Меню

Подбор прилагательных к именам существительным



«Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Познакомить со смысловым значением имен прилагательных; сформировать представление о связи имени прилагательного с именем существительным, учить находить в тексте имена прилагательные и правильно ставить к ним вопросы от имён существительных.

Скачать:

Вложение Размер
imya_prilagatelnoe.svyaz_imeni_prilagatelnogo_simenem_sushchestvitelnym.doc 55 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 2класс

«Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели: познакомить со смысловым значением имен прилагательных; сформировать представление о связи имени прилагательного с именем существительным

— учить находить в тексте имена прилагательные и правильно ставить к ним вопросы от имён существительных ;

— показать связь имени прилагательного с именем существительным;

— учить определять число и род прилагательных по имени существительному, с которым оно связано;

— развивать орфографическую зоркость, умение анализировать и делать выводы;

— развивать речь и расширять кругозор обучающихся;

— формировать умение взаимодействовать в парах;

— воспитывать бережное отношение к животным

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, таблица «Имя прилагательное», индивидуальные карточки, картинка сказочного героя Колобка, картинки животных (медведь, заяц, лисица, волк).

А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку 5.

  1. Целеполагание. Актуализация знаний.

— Дети вы любите сказки?

— У нас сегодня в гостях сказочный герой. А кто вы узнаете, отгадав его по описанию. Слушайте внимательно.

— Круглый, румяный, ароматный, непослушный. Кто же это? (Колобок)

Круглый, румяный, ароматный, непослушный Колобок

— Как вы догадались, что это Колобок?

— Из какой сказки он к нам пришёл?

Картинка из сказки «Колобок»

-Давайте поиграем, друзья! Я буду называть прилагательные, а вы подбирать подходящее по смыслу существительное.

Серый, хищный, жадный . (Волк.)

Рыжая, хитрая, ловкая . (Лиса.)

Косой, слабый, трусливый . (Заяц.)

Сухое, свежее, душистое . (Сено.)

Солнечный, веселый . (День.)

— Как называются части речи, из которых составлены словосочетания? (Имена существительные и имена прилагательные.)

— Назовите тему урока. (Связь имени прилагательного с именем существительным.)

— Послушайте стихотворение. О какой части речи в нём говорится? Приведите примеры слов этой части речи. Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

Имя прилагательное знает весь свет,

Раскрасит, как художник, разный предмет,

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие?

— Какую часть речи я употребила, описав Колобка?

— Как вы определили, что это имя прилагательное?

— Значит, над какой частью речи продолжаем работу на уроке?

— Что вы знаете о прилагательном?

— А какой частью речи является слово «Колобок»?

— Кто поможет сформулировать тему урока?

— Тема нашего урока: «Связь имени прилагательного с именем существительным»

— Назовите цели урока.

— Колобок укатился по дорожке в лес, оставляя за собой след.

— На какую букву начинается слово «Колобок»?

— Дайте характеристику звукам, которые обозначает буква «Ка».

— Разомнём наши пальчики пред письмом.

Вот помощники мои.

Их как хочешь поверни.

И работать захотели.

— Пропишите буквы, слоги и слова.

Кк / Кк / Кк / ка ко ке ки ку кв кл кн

коржик кормушка кривая

— Поставьте ударение в словах.

— Что общего в словах?

— Какое слово лишнее? Докажите.

— Назовите опасные места в словах, орфограммы.

— Подберите существительное, подходящее по смыслу к прилагательному кривая.

— Кривая дорожка, по которой катился Колобок.

— Запишите это словосочетание. Назовите орфограммы.

— С какой частью речи согласуются имена прилагательные?

— Как определить число и род имени прилагательного?

— Определите число и род имени прилагательного.

Кривая дорожка (ед. ч., ж. р.)

1) Записать названия зверей, которых встретил Колобок с именами прилагательными, подходящими по смыслу.

— Назовите, кого встретил Колобок в лесу?

Вывесить картинки зайца, медведя, волка и лисицы.

— Как вы думаете, какое слово лишнее? Почему?

(Волк – нет орфограммы. Все остальные слова из орфографического словаря)

— Какой частью речи являются эти слова? Докажите.

