Меню

подберите прилагательные к данным существительным какаду



олимпиадные задания
олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) по теме

Олимпиадные задания по русскому языку для 4 класса

Скачать:

Вложение Размер
olimpiada_po_russkomu_yazyku.docx 22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку. 4 класс

Русский язык, 4 класс
1. Поставь в словах ударение в соответствии с современными литературными нормами.
Балованный, баржа, бахчевой, безудержный, арест, ветеринария, возрастной,
гусеница, дециметр, зазвонить, изваяние, искра, иконопись, исчерпать, ломота, мастерски, монумент, портфель.

2. Запиши слова, которые получатся, если произнести звуки в обратном порядке.
Лей — _______________
Шей — ______________
Шёл — ______________
Лёд — _______________
3. Подчеркни слова, имеющие одинаковые окончания. Выдели эти окончания.
Домов, столов, коров, ковров, голов, основ.

Степей, ножей, батарей, шей, ушей, юношей.

4. Подбери и запиши синонимы к именам прилагательным.
Верный друг – _____________________________________________________.
Верное средство – _________________________________________________.
Верный ответ – __________________________________________________.

5. Подбери к существительным кенгуру, какаду, кафе, вуаль, рояль, фойе, тюль, шампунь, кофе,
мозоль подходящие по смыслу имена прилагательные в единственном числе. Запиши
получившиеся словосочетания.

6. Бык, петух, баран, селезень, боров, гусь, индюк, слон, медведь, волк.
А как будут называться эти животные женского рода? Запиши.
Ответ:

7. Закончи пословицы:
У кого что болит, тот ____________________________________________________.
Где много слов, там _______________________________________________.
Долго спать, с долгом ______________________________________________.
Ехал бы воевать, да ленив __________________________________________.
За всё берётся, да _________________________________________________.
Тяжело в учении, _________________________________________________.

8. Прочитай стихотворение. Вставь в слова пропущенные буквы.
Чуть со_нце пригрел_ откосы
И стал_ в л_су пот_плей,
Б_рёза з_лёные косы
Развесила с тонк_ ветвей.
Вся в бел_ платье одета,
В с_рёжках, в л_стве кружевной
Ст_ит, ярким со_цем согрета,
Она на опушк_ л_сной.
Раздели слова с пропущенными буквами на две группы и запиши их. Объясни,
по какому признаку ты выполнил (а) деление слов на группы.
1 группа_
2 группа_

Ответы и критерии оценки
За каждую орфографическую ошибку, допущенную при выполнении олимпиадных заданий – мину 0,25 балла.
Задание 1.
Бало! ванный, ба! ржа, бахчево! й, безу! держный, аре! ст, ветерина! рия,
возрастно! й, гу! сеница, дециме! тр, зазвони! т, извая! ние, и! скра (искра!),
и! конопись, исче! рпать, ломо! та, мастерски!, монуме! нт, портфе! ль.
0, 25 балла за каждое верно поставленное ударение
Задание 2.
Ель, ешь, ложь, толь.
0,5 балла за каждое слово, всего 2 балла

Задание 3
Домов, столов, ковров (окончание –ов)
Степей, ножей, ушей, юношей (окончание – ей)

2 балла
Задание 4.
Возможные варианты ответов: преданный друг, эффективное лекарство, правильный ответ.
0,5 балла за верно подобранное слово.

Задание 5.
Большой кенгуру, хохлатый какаду, известное кафе, чёрная вуаль, старинный рояль,
просторное фойе, прозрачный тюль, детский шампунь, горячий кофе, больная мозоль.

0,25 балла за каждое словосочетание. Всего 2,5 балла.

Задание 6.
Корова, курица, овца, утка, свинья, гусыня, индюшка, слониха, медведица, волчица.
0,25 балла за слово

Задание 7.
У кого что болит, тот о том и говорит.
Где много слов, там мало дела.
Долго спать – с долгом вставать.
Ехал бы воевать, да не ленив вставать.
За всё берётся, да не все удаётся.
Тяжело в учении – легко в бою.
0,5 балла за каждую пословицу.

Задание 8.
За каждую верно вставленную букву – 0,25 балла.
Возможный вариант деления слов на группы: по месту, где пропущена буква (корень и окончание).
1 группа: солнце, в лесу, зелёные, потеплей, в серёжках, в листве, стоит, солнцем, лесной.
2 группа: пригрело, стало, с тонких, в белое, на опушке

Олимпиада по русскому языку

Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зелёного тумана по широкому лугу. Стоят тёплые дни и тихие вечера. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывёт звон. Что это звенит?

Вот скатилась капля сладкого сока с берёзовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда. Возвратились из тёплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы.

2. К данным словам подберите слова, близкие по значению. Выделите окончания, обозначьте падеж и склонение : по шоссе — …., об Отчизне — … .

Ответ : по шоссе–по дороге Д.п., 1-е скл.

Об Отчизне – О Родине П.п. 1-е скл. 2 балла

3. Подберите и запишите такие три слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Ответ : мышь дочь, пень, пеньки и т.д. 3 балл

4. Распределите слова на две группы: вода, водитель, водит, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

Ответ: возможны любые из вариантов 2 балла

А) по смыслу: вода, водичка, жидкость, кипяток.

Водитель, водит, шофёр, таксист

Б) по частям речи: сущ: вода, водитель, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

В) однокоренные слова: вода – водичка, водитель – водит

Слова, не являющиеся однокоренными: жидкость, шофёр, таксист, кипяток

5. Подберите и запишите по два слова с таким же составом полёт, уголок..

Ответ: полёт – поезд, поход, восход и т.д. 4 балла

6. Образуйте от слова СВЕТ семь однокоренных слов.

Ответ: светофор, светлячок, светильник, светить, светлый, подсветка, светает и т.д. 7 баллов

Олимпиада по русскому языку

4 класс II тур (параллель)

1. Спишите предложения, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите части речи.

Снежное (по) крывало (по) крывало всё поле.

Ведро дало течь, и вода стала течь.

(С) горы (с) бежал поток проворный.

Ответ: Снежное покрывало (сущ.) покрывало (глагол) всё поле.

Ведро дало течь (сущ.), и вода стала течь (глагол).

С горы(сущ.) сбежал (глагол) поток проворный. 3 балла

2. Разберите слова по составу: загадка, засада, рассказ, подушка

Ответ: загадка, засада, рассказ, подушка 4 балла

3. Распределите слова на две группы водитель, громоотвод, водокачка, водопой, приводить, водоворот.

Ответ: водитель, громоотвод, приводить – от “водить”

Водокачка, водопой, водоворот – от “вода” 2 балла

4. Подчеркните лишнее слово стужа, метель, пурга, снег, буран.

Ответ : стужа, метель, пурга, снег, буран, 1 балл

5. Замените одним словом:

Человек, совершающий поездку в любом транспорте -____________ .

Ответ: пассажир 1 балл

6. Поставьте существительные в родительном падеже множественного числа

Килограммы — … апельсины — … сапоги — … помидоры — … ботинки — …

Ответ : килограммы – килограммов, апельсины – апельсинов, сапоги – сапог, помидоры – помидоров, ботинки – ботинок. 5 баллов

7. Запишите 3 имени существительных, которые не изменяются по падежам

Ответ: пальто, кино, шоссе, кофе, кашне и т.д. 3 балла

8. Поставьте существительные в форму множественного числа: трактор, доктор, шофер, сторож.

Ответ: трактор – тракторы, доктор – доктора, шофёр – шофёры, сторож – сторожа 4 балла

9. Отгадайте и запишите слово, в котором

Корень из слова СНЕЖИНКА

Приставка из слова ПОДЪЕХАЛ

Суффиксы из слова ЛЕСНИК

Окончание из слова УЧЕНИКИ

Ответ: подснежники 1 балл

10. Объясните значение выражений:

Рукой подать; работать, засучив рукава; работать, спустя рукава; бить баклуши.

Ответ: рукой подать – близко; работать, засучив рукава – хорошо, усердно работать;

работать спустя рукава – плохо работать; бить баклуши – лентяйничать, бездельничать. 4 балла

Максимальное количество баллов – 28

Олимпийские задания по русскому языку

1. Пословицы шутят: Пословица, тебя мы знаем,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Вновь чьё-то место заняла?

А) Жди у горя погоды.___________

Б) Сашу маслом не испортишь.___________

В) Крутится как булка в колесе.___________

Г) Яйца курицу не учат.___________

Д) От бобра бобра не ищут.______________

Е) Мы сами с ушами.____________

Ж) Один в золе не воин.____________

З) Толочь в ступе воду._______________

И) Нашла коза на камень.____________

К) не зная броду, не суйся в моду. __________

2. Запишите слова:

А) С М- приятен, золотист,

Очень сладок и душист.

