Меню

покажи графически их строение над существительными



Синтаксис и пунктуация

5 класс

Упражнение 1. Определите границы предложений. Прочитайте текст, соблюдая интонацию конца предложения. Спишите, обозначая границы предложений знаками препинания.

Начался листопад листья падали дни и ночи они косо летели по ветру отвесно ложились в сырую траву леса моросили дождем облетевшей листвы этот дождь шел неделями только к концу сентября перелески обнажились сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.

Можно ли читать этот текст громко? Почему?

Упражнение 2. Установите, сколько предложений в каждом отрывке. Спишите, обозначая границы предложений знаками препинания.

а) Буря утихла солнце сияло снег лежал ослепительной белизной на необозримой степи. (А.Пушкин)

б) Прошло около часа зеленый огонь погас луна уже стояла высоко над домом и освещала спящий сад георгины и розы перед домом были отчетливо видны. (А.Чехов)

Упражнение 3. Выразительно прочитайте стихотворение. Определите его основную мысль.

МАЛЕНЬКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ
О МАЛЕНЬКОЙ ТОЧКЕ

Достойна точка уважения
В конце любого предложения.
Не убежит из книжки строчка,
Когда стоит на страже точка.

На карте точка – целый город
(Не важно, стар он или молод).
За точкой скрыты города:
Москва,
Тамбов,
Караганда.

Пусть точка меньше муравья,
Она помощница твоя.
Дружок, я это знаю точно:
Должна быть в каждом деле точка.

И если начал что-нибудь,
Поставить точку не забудь!

Упражнение 4. Прочитайте стихотворение Б.Заходера, в котором сознательно неправильно расставлены знаки препинания, отчего и происходит смысловая путаница. Как следует расставить запятые? Сделайте вывод о роли этого знака для понимания смысла текста.

Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном горит!
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Песик
Из ружья стреляет,
Мальчик
Чуть не слопал
Мышку,
Кот в очках
Читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно,
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет,
Улетая:
– Вот что значит
Запятая!

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Упражнение 5. Составьте из данных слов, где это возможно, словосочетания. Запишите их, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте смысловую связь между словами в словосочетании.

Уд_вительный, животное; препод_ватель, математика; насл_ждаться, природа; объ_снять, задача; м_люсенький, озерцо; п_хучий, сирень; ум_лять, отец; дружный, озеро; кислый, тетрадь.

Сделайте вывод о том, в каком случае из слов нельзя составить словосочетания.
Составьте и запишите с двумя словосочетаниями предложения. Чем отличается словосочетание от предложения?

Упражнение 6. Сколько словосочетаний можно составить путем подбора к данным существительным указанных в скобках имен прилагательных? Почему?

Волосы, глаза, загар, лошадь, карандаш (коричневый, карий, гнедой, каштановый, шоколадный).

Упражнение 7. Составьте и запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Можно ли составить из данных слов словосочетания, не изменяя слова? Что надо сделать, чтобы из этих пар слов были образованы словосочетания?
Обозначьте, какими средствами устанавливается грамматическая связь между словами в словосочетании.

Др_жать, холод; разд_ваться, тишина; пос_деть, скамейка; уд_литься, расстояние; изв_стить, поездка; пож_леть, сестренка.

Сделайте вывод о средствах связи слов в словосочетании.
Подберите к выделенным словам 2–3 однокоренных слова различных частей речи. Укажите части речи.

Упражнение 8. Составьте и запишите словосочетания, соединяя по смыслу данные глаголы и наречия, вставляя пропущенные буквы.

Прибл_жаться, быстро; писать, аккуратно; насл_ждаться, безмятежно; относиться, доброжелательно; восх_щаться, громко; прод_лжаться, долго.

Подберите антонимы к выделенным словам.
Разберите по составу слова быстро, писать. О каком из этих слов можно сказать «оканчивается на. », о каком – «имеет окончание»?

Упражнение 9. Составьте и запишите словосочетания, подобрав к данным словам имена существительные.

Голосистый, горластый; старый, старинный; болотный, болотистый; земной, землистый; бережный, бережливый.

Упражнение 10. Подберите к данным существительным подходящие по смыслу имена прилагательные и составьте словосочетания, где это возможно.