— Колобок предлагает вам выполнить следующее задание. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное. Запишите получившиеся словосочетания и определите число и род прилагательных. Записывать будем вместе с вопросом.

Не забывайте называть встретившиеся орфограммы.

Заяц (какой?) косой (ед. ч., м. р.).

Медведь (какой?) косолапый (ед. ч., м. р.)

Волк (какой?) серый (ед. ч., м. р.).

Лисица (какая?) хитрая (ед. ч., ж. р.)

— Молодцы. Правильно справились с заданием.

— В какой форме числа стоят существительные?

— А прилагательные? Почему?

— На какие вопросы отвечают прилагательные в единственном числе?

— Давайте изменим число существительных и устно назовём новые словосочетания.

— На какой вопрос отвечают прилагательные во множественном числе?

Зайцы (какие?) косые и т. д.

— Как изменили существительные и прилагательные?

— Можем ли определить род у прилагательных во множественном числе?

— Так на какие вопросы отвечают имена прилагательные в единственном числе? Во множественном?

— Так с какой частью речи связано имя прилагательное?

2) Работа с учебником.

а) «Страничка для любознательных»

— Прочитаем информацию в учебнике.

— Почему имя прилагательное так называется?

— Какие признаки может обозначать имя прилагательное?

— Наш Колобок очень любит… А вот что, вы сейчас назовёте, посмотрев на рисунки упражнения

— Какой частью речи являются изображённые слова?

— На какие группы можно разбить данные предметы? (Фрукты, ягоды, овощ)

— Назовите разные признаки этих предметов

— Составьте предложение с любым словосочетание.

Запись предложения на доске с проговариванием. Подчеркнуть имена прилагательные.

— Что учились делать, выполняя это упражнение?

3) Списать предложения. Подчеркнуть прилагательные и указать их число и род.

— Мы с Колобком сейчас проверим, как вы умеете самостоятельно находить имена прилагательные и определять их число и род.

Славная песенка, ещё бы послушала! Сядь-ка, миленький, на мой язычок да пропой в последний разок.

— Прочитайте шёпотом предложения.

— Как их надо читать? Почему?

— Кто сам прочитает, показав характер лисицы? (Чтение 2-3 учеников)

— Что вы должны сделать?

— Спишите предложения, подчеркните имена прилагательные, укажите их число и род.

— Проверьте в парах, как вы выполнили задание. (Взаимопроверка)

— Что нужно сделать, чтобы найти прилагательное?

— Назовите имена прилагательные вместе с именами существительными, с которыми они связаны.

(Дети выходят к доске и подчёркивают прилагательные волнистой линией. Указывают над словом род, число)

— Измените число имён прилагательных. Назовите вместе с именами существительными, с которыми они связаны.

4) Индивидуальная работа на карточках. Дифференцированные задания.

— Ребята, представляете, а мы можем спасти Колобка.

— Лисица предлагает вам выполнить её задание. Если вы справитесь, то она его отпустит и не съест.

— Вам надо вписать вопросы, на которые отвечают прилагательные, и определить их число и род, там, где это возможно.

Источник

ГДЗ учебник по русскому языку 4 класс Канакина. Имена прилигательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Упражнение №2

Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из сказки. Запишите составленные словосочетания.
Синее море, . землянка, . корыто, . трава, . рыбка, . слово, . голос, . чудо, . корыто, . баба, . труба, . вороты, . крестьянка, . дворянка, . душегрейка, . кичка, . перстни, . сапожки, . слуги, . царица, . царство, . пряник, . невежа, . палаты, . владычица, . буря, . волны.
− С какой целью автор употребил именно такие имена прилагательные?
− Какие имена прилагательные употреблены в переносном значении? К каким именам прилагательным можно подобрать синонимы или антонимы?
− Подчеркните устаревшие слова − имена существительные, а также устаревшие формы множественного числа имён существительных.

