Меню

Подчеркни в тексте возвратные глаголы визжит ветер



Карточка по теме » Возвратные глаголы»
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Карточка содержит учебно- методический материал по теме «Возвратные глаголы»

Скачать:

Вложение Размер
kartochka_po_teme_vozvratnye_glagoly.doc 44 КБ

Предварительный просмотр:

Глаголы с суффиксами -ся, -сь называются возвратными.

Возвратные глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы

что делать? что сделать?

Карточка по теме «Возвратные глаголы»

Образуйте и запишите возвратные глаголы. Выдели суффикс –ся, -сь

Мирить –…, рассердить –…, обнимать –… , удивлять –…, глядеть –…, радуешь -…, обнимаешь-…, д вигает-…, закрывает- … , трясти -…, спасти- …

Выпиши только те глаголы, которые могут иметь суффикс – ся.

Гонять, спрятать, летать, смотреть, лечить, зевать,

Перед суффиксом -ся в возвратных глаголах, стоящих в неопределённой форме всегда пишется мягкий знак ь.

Слуша т ь — слуша т ь ся

радуешь, блестишь, пляшешь, гремишь, ответишь, стучишь, сидишь, скачешь, шалишь, удивляешь, смотришь,

Перед суффиксом -ся в возвратных глаголах, стоящих в форме второго лица единственного числа, всегда пишется мягкий знак ь .

Мо еш ь -мо еш ь ся

надует, разольёт, наберёт. растянет льёт, начинает.

Измени глаголы по лицам и числам. Выдели окончание, обозначь суффикс –ся.

Наст время Буд время

Возвратные глаголы изменяются по лицам и числам, то есть спрягаются.

Выпиши из текста возвратные глаголы. Обозначь суффикс –ся.

1) Сумел ошибиться, сумей и поправиться. 2) Конь о четырёх ногах, да и тот спотыкается. 3) Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. 4) Где глупый кичится — умный отмолчится. 5) Кто за всё берётся, тому ничего не удаётся. 6). Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться. 7) Не трудиться, так хлеба не добиться. 8) Хочется есть, да не хочется с печи слезть.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме «Возвратные глаголы» по системе Л.В. Занкова.

для дистанционного обучения.

Карточка содержит учебно -методический материал по теме «Правописание глаголов прошедшего времени».

Упражнения по теме «Правописание глаголов прошедшего времени&quot.

Источник

Подчеркни в тексте возвратные глаголы визжит ветер, мечется, как бешеный, мчаться рыжие низкие облака

Ответы

1) учился читать да писать,а выучился петь да плясать.

учился читать- составное глагольное сказуемое.

да- местоимение, поставь в кружок

писать- простое глагольное сказуемое

а- местоимение, тоже в кружок

выучился петь, плясать- составное глагольное сказумемое

2) собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.

легла, подняла, стала махать- сказуемые

на спину- дополнение

лапки, хвостиком- дополнения

3)за окнами послышалась песня и про зелёный лужок, и про коня на воле.

за окнами- обстоятельство

и- союз, в кружок

лужок, коня- дополнения

на воле- определение (несогласованное)

4)лев смотрел на собачку, поворачивал голову из стороны в сторону и не трогал её.

смотрел, поворачивал, не трогал- сказуемые

на собачку- дополнение

из стороны в сторону- обстоятельство

в великой отечественной войне погибло 26,6 миллионов у каждого из них была семья, дом. они положили свою голову за отчизну, чтобы подарить нам чистое небо, светлое солнце, а сами погибли! в 1941-1945 дети войны пережили то,что не пожелаешь даже худшему врагу!

Источник

Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

Видео

Книжная полка

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Октябрь 2020

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

Правописание возвратных глаголов, с. 86 – 87

Ответы по русскому языку. 4 класс. Проверочные работы. Канакина В.П.

ГЛАГОЛ
Правописание возвратных глаголов

Ответы к стр. 86 – 87

1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Отметь √ пословицу, в которой возвратные глаголы употреблены в неопределённой форме и отвечают на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ?

Друг за друга д е ржаться — ничего не б о яться.
С умным разг о вориться — что мёду н а питься.

2. Прочитай. Образуй от данных глаголов формы настоящего или будущего времени в указанном лице и числе.

2-е л., ед. ч. 3-е л., ед. ч.
купаться купаешься купается
учимся умываешься умывается
сердится сердишься сердится

3. Прочитай. Отметь √ возвратный глагол будущего времени в 3-м лице множественного II спряжения .

увидятся

4. Прочитай. Допиши в глаголах буквосочетание -ТСЯ или -ТЬСЯ. Подчеркни глаголы в неопределённой форме.

1) Чтобы хорошо учи ться — не надо лени ться .
2) Скоро сказка сказывае тся , да не скоро дело делае тся .
3) Не беда ошиби ться , беда не исправи ться .
4) Доброе дело без награды не остане тся .

5. Прочитай. Вставь, где нужно, мягкий знак (ь). Запиши, в чём сходство и различие в грамматических признаках выделенных глаголов.

Что должно приснит ь ся мухе,
У слона уснувшей в ухе?
А что должно слону приснит ь ся,
Если мухе плохо спится?

Сходство: оба глагола возвратные.
Различие: глагол присниться стоит в неопределённой форме; глагол спится стоит в форме 3-го лица.

6. Прочитай. Вставь пропущенные в окончаниях глагола буквы и, где нужно, мягкий знак (Ь) в возвратных глаголах.

Увид и шь ежа, сразу даже не подума е шь, что это зверёк. Будто маленькая муравьиная кочка в траве сере е т. Как только заслыш и т ёж опасность, сейчас же в клубок сверн ё тся (3-е л., ед.ч.) . Спряч е т мордочку и лапки, во все стороны колючки выстав и т — к нему и не подступ и ш ь ся. А захоч е шь дотронут ь ся, ёж запыхтит, подпрыгн е т и больно укол е т руку.

(Г. Скребицкий и В. Чаплина)

Подчеркни возвратный глагол, употреблённый не в начальной форме. Укажи над ним лицо и число.

7. Прочитай загадку. Вставь пропущенные окончания. Напиши отгадку. Укажи над глаголами спряжение.

II спр. I спр.
Глад ишь — ласка ет ся.
II спр. I спр.
Дразн ишь — куса ет ся. (Собака)

Источник

Русский язык. 6 класс

Вид глагола

Укажите строку, в которой все глаголы совершенного вида.

мыслим, болтаю, сходи

купаться, внедряешь, читай

налей, улетит, вылить

кричит, отвернётся, споём

Безличный глагол

Выберите из списка правильный ответ.

В каком словосочетании употреблён безличный глагол?

Морфологический разбор глагола

Вставьте пропущенные характеристики глагола: его постоянные и непостоянные морфологические признаки.

Радуется (ручеёк) – глагол

I. Ручеёк (что делает?) радуется

Н. ф. – радоваться

II. Постоянные морфологические признаки:

4) первое спряжение

Непостоянные морфологические признаки:

употреблён в форме

III. В предложении выступает в роли сказуемого.

Найдите верные характеристики глагола

Подчеркните правильные утверждения.

Глагол – самостоятельная часть речи .

Глагол «дружить» – I спряжения.

Начальная форма глагола – инфинитив.

Глагол в начальной форме отвечает на вопрос «что сделает»?

Глагол «расскажи» использован в повелительном наклонении.

Глагол «читает» безличный.

Возвратные глаголы всегда переходные.

Глаголы «гнать, держать» – глаголы-исключения.

Морфологические характеристики глагола

Установите соответствия между глаголом и морфологической характеристикой.

изъяв. накл., наст. вр., 1 л.

безличн. гл., ед. ч.

прош. вр., ед. ч., ж. р.

Лексическое значение

Подберите подписи к изображениям.

Окончания глагола

Выделите цветом глаголы 2 спряжения.

Смотр. т, стел. тся , броса. т , отыскива. т ,

гон…т , держ. тся , охот. тся , кол. т , пропада. т .

Совершенный и несовершенный вид глагола

Рассортируйте глаголы по категориям.

Совершенный вид

Несовершенный вид

Переходные и непереходные глаголы

Восстановите текст о переходности глаголов.

читать журнал, любить оперу, отправить телеграмму, привезти газеты. Все остальные глаголы –

прямым дополнением, выраженным чаще всего формой винительного падежа без предлога существительного или местоимения, например,

например, расти в лесу, улететь на юг, грозить неприятелю.

те глаголы, которые управляют или способны управлять

Глаголы бывают переходные и непереходные. Переходными являются

Источник

Глагол

Мар 17

Глагол

Упражнение 73, с. 34

73. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

гл.
Тают сугробы.
гл.
Утихли метели.
В садовую рощу
гл.
Грачи прилетели.
гл.
Строят там гнёзда,
гл.
Задорно кричат:
— Вот колыбели
Для наших грачат.

  • Найдите слова, которые обозначают действия предметов. Укажите, какой частью речи являются эти слова.

Упражнение 74, с. 34

74. Прочитайте. Соедините линией каждый вопрос с тем глаголом, который отвечает на этот вопрос.

(что делать?) играть
(что делает?) ↔ живёт
(что делают?) ↔ летят
(что делали?) ↔ читали
(что сделать?) ↔ нарисовать
(что сделает?) ↔ напишет
(что сделают?) ↔ построят
(что сделали?) ↔ расцвели

  • Составьте предложение с любым глаголом. Запишите предложение.

Расцвели красивые розы.

Упражнение 75, с. 35

75. Прочитайте. Соедините линиями синонимы и антонимы в каждой группе глаголов. Обозначьте в словах ударение.

синонимы антонимы
прости́ть ⇒ извини́ть
алéть ⇒ краснéть
вращáть ⇒ вертéть
сочиня́ть ⇒ писáть
идти́ ⇒ ходи́ть
бежáть ⇒ мчáться
покупáть ⇒ продавáть
молчáть ⇒ кричáть
забы́ть ⇒ вспóмнить
чернéть ⇒ белéть
брать ⇒ отдавáть
брани́ть ⇒ хвали́ть
  • Подчеркните глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?
  • Подготовьтесь объяснить написание выделенных орфограмм.

Безударные гласные: алеть (áлый), краснеть (крáсный), вертеть (вéртит), писать (пи́шет), ходить (хóдит), бежать (бег), продавать (продáжа), молчать (мóлча), кричать (крик), белеть (бéлый), отдавать (отдáча), хвалить (хвáлят).
Сочетания ча-ща: вращать, мчаться.
Звонкие и глухие согласные в корне: идти (идёт).

Упражнение 76, с. 35

76. Подберите к каждому имени существительному однокоренное слово — глагол, отвечающий на вопрос что делать?

Корм/к о рм/ить, звон/зв о н/ить, вред/вр е д/ить, сор/с о р/ить, боль — б о л/еть, сторож/ст о р о ж/ить, свет/св е т/ить, воз/в о з/ить, соль — с о л/ить.

  • Выделите корень в однокоренных словах. Подчеркните в корнях глаголов буквы, написание которых надо проверять.

Упражнение 77, с. 36

77. Прочитайте. Вставьте в стихотворение подходящие по смыслу глаголы.

Тучи по небу бежали ,
Тучи солнышку мешали .
Рос грибок,
И цвёл цветок,
И с цветком играл щенок,
И сидела около
Чья-то кукла Фёкла.

  • Придумайте к стихотворению название и запишите его. Нарисуйте к стихам иллюстрацию.
  • А что было дальше? Устно составьте продолжение текста.

Косточку щенок нашёл,
А из тучки дождь пошёл.
Маленькая Фёкла
Очень сильно мокла.
В зубы взял её щенок,
Быстро к дому поволок.
И теперь она сухая
За столом сидит, зевая.

Упражнение 78, с. 36

78. Прочитайте.

1. Не торопись отвечать, торопись слушать.
2. Не спеши языком, спеши делом.
3. Играй, играй, да дело знай.

  • Выпишите из пословиц глаголы, которые отвечают на вопрос что делай?

Не торопись, торопись, не спеши, спеши, играй, играй, знай.

Упражнение 79, с. 37

79. Измените глаголы по вопросам.

ед.ч. ед.ч. ед.ч.
(Что делает?) Поёт, идёт, кричит.
мн.ч. мн.ч. мн.ч.
(Что делают?) Поют, идут, кричат.
ед.ч. ед.ч. ед.ч.
(Что делаю?) Пою, иду, кричу.
мн.ч. мн.ч. мн.ч.
(Что делаем?) Поём, идём, кричим.

  • Над глаголами укажите число.

Упражнение 80, с. 37

80. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Объясните отгадки к загадкам.

1. Живёт — лежит, умрёт — побежит. (Снег)
2. Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет и растёт. (Дождь, земля, трава)
3. Зимой молчат, весной журчат, жителей лесных водой напоят. (Ручьи)

  • Выпишите четыре глагола в единственном числе, а рядом запишите эти же глаголы во множественном числе.

Растёт — растут, живёт — живут, льёт — льют, пьёт — пьют.

Упражнение 81, с. 38

81. Прочитайте. Впишите в предложения подходящие по смыслу глаголы с частицей не.

Но жик , вилку или ло ж ку
Не де р жи те в кулаке.
Не ко рмите тут же ко ш ку:
Пло ш ка ко ш ки — в уг о лке.
Хле б в с о лонку не ма кайте
И дру г дру ж ку не то лкайте.

  • Подчеркните в словах изученные орфограммы.
  • Устно составьте предложения на тему «Как не нужно вести себя за столом».

За столом не следует держать в кулаке вилку, ложку или нож. Нельзя кормить кошку со стола. Не нужно макать в солонку продукты питания. Нельзя толкать друг друга.

Упражнение 82, с. 38

82. Прочитайте. Впишите в каждое предложение пропущенное подлежащее.

Корова мычит. Воробей чирикает. Собака лает. Ворона каркает. Муравей работает. Грузовик шумит.

Упражнение 83, с. 39

83. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Определите тему стихотворения.

Ходит-бродит
в облаках
гром
в огромных
сапогах.
Громыхнёт и —
притаится .
Огнехвостая лисица
вспыхнет ,
полыхнёт хвостом!

Упражнение 84, с. 39

84. Прочитайте. На какую тему можно составить рассказ, употребив в нём данные глаголы? Составьте такой рассказ.

Появилась, загромыхал, пронёсся, закачались, упали, сверкнула, ударил, хлынул, спрятались.

  • Запишите заголовок и составленный текст.

На хмуром небе появилась туча. Загромыхал гром. Пронёсся грохот над лесом. Закачались деревья, упали листья. Сверкнула молния. Ударил гром, хлынул ливень. Спрятались лесные жители в своих домиках.

Упражнение 85, с. 40

85. Прочитайте. Запишите данные глаголы в других формах по образцу.

Что делать? Что делает? Что делал?
кр и чáть
зв о ни́ть
см е ши́ть
п и щáть
кр и чи́т
зв о ни́т
см е ши́т
п и щи́т
кр и чáл
зв о ни́л
см е ши́л
п и щáл
  • Подчеркните в словах изученные орфограммы. Обозначьте в словах ударение.

Упражнение 86, с. 40

86. Прочитайте скороговорку Л. Сухина.

сущ.
С носа на нос переносица
гл.
не переносится.

  • Какие слова произносятся одинаково? Укажите над этими словами, какими частями речи они являются.

Слова «переносица» и «переносится» произносятся одинаково.

Упражнение 87, с. 40

87. Прочитайте начало пословиц и варианты их продолжения. Запишите пословицы правильно.

1. Любишь кататься — люби и саночки возить.
2. Лес рубят — щепки летят.

Упражнение 88, с. 41

88. Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные слова.

Глагол — это часть речи , которая обозначает действие предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? .

Упражнение 89, с. 41

89. Прочитайте стихи Н. Разговорова.

Это что за ералаш?

Самосвал ⇒ привёз песок.
Снеговик ⇒ на солнце тает.
Светофор ⇒ горит без дыма.
Пастушок ⇒ дудит в рожок.
Шахматист ⇒ наморщил лоб.
Паучок ⇒ залез на сноп.
Рыболов ⇒ поймал налима.
Рыжий кот ⇒ в углу мяучит.
Ученик ⇒ уроки учит.
Фокстерьер ⇒ на кошку лает.

  • Почему вы улыбнулись? Может ли быть такое в жизни? Соедините линиями части предложений так, чтобы они соответствовали тому, что бывает в жизни.
  • Какое предложение может быть заголовком к этому стихотворению. Запишите заголовок.
  • Подчеркните в предложениях глаголы, которые отвечают на вопрос что сделал?

Источник

Читайте также:  Глагол пасти в будущем времени