Гроза (сильная, внезапная, страшная, жуткая, нерешительная, освежающая, внимательная), ветер (северный, злой, заунывный, ледяной, яростный, попутный, колючий, сильный, порывистый, адский, резкий, квадратный), погода (ветреная, дивная, неустойчивая, дождливая, дрянная, скверная, слезливая, холодная, ненастная, доверчивая), туман (молочно-белый, густой, плотный, белесый, сонный, вечерний, довольный, неподвижный, косматый).

Почему не со всеми словами можно составить словосочетания?
Какие из образованных вами словосочетаний могут быть использованы в сообщении о погоде по радио или телевидению?
++ * В состав каких словосочетаний входят прилагательные, которые указывают не только на признак предмета, но и образно рисуют предмет, передают отношение к нему? Как называется такое средство выразительности языка? Где оно чаще всего используется?

Упражнение 11. Прочитайте выразительно отрывки из стихотворений разных поэтов. Уместны ли в разговорной речи выделенные словосочетания? Как вы думаете, с какой целью используют их поэты?

1. Уныло крупный дождь в окно стучит. (В.Бенедиктов)

2. Ветер осенний в лесах поднимается,
Шумно по чащам идет,
Мертвые листья срывает и весело
В бешеной пляске несет.

3. Стыдливо белая береза зеленеет.

4. Распустились в болотной глуши
Белых лилий цветы молчаливые,
И вкруг них шелестят камыши.

Упражнение 12. Спишите предложения. Подчеркните в них главные члены, а затем выпишите словосочетания.

1. Тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. 2. Сквозь нагие сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо. 3. Кое-где на липах висят последние золотые листья. 4. Небольшая осиновая роща сверкает свежестью.

Употребляется ли выделенное слово в обиходной речи? Подберите к нему синоним.

Упражнение 13. Выпишите из каждого предложения по одному именному словосочетанию. Укажите главное и зависимое слова.

1. Роняет лес багряный свой убор. (А.Пушкин) 2. Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей. (А.Пушкин) 3. Люблю я пышное природы увяданье. (А.Пушкин) 4. Гусей крикливых караван тянулся к югу. (А.Пушкин) 5. Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой. (И.Бунин)

Какой темой объединены все предложения упражнения?
Подберите синонимы к слову багряный.
++ Расположите их в порядке усиления признака.

Упражнение 14. Выпишите из предложений глагольные словосочетания. Укажите главное и зависимое слова.

1. Из-за скалы медленно выглянуло солнце. 2. Со скал живо сбежала черная тень. 3. С листьев скатывались капли росы. 4. На зеленоватом небе дрожат звездочки. 4. Вечер застал меня высоко в горах.

Упражнение 15. Прочитайте текст, озаглавьте его.

Попугай быстро вылез из клетки, оглянулся, чихнул. Потом вперевалочку зашагал к яблоне и ловко, как акробат, стал карабкаться по стволу. Он цеплялся за кору острыми когтями и помогал клювом. Не прошло и двух-трех минут – он был уже на верхушке. Там он от радости захлопал крыльями и издал такой вопль, что сидевшие в кустах воробьи, как горох, посыпались в разные стороны.
Утром мы пошли навестить нашего веселого баловника. Вошли в сад и обомлели: вся земля под яблоней, на которой сидел попугай, покрылась яблоками. Сам виновник хлопотал на верхушке. Он ловко перелезал с ветки на ветку, подбирался к висевшему яблоку, отклевывал с одной стороны мякоть, потом доставал зернышки, с аппетитом ел их, а яблоко бросал вниз. Результат его деятельности мы видели на земле.

О чем говорится в тексте: о действиях попугая (то есть дается повествование) или о его признаках (то есть дается описание попугая)? Какие словосочетания (именные или глагольные) используются при этом?
Выпишите два глагольных словосочетания, сделайте их разбор.

Упражнение 16. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

Звали лисенка Рыжиком. Это был хорошенький маленький хищник. Густую и мягкую рыжую шерстку его хотелось гладить без конца. Кончик длинного белого хвоста Рыжика был совсем белый. Узкие глаза лисенка смотрели лукаво.

Какие словосочетания (глагольные или именные) помогают «нарисовать» лисенка, передать отношение к нему?
Выпишите два именных словосочетания, разберите их.

Упражнение 17. Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем: «Букет осенних листьев», «Описание осеннего неба». Какие словосочетания (глагольные или именные) помогут вам составить описание, передать отношение к предмету описания?