Решение

Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, новое корыто, сварливая баба, кирпичная, белёная труба, дубовые, тесовые воро́ты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболья душегрейка, парчева́я кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.
Автор с помощью прилагательных красочно описывает жизнь героев сказки, их характер, точно предаёт настроение и чувства.
Имена прилагательные, употреблённые в переносном значении:
Золотая (рыбка) – покрытая золотой чешуёй.
Сердитые (волны) – большие, высокие.
Чёрная (крестьянка) – бедная.
Печатный пряник – с отпечатанным рисунком.
Чёрная (буря) – сильный ветер и высокие волны на море.
Синонимы к именам прилагательным:
Ветхая (землянка) – старая.
Дорогой (откуп) – большой.
Ласковое (слово) – доброе.
Великое (чудо) – большое.
Грозная (стража) — зловещая.

Антонимы к именам прилагательным:
Дорогой (откуп) – дешёвый.
Ласковое (слово) – недоброе.
Великое (чудо) – маленькое.
Новое (корыто) — старое.

Устаревшие формы множественного числа имён существительных:
Жемчуга – драгоценности (жемчуг).
Палаты — жилые сооружения.
Вины – вино.
Вороты – ворота.
На посылках – на службе.
Очи – глаза.

Устаревшие слова:
Чупрун – чуб, хохол.
Кичка – старинный женский головной убор.
Душегрейка – тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади.
Светёлка – светлая комната, отделённая сенями от кухни.
Старче – старичок.

Источник

Связь имен прилагательных с именами существительными. 3-й класс

Класс: 3

Цель: Дать знание о взаимосвязи имен прилагательных с именами существительными.

Задачи:

Образовательные:

  • актуализировать знания учащихся по теме “Имя существительное”, “Имя прилагательное”;
  • дать знание о взаимосвязи имени существительного и зависимого от него имени прилагательного;
  • отрабатывать полученные знания по образцу и в изменённой ситуации;
  • научиться ставить вопрос от имени существительного к зависимому от него имени прилагательного.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес,
  • развивать аналитико-синтетические способности.

Воспитательные:

  • в целях решения задач нравственного воспитания добиваться достижения конечного результата, воспитывать трудолюбие, аккуратность;
  • в целях решения задач эстетического воспитания дать знания о старинной русской игрушке, прививать любовь к декоративно- прикладному творчеству.

Литература: С.И. Ожегов “Толковый словарь”.

Тип занятий: урок изучения нового материала.

Структура урока русского языка

  1. Организационный момент.
  2. Словарно-орфографическая работа.
  3. Актуализация знаний.
  4. .Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы и цели урока.
  5. Изучение нового материала.
  6. Первичное закрепление.
  7. Физкультминутка.
  8. Закрепление изученного.
  9. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход урока

Таблица 1

Этапы урока Деятельность
учителя учащихся
1 Организационный момент Приветствие учащихся, создание доброжелательной атмосферы в классе, проверка готовности учащихся к уроку Приветствие учителя, проверка готовности к уроку
2 Словарно- орфографическая работа Введение нового слова в активный словарь детей Знакомство с новым словом, определение лексического значения слова
3 Актуализация знаний Актуализация знаний Применение ранее изученных знаний
4 Целепологание, мотивация. Подбор учебного материала Формулирование предназначенной для изучения темы и цели урока
5 Изучение нового материала Организационная и контрольно — корректирующая функция Формулирование алгоритма действия и вывода
6 Первичное закрепление Объяснение Практическая деятельность
7 Физкультминутка Дидактическое задание по теме урока Выполнение физической нагрузки. Не отвлекаясь от темы урока
8 Закрепление изученного Использование частично- поискового метода Выполнение лексико- орфографических упражнений конструктивного характера
9 Подведение итогов урока. Рефлексия Анализ работы учащихся Оценка собственной деятельности. Рефлексия собственных достижений

Таблица 2

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1 Организационный момент Приветствие учащихся, создание доброжелательной атмосферы в классе, проверка готовности учащихся к уроку Приветствие учителя, проверка готовности к уроку
2 Словарно-орфографическая работа – Определите словарное слово, с которым мы сегодня познакомимся, и назовите его. – Это слово матрёшка.
– Объясните лексическое значение этого слова:

Что такое матрёшка?

– Какая это игрушка? Это игрушка. Она деревянная, красивая, состоит из нескольких маленьких кукол. – Обобщите всё сказанное. – Матрёшка – это деревянная игрушка, состоит из нескольких кукол. – Сергей Иванович Ожегов в толковом словаре даёт следующее определение:

Матрёшка – пустая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера. – Что можно отметить в написании слова? -Безударная гласная а, парная согласная в корне слова ш. – Запишите слово с комментированием. – Слово матрёшка: три слога, ударение падает на второй слог, первая гласная а – безударная, непроверяемая, парная согласная ш, проверочное слово — матрёшечка. 3 Актуализация знаний – Определите, какой частью речи является словарное слово. – Имя существительное. – Что такое имя существительное? – Имя существительное-это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? – Назовите грамматические признаки имени существительного. – Имена существительные могут быть одушевлённые и неодушевлённые, бывают мужского, женского или среднего рода .Например:… – Как определить род имени существительного – К именам существительным м.р. можно подставить слова–- он, мой.

Ж. р. — она, моя. Например,

С.р. — оно, моё. Например,… – У каких существительных мы не можем определить род? – У существительных множественного числа. – О какой части речи говорится в этом стихотворении:

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь. – Об имени прилагательном. – Что такое имя прилагательное? – Имя прилагательное — самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие? Например, … – Назовите грамматические признаки имён прилагательных. – Изменяются по родам, числам. – Какую роль играют имена прилагательные в речи? Ответы детей. 4 Целеполагание и мотивация – Я рассказала об истории русской матрёшки иностранному гостю, и после моей беседы он составил такие словосочетания

(определите часть речи) 1-й столбик — имена существительные, 2-й столбик — имена прилагательные. – Прочитайте слова парами. Что вы заметили? – Они не связаны. – Что не хватает именам существительному и прилагательному? – Связи между именем существительным и именем прилагательным. Запись на доске:

Имя существительное
Имя прилагательное
– Сформулируйте тему урока. “Связь имени существительного с именем прилагательным”. – Сформулируйте цель урока. 1) узнать, как связаны между собой имя существительное и имя прилагательное;

2) научиться устанавливать взаимосвязь;

3) закрепить полученные знания на практике. 5 Изучение нового материала – Приступаем реализации 1-ой задачи:

узнать, как связано имя прилагательное с именем существительным, и составить алгоритм своих действий, по которому нужно работать – Какое слово главное в словосочетании? – Имя существительное. – Что мы определим у имени существительного? – Определяем род и число. Алгоритм действий:

1. Определить род и число имени существительного

матрёшка – Имя существительное, женский род, единственное число. – Следующий шаг? – Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному. 2. Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

Матрёшка -ж .р. ед.ч.(какая?) – Что нужно сделать в соответствии с вопросом?

3. Имя прилагательное должно стоять в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное.

Матрёшка –ж .р. ед.ч.(какая?) деревянная (ж.р. ед.ч.) – Изменить имя прилагательное. Поставить его в том же роде, числе, что и существительное. – Алгоритм действий составлен. Измените остальные словосочетания соответственно этому алгоритму.

Мастер – м.р. ед.ч. (какой?) знаменитый м.р. ед.ч.

Дело – ср.р. ед.ч. (какое?) интересное ср.р. ед.ч.

Руки мн.ч. (какие?) золотые мн.ч. Дети объясняют. Учитель записывает на доске, дети в тетради. -Какая существует связь между именем существительным и именем прилагательным?

– От какого слова зависит род и число имени прилагательного?

………руки не знают скуки. – Имена прилагательные стоят в том же роде и числе, что и имена существительные. – Подберите имя прилагательное по составленному алгоритму. – Руки – сущ. мн.ч. (какие?) умелые, умные. 6 Физкультминутка – Я сейчас буду называть словосочетания. Если имя прилагательное не согласовано с именем существительным в роде и числе – приседаете, если согласовано – делаете 2 хлопка. Декоративное искусство
мягкий кисть
картинная галерея
быстрые набросок
острый карандаш
акварельное краски
сказочный сюжет
растительный узор 7 Закрепление – От какого слова зависит род и число имени прилагательного? – От имени существительного, с которым оно связано? – Проверим свой вывод.

Откройте учебник (работа с учебником по теме).

– Подберите имена прилагательные. Дети читают существительное, ставят вопрос и подбирают имя прилагательное. – Прочитайте упражнение.

– Чем отличается задание от предыдущего? – Нужно к именам прилагательным подобрать имена существительные. – Можно ли ставить вопрос к имени существительному? – Нельзя. – А как мы должны подобрать имя существительное? – По смыслу. Оно должно иметь тот же род и число, что и имя прилагательное. …(какой?) – чудесный м.р. ед.ч.
…(какое?) – праздничное ср.р. ед.ч.
…(какая?) – известная ж.р . ед.ч.
…(какие?) – окрестные мн.ч.
– Что общего у имён прилагательных?

Работа на карточке.

– Прочитайте предложения, рассмотрите таблицу. (Учитель читает вслух) – Имена прилагательные с одинаковой орфограммой. – Какое нужно дать задание в соответствии с темой урока?

(задание для слабых учеников – записать три предложения)

Источник

Читайте также:  Словарный диктант написание нн и н в прилагательных и причастиях

подбор прилагательных к именам существительным



«Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Познакомить со смысловым значением имен прилагательных; сформировать представление о связи имени прилагательного с именем существительным, учить находить в тексте имена прилагательные и правильно ставить к ним вопросы от имён существительных.

Скачать:

Вложение Размер
imya_prilagatelnoe.svyaz_imeni_prilagatelnogo_simenem_sushchestvitelnym.doc 55 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 2класс

«Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели: познакомить со смысловым значением имен прилагательных; сформировать представление о связи имени прилагательного с именем существительным

— учить находить в тексте имена прилагательные и правильно ставить к ним вопросы от имён существительных ;

— показать связь имени прилагательного с именем существительным;

— учить определять число и род прилагательных по имени существительному, с которым оно связано;

— развивать орфографическую зоркость, умение анализировать и делать выводы;

— развивать речь и расширять кругозор обучающихся;

— формировать умение взаимодействовать в парах;

— воспитывать бережное отношение к животным

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, таблица «Имя прилагательное», индивидуальные карточки, картинка сказочного героя Колобка, картинки животных (медведь, заяц, лисица, волк).

А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку 5.

  1. Целеполагание. Актуализация знаний.

— Дети вы любите сказки?

— У нас сегодня в гостях сказочный герой. А кто вы узнаете, отгадав его по описанию. Слушайте внимательно.

— Круглый, румяный, ароматный, непослушный. Кто же это? (Колобок)

Круглый, румяный, ароматный, непослушный Колобок

— Как вы догадались, что это Колобок?

— Из какой сказки он к нам пришёл?

Картинка из сказки «Колобок»

-Давайте поиграем, друзья! Я буду называть прилагательные, а вы подбирать подходящее по смыслу существительное.

Серый, хищный, жадный . (Волк.)

Рыжая, хитрая, ловкая . (Лиса.)

Косой, слабый, трусливый . (Заяц.)

Сухое, свежее, душистое . (Сено.)

Солнечный, веселый . (День.)

— Как называются части речи, из которых составлены словосочетания? (Имена существительные и имена прилагательные.)

— Назовите тему урока. (Связь имени прилагательного с именем существительным.)

— Послушайте стихотворение. О какой части речи в нём говорится? Приведите примеры слов этой части речи. Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

Имя прилагательное знает весь свет,

Раскрасит, как художник, разный предмет,

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие?

— Какую часть речи я употребила, описав Колобка?

— Как вы определили, что это имя прилагательное?

— Значит, над какой частью речи продолжаем работу на уроке?

— Что вы знаете о прилагательном?

— А какой частью речи является слово «Колобок»?

— Кто поможет сформулировать тему урока?

— Тема нашего урока: «Связь имени прилагательного с именем существительным»

— Назовите цели урока.

— Колобок укатился по дорожке в лес, оставляя за собой след.

— На какую букву начинается слово «Колобок»?

— Дайте характеристику звукам, которые обозначает буква «Ка».

— Разомнём наши пальчики пред письмом.

Вот помощники мои.

Их как хочешь поверни.

И работать захотели.

— Пропишите буквы, слоги и слова.

Кк / Кк / Кк / ка ко ке ки ку кв кл кн

коржик кормушка кривая

— Поставьте ударение в словах.

— Что общего в словах?

— Какое слово лишнее? Докажите.

— Назовите опасные места в словах, орфограммы.

— Подберите существительное, подходящее по смыслу к прилагательному кривая.

— Кривая дорожка, по которой катился Колобок.

— Запишите это словосочетание. Назовите орфограммы.

— С какой частью речи согласуются имена прилагательные?

— Как определить число и род имени прилагательного?

— Определите число и род имени прилагательного.

Кривая дорожка (ед. ч., ж. р.)

1) Записать названия зверей, которых встретил Колобок с именами прилагательными, подходящими по смыслу.

— Назовите, кого встретил Колобок в лесу?

Вывесить картинки зайца, медведя, волка и лисицы.

— Как вы думаете, какое слово лишнее? Почему?

(Волк – нет орфограммы. Все остальные слова из орфографического словаря)

— Какой частью речи являются эти слова? Докажите.

— Колобок предлагает вам выполнить следующее задание. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное. Запишите получившиеся словосочетания и определите число и род прилагательных. Записывать будем вместе с вопросом.

Не забывайте называть встретившиеся орфограммы.

Заяц (какой?) косой (ед. ч., м. р.).

Медведь (какой?) косолапый (ед. ч., м. р.)

Волк (какой?) серый (ед. ч., м. р.).

Лисица (какая?) хитрая (ед. ч., ж. р.)

— Молодцы. Правильно справились с заданием.

— В какой форме числа стоят существительные?

— А прилагательные? Почему?

— На какие вопросы отвечают прилагательные в единственном числе?

— Давайте изменим число существительных и устно назовём новые словосочетания.

— На какой вопрос отвечают прилагательные во множественном числе?

Зайцы (какие?) косые и т. д.

— Как изменили существительные и прилагательные?

— Можем ли определить род у прилагательных во множественном числе?

— Так на какие вопросы отвечают имена прилагательные в единственном числе? Во множественном?

— Так с какой частью речи связано имя прилагательное?

2) Работа с учебником.

а) «Страничка для любознательных»

— Прочитаем информацию в учебнике.

— Почему имя прилагательное так называется?

— Какие признаки может обозначать имя прилагательное?

— Наш Колобок очень любит… А вот что, вы сейчас назовёте, посмотрев на рисунки упражнения

— Какой частью речи являются изображённые слова?

— На какие группы можно разбить данные предметы? (Фрукты, ягоды, овощ)

— Назовите разные признаки этих предметов

— Составьте предложение с любым словосочетание.

Запись предложения на доске с проговариванием. Подчеркнуть имена прилагательные.

— Что учились делать, выполняя это упражнение?

3) Списать предложения. Подчеркнуть прилагательные и указать их число и род.

— Мы с Колобком сейчас проверим, как вы умеете самостоятельно находить имена прилагательные и определять их число и род.

Славная песенка, ещё бы послушала! Сядь-ка, миленький, на мой язычок да пропой в последний разок.

— Прочитайте шёпотом предложения.

— Как их надо читать? Почему?

— Кто сам прочитает, показав характер лисицы? (Чтение 2-3 учеников)

— Что вы должны сделать?

— Спишите предложения, подчеркните имена прилагательные, укажите их число и род.

— Проверьте в парах, как вы выполнили задание. (Взаимопроверка)

— Что нужно сделать, чтобы найти прилагательное?

— Назовите имена прилагательные вместе с именами существительными, с которыми они связаны.

(Дети выходят к доске и подчёркивают прилагательные волнистой линией. Указывают над словом род, число)

— Измените число имён прилагательных. Назовите вместе с именами существительными, с которыми они связаны.

4) Индивидуальная работа на карточках. Дифференцированные задания.

— Ребята, представляете, а мы можем спасти Колобка.

— Лисица предлагает вам выполнить её задание. Если вы справитесь, то она его отпустит и не съест.

— Вам надо вписать вопросы, на которые отвечают прилагательные, и определить их число и род, там, где это возможно.

Источник

Подбор прилагательных к существительным

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подбор прилагательных к существительным Ткаченко Анастасия Сергеевна Воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребёнка -детский сад № 182 «Солнечный город»

Давай с тобой немножко поиграем?

Спасибо! Ты молодец!

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Оргвзнос: от 15 руб.

Идет приём заявок

Номер материала: ДБ-1212592

VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

Идет приём заявок

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Связь имен прилагательных с именами существительными. 3-й класс

Класс: 3

Цель: Дать знание о взаимосвязи имен прилагательных с именами существительными.

Задачи:

Образовательные:

  • актуализировать знания учащихся по теме “Имя существительное”, “Имя прилагательное”;
  • дать знание о взаимосвязи имени существительного и зависимого от него имени прилагательного;
  • отрабатывать полученные знания по образцу и в изменённой ситуации;
  • научиться ставить вопрос от имени существительного к зависимому от него имени прилагательного.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес,
  • развивать аналитико-синтетические способности.

Воспитательные:

  • в целях решения задач нравственного воспитания добиваться достижения конечного результата, воспитывать трудолюбие, аккуратность;
  • в целях решения задач эстетического воспитания дать знания о старинной русской игрушке, прививать любовь к декоративно- прикладному творчеству.

Литература: С.И. Ожегов “Толковый словарь”.

Тип занятий: урок изучения нового материала.

Структура урока русского языка

  1. Организационный момент.
  2. Словарно-орфографическая работа.
  3. Актуализация знаний.
  4. .Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы и цели урока.
  5. Изучение нового материала.
  6. Первичное закрепление.
  7. Физкультминутка.
  8. Закрепление изученного.
  9. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход урока

Таблица 1

Этапы урока Деятельность
учителя учащихся
1 Организационный момент Приветствие учащихся, создание доброжелательной атмосферы в классе, проверка готовности учащихся к уроку Приветствие учителя, проверка готовности к уроку
2 Словарно- орфографическая работа Введение нового слова в активный словарь детей Знакомство с новым словом, определение лексического значения слова
3 Актуализация знаний Актуализация знаний Применение ранее изученных знаний
4 Целепологание, мотивация. Подбор учебного материала Формулирование предназначенной для изучения темы и цели урока
5 Изучение нового материала Организационная и контрольно — корректирующая функция Формулирование алгоритма действия и вывода
6 Первичное закрепление Объяснение Практическая деятельность
7 Физкультминутка Дидактическое задание по теме урока Выполнение физической нагрузки. Не отвлекаясь от темы урока
8 Закрепление изученного Использование частично- поискового метода Выполнение лексико- орфографических упражнений конструктивного характера
9 Подведение итогов урока. Рефлексия Анализ работы учащихся Оценка собственной деятельности. Рефлексия собственных достижений

Таблица 2

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1 Организационный момент Приветствие учащихся, создание доброжелательной атмосферы в классе, проверка готовности учащихся к уроку Приветствие учителя, проверка готовности к уроку
2 Словарно-орфографическая работа – Определите словарное слово, с которым мы сегодня познакомимся, и назовите его. – Это слово матрёшка.
– Объясните лексическое значение этого слова:

Что такое матрёшка?

– Какая это игрушка? Это игрушка. Она деревянная, красивая, состоит из нескольких маленьких кукол. – Обобщите всё сказанное. – Матрёшка – это деревянная игрушка, состоит из нескольких кукол. – Сергей Иванович Ожегов в толковом словаре даёт следующее определение:

Матрёшка – пустая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера. – Что можно отметить в написании слова? -Безударная гласная а, парная согласная в корне слова ш. – Запишите слово с комментированием. – Слово матрёшка: три слога, ударение падает на второй слог, первая гласная а – безударная, непроверяемая, парная согласная ш, проверочное слово — матрёшечка. 3 Актуализация знаний – Определите, какой частью речи является словарное слово. – Имя существительное. – Что такое имя существительное? – Имя существительное-это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? – Назовите грамматические признаки имени существительного. – Имена существительные могут быть одушевлённые и неодушевлённые, бывают мужского, женского или среднего рода .Например:… – Как определить род имени существительного – К именам существительным м.р. можно подставить слова–- он, мой.

Ж. р. — она, моя. Например,

С.р. — оно, моё. Например,… – У каких существительных мы не можем определить род? – У существительных множественного числа. – О какой части речи говорится в этом стихотворении:

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь. – Об имени прилагательном. – Что такое имя прилагательное? – Имя прилагательное — самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие? Например, … – Назовите грамматические признаки имён прилагательных. – Изменяются по родам, числам. – Какую роль играют имена прилагательные в речи? Ответы детей. 4 Целеполагание и мотивация – Я рассказала об истории русской матрёшки иностранному гостю, и после моей беседы он составил такие словосочетания

(определите часть речи) 1-й столбик — имена существительные, 2-й столбик — имена прилагательные. – Прочитайте слова парами. Что вы заметили? – Они не связаны. – Что не хватает именам существительному и прилагательному? – Связи между именем существительным и именем прилагательным. Запись на доске:

Имя существительное
Имя прилагательное
– Сформулируйте тему урока. “Связь имени существительного с именем прилагательным”. – Сформулируйте цель урока. 1) узнать, как связаны между собой имя существительное и имя прилагательное;

2) научиться устанавливать взаимосвязь;

3) закрепить полученные знания на практике. 5 Изучение нового материала – Приступаем реализации 1-ой задачи:

узнать, как связано имя прилагательное с именем существительным, и составить алгоритм своих действий, по которому нужно работать – Какое слово главное в словосочетании? – Имя существительное. – Что мы определим у имени существительного? – Определяем род и число. Алгоритм действий:

1. Определить род и число имени существительного

матрёшка – Имя существительное, женский род, единственное число. – Следующий шаг? – Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному. 2. Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

Матрёшка -ж .р. ед.ч.(какая?) – Что нужно сделать в соответствии с вопросом?

3. Имя прилагательное должно стоять в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное.

Матрёшка –ж .р. ед.ч.(какая?) деревянная (ж.р. ед.ч.) – Изменить имя прилагательное. Поставить его в том же роде, числе, что и существительное. – Алгоритм действий составлен. Измените остальные словосочетания соответственно этому алгоритму.

Мастер – м.р. ед.ч. (какой?) знаменитый м.р. ед.ч.

Дело – ср.р. ед.ч. (какое?) интересное ср.р. ед.ч.

Руки мн.ч. (какие?) золотые мн.ч. Дети объясняют. Учитель записывает на доске, дети в тетради. -Какая существует связь между именем существительным и именем прилагательным?

– От какого слова зависит род и число имени прилагательного?

………руки не знают скуки. – Имена прилагательные стоят в том же роде и числе, что и имена существительные. – Подберите имя прилагательное по составленному алгоритму. – Руки – сущ. мн.ч. (какие?) умелые, умные. 6 Физкультминутка – Я сейчас буду называть словосочетания. Если имя прилагательное не согласовано с именем существительным в роде и числе – приседаете, если согласовано – делаете 2 хлопка. Декоративное искусство
мягкий кисть
картинная галерея
быстрые набросок
острый карандаш
акварельное краски
сказочный сюжет
растительный узор 7 Закрепление – От какого слова зависит род и число имени прилагательного? – От имени существительного, с которым оно связано? – Проверим свой вывод.

Откройте учебник (работа с учебником по теме).

– Подберите имена прилагательные. Дети читают существительное, ставят вопрос и подбирают имя прилагательное. – Прочитайте упражнение.

– Чем отличается задание от предыдущего? – Нужно к именам прилагательным подобрать имена существительные. – Можно ли ставить вопрос к имени существительному? – Нельзя. – А как мы должны подобрать имя существительное? – По смыслу. Оно должно иметь тот же род и число, что и имя прилагательное. …(какой?) – чудесный м.р. ед.ч.
…(какое?) – праздничное ср.р. ед.ч.
…(какая?) – известная ж.р . ед.ч.
…(какие?) – окрестные мн.ч.
– Что общего у имён прилагательных?

Работа на карточке.

– Прочитайте предложения, рассмотрите таблицу. (Учитель читает вслух) – Имена прилагательные с одинаковой орфограммой. – Какое нужно дать задание в соответствии с темой урока?

(задание для слабых учеников – записать три предложения)

Источник

Читайте также:  Имена прилагательные не образующие краткую форму примеры