Меню

подобрать имя существительное к прилагательному дружный



Однокоренные слова к словам «друг», «дружба»

Подберем одно­ко­рен­ные сло­ва к сло­вам «друг», «друж­ба» сре­ди раз­ных частей речи.

У суще­стви­тель­но­го «друг» фор­мой мно­же­ствен­но­го чис­ла явля­ет­ся сло­во «дру­зья«. Его не вклю­ча­ем в ряд одно­ко­рен­ных слов, так как это фор­ма, то есть одно и то же сло­во «друг«, толь­ко, образ­но гово­ря, в дру­гой одёж­ке.

К сло­ву «друг» под­бе­рем род­ствен­ные сло­ва сре­ди раз­ных частей речи, выяс­нив глав­ную мор­фе­му.

Корень в слове «друг»

Это сло­во назы­ва­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопрос кто? Эти грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки при­над­ле­жат оду­шев­лен­но­му име­ни суще­стви­тель­но­му. Оно име­ет кате­го­рию муж­ско­го рода, так как согла­су­ет­ся с место­име­ни­я­ми и при­ла­га­тель­ны­ми:

В его мор­фем­ном соста­ве ука­жем нуле­вое окон­ча­ние, срав­нив падеж­ные фор­мы:

  • зов (кого?) друг а ;
  • позво­ню (кому?) друг у ;
  • поедем (с кем?) с друг ом .

Морфема друг- далее не делит­ся на мини­маль­ные зна­чи­мые части. Это корень, в кото­ром заклю­че­но лек­си­че­ское зна­че­ние род­ствен­ных слов:

друг — это тот, кто свя­зан с кем либо отно­ше­ни­я­ми друж­бы; сто­рон­ник, защит­ник.

Запишем мор­фем­ный состав рас­смат­ри­ва­е­мо­го сло­ва в виде схе­мы:

Слово «друж­ба» обра­зо­ва­но с помо­щью суф­фик­са от одно­ко­рен­но­го гла­го­ла:

друж ить → друж б а.

В одно­ко­рен­ных сло­вах «друж­ба», «дру­жить» отме­тим чере­до­ва­ние соглас­ных г//ж в корне.

С кор­нем друг-/друж- поищем род­ствен­ные сло­ва сре­ди раз­ных частей речи.

Родственные слова к словам «друг», «дружба»

Однокоренные существительные

Сначала назо­вем род­ствен­ные суще­стви­тель­ные :

недруг, дру­жок, дру­жо­чек, дру­жи­ще, друж­ба, подру­га, подруж­ка, подру­жень­ка, содру­же­ство, дру­же­ствен­ность, дру­же­лю­бие.

Однокоренные прилагательные

От сло­ва «друг» с помо­щью суф­фик­сов обра­зу­ем одно­ко­рен­ные при­ла­га­тель­ные:

друж­ный, дру­же­ский, дру­же­ствен­ный, дру­же­люб­ный.

Однокоренные глаголы

Слов, обо­зна­ча­ю­щих дей­ствие, в рус­ском язы­ке насчи­ты­ва­ет­ся не так уж и мно­го:

дру­жить, подру­жить, подру­жить­ся, сдру­жить, сдру­жить­ся.

Однокоренные наречия

От при­ла­га­тель­ных обра­зу­ем одно­ко­рен­ные наре­чия:

  • друж­ныйдруж­но (играть);
  • дру­же­ский → дру­же­ски (пожать руку);
  • дру­же­ский → по-дружески (посту­пить);
  • дру­же­люб­ный → дру­же­люб­но(посмот­реть).

«Друг» и «дружина» — это родственные слова?

Часто к род­ствен­ным сло­вам при­чис­ля­ют суще­стви­тель­ные «дру­жи­на», «дру­жин­ник».

Чтобы понять, род­ствен­ные это сло­ва или нет, доста­точ­но выяс­нить лек­си­че­ское зна­че­ние и мор­фем­ный состав сло­ва «дру­жи­на». В ста­ри­ну им обо­зна­ча­ли «воору­жен­ный отряд при кня­зе», а в совре­мен­ной жиз­ни — отряд, сфор­ми­ро­ван­ной с какой-либо целью.

Уточним его мор­фем­ный состав:

дру­жин а — корень/окончание.

Как видим, лек­си­че­ское зна­че­ние и корень это­го суще­стви­тель­но­го не име­ют ниче­го обще­го со сло­ва­ми «друг» , «друж­ба».

При всей их фоне­ти­че­ской схо­же­сти в совре­мен­ном рус­ском язы­ке «дру­жи­на», «дру­жин­ник» не явля­ют­ся одно­ко­рен­ны­ми к рас­смот­рен­ным сло­вам.

Источник

Имя существительное, имя прилагательное. 3-й класс

Класс: 3

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Обобщить и систематизировать знания об имени существительном и имени прилагательном.

Создать условия для закрепления и обобщение знаний учащихся о частях речи на основе:

  • формирование учебно-познавательной компетентности: формирование умений осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
  • формирование ценностно-смысловой компетенции: умений выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
  • формирование информационной компетенции, через информационные технологии закрепить умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
  • формирование коммуникативной компетенции, через умения представить себя, написать тест, ответить письменно на вопросы, анкету, задать вопрос, вести дискуссию;
  • формирование языковой компетенции: формирование умений распознавать слова, относящиеся к различным частям речи, развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
  • воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Читайте также:  имена существительное таблица русский язык

Формирование компетенции происходит на основе развития УУД.

Универсальные — учебные действия (УУД):

Познавательные:

  • использует сравнение для установления общих свойств объекта,
  • высказывает суждения по результатам сравнения;
  • умеет самостоятельно работать, соотносить результаты в рамках изученного материала;
  • понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;
  • осуществляет простейшее планирование своей работы.

Регулятивные:

  • обладает способностью преодолевать препятствия;
  • сопоставляет свою оценку с оценкой другого человека;
  • работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, учащихся, справочника и самостоятельно.

Коммуникативные:

  • умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними и при работе в группе;
  • проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения;
  • выступает перед аудиторией сверстников доказывать свою точку зрения.

1. компьютеры, проектор

2. карточки для работах в парах с заданиями

4. карточки в Worde

5. тест из интернета

6. изображение овощей в корзине

7. изображение мальчика иностранца с записью (поздн.. осень)

8. учебник, рабочая тетрадь

9. 15 — солнышек, 15 — облаков

10. орфографические словари.

I. Психологическая установка.

Чтоб урок наш стал светлее,
Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите,
Ей с друзьями поделитесь
И друг другу улыбнитесь.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Сегодня урок я хочу начать со стихотворения.

У берега несмело
Ложится хрупкий лед.
Печально туча серая
По дну реки плывет.
Суровой дышит осенью
Прозрачная вода.
Деревья листья сбросили,
Встречая холода.
Георгий Ладонщиков

— Какое время года описывает Георгий Ладонщиков? (осень) (картина осени Слайд 2)

Найдите в слове осень буквы, имеющие одинаковый элемент (о,с,е).

Повторим написание букв — оес,есо,сое и соединение букв в слове осень.

3. Словарная работа.

Чем богата осень? (Овощами, фруктами)

Назовите овощи, которые отправила вам Осень в своей корзине (слова появляются на экране)

Г.рох, к.б.чок, к.пуста, к.ртофель, м.рковь , .гурец, п.м.дор, р.диска. (слайд 4)

Запишите слова в тетрадь, вставьте нужную букву. Если не знаете, как правильно пишется слово, то, что нужно сделать.

Проверка: ученик читает слово, вставляет букву и проверяет на компьютере. (слайд 4)

III. Постановка проблемы.

1. Включение детей в ситуацию выбора решения проблемы.

— Какая осень сейчас? (поздняя)

– Назовите признаки поздней осени. ( стоят морозы, на реке появляется лёд, часто идёт снег и укрывает землю)

Читайте также:  существительные в латинском языке имеют склонений

— Иностранец Том написал в письме словосочетание — поздний осень (на доске записи и изображение иностранца)

— Помогите нашему гостю. (В этом словосочетании два слово: имя существительное и имя прилагательное. Главное слова осень, от него задаём вопрос ( какая ая?, яя? ) ), следует писать поздняя.

Ученики решают орфографическую задачу и вставляют на доске мелом буквы.

2. Оглашение темы урока.

— Чем будем сегодня на уроке заниматься?( Повторять об именах сущ. и прил.)

— Какова тема урока? (слайд 5)

IV. Повторение о частях речи.

1. Работая в парах, проведём наблюдения и соберём информацию о частях речи. Сдадим в типографию. Там напечатают памятку о частях речи для нас и нашего друга. (Приложение 1)

Карточка № 1. Разбейте слова на две группы:

Осень, птица, снег, лист, животное, рыба.

По какому признаку разделили слова. Сделайте вывод.

Вывод: имена существительные обозначают предмет: одушевлённый предмет отвечает на вопрос кто? а неодушевлённый предмет отвечает на вопрос что?

Карточка № 2. Разбейте слова на две группы:

По какому признаку разделили слова? Сделайте вывод. (дописать)

Вывод: Имена существительные изменяются (по числам: ед.ч., мн.ч.)

Карточка №3. Замени имя существительное местоимением и определи род.

Осень – Солнце – Холод –

Что можно определить у имени существительного, подставляя местоимения?

Вывод: имена существительные в (единственном) числе бывают (мужского рода, женского рода, среднего рода).

Карточка № 4. Подбери к имени существительному слово по команде — вопроса:

Что обозначают слова, которые вы подобрали? К какой части речи они относятся?

Вывод: имена прилагательные отвечают на вопросы,: ( какой?, какая?, какое, какие? и обозначают признак предмета).

Карточка № 5. Исправь окончания у имён прилагательных, задав команду-вопрос от имени существительного.

Что требует имя существительное от имени прилагательного, которое с ним связано?

Вывод: Имя существительное требует от прилагательного (изменить число, а в ед.ч. изменить род).

(Ученики в группах выполняют задание на карточках, делают вывод и сдают карточки в типографию. В которой работает один из учеников класса. Он на слайде составляет памятку о частях речи) (слайд 5). В это время класс работает дальше.

(Выполняем движение руками)

Мы капусту рубим – рубим,
Мы капусту мнём – мнём
Мы капусту солим – солим,
Мы капусту жнём – жнём.

V. Развитие речи.

1. Прочитайте запись ( слайд 6)

Наступила . Выпал . стали .

Понятно ли о чём идёт речь в тексте? Почему? Какой части речи не хватает? (имени существительного) Добавим имена существительные.

Насупила осень. Выпал снег . Дни стали .

Какую роль играет имя существительное в предложении?

(Имя существительное указывает на предмет, о котором рассказывается.)

Имя существительное
Очень удивительное,
На вопросы: кто? и что?
Отвечать оно должно.

Превращаться я привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
В шапочку, в слона, в конфеты.
Словом, в разные предметы.
Ох! Давно живу я в мире этом!
Даю названия предметам.

Читайте также:  точные рифмы глагол и существительное

2. Сейчас поработаем над художественной речью. Украсим наши предложения. Добавьте в предложения слова, которые описывают предмет. Наступила поздняя осень. Выпал белый снег. Дни стали короткими.

— К какой части речи они относятся?

— Какую роль играет имя прилагательное в предложении, тексте?

(Более точно описывает предмет, раскрашивает его как художник. Речь становится красивой. )

2 ученик:

Чудное прилагательное знает весь свет.
Раскрасит как художница всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие?
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.

Выпустили памятку о частях речи. Давайте повторим. (слайд 5)

— на какой вопрос отвечает имя существительное ? ( кто? кто?)

— на какой вопрос отвечает имя прилагательное ? ( какой? какая? какое? какие?)

— что обозначает имя существительное? ( предмет)

— что обозначает имя прилагательное? (признак предмета)

— как изменяется имя существительное и имя прилагательное? (по числам)

— какая часть речи изменяется по родам? (имя прилагательное)

— какая часть речи не изменяется по родам, а уже рождаются слова муж.р., жен.р. и сред.р? (имя существительное)

А сейчас все по порядку
Дружно встали на зарядку.
Руки в стороны согнули
Вверх подняли, помахали,
Оглянулись через левое плечо,
Через правое еще,
Дружно все присели, пяточки задели,
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.

1, Работа на компьютере. Самостоятельная работа по карточкам:

4 варианта (определить род имён сущ., определить число у имён сущ., определит род и число у прилагательных) (электронное приложение 2) .

Физминутка “Бабочка”

Спал цветок
(закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки по часовой стрелке и против неё)
И вдруг проснулся,
(поморгать глазами)
Больше спать не захотел,
(руки поднять вверх (вдох).
Посмотреть на руки)
Встрепенулся, потянулся,
(руки согнуть в стороны (выдох)
Поднялся вверх и полетел. (потрясти кистями, посмотреть вправо — влево)

2. Коллективная работа в тетрадях. Определите части речи в тексте про осень (текст на слайде 6.)

VIII. Обобщение знаний.

— Как изменяется имя существительное?

— Как определить род у имени существительного? (слайд 7)

— Как связаны эти части речи? ( слайд 8)

— Как можно узнать окончание имён прилагательных? (слайд 9)

IX. Самопроверка. (Работа в интернете)

Теперь проверим свои знания о частях речи. Выполним тест по теме “Имя прилагательное и имя существительное”. Работу выполняем на компьютере.

Физминутка для глаз.

Глазки видят все вокруг.
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

X. Рефлексия. Игра “Улыбнись”

— Ребята, покажите мне, пожалуйста, карточку с солнышком те, кому было все понятно на уроке, у кого на сердце ясная солнечная погода. А кто не всё понял и у кого на сердце такая же облачная погода, как за окном – карточку с облаком.

— Давайте улыбнёмся друг другу и скажем – “молодцы!”. (слайд 10)

Источник

Подобрать имя существительное к прилагательному дружный



Однокоренные слова к словам «друг», «дружба»

Подберем одно­ко­рен­ные сло­ва к сло­вам «друг», «друж­ба» сре­ди раз­ных частей речи.

У суще­стви­тель­но­го «друг» фор­мой мно­же­ствен­но­го чис­ла явля­ет­ся сло­во «дру­зья«. Его не вклю­ча­ем в ряд одно­ко­рен­ных слов, так как это фор­ма, то есть одно и то же сло­во «друг«, толь­ко, образ­но гово­ря, в дру­гой одёж­ке.

К сло­ву «друг» под­бе­рем род­ствен­ные сло­ва сре­ди раз­ных частей речи, выяс­нив глав­ную мор­фе­му.

Корень в слове «друг»

Это сло­во назы­ва­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопрос кто? Эти грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки при­над­ле­жат оду­шев­лен­но­му име­ни суще­стви­тель­но­му. Оно име­ет кате­го­рию муж­ско­го рода, так как согла­су­ет­ся с место­име­ни­я­ми и при­ла­га­тель­ны­ми:

В его мор­фем­ном соста­ве ука­жем нуле­вое окон­ча­ние, срав­нив падеж­ные фор­мы:

  • зов (кого?) друг а ;
  • позво­ню (кому?) друг у ;
  • поедем (с кем?) с друг ом .

Морфема друг- далее не делит­ся на мини­маль­ные зна­чи­мые части. Это корень, в кото­ром заклю­че­но лек­си­че­ское зна­че­ние род­ствен­ных слов:

друг — это тот, кто свя­зан с кем либо отно­ше­ни­я­ми друж­бы; сто­рон­ник, защит­ник.

Запишем мор­фем­ный состав рас­смат­ри­ва­е­мо­го сло­ва в виде схе­мы:

Слово «друж­ба» обра­зо­ва­но с помо­щью суф­фик­са от одно­ко­рен­но­го гла­го­ла:

друж ить → друж б а.

В одно­ко­рен­ных сло­вах «друж­ба», «дру­жить» отме­тим чере­до­ва­ние соглас­ных г//ж в корне.

С кор­нем друг-/друж- поищем род­ствен­ные сло­ва сре­ди раз­ных частей речи.

Родственные слова к словам «друг», «дружба»

Однокоренные существительные

Сначала назо­вем род­ствен­ные суще­стви­тель­ные :

недруг, дру­жок, дру­жо­чек, дру­жи­ще, друж­ба, подру­га, подруж­ка, подру­жень­ка, содру­же­ство, дру­же­ствен­ность, дру­же­лю­бие.

Однокоренные прилагательные

От сло­ва «друг» с помо­щью суф­фик­сов обра­зу­ем одно­ко­рен­ные при­ла­га­тель­ные:

друж­ный, дру­же­ский, дру­же­ствен­ный, дру­же­люб­ный.

Однокоренные глаголы

Слов, обо­зна­ча­ю­щих дей­ствие, в рус­ском язы­ке насчи­ты­ва­ет­ся не так уж и мно­го:

дру­жить, подру­жить, подру­жить­ся, сдру­жить, сдру­жить­ся.

Однокоренные наречия

От при­ла­га­тель­ных обра­зу­ем одно­ко­рен­ные наре­чия:

  • друж­ныйдруж­но (играть);
  • дру­же­ский → дру­же­ски (пожать руку);
  • дру­же­ский → по-дружески (посту­пить);
  • дру­же­люб­ный → дру­же­люб­но(посмот­реть).

«Друг» и «дружина» — это родственные слова?

Часто к род­ствен­ным сло­вам при­чис­ля­ют суще­стви­тель­ные «дру­жи­на», «дру­жин­ник».

Чтобы понять, род­ствен­ные это сло­ва или нет, доста­точ­но выяс­нить лек­си­че­ское зна­че­ние и мор­фем­ный состав сло­ва «дру­жи­на». В ста­ри­ну им обо­зна­ча­ли «воору­жен­ный отряд при кня­зе», а в совре­мен­ной жиз­ни — отряд, сфор­ми­ро­ван­ной с какой-либо целью.

Уточним его мор­фем­ный состав:

дру­жин а — корень/окончание.

Как видим, лек­си­че­ское зна­че­ние и корень это­го суще­стви­тель­но­го не име­ют ниче­го обще­го со сло­ва­ми «друг» , «друж­ба».

При всей их фоне­ти­че­ской схо­же­сти в совре­мен­ном рус­ском язы­ке «дру­жи­на», «дру­жин­ник» не явля­ют­ся одно­ко­рен­ны­ми к рас­смот­рен­ным сло­вам.

Источник

Дидактические игры и упражнения в образовании прилагательных, существительных, согласовании числительных- по лексическим темам: «Одежда»
картотека на тему

Предлагаю вашему вниманию дидактические игры и упражнения в образовании прилагательных, существительных, согласовании числительных- по лексическим темам «Одежда», «Обувь», «Головные уборы». Игры предназначены для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В ходе игр дети в занимательной форме упражняются в словообразовании и словоизменении. Игры могут быть использованы для индивидуальной и подгрупповой работы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, а также родителям при проведении игры в домашних условиях.

Скачать:

Вложение Размер
opisanie_raboty.zip 280.05 КБ

Предварительный просмотр:

Описание работы: Предлагаю вашему вниманию дидактические игры и упражнения в образовании прилагательных, существительных, согласовании числительных- по лексическим темам «Одежда», «Обувь», «Головные уборы». Игры предназначены для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В ходе игр дети в занимательной форме упражняются в словообразовании и словоизменении. Игры могут быть использованы для индивидуальной и подгрупповой работы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, а также родителям при проведении игры в домашних условиях.
Цель: закрепление полученных знаний на занятиях в занимательной игровой форме.
Задачи:
— проверить знания, умения и навыки детей по теме;
— учить применять их в практической деятельности – игре;
— воспитывать интерес к речевым играм.

Игра «Чья одежда – мамина или Танина?»

Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
Игровой материал.
— картинки с предметами взрослой и детской одежды и обуви

— картинки двух шкафов:

Шкаф для маминой одежды и шкаф для Таниной одежды.

Ход игры:
Взрослый выставляет на доску картинки с изображением шкафов, картинки предметов одежды и обуви. Дети подходят к доске выбирают картинку, рассказывают, чей это предмет одежды и раскладывают по шкафам.

— Это длинное платье мамино. — Это синее платье Танино.
— Эта белая блузка мамина. — Эта розовая блузка Танина.
— Эти чёрные брюки мамины. — Эти сиреневые брюки Танины.
— Эта узкая юбка мамина — Эта пышная юбка Танина. и т.д.

Игра «Подбери признак»

Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным.
Ход игры: Ребёнок называет предмет одежды, а затем подбирает признаки к данному предмету одежды, например,
платье – красивое, длинное, вечернее, нарядное.
Ребенку необходимо подобрать не менее 3 признаков.

Игра «Назови ласково»

Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.
Ход игры: Взрослый называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок — Таниной, причём называет его ласково, например,
— У мамы платье, а у Тани … платьице .
— У мамы туфли, а у Тани … туфельки.
— У мамы брюки, а у Тани … брючки.
— У мамы куртка, а у Тани … курточка .

Игра «Что из чего?»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Ход игры: Взрослый сообщает:
— У мамы и у Тани много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.
— Платье из шёлка (какое?) – шёлковое.
— Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная.
— Сапоги из кожи (какие?) – кожаные.
— Сапоги из резины (какие?) – резиновые.
— Пальто из драпа (какое?) – драповое.
— Брюки из вельвета (какие?) – вельветовые.

Игра «Один — много»

Цель: формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа.
Ход игры: Ребенку предлагается назвать предмет одежды со словом много, например,
— У мамы одно платье, а у Тани много платьев .
— У мамы одна юбка, а у Тани много юбок.

Цель: упражнять в умении согласовывать числительные два, две с существительными.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку ответить на вопросы:
— О чём можно сказать два?
— Два платья, два пальто, два плаща…
— О чём можно сказать две?
— Две футболки, две шубы, две куртки, две юбки, две кофты…

Игра «Считай и называй»

Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.
Ход игры: Взрослый показывает карту с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов и предлагает ребёнку помочь Тане сосчитать вещи.

Например,
Одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок.
Одна куртка, две куртки … пять курток.
Одна пара сапог, две пары сапог, три пары сапог … шесть пар сапог.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов).
Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку ответить наоборот:
Чистые ботинки – … грязные ботинки;
Новые сапоги – … старые сапоги;
Широкая юбка – … узкая юбка;
Длинное пальто – … короткое пальто;
Белый пиджак – … черный пиджак.

Игра «Разложи по полочкам»

Цель: упражнять в классификации предметов одежды, обуви и головных уборов.
Ход игры. Взрослый показывает картинку шкафа с полками и сообщает:
— Посмотрите – это шкаф. Каждый предмет в нём имеет своё место: головные уборы хранятся на верхней полочке, обувь – на нижней, а одежда – на средней. Давайте разложим картинки с изображением различных предметов одежды, обуви и головных уборов по своим местам.

Дети раскладывают картинки и объясняют:
— шапку я положу на верхнюю полку, потому что это – головной убор;
— кофту положу на среднюю полку, потому что это – одежда;
— тапки положу на нижнюю полку, потому что это – обувь ….

Игра «Мой, моя, моё»

Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои, моё.
Ход игры: Взрослый раскладывает на столе предметы одежды и обуви. Предлагает ребёнку внимательно посмотреть на них и сказать, к какому предмету подходит слово «мой», «моя», «мои», «моё».
Мой (что?) – свитер, сарафан, шарф, костюм…
Моя (что?) – куртка, кофта, шуба, юбка …
Мои (что?) – сапоги, туфли, шорты, брюки…
Моё (что?) – платье, пальто…

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: активизировать словарь детей по теме, развивать мыслительную деятельность, внимание.
Ход игры. Взрослый показывает ребёнку картинки, просит назвать их, указать в каждом ряду лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотокартинки с загадками.

Конспект по развитию фонематических функций и навыков звуко — слогового анализа и синтеза у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи.

Конспект по формированию навыков связной речи и развитию лексико-грамматического строя речи у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи .

Занятие для детей старшего дошкольного возраста, форма организации детей подгрупповая.

В данном материале описаны дидактические игры и упражнения по формированию лексической стороны речи у детей с речевыми нарушениями.

Старшая группа компенсирующей направленности (для детей с ТНР), программа Н.Е. Нищевой.

Уважаемые коллеги!Игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно выражат.

Источник

Имя существительное, имя прилагательное. 3-й класс

Класс: 3

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Обобщить и систематизировать знания об имени существительном и имени прилагательном.

Создать условия для закрепления и обобщение знаний учащихся о частях речи на основе:

  • формирование учебно-познавательной компетентности: формирование умений осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
  • формирование ценностно-смысловой компетенции: умений выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
  • формирование информационной компетенции, через информационные технологии закрепить умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
  • формирование коммуникативной компетенции, через умения представить себя, написать тест, ответить письменно на вопросы, анкету, задать вопрос, вести дискуссию;
  • формирование языковой компетенции: формирование умений распознавать слова, относящиеся к различным частям речи, развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
  • воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Формирование компетенции происходит на основе развития УУД.

Универсальные — учебные действия (УУД):

Познавательные:

  • использует сравнение для установления общих свойств объекта,
  • высказывает суждения по результатам сравнения;
  • умеет самостоятельно работать, соотносить результаты в рамках изученного материала;
  • понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;
  • осуществляет простейшее планирование своей работы.

Регулятивные:

  • обладает способностью преодолевать препятствия;
  • сопоставляет свою оценку с оценкой другого человека;
  • работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, учащихся, справочника и самостоятельно.

Коммуникативные:

  • умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними и при работе в группе;
  • проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения;
  • выступает перед аудиторией сверстников доказывать свою точку зрения.

1. компьютеры, проектор

2. карточки для работах в парах с заданиями

4. карточки в Worde

5. тест из интернета

6. изображение овощей в корзине

7. изображение мальчика иностранца с записью (поздн.. осень)

8. учебник, рабочая тетрадь

9. 15 — солнышек, 15 — облаков

10. орфографические словари.

I. Психологическая установка.

Чтоб урок наш стал светлее,
Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите,
Ей с друзьями поделитесь
И друг другу улыбнитесь.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Сегодня урок я хочу начать со стихотворения.

У берега несмело
Ложится хрупкий лед.
Печально туча серая
По дну реки плывет.
Суровой дышит осенью
Прозрачная вода.
Деревья листья сбросили,
Встречая холода.
Георгий Ладонщиков

— Какое время года описывает Георгий Ладонщиков? (осень) (картина осени Слайд 2)

Найдите в слове осень буквы, имеющие одинаковый элемент (о,с,е).

Повторим написание букв — оес,есо,сое и соединение букв в слове осень.

3. Словарная работа.

Чем богата осень? (Овощами, фруктами)

Назовите овощи, которые отправила вам Осень в своей корзине (слова появляются на экране)

Г.рох, к.б.чок, к.пуста, к.ртофель, м.рковь , .гурец, п.м.дор, р.диска. (слайд 4)

Запишите слова в тетрадь, вставьте нужную букву. Если не знаете, как правильно пишется слово, то, что нужно сделать.

Проверка: ученик читает слово, вставляет букву и проверяет на компьютере. (слайд 4)

III. Постановка проблемы.

1. Включение детей в ситуацию выбора решения проблемы.

— Какая осень сейчас? (поздняя)

– Назовите признаки поздней осени. ( стоят морозы, на реке появляется лёд, часто идёт снег и укрывает землю)

— Иностранец Том написал в письме словосочетание — поздний осень (на доске записи и изображение иностранца)

— Помогите нашему гостю. (В этом словосочетании два слово: имя существительное и имя прилагательное. Главное слова осень, от него задаём вопрос ( какая ая?, яя? ) ), следует писать поздняя.

Ученики решают орфографическую задачу и вставляют на доске мелом буквы.

2. Оглашение темы урока.

— Чем будем сегодня на уроке заниматься?( Повторять об именах сущ. и прил.)

— Какова тема урока? (слайд 5)

IV. Повторение о частях речи.

1. Работая в парах, проведём наблюдения и соберём информацию о частях речи. Сдадим в типографию. Там напечатают памятку о частях речи для нас и нашего друга. (Приложение 1)

Карточка № 1. Разбейте слова на две группы:

Осень, птица, снег, лист, животное, рыба.

По какому признаку разделили слова. Сделайте вывод.

Вывод: имена существительные обозначают предмет: одушевлённый предмет отвечает на вопрос кто? а неодушевлённый предмет отвечает на вопрос что?

Карточка № 2. Разбейте слова на две группы:

По какому признаку разделили слова? Сделайте вывод. (дописать)

Вывод: Имена существительные изменяются (по числам: ед.ч., мн.ч.)

Карточка №3. Замени имя существительное местоимением и определи род.

Осень – Солнце – Холод –

Что можно определить у имени существительного, подставляя местоимения?

Вывод: имена существительные в (единственном) числе бывают (мужского рода, женского рода, среднего рода).

Карточка № 4. Подбери к имени существительному слово по команде — вопроса:

Что обозначают слова, которые вы подобрали? К какой части речи они относятся?

Вывод: имена прилагательные отвечают на вопросы,: ( какой?, какая?, какое, какие? и обозначают признак предмета).

Карточка № 5. Исправь окончания у имён прилагательных, задав команду-вопрос от имени существительного.

Что требует имя существительное от имени прилагательного, которое с ним связано?

Вывод: Имя существительное требует от прилагательного (изменить число, а в ед.ч. изменить род).

(Ученики в группах выполняют задание на карточках, делают вывод и сдают карточки в типографию. В которой работает один из учеников класса. Он на слайде составляет памятку о частях речи) (слайд 5). В это время класс работает дальше.

(Выполняем движение руками)

Мы капусту рубим – рубим,
Мы капусту мнём – мнём
Мы капусту солим – солим,
Мы капусту жнём – жнём.

V. Развитие речи.

1. Прочитайте запись ( слайд 6)

Наступила . Выпал . стали .

Понятно ли о чём идёт речь в тексте? Почему? Какой части речи не хватает? (имени существительного) Добавим имена существительные.

Насупила осень. Выпал снег . Дни стали .

Какую роль играет имя существительное в предложении?

(Имя существительное указывает на предмет, о котором рассказывается.)

Имя существительное
Очень удивительное,
На вопросы: кто? и что?
Отвечать оно должно.

Превращаться я привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
В шапочку, в слона, в конфеты.
Словом, в разные предметы.
Ох! Давно живу я в мире этом!
Даю названия предметам.

2. Сейчас поработаем над художественной речью. Украсим наши предложения. Добавьте в предложения слова, которые описывают предмет. Наступила поздняя осень. Выпал белый снег. Дни стали короткими.

— К какой части речи они относятся?

— Какую роль играет имя прилагательное в предложении, тексте?

(Более точно описывает предмет, раскрашивает его как художник. Речь становится красивой. )

2 ученик:

Чудное прилагательное знает весь свет.
Раскрасит как художница всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие?
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.

Выпустили памятку о частях речи. Давайте повторим. (слайд 5)

— на какой вопрос отвечает имя существительное ? ( кто? кто?)

— на какой вопрос отвечает имя прилагательное ? ( какой? какая? какое? какие?)

— что обозначает имя существительное? ( предмет)

— что обозначает имя прилагательное? (признак предмета)

— как изменяется имя существительное и имя прилагательное? (по числам)

— какая часть речи изменяется по родам? (имя прилагательное)

— какая часть речи не изменяется по родам, а уже рождаются слова муж.р., жен.р. и сред.р? (имя существительное)

А сейчас все по порядку
Дружно встали на зарядку.
Руки в стороны согнули
Вверх подняли, помахали,
Оглянулись через левое плечо,
Через правое еще,
Дружно все присели, пяточки задели,
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.

1, Работа на компьютере. Самостоятельная работа по карточкам:

4 варианта (определить род имён сущ., определить число у имён сущ., определит род и число у прилагательных) (электронное приложение 2) .

Физминутка “Бабочка”

Спал цветок
(закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки по часовой стрелке и против неё)
И вдруг проснулся,
(поморгать глазами)
Больше спать не захотел,
(руки поднять вверх (вдох).
Посмотреть на руки)
Встрепенулся, потянулся,
(руки согнуть в стороны (выдох)
Поднялся вверх и полетел. (потрясти кистями, посмотреть вправо — влево)

2. Коллективная работа в тетрадях. Определите части речи в тексте про осень (текст на слайде 6.)

VIII. Обобщение знаний.

— Как изменяется имя существительное?

— Как определить род у имени существительного? (слайд 7)

— Как связаны эти части речи? ( слайд 8)

— Как можно узнать окончание имён прилагательных? (слайд 9)

IX. Самопроверка. (Работа в интернете)

Теперь проверим свои знания о частях речи. Выполним тест по теме “Имя прилагательное и имя существительное”. Работу выполняем на компьютере.

Физминутка для глаз.

Глазки видят все вокруг.
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

X. Рефлексия. Игра “Улыбнись”

— Ребята, покажите мне, пожалуйста, карточку с солнышком те, кому было все понятно на уроке, у кого на сердце ясная солнечная погода. А кто не всё понял и у кого на сердце такая же облачная погода, как за окном – карточку с облаком.

— Давайте улыбнёмся друг другу и скажем – “молодцы!”. (слайд 10)

Источник

Читайте также:  конспект логопедического занятия множественное число существительных