Упражнение 18. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте главное и зависимое слова. Укажите вид словосочетаний.

Воскл_цательный знак; именное словосоч_тание; изучение с_нтаксиса; расст_влять знаки; придумать предл_жение; сост_влять словосоч_тания; завис_мое слово; п_раграф учебника; вып_шите словосоч_тание; вид словосоч_тания; смысловая связь; знаки преп_нания.

Упражнение 19. Выпишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Оч_ровательный малыш; об_ятельная девочка; оранжевые и красные цветы; ребята уд_влялись; листья с_ежились; жаркими лучами; по дороге; шумит камыш; пок_залось облачко; появился и исчез; проб_жать по саду; прибл_жаться к дому; застучали и зашлепали; зашлепали по воде; по грязной воде; по воде; застучали капли; перелетали и попискивали; перелетали птенцы; скворцы и дрозды; полыхнула молния.

Какие сочетания слов вы не выписали? Почему?

Упражнение 20. Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения А.Апухтина. Выпишите из него словосочетания, которые показались вам необычными. Определите их роль в стихотворении; сделайте их разбор.

БЛИЗОСТЬ ОСЕНИ

Еще осенние туманы
Не скрыли рощи златотканой;
Еще и солнце иногда
На небе светит, и порою
Летают низко над землею
Унылых ласточек стада, –

Но листья желтыми коврами
Шумят уж грустно под ногами,
Сыреет пестрая земля.

Упражнение 21. ++ Прочитайте словосочетания, определите их вид; выберите те из них, с помощью которых можно образно нарисовать предмет, передать отношение к нему пишущего. Составьте с ними предложения.

Редкий камыш, чуткий камыш; крупная звезда, одинокая звезда; громкий звук, таинственный звук; весенний гром, веселый гром; карие глаза, холодные глаза; низкое облако, грустное облако.

Как называется такое выразительное средство языка? Приведите примеры подобного использования средств выразительности из известных вам произведений.

Упражнение 22. Выпишите из данных предложений словосочетания; обозначьте в них главное и зависимое слова, укажите вид словосочетаний.

1. Белых лилий цветы серебристые вырастают с глубокого дна. (К.Бальмонт) 2. Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде. (С.Есенин) 3. По лесам гуляет осень, мнет цветы, стряхает лист. (С.Клычков) 4. Ветер злой срывает листьев горсти. (Н.Рубцов) 5. Бор шумит порывисто и глухо над землей угрюмой. (Н.Рубцов)

++ Какие средства выразительности языка использованы разными поэтами? С какой целью?

Упражнение 23. Выпишите из предложений словосочетания, в состав которых входят прилагательные-эпитеты.

1. Чахлая рябина мокнет под дождем. (А.Плещеев) 2. Белые облака тихо плыли по небу и таяли в лучах веселого солнца весны. (М.Горький) 3. Седой туман клубится тяжко над рекой. (И.Тургенев) 4. Но давно под травой иссякли болтливые воды. (И.Тургенев) 5. Чудный месяц горит над рекой. (Н.Рубцов) 6. Не дрогнет воздуха стеклянная волна. (И.Тургенев) 7. В ясной вышине проходят тучки чередой ленивой. (И.Тургенев)

Упражнение 24. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы, объясняя их выбор. Обозначьте главное и зависимое слова, укажите вид словосочетания.

а) Древнее ск_зание, об_жать стадион, бр_дить по лесу, л_тают низко, сл_пил снежок, зал_зать на дерево, красивая д_лина, громко скр_пит, посв_тить фонарем, просл_дить за полетом, прод_вец книг, п_тно на костюме, сильное землетр_сение, сл_зать джем, по_вление на сцене.

Подберите к выделенному слову 3–4 однокоренных слова.
С любым словосочетанием составьте и запишите предложение.

б) Мес_ные обычаи, ус_ный ответ, хрус_нуть под ногами, поз_но вечером, грус_но посмотреть, громко свис_нуть, извес_ный врач, радос_но вскрикнуть, опас_ный поворот, ужас_ный ветер, ги_кий трос_ник, прелес_но пел, гиган_ская пирамида, бродить по окрес_ностям, влас_ный голос, доблес_ный воин, ярос_ный порыв.

