дедал и Икар”).
4.Записать ответы на вопросы. Подчеркнуть местоимения и обозначить их лицо и падеж.
Что ты сейчас делаешь?
Что лежит у тебя на парте?
Кто сидит с тобой за одной партой?
Вызывали ли тебя сегодня на уроке?
5.Назвать пропущенные местоимения . Записать, обозначь лицо и падеж местоимений.
Поздравляю . Ажар, с грамотой. О . много говорят сейчас. Мы очень очень гордимся . .
6. Поставь данные в скобках местоимения в нужном падеже.
Мама- самый дорогой (ты) человек.
Мама учит (ты) добру, первым играм, объясняет все, что (ты) непонятно. Везде и всегда с (ты) мама.
7. Составь и запиши сочетания слов , употребляя данные в скобках местоимения в нужном падеже.
Встретил (ты, он, она, они).
Сказал (ты, вы, он, она).
Увидел (мы, он, она, они)
8. Подобрать подходящие по смыслу предлоги.
Написать местоимение 1-го лица мн.ч.
Составить и записать небольшое предложение с личным местоимением он в Р.п.
Записать местоимения, которые встречаются в загадках. Обозначить лицо, число, падеж этих местоимений.
а) Он шипит , а ты не трусь. это белый -белый . (гусь)
б) У нее стальные зубки. С нею дружат лесорубы. (пила)
4. Просклонять местоимение 1в.-мы, 2в.-вы.
10. Напиши по памяти. Подчеркни местоимения, определи лицо, число, падеж.
11. Назвать им. существительные , обозначающие явления природы, определить склонение.
12. Игра “Цепочка слов”. От данного на доске существительного образовать цепочку слов так. Чтобы каждое новое существительное начиналось буквой, которая стоит в конце предыдущего. Определить род, склонение и по указанию учителя поставить в нужный падеж.
Напр.: яблоко- окно – осень — нос – и т.д.
13. Списать вставить пропущенные буквы, определить у существительных склонение, падеж.
Рысь -. пасный л. сной зверь. У рыс. очень сильные лапы. Одной лапой она может убить с. баку. Днем рысь л. жит на толстой ветк. или в яме. Осторожно идет, прислушивается. А то сядет не ветку ели и смотрит на тропу. Где звери идут к водопою. Вот б. жит . лень. Рысь прыгает ему на спину и впивается зубами в шею.
Весной лес сверху донизу занят под жилье. Живут на земл. под земл. на дерев. под дерев. в трав. и в воздух. .
В воздух. — дом у иволг. .
15. Подбери и запиши к словам синонимы.
Дорога, метель, стужа, драчун, лентяй, отец, деревня, торжество, везение, чародей.
16. придумайте и запишите предложения так, чтобы в первом предложении были существительные только первого склонения, во втором – только второго, а втретьем – только третьего. (В каждом предложении должно быть не менее 2-3 сущ-ных).
18. Спишите. Определите склонение и падеж всех существительных. Выделенные слова разберите по составу. Сделайте морфологический разбор словакусочек.
Посм. трите на с. сну. Солнечн. дер..во! Ствол вел..чаво держит изумрудную крону, ух. дящую в син. небо. Кажется, что в ств. лах запрятано со..нце. Даже в ненас. ный день излучают сосны т. пло и свет. См. ла, что выступает на дер..в. , прозрач. на и з. л. тиста. Она похожа на кусочек янтаря.
Правописание гласных в падежных окончаниях им. существительных ед.ч.
На подставк. к ящериц. в зелен. без братишк. около ел. по тетрад. в чащ. .
2.Записать каждое слово в Р.п.
Пустыня, грусть, герой.
3. Записать каждое слово в Д.п., П.п.
Ладонь, стакан, балкон, ночь, мышь.
4.Напишите словосочетания по данным схемам.
В (1скл., ж.р., П.п.) около (2скл., м.р., Р.п)
У (1скл, ж.р., Р.п.) (3скл., Р.п.)
На (2скл., м.р., П.п.) по (1скл, м.р., Д.п.)
5. Спишите. Поставьте им. существительные в скобках в нужном падеже.
Поезд подъезжает к (Астана, Астрахань)
Школьники побывали в (кинотеатр, парк, музей)
6. Списать. Подобрать и записать к выделенным словам антонимы.
Говорить о неудач. — . на юг. страны -. сказка о зим. -. .
7. Образовать 2-3 существительных от глаголов: говорить, садить, водить.