С буквой Л- зимой бывает,

А весною исчезает. _______ ________

Б) С глухими шипящими

Круглая, как мячик,

Как огонь горячий. _______ _______

4. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и поставьте ударение.

Вес…них, гиган…ский, хрус…нуть, запас..ной, злос…ный, ужас…ный, телегра…а, коми…ия, па…ажир, кил…метр.

5. Закончите пословицы:

А) Лучшая вещь новая, лучший друг ______________.

Б) Не бойся врага умного, бойся друга _____________.

В) Корень учения горек, да плод его ________________.

Г) Не красна изба углами, а красна __________________.

Д) Знай больше, говори ________________.

7. Разгадайте слово по его характеристике:

Звук [ ] – твердая пара звука [п’ ] ;

Звук [ ] – гласный звук [у ] ;

Звук [ ] – звонкая пара звука [ж ] ;

Звук [ ] – глухая пара звука [г ] ;

Звук [ ] – гласный звук [и ] ;

Звук [ ] – твердая пара звука [н’] .

8. Над каждым словом надпишите части речи:

А) Белое покрывало землю покрывало.

Б) Деревенский старожил сад колхозный старожил.

В) Я стою на каменном берегу, покой границы берегу.

9. Замените обороты одним словом:

А) С глазу на глаз ______________________

Б) Бежать во весь дух __________________

В) Бить баклуши ______________________

Г) Зарубить на носу ____________________

Д) Делать большие глаза ________________

10. Запишите пословицы, в которых встречается слово «семь».

задания по русскому языку

  1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, и поставьте ударения .

Скорост. .ной, повис. .нуть, интерес. .ный, влас. .ный, чес. .ность, чудес. .ница, опас. .ность, звёз. .ная, запас. .ной, хрус. .нул, праз. .ник, цен. .нер, кухон. .ый, кил. .метр, трус. .ливый.

  1. Замените устойчивые обороты одним словом.

А) Через час по чайной ложке ______________________

Б) Жить душа в душу ____________________________

В) Сломя голову ________________________________

Г) В нескольких шагах ____________________________

Д) Пропустить мимо ушей _________________________

Е) За тридевять земель ____________________________

  1. Составьте из этих слов пословицу, поговорку или крылатое выра жение.

А) Смотреть, конь, дарёный, зубы._______________________________

Б) Терпеть, быть, казак, атаман._________________________________

В) Соловей, кормить, басни._____________________________________

Г) Медведь, поступать, ухо.______________________________________

Д) Будет, наша, праздник, улица._________________________________

Е) Семь, дитя, глаз, няньки._____________________________________

  1. Разгадай слово по его характеристике .

Звук [ ] — твёрдая пара звука [ р‘]______________________

Звук [ ] – гласный звук [ о ] __________________________

Звук [ ] – звонкая пара звука [ т ]______________________

Звук [ ] – гласный звук [ и ]____________________________

Звук [ ] – твёрдая пара звука [ н‘ ]_______________________

Звук [ ] – гласный звук [ а ]_____________________________

5. Пословицы шутят: Пословица, тебя мы знаем,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Вновь чьё-то место заняла?

А) Жди у горя погоды.________________________________________________________________

Б) Сашу маслом не испортишь.________________________________________________________

В) Крутится как булка в колесе._______________________________________________________

Г) Яйца курицу не учат.________________________________________________________________

Д) От бобра бобра не ищут._____________________________________________________________

Е) Мы сами с ушами.__________________________________________________________________

Ж) Один в золе не воин._______________________________________________________________

З) Толочь в ступе воду.________________________________________________________________

И) Нашла коза на камень.______________________________________________________________

К) не зная броду, не суйся в моду. ______________________________________________________

7.Образуйте сложное слово.

А) паровой, ходить ______________________________

Б) звёзды, лётчик ________________________________

В) ловить, рыба _________________________________

Г) падать, листья ________________________________

Д) тушить, огонь _________________________________

Е) колоть, лёд. _______________________________

1 тур олимпиады по русскому языку.

1. Подберите синонимы к словам : работа, громкий, дремучий (лес), печаль, кричать.

2.Напиши кто как голос подает.

Например: лев рычит.

4.Поставь данные имена существительные в родительном падеже.

5.Подберите антонимы к словам : мягкий, натуральный, снаружи.

6.Составьте сочетания типа «прилагательное + существительное» со следующими словами :… кофе, …сирень, …шампунь, …простыня, …кенгуру, … Сочи, …эскимо.

7.Вставь пропущенные буквы:

прим . рять соседей

отв . рить дверь

зап . вать в хоре

зап . вать молоком

ув . дать издали

ув . дать без влаги

8. Замените данные словосочетания близким по значению глаголом :

Высасывать из пальца-…

9. Определить части речи и подчеркнуть главные члены предложения.

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. Калушата присяпали, бутявку стрямкали и подудонились.

10.Запиши пословицы, в которых встречается слово семь.

1. Запишите 3 слова, в которых букв больше , чем звуков и 3 слова ,в которых звуков больше, чем букв.

2.Произведите полный разбор предложения.

На лесной опушке мы сразу увидели спелые ягоды земляники.

3. Запишите данные имена существительные в предложном падеже ,используя нужный предлог ( о, об )

Армия, елка, юбилей, игра, улица, облако .

4. Запишите слова ,вставляя пропущенные буквы (где надо )

Серь?езный, раз?езд, об?явление, без?ответственный, с?язвить, трех?этажный.

5. Определите , к какой части речи относятся выделенные слова.

На то и печь ,чтобы в ней печь.

Стою на нашем берегу , покой границы берегу.

6. Замените выражения словами или словосочетаниями.

При царе Горохе- …

Яблоку негде упасть- …

7.Найди лишнее слово.

а) кресло, бревно, пальто ,число, весло,

б) водитель, водяной, водичка, заводь, водянистый.

в) быстрый, скорый, проворный, тихий,

г) подоконник, теремок, пограничник, выдумщик.

8. Выпишите слова , в которых есть только мягкие согласные.

Билет, теперь, около, семя, потом, дитя, няня ,берег, пять.

9.Поставьте данные имена существительные в родительном падеже :

Дела, места, туфли, яблоки, чулки, апельсины, носки.

10. Исправьте грамматические и речевые ошибки.

Мальчик обратно вернулся домой.

Девочка сидела за столом и раскрашивает картинки.

Белый мыш умел стоять на задних лапках.

Олимпиада по русскому языку 4 класс.

1. Запиши предложения по правилам русской орфографии.

[ ф п’эс’ни а в’эщим ал’эг’и пав’иствуица а суд’б’э рускава кн’аз’а ]

2. Какие слова можно отнести к разным частям речи?

Рой, мой, закрой, простой, печь.

Составьте с ними такие словосочетания, чтобы можно было определить, какими частями речи они являются.

3 . Вместо знака ? поставь названия цифр так, чтобы получились имена существительные.

Смор +? + а = ________________________________

По + ? + л = __________________________________

4. Закончи выражения:

5 . Составь и запиши словосочетания, употребив существительные из скобок во множественном числе.

У новых (скатерти), около речных (пристани), пуговицы от (наволочки), ветки (черешни), герои (басни), пять (простыни), продажа (полотенца), шесть (килограммы) (апельсины).

6. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

Осетинская : «И в хорошем огороде есть гнилые тыквы».

Польская: « Как заяц в ананасе».

Вьетнамска я: «Неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец».

Финская : «Тот не заблудится, кто спрашивает».

8. Что бы это значило?

•Т М Л О С Ё А -____________________ Р К С И А К — ____________________

7 3 5 4 1 6 2 2 5 4 6 3 1

• Р А О В К О — _______________________ О Р С К О А — ____________________

3 6 2 5 1 4 4 3 1 5 2 6

•О К Б О К Л О — _____________________

9 . Объясни лексическое значение слов.

10. Допиши окончания существительных во мн.ч., в Р.П.

Крем от торт… Варенье из мандарин…

Свистки сторож… Движение трамва…

Рота солдат… Пара сапог…

Крыши сара… Лезвия нож…

Десять апельсин… Стая голуб…

Нет чулок… Несколько челове…

Олимпиада по русскому языку. 4 класс. Ответы

1. А) «Предмет – признак». К данным существительным запишите однокоренные прилагательные.
Честь – честный
Печь – печной
Небеса – небесный
Мука – мучной
Место – местный
Чудеса – чудесный
Молоко – молочный
Прелесть – прелестный

Б) Запиши слова по транскрипции: [дошт’], [ т’этрат’], [фарэл’], [тр’эл’], [л’эсн’ица], [бал’эзн’].
(дождь, тетрадь, форель, трель, лестница, болезнь)

В) «Наборщик». Из букв слова «ГОСУДАРСТВО» составьте как можно больше слов (имена существительные в именительном падеже).
(год, гусар, град, грот, город, ода, оса, овраг, сода, сор, сорт, сало, сад, сосуд, суд, удар, угар, устав, удав, утро, ус, дар, дог, дот, дрова, дуст, досуг, дорога, ад, ар, авто, род, рот, ров, рог, рост, руда, рота, тур, враг, вода, вор…)

2. А) Определите, какими частями речи являются подчеркнутые слова.