Найдите наречия-антонимы.
++ Подберите синонимы к выделенному слову, расположив их в порядке уменьшения признака.
Составьте и запишите с двумя словосочетаниями предложения.

Упражнение 25. Прочитайте словосочетания, сгруппированные в колонки на основе особенностей их строения. Все ли примеры в каждой из четырех колонок включены правильно? Если нет, найдите ошибку, выпишите «четвертое лишнее», укажите вид словосочетания.

высокий дуб
чистый снег
яркий свет
свет в окне

ручка двери
стена дома
тихий шепот
край поля

летел над землей
громко кричал
шел по лесу
думал о маме

читал быстро
пел тихо
лежал на земле
вымыл чисто

Упражнение 26 (устно). Ученик пятого класса, выписывая из предложений словосочетания, допустил ошибки. Найдите их.

1. До поздней осени остаются в наших лесах дрозды.

а) дрозды остаются
б) остаются до осени
в) до поздней осени
г) остаются в лесах
д) в наших лесах
е) до осени

2. В лесу везде раздается радостная и веселая песня.

а) раздается в лесу
б) везде раздается
в) раздается песня
г) веселая и радостная
д) радостная песня
е) веселая песня

3. Тихо журчит на дне овражка прозрачный лесной ручей.

а) тихо журчит
б) на дне овражка
в) прозрачный ручей
г) журчит на дне
д) журчит ручей
е) лесной ручей

Упражнение 27. Выпишите из данных ниже сочетаний слов словосочетания глагол + существительное. Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор гласного в корнях слов.

Зат_пил печь; разл_лась речка; бр_дить по лесу; долго бр_дил; прод_вец овощей; зат_хает лес; под_рил альбом; объед_нение садоводов; закр_пить болт; пров_дение опроса; замолк шум; пос_деть на скамейке; соревнование пловцов; к_тание на коньках; заскр_пела дверь; б_седа о космосе; уча_ствовать в игре.

Упражнение 28. Выпишите из данных ниже сочетаний слов именные словосочетания. Укажите, чем выражены главное и зависимые слова. Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор орфограммы на месте пропуска.

Прод_вец книг; у_кая д_лина; насл_ждение природой; прибл_жение праз_ника; вя_кое болото; увл_кался теннисом; прелес_ный малыш; модель корабля; кр_сота природы; зап_х ландыша; стремиться к победе; ужас_ный ветер; ус_ный ответ; пропускать занятия; уголок сада.

Упражнение 29. Выпишите из данных ниже сочетаний слов словосочетания глагол + наречие. Обозначьте главное и зависимое слова.

Запевать песню; петь громко; смотреть вверх; глубоко нырнуть; идти по лесу; спускается вниз; уехал вчера; прочитал внимательно; написал письмо; читать вслух; умолк на минуту; поезд прибыл; прибыл вовремя; открыл осторожно; лед на реке; светились огни; вода затопила; затопила берега; берега речонки.

ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ИНТОНАЦИИ

Упражнение 30. Выразительно прочитайте предложения, взятые из сказок А.С. Пушкина. Определите вид предложений по цели высказывания и по интонации.

1. Смилуйся, государыня рыбка! 2. Воротился он ко старухе. Что ж он видит? 3. Чего тебе надобно, старче? 4. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. 5. Вы ж, голубушки сестрицы, выбирайтесь из светлицы, поезжайте вслед за мной. 6. Выплесни ты нас на сушу! 7. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? 8. Не видал ли где на свете ты царевны молодой? 9. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

Упражнение 31. Выразительно прочитайте предложения. Определите их вид по цели высказывания, по интонации.

а) 1. Однажды вздумалось друзьям в день жаркий побродить по рощам, по лугам. 2. Пошел по лесу треск и стук. 3. Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно! 4. Отколь такой берется голосок? 5. А ты, Кукушечка, мой свет, так тянешь плавно и протяжно. 6. За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?

(Из басен И.Крылова)

б) 1. Как хороши, как свежи были розы в моем саду. Как я молил весенние морозы не трогать их холодною рукой! (И.Миляев) 2. С шумом, криком журавлей летят стада. (Ф.Слепушкин) 3. Лазурью светлою горят небес вершины. (П.Вяземский) 4. Повсюду свет луны сияет! (А.Апухтин) 5. Как стелется по ветру рожь золотая широкой волной! (А.Апухтин) 6. Кто не слышал соловьиного пения, не удивлялся силе голоса маленького лесного певца? (И.Соколов-Микитов)

Упражнение 32. Выразительно прочитайте отрывки из сказки К.Булычева «Алиса и чудовище».

