Меню

Подобрать глагол к слову интерес



ИНТЕРЕС

ИНТЕРЕС. 1. Внимание, проявленное к кому-, чему-либо; заинтересованность. Безудержный, большой, вечный, внешний, временный, всепоглощающий, выстраданный, глубокий, горячий, громадный, грошовый, длительный, долговременный, естественный, жадный, жгучий, живой, животрепещущий, захватывающий, колоссальный, концентрированный, копеечный, легкий, лихорадочный, напряженный, настороженный, незатухающий, нездоровый, неизменный, неистовый, неистребимый, ненасытный, необыкновенный, неослабевающий, неослабный, непреходящий, нескрываемый, неутоленный, огромный, острый, откровенный, поверхностный, повышенный, подчеркнутый, постоянный, преувеличенный, пристальный, прохладный, пустой, пытливый, разносторонний (обычно мн.), сконцентрированный, слабый, сугубый, сфокусированный, тонкий, увядший, узкий, усиленный, целенаправленный, широкий (обычно мн.), шумный, явный, явственный, яростный. Густой, пожирающий, саркастический, трегубый. 2. Расчет, выгода. Вещественный, грошовый, грубый, дешевый, животный, имущественный, корыстный, личный, материальный, мелкий, мелочный, меркантильный, низкий, низменный, ничтожный, своекорыстный, торгашеский, тряпичный (разг.), тщеславный, узковедомственный, узкоэгоистический, утробный, хищнический, хищный, чревный (устар.), шкурнический (простореч.), шкурный (простореч.), эгоистический, эгоистичный. 3. Запросы, потребности (обычно во мн. числе). Важный, великий, государственный, долговременный, духовный, жизненный, казенный (устар.), коренной, научный, общечеловеческий, умственный.

Смотреть больше слов в « Словаре эпитетов »

Смотреть что такое ИНТЕРЕС в других словарях:

ИНТЕРЕС

ИНТЕРЕС а, м. intérêt m. 1. фр., > Interesse, пол. interes. Польза, выгода. СИЗ 1698. Е. Ц. В. тех городов меры испражняти не позволяет для того, ч. смотреть

ИНТЕРЕС

в более широком значении есть участие, принимаемое человеком в каком-нибудь событии или факте и вызываемое как свойством факта, так и склонностями само. смотреть

ИНТЕРЕС

Интерес — в более широком значении есть участие, принимаемое человеком в каком-нибудь событии или факте и вызываемое как свойством факта, так и склонностями самого человека. В более тесном смысле И. обозначает выгоду или пользу отдельного лица или известной совокупности лиц, противополагаемые выгоде и пользе других лиц. В последнем смысле по преимуществу выражение И. употребляется в этике и праве: говорят об И. как главном стимуле человеческой деятельности (утилитаризм), о борьбе И., о политике И. Среди современных юристов распространено воззрение на право, как на «защищенный И.», высказанное Иерингом и разделяемое другими выдающимися юристами (см. Право). К этому смыслу слова близко и техническое понятие И. в гражданском праве, служащее главным образом масштабом для определения размера вознаграждения за вред и убытки, причиняемые правонарушениями. В современном праве подлежащие возмещению вред и убытки оцениваются не по объективной мерке стоимости самого предмета правонарушения, а по субъективной — степени заинтересованности лица в обладании этим предметом (см. соотв. статью). Оцененная применительно к данному лицу выгода от обладания тем или иным нарушенным правом и есть И. в юридическом смысле. Так как эта выгода может быть как реальной, так и идеальной, то говорят об имущественном и неимущественном интересе (в немецкой литературе последний называют И. «особого расположения, пристрастия», Affectionsinteresse). Правила о способах возмещения первого выработаны в римском праве и точно установлены в современной теории. Имущественный И. слагается из действительной стоимости поврежденного или утраченного вследствие правонарушения предмета (damnum emergens) плюс те имущественные выгоды, которых лицо лишилось вследствие утраты или повреждения предмета в данное время (lucrum cessans). Не доставленная или доставленная должником слишком поздно вещь могла быть перепродана кредитором третьему лицу по высшей цене; при своевременном ее получении в известном месте кредитор мог бы увеличить все свое имущество или часть его, пустив его в оборот, в который оно не могло поступить без этой вещи (обещана, напр., лошадь, которая составила бы с уже имеющимися налицо одномастную и слаженную тройку). Все эти потерянные выгоды и возмещаются в виде И. лица в данном праве [Из сказанного следует, что оценка стоимости нарушенного права совершается не на основании только стоимости его объекта, а применительно ко всему имуществу потерпевшего или части имущества, связанной с этим объектом. Поэтому И. определяют еще как разницу между состоянием имущества до правонарушения и после него.]. При расчете этого И. принимается во внимание обычное положение вещей: состояние рынка в данном месте, обычный порядок и цены сделок и т. д., а не гадательные соображения потерпевшего. Не требуется, кроме случаев расчета спекулятивных выгод, несомненных доказательств того, что сделка, с которой связан был И. кредитора, непременно состоялась бы или что кредитор несомненно принял бы меры к тому, чтобы она состоялась; достаточно доказать, что она при данном положении дел могла бы состояться. При оценке непосредственно причиненного вреда принимается во внимание, однако, и образ действий потерпевшего; с его стороны должны быть налицо заботы об отвращении вреда. Так, напр., кредитор, не получивший вовремя от должника кормов для скота, не может уморить свой скот голодом и потом взыскать стоимость скота; он должен постараться, если можно, купить корм в другом месте, а должник — уплатить цену, заплаченную кредитором. Само собой разумеется, что расчет вероятных выгод не может идти в бесконечность; возмещается, кроме цены объекта, только непосредственно утраченная вследствие правонарушения выгода, выгода же на выгоду не возмещается. В случае получения потерпевшим вместе с вредом от правонарушения и выгод от него производится обыкновенно зачет выгод и убытков. Под неимущественным И. разумеют блага и выгоды, соединяемые, с одной стороны, с жизнью, здоровьем, честью и вообще с личностью, а не имуществом человека, а с другой — особую ценность, которую имеет по отношению к данному лицу обладание тем или иным имуществом (так назыв. ценность особого «пристрастия», «расположения»): данное имущество — наследство дорогого человека, его подарок, воспоминание о событии, любимая вещь и т. д. [Неосновательно считают иногда неимущественной цену предметов редкости, археологии, искусства, разнообразных коллекций и т. д. Не имея постоянной рыночной цены (иногда на рынке старое оружие, напр., имеет цену только старого железа или стали), они имеют, однако, определенную денежную цену среди любителей. Последняя и должна быть предметом юридического взыскания.]. Вопрос о возмещении этого И. представляет несравненно большие трудности, чем возмещение имущественного И. Субъективный элемент играет огромную роль даже в наиболее простом, первом его виде. Хотя, несомненно, оплата деньгами потери для близких лиц — жизни известного человека, и для самого человека — здоровья и красоты, денежная пеня за поруганную честь и т. д. может, вообще говоря, служить некоторым возмещением за понесенный вред (полученный на деньги комфорт ослабить страдания, деньги помогут заменить одно потерянное удовольствие другим и т. д.), однако весьма часто и эти оплаты, и эта пеня не дают ничего: богатый человек ничего не приобретет от нарушения прав его личности со стороны бедного, к какой бы сумме не был приговорен последний; эта сумма или все-таки будет мала для богатого, или неоплатна со стороны бедного. Что касается ценности особого пристрастия, то здесь с полной иногда невозможностью возместить ее соединяется и невозможность во многих случаях денежного наказания за правонарушение, удовлетворяющего чувство мести: наказание возможно наложить лишь тогда, когда нанесшее вред лицо знало о существовании особой ценности и направляло, след., свое действие на нее сознательно или вообще действовало злонамеренно. В других случаях наказание было бы несправедливостью по отношению к правонарушителю. Ввиду этих трудностей обязанность возмещения неимущественного И., а также и штрафы за его нарушение признаются не всеми законодательствами, в тех же, которыми они признаются, не существует общей нормы вознаграждения неимущественного И. Наиболее склонны к присуждению неимущественного И. законодательства тех стран, судьи которых обладают большей свободой суждения о юридических событиях (суд присяжных в Англии и Америке, французские судьи на континенте Европы). Эти судьи совершенно свободно присуждают возмещение неимущественного И. в вопросах нарушения прав личности (см. соотв. статью); в вопросах о повреждении вещей и они, согласно со сказанным выше, присуждают неимущественный И. только в случаях сознательного и злонамеренного его нарушения (ст. 3355 калифорнск. гражд. улож., представляющего кодификацию общего англ. и амер. права; по русск. изд. ст. 2127). Германские и русские судьи, более стесненные в установлении размера убытков, наоборот, скупы в оценке неимущественного И. в случаях нарушения прав личности, хотя законы и не всегда против такого присуждения; в вопросе о повреждении вещей прусское и австрийское право согласны с английским и американским; русское право не признает здесь неимущественного И. [Установить возмещение неимущественного И. отказываются и составители проекта общегерманского уложения, прямо мотивируя этот отказ недостаточно свободным положением германских судей (мотивы к 221 § проекта).]. Особое положение занимает, наконец, вопрос о неимущественном И. в договорах. Юристы очень много спорят о том, возможно ли, с одной стороны, признать действительными те договоры, предмет которых не может быть оценен на деньги, и следует ли, с другой, взыскивать за нарушение договора пеню в том случае, если кредитор не понес от этого нарушения имущественного ущерба. Справедливость защиты неимущественных договоров и наказания за сам факт нарушения такого договора, независимо от причинения им имущественного ущерба, сама по себе не подлежит сомнению. Обещания явиться в такое-то место для необходимых другому контрагенту действий, не производить шума во время занятий, обеспечить покой в квартире и т. д. имеют часто не меньшую важность, чем имущественные обязательства; с другой стороны, нарушение, напр., хозяином гостиницы обещания приготовить комнаты к определенному сроку для приезжей семьи, вследствие чего эта семья принуждена провести ночь на улице за неимением помещения в других гостиницах, хотя и не приносит семье имущественного убытка, однако, причиняет ей такие неудобства, которые, несомненно, требуют возмещения путем наказания виновника. Но к юридическому признанию такой защиты неимущественного И. в договорах встречается препятствие во взгляде на гражданские правоотношения как на специально имущественные (см. соотв. статью) — взгляде, основываемом на римском праве и не препятствующем признанию неимущественного И. в деликтах как области больше уголовного, чем гражд. права. Этот взгляд очень распространен между франц. юристами (Потье, Лоран, Ривье) и разделяется значительным числом немецких (Пухта, Савиньи, из новейших — Дернбург). Большинство новейших юристов ввиду справедливости защиты неимущественного И. и новейших исследований самого римского права склоняются, однако, в пользу защиты неимущественного И. и в договорах. В Германии признание этой защиты — теперь господствующее мнение (Виндшейд, Иеринг, Унгер и составители проекта общегерм. уложения); в Англии и Америке предметом договора признается «все, что возможно по природе вещей» (ст. 1597 калифорн. гражд. ул.), а за нарушение договора полагается уголовная пеня там, где невозможна денежная пеня, устанавливаемая по усмотрению присяжных. Да и франц. практика не сходится в этом отношении с мнением ученых. Пеней за нарушение неимущественного И. в договорах вообще признаются денежные суммы, налагаемые по усмотрению суда, или неустойка, установленная самими сторонами. Русская судебная практика не признает защиты неимущественного И. и в договорах, как в деликтах, но в русской литературе есть убежденные сторонники этой защиты (Муромцев, Пассек). Для области договоров имеет значение деление И. на положительный и отрицательный, пользующееся большим распространением в Германии и установленное Иерингом. Положительным называют И., взыскиваемый за нарушение имеющего полную юридическую силу договора; отрицательным — И., взыскиваемый с виновной стороны при недействительном договоре (на основании так назыв. culpa in contrahendo: см. Culpa). Одна из сторон ошиблась, напр., в личности контрагента или в предмете договора; вследствие ошибки договор недействителен и исполнению не подлежит; однако другой контрагент, не знавший об ошибке, совершил уже кое-какие действия по исполнению договора, которых он не совершил бы, если бы договора не заключал; убытки, отсюда происшедшие, должны быть ему возмещены. Они и составляют отрицательный И., так как оцениваются не тем, что получил бы контрагент, если бы договор состоялся, а тем, чего бы он не потерял, если бы не заключал договора. Приведенным делением пользуются составители проекта общегерман. уложения; в положительные законодательства оно не вошло. Ср. Fr. Momms en, «Beiträ ge zum Obligationenrecht» (II, 1885); Confeld, «Die Lehre v. Interesse» (1865); Иеринг, «Интерес и право» (русск. перев. Борзенко, Яр., 1880); Windscheid, «Lehrbuch d. Pand.» (§§ 257-8); Link, » Über die Ermittlung des Sachverhaltes im französisch. Civilprozesse» (1860); Муромцев, «Определ. и основ. разд. права» (1879, §§ 92-100); Пассек, «Неимущественный И. в обязательстве» (Юрьев, 1893). В. H.

Читайте также:  Открытый урок глаголы будущего времени

ИНТЕРЕС

ИНТЕРЕС (от лат. interest — имеет значение, важно) социальный, реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосред. смотреть

ИНТЕРЕС

форма проявления познават. потребности, удовлетворение к-рой обеспечивает направленность на осознание целей деятельности и тем самым способствует восполнению пробелов в знаниях человека, ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, вообще более полному и глубокому отражению действительности. Филос. и психологич. понятие И. было широко использовано франц. сенсуалистами и материалистами 18 в. По Кондильяку, заинтересованность человека в переживании приятных чувств и избегании страданий превращает И. в причину, порождающую разум и волю. У Гельвеция И., наряду с нуждой, – единств. универсальный двигатель человеч. поступков. Такое понимание И. отвечает осн. идеям теории разумного эгоизма. Гербарт делает И. центр. понятием своей педагогики. Однако это понятие неопределенно и носит метафизич. характер, что выражается в трактовке И. как «духовной самодеятельности» и соответствует общему смыслу идеалистич. психологии Гербарта, в особенности его учению об апперцепции. Теория Гербарта оказала значит. влияние на бурж. психологию. Остерман, Штумпф, Кюльпе, Циген, Эббингауз рассматривали И. как эмоциональный процесс: как чувство удовольствия, побуждающее апперцепировать связанное с ним содержание (Кюльпе), чувственный тон ощущений (Циген), чувственный фактор, определяющий направление внимания (Эббингауз), и т.д. Вальземан, Наторп, Каптерев и др. видели в И. особое состояние воли. Мейман понимал под И. умственную деятельность, вызываемую чувством и направляемую вниманием. Джемс связывал И. с инстинктами и видел в И. врожденные реакции на определенные стимулы. Мн. совр. зап. психологи вслед за Джемсом, Дьюи, Торндайком и Фрейдом биологизируют И. человека, отождествляя их с инстинктами животных, утверждая врожденность и фатальную предопределенность возникновения и развития И. Советская психология в трактовке И. исходит из марксистской теории общественной сущности человеческой личности, ее потребностей и И. Генетически И. связаны с ориентировочной деятельностью высших животных. Такая связь обнаруживается в свойстве И., характеризующем его как общую, недифференцированную реакцию на новизну, и составляет генетич. преемственность между И. и ориентировочным рефлексом. Однако на этой эволюц. базе целеполагающий характер человеч. деятельности (труда) сформировал совершенно новое, качественно отличное от животных, предметное отношение к действительности, производными к-рого являются особенности человеч. психики вообще, познават. потребность и ее форма – И., в частности. Т.к. труд исторически представляет собой обществ. производство, а психика человека формируется совокупностью обществ. отношений, то указанная предметная направленность И. имеет обобщенный характер обществ.-личностного отношения людей к целям и результатам обществ. произ-ва. С этой т. зр. И. изучается историч. материализмом. Психология изучает И. в личностном плане, привлекая план общественный в меру его определяющего воздействия на формирование человеч. психики, поскольку возникновение и изменение И. определяются обществ.-историч. условиями существования человека и зависят от обучения и воспитания. Субъективно И. обнаруживается в положит. эмоциональном тоне, к-рый приобретает процесс познания, в желании узнать еще больше, глубже ознакомиться с объектом И. Роль И. в процессах человеч. деятельности исключительно велика, т.к. в качестве одной из форм проявления целенаправл. деятельности И. выражает побудит. силу объектов как предметов деятельности, отвечающей познават. потребности, и тем заставляет человека активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у него «жажды знания». Удовлетворение И., если он не носит случайного характера, как правило, не ведет к его угасанию, а, внутренне перестраивая, обогащая и углубляя его, вызывает возникновение новых И., отвечающих более высокому уровню познават. деятельности. Т.о., И. выступают в качестве постоянного побудит. механизма познания. Познават. потребность, выраженная в И. как деятельности, превращаясь в динамике своего развития в потребность заняться конкретным видом деятельности, образует т.н. склонности. Наличие многообразных И. является необходимой стороной психологич. облика личности, существенным проявлением ее активности и направленности. И. направляет все психич. процессы по определенному руслу, что находит выражение прежде всего во внимании к объекту И. и физиологически объясняется возникновением в коре больших полушарий очага оптимальной возбудимости, или доминантного очага возбуждения. Связь И. с доминантным очагом дает объяснение тому факту, что все воспринимаемое человеком в состоянии И. усваивается им быстро и надежно. Изменение и перестройка И. сопровождаются перемещением очага оптимальной возбудимости по коре мозга и появлением новых доминантных очагов, возникновение к-рых обусловлено динамикой процесса удовлетворения потребностей. Различие И. по содержанию выявляет объекты И. и их относит. ценность для субъекта. Психологически и социально существенно, к чему по преимуществу проявляет И. человек и какова обществ. значимость объекта его И. Говоря об И. к тому или иному объекту, различают непосредственный и опосредствованный И., понимая первый как И., вызываемый непосредств. эмоциональной привлекательностью объекта, а второй – как И. к объекту как средству достижения цели деятельности. Не являясь абсолютно противоположными, две эти разновидности И. допускают связи и взаимопереходы: человек, понимающий смысл и значение дела, к-рым он занят, заинтересовывается им. У людей различно распределяются И. Концентрация И. в определенной области у одних людей противоположна разбросанности И. у других. Узость И. выступает как предпосылка и результат односторонности развития личности. Однако конечная оценка узости или широты И. определяется в конечном счете их содержанием. Устойчивость И. выражается в длительности сохранения относительно интенсивного И. Устойчивыми являются И., наиболее полно выявляющие основные потребности данного индивида и в силу этого становящиеся существ. чертами психологич. облика его личности. Совокупность И., характеризующая личность, находится всегда под прямым влиянием обществ. условий и отражает детерминированное отношение личности и общества. В социалистич. обществе И. людей характеризуются высоким идейно-политич. уровнем, обусловленным живой связью личных И. с общественными. О богатстве И. сов. людей свидетельствуют мн. факты: творч. характер труда рабочих, колхозников, интеллигенции, широчайшее развитие образования, массовое распространение таких форм коммунистич. воспитания, как народные университеты культуры, здоровья, широкий размах всех видов самодеятельности и т.д. Социалистич. общество всемерно стремится удовлетворить растущие И. людей и тем самым способствует их ускоренному росту и развитию. В сов. психологии уделяется большое внимание вопросам формирования И. детей (учебных, обществ.-политич., читательских, профессиональных и др.) в условиях обучения и воспитания, возрастным изменениям И., индивидуально-психологич. различиям в их развитии (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, М. Ф. Беляев, В. М. Мясищев и др.). См. также Личность, Мотивы, Потребность, Чувства. Об И. классовых, материальных, духовных и т.д. см. Общественные и личные интересы. Лит.: Ананьин С. . Интерес по учению современной психологии и педагогики, К., 1915; Гордон Л. . Потребности и интересы, «Советская педагогика», 1939, No 8–9; Беляев ?. . Основные положения психологии интереса, «Уч. зап. Иркутского Гос. пед. ин-та», 1940, вып. 5; Добрынин ?. . Интерес и внимание, «Уч. зап. Моск. Гос. пед. ин-та им. Либкнехта. Сер. педагогическая», 1941, т. 8, вып. 2; Цветков И. М., Интерес и динамика его развития у учащегося, «Уч. зап. Ярославского Гос. пед. ин-та», 1944, вып. 1; Божович Л. И., Познавательные интересы и пути их изучения, «Изв. АПН РСФСР», 1955, вып. 73; Иванов В. Г., Основные положения теории интереса в свете проблемы отношений человека, «Уч. зап. ЛГУ No 214. Сер. филос. наук», 1956, вып. 9; Ананьев Б. Г., Познавательные потребности и интересы, там же, No 265, 1959, вып. 16; Lunk G., Das Interesse, Bd 1–2, Lpz., 1926–27; Fryer D., The measurement of interests in relation to human adjustment, N. Y., [1931]; Guilfоrd J. P. [a. o.], A factor analysis study of human interests, [s. 1.], 1954. А. Петровский. Москва . смотреть

Читайте также:  Go out фразовый глагол значения

ИНТЕРЕС

(от лат. interest — имеет значение, важно), стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. И. носит избират. характер, выступает одним из наиб. существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе. При наличии И. знания усваиваются основательно, прочно; при его отсутствии уч. материал усваивается с трудом, часто формально. В основе И. лежат потребности человека. Существенную роль в качестве физиол. основы И. играет ориентировочный рефлекс. И. может характеризоваться со стороны содержания, широты, устойчивости, силы и действенности. Содержание И.— объект, на к-рый он направлен (к технике, спорту и т. д.). По содержанию И. оценивается с точки зрения его обществ. значимости. Всестороннее развитие личности предполагает широту и разносторонность интересов при наличии основного, «стержневого» И. Устойчивые И., закрепляясь, становятся особенностями личности; неустойчивые И. носят характер кратковременного, часто меняющегося явления. Степень настойчивости человека в познании определённой области, преодолении трудностей говорят о разл. силе И. Близко к понятию силы И. понятие действенности И. Действенными, в отличие от пассивных, наз. интересы, оказывающие глубокое влияние на жизнь и деятельность человека, побуждающие его к систематич. и целеустремлённым действиям в определённом направлении, активным и инициативным поискам источников удовлетворения И. Оценка широты или узости И. в конечном счёте определяется его содержательностью и значимостью для личности. Различают также прямые (непосредственные) и косвенные (опосредованные) И. Первые вызываются самим содержанием знаний или деятельности, на к-рые они направлены; вторые — тем значением, к-рое объект И. имеет для познания др. объекта или для выполнения к.-л. другой интересующей человека деятельности. И. формируется и развивается в процессе игровой, уч., трудовой, обществ. деятельности человека и зависит от условий его жизни, обучения и воспитания. Поверхностные, случайные и неустойчивые И., вызываемые внеш. занимательностью объектов, постепенно уступают место более глубоким, устойчивым и действенным И. Особое значение в развитии детей имеет познават. И. Элементарные проявления неосознанного познават. И. наблюдаются у детей на первом году жизни, когда они начинают ориентироваться в окружающем мире. Объектами таких И. являются яркие, красочные, а также подвижные или издающие звуки предметы. Ребёнок непроизвольно обращает на них внимание, испытывает чувство удовлетворения при созерцании их или при манипулировании ими. Обогащение жизненного опыта, общение с окружающими, овладение речью определяют дальнейшее формирование и развитие познават. И. ребёнка сначала в элементарных, затем во всё более усложняющихся формах. Примерно с 2 лет дети начинают задавать взрослым огромное кол-во вопросов по поводу предметов и явлений окружающего мира (возраст 3—5 лет так и называется: «возраст почемучки»). В развитии познават. И. у детей дошк. возраста особая роль принадлежит книгам, радио и телевидению. Примерно с 3 лет начинает проявляться, а вскоре и доминировать И. к игре. С поступлением в школу И. ребёнка постепенно переключаются с игровой деятельности на учение (И. к нему может проявиться уже в дошк. возрасте). Первоначально И. возникает ко всем видам уч. работы, в дальнейшем он начинает дифференцироваться. Уже в младшем шк. возрасте И. к процессу деятельности начинает сменяться И. к её содержанию; И. к фактам — И. к первонач. обобщениям, причинам, закономерностям (от описания к объяснению). Повышается И. к творческой стороне работы. Меняется зависимость И. от успеха в том или ином виде деятельности: И. направляются на преодоление трудностей. И. подростков отличаются большей устойчивостью, активностью, действенностью; расширяется область И. В ср. шк. возрасте углубляются собственно познават. И. У подростка они очень избирательны: он может отдавать явное предпочтение одним уч. предметам и проявлять безразличие к другим. Часто познават. И. выходят за пределы шк. программ. Для подростков и старших школьников, особенно для мальчиков, характерен И. к технике, связанный с конструированием и моделированием. В этом возрасте формируется и укрепляется осознанный И. к спорту, худож. лит-ре, кино. Заметное развитие в подростковом и особенно юношеском возрасте приобретают обществ.-полит. И., что связано с расширением кругозора учащихся, участием их в обществ. жизни школы. Старшие школьники начинают глубоко и систематично интересоваться определёнными областями науч. знания. Проявляется И. к мировоззренч. вопросам, проблемам морали. И. к труду развивается тогда, когда ученик видит и осознаёт, что результат его труда имеет обществ. ценность, когда труд является инициативным и творческим, посильным, требует от них самодеятельности и самоорганизации. В связи с перспективой жизненно-трудового самоопределения (часто на основе уч. И.) у школьников развивается И. к профессиям. Перед школой стоит задача на основе уже имеющихся у учащихся И. пробуждать, формировать и развивать новые социально ценные И., а также И., наиб. соответствующие индивидуальным особенностям, возможностям и способностям учащихся. Огромную роль в пробуждении и развитии И. к учению, знаниям играют личность учителя, качество преподавания (в частности, эмоциональная яркость и живость). Один из осн. путей воспитания положит., устойчивых и действенных познават. И.— понимание учащимися значения изучаемого материала. Ученик на опыте должен убедиться в неразрывной связи приобретаемых знаний с практикой, «прочувствовать» их жизненную значимость. Др. путь — включение школьников в активную творческую деятельность путём подбора посильных, интересных, достаточно разнообразных, новых по содержанию или форме заданий, побуждающих к самостоят., активному размышлению. Важно, чтобы познание было связано с положит. эмоциональными переживаниями, с радостью (это вызывается осознанием своих успехов, достижений, преодолением трудностей, поощрениями). Иногда большая активность, любознательность школьника (особенно подростка), его стремление к знаниям могут привести к неустойчивости и разбросанности И., поэтому наличие многих И., их частая смена нежелательны. Необходимо сдерживать и перестраивать поверхностное любопытство ребёнка. При многообразии И. необходимо выделять и воспитывать основной, стержневой И., стремясь к тому, чтобы устойчивый, положит. И. не становился помехой учению. Лит.: Ананьев Б. Г., Познават. потребности и интересы, «УЗ ЛГУ. Сер. филос. наук», 1959, № 265, в. 16; Способности и интересы, М., 1962; Крутецкий В. А., Л у к и н Н. С., Психология подростка, М.; Соловейчик С. Л., От интересов к способностям, М., 1968; Формирование познават. интересов школьников, Л., 1968; Волостникова А. Г., Познават. интересы и их роль в формировании личности, Свердловск, 1971; Щукина Г. И., Проблема познават. интереса в педагогике, М., 1971; Прядехо А. П., Формирование тех. интереса и развитие творчества школьников, ч. 1, Смоленск, 1976; Пед. проблемы формирования познават. интересов учащихся, в. 1—3, 5, Л., 1975—79; Актуальные вопросы формирования интереса в обучении, под ред. Г. И. Шукиной, М., 1984; Бондаре в-ский В. Б., Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию, М., 1985; Формирование интереса к учению у школьников, под ред. А. К. Марковой, М., 1986. В. А. Крутецкий. смотреть

Читайте также:  Как определить глагол с окончанием ти или ть

ИНТЕРЕС

(от лат. interest — имеет значение, важно) социальный, реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными по. смотреть

Источник