Меню

подобрать к существительному прилагательное с противоположным значением



«Имена прилагательные, близкие и противоположные по значению». Занимательный материал. 2-й класс

Класс: 2

Цели:

  • формировать умение распознавать имена прилагательные в устной и письменной речи;
  • учить подбирать к существительным прилагательные близкие и противоположные по значению;
  • воспитывать дружеские отношения.

Учебный материал: мультимедийный проектор, тесты, листы с заданиями для каждого ученика, материал для рефлексии урока.

I. Организационный момент

Дети.

Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

II. Постановка темы урока

Учитель. Назовите слово, которое отвечает на вопрос какой?

Дети. Какой? Веселый.

Учитель. Что обозначает это слово?

Дети. Признак предмета.

Учитель. Как называются такие слова?

Дети. Имена прилагательные.

Учитель. С какой частью речи прилагательные тесно связаны?

Дети. С именем существительным.

Учитель. Какое противоположное по смыслу прилагательное можно подобрать к слову веселый?

Дети. Веселый – грустный.

Учитель. Прилагательные, которые указывают различные качества, называют противоположными по смыслу. Можно ли заменить слово веселый другими прилагательными: радостный, звонкий, заливистый?

Дети. Да. Они могут заменить друг друга.

Учитель. Изменится при этом смысл текста?

Дети. Нет. Не изменится.

Учитель. Веселый, радостный, звонкий, заливистый – это слова близкие по смыслу. Они называют один и тот же признак, но только по разному. Прочитайте текст в учебнике.

Дети читают текст Л.М.Зеленина «Русский язык» на с.50 упр.77

Учитель. Что вы узнали?

Дети. Прилагательные могут называть близкие и противоположные по смыслу признаки предметов.

Учитель. Это и есть тема нашего урока: имена прилагательные близкие и противоположные по смыслу.

III. Чистописание

В тетрадях прописаны буквы п и н.

Учитель. Поиграем с этими буквами в игру «Правильно – неправильно».
Если мое утверждение «правильно» пишите букву «п», а если «неправильно» букву «н».
Имя прилагательное – часть речи.
В пословице «Ноябрь – зиме родной брат» нет прилагательных.
Имена прилагательные обозначают действие предмета.
В загадке: «На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал и развеял этот шар» – два прилагательных.

Учитель. Назовите цепочку из букв.Пропишите до конца строки, сверяя написание букв с образцом в тетради.

IV. Словарная работа.

Учитель. Запишите слова – отгадки. Подчеркните орфрограммы.

Алфавит, ворона в слове – отгадке третий слог ударный.
Завод, пенал в слове – отгадке на конце парный согласный.
Ученик, ягода в слове – отгадке звуков больше, чем букв.
Пальто, платок в слове – отгадке звук [л’].
Посуда, петух в слове – отгадке все согласные звуки твердые.

Проверить написание безударных гласных с помощью веера.

V. Работа по теме урока

Учитель. Замените прилагательные противоположные по значению.

широкая дорога – …
большой город – …
старый дом – …
скучная книга – …
бесполезная вещь – …
неряшливый мальчик – .

Учитель. Из первых букв пропущенных слов составьте очень хорошее слово. Кто первый составит, того так и назовем.

Читайте также:  родина какое имя существительное

Ответ: узкая, маленький, новый, интересная, ценная, аккуратный – умница.

Учитель. Какие прилагательные подбирали?

Дети. С противоположным значением.

На доске появляется слайд со словом антонимы.

Листы с заданием у каждого ученика.

Солнышко. Ветерок. Ручейки. Травка.

Слова для справок:

яркое, теплое, жаркое;
слабый, тихий, легкий;
звонкие, шумные, говорливые;
свежая, молодая, маленькая.

Учитель. О каком времени года идет речь?

Дети. О весне.

Учитель. Почему так решили?

Задание.

Составьте текст, включив в каждое предложение по одному слову в указанном порядке. Каждое предложение «украсьте» прилагательным, подходящим по смыслу.

Дети записывают предложения в тетрадях.

Учитель. Каким восклицательным предложением можно закончить свой рассказ?