а) Укажите, какие предложения: 1) сообщают о чем-либо; 2) содержат вопрос; 3) выражают просьбу.

– Почему Герасику грозит смерть? – спросил Ричард.
– Пусть Дурында расскажет, – попросила Алиса.
– Ваш Герасик утащил учебник у бывшего принца и убил кого-то, – пояснила ворона.
– Ну кого мог убить Герасик?! – воскликнула Алиса.
– Вроде бы комара прихлопнул, любимого ручного комара его величества.

Почему в конце прямой речи предпоследнего предложения стоят два знака?

б) Укажите разные по интонации предложения.

– Что он украл? – спросила Алиса у Дурынды.
– Жутко подумать! Он совершил сразу два страшных преступления.
– Какое первое?
Он забрался в королевский дворец и утащил из комнаты принца учебник грамматики.
– А второе?
– Оно еще ужаснее! Ведь в наше время только волшебникам и знатным персонам разрешается читать и писать. Все остальные обязаны быть безграмотными, – пояснила ворона.

Упражнение 33. Запишите предложения. В скобках укажите их вид по цели высказывания. Какой вид предложений по цели высказывания отсутствует в ряду предложений? Придумайте и запишите его.

Образец: 1. Двадцать восемь делится на три? (Вопрос.) 2. Разделите двадцать восемь на два. (Побудит.)

Дописывается повествовательное по цели высказывания предложение: Я люблю уроки математики. (Повест.)

а) 1. Был прекрасный июльский день. 2 Чем вы, гости, торг ведете? (А.Пушкин)
б) 1. Мы объехали весь свет. (А.Пушкин) 2. Расскажите об этом всем!
в) 1. Кто из вас не любовался чудесным звездным небом в темную тихую ночь? (И.Соколов-Микитов) 2. Выучите наизусть это стихотворение.

Упражнение 34. Прочитайте текст, составленный по книге Л.Лихачевой «Уроки этикета». Перескажите его. Найдите в тексте предложения, разные по цели высказывания.

Есть множество волшебных слов: спасибо, пожалуйста, будьте добры. Попробуйте обратиться в троллейбусе к кому-нибудь: «Передайте на билетик!». А теперь обратитесь с помощью волшебных слов: «Будьте добры, передайте, пожалуйста, деньги на билет».

Разница есть?
Какие еще «волшебные слова» вы знаете? Запишите их.
Составьте 2–3 предложения со словом пожалуйста и запишите их. Обратите внимание на то, что это слово выделяется запятыми.

Упражнение 35. Прочитайте выразительно тексты. Проанализируйте содержание обоих телефонных разговоров. Что вам понравилось и что вы изменили бы в них?

а) – Алло!
– Здравствуйте! Это технический отдел?
– Да.
– С вами говорит Костик – сын Васильевой Анны Павловны. Вы не могли бы позвать маму к телефону?
– К сожалению, ее сейчас нет на месте. Что-то передать?
– Пожалуйста, если вас не затруднит, передайте, что я ушел в гости на день рождения Маши Селезневой и вернусь не позже восьми часов вечера. Пусть не волнуется за меня.
– Хорошо, Костя. Обязательно передадим.
– Большое спасибо! До свидания!

б) – Алло, мне Наташу.
– Здравствуйте, Наташи нет дома, может быть, ей что-то передать?
– Нет! (Бип-бип-бип. )
– Мне кто-нибудь звонил? – спросила Наташа бабушку, едва вбежав в квартиру.
– Звонила какая-то невежа.
– Почему невежа?

Как вы думаете, почему бабушка так сказала? Исправьте ошибки Наташиной подруги.
Запишите слова звонит, звонишь, позвонит, позвонят и поставьте в них ударения.

Члены предложения

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Упражнение 36. Спишите предложения, подчеркните в них главные члены, надпишите сверху, чем они выражены. Определите предложения по цели высказывания.