Единственное и множественное число.
1. Поставить существительные во мн.ч. Записать . Подчеркнуть разделительныйЬ.
4. Записать два существительных в ед.ч. и два во мн.ч. Составь с ними предложения, что бы существительные были в И.п.( Р.п, Д.п., В.п., Т.п., П.п.)
На доске записаны буквы, а учащиеся дописывают остальные буквы так, чтобы получилось существительное. Напр.: м,л,н. — малина, сол…- солнце. ( после поставить их во мн.ч.)
6. Составь и запиши рассказ по вопросам. У существительных определить число, падеж.
Кого подарили Вите?
Какую кличку дал Витя щенку?
Как ухаживал он за щенком?
Кто помогал мальчику?
С кем еще играл щенок?
7. Названия каких животных и птиц мы вспоминаем, чтобы назватьхрабрица, задиру, хитреца, увальня, безбилетника.Составить предложения, чтобы существительные стояли во мн.ч. Записать.
(орел, петух, лиса, медведь, заяц)
8. Какими синонимами (из четырех букв) можно заменить такие слова:приятель, противник, солдат, печаль, работа?Составить словосочетания, чтобы существительные были во мн.ч.
(друг, враг, воин(боец), горе, труд(дело))
9. Вставить подходящие по смыслу слова, определить число и склонение у существительных.
Ноч. стоит в л. су густом
Слышен ш. рох под .
За лисицыным хвостом,
Дети ходят вереницей. (В.Орлов)
1. Записать по памяти. Подчеркнуть глаголы, определить спряжение.
Ветер по морю шумит.
Ветер по лесу бежит,
Ветер дует в чистом поле,
Волком воет он на воле,
А за ветром меж берез,
2. Подобрать глаголы в неопределенной форме к существительныммороз, дерево, вода, дятел.
3. Запишите глаголы неопред. формы.
Говорит, поговорит, кричит, закричит, летел, вылетел, шумит, прошумит.
4. Спишите. Определите вид, спряжение.
Сне. уже несколько дней мел. тешил за . кном. Напуганные м. тел. ю в. роны с. дели на заснеженных ве. ках скуч. ные и нахохленные. Синицы зам. лчали и ре. ко попадались на гл. за.
5. Указать какие глаголы употреблены в переносном значении.
Идет мальчик, идет время, идет кино, малыш бежит, время бежит, солнышко садится, птичка садится.
6.Подобрать и записать глаголы с противоположным значением.
Закрыть -. смеяться-. говорить-. стоять-. .
Частица НЕ с глаголами.
1. Вспомнить и записать три пословицы с отрицательной частицейНЕи глаголами.
Подберите к именам прилагательным существительные большая
Подберите к именам прилагательным в качестве проверочного слова имя существительное и определите следует писать на месте пропуска непроизносимую согласную или нет:образец:яросТный-в яросТи
Бессовестный-совесть завистливый-зависть властный-власть скоростной-скорость тростниковый-тростник гигантский-гигант поверхностный(взгляд)-поверхность безучастный-участь или участие капустные(листья)-капуста редкостный(экспонат)-редкость
ударение падает на 1 слог на букву «Е»
С помощью каких значимых частей речи образуются однокоренные слова? Приставки Суффиксы (например: ход, поход (приставка по), походка (приставка по + суффикс к) В каких ситуациях мы часто прибегаем к поиску, использованию однокоренных слов? Чтобы проверить правописание безударной гласной, парной согласной, непроизносимой согласной.
Орфограммы в корне: 1. Безударные гласные: ход и́ть (х о́д), скор е́е (ск о́ро), прилет я́т (полёт), по мост у́ (м о́ст) , проливн о́й (л и́вень), дождев о́й (д о́ждь), з а́пах (п а́хнуть), шир о́кий (ш и́рь), леп и́ть (л е́пка), объясн и́л ( я́ сность).
3. Непроизносимый согласный: известный (известие), костный (кость), горстка (горсть), участник (участие), солнце (солнечный).
Источник
Упражнения на формирование понятия об имени прилагательном и употребление его в речи, представленные в учебниках, составленных в соответствии с программой «Школа России». материал по русскому языку (1, 2, 3 класс) на тему
Данный материал содержит подборку упражнений, которые можно использовать при работе. Способствует формированию у обучающихся понятия об имени прилагательном и употреблению его в речи.
Скачать:
Вложение
Размер
упражнения.
62.5 КБ
Предварительный просмотр:
Упражнения на формирование понятия об имени прилагательном и употребление его в речи, представленные в учебниках, составленных в соответствии с программой «Школа России».
1.Задания по проверке умений употреблять прилагательные в речи.
Задание №1. Найди среди данных слов (в тексте) имена прилагательные или словосочетания с прилагательными.
Снежный ком, ком из снега; шишка сосны, сосновая шишка; дом у дороги, дорожный патруль; уютная комната , домашний уют.
Задание №2. Вставь подходящие по смыслу имена прилагательные.
Зимой у белки ____,____ шерсть. Хвост ______ и ______. Белка старается залесть в _______ дупло. Там она грызет _______шишки.
Слова для справок: густой, серый, большой, пышный, теплый, еловый.
Задание №3. Подбери к прилагательным слова, близкие по значению.
тихий городок — медленный
тихий нрав — смирный
тихий звук — безмолвный
тихая ночь — негромкий
тихий ход — неоживленный
Задание №4. Подбери к данным словам, противоположные по смыслу.
Трудолюбивый человек -. сильный ветер -. старательный ученик -. военный самолет -. трусливый заяц- …, свежий вечер -.
Задание №5. Подбери к многозначному имени прилагательному, близкое по смыслу.
Бархатный сезон — железн(ый) крепкий орешек — тепл(ый)
Система упражнений, направленная на развитие речи младших школьников в процессе изучения имени прилагательного .
1. Упражнения на нахождения слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какие?
– Прочитайте текст. Найдите в тексте слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какие ?, выпишите их.
Я очень люблю это скромное ветвистое деревцо – рябину. Люблю ее перистые зеленые листочки, которые шелестят даже при легком ветерке. Есть что-то веселое, радостное, русское в этом деревце. В народных песнях часто употребляется рябинушка.
2. Упражнения на дополнение текста словами, отвечающими на вопросы какой? какая? какие?
– Дополните текст словами, отвечающими на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?
У девочки Маши был . щенок Дружок. У Дружка была . шерсть. ушки и . глазки. Он играл с девочкой целый день.
Слова для справок: веселый, черный, остренький, маленький, блестящий.
* Найдите слова, указывающие на размер Дружка. Придумайте свои слова с уменьшительно-ласкательным значением.
3. Упражнения на группировку признаков предмета
– Прочитайте имена прилагательные. Выпишите имена прилагательные в такой последовательности: обозначающие цвет предмета; обозначающие вкус предмета; обозначающие материал, из которого сделан предмет; обозначающие форму предмета; обозначающие величину предмета.
4. Упражнения на выделение имен прилагательных из данных слов (текста).
– Послушайте текст. Назовите прилагательные, которые вы запомнили.
Был в лесу старый пень, там в дупле колючий еж устроил гнездо. Жарким днем он спал, а поздним вечером выходил на охоту. Однажды летним вечером еж проснулся и пошел искать пищу. Вдруг он увидел пятнистую змею. Змея зашипела и бросилась на ежа. Еж разорвал змею.
5. Упражнения на подбор подходящих по смыслу слов в текст с использованием слов для справок.
Элли увидела прозрачный поток. В прозрачной воде резвились волшебные рыбки. Вдруг к девочке подошли забавные человечки. Они были одеты в забавные кафтаны. Под широкими полями шляп нежно звенели забавные бубенчики.
Слова для справок: чистый, бархатный, красивый, маленький.
1. Упражнения на использование прилагательных — синонимов.
– Подберите к каждому слову близкое по смыслу прилагательное (синоним), запишите.
– Найдите синонимы. Соотнесите слова из левого столбика с их синонимами из правого. (Можно устно, вызывая по очереди детей к доске и предлагая им проводить стрелочки к словам-синонимам).
– Из данного списка выпиши слова, близкие по значению словам: интересный, красивый, ласковый, старательный.
– Прочитайте внимательно предложения. Подумайте и замените, где нужно, подходящие по смыслу именами прилагательными повторяющиеся слова.
Наступила ранняя весна. Зацвели ранние растения. Слышен ранний звук пастушьего рожка.
– Прочитайте, разберите предложения. Выпишите прилагательные и существительные, с которыми они связаны.
На солнце темный лес зардел.
В долине пар белее тонкий.