В поля, не кошеных косой,
Всё утро дождик шёл косой.
Дочь грома капля-егоза,
Кончая свой высотный путь,
Летела с круч, закрыв глаза,
В лицо земли, боясь взглянуть,
Скользнув с небесного стекла,
В ладонь цветка она стекла.

Б) Собери пословицу.
1.Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим
2. Другому, яму, упадёшь, не, сам, в, неё, рой
3. Один, семь, отрежь, раз, примерь, раз
4. Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят
5. Не, всё, лес, волка, смотрит, как, корми, он, в
6. Погонишься, за, ни, не, двумя, зайцами, одного, поймаешь
( В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Не рой другому яму, сам в неё упадешь. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Дарёному коню в зубы не смотрят. Как волка не корми, он всё в лес смотрит. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.)

Наш первый слог тот отгадает,
Кто ноты хоть немного знает.
Второй и третий – оленя украшают.
А целое – нередко сил лишает. (до-рога)

Моё начало – буква алфавита,
Она всегда шипит сердито,
Второго корабли боятся,
А целое весной летает и жужжит,
То сядет на цветок, то снова улетит. (ш-мель)

Первое на земле валяется,
Второе в Волгу вливается,
А целое – птицей называется. (сор-ока)

Первое – нота,
Второе – тоже,
А целое на боб похоже. (фа-соль)

Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда. (кар-тина)

Первое – предлог.
Второе – летний дом.
А целое порой
Решается с трудом. (за-дача)

3. А) Отгадай слово.
корень в слове снежинка приставка в слове посмотрел
приставка в слове подъехали корень в слове дороженька
суффикс в слове лесник суффикс в слове лыжник (подорожник)
окончание в слове ученики (подснежники)

Б) Фразеологизмы. Замените фразеологизмы близкими по смыслу словосочетания.

Яблоку негде упасть. Слышно, как муха пролетит. Сел в галошу. Как рыба в воде. Сидеть, как на иголках. Комар носа не подточит. Родился в рубашке.
(Очень тесно; очень тихо; попал в неловкое положение; очень уверено себя чувствует; волноваться, переживать; качественно сделано; удачливый, везучий)

В) Отгадайте пословицы по двум ключевым словам.
Свет – тьма;
Труд – лень;
Встречают – провожают;
Погибай – выручай.
(Ученье – свет, а не ученье – тьма. Труд кормит, а лень – портит. Встречают по одежке, провожают по уму. Сам погибай, а товарища выручай.)

Готовимся к олимпиаде по русскому языку 3-4 класс

Готовимся к олимпиаде (1)

1. Замените данные устойчивые выражения словами или словосочетаниями, сходными по значению (например, сложить голову — погибнуть).
Развесить уши — _______________________
Пускать пыль в глаза — __________________
Рвать на себе волосы — _________________
3. Из букв каждой пары или тройки слов составьте название блюда или название фруктов:
Риф + ель + кадки = фрикадельки
Ель + сад + рак = ________________________
Рис + кепи = ____________________________
Рыба + соки = ___________________________
Нива + реки = ___________________________
______________________________________________

Готовимся к олимпиаде (2)

    «Крылатые слова» – это образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление. Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.

А вы, друзья, как ни садитесь…____________________
___________________да зуб неймёт._________

Когда в товарищах согласья нет,
__________________________________
___________________________________________
не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
_____________________________________________

  • Так поди же попляши!
    5. По данному началу допишите пословицы.
    Правой рукой строит… _____________________________________
    Ученье – свет… ___________________________________________
    Кто хочет много знать… ____________________________________
    Корень ученья горек… ______________________________________
  • Готовимся к олимпиаде (3)

    1. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», — слова или фразы разного смысла, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.
    Логика — иголка
    Ракета — ___________________
    Каприз — ___________________
    Мольба — ___________________
    Каратист — __________________
    2. Найдите среди данных слов те, которые раньше были образованы от одного и того же слова. Запишите, от какого. Разделите слова на группы по этому признаку. Выделите в словах современные корни: кольцо, вотчина (на Руси до XVIII века: родовое наследственное земельное владение).
    Здание, околица, крыльцо, отец, полотенце, зодчий (то есть архитектор), отчизна, крыло, колесо, полотняный.

    4. Из букв каждой пары слов составьте название животного:
    Лик + рок = _________________
    Поле + дар = ________________
    Шаль + до = _________________
    Лов + буй = __________________

    Готовимся к олимпиаде (4)

    6. Объясните значение слова «язык» в каждой фразе:

    Больно прикусил язык. _____________________________________
    Язык до Киева доведёт. ____________________________________
    Разведчики взяли языка. ___________________________________
    Без языка и колокол нем. ___________________________________
    Прикуси язычок! ___________________________________________
    Язык под чесночным соусом. ________________________________

    Готовимся к олимпиаде (5)

    1. «Расшифруйте» слова:
    по2л ___________________
    2рь ____________________
    с3 _____________________
    ви3на __________________
    1очество________________
    _____________________________________________________________

    2. Перед Вами «текст», составленный из отрывков двух произведений. Восстановите отрывки (подчеркните строчки одного произведения волнистой линией, а строчки другого — прямой). Напишите автора и название каждого произведения.
    Час обеда приближался,
    Топот по двору раздался:
    Входят семь богатырей,
    Все красавцы удалые,
    Великаны молодые,
    Семь румяных усачей.
    Все равны как на подбор,
    С ними дядька Черномор.
    Автор: ________________________________
    Название: ______________________________
    Автор: ________________________________
    Название: _____________________________

    Готовимся к олимпиаде (6)

    3. Из букв каждой тройки слов составьте название гриба:
    Диво + пони + сок = ______________________
    Воз + бедро + пике = _____________________
    Хор + ум + ом = _________________________
    Лён + ас + ком = ________________________

    4. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

    Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
    _________________________________________________________________

    Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.
    _____________________________________________________
    5. Замени устойчивые сочетания слов, одним словом.
    Кот наплакал- __________________
    Бить баклуши- __________________
    Спустя рукава- __________________
    Зарубить на носу- ________________

    Готовимся к олимпиаде (7)

    1. Какие слова так произносятся?
    [ Г Р У С’ Т’] ______________
    [ Л’ Э С’ Т’] ______________
    2. Составь слово, если в нем
    Корень – из слова моряк
    Окончание – из слова зимний
    Приставка – из слова прилететь
    Суффикс – из слова русский. __________
    3. Расставь ударение в словах.
    Торты, сливовый, звонишь, алфавит, свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи.
    4. У каких существительных нет формы единственного числа?
    Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы
    5. В каких словах количество букв и звуков совпадает?
    Маяк, объем, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ.
    6 .Составьте предложения со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.
    Невежа – невежда.
    ______________________________________________________________________________
    ______________________________________________________________________________

    Готовимся к олимпиаде (8)

    7. Образуйте от данного существительного глагол и прилагательное:
    мороз -_____________________________________________________________________

    8. Поставьте нужные знаки в конце предложений:
    Что за птица с красной грудкой
    Пусть всегда будет солнце
    Дети вышли на опушку леса

    9. Спишите предложение, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите часть речи.
    (По) садила мама (в) печь пироги (с) капустой печь.
    _____________________________________________________________________________

    10. Образуйте от слова СВЕТ семь однокоренных слов.

    11. Поставьте слова в множественное число:
    Человек — Лист (бумаги) —
    Лист (дерева) —
    Зуб (волка) — Зуб (пилы) —

    Готовимся к олимпиаде (9)

    1. Вставь буквы и поставь ударение.
    Алф. вит, др. мота, кр. пива, щ. вель, кр. сивее, р. мень, к. л. метр, к. мбайнё

    2. В каждом ряду найди лишнее понятие и подчеркни его.
    Василий, Федор, Иван, Петров, Семен;
    молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша;
    дождь, снег, осадки, иней, град;
    футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

    4. Назови предметы, которые могут сочетать два названных признака.
    Яркий желтый ___________________________
    Прозрачный голубой _______________________

    5. Замени выражения одним глаголом.
    Клевать носом____________________
    Зарубить на носу__________________
    Чесать языки______________________
    Выходить из себя____________________
    Дать стрекача______________________
    Бить баклуши _______________________
    Ломать голову________________________

    Готовимся к олимпиаде (10)

    7. Как написать одинаковые по звучанию слова из стихотворения Якова Козловского?
    Вилка однажды споткнулась (о) крошку,
    Падая, стукнулась вилка (об) ложку.
    Ложка, взлетев, угодила в (о) крошку,
    Брызги на книжную сели (об) ложку.

    8. Среди этих букв спрятались имена собственные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их.
    И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я
    Готовимся к олимпиаде (11)

    1. «Составь пословицы»:
    дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье

    1). Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.___________
    2). Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.___________________
    3). Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.________________
    4). Его проглатывают, когда человек очень молчалив, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет__________________

    3. Расшифруй название сказки.

    ЛОБОКОК — МОРЕКЕТ — ТОК И СИЛА —
    КВОЛ И ЗАОК — КОРОМОЗ — КАШУЗОЛ —

    4. Вставь пропущенные буквы и проверочные слова.
    Прим. рять друзей зал. зать раны
    Разв. вается флаг отв. рить дверь
    Зап. вать в хоре ув. дать издали

    Готовимся к олимпиаде (12)

    1.Подбери синонимы:
    страж -. грядущее — .
    кладезь — . вопиять — .
    врата — . зерцало — .

    2. К прилагательным подбери существительные с шипящими на конце.
    Красивая . острый.
    чёрный. золотая.
    колючий . ночная.

    Районная олимпиада по русскому языку 2006-2007 учебный год.

    1.Выпиши слова, в которых есть звук [й]

    И вскользь мне бросила змея:

    «У каждого судьба своя!»

    Но я-то знал, что так нельзя –

    Жить, извиваясь и скользя .

    2. Из звуков, входящих в слово ПАЛИТРА, ученик составил слова: пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара.

    Найдите среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове палитра.

    3. Напишитe два слова, в которых одновременно встречались бы Ь и Ъ знаки.

    4. Составь из букв данного слова существительное дрvгого склонения, укажи тип склонения (1,2,3) во всех словах.

    5. Найдите спрятанные в предложениях Фамилии хорошо известных вам писателей, выпишите их.

    а) Мама, а змея, рыба, комар, шакал — это всё звери?

    б) Витя, не надо краба ртом трогать.

    6. Заменн данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.

    а) Овладевать собой, успокаиваться — …

    в) Усиленно думать над трудным вопросом — …

    г) Хорошо запомнить — .

    7. Вспомни н запипш русские пословицы похожие с данными по смыслу.

    а) Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)

    б) Сын леопарда — тоже леопард. (Африка)

    в) Маленький горшок хорошо нaгpeвaeтся. (Англия)

    8. Поставь в словах знак ударения.

    Завидно, красивее, гусеница, жаворовок, звонит, засуха.

    9. Одним словом объясните значения заимствованных слов.

    Антракт, дегустация, лозунг, финал.

    10. Вместо пропусков вставь слово, которое служило бы окончанием первого и началом втopoгo слова.

    При ( . ) ец, каб ( . ) окошко, часто( . )ос, ме( . )олад.

    Ответы на районную олимпиаду по русскому языку 2006-2007 vч.г.

    1. Змея, своя, я, извиваясь.

    4. кукла (1) — кулак(2)

    тьма( 1 ) — мать (3)

    кочан(2) — ночка (1)

    банка (1) — кабан (2)

    5. а) Маршак б) Барто

    6. А) Брать себя в руки.

    Б) Яблоку негде упасть.

    В) Ломать голову.

    Г) Зарубить себе на носу.

    7. А) Шило в мешке не утаишь.

    Б) Яблоко от яблони недалеко падает.

    В) Мал золотник, да дорог.

    8. ЗавИдно, красИвее, гУсеница, жАворонок, звонИт, зАсуха

    9. Антрaкт – перерыв,дегустапия – проба, лозунг — призыв, финал — конец.

    10. При (БОР) ец, каб (ЛУК)окошко, часто (КОЛ)ос, ме(ШОК)олад.

    Источник

    Читайте также:  найти ответы существительное, образованное приставочно-суффиксальным способом безоблачнос

    Подберите прилагательные к данным существительным какаду

    

    Олимпиада по русскому языку в 4 классах (школьный тур)

    Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

    свидетельство каждому участнику

    скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

    13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

    Олимпиада по русскому языку для 4 класса (1 полугодие 2017-2018 уч. год)

    Учени (к,ца) класс

    1. Разгадай шараду ( 2 балла)

    Несёт меня с трудом старик, но если – ю — прибавить, вмиг.

    К нему придёт на помощь тот, кто без труда меня несёт. ___________________________

    2. Поставь в словах ударение ( каждое слово — 2 балла)

    Туфля, звонит, щавель, красивее, жалюзи, пиала, иконопись, исчерпать, ломота, мастерски, монумент, портфель.

    3. Запиши слова, которые получатся, если произнести звуки в обратном порядке. ( каждое слово-1 балл)

    Лей — ___________Шей — _____________Шёл — ______________Лёд — _______________

    4 . Подчеркни слова, имеющие одинаковые окончания. Выдели эти окончания. (1 балл)

    Домов, столов, коров, ковров, голов, основ.

    5. Подбери и запиши синонимы к именам прилагательным. ( 1 балл – каждое слово)

    Верный друг – _____________________________________________________.

    Верное средство – _________________________________________________.

    Верный ответ – __________________________________________________.

    6. Подбери к существительным кенгуру, какаду, кафе, вуаль, рояль, фойе, тюль, шампунь, кофе, мозоль подходящие по смыслу имена прилагательные в единственном числе. Запиши получившиеся словосочетания. ( по 1 баллу)

    7. Как называются жители этих стран? (по 1 баллу)

    1) Франция -_________________________2) Япония -__________________________

    3) Россия -__________________________4) Испания -_________________________

    5) Англия -__________________________6) Дания -___________________________

    7) Норвегия -________________________8) Индия -___________________________

    8. Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой, соедини линией. ( по 1 баллу)

    1. Лясы точить 1. Не покладая рук

    2: Держать ухо востро 2. Держать язык за зубами

    3. Сидеть сложа руки 3. Воды в рот набрать

    4. От рук отбился 4. Ворон считать

    5. Во всю Ивановскую (кричать) 5. Своим горбом жить

    6. На чужой шее сидеть 6. Держать в ежовых рукавицах.

    9 . Найди «спрятанные» имена, подчеркни и напиши их ( каждое слово – 1 балл)

    Дружок и радость моя настоящая! Принеси горький перец с летнего рынка, пожалуйста! Не мешает и майский свет, а плохо мне от ночи ранней.

    10. Составьте с каждым из данных слов по два словосочетания так, чтобы в одном из них слово было употреблено в прямом значении, а в другом — в переносном (по 1 баллу за каждое словосочетание):

    11. Закончи пословицы( 1 балл за каждую пословицу) :

    У кого что болит,

    Тяжело в учении,

    12. Какими частями речи могут быть слова, приведи пример (по 1 баллуза каждый пример) :

    13.Образуйте новые слова, переставляя буквы, но не изменяя их количества. (по 1 баллу за каждое слово)
    Тьма- ___________________
    товар-____________________
    халва-____________________
    кобура-___________________
    теплица-__________________

    14. . В каком из данных слов количество букв не совпадает с количеством звуков? Подчеркните это слово. (1 балл)
    а) сел, б) съел, в) сяду, г) съешь, д) поешь.

    15. Укажи слова, в которых ЗА — является частью корня: ( 1 балл за каждое слово)

    1. Забота 6. Завтра

    2. Затвердеть 7. Замычать

    3. Заря 8. Задний

    4. Затрубить 9. Залп

    5. Задержать 10. Загадка

    Ответы к олимипиаде:

    1. Разгадай шараду (2 балла) юноша

    2. Поставь в словах ударение ( каждое слово — 2 балла)

    Т у фля, звон и т, щав е ль, крас и вее, жалюз и , пиал а, и конопись, исчерпать, лом о та, мастерски, монум е нт, портф е ль.

    3. Запиши слова, которые получатся, если произнести звуки в обратном порядке. (по 1 баллу за слово)

    Лей – ель Шей – ешь Шёл — ложь Лёд — толь

    4 . Подчеркни слова, имеющие одинаковые окончания. Выдели эти окончания. (по 1 баллу за слово)

    Домов, столов, коров, ковров, голов, основ.

    5. Подбери и запиши синонимы к именам прилагательным. (по 1 баллу за слово)

    Верный друг – преданный

    Верное средство – испытанное

    Верный ответ – правильный

    6. Подбери к существительным подходящие по смыслу имена прилагательные в единственном числе. Запиши получившиеся словосочетания.

    Большой кенгуру , хохлатый какаду , известное кафе , черная вуаль , старинный рояль , просторное фойе , прозрачный тюль , детский шампунь , горячий кофе , больная мозоль . (по 1 баллу за слово)

    7. Как называются жители этих стран? (по 1 баллу за слово)

    1) Франция – французы 2) Япония – японцы 3) Россия — россияне

    4) Испания – испанцы 5) Англия – англичане 6) Дания — датчане

    7) Норвегия – норвежцы 8) Индия – индийцы

    8. Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой, соедини линией. ( по 1 баллу)

    1. Лясы точить 1. Не покладая рук

    2: Держать ухо востро 2. Держать язык за зубами

    3. Сидеть сложа руки 3. Воды в рот набрать

    4. От рук отбился 4. Ворон считать

    5. Во всю Ивановскую (кричать) 5. Своим горбом жить

    6. На чужой шее сидеть 6. Держать в ежовых рукавицах.

    9 . Найди «спрятанные» имена, подчеркни и напиши их ( каждое слово – 1 балл)

    Дружо к и ра дость мо я настоящая! Принеси горький перец с летнего рынка, пожалуйста! Не мешает и майский свет, а плохо мне от ночи ранней.

    Кира, Яна, Игорь, Егор, Тима, Света.

    10. Составьте с каждым из данных слов по два словосочетания так, чтобы в одном из них слово было употреблено в прямом значении, а в другом — в переносном: (по 1 баллу за словосочетание)

    Теплый – теплый день. Теплый прием.

    Черный – чёрный карандаш, чёрные замыслы

    Хлебнуть – хлебнуть глоток ледянной воды, хлебнуть горя.

    11. Закончи пословицы: . (по 2 балла за пословицу)

    У кого что болит, тот о том и говорит

    Где много слов, там мало дела.

    За всё берётся, да не всё удается .

    Тяжело в учении, легко в бою.

    12. Какими частями речи могут быть слова, приведи пример: ( каждое слово — 2 балла)

    1. окуни- сущ.( окуни плавали в реке), гл. окуни руку в воду

    2. мой- гл ( мой уши), мест. ( мой портфель)

    13.Образуйте новые слова, переставляя буквы, но не изменяя их количества.( по 1 баллу)
    Тьма- мать
    товар-отвар
    халва-хвала
    кобура-уборка
    теплица-петлица
    14. . В каком из данных слов количество букв не совпадает с количеством звуков? Подчеркните это слово. (1 балл)
    а) сел, б) съел, в) сяду, г ) съешь, д) поешь.

    15. Укажи слова, в которых ЗА — является частью корня:

    2. Затвердеть 7. Замычать

    4. Затрубить 9. Залп

    5. Задержать 10. Загадка

    Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

    для дошкольников и учеников 1–11 классов

    Оргвзнос: от 15 руб.

    Идет приём заявок

    Олимпиада разработана для школьного тура по предмету русский язык.

    Будет полезна учителям как начальных классов , так и среднего звена.

    Данная разработка помогает выявить не только знания по предмету, но также способствует развитию смекалки, внимания, мышления, повышает интерес к русскому языку, пополняет словарный запас учащихся.

    Номер материала: ДБ-1216472

    VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

    Идет приём заявок

    • 16 предметов
    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Наградные и подарки

    38 000 репетиторов из РФ и СНГ

    Занятия онлайн и оффлайн

    Более 90 дисциплин

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Источник

    олимпиадные задания
    олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) по теме

    Олимпиадные задания по русскому языку для 4 класса

    Скачать:

    Вложение Размер
    olimpiada_po_russkomu_yazyku.docx 22.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Олимпиада по русскому языку. 4 класс

    Русский язык, 4 класс
    1. Поставь в словах ударение в соответствии с современными литературными нормами.
    Балованный, баржа, бахчевой, безудержный, арест, ветеринария, возрастной,
    гусеница, дециметр, зазвонить, изваяние, искра, иконопись, исчерпать, ломота, мастерски, монумент, портфель.

    2. Запиши слова, которые получатся, если произнести звуки в обратном порядке.
    Лей — _______________
    Шей — ______________
    Шёл — ______________
    Лёд — _______________
    3. Подчеркни слова, имеющие одинаковые окончания. Выдели эти окончания.
    Домов, столов, коров, ковров, голов, основ.

    Степей, ножей, батарей, шей, ушей, юношей.

    4. Подбери и запиши синонимы к именам прилагательным.
    Верный друг – _____________________________________________________.
    Верное средство – _________________________________________________.
    Верный ответ – __________________________________________________.

    5. Подбери к существительным кенгуру, какаду, кафе, вуаль, рояль, фойе, тюль, шампунь, кофе,
    мозоль подходящие по смыслу имена прилагательные в единственном числе. Запиши
    получившиеся словосочетания.

    6. Бык, петух, баран, селезень, боров, гусь, индюк, слон, медведь, волк.
    А как будут называться эти животные женского рода? Запиши.
    Ответ:

    7. Закончи пословицы:
    У кого что болит, тот ____________________________________________________.
    Где много слов, там _______________________________________________.
    Долго спать, с долгом ______________________________________________.
    Ехал бы воевать, да ленив __________________________________________.
    За всё берётся, да _________________________________________________.
    Тяжело в учении, _________________________________________________.

    8. Прочитай стихотворение. Вставь в слова пропущенные буквы.
    Чуть со_нце пригрел_ откосы
    И стал_ в л_су пот_плей,
    Б_рёза з_лёные косы
    Развесила с тонк_ ветвей.
    Вся в бел_ платье одета,
    В с_рёжках, в л_стве кружевной
    Ст_ит, ярким со_цем согрета,
    Она на опушк_ л_сной.
    Раздели слова с пропущенными буквами на две группы и запиши их. Объясни,
    по какому признаку ты выполнил (а) деление слов на группы.
    1 группа_
    2 группа_

    Ответы и критерии оценки
    За каждую орфографическую ошибку, допущенную при выполнении олимпиадных заданий – мину 0,25 балла.
    Задание 1.
    Бало! ванный, ба! ржа, бахчево! й, безу! держный, аре! ст, ветерина! рия,
    возрастно! й, гу! сеница, дециме! тр, зазвони! т, извая! ние, и! скра (искра!),
    и! конопись, исче! рпать, ломо! та, мастерски!, монуме! нт, портфе! ль.
    0, 25 балла за каждое верно поставленное ударение
    Задание 2.
    Ель, ешь, ложь, толь.
    0,5 балла за каждое слово, всего 2 балла

    Задание 3
    Домов, столов, ковров (окончание –ов)
    Степей, ножей, ушей, юношей (окончание – ей)

    2 балла
    Задание 4.
    Возможные варианты ответов: преданный друг, эффективное лекарство, правильный ответ.
    0,5 балла за верно подобранное слово.

    Задание 5.
    Большой кенгуру, хохлатый какаду, известное кафе, чёрная вуаль, старинный рояль,
    просторное фойе, прозрачный тюль, детский шампунь, горячий кофе, больная мозоль.

    0,25 балла за каждое словосочетание. Всего 2,5 балла.

    Задание 6.
    Корова, курица, овца, утка, свинья, гусыня, индюшка, слониха, медведица, волчица.
    0,25 балла за слово

    Задание 7.
    У кого что болит, тот о том и говорит.
    Где много слов, там мало дела.
    Долго спать – с долгом вставать.
    Ехал бы воевать, да не ленив вставать.
    За всё берётся, да не все удаётся.
    Тяжело в учении – легко в бою.
    0,5 балла за каждую пословицу.

    Задание 8.
    За каждую верно вставленную букву – 0,25 балла.
    Возможный вариант деления слов на группы: по месту, где пропущена буква (корень и окончание).
    1 группа: солнце, в лесу, зелёные, потеплей, в серёжках, в листве, стоит, солнцем, лесной.
    2 группа: пригрело, стало, с тонких, в белое, на опушке

    Олимпиада по русскому языку

    Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зелёного тумана по широкому лугу. Стоят тёплые дни и тихие вечера. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывёт звон. Что это звенит?

    Вот скатилась капля сладкого сока с берёзовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда. Возвратились из тёплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы.

    2. К данным словам подберите слова, близкие по значению. Выделите окончания, обозначьте падеж и склонение : по шоссе — …., об Отчизне — … .

    Ответ : по шоссе–по дороге Д.п., 1-е скл.

    Об Отчизне – О Родине П.п. 1-е скл. 2 балла

    3. Подберите и запишите такие три слова, в которых звуков меньше, чем букв.

    Ответ : мышь дочь, пень, пеньки и т.д. 3 балл

    4. Распределите слова на две группы: вода, водитель, водит, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

    Ответ: возможны любые из вариантов 2 балла

    А) по смыслу: вода, водичка, жидкость, кипяток.

    Водитель, водит, шофёр, таксист

    Б) по частям речи: сущ: вода, водитель, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

    В) однокоренные слова: вода – водичка, водитель – водит

    Слова, не являющиеся однокоренными: жидкость, шофёр, таксист, кипяток

    5. Подберите и запишите по два слова с таким же составом полёт, уголок..

    Ответ: полёт – поезд, поход, восход и т.д. 4 балла

    6. Образуйте от слова СВЕТ семь однокоренных слов.

    Ответ: светофор, светлячок, светильник, светить, светлый, подсветка, светает и т.д. 7 баллов

    Олимпиада по русскому языку

    4 класс II тур (параллель)

    1. Спишите предложения, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите части речи.

    Снежное (по) крывало (по) крывало всё поле.

    Ведро дало течь, и вода стала течь.

    (С) горы (с) бежал поток проворный.

    Ответ: Снежное покрывало (сущ.) покрывало (глагол) всё поле.

    Ведро дало течь (сущ.), и вода стала течь (глагол).

    С горы(сущ.) сбежал (глагол) поток проворный. 3 балла

    2. Разберите слова по составу: загадка, засада, рассказ, подушка

    Ответ: загадка, засада, рассказ, подушка 4 балла

    3. Распределите слова на две группы водитель, громоотвод, водокачка, водопой, приводить, водоворот.

    Ответ: водитель, громоотвод, приводить – от “водить”

    Водокачка, водопой, водоворот – от “вода” 2 балла

    4. Подчеркните лишнее слово стужа, метель, пурга, снег, буран.

    Ответ : стужа, метель, пурга, снег, буран, 1 балл

    5. Замените одним словом:

    Человек, совершающий поездку в любом транспорте -____________ .

    Ответ: пассажир 1 балл

    6. Поставьте существительные в родительном падеже множественного числа

    Килограммы — … апельсины — … сапоги — … помидоры — … ботинки — …

    Ответ : килограммы – килограммов, апельсины – апельсинов, сапоги – сапог, помидоры – помидоров, ботинки – ботинок. 5 баллов

    7. Запишите 3 имени существительных, которые не изменяются по падежам

    Ответ: пальто, кино, шоссе, кофе, кашне и т.д. 3 балла

    8. Поставьте существительные в форму множественного числа: трактор, доктор, шофер, сторож.

    Ответ: трактор – тракторы, доктор – доктора, шофёр – шофёры, сторож – сторожа 4 балла

    9. Отгадайте и запишите слово, в котором

    Корень из слова СНЕЖИНКА

    Приставка из слова ПОДЪЕХАЛ

    Суффиксы из слова ЛЕСНИК

    Окончание из слова УЧЕНИКИ

    Ответ: подснежники 1 балл

    10. Объясните значение выражений:

    Рукой подать; работать, засучив рукава; работать, спустя рукава; бить баклуши.

    Ответ: рукой подать – близко; работать, засучив рукава – хорошо, усердно работать;

    работать спустя рукава – плохо работать; бить баклуши – лентяйничать, бездельничать. 4 балла

    Максимальное количество баллов – 28

    Олимпийские задания по русскому языку

    1. Пословицы шутят: Пословица, тебя мы знаем,

    Но не такою ты была:

    Неужто буква озорная

    Вновь чьё-то место заняла?

    А) Жди у горя погоды.___________

    Б) Сашу маслом не испортишь.___________

    В) Крутится как булка в колесе.___________

    Г) Яйца курицу не учат.___________

    Д) От бобра бобра не ищут.______________

    Е) Мы сами с ушами.____________

    Ж) Один в золе не воин.____________

    З) Толочь в ступе воду._______________

    И) Нашла коза на камень.____________

    К) не зная броду, не суйся в моду. __________

    2. Запишите слова:

    А) С М- приятен, золотист,

    Очень сладок и душист.

    С буквой Л- зимой бывает,

    А весною исчезает. _______ ________

    Б) С глухими шипящими

    Круглая, как мячик,

    Как огонь горячий. _______ _______

    4. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и поставьте ударение.

    Вес…них, гиган…ский, хрус…нуть, запас..ной, злос…ный, ужас…ный, телегра…а, коми…ия, па…ажир, кил…метр.

    5. Закончите пословицы:

    А) Лучшая вещь новая, лучший друг ______________.

    Б) Не бойся врага умного, бойся друга _____________.

    В) Корень учения горек, да плод его ________________.

    Г) Не красна изба углами, а красна __________________.

    Д) Знай больше, говори ________________.

    7. Разгадайте слово по его характеристике:

    Звук [ ] – твердая пара звука [п’ ] ;

    Звук [ ] – гласный звук [у ] ;

    Звук [ ] – звонкая пара звука [ж ] ;

    Звук [ ] – глухая пара звука [г ] ;

    Звук [ ] – гласный звук [и ] ;

    Звук [ ] – твердая пара звука [н’] .

    8. Над каждым словом надпишите части речи:

    А) Белое покрывало землю покрывало.

    Б) Деревенский старожил сад колхозный старожил.

    В) Я стою на каменном берегу, покой границы берегу.

    9. Замените обороты одним словом:

    А) С глазу на глаз ______________________

    Б) Бежать во весь дух __________________

    В) Бить баклуши ______________________

    Г) Зарубить на носу ____________________

    Д) Делать большие глаза ________________

    10. Запишите пословицы, в которых встречается слово «семь».

    задания по русскому языку

    1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, и поставьте ударения .

    Скорост. .ной, повис. .нуть, интерес. .ный, влас. .ный, чес. .ность, чудес. .ница, опас. .ность, звёз. .ная, запас. .ной, хрус. .нул, праз. .ник, цен. .нер, кухон. .ый, кил. .метр, трус. .ливый.

    1. Замените устойчивые обороты одним словом.

    А) Через час по чайной ложке ______________________

    Б) Жить душа в душу ____________________________

    В) Сломя голову ________________________________

    Г) В нескольких шагах ____________________________

    Д) Пропустить мимо ушей _________________________

    Е) За тридевять земель ____________________________

    1. Составьте из этих слов пословицу, поговорку или крылатое выра жение.

    А) Смотреть, конь, дарёный, зубы._______________________________

    Б) Терпеть, быть, казак, атаман._________________________________

    В) Соловей, кормить, басни._____________________________________

    Г) Медведь, поступать, ухо.______________________________________

    Д) Будет, наша, праздник, улица._________________________________

    Е) Семь, дитя, глаз, няньки._____________________________________

    1. Разгадай слово по его характеристике .

    Звук [ ] — твёрдая пара звука [ р‘]______________________

    Звук [ ] – гласный звук [ о ] __________________________

    Звук [ ] – звонкая пара звука [ т ]______________________

    Звук [ ] – гласный звук [ и ]____________________________

    Звук [ ] – твёрдая пара звука [ н‘ ]_______________________

    Звук [ ] – гласный звук [ а ]_____________________________

    5. Пословицы шутят: Пословица, тебя мы знаем,

    Но не такою ты была:

    Неужто буква озорная

    Вновь чьё-то место заняла?

    А) Жди у горя погоды.________________________________________________________________

    Б) Сашу маслом не испортишь.________________________________________________________

    В) Крутится как булка в колесе._______________________________________________________

    Г) Яйца курицу не учат.________________________________________________________________

    Д) От бобра бобра не ищут._____________________________________________________________

    Е) Мы сами с ушами.__________________________________________________________________

    Ж) Один в золе не воин._______________________________________________________________

    З) Толочь в ступе воду.________________________________________________________________

    И) Нашла коза на камень.______________________________________________________________

    К) не зная броду, не суйся в моду. ______________________________________________________

    7.Образуйте сложное слово.

    А) паровой, ходить ______________________________

    Б) звёзды, лётчик ________________________________

    В) ловить, рыба _________________________________

    Г) падать, листья ________________________________

    Д) тушить, огонь _________________________________

    Е) колоть, лёд. _______________________________

    1 тур олимпиады по русскому языку.

    1. Подберите синонимы к словам : работа, громкий, дремучий (лес), печаль, кричать.

    2.Напиши кто как голос подает.

    Например: лев рычит.

    4.Поставь данные имена существительные в родительном падеже.

    5.Подберите антонимы к словам : мягкий, натуральный, снаружи.

    6.Составьте сочетания типа «прилагательное + существительное» со следующими словами :… кофе, …сирень, …шампунь, …простыня, …кенгуру, … Сочи, …эскимо.

    7.Вставь пропущенные буквы:

    прим . рять соседей

    отв . рить дверь

    зап . вать в хоре

    зап . вать молоком

    ув . дать издали

    ув . дать без влаги

    8. Замените данные словосочетания близким по значению глаголом :

    Высасывать из пальца-…

    9. Определить части речи и подчеркнуть главные члены предложения.

    Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. Калушата присяпали, бутявку стрямкали и подудонились.

    10.Запиши пословицы, в которых встречается слово семь.

    1. Запишите 3 слова, в которых букв больше , чем звуков и 3 слова ,в которых звуков больше, чем букв.

    2.Произведите полный разбор предложения.

    На лесной опушке мы сразу увидели спелые ягоды земляники.

    3. Запишите данные имена существительные в предложном падеже ,используя нужный предлог ( о, об )

    Армия, елка, юбилей, игра, улица, облако .

    4. Запишите слова ,вставляя пропущенные буквы (где надо )

    Серь?езный, раз?езд, об?явление, без?ответственный, с?язвить, трех?этажный.

    5. Определите , к какой части речи относятся выделенные слова.

    На то и печь ,чтобы в ней печь.

    Стою на нашем берегу , покой границы берегу.

    6. Замените выражения словами или словосочетаниями.

    При царе Горохе- …

    Яблоку негде упасть- …

    7.Найди лишнее слово.

    а) кресло, бревно, пальто ,число, весло,

    б) водитель, водяной, водичка, заводь, водянистый.

    в) быстрый, скорый, проворный, тихий,

    г) подоконник, теремок, пограничник, выдумщик.

    8. Выпишите слова , в которых есть только мягкие согласные.

    Билет, теперь, около, семя, потом, дитя, няня ,берег, пять.

    9.Поставьте данные имена существительные в родительном падеже :

    Дела, места, туфли, яблоки, чулки, апельсины, носки.

    10. Исправьте грамматические и речевые ошибки.

    Мальчик обратно вернулся домой.

    Девочка сидела за столом и раскрашивает картинки.

    Белый мыш умел стоять на задних лапках.

    Олимпиада по русскому языку 4 класс.

    1. Запиши предложения по правилам русской орфографии.

    [ ф п’эс’ни а в’эщим ал’эг’и пав’иствуица а суд’б’э рускава кн’аз’а ]

    2. Какие слова можно отнести к разным частям речи?

    Рой, мой, закрой, простой, печь.

    Составьте с ними такие словосочетания, чтобы можно было определить, какими частями речи они являются.

    3 . Вместо знака ? поставь названия цифр так, чтобы получились имена существительные.

    Смор +? + а = ________________________________

    По + ? + л = __________________________________

    4. Закончи выражения:

    5 . Составь и запиши словосочетания, употребив существительные из скобок во множественном числе.

    У новых (скатерти), около речных (пристани), пуговицы от (наволочки), ветки (черешни), герои (басни), пять (простыни), продажа (полотенца), шесть (килограммы) (апельсины).

    6. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

    Осетинская : «И в хорошем огороде есть гнилые тыквы».

    Польская: « Как заяц в ананасе».

    Вьетнамска я: «Неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец».

    Финская : «Тот не заблудится, кто спрашивает».

    8. Что бы это значило?

    •Т М Л О С Ё А -____________________ Р К С И А К — ____________________

    7 3 5 4 1 6 2 2 5 4 6 3 1

    • Р А О В К О — _______________________ О Р С К О А — ____________________

    3 6 2 5 1 4 4 3 1 5 2 6

    •О К Б О К Л О — _____________________

    9 . Объясни лексическое значение слов.

    10. Допиши окончания существительных во мн.ч., в Р.П.

    Крем от торт… Варенье из мандарин…

    Свистки сторож… Движение трамва…

    Рота солдат… Пара сапог…

    Крыши сара… Лезвия нож…

    Десять апельсин… Стая голуб…

    Нет чулок… Несколько челове…

    Олимпиада по русскому языку. 4 класс. Ответы

    1. А) «Предмет – признак». К данным существительным запишите однокоренные прилагательные.
    Честь – честный
    Печь – печной
    Небеса – небесный
    Мука – мучной
    Место – местный
    Чудеса – чудесный
    Молоко – молочный
    Прелесть – прелестный

    Б) Запиши слова по транскрипции: [дошт’], [ т’этрат’], [фарэл’], [тр’эл’], [л’эсн’ица], [бал’эзн’].
    (дождь, тетрадь, форель, трель, лестница, болезнь)

    В) «Наборщик». Из букв слова «ГОСУДАРСТВО» составьте как можно больше слов (имена существительные в именительном падеже).
    (год, гусар, град, грот, город, ода, оса, овраг, сода, сор, сорт, сало, сад, сосуд, суд, удар, угар, устав, удав, утро, ус, дар, дог, дот, дрова, дуст, досуг, дорога, ад, ар, авто, род, рот, ров, рог, рост, руда, рота, тур, враг, вода, вор…)

    2. А) Определите, какими частями речи являются подчеркнутые слова.

    В поля, не кошеных косой,
    Всё утро дождик шёл косой.
    Дочь грома капля-егоза,
    Кончая свой высотный путь,
    Летела с круч, закрыв глаза,
    В лицо земли, боясь взглянуть,
    Скользнув с небесного стекла,
    В ладонь цветка она стекла.

    Б) Собери пословицу.
    1.Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим
    2. Другому, яму, упадёшь, не, сам, в, неё, рой
    3. Один, семь, отрежь, раз, примерь, раз
    4. Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят
    5. Не, всё, лес, волка, смотрит, как, корми, он, в
    6. Погонишься, за, ни, не, двумя, зайцами, одного, поймаешь
    ( В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Не рой другому яму, сам в неё упадешь. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Дарёному коню в зубы не смотрят. Как волка не корми, он всё в лес смотрит. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.)

    Наш первый слог тот отгадает,
    Кто ноты хоть немного знает.
    Второй и третий – оленя украшают.
    А целое – нередко сил лишает. (до-рога)

    Моё начало – буква алфавита,
    Она всегда шипит сердито,
    Второго корабли боятся,
    А целое весной летает и жужжит,
    То сядет на цветок, то снова улетит. (ш-мель)

    Первое на земле валяется,
    Второе в Волгу вливается,
    А целое – птицей называется. (сор-ока)

    Первое – нота,
    Второе – тоже,
    А целое на боб похоже. (фа-соль)

    Начало – голос птицы,
    Конец – на дне пруда,
    А целое в музее
    Найдете без труда. (кар-тина)

    Первое – предлог.
    Второе – летний дом.
    А целое порой
    Решается с трудом. (за-дача)

    3. А) Отгадай слово.
    корень в слове снежинка приставка в слове посмотрел
    приставка в слове подъехали корень в слове дороженька
    суффикс в слове лесник суффикс в слове лыжник (подорожник)
    окончание в слове ученики (подснежники)

    Б) Фразеологизмы. Замените фразеологизмы близкими по смыслу словосочетания.

    Яблоку негде упасть. Слышно, как муха пролетит. Сел в галошу. Как рыба в воде. Сидеть, как на иголках. Комар носа не подточит. Родился в рубашке.
    (Очень тесно; очень тихо; попал в неловкое положение; очень уверено себя чувствует; волноваться, переживать; качественно сделано; удачливый, везучий)

    В) Отгадайте пословицы по двум ключевым словам.
    Свет – тьма;
    Труд – лень;
    Встречают – провожают;
    Погибай – выручай.
    (Ученье – свет, а не ученье – тьма. Труд кормит, а лень – портит. Встречают по одежке, провожают по уму. Сам погибай, а товарища выручай.)

    Готовимся к олимпиаде по русскому языку 3-4 класс

    Готовимся к олимпиаде (1)

    1. Замените данные устойчивые выражения словами или словосочетаниями, сходными по значению (например, сложить голову — погибнуть).
    Развесить уши — _______________________
    Пускать пыль в глаза — __________________
    Рвать на себе волосы — _________________
    3. Из букв каждой пары или тройки слов составьте название блюда или название фруктов:
    Риф + ель + кадки = фрикадельки
    Ель + сад + рак = ________________________
    Рис + кепи = ____________________________
    Рыба + соки = ___________________________
    Нива + реки = ___________________________
    ______________________________________________

    Готовимся к олимпиаде (2)

      «Крылатые слова» – это образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление. Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.

    А вы, друзья, как ни садитесь…____________________
    ___________________да зуб неймёт._________

    Когда в товарищах согласья нет,
    __________________________________
    ___________________________________________
    не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
    _____________________________________________

  • Так поди же попляши!
    5. По данному началу допишите пословицы.
    Правой рукой строит… _____________________________________
    Ученье – свет… ___________________________________________
    Кто хочет много знать… ____________________________________
    Корень ученья горек… ______________________________________
  • Готовимся к олимпиаде (3)

    1. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», — слова или фразы разного смысла, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.
    Логика — иголка
    Ракета — ___________________
    Каприз — ___________________
    Мольба — ___________________
    Каратист — __________________
    2. Найдите среди данных слов те, которые раньше были образованы от одного и того же слова. Запишите, от какого. Разделите слова на группы по этому признаку. Выделите в словах современные корни: кольцо, вотчина (на Руси до XVIII века: родовое наследственное земельное владение).
    Здание, околица, крыльцо, отец, полотенце, зодчий (то есть архитектор), отчизна, крыло, колесо, полотняный.

    4. Из букв каждой пары слов составьте название животного:
    Лик + рок = _________________
    Поле + дар = ________________
    Шаль + до = _________________
    Лов + буй = __________________

    Готовимся к олимпиаде (4)

    6. Объясните значение слова «язык» в каждой фразе:

    Больно прикусил язык. _____________________________________
    Язык до Киева доведёт. ____________________________________
    Разведчики взяли языка. ___________________________________
    Без языка и колокол нем. ___________________________________
    Прикуси язычок! ___________________________________________
    Язык под чесночным соусом. ________________________________

    Готовимся к олимпиаде (5)

    1. «Расшифруйте» слова:
    по2л ___________________
    2рь ____________________
    с3 _____________________
    ви3на __________________
    1очество________________
    _____________________________________________________________

    2. Перед Вами «текст», составленный из отрывков двух произведений. Восстановите отрывки (подчеркните строчки одного произведения волнистой линией, а строчки другого — прямой). Напишите автора и название каждого произведения.
    Час обеда приближался,
    Топот по двору раздался:
    Входят семь богатырей,
    Все красавцы удалые,
    Великаны молодые,
    Семь румяных усачей.
    Все равны как на подбор,
    С ними дядька Черномор.
    Автор: ________________________________
    Название: ______________________________
    Автор: ________________________________
    Название: _____________________________

    Готовимся к олимпиаде (6)

    3. Из букв каждой тройки слов составьте название гриба:
    Диво + пони + сок = ______________________
    Воз + бедро + пике = _____________________
    Хор + ум + ом = _________________________
    Лён + ас + ком = ________________________

    4. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

    Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
    _________________________________________________________________

    Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.
    _____________________________________________________
    5. Замени устойчивые сочетания слов, одним словом.
    Кот наплакал- __________________
    Бить баклуши- __________________
    Спустя рукава- __________________
    Зарубить на носу- ________________

    Готовимся к олимпиаде (7)

    1. Какие слова так произносятся?
    [ Г Р У С’ Т’] ______________
    [ Л’ Э С’ Т’] ______________
    2. Составь слово, если в нем
    Корень – из слова моряк
    Окончание – из слова зимний
    Приставка – из слова прилететь
    Суффикс – из слова русский. __________
    3. Расставь ударение в словах.
    Торты, сливовый, звонишь, алфавит, свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи.
    4. У каких существительных нет формы единственного числа?
    Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы
    5. В каких словах количество букв и звуков совпадает?
    Маяк, объем, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ.
    6 .Составьте предложения со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.
    Невежа – невежда.
    ______________________________________________________________________________
    ______________________________________________________________________________

    Готовимся к олимпиаде (8)

    7. Образуйте от данного существительного глагол и прилагательное:
    мороз -_____________________________________________________________________

    8. Поставьте нужные знаки в конце предложений:
    Что за птица с красной грудкой
    Пусть всегда будет солнце
    Дети вышли на опушку леса

    9. Спишите предложение, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите часть речи.
    (По) садила мама (в) печь пироги (с) капустой печь.
    _____________________________________________________________________________

    10. Образуйте от слова СВЕТ семь однокоренных слов.

    11. Поставьте слова в множественное число:
    Человек — Лист (бумаги) —
    Лист (дерева) —
    Зуб (волка) — Зуб (пилы) —

    Готовимся к олимпиаде (9)

    1. Вставь буквы и поставь ударение.
    Алф. вит, др. мота, кр. пива, щ. вель, кр. сивее, р. мень, к. л. метр, к. мбайнё

    2. В каждом ряду найди лишнее понятие и подчеркни его.
    Василий, Федор, Иван, Петров, Семен;
    молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша;
    дождь, снег, осадки, иней, град;
    футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

    4. Назови предметы, которые могут сочетать два названных признака.
    Яркий желтый ___________________________
    Прозрачный голубой _______________________

    5. Замени выражения одним глаголом.
    Клевать носом____________________
    Зарубить на носу__________________
    Чесать языки______________________
    Выходить из себя____________________
    Дать стрекача______________________
    Бить баклуши _______________________
    Ломать голову________________________

    Готовимся к олимпиаде (10)

    7. Как написать одинаковые по звучанию слова из стихотворения Якова Козловского?
    Вилка однажды споткнулась (о) крошку,
    Падая, стукнулась вилка (об) ложку.
    Ложка, взлетев, угодила в (о) крошку,
    Брызги на книжную сели (об) ложку.

    8. Среди этих букв спрятались имена собственные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их.
    И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я
    Готовимся к олимпиаде (11)

    1. «Составь пословицы»:
    дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье

    1). Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.___________
    2). Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.___________________
    3). Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.________________
    4). Его проглатывают, когда человек очень молчалив, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет__________________

    3. Расшифруй название сказки.

    ЛОБОКОК — МОРЕКЕТ — ТОК И СИЛА —
    КВОЛ И ЗАОК — КОРОМОЗ — КАШУЗОЛ —

    4. Вставь пропущенные буквы и проверочные слова.
    Прим. рять друзей зал. зать раны
    Разв. вается флаг отв. рить дверь
    Зап. вать в хоре ув. дать издали

    Готовимся к олимпиаде (12)

    1.Подбери синонимы:
    страж -. грядущее — .
    кладезь — . вопиять — .
    врата — . зерцало — .

    2. К прилагательным подбери существительные с шипящими на конце.
    Красивая . острый.
    чёрный. золотая.
    колючий . ночная.

    Районная олимпиада по русскому языку 2006-2007 учебный год.

    1.Выпиши слова, в которых есть звук [й]

    И вскользь мне бросила змея:

    «У каждого судьба своя!»

    Но я-то знал, что так нельзя –

    Жить, извиваясь и скользя .

    2. Из звуков, входящих в слово ПАЛИТРА, ученик составил слова: пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара.

    Найдите среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове палитра.

    3. Напишитe два слова, в которых одновременно встречались бы Ь и Ъ знаки.

    4. Составь из букв данного слова существительное дрvгого склонения, укажи тип склонения (1,2,3) во всех словах.

    5. Найдите спрятанные в предложениях Фамилии хорошо известных вам писателей, выпишите их.

    а) Мама, а змея, рыба, комар, шакал — это всё звери?

    б) Витя, не надо краба ртом трогать.

    6. Заменн данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.

    а) Овладевать собой, успокаиваться — …

    в) Усиленно думать над трудным вопросом — …

    г) Хорошо запомнить — .

    7. Вспомни н запипш русские пословицы похожие с данными по смыслу.

    а) Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)

    б) Сын леопарда — тоже леопард. (Африка)

    в) Маленький горшок хорошо нaгpeвaeтся. (Англия)

    8. Поставь в словах знак ударения.

    Завидно, красивее, гусеница, жаворовок, звонит, засуха.

    9. Одним словом объясните значения заимствованных слов.

    Антракт, дегустация, лозунг, финал.

    10. Вместо пропусков вставь слово, которое служило бы окончанием первого и началом втopoгo слова.

    При ( . ) ец, каб ( . ) окошко, часто( . )ос, ме( . )олад.

    Ответы на районную олимпиаду по русскому языку 2006-2007 vч.г.

    1. Змея, своя, я, извиваясь.

    4. кукла (1) — кулак(2)

    тьма( 1 ) — мать (3)

    кочан(2) — ночка (1)

    банка (1) — кабан (2)

    5. а) Маршак б) Барто

    6. А) Брать себя в руки.

    Б) Яблоку негде упасть.

    В) Ломать голову.

    Г) Зарубить себе на носу.

    7. А) Шило в мешке не утаишь.

    Б) Яблоко от яблони недалеко падает.

    В) Мал золотник, да дорог.

    8. ЗавИдно, красИвее, гУсеница, жАворонок, звонИт, зАсуха

    9. Антрaкт – перерыв,дегустапия – проба, лозунг — призыв, финал — конец.

    10. При (БОР) ец, каб (ЛУК)окошко, часто (КОЛ)ос, ме(ШОК)олад.

    Источник

    Читайте также:  от данных глаголов образовать и записать имена существительные рубить