1. О чем шумит сосновый лес? (А.Кольцов) 2. Первый луч сверкнул по снегу и споткнулся о пенек. (А.Недогонов) 3. Каких-то серых птичек стая кружилась по ветру с листвой. (И.Бунин) 4. Вот опять захандрила дождями природа. (А.Розенбаум) 5. . Всплакнула осень маленьким дождем. (А.Розенбаум)

Найдите средства выразительности языка и укажите их роль в создании картин природы.

Упражнение 37. Выпишите те предложения, в которых подлежащие выражены именами существительными; подчеркните их.

1. Вот бреду я вдоль большой дороги в тихом свете гаснущего дня. (Ф.Тютчев) 2. Веял холод в лицо от угрюмых небес. (И.Никитин) 3. Раскрылось небо голубое меж облаков в июльский день. (И.Бунин) 4. В чаще молчаливой темнота лежит. (И.Никитин) 5. Сквозь редкий сад шумит в тумане море. (И.Бунин) 6. Я поднимусь к лесной сторожке. (И.Бунин)

Упражнение 38. Выпишите предложения, в которых подлежащее выражено местоимением.

Ночью я вышел на улицу. Меня поразило невиданное зрелище. В полнейшей тишине по звездному небу колыхался широкий светящийся занавес. При свете сияния я видел темные макушки деревьев, крыши домов.

Упражнение 39. ++ Спишите, подчеркните грамматические основы предложений.

1. Пятьдесят четыре тома там стояли за стеклом. (С.Маршак) 2. Никто не отозвался и не напал на след. (С.Михалков) 3. Однажды двадцать пять портных вступили в бой с улиткой. (С.Маршак) 4. Мы долго с ней бежали по болоту. (И.Бунин) 5. Три смелых зверолова бродили целый день. (С.Маршак) 6. Что случилось в школе? 7. Кто-то терем прибирал. (А.Пушкин) 8. Мать и сын идут ко граду. (А.Пушкин) 9. У опушки две старушки брали грузди и волнушки. (Е.Благинина)

Упражнение 40. ++ Выпишите из предложений грамматические основы. Подчеркните главные члены.

1. Входят семь богатырей. (А.Пушкин) 2. Замечательный подарок мне прислал по почте брат. (М.Пляцковский) 3. С утра шел сильный дождь. 4. Я с бабушкой ходил в театр. 5. Мы с бабушкой ходили за грибами. 6. На заре мы с лукошками спешим в лес. 7. Каждый знает правила дорожного движения. 8. Свое удивление он выразил брату.

Упражнение 41. Спишите, подчеркните грамматические основы предложений. Сверху надпишите, чем выражены сказуемые.

а) 1. Красивы сосны в зимнем наряде! 2. Тонок лед на реке. 3. Прекрасен в осеннюю пору лес! 4. Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. (И.Соколов-Микитов) 5. Вода в горных речках холодная. 6. Чист первый снежок.

Охарактеризуйте предложения по цели высказывания.

б) 1. День холодный угрюм и свеж. 2. Тяжела студеная вода. 3. Ночь зимняя мутна и холодна. 4. Сумрак ночи прячется в лесах. 5. Луна еще прозрачна и бледна. 6. Гулкий шум в лесу нагоняет сон. 7. Ночь темна, туманны звезды голубые. 8. Свежо у хат хрустит снежок стеклянный.

Найдите средства выразительности языка, определите их роль.

Упражнение 42. Спишите, выделяя грамматические основы предложений. Сверху надпишите, чем выражены главные члены.

1. И только изредка прохладный ветерок пошевелит листы осин. (И.Никитин) 2. Перед закатом набежало над лесом облако. (И.Бунин) 3. Теперь душист над саклей тонкий дым. (И.Бунин) 4. В глубоких колодцах вода холодна. (И.Бунин) 5. Рдяны краски, воздух чист, вьется в пляске красный лист. (М.Волошин)

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Упражнение 43. Спишите, подчеркивая подлежащие и сказуемые, расставляя знаки препинания, рассуждая и записывая по образцу.

1. Аврора богиня утренней зари. 2. Динго дикая собака австралийская собака. 3. Бородино место знаменитого сражения русских войск с армией Наполеона. 4. Алмаз самое твердое вещество в мире. 5. Кижи небольшой островок в Онежском озере. 6. Эпитет художественное определение, образное, выразительное.

Упражнение 44. Перестройте предложения по образцу. Объясните графически постановку тире между подлежащим и сказуемым.