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
К выписанным прилагательным подобрать слова, близкие по смыслу. Обратите внимание, как изменился текст после замены данных прилагательных синонимичными. Как вы думаете, какие прилагательные точнее передают красоту родного края (в ходе работы объяснить детям, такая замена авторского текста не будет полноценной, еще раз показать ученикам удачность авторского выбора).
Слова для справок: легкий, изящный; сумрачный, мрачный; серебристый; голосистый; первый, весенний
2. Упражнения на использование прилагательных — антонимов.
– Подберите противоположные по смыслу слова к следующим словам:
– Выделите слова-антонимы в стихотворении-загадке.
Бывает он в холод,
Бывает он в зной,
Бывает он добрый,
В открытые окна
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит.
То вздумает по морю
Волны гонять. (Н.Найденова)
– Прочитайте. Подберите к каждому слову слова, противоположные по смыслу (антонимы) и слова близкие по смыслу (синонимы), Запишите слова в два столбика.
– К данным прилагательным напишите прилагательные противоположного значения. Выделите окончания. К словам левого столбика подберите слова близкие по значению, данные в словах для справок:
Слова для справок: оживленный, радостный, смешной; грузная; старательный; смелая; дряхлый, ветхий.
Укажите, какие из прилагательных могут сочетаться с существительными, помещенными в скобках: старый, дряхлый, ветхий (человек, обувь, город, избушка).
3. У пражнения на освоение грамматических признаков имени прилагательного
– Спишите словосочетания. Определите и укажите род имен прилагательных. Помните, род имен прилагательных зависит от рода имен существительных.
Ясный день, ясная погода, ясное небо; ранняя прогулка, раннее утро, ранний час; хороший человек, хорошая девочка, хорошее настроение
– Прочитайте предложения. Выпишите имена прилагательные в три столбика: мужской род, средний род, женский род.
Полынь – горькое на вкус растение. По вечерам в лесу раздается громкий трубный зов лося. На опушке растет стройная молодая ель. Синее бездонное небо шатром раскинулось над нами.
– Спишите текст. Найдите в тексте имена прилагательные. Определите и обозначьте их род и число.
Синие небо и свежее дыхание ветерка так и манили меня на прогулку. Я отправился в соседнюю рощу. Утренняя роса еще покрывала траву, и в воздухе чувствовалась ранняя сырость. Молодые листочки деревьев были точно покрыты лаком. Яркие весенние цветы бодро подымали свои красивые головки. На траве сверкали крупные капли росы.
4. Упражнения на подбор подходящих по смыслу слов в текст.
– Замените повторяющиеся имена прилагательные подходящими по смыслу словами.
Самыми пугливыми животными считаются пугливые зайцы и пугливые серны.
Слова для правок: пугливые, робкие, трусливые.
5. Упражнения на группировку слов по заданным признакам
– Прочитайте имена прилагательные. Выпишите имена прилагательные в такой последовательности: отношение к людям; состояние погоды; характер человека.
– Образуйте от существительного однокоренное ему прилагательное и составьте словосочетание этого прилагательного с существительным. Запишите составленное словосочетание.
Ужас, осень, вкус, лес, дом, несчастье, холод, туман, лето, место.
― Замени прилагательное, близким по смыслу словом с приставкой:
Упражнения, предлагаемые на продуктивном этапе
1. Упражнения на работу с деформированным текстом
– Расположите предложения в нужной последовательности. Дополните подходящими по смыслу именами прилагательными.
1.Она посадила Кая в сани и увезла к себе во дворец. 2. Ее одежда была из тюля. 3. Вдруг Кай увидел Снежную королеву. 4. Кая спасла Герда. 5. Она была из льда.
* Слова для справок: сверкающий, тончайший, белый, добрый, отважный, большой, ледяной.
— Расположи части текста в нужной последовательности. Озаглавь рассказ словами из текста.
Ребятишки взяли небольшую дощечку, сделали маленькую лодочку и пустили ее по бурной воде. Лодочка плыла, а дети бежали за ней и кричали.
Пришла теплая весна. Пригрело ласковое солнышко. Потекли веселые ручейки.
Вдруг маленький превратился в настоящую большую реку, и отправилась рыбачья лодка в дальнее плавание.
Найди и отметь в рассказе части: 1. Как белки зимуют. 2. Веселые белки. 3. Летние заботы. Озаглавь текст.