Дети. Как хорошо весной! Я очень люблю весну!

Выслушать разные варианты текстов.

Учитель. При составлении предложений вы использовали разные прилагательные. Изменился при этом смысл текста?

Дети. Нет. Это слова близкие по смыслу. Они могут заменять друг друга.

На доске появляется слайд со словом синонимы.

Учитель. Чем больше человек знает синонимов, тем точнее он выражает свою мысль.

VI. Физкультминутка

Хлоп руками! Топ ногами!
Головой туда – сюда!
А теперь сильней локтями
Поработаем, друзья!
А теперь остановитесь
И в кого-то превратитесь.

Дети изображают названных животных. Слоненок. Тигренок. Зайчонок.

VII.Тестирование.

Укажите противоположное по смыслу слово: трусливый

а) слабый
б) смелый
в) спокойный
г) озорной широкий

а) длинный
б) узкий
в) продолговатый
г) высокий

Укажите близкие по смыслу слова: известный

а) мудрый
б) знаменитый
в) добрый
г) прославленный отличный

а) плохой
б) умный
в) хороший
г) высокий

VIII.Самостоятельная работа

Учитель. Соберите пословицы (найдите конец каждой из них). Запишите пословицы с антонимами.

Хорошая вещь, когда новая, добра не бывает.
В недружной семье а в глупой свой растеряешь.
В умной беседе ума наберешься, а друг – когда старый.

Учитель. Назовите пословицы о дружбе. Объясните их смысл.

Говори правильно!

Учитель. Сравните написание и произношение этих прилагательных. Запомните как они произносятся.

скучный [шн]
грустный [сн]
близкий [ск]
вручную [ч’н]
молочный [шн]

IX. Итог урока

Учитель. Какую роль в нашей речи играют имена прилагательные?

Дети. Делают нашу речь точной, выразительной.

Учитель. На какие вопросы они могут отвечать?

Дети. Какой? Какая? Какое? Какие?

Учитель. Какие новые слова вы запомнили на уроке?

Дети. Антонимы. Синонимы.

У каждого ученика на листе нарисован ствол чудо – дерева. На нем могут расти одновременно разные плоды и листья.

Учитель. Если вы работали на уроке с желанием, вам было интересно, легко справлялись со всеми заданиями, то наклейте на чудо-дерево зеленое яблоко.
Если вы работали с желанием, но возникли затруднения, то желтое яблоко.
Если вы часто испытывали трудности, работали без желания, вам было скучно, то яблоко с красным цветом.

Источник

Что такое антонимы в русском языке? Примеры слов

Антонимы — это сло­ва одной и той же части речи с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем. Укажем при­ме­ры анто­ни­мов, явля­ю­щих­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи.

Понятие об антонимах

Многообразие и богат­ство лек­си­ки рус­ско­го язы­ке созда­ют сино­ни­мы, анто­ни­мы, паро­ни­мы и омо­ни­мы. Чтобы выяс­нить, что обо­зна­ча­ет линг­ви­сти­че­ский тер­мин «анто­ни­мы», обра­тим­ся к его про­ис­хож­де­нию. Это сло­во состав­ля­ют гре­че­ская при­став­ка анти-, что зна­чит «про­тив», и сло­во «они­ма» — «имя». В резуль­та­те полу­чим зна­че­ние сло­ва «анто­ним» — «про­ти­во­по­лож­ное имя».

Дадим точ­ное опре­де­ле­ние это­го тер­ми­на.

Определение

А вот какое опре­де­ле­ние, что такое анто­ни­мы дает Википедия:

Антонимы, в отли­чие от сино­ни­мов, име­ют пря­мо про­ти­во­по­лож­ное лек­си­че­ское зна­че­ние:

Антонимами, как пра­ви­ло, явля­ют­ся сло­ва одной и той же части речи, кото­рые отве­ча­ют на один и тот же вопрос. Они харак­те­ри­зу­ют пред­мет, при­знак или явле­ние с одной и той же сто­ро­ны, ука­зы­вая на одно и то же каче­ство, но по зна­че­нию пря­мо про­ти­во­по­лож­ное. Эти сло­ва состав­ля­ют анто­ни­ми­че­ские пары.

Примеры слов

Приведем при­ме­ры анто­ни­мов, при­над­ле­жа­щих к раз­ным частям речи.

Существительные-антонимы

  • вос­ход — закат;
  • доб­ро — зло;
  • утро — вечер;
  • мир — вой­на;
  • огонь — вода;
  • тру­же­ник — без­дель­ник;
  • лето — зима;
  • друг — враг;
  • грусть — радость;
  • бол­тун — мол­чун;
  • храб­рость — тру­сость.

Прилагательные-антонимы

  • гряз­ный — чистый;
  • сме­лый — трус­ли­вый;
  • гром­кий — тихий;
  • широ­кий — узкий;
  • тол­стый — тон­кий;
  • длин­ный — корот­кий;
  • силь­ный — сла­бый;
  • высо­кий — низ­кий;
  • жен­ствен­ный — муже­ствен­ный;
  • свет­лый — тем­ный;
  • дале­кий — близ­кий.

Глаголы-антонимы

  • мол­чать — гово­рить;
  • бежать — сто­ять;
  • радо­вать­ся — огор­чать­ся;
  • стем­не­ло — рас­све­ло;
  • ругать — хва­лить;
  • взять — отдать;
  • постро­ить — поло­мать;
  • защи­тить — оби­деть;
  • вымок­нуть — высох­нуть.

Наречия-антонимы

  • зимой — летом;
  • утром — вече­ром;
  • пеш­ком — бегом;
  • инте­рес­но — скуч­но;
  • рано — позд­но;
  • впе­ре­ди — поза­ди;
  • все­гда — нико­гда;
  • тут — там;
  • глу­бо­ко — мел­ко.

Что обозначают антонимы?

Понаблюдав за анто­ни­ма­ми, выяс­ним, что они выра­жа­ют раз­ные отно­ше­ния:

1. вре­мен­ные

2. про­стран­ствен­ные

3. каче­ствен­ные

4. коли­че­ствен­ные

Однокоренные антонимы

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка выде­ля­ют пары анто­ни­мов с раз­ны­ми кор­ня­ми и одно­ко­рен­ные анто­ни­мы. Пару одно­ко­рен­ных анто­ни­мов состав­ля­ют сло­ва, кото­рые име­ют в мор­фем­ном соста­ве один и тот же корень, но раз­ли­ча­ют­ся про­ти­во­по­лож­ны­ми по зна­че­нию при­став­ка­ми:

  • от нести — при нести;
  • в ста­вить — вы ста­вить;
  • у бегать — при бегать;
  • раз девать­ся — о девать­ся;
  • за крыть — от крыть;
  • за гадать — от гадать.

Однокоренные анто­ни­мы созда­ет при­став­ка не-:

  • весе­лый — не весе­лый вид;
  • близ­кий — не близ­кий путь;
  • гром­кий — не гром­кий шепот;
  • про­стая — не про­стая зада­ча;
  • мало — не мало вопро­сов.

Значение антонимов в речи

Антонимы дела­ют нашу речь более образ­ной и яркой. Противопоставление помо­га­ет образ­но рас­ска­зать о совер­шен­но про­ти­во­по­лож­ных явле­ни­ях, нари­со­вать непо­хо­жие друг на дру­га кар­ти­ны окру­жа­ю­ще­го мира, отте­нить одно каче­ство пред­ме­та на фоне дру­го­го, сопо­ста­ви­мо­го с ним, пере­дать более пол­но и точ­но чув­ства и пере­жи­ва­ния людей. Эти сло­ва обо­га­ща­ют любое выска­зы­ва­ние, так как уточ­ня­ют зна­че­ние слов. Благодаря анто­ни­мам, речь ста­но­вит­ся выра­зи­тель­ной, кра­си­вой и точ­ной. Чтобы убе­дить­ся в этом, пона­блю­да­ем за выска­зы­ва­ни­я­ми мыс­ли­те­лей и извест­ных писа­те­лей.

От пло­хо­го нача­ла и конец быва­ет пло­хой (Еврипид).

Радости забы­ва­ют­ся, а печа­ли — нико­гда (М. Ю. Лермонтов).

Чтобы любить доб­ро , нуж­но всем серд­цем нена­ви­деть зло (Ф. Вольф).

И злой и доб­рый — каж­дый за свои поступ­ки полу­ча­ют воз­да­я­ние (И. Гёте).

Антонимы в пословицах

Не было бы сча­стья , да несча­стье помог­ло.

Готовь сани летом , а теле­гу зимой .

Не зна­ешь, где най­дешь , а где поте­ря­ешь .

Недосол на сто­ле, пере­сол на спине.

По одеж­ке встре­ча­ют , по уму про­во­жа­ют .

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Сначала густо , а под конец пусто .

Глупый ищет место, а разум­но­го и в углу вид­но.

На чер­ной зем­ле белый хлеб родит­ся.

Полный колос к зем­ле кло­нит­ся , а пустой к небу тянет­ся .

Контекстуальные антонимы

В анто­ни­ми­че­ские отно­ше­ния могут всту­пать сло­ва в зави­си­мо­сти от зна­че­ния кон­тек­ста. Такие сло­ва ста­но­вят­ся анто­ни­ма­ми в опре­де­лен­ном сооб­ще­нии по воле его авто­ра. Контекстуальные анто­ни­мы уточ­ня­ют мысль писа­те­ля, дела­ют её образ­ной и помо­га­ют создать пол­ную харак­те­ри­сти­ку опи­сы­ва­е­мо­му явле­нию или объ­ек­ту. С их помо­щью мож­но выра­зить пре­дель­ное про­ти­во­по­став­ле­ние меж­ду рас­смат­ри­ва­е­мы­ми явле­ни­я­ми дей­стви­тель­но­сти, каче­ства­ми пред­ме­тов, чув­ства­ми людей. Контекстуальные анто­ни­мы объ­ём­но и точ­но выра­жа­ют автор­скую оцен­ку изоб­ра­жа­е­мо­го.

Они сошлись. Волна и камень, сти­хи и про­за, лед и пла­мень не столь раз­лич­ны меж собой (А. С. Пушкин).

Фразеологизмы-антонимы

Антонимами могут быть не толь­ко отдель­ные сло­ва, а и сло­во­со­че­та­ния и обо­ро­ты речи. Устойчивые сло­во­со­че­та­ния, фра­зео­ло­гиз­мы, могут иметь про­ти­во­по­лож­ное зна­че­ние, то есть являть­ся анто­ни­ма­ми.

Примеры

  • во все лопат­ки — чере­па­шьим шагом;
  • рабо­тать засу­чив рука­ва — рабо­тать спу­стя рука­ва;
  • куры не клю­ют — кот напла­кал;
  • сло­во в сло­во — вила­ми по воде писа­но;
  • в двух шагах отсю­да — у чер­та на кулич­ках;
  • семи пядей во лбу — без царя в голо­ве;
  • от рук отбить­ся — взять в руки;
  • камень за пазу­хой дер­жать — с откры­той душой;
  • сидеть сло­жа руки — рабо­тать не покла­дая рук;
  • дер­жать ухо вост­ро — ворон счи­тать;
  • лясы точить — воды в рот набрать;
  • на чужой шее сидеть — сво­им гор­бом жить;
  • от дос­ки до дос­ки — с пято­го на деся­тое.

Видеоурок

Источник

Подобрать к существительному прилагательное с противоположным значением



«Имена прилагательные, близкие и противоположные по значению». Занимательный материал. 2-й класс

Класс: 2

Цели:

  • формировать умение распознавать имена прилагательные в устной и письменной речи;
  • учить подбирать к существительным прилагательные близкие и противоположные по значению;
  • воспитывать дружеские отношения.

Учебный материал: мультимедийный проектор, тесты, листы с заданиями для каждого ученика, материал для рефлексии урока.

I. Организационный момент

Дети.

Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

II. Постановка темы урока

Учитель. Назовите слово, которое отвечает на вопрос какой?

Дети. Какой? Веселый.

Учитель. Что обозначает это слово?

Дети. Признак предмета.

Учитель. Как называются такие слова?

Дети. Имена прилагательные.

Учитель. С какой частью речи прилагательные тесно связаны?

Дети. С именем существительным.

Учитель. Какое противоположное по смыслу прилагательное можно подобрать к слову веселый?

Дети. Веселый – грустный.

Учитель. Прилагательные, которые указывают различные качества, называют противоположными по смыслу. Можно ли заменить слово веселый другими прилагательными: радостный, звонкий, заливистый?

Дети. Да. Они могут заменить друг друга.

Учитель. Изменится при этом смысл текста?

Дети. Нет. Не изменится.

Учитель. Веселый, радостный, звонкий, заливистый – это слова близкие по смыслу. Они называют один и тот же признак, но только по разному. Прочитайте текст в учебнике.

Дети читают текст Л.М.Зеленина «Русский язык» на с.50 упр.77

Учитель. Что вы узнали?

Дети. Прилагательные могут называть близкие и противоположные по смыслу признаки предметов.

Учитель. Это и есть тема нашего урока: имена прилагательные близкие и противоположные по смыслу.

III. Чистописание

В тетрадях прописаны буквы п и н.

Учитель. Поиграем с этими буквами в игру «Правильно – неправильно».
Если мое утверждение «правильно» пишите букву «п», а если «неправильно» букву «н».
Имя прилагательное – часть речи.
В пословице «Ноябрь – зиме родной брат» нет прилагательных.
Имена прилагательные обозначают действие предмета.
В загадке: «На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал и развеял этот шар» – два прилагательных.

Учитель. Назовите цепочку из букв.Пропишите до конца строки, сверяя написание букв с образцом в тетради.

IV. Словарная работа.

Учитель. Запишите слова – отгадки. Подчеркните орфрограммы.

Алфавит, ворона в слове – отгадке третий слог ударный.
Завод, пенал в слове – отгадке на конце парный согласный.
Ученик, ягода в слове – отгадке звуков больше, чем букв.
Пальто, платок в слове – отгадке звук [л’].
Посуда, петух в слове – отгадке все согласные звуки твердые.

Проверить написание безударных гласных с помощью веера.

V. Работа по теме урока

Учитель. Замените прилагательные противоположные по значению.

широкая дорога – …
большой город – …
старый дом – …
скучная книга – …
бесполезная вещь – …
неряшливый мальчик – .

Учитель. Из первых букв пропущенных слов составьте очень хорошее слово. Кто первый составит, того так и назовем.

Читайте также:  определи падеж имен существительных друг написал письмо

Ответ: узкая, маленький, новый, интересная, ценная, аккуратный – умница.

Учитель. Какие прилагательные подбирали?

Дети. С противоположным значением.

На доске появляется слайд со словом антонимы.

Листы с заданием у каждого ученика.

Солнышко. Ветерок. Ручейки. Травка.

Слова для справок:

яркое, теплое, жаркое;
слабый, тихий, легкий;
звонкие, шумные, говорливые;
свежая, молодая, маленькая.

Учитель. О каком времени года идет речь?

Дети. О весне.

Учитель. Почему так решили?

Задание.

Составьте текст, включив в каждое предложение по одному слову в указанном порядке. Каждое предложение «украсьте» прилагательным, подходящим по смыслу.

Дети записывают предложения в тетрадях.

Учитель. Каким восклицательным предложением можно закончить свой рассказ?

Дети. Как хорошо весной! Я очень люблю весну!

Выслушать разные варианты текстов.

Учитель. При составлении предложений вы использовали разные прилагательные. Изменился при этом смысл текста?

Дети. Нет. Это слова близкие по смыслу. Они могут заменять друг друга.

На доске появляется слайд со словом синонимы.

Учитель. Чем больше человек знает синонимов, тем точнее он выражает свою мысль.

VI. Физкультминутка

Хлоп руками! Топ ногами!
Головой туда – сюда!
А теперь сильней локтями
Поработаем, друзья!
А теперь остановитесь
И в кого-то превратитесь.

Дети изображают названных животных. Слоненок. Тигренок. Зайчонок.

VII.Тестирование.

Укажите противоположное по смыслу слово: трусливый

а) слабый
б) смелый
в) спокойный
г) озорной широкий

а) длинный
б) узкий
в) продолговатый
г) высокий

Укажите близкие по смыслу слова: известный

а) мудрый
б) знаменитый
в) добрый
г) прославленный отличный

а) плохой
б) умный
в) хороший
г) высокий

VIII.Самостоятельная работа

Учитель. Соберите пословицы (найдите конец каждой из них). Запишите пословицы с антонимами.

Хорошая вещь, когда новая, добра не бывает.
В недружной семье а в глупой свой растеряешь.
В умной беседе ума наберешься, а друг – когда старый.

Учитель. Назовите пословицы о дружбе. Объясните их смысл.

Говори правильно!

Учитель. Сравните написание и произношение этих прилагательных. Запомните как они произносятся.

скучный [шн]
грустный [сн]
близкий [ск]
вручную [ч’н]
молочный [шн]

IX. Итог урока

Учитель. Какую роль в нашей речи играют имена прилагательные?

Дети. Делают нашу речь точной, выразительной.

Учитель. На какие вопросы они могут отвечать?

Дети. Какой? Какая? Какое? Какие?

Учитель. Какие новые слова вы запомнили на уроке?

Дети. Антонимы. Синонимы.

У каждого ученика на листе нарисован ствол чудо – дерева. На нем могут расти одновременно разные плоды и листья.

Учитель. Если вы работали на уроке с желанием, вам было интересно, легко справлялись со всеми заданиями, то наклейте на чудо-дерево зеленое яблоко.
Если вы работали с желанием, но возникли затруднения, то желтое яблоко.
Если вы часто испытывали трудности, работали без желания, вам было скучно, то яблоко с красным цветом.

Источник

Что такое антонимы в русском языке? Примеры слов

Антонимы — это сло­ва одной и той же части речи с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем. Укажем при­ме­ры анто­ни­мов, явля­ю­щих­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи.

Понятие об антонимах

Многообразие и богат­ство лек­си­ки рус­ско­го язы­ке созда­ют сино­ни­мы, анто­ни­мы, паро­ни­мы и омо­ни­мы. Чтобы выяс­нить, что обо­зна­ча­ет линг­ви­сти­че­ский тер­мин «анто­ни­мы», обра­тим­ся к его про­ис­хож­де­нию. Это сло­во состав­ля­ют гре­че­ская при­став­ка анти-, что зна­чит «про­тив», и сло­во «они­ма» — «имя». В резуль­та­те полу­чим зна­че­ние сло­ва «анто­ним» — «про­ти­во­по­лож­ное имя».

Дадим точ­ное опре­де­ле­ние это­го тер­ми­на.

Определение

А вот какое опре­де­ле­ние, что такое анто­ни­мы дает Википедия:

Антонимы, в отли­чие от сино­ни­мов, име­ют пря­мо про­ти­во­по­лож­ное лек­си­че­ское зна­че­ние:

Антонимами, как пра­ви­ло, явля­ют­ся сло­ва одной и той же части речи, кото­рые отве­ча­ют на один и тот же вопрос. Они харак­те­ри­зу­ют пред­мет, при­знак или явле­ние с одной и той же сто­ро­ны, ука­зы­вая на одно и то же каче­ство, но по зна­че­нию пря­мо про­ти­во­по­лож­ное. Эти сло­ва состав­ля­ют анто­ни­ми­че­ские пары.

Примеры слов

Приведем при­ме­ры анто­ни­мов, при­над­ле­жа­щих к раз­ным частям речи.

Существительные-антонимы

Прилагательные-антонимы

Глаголы-антонимы

Наречия-антонимы

Что обозначают антонимы?

Понаблюдав за анто­ни­ма­ми, выяс­ним, что они выра­жа­ют раз­ные отно­ше­ния:

1. вре­мен­ные

2. про­стран­ствен­ные

3. каче­ствен­ные

4. коли­че­ствен­ные

Однокоренные антонимы

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка выде­ля­ют пары анто­ни­мов с раз­ны­ми кор­ня­ми и одно­ко­рен­ные анто­ни­мы. Пару одно­ко­рен­ных анто­ни­мов состав­ля­ют сло­ва, кото­рые име­ют в мор­фем­ном соста­ве один и тот же корень, но раз­ли­ча­ют­ся про­ти­во­по­лож­ны­ми по зна­че­нию при­став­ка­ми:

Однокоренные анто­ни­мы созда­ет при­став­ка не-:

Значение антонимов в речи

Антонимы дела­ют нашу речь более образ­ной и яркой. Противопоставление помо­га­ет образ­но рас­ска­зать о совер­шен­но про­ти­во­по­лож­ных явле­ни­ях, нари­со­вать непо­хо­жие друг на дру­га кар­ти­ны окру­жа­ю­ще­го мира, отте­нить одно каче­ство пред­ме­та на фоне дру­го­го, сопо­ста­ви­мо­го с ним, пере­дать более пол­но и точ­но чув­ства и пере­жи­ва­ния людей. Эти сло­ва обо­га­ща­ют любое выска­зы­ва­ние, так как уточ­ня­ют зна­че­ние слов. Благодаря анто­ни­мам, речь ста­но­вит­ся выра­зи­тель­ной, кра­си­вой и точ­ной. Чтобы убе­дить­ся в этом, пона­блю­да­ем за выска­зы­ва­ни­я­ми мыс­ли­те­лей и извест­ных писа­те­лей.

От пло­хо­го нача­ла и конец быва­ет пло­хой (Еврипид).

Радости забы­ва­ют­ся, а печа­ли — нико­гда (М. Ю. Лермонтов).

Чтобы любить доб­ро , нуж­но всем серд­цем нена­ви­деть зло (Ф. Вольф).

И злой и доб­рый — каж­дый за свои поступ­ки полу­ча­ют воз­да­я­ние (И. Гёте).

Антонимы в пословицах

Не было бы сча­стья , да несча­стье помог­ло.

Готовь сани летом , а теле­гу зимой .

Не зна­ешь, где най­дешь , а где поте­ря­ешь .

Недосол на сто­ле, пере­сол на спине.

По одеж­ке встре­ча­ют , по уму про­во­жа­ют .

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Сначала густо , а под конец пусто .

Глупый ищет место, а разум­но­го и в углу вид­но.

На чер­ной зем­ле белый хлеб родит­ся.

Полный колос к зем­ле кло­нит­ся , а пустой к небу тянет­ся .

Контекстуальные антонимы

В анто­ни­ми­че­ские отно­ше­ния могут всту­пать сло­ва в зави­си­мо­сти от зна­че­ния кон­тек­ста. Такие сло­ва ста­но­вят­ся анто­ни­ма­ми в опре­де­лен­ном сооб­ще­нии по воле его авто­ра. Контекстуальные анто­ни­мы уточ­ня­ют мысль писа­те­ля, дела­ют её образ­ной и помо­га­ют создать пол­ную харак­те­ри­сти­ку опи­сы­ва­е­мо­му явле­нию или объ­ек­ту. С их помо­щью мож­но выра­зить пре­дель­ное про­ти­во­по­став­ле­ние меж­ду рас­смат­ри­ва­е­мы­ми явле­ни­я­ми дей­стви­тель­но­сти, каче­ства­ми пред­ме­тов, чув­ства­ми людей. Контекстуальные анто­ни­мы объ­ём­но и точ­но выра­жа­ют автор­скую оцен­ку изоб­ра­жа­е­мо­го.

Они сошлись. Волна и камень, сти­хи и про­за, лед и пла­мень не столь раз­лич­ны меж собой (А. С. Пушкин).

Фразеологизмы-антонимы

Антонимами могут быть не толь­ко отдель­ные сло­ва, а и сло­во­со­че­та­ния и обо­ро­ты речи. Устойчивые сло­во­со­че­та­ния, фра­зео­ло­гиз­мы, могут иметь про­ти­во­по­лож­ное зна­че­ние, то есть являть­ся анто­ни­ма­ми.

Примеры

Видеоурок

Источник