1. Лес помогает в борьбе за урожай. 2. Пирамида Хеопса считается самым грандиозным из древних сооружений. 3. Любимым занятием моим стало изучение карты. (К.Паустовский) 4. Олимпия является родиной Олимпийских игр. 5. Книжная полка хранит удивительные открытия для читателей. 6. Луна является спутником Земли. 7. Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения.

Упражнение 45. Спишите, подчеркивая главные члены предложения и расставляя знаки препинания. Надпишите сверху, чем выражены главные члены.

а) 1. Ученье красота, неученье темнота. 2. Мудрое слово лучшее богатство. 3. Находчивость половина успеха. 4. Лучшее дарование ум, худшая беда невежество. 5. Гнев плохой советчик. 6. Большие знания богатство.

б) 1. Лягушки холоднокровные животные. (С.Образцов) 2. Крапива любопытнейшее растение. 3. Древняя родина синей птицы Индия. 4. Синица любимица птицеловов. 5. Норки хищные и прожорливые зверьки. 6. Конец зимы самое голодное время в лесу. (В.Бианки) 7. Храбрость сестра победы. (Пословица)

в) Байкал самое глубокое на земном шаре озеро. Местные жители называют его морем. Для россиян Байкал величайшее чудо природы. Формой оно напоминает полумесяц. Вода в озере пресная. Много рек впадает в Байкал. Ангара единственная река, которая вытекает из озера.

г) 1. В древнеримской мифологии Флора богиня цветов, весны и юности. 2. Чепец женский головной убор. 3. Астра царица маргариток. (Д.Зуев) 4. Первый признак цунами отступление океана от берега. (В.Бурлак) 5. Усердие мать удачи. (Пословица) 6. Самые древние на земле живописцы пещерные жители каменного века. 7. Фольклор устное народное творчество.

Упражнение 46. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания.

а) 1. Медведицы строгие матери а медвежата неслухи. (Н.Сладков) 2. Ласка маленький хитрый зверек. (В.Бианки) 3. Эхо это отголосок отзвук. 4. Янтарь это застывшая смола хвойных деревьев. 5. Русский плотничий топор удивительный инструмент! 6. Березка и осина самые светолюбивые деревья. (М.Пришвин)

б) 1. Семь чудес света семь памятников, которые создали древние мастера. 2. Висячие сады Вавилона удивительное сооружение. 3. Самые древние храмы греков простые деревянные постройки с очагом внутри. 4. Пирамиды Египта единственное из семи чудес света, которое дошло до нас.

(По книге А.Нейхард, И.Шиловой «Семь чудес света»)

Упражнение 47. Составьте и запишите предложения, в которых данные слова выступали бы в роли подлежащих, а сказуемые были выражены именами существительными в именительном падеже. В записанных предложениях расставьте знаки препинания.
Подлежащее, синтаксис, словосочетание; фауна, флора; цикада, сувенир; диалог.

Если вы затрудняетесь в определении значения слова, обратитесь к школьному толковому словарю русского языка.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНИМ И ДВУМЯ ГЛАВНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Упражнение 48. Прочитайте предложения. Выпишите сначала предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого), затем те, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов (подлежащего и сказуемого). Подчеркните главные члены.

а) 1. Теплым ветром потянуло. (А.Фет) 2. Смолк далекий гул. (А.Фет) 3. От зимней стужи и метели давно уж птицы улетели. (И.Бунин) 4. Шепчет нахмуренный лес над водой. (И.Никитин) 5. Любуюсь на пашни, на лес обнаженный. (И.Никитин) 6. Ветром шатает камыш молодой. (И.Никитин) 7. Слышишь шорох за стеной? 8. Осень. Вечер. Листопад. Спят кусты. Деревья спят. (Р.Фархади)

б) Раннее утро. Все еще спит. По росистой траве идешь к речке. Садишься на берегу, ждешь восхода солнца. Вот оно поднялось и осветило речку, кусты, луг. С луга веет запахом сена. В лесу хорошо пахнет ночная фиалка. А всего сильнее пахнет медом нагретая солнцем медуница.

Упражнение 49. Спишите предложения, подчеркните в них главные члены.