— Теперь у освещенной солнцем старой сосны резвятся веселые белки. Радуются они теплому солнышку, светлой весне. Сменили белки свои пушистые серые шубки. Рыжими стали у них спинки и пышные хвосты. Всю долгую зиму жили белки в лесу. От ветра и стужи прятались в теплых гнездах, забирались в глубокие дупла деревьев. Грызли смолистые тяжелые шишки. Много забот будет летом у белок. Нужно накормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов.
* Расположи части текста в нужной последовательности.
*Замени выделенные слова близкими по смыслу. Что изменилось какой вариант лучше ?
2. Упражнения на редактирование с творческим дополнением текста
– Прочитайте текст. В этом тексте нет имен прилагательных. Подберите нужные по смыслу слова и запишите восстановленный текст.
Заглянуло лето в … сад, развесило на ветвях … яблоки, … груши. В лесу под деревьями лето рассадило много грибов. В … березняке – подберезовики с … корешками, в … шапочках; в осиннике – подосиновики с … шапочками. На … поляне будто цветы расцвели, раскрыли свои зонтики мухоморы.
3. Упражнения на написание сочинения с использованием заданного элемента текста
– Прочитай. Какая мысль выражена в предложении? Составь текст по предложению. Напиши.
В воздухе кружилась живая сетка из мягких, пушистых снежинок.
– Подумай, как можно продолжить текст. Придумай конец и запиши текст полностью.
Стоял чудесный летний день. От лёгкого ветерок; чуть-чуть шевелились листья на деревьях. Hа солнечную поляну выскочил из-за куста маленький зайчонок.
4. Упражнение на изложение и пересказ текста.
Над бурным океаном встает солнце. Высоко поднимаются гребни яростных волн. Одна из них самая высокая. Её называют девятым валом. Со страшной силой она вот-вот обрушится на потерпевших крушение. А усталые люди вцепились в обломки мачты. Как они сюда попали?
Вчера утром их корабль вышел в открытый океан. Был солнечный день. Но к вечеру ветер нагнал грозные тучи, океан заволновался. Огромные валы ринулись на корабль. Послышался треск мачт. Несколько друзей решили не сдаваться. Главное – выдержать до утра. Солнце уменьшит эти бешеные валы. И люди выдержали. Солнечные лучи разукрасили тяжелые волны всеми цветами радуги. Больше всего в картине густой зелени, это цвет надежды. Солнце и люди победили мрак ночной бури. Хвала человеку! Слава солнцу!
О чем говорится в данном произведении?
Какие слова передают состояние разбушевавшейся природы?
5. Упражнения на употребление имени прилагательного в речи:
– Описать предмет или явление (не называя его) так, чтобы все, не видя его, догадались, о чём речь.
Она была маленькой, тоненькой. Ее белый ствол был виден издалека. Хрупкие ветви … с нежными клейкими листочками дрожали от холодного весеннего ветра.
Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазками. Наконец показалась полосатая шкурка. Из зарослей вылез маленький …. .
Внимание! 02.01.10 пропала неприметная кошка смешанной породы. Возраст 1 год, черная с белыми лапами и круглым белым пятном на спине, небольшая, пушистая, откликается на кличку Мурка. Нашедшего прошу вернуть кошку за вознаграждение. С любой информацией обращаться по тел. ***-**-**.
– Придумать загадку, написать стихотворение
Описать сегодняшний день.
Сегодняшний день напоминает мне веселый праздник Новый год. Ночью выпал белый, пушистый снег и как ковер украсил детскую площадку. Утром я шла в школу и видела как радуются дети первому снегу. И даже черные вороны горделиво прохаживались по белоснежному ковру.
Прочитав слова, записанные на доске или карточках, дети «создают портрет человека».
Задания по проверке умений употреблять прилагательные в речи
Задание №1. Найди среди данных слов (в тексте) имена прилагательные или словосочетания с прилагательными. Выпиши эти словосочетания.
Стояла ясная погода. Потом вдруг подул сильный ветер. Небо закрыли серые тучи. Три дня лил теплый дождь. Надвинулся густой белый туман. Утром выглянуло яркое солнце. Зеленела молодая трава. Надулись толстые почки калины и липкой березы. Пришла настоящая весна.
Задание №2. Вставь подходящие по смыслу имена прилагательные.
Дельфины – это самые…….морские животные. ……..дельфины выступают в ……. Цирках. Они прыгают через обруч, танцуют ……. вальс, катают на своей спине дрессировщика.
Слова для справок: дрессированные, веселый, умные, морских
Задание №3. Подбери к прилагательным слова, близкие по значению.