Меню

Подобрать 5 слов с глаголом



Игровой урок по словообразованию
и морфемике

Тема урока: «Разбор слова по составу».

Цель урока: научиться разбору слова по составу.

Задачи: закрепить понятие морфемы, знать, какие бывают морфемы; уметь выделять приставку, корень, суффиксы, окончания, основу слова. Уметь отличать формы слова от однокоренных слов, неизменяемые слова от слов с нулевым окончанием. Закрепить навыки правописания приставок 1-й и 2-й групп, а также некоторых суффиксов существительных и прилагательных. Уметь образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок. Закрепить знания о многозначности морфем и омонимии.

Воспитательные задачи. Развивать творческие способности, умение аналитически думать, рассуждать, делать выводы, формировать чувство ответственности и коллективизма, учить добиваться результатов в работе, быть тактичным, корректным, справедливым.

Статья опубликована при поддержке Группы компаний Арис, ведущей деятельность на рынке вышек и строительных лесов. Среди последних одними из самых удобных и востребованных являются леса строительные рамные А-48, максимальная высота возведения которых составляет 100 м. Конструкция прочна и безопасна, поскольку в строительных лесах А-48 вместо рам, интегрированных с лестницами, используются съемные наклонные лестницы, выполняемых в трех вариантах — с широкими или узкими ступенями или в виде полноценных лестничных маршей, которые по желанию клиентов могут быть дополнительно укомплектованы перилами, крепящимися к стойкам рам поворотными хомутами на уровне пояса человека среднего роста, что обеспечивает дополнительные удобство и безопасность при переходе людей с яруса на ярус. С подробной информацией о различных модификациях лесов строительных и их техническими характеристиками Вы можете ознакомиться на сайте scaffolder.ru.

2. Фронтальный опрос «Строительство дома».

Сегодняшний опрос мы проведем с вами в виде проекта дома, где на листочках записаны вопросы по теме, и постройки самого дома по этому проекту. За ответ руководитель стройки (один ученик) будет вам выдавать соответствующие блоки, которые вы прикрепите ко второму листу. Как вы будете отвечать, так будет выглядеть и построенный вами дом (кирпичные стены и пластиковые окна – «5», деревянные стены и окна – «4», каменные стены с перекошенными окнами – «3», черные стены с окнами, забитыми досками – «2»).

1) Что такое морфема? Приведите примеры слов с различным набором морфем.

2) Какие слова не имеют окончаний? Приведите примеры.

3) Что такое нулевое окончание? Приведите примеры слов с нулевым окончанием.

4) Что такое корень слова? Приведите пример ряда однокоренных слов.

5) Чем отличаются однокоренные слова от форм слова?

6) Что такое суффикс? Назовите известные вам суффиксы имен существительных.

7) Какие уменьшительно-ласкательные суффиксы вам известны? Приведите примеры.

8) Что такое приставка? Приведите пример образования слова с помощью приставки.

9) Какие приставки первой группы вы знаете? Как они пишутся?

10) Какие приставки второй группы вы знаете? От чего зависит их написание?

11) Что такое постфикс? Как он появился в глаголах?

12) Что такое словообразовательный ряд? Приведите пример.

13) Что такое словообразовательное гнездо? Приведите пример.

Вывод делает руководитель строительства.

(Учитель этому ученику может поставить оценку, так как ему пришлось анализировать все ответы.)

3. Запись на доске «Соберите слова из морфем».

На доске – морфемы: рас-, -сказ-, -чик; лет-, -е-, -ть; матрос-, -ск-, -ий; улыб-, -а-, -ешь-, -ся; о-, -добр-, -и-, -тель-, -н-, -о. Из них надо собрать пять слов (рассказчик, лететь, матросский, улыбаешься, одобрительно) и разобрать их по составу. Кто соберет и правильно разберет все пять слов, получит 5.

(Прокомментируйте особенности написания каждого слова: двойные согласные на стыке морфем, написание приставки рас-, окончания -ешь, суффикса наречий и т.д.)

4. Игра «Ромашка» (по рядам).

Каждый ряд получит листок бумаги с изображенной на нем ромашкой, внутри которой записан глагол (нести, давать, шить). В лепестки ромашки вам надо вписать приставки, которые могут сочетаться с данным глаголом и образовывать новые слова. Начинаем с конца ряда. Сидящие на первой парте сдают лист со всеми заполненными лепестками (даже если кто-то, сзади сидящий, пропустил свой лепесток, они должны заполнить всю ромашку). Побеждает тот ряд, который справился с задачей быстрее и правильно.

5. Разминка «Перед телевизором» (устно).

Отложите ручки, тетрадку в сторону. Представьте себе, что вы сидите перед телевизором, расслабьтесь, откиньтесь на спинку стула. Я буду называть только приставки, а вы догадайтесь, что вам надо сделать, и громко произнесите это слово. Итак, в- (включить), пере- (переключить), вы- (выключить). Правильно, вы угадали все слова. Кто мне ответит: почему же вы все делали верно? (Приставка имеет значение.) Правильно. А теперь еще одно упражнение. Телевизор плохо показывает, поэтому мы будем переставлять комнатную антенну. Куда? Как? (Влево, вправо, спереди, сзади.) Запишем эти слова и разберем по составу. Что в них особенного?

1) Словарные слова;

3) не имеют окончаний;

4) образованы приставочно-суффиксальным способом.

6. Упражнение «Развиваем память» (письменно в тетради) и работа со словарными словами.

А теперь проверим, какова ваша память. Составьте словосочетание «глагол + наречие» из заданий «Ромашка» и «Перед телевизором». Для этого вам надо вспомнить приставочные глаголы и подобрать к ним наречия, подходящие по смыслу, например, нашить спереди, подавать сзади, перенести вправо.

7. Выборочный диктант «Загадка». (Один ученик – у доски.)

Читайте также:  Составь глаголы по морфемным схемам

Мы с вами достаточно поговорили о приставках, и теперь самое время перейти к суффиксам. Я прочитаю вам загадку, а вы выпишите из нее рифмующиеся слова.

Он врагов губитель,
Он верных хранитель,
Он бесов гонитель,
Без него не бывает обитель.

1) Одинаков ли суффикс в этих словах? (Нет, в слове обитель суффикс -ель.)

2) Запишите ряд однокоренных слов с этим корнем (обитать, обиталище, обитаемый).

3) Догадались ли вы, о чем идет речь? Это крест.

4) Постройте со словом крест словообразовательное гнездо и словообразовательную цепочку.

Гнездо: крест, крестик, крестины, крестная, крестовидный, крестовый, крестоносец, крестообразный, крещение и т.п.

Цепочка: крест – крестить – крестный – крестник.

8. Игра «Пазлы» (самостоятельная работа).

Каждый из вас получит карточку с заданием и один пазл, который он должен будет раскрасить в соответствующий цвет. Потом я соберу пазлы и соединю их в общую картинку. Что вам надо сделать? В словах на карточке вам надо найти и обозначить суффиксы, сосчитать их общее количество, в таблице найти, какой цвет соответствует этой сумме, и закрасить пазл. Желаю вам успеха.

Источник

Дидактические игры и упражнения для обогащения и развития словаря глаголов

Елена Лазебная (Шаламова)
Дидактические игры и упражнения для обогащения и развития словаря глаголов

Игра: «Исправь ошибку Незнайки»

Цель : развивать умение детей самостоятельно подбирать подходящие по значению слова-действия (глаголы).

Материал: предметные картинки на словосочетания: самолет летит, лошадь скачет, дятел долбит, мальчик рисует, мальчик умывается, девочка моет посуду, молния сверкает, солнце светит, рыба плавает, дождь льет, капля капает, часы идут, птица летает, человек ходит, змея ползает, кузнечик прыгает».

Ход игры: «Незнайка» произносит словосочетания, подбирая слова неправильно. Ребенок исправляет ошибку, подбирая слова правильно (с точки зрения ребенка).

Инструкция: «Посмотри, к нам в гости пришел Незнайка, но он как всегда все напутал. Давай с тобой попробуем исправить его ошибки. Я тебе буду говорить словосочетания, а ты внимательно послушай и скажи мне, что же здесь не так,какую ошибку допустил Незнайка: самолет скачет (летит, лошадь рисует (скачет, дятел плавает (долбит, мальчик летит (рисует, мальчик капает (умывается, девочка долбит (моет посуду, молния идет (сверкает, солнце моет посуду (светит, рыба прыгает (плавает, дождь ползает (льет, капля ходит (капает, часы умываются (идут, птица сверкает (летает, человек летает (ходит, змея светит (ползает, кузнечик льет (прыгает)».

Примечание: правильная подборка слов указана в скобках.

Цель: развивать умение детей называть действия животных и самостоятельно подбирать подходящие по значению слова-действия.

Материал: предметные картинки с изображениями животных,птиц и насекомых: корова, лошадь, коза, свинья, кошка, волка, медведь, тигр, змея, ворона, кукушка, голубь, соловей, утка, курица, лягушка, комар, жук.

Ход игры: На столе лежат предметные картинки изображениями вниз. Ребенок тащит любую карточку и называет действия животных, в соответствии с инструкцией.Правильный вариант ответов: а) корова — мычит, лошадь — ржет, коза -блеет, свинья — хрюкает, кошка — мяукает, волк — воет, медведь — ревет, тигр -рычит, змея — шипит, ворона — каркает, кукушка — кукует, голубь — воркует, соловей — поет, утка — крякает, курица — кудахчет, лягушка — квакает, комар -звенит, жук — жужжит; б) собака кость грызет, кошка молоко лакает, курица зерно клюет, корова траву жует.

Инструкция: «Посмотри, сколько у нас картинок, давай посмотрим, что же на них изображено. Переверни любую картинку,скажи мне: а) «Кто как голос подает?», б) «Кто как ест?»

Игра: «Кто чем занимается?»

Цель: закрепить знание детьми основных профессий и умение самостоятельно подбирать подходящие по значению слова-действия.

Материал:предметные картинки с изображениями людей разных профессий: повар, врач, учитель, строитель, художник, пианист, писатель, портниха, прачка, уборщица, фотограф, продавец, покупатель, ученик.

Ход игры: Ребенок вытаскивает одну из карточек и называет, кто что делает.

Инструкция: «Ты знаешь, сколько в мире всяких разных профессий. Давай с тобой посмотрим, кто чем занимается. Вытащи из мешочка одну карточку, скажи мне кто это? А чем он занимается?»Правильные варианты: повар варит, врач лечит, учитель учит, строитель строит, художник рисует, пианист играет на пианино, писатель пишет, портниха шьет, прачка стирает, уборщица убирает, фотограф фотографирует, продавец продает, покупатель покупает, ученик учится.

Игра: «Что может делать это животное?»

Цель: активизировать в речи детей словарь глаголов.

Материал:предметные картинки с изображениями животных: собака, волк, медведь, заяц, змея, лягушка.

Ход игры: К карточкам с животными ребенок подбирает слова-действия, которые отвечают на предложенные вопросы. Правильный ответ засчитывался при подборе не менее 3 правильных слов-действий. Близкий по значению ответ засчитывался при подборе не менее 2 правильных слов-действий или при назывании близких по значению слов. Отсутствие ответа считалось, когда ребенок называл менее 1 правильного слова.

Инструкция: «Посмотри на карточку, кто это?А теперь скажи: «как она (он) подает голос?; Как передвигается?; Как ест?.Например: это кошка, она мяукает, мурлычет, крадется, прыгает, лакает, лазает, царапает».

Игра «Кто больше!»

обогащение глагольного словаря дошкольников;

• закрепление умения согласовывать слова в роде и числе.

Читайте также:  Неправильные глаголы с переводом таблица док

Оборудование: кубик, предметные картинки.

Ход игры.

Ребенок должен подобрать к изображенному предмету как можно больше слов – действий.

Игра «Кто в домике живет?»

1. Расширять и закреплять предикативный словарь.

2. Развивать умение узнавать птицу или животное по характерным

3. Совершенствовать навыки работы с символами действий.

4. Развивать зрительное внимание, память, активизировать мышление.

Материал:предметные картинки с изображениями животных: кошка, лиса, медведь, змея, комар, жук, лягушка, рыба, уж, удав. Домик с окошками на 1, 2, 3, 4, 5 этаже.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям расселить животных по этажам:

1 этаж- живут животные, которые бегают, прыгают, ходят, охотятся (кошка, лиса, медведь)

2 этаж- летают, издают звуки (комар, жук)

3 этаж — ползают, шипят (змея, уж, удав)

4 этаж-плавают, ныряют (лягушка, рыба)

Игра «Едем, плаваем, летаем».

1. Развивать предикативный словарь.

2. Закреплять дифференциацию предметов по способу передвижения.

3. Закреплять структуру простого предложения по модели «предмет

4. Закреплять понятие об одушевленных и неодушевленных предметах.

5. Развивать зрительное внимание.

Материал:предметные картинки с изображениями видов транспорта:

Наземный – машина легковая, машина грузовая

Водный- пароход, лайнер

Железнодорожный – поезд, электричка

Карточка с тремя делениями, обозначенными условными моделями: земля, вода, воздух.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям разместить транспорт по способу передвижения на карточке с условными обозначениями, и составить предложения.

Игра «Кем ты хочешь стать?»

1. Расширять предикативный словарь.

2. Совершенствовать навыки употребления в речи глаголов будущего

3. Закреплять знания о профессиях людей.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям рассказать о том, кем они хотят стать, когда вырастут, и что будут делать. Обращает внимание на построение конструкций ответа,в котором содержание трудовых операций звучит в будущем времени:

Я хочу стать поваром. Я буду резать овощи, готовить еду, печь пироги…

Я хочу стать воспитателем. Я буду играть с детьми, учить их рисовать, читать им книги….

Игра «Кто что делает?»

углублять содержание знаний о труде,

пополнять словарь названиями трудовых действий (повар режет, жарит, готовит обед, парикмахер стрижет, причесывает)

,пополнять словарь названиями результатов труда (постриг, вылечил, приготовил обед и т. п.).

Расширять глагольный словарь.

Материал:картинки с изображением различных действий: мальчик рисует, умывается, играет, обувается; девочка ест, причесывается, стирает, помогает, чистит зубы, кормит щенка, одевается, моет посуду, застегивает, покупает, продает; строитель строит, кошка спит, доктор лечит, учитель читает, дворник подметает, повар варит.

Игра «Подбери действия»

Задачи: закреплять знания детей о профессиях людей, и о том, какие трудовые операции они выполняют

Материал: Карточки с изображением представителей разных профессий (врач, строитель, воспитатель, повар, водитель, пожарный и т. д.).

Карточка с шестью свободными окошками, фишки.

Воспитатель предлагает детям карточки с изображением профессий на выбор. Затем называет профессию. Ребенок, у которого карточка с изображением данной профессии, должен назвать трудовые операции. Сколько трудовых операций ребенок назвал- столько фишек он кладет на карточку с окошками. Выигрывает тот, кто быстрее всех заполнит окошки на карточке.

Игра «Кто как передвигается»

Задачи: закреплять знания детей о способах передвижения представителей флоры и фауны.

Расширять словарь глаголов.

Материал: карточки с изображением животного мира- животные домашние и дикие, насекомые, рыбы, птицы, земноводные, рептилии. Фишки.

Воспитатель показывает детям карточку с изображением животного, и предлагает назвать все способы передвижения, которые может использовать данное животное. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. В конце игры подводится итог: кто набрал самое наибольшее количество фишек — тот и выиграл.

Например: кошка- идет, бежит, прыгает, стоит, сидит, лежит.

Лягушка- скачет, ныряет, плавает, сидит.

Змея- ползёт, лежит.

Воробей- летит, скачет, прыгает, сидит.

Жук- ползёт, летит и т. д.

Игра «Что чем делают»

Расширять словарь глаголов.

Материал:картинки с изображением инструментов: нож, топор, молоток, пила, лопата, ручка, кисть, метла, утюг, игла, удочка (ножом режут, топором рубят, молотком забивают гвозди, пилой пилят, лопатой копают, ручкой пишут, кистью красят, метлой подметают, утюгом гладят, иглой шьют, удочкой ловят рыбу).

Игра «Кто что делает?»

Цель: активизация использования детьми в речи глаголов.

Рыба, птица, конь, собака, бабочка, змея.

Повар, художник, учитель, швея, парикмахер, продавец.

Содержание: детям показывают картинки и просят назвать, кто что умеет делать. За каждый названный глагол ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество фишек.

Игра «Стоп! Палочка, остановись!»

Цель: расширение и активизация словаря детей; обучение умению подбирать слова-действия.

Оборудование: палочка для игры

Дети становятся в круг, воспитатель — в центре. Игра заключается в том, что дети называют слова и одновременно передают палочку рядом стоящему — своеобразная эстафета. О том, какие это должны быть слова, участники игры договариваются заранее. «О каком животном будем рассказывать?» — спрашивает воспитатель. Кто-то из детей (возможна и предварительная договоренность)предлагает: «Будем говорить про котенка все, что знаем». Воспитатель соглашается и предлагает сначала подобрать слова про то, что котенок может делать Педагог вручает палочку кому-либо из детей, тот называет первое слово (например, мяукает) и передает палочку следующему, он говорит бегает и тоже передает палочку и т. д. В результате дети подбирают много разных слов: прыгает, потягивается, лакает молоко и т. д. Если кто-либо повторяет уже названное слово или слишком долго ищет слово,воспитатель дает сигнал: «Стоп! Палочка, остановись!» Этот ребенок должен выйти из круга.

Читайте также:  Русские пословицы с глаголами тся ться

Игра «Большой мяч».

Цель: активизировать глагольный словарь.

Содержание. Дети встают в круг, в кругу – воспитатель, у него в руках мяч. Воспитатель называет слово и кидает кому-то из детей. Дети пускают мяч по кругу, называя действия, которые может совершать предмет, названный воспитателем.Детям предлагаются задания на характеристики:

— явлений природы (снег — идет, падает, тает, сверкает, хрустит; дождь- льёт, моросит, капает.)

-предметы рукотворного мира (мяч- катится, лежит, его можно бросать, отбивать о землю)

Если ребенок затрудняется назвать слово- он выбывает из игры.

Игра «Поможем Незнайке»

Цель: обогащение предикативного словаря детей. Обучение детей умению подбирать слова-действия.

Оборудование: различные игрушки. Игровой персонаж Незнайка.

Ход игры.

К детям приходит Незнайка и приносит из дома свои игрушки. Он говорит, что ему надоели, потому что он не знает, что с ними делать. Игрушки раздаются детям, и им предлагается рассказать о каждой игрушке и ответить на вопрос, что с ней можно делать? Все дети говорят, что с ними можно играть. Воспитатель побуждает детей уточнить, как именно можно играть с игрушками, какие игровые действия можно выполнять.

Игра «Угадай, кто»

Цель: закреплять умение подбирать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу). Развивать глагольный словарь.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям слово, обозначающее действие, и просит назвать как можно больше слов-существительных.

-Летает кто? (птица, бабочка, муха, жук, пчела, стрекоза); что? (змей, вертолет, самолет, пух, снежинка, шар, спутник).

-Идет кто? (человек, ребенок, девочка, мальчик, внучка, брат, сестра, кошка, собака); что? (дождь, град, снег, время).

-Растет кто? (девочка, мальчик, ребенок); что? (дерево, трава, лист, цветок).

-Бежит кто? (девочка, кошка); что? (река, молоко, время, ручей).

-Стоит кто? (мама, бабушка); что? (шкаф, диван).

-Сидит кто? Прыгает кто? Спит кто? Лежит кто? Висит кто? Летит кто? Едет кто? что? Читает кто?

Игра «Подбери слово к действию»

Цель: активизировать в речи детей словарь действий предметов.

Ход игры. Воспитатель предлагает подобрать как можно больше слов к действию предмета.

«Времена года»: Наступает, замерзает, блестит, лежит, лепят, катаются, валит, свищет, бушует, кружатся, тает, бегут, распускаются, появляются, зеленеет, прилетают, покрываются листьями, цветут.

«Овощи, фрукты, ягоды»: Растет, зеленеет, краснеет, созревают, дергают, зреют, вырастают, срезают, выкапывают, срывают, варят, жарят, солят, маринуют.

«Животные»: Скачет, спит, охотится, хитрит, ползет, заметает следы, бросается, замирает, прыгает, кусается, пугается, прячется, нападает, крадется, переваливается, выслеживает.

«Кто как голос подает?»

Цель: Уточнение названий действий животных.

Оборудование: предметные картинки (голубь, воробей,петух, корова, курица, гусь, ворона, сорока, филин, лягушка, волк, утка, кошка, свинья, овца, лошадь, собака, медведь)

Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать картинки и сказать, показать, изобразить, кто из животных как голос подает.

Голубь воркует; воробей чирикает, петух кукарекает, корова мычит, курица кудахчет, гусь гогочет, ворона каркает, сорока стрекочет, филин ухает, лягушка квакает, волк воет, утка крякает, кошка мяукает, свинья хрюкает, овца блеет, лошадь ржет, собака лает, медведь рычит.

Дидактические игры и упражнения для коррекции слоговой структуры слова у дошкольников Среди разнообразных нарушений речи у детей с ОНР одним из наиболее трудных для коррекции является такое проявление речевой патологии, как.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия геометрические фигуры и формы Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия геометрические фигуры и формы. Дидактические игры и упражнения рекомендуется проводить.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия геометрические фигуры и формы Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия геометрические фигуры и формы. Огар Ксения Григорьевна Дидактические игры и упражнения.

Дидактические игры для развития (звуковой культуры речи, грамматического строения речи, словаря дошкольников, связной речи) Связная речь. 1. Игра для уточнения формы родительного падежа. «Угадай, чьи это вещи» Детям предлагаются картинки,на которых изображены:.

Игры для развития связанной речи и активизации словаря «ВЫПОЛНИ КОМАНДУ» Цель: Развивать внимание, умение выделять признаки предмета. Определенной группе детей предлагается выполнить какое-либо.

Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста» Тема «Игрушки» Дидактическая игра «Подбери признак» Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными. Кукла (какая) — ,.

Консультация для родителей «Дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с ОНР» Дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с ОНР. В последнее время все больший процент в дошкольных учреждениях занимают.

Мастер-класс «Дидактические игры и игровые упражнения как средство развития речи у дошкольников» Цель: Развитие у педагогов представлений об использовании дидактических игр и игровых приёмов для развития речи у детей дошкольников. Задачи:.

НОД «Музыкально-дидактические игры и упражнения для развития музыкальных и творческих способностей дошкольников» Дошкольное Структурное Подразделение МБОУ «СОШ №2 имени С. И. Подгайнова г. Калининска Саратовской области» — Д/с «Почемучка».

Опыт работы «Дидактические игры и упражнения как средство активизации словаря прилагательных» ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ. Тема опыта: «Дидактические игры и упражнения как средство активизации словаря.

Источник