1. Сладко пахнет елками жаркий летний бор. 2. А в молодом березняке грибами пахнет и листвой. 3. Вечерний час. В долину тень сползла. Сосною пахнет. 4. Чисто и глубоко над лесом небо. 5. Туман прозрачный по полям идет навстречу мне. 6. Иду один тропинкою лесною. 7. Люблю цветные стекла окон и сумрак от столетних лип. 8. Вижу в небе белый, ясный месяц. 9. Сырой землею пахнет.

НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ И РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Упражнение 50. Спишите предложения, подчеркните грамматические основы. Надпишите, чем выражены главные члены. Дайте характеристику предложений по наличию в них главных и второстепенных членов.

а) 1. Буря усилилась. Высокие сосны со скрипом раскачивались. Осины трепетали всеми своими листьями. Дождь лил непрерывно. Костры погасли. (В.Ян) 2. Начался листопад. Листья падали дни и ночи. (К.Паустовский) 3. Был полдень. Низкое солнце висело на юге. (К.Паустовский)

б) 1. Восходит солнце. Туман тает. Все утро я ловлю рыбу. (К.Паустовский) 2. Темнеет зимний сад. (И.Бунин) 4. Роса дождем легла на пыль. (И.Бунин) 4. Уж ветер шарит по пустому полю. (И.Бунин)

Упражнение 51. Прочитайте отрывки из произведений А.Некрасова и А.Майкова и стихотворение И.Суркова. Какой темой они объединены?

1. Поздняя осень. Грачи улетели. Лес обнажился, поля опустели. (А.Некрасов) 2. Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу. (А.Майков)

3. Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.

Найдите второстепенные члены предложения. Какие предложения – распространенные или нераспространенные – использованы для передачи динамики наступления осени, в каких картина осени рисуется более подробно, красочно? За счет чего это происходит?

Упражнение 52. Сравните две зарисовки осени. В какой из них показана динамика, движение в наступлении осени, в какой создается ее яркий образ? За счет чего это происходит?

а) Наступила осень. Льют дожди. Налетает ветер. Листья опадают. Деревья обнажаются.

б) Осень! Серое небо, тяжелые облака. Голы и прозрачны леса. Все видишь насквозь в самой глухой древесной чаще. А летом сюда не проникал глаз человеческий. Ярко проступают сквозь красноватую сеть березовых ветвей вечнозеленые ели.

Сделайте вывод о роли нераспространенных и распространенных предложений как средстве выразительности языка и роли второстепенных членов.

Упражнение 53. Прочитайте. Определите роль нераспространенных предложений.

а) Набегают тучи. Гремит гром. Сверкают молнии. Хлещет дождь.

б) 1. Играют волны, ветер свищет. (М.Лермонтов) 2. Гаснет вечер, даль синеет, солнышко садится. (И.Бунин) 3. Звенел булат, картечь визжала. (М.Лермонтов) 4. Ночь наступила, день угас. (И.Бунин)

Упражнение 54. Напишите сочинение-миниатюру из 4–5 предложений, показывая динамику наступления дня (весны, зимы или по своему выбору), используя нераспространенные предложения как средство выразительности языка.

Упражнение 55. Напишите сочинение-миниатюру из 4–5 предложений, описывая осеннее утро (сад, лес – по выбору). Чтобы создать такую картину, можно ли обойтись только нераспространенными предложениями?

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ДОПОЛНЕНИЕ

Упражнение 56. Прочитайте предложения. Сопоставьте их. В роли каких членов предложения выступают выделенные слова?

1. Раскидистый дуб возвышался на опушке леса. – На опушке леса я увидел раскидистый дуб. 2. На верх мачты я прикрепил флаг. – Наверху развевается флаг. 3. За поворотом мы увидели пруд. – Пруд тянулся вдоль деревни. 4. Ребята из сухих сучьев разожгли костер. – Костер разгорался сильнее. 5. Туча постепенно облегала небо. – Небо постепенно облегала туча. 6. Из-за крыш виднелся беловатый хребет горы. – Вскоре туристы увидели вдали беловатый хребет горы.

Упражнение 57. Составьте и запишите по два предложения так, чтобы одно и то же слово в первом предложении было подлежащим, а во втором – дополнением, выраженным существительным в винительном падеже без предлога.

Ветер, море, дождь, дерево, яблоко, мячик, дверь.

Упражнение 58. Спишите предложения, подчеркните в них грамматическую основу и дополнения. