Меню

подберите определение прилагательное или местоимение к именам существительным



Морфологические нормы
тренажёр по русскому языку

Упражнение позволяет отрабатывать мофологические нормы русского языка

Скачать:

Вложение Размер
normy_morfologii.docx 14.97 КБ

Предварительный просмотр:

Задания и упражнения

НОРМЫ МОРФОЛОГИИ, НОРМЫ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ

1. Подберите определение (прилагательное или местоимение) к именам существительным :

Тюль, фасоль, алиби, рояль, мышь, попурри, такси, толь, вермишель, шампунь, колибри, цеце, эсперанто, шимпанзе, кофе, какао, пальто, киви, боа, пенальти, кредо.

Слова мужского рода:
Рельс, толь, тюль, шампунь, эполет, рюш, багет, шимпанзе, фламинго, хинди

Слова женского рода:
Босоножка, клавиша, манжета, мозоль, сандалия, туфля, авеню, салями, кольраби, колибри

Слова среднего рода:
Алоэ, мочало, повидло, щупальце, бра, кашне, резюме

Слова общего рода :
Неряха, сирота, протеже, коллега, крупье, хиппи

2. Исправьте речевую ошибку:

Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю.

Это ещё более худший вариант решения проблемы.

Комендант велел дворнику отнести вещи жильца к себе.

Мать велела дочери налить себе воды.

Боясь грозы, старушка спрятала голову под подушку и держала её там до тех пор, пока она не кончилась.

498 человек, полторы страницы, двое студентов, оба урока, обе страны

4. Выберите нужную форму (оба — обе).

По …сторонам улицы, на …берегах реки, у …сестёр, у ….братьев, на …стенах, между …странами, между …государствами, …руками, …ушами, …глазами, у …детей, к …ботинкам, приложит к …ушам, знаком с …братьями, с …сёстрами.

До (сколько) часов работает магазин?

Со (сколько) часов открывается библиотека?

(Сколько) ученикам пришлось переписывать работу?

Источник

Местоимения-существительные и местоимения-прилагательные (таблица)

Узнаем, что такое местоимения-существительные и местоимения-прилагательные, осно­вы­ва­ясь на спо­соб­но­сти место­име­ний ука­зы­вать на пред­мет или при­знак и заме­щать в речи име­на суще­стви­тель­ные и при­ла­га­тель­ные.

По неко­то­рым мор­фо­ло­ги­че­ским при­зна­кам место­име­ние, как само­сто­я­тель­ная часть речи, сопо­ста­ви­мо с дру­ги­ми частя­ми речи. Оно обла­да­ет уни­каль­ной спо­соб­но­стью заме­щать сло­ва дру­гих частей речи, ука­зы­вая на пред­мет, при­знак или коли­че­ство.

С этой точ­ки зре­ния раз­ли­ча­ют

Рассмотрим подроб­нее, что такое местоимения-существительные и местоимения-прилагательные в систе­ме этой само­сто­я­тель­ной части речи рус­ско­го язы­ка.

Таблица

Разряды Местоимения-существительные Местоимения-прилагательные
Личные я, мы, ты,
вы, он, она,
оно, они
Возвратное себя
Притяжательные мой, твой,
наш, ваш, его, её, их,
свой
Вопросительные кто? что? каков?
какой? чей?
кото­рый?
Относительные кто, что каков,
какой, чей,
кото­рый
Отрицательные никто, ничто,
неко­го, нече­го
ника­кой,
ничей
Неопределенные некто, нечто,
кто-то,
что-то
какой-то,
кое-какой,
чей-либо,
неко­то­рый
Определительные самый,
вся­кий,
иной,
дру­гой,
любой, каж­дый,
весь
Указательные этот, тот, такой, сей, оный

Что такое местоимения-существительные?

Местоимения, ука­зы­ва­ю­щие на лицо или пред­мет, но не назы­ва­ю­щие их кон­крет­но, явля­ют­ся местоимениями-существительными. Чтобы раз­но­об­ра­зить нашу речь и избе­жать повто­ра одних и тех же слов, они заме­ща­ют име­на суще­стви­тель­ные.

Сравним:

( Кто?) Саша посту­чал в закры­тую дверь. Кто откро­ет (кому?) ему ?

Ветер при­гнал откуда-то гро­зо­вые (что?) тучи . (Что?) Они быст­ро затя­ну­ли все небо.

Разряды местоимений-существительных

Группу местоимений-существительных состав­ля­ют сло­ва, при­над­ле­жа­щие к раз­ным семан­ти­че­ским раз­ря­дам:

Морфологические признаки местоимений-существительных

Личные место­име­ния име­ют посто­ян­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки лица и чис­ла:

  • 1 лицоя — мы
  • 2 лицоты — вы
  • 3 лицоон, она, оно

Отметим, что место­име­ния «я» и «мы», «ты» и «вы» не соот­но­сят­ся друг с дру­гом по грам­ма­ти­че­ско­му при­зна­ку чис­ла. Они не явля­ют­ся фор­ма­ми един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла одно­го и того же сло­ва:

«мы» — это не зна­чит «мно­го я»; а «вы» не зна­чит «несколь­ко ты».

Местоимения 3 лица отли­ча­ют­ся нали­чи­ем грам­ма­ти­че­ской кате­го­рии рода:

  • место­име­ние «он» муж­ско­го рода (он шумел);
  • место­име­ние «она» жен­ско­го рода (она шумел а );
  • место­име­ние «оно» сред­не­го рода (оно шумел о ).

Возвратное место­име­ние «себя», а так­же отно­си­тель­ные и вопро­си­тель­ные, отри­ца­тель­ные и неопре­де­лен­ные место­име­ния не име­ют рода и чис­ла.

Все местоимения-существительные изме­ня­ют­ся по паде­жам. Рассмотрим это на при­ме­ре отри­ца­тель­ных местоимений-существительных

Падежи Отрицательные местоимения-существительные
И. п. никто, ничто
Р. п. нико­го, ниче­го, не́кого, не́чего
Д. п. нико­му, ниче­му, не́кому, не́чему
В. п. нико­го, ничто, не́кого, не́чего
Т. п. никем, ничем, не́кем, не́чем
П. п. ни о ком, ни о чём, не́ о ком, не́ о чем

и на при­ме­ре отно­си­тель­ных и вопро­си­тель­ных местоимений-существительных

Падежи Относительные Вопросительные
И. п. кто, что кто? что?
Р. п. кого, чего кого? чего?
Д. п. кому, чему кому? чему?
В. п. кого, что кого? что?
Т. п. кем, чем кем? чем?
П. п. о ком, о чем о ком? о чем?

В пред­ло­же­нии местоимения-существительные выпол­ня­ют син­так­си­че­скую роль под­ле­жа­ще­го или допол­не­ния.

Примеры:

Кто-либо рас­ска­жет нам об этом собы­тии.

Что такое местоимения-прилагательные?

Местоимения, ука­зы­ва­ю­щие на при­знак пред­ме­та или при­над­леж­ность пред­ме­ту, заме­ща­ют в речи име­на при­ла­га­тель­ные.

(Какой?) Каждый чело­век стре­мит­ся понять, как устро­ен мир.

(Чей?) Охотничий дом сто­ял на косо­го­ре. К стене (чье­го?) его дома вплот­ную под­сту­пал лес.

Разряды местоимений-прилагательных

Эту груп­пу состав­ля­ют место­име­ния раз­ных семан­ти­че­ских раз­ря­дов:

  • при­тя­жа­тель­ные место­име­ния — мой, твой, ваш, наш, свой, его, её, их;
  • вопро­си­тель­ные место­име­ния — какой? каков? кото­рый? чей?
  • отно­си­тель­ные место­име­ния — какой, каков, кото­рый, чей;
  • неопре­де­лён­ные место­име­ния — некий, неко­то­рый, какой-то, какой-либо, какой-нибудь, чей-то, чей-либо, чей-нибудь;
  • отри­ца­тель­ные место­име­ния — ника­кой, ничей;
  • ука­за­тель­ные место­име­ния — тот, этот, сей, такой;
  • опре­де­ли­тель­ные место­име­ния — весь, вся­кий, сам, самый, любой, иной, дру­гой, каж­дый.

Грамматические признаки местоимений-прилагательных

Эти место­име­ния обла­да­ют грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми, сход­ны­ми с грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми имен при­ла­га­тель­ных. Так же, как име­на при­ла­га­тель­ные, они изме­ня­ют­ся по родам (в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла), чис­лам и паде­жам.

Понаблюдаем:

  • друг ой при­знак;
  • друг ая при­чи­на;
  • друг ое обсто­я­тель­ство;
  • друг ие дела.
Падежи Единственное чис­ло Множественное чис­ло
Муж. род Ср. род Жен. род
И. п. мой
твой
наш
ваш
свой
мое
твое
наше
ваше
свое
моя
твоя
наша
ваша
своя
мои
твои
наши
ваши
свои
Р. п. мое­го
тво­е­го
наше­го
ваше­го
сво­е­го
моей
тво­ей
нашей
вашей
сво­ей
моих
тво­их
наших
ваших
сво­их
Д. п. мое­му
тво­е­му
наше­му
ваше­му
сво­е­му
моей
тво­ей
нашей
вашей
сво­ей
моим
тво­им
нашим
вашим
сво­им
В. п. мое­го (мой)
тво­е­го (твой)
наше­го (наш)
ваше­го (ваш)
сво­е­го (свой)
мою
твою
нашу
вашу
свою
моих (мои)
тво­их (твои)
наших (наши)
ваших (ваши)
сво­их (свои)
Т. п. моим
тво­им
нашим
вашим
сво­им
моей
тво­ей
нашей
вашей
сво­ей
мои­ми
тво­и­ми
наши­ми
ваши­ми
сво­и­ми
П. п. о моем
о тво­ем
о нашем
о вашем
о сво­ем
о моей
о тво­ей
о нашей
о вашей
о сво­ей
о моих
о тво­их
о наших
о ваших
о сво­их

В пред­ло­же­нии местоимения-прилагательные высту­па­ют чаще все­го в син­так­си­че­ской роли согла­со­ван­ных и несо­гла­со­ван­ных опре­де­ле­ний.

Примеры:

Какая-то фигу­ра пока­за­лась в глу­бине дво­ра (согла­со­ван­ное опре­де­ле­ние).

Её мане­ра гово­рить гром­ким полу­шё­по­том раз­дра­жа­ет нас (несо­гла­со­ван­ное опре­де­ле­ние).

Относительное место­име­ние «каков» и вопро­си­тель­ное «каков?» высту­па­ют в роли ска­зу­е­мо­го.

Он так и не рас­ска­зал, каков был его путь .

Источник

§23. Имя прилагательное как часть речи — cтраницы 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84

304. Работа в паре (группе). Прочитайте. Можно ли определить, о каких предметах идет речь? Как вы догадались?

Сформулируйте основной вопрос урока.

305. Подбери и запиши как можно больше слов, обозначающих признаки предметов. Напиши, на какой вопрос отвечают слова каждой группы.

Обозначь орфограммы.

306. Трех художников попросили нарисовать лес. Вот что у них получилось. Как ты думаешь, почему все рисунки получились разные? Выбери один рисунок. Устно опиши, какой лес на нем изображен.

Художник изобразил дубовую рощу, березовую рощу и ельник.

На картине изображена березовая роща. Зеленые, кудрявые березки теснят друг друга. Стволы у них белые с черными полосками, ровные, но бывают и кривые. Под березами всегда растет зеленая трава.

307. Прочитай текст. Найди в нем слова, которые обозначают признаки предметов.

Признаки каких предметов они обозначают? Какого рода эти существительные? В форме какого числа они употреблены? Какой вывод ты можешь сделать?

Какие слова помогли поэту А.К.Толстому нарисовать картину весенней природы – весенний пейзаж? К каким частям речи относятся эти слова? Как ты думаешь , почему подснежник назван кувшинчиком? Перечитай предпоследнюю строчку. Какую картину ты представил? Почему весенний лес назван юным, а молодая листва – это зеленый дым?

Последний, теплый, синий, юный, зеленый – эти слова обозначают признаки имен существительных. Существительные и мужского и женского рода. Употреблены в единственном числе.

Вывод: слова, обозначающие признаки предметов изменяются по родам и числам.

Поэту А.К. Толстому нарисовать картину весенней природы помогли слова, дополняющие имена существительные – это прилагательные.

Головки цветков подснежника, когда начинают распускаться, оущены вниз. Сложенные до конца не распустившиеся, лепестки цветков формой похожи на маленький кувшинчик, поэтому подснежник поэт назвал кувшинчиком.

Весенний лес назван юным, потому что весной появляются первые листья на деревьях и лес начинает новую жизнь. Молодая листва нежно – зеленого цвета – зеленый дым, потому что листья распустились не полностью и сквозь них, как сквозь дым, проглядываются ветви и стволы деревьев.

308. Попробуй предположить, что означает название части речи – «прилагательное». Прочитай.

К чему «присоединяются, прибавляются» имена прилагательные? Попробуй сформулировать определение этой части речи.

Как ты думаешь, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не со словами другой части речи?

Имена прилагательные «присоединяются, прибавляются» к именам существительным, обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой?какая?какое? какие?

Прилагательные связаны, согласуются с именами с существительными, так как они характеризуют предметы, выражают их признаки, связаны с ними по смыслу.

309. Прочитай. Понаблюдай за тем, как изменяются имена прилагательные. Что ты напишешь вместо точек? Спиши. Выдели окончания прилагательных.

Имена прилагательные изменяются по родам. Можно ли так же сказать о существительных? Почему? Как правильно сказать? В чем разница? Изменяются ли прилагательные по числам, как существительные.

Имена существительные не изменяются по родам. Род – постоянный признак существительных. Прилагательное, как признак существительного имеет тот же род, но может быть признаком существительных другого рода. По числам прилагательные изменяются, как и существительные, что видно из упражнения.

310. Подбери и запиши как можно больше имен прилагательных, которые называют, какие это предметы по размеру, по форме, по цвету, по запаху, по вкусу и т.д.

Какие еще признаки этих предметов ты можешь назвать?

Яблоко – большое, маленькое; круглое, плоское; зеленое, красное, полосатое; ароматное, душистое; сладкое, кислое. Другие признаки: червивое, мягкое, жесткое, спелое, крупное, мелкое.

Незабудка – крупная, мелкая; высокая, низкая; синяя, фиолетовая, голубая; пахучая, душистая. Другие признаки: полевая, лесная садовая, увядшая, декоративная.

Печенье – мелкое, крупное, тонкое, толстое; круглое, квадратное, овальное, треугольное; шоколадное, светлое, темное; ароматное, ванильное, пряное; свежее, вкусное, сладкое. Другие признаки: бисквитное, жесткое, сухое, овсяное, слоеное, подаренное, купленное.

Смородина – крупная, мелкая; круглая, продолговатая; черная, красная, желтая, белая; душистая, сладкая, кислая.

Другие признаки: садовая, лесная, дикая, зрелая, чистая, грязная, сортовая.

311. Подбери и запиши в один столбик имена прилагательные, которые называют хорошие качества человека, а в другой – плохие, отрицательные.
Обозначь орфограммы.

312. Прочитай. Составь и запиши сочетания слов прилагательное + существительное.

Укажи род и число имен существительных и имен прилагательных. Покажи графически, от какого слова к какому ставится вопрос. Как ты думаешь, почему вопрос ставится от существительного к прилагательному, а не наоборот?

Трудолюбивый (м.р., ед.ч.) (какой?) человек (м.р., ед.ч.), праздничный (м.р., ед.ч.) (какой?) костюм (м.р., ед.ч.), известная ( ж.р., ед.ч.) (какая?) актриса (ж.р., ед.ч.), воздушные (мн.ч.) (какие?) шары (м.р., мн.ч.), голосистые (м.р., мн.ч.) (какие?) соловьи (мн.ч.), аккуратный (м.м., ед.ч.) (какой?) почерк (м.р., ед.ч.)

Вопрос ставится стрелкой над словами от существительного к прилагательному, т.к. прилагательное обозначает признак предмета, а не наоборот. Вопрос пишется над стрелкой.

313. Допиши сочетания слов: вместо точек напиши имена прилагательные. Укажи род и число существительных и прилагательных. Какой вывод ты можешь сделать?

Найди и подчеркни орфограммы – буквы безударных гласных, не проверяемых ударением.

Лес (м.р., ед.ч.) (какой?) – лиственный (м.р., ед.ч.)
Озеро (ср.р., ед.ч.) (какое?) – глубокое (ср.р., ед.ч.)
Лестница (ж.р., ед.ч.) (какая?) – крутая (ж.р., ед.ч.)
Сороки (ж.р., мн.ч.) (какие?) – белобокие (мн.ч.)
Балкон (м.р., ед.ч.) (какой?) – большой (м.р., ед.ч.)
Комнаты (ж.р., мн.ч.) (какие?) – светлые (мн.ч.)
Правило (ср.р., ед.ч.) (какое?) – золотое (ср.р., ед.ч.)
Лопата (ж.р., ед.ч.) (какая?) – садовая (ж.р., ед.ч.)

314. Какие имена существительные ты напишешь вместо точек? Запиши сочетания слов, укажи род и число существительных и прилагательных.

315. Составь сочетания слов сущ. + прил., изменяя окончания. Укажи род и число существительных и прилагательных.

Обозначь в словах орфограммы.

316.Прочитай текст. Спиши. Обозначь орфограммы. Выпиши сочетания слов сущ. + прил. Или прил. + сущ. Покажи графически, от какого слова к какому ставится вопрос.

317. Прочитай. Подчеркни в словах орфограмм. Составь и запиши предложения с данными сочетаниями слов (окончания можно изменять).

318. Спиши. Вставь подходящие по смыслу прилагательные. Как определить, в каком роде и числе нужно употребить имена прилагательные? Обозначь орфограммы. Сколько раз тебе встретилась орфограмма – буква безударного гласного в приставках?

319. Прочитай текст. Слов какой части речи в нем не хватает? Догадайся, какие прилагательные надо вставить. Запиши текст. Что изменилось? Какую роль играют прилагательные в нашей речи?

Имена прилагательные: большой, бедная, круглые, зеленая, белое.

В тексте не хватает имен прилагательных. После вставки слов этой части речи, текст стал более понятным, интересным и разнообразным. Прилагательные, дополняя имена существительные, более точно описывают предметы, указывают на их конкретные отличительные признаки, украшают и обогащают нашу речь.

Жила – была квакушка, зеленая макушка, беленькое брюшко, круглые глазки – совсем как в сказке.

Рот у красавицы большой – как говорится до ушей. А ест как много! Только позавтракала – уже обед. Некогда прыгать бедной квакушке: так и ест комаров без перерыва.

320. Прочитай текст. Найди имена прилагательные. Выпиши их вместе с именами существительными, к которым они относятся. Покажи графически, от какого слова к какому ставится вопрос.

1. Слова какой части речи уточняют и украшают нашу речь?
2. Расскажи все, что ты знаешь об именах прилагательных.
3. Какую роль играют прилагательные в речи?
4. Почему имена прилагательные связаны именно именами существительными?

Поляны – (какие?) снеговые
Темный (какой?) –лес
Звезды – (какие?) золотые
Сад – (какой?) зеленый
Ручей – (какой?) студеный
Серебристою – (какою?) струей
Теплый – (какой?) ветер
Светлая – (какая?) весна

Имена прилагательные уточняют и украшают речь.

Имена прилагательные являются признаком предмета, имеют тот же род и число, отвечают на вопросы: какая? Какое? Какие?

Имена прилагательные согласуются с именами существительными, зависят от них, т.к. обозначают признак предмета.

321. Прочитай. Выпиши и разбери имена прилагательные как часть речи.

Важный – папа (какой?) важный, н.ф. важный, прил., м.р., ед.ч.

Краснолапый – папа (какой?) краснолапый, н.ф. краснолапый, прил., м.р., ед.ч.

Беленькая – мама (какая?) беленькая, н.ф. беленькая, прил., ж.р., ед.ч.

Желтые – детки (какие?), н.ф. детка (какая?) желтая, прил., ж.р., мн.ч.

Сохраните или поделитесь с одноклассниками:

Источник

Читайте также:  какого рода существительное перефраза

Подберите определение прилагательное или местоимение к именам существительным



Практикум по теме «Морфологические нормы»

Задание 1: Допишите окончания.

В обезьяннике было тихо. Спал… мощн… орангутанг, дремал…горилла, чуть похрапывал… во сне шимпанзе. Только шустр… макака никак не хотел… успокоиться. Задумчив…гну жевал…сено. Мил… антилопа лежал… в глубине вольера. Американск…лама молча смотрел… на публику. Изящн…газель пощипывал… травку.

Цветущ… Борнео расположен… в Индонезии. Полноводн… Конго – гордость африканцев. Они переехали в процветавш… тогда Теннес. О, эт… незабываем… Тикси!

Шумн…, многолюдн… Осло. На главн… авеню – уютн… кафе под названием «Розов… фламинго» За столиком у стены, где висит изящн… бра, сидят юн… леди и лохмат… хиппи. На леди свободн… кимоно, на хиппи – потертые джинсы, свитер и грязноват… кашне. Оба жуют бутерброды с аппетитны… салями и салат из свеж… кольраби. Перед леди стоит крепк… черн…. кофе и абрикосов… суфле, перед хиппи – не менее крепк… виски.

Задание 2: Сравните

По глубине: Байкал с Ладожским озером; Байкал со всеми остальными озерами мира

По численности населения: Мехико с Арбатовом; Мехико со всеми остальными городами мира.

Задание 3: Исправьте текст

Мой папа работает на заводе. На его заводе работает много рабочих. Он работает в комплексной бригади. У их в бригади есть слесаря, токаря и столяра. Они делают разные мебели В цеху всех их уважают. Я горжусь своим папой.

Задание 4: Найдите ошибки и исправьте их.

В книге Добрыня сидит на своем коне, грива его развевается. Я вынула книгу из сумки и положила ее на стол. Письмо лежало на столе, около него валялась ручка. Вскоре дали сигнал на ужин, и мы побежали его есть. Эту селедку подала мне буфетчица, ввиду жаркой погоды она уже припахивала.

Задание 5: Найдите ошибки в образовании форм причастий.

Под окном стоит береза с осыпающими листьями. На клумбе уже много цветущихся астр. Он смотрел смеющимися глазами. Приятно видеть играющихся детей. Подружившиеся за лето ребята не хотели расставаться. Я читал полюбившие мне стихи. Люди, полюбившие стихи, не разлюбят их никогда.

Задание 6: Сколько ошибок здесь спародировано?

Вспыхает небо, разбужая ветер,

Проснувший гомон птичьих голосов –

Проклинывая все на белом свете,

Я вновь бежу в нетоптанность лесов.

Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,

Приветливыми лапками маша:

Я среди тут пробуду целый вечер,

Бессмертные творения пиша.

Но, выползя на миг из тины зыбкой,

Болотная, зеленовая тварь

Совает мне с заботливой улыбкой

Большой орфографический словарь.

(А. Матюшкин — Герке)

Задание 7: Подберите определение (прилагательное или местоимение) к именам существительным :

Тюль, фасоль, алиби, рояль, мышь, жабо, попурри, бигуди, такси, галифе, толь, вермишель, шампунь, колибри, факсимиле, цеце, эсперанто, шимпанзе, хинди, кофе, какао, пальто, киви, боа, пенальти, кредо, реноме.

Запомните:

Слова мужского рода:
Рельс, толь, тюль, шампунь, эполет, рюш, багет, шимпанзе, фламинго, хинди

Слова женского рода:
Босоножка, клавиша, манжета, мозоль, сандалия, туфля, авеню, салями, кольраби, колибри

Слова среднего рода:
Алоэ, мочало, повидло, щупальце, бра, кашне, резюме

Слова общего рода:
Неряха, сирота, протеже, коллега, крупье, хиппи

Задание 8: Исключите четвертое, учитывая морфологические свойства и формы слов.

Носок, чулок, георгин, помидор.

Тюль, бюллетень, рояль, мозоль.

Цех, лист, пропуск, пояс.

Баня, пустыня, простыня, кухня.

Читайте также:  впишите в таблицу существительные мужского и женского рода на шипящий

Инструктор, ректор, доктор, тенор.

Лапти, сандалии, тапки, туфли.

Запомните!

Образование множественного числа:
Бухгалтеры, инженеры, конструкторы, офицеры, почерки, торты, порты, договоры, склады, трюфели, простыни, свитеры, джемперы, возрасты, выборы, авторы, аптекари, лекторы, гербы, ректоры, прожекторы, редакторы, секторы.
Директора, купола, ордера, повара, профессора, штабеля, шулера, доктора, мастера, паспорта, сорта.

Родительный падеж:
Пара ботинок, валенок, туфель, сапог, чулок (но носков), купить 1 кг . мандаринов, помидоров, апельсинов (но яблок, макарон), 5 консервов; нет мест, болот, войск, плеч, дел, блюдец, полотенец, грузин, армян, гусар, партизан, солдат, ножниц, серёг, кочерёг, свадеб, нянь, басен, рельсов, граблей (и грабель), лохмотьев, простыней; много оладий, вафель, брызг, гектаров, килограммов, мечтаний, будней, свечей, распрей, цаплей, доньев, поленьев; удаление гланд.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 783 ;

Источник

Морфологические нормы
тренажёр по русскому языку

Упражнение позволяет отрабатывать мофологические нормы русского языка

Скачать:

Вложение Размер
normy_morfologii.docx 14.97 КБ

Предварительный просмотр:

Задания и упражнения

НОРМЫ МОРФОЛОГИИ, НОРМЫ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ

1. Подберите определение (прилагательное или местоимение) к именам существительным :

Тюль, фасоль, алиби, рояль, мышь, попурри, такси, толь, вермишель, шампунь, колибри, цеце, эсперанто, шимпанзе, кофе, какао, пальто, киви, боа, пенальти, кредо.

Слова мужского рода:
Рельс, толь, тюль, шампунь, эполет, рюш, багет, шимпанзе, фламинго, хинди

Слова женского рода:
Босоножка, клавиша, манжета, мозоль, сандалия, туфля, авеню, салями, кольраби, колибри

Слова среднего рода:
Алоэ, мочало, повидло, щупальце, бра, кашне, резюме

Слова общего рода :
Неряха, сирота, протеже, коллега, крупье, хиппи

2. Исправьте речевую ошибку:

Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю.

Это ещё более худший вариант решения проблемы.

Комендант велел дворнику отнести вещи жильца к себе.

Мать велела дочери налить себе воды.

Боясь грозы, старушка спрятала голову под подушку и держала её там до тех пор, пока она не кончилась.

498 человек, полторы страницы, двое студентов, оба урока, обе страны

4. Выберите нужную форму (оба — обе).

По …сторонам улицы, на …берегах реки, у …сестёр, у ….братьев, на …стенах, между …странами, между …государствами, …руками, …ушами, …глазами, у …детей, к …ботинкам, приложит к …ушам, знаком с …братьями, с …сёстрами.

До (сколько) часов работает магазин?

Со (сколько) часов открывается библиотека?

(Сколько) ученикам пришлось переписывать работу?

Источник

Выполните упражения
1. Подберите
определение (прилагательное или местоимение) к именам существительным :

Тюль, фасоль, алиби, рояль, мышь, жабо, попурри, бигуди, такси, галифе, толь, вермишель, шампунь, колибри, факсимиле, цеце, эсперанто, шимпанзе, хинди, кофе, какао, пальто, киви, боа, пенальти, кредо, реноме.

2. Исправьте речевую ошибку:

Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю.

Это ещё более худший вариант решения проблемы.

Комендант велел дворнику отнести вещи жильца к себе.

Мать велела дочери налить себе воды.

Боясь грозы, старушка спрятала голову под подушку и держала её там до тех пор, пока она не кончилась человек, полторы страницы, двое студентов, две пары туфель, оба урока, обе страны, 22 суток.
4. Выберите нужную форму (оба — обе).

По …сторонам улицы, на …берегах реки, у …сестёр, у ….братьев, на …стенах, между …странами, между …государствами, …руками, …ушами, …глазами, у …детей, к …ботинкам, приложит к …ушам, знаком с …братьями, с …сёстрами.

Ответы

это было в маленькой харчевне, расположенной в полуподвале на людной улице. высокий табурет стоял у одноногого стола. с утра до позднего вечера на него садились люди. это были рыбаки, портовые рабочие, приезжие крестьяне. они бывали в разных местах, рассказывали о своей жизни. их одежда пахла морем, землей, дымом или травой. а что видел табурет? изо дня в день он скрипел под грузными телами, раскачивался под непоседливыми рассказчиками и слушал. еще он мечтал увидеть солнце, цветы, почувствовать ветер. с этим табурет старел, все громче стонал он во сне. пришел день и одна из трех ног, предательски задрожав, треснула. пролежав до вечера в чулане, табурет оказался под грустным низким небом, всхлипывающим на сыром ветру.

«мир темен, мокр и холоден» — подумал табурет. в нем нет солнца, смеха, травы и моря. выходит, завсегдатаи его обманули. между тем вокруг раздавался странный и страшноватый треск. так взвизгивала старая мебель, когда ее ломали на дрова. «зато согреюсь» — прощался табурет с жизнью. его снова понесли куда-то.

горел огонь, пахло краской и лаком. горячий клей обжигал треснувшую ногу. седловину что-то скребло, блестящие винты впивались в скрипучие суставы.

и пришло утро. табурет испуганно ждал. вставало солнце, розовели белые столбики. вымытый пол приятно холодил тонкие ноги, а ветер раскачивал терпкие кудряшки. «у меня есть кудряшки! я в белом, кругом я в раю! » — думал табурет.

над домом разливался солнечный свет. легкий ветер доносил с моря соленый запах, играл с резными листьями цветка, что стоял на белом высоком табурете прованской террасы.

зло — это злые поступки, которые совершил человек из-за зависти, из-за злости, или просто из-за того, что захотел кому-то отомстить. добро и зло это совершенно разные вещи, как например, хорошо и плохо, две грани одного целого, без добра не будет зла, без зла – добра.

в смысле? ты уже нашел ответ на свой вопрос?

Источник

Морфологические нормы. Речевые ошибки.

Дидактический материал

1. Подберите определение (прилагательное или местоимение) к именам существительным :

Тюль, фасоль, алиби, рояль, мышь, жабо, попурри, бигуди, такси, галифе, толь, вермишель, шампунь, колибри, факсимиле, цеце, эсперанто, шимпанзе, хинди, кофе, какао, пальто, киви, боа, пенальти, кредо, реноме.

Запомните:

Слова мужского рода:
Рельс, толь, тюль, шампунь, эполет, рюш, багет, шимпанзе, фламинго, хинди

Слова женского рода:
Босоножка, клавиша, манжета, мозоль, сандалия, туфля, авеню, салями, кольраби, колибри

Слова среднего рода:
Алоэ, мочало, повидло, щупальце, бра, кашне, резюме

Слова общего рода:
Неряха, сирота, протеже, коллега, крупье, хиппи

2. Исключите четвертое, учитывая морфологические свойства и формы слов.

Носок, чулок, георгин, помидор.

Тюль, бюллетень, рояль, мозоль.

Цех, лист, пропуск, пояс.

Баня, пустыня, простыня, кухня.

Инструктор, ректор, доктор, тенор.

Лапти, сандалии, тапки, туфли.

Запомните!

Образование множественного числа:
Бухгалтеры, инженеры, конструкторы, офицеры, почерки, торты, порты, договоры, склады, трюфели, простыни, свитеры, джемперы, возрасты, выборы, авторы, аптекари, лекторы, гербы, ректоры, прожекторы, редакторы, секторы.
Директора, купола, ордера, повара, профессора, штабеля, шулера, доктора, мастера, паспорта, сорта.

Родительный падеж:
Пара ботинок, валенок, туфель, сапог, чулок (но носков), купить 1 кг . мандаринов, помидоров, апельсинов (но яблок, макарон), 5 консервов; нет мест, болот, войск, плеч, дел, блюдец, полотенец, грузин, армян, гусар, партизан, солдат, ножниц, серёг, кочерёг, свадеб, нянь, басен, рельсов, граблей (и грабель), лохмотьев, простыней; много оладий, вафель, брызг, гектаров, килограммов, мечтаний, будней, свечей, распрей, цаплей, доньев, поленьев; удаление гланд.

3. Исправьте речевую ошибку:

Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю.

Это ещё более худший вариант решения проблемы.

Комендант велел дворнику отнести вещи жильца к себе.

Мать велела дочери налить себе воды.

Боясь грозы, старушка спрятала голову под подушку и держала её там до тех пор, пока она не кончилась.

4. Просклоняйте:

498 человек, полторы страницы, двое студентов, две пары туфель, оба урока, обе страны, 22 суток.

Двое студентов (но две студентки), трое спортсменов (но два профессора, генерала, ассистента); трое детей, щенков, ножниц, перчаток.

5. Выберите нужную форму (оба — обе).

По …сторонам улицы, на …берегах реки, у …сестёр, у ….братьев, на …стенах, между …странами, между …государствами, …руками, …ушами, …глазами, у …детей, к …ботинкам, приложит к …ушам, знаком с …братьями, с …сёстрами.

До (сколько) часов работает магазин?

Со (сколько) часов открывается библиотека?

(Сколько) ученикам пришлось переписывать работу?

(Сколько) учениками доволен учитель?

(Сколько) студентов не было на занятии?

6. Прочитайте, помня о склонении числительных.

В 2006 году, в 45% случаев, из 1636 примеров, к 859 студентам, о 5947 задачах, расплатился 889 рублями, разместили на 832 страницах, не хватает 234 страниц, помогли 249 ветеранам, засажено более 2890 гектаров земли, зарегистрировано около 97 случаев, доволен 194 студентами, жизнь сосны измеряется 350 и даже 600 годами, стоимость процессора от 300 до 500 долларов.

7. Отредактируйте:

Я занимался более полтора часа. Сестёр у Андрея только две, все две поступили в университет. Договор подписан обоими сторонами. Мама купила около полтора килограмма помидор. И левый, и правый глаз стали плохо видеть. Обоим спортсменкам не везло в финале. Мальчик держал игрушку в обоих руках.

8. Образуйте форму повелительного наклонения от глаголов:

Лечь, ехать, стереть, класть, положить, вынуть, выйти, высыпать, видеть, слышать, хотеть, мочь, гнить.

9. Образуйте форму 1 лица ед.числа от глаголов:

Победить, убедить, затмить, дерзить, очутиться, пылесосить, висеть.

10. Образуйте форму 3 лица ед.числа настоящего времени:

Колыхать, махать, плакать, полоскать, плескать, сыпать, щипать, дремать, двигать, капать.

11. Прочитайте (прослушайте) текст. Сколько нарушений грамматических норм в этой стихотворной пародии? Аргументируйте свой ответ.

Вспыхает небо, разбужая ветер,
Проснувший гомон птичьих голосов –
Проклинывая все на белом свете,
Я вновь бежу в нетоптанность лесов.
Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,
Приветливыми лапками маша:
Я среди тут пробуду целый вечер,
Бессмертные творчения пиша.
Но, выползя на миг из тины зыбкой,
Болотная, зеленовая тварь
Совает мне с заботливой улыбкой
Большой Орфографический словарь.

Самостоятельная работа

  1. Повторите правописание числительных, подготовьтесь писать диктант: пол-яблока, пол-лимона, пол-Европы, полсвета, шестнадцать, одиннадцать, восемьдесят, пятьсот, пятидесятый, шестисот двадцати семи, шестьсот двадцать седьмого, шестисотдвадцатисемикилометровый, сорокалетний, столетие, тысячелетие, пол чайной ложки.
  2. Повторите правописание глаголов и глагольных форм. Образуйте формы настоящего времени, 2 лица ед.ч. и 3 лица мн.ч., прошедшего времени, причастия настоящего и прошедшего времени от глаголов:
    Сеять, клеить, читать, хотеть, жечь, сбежать, увидеть, бороться, стелить, брить, вылететь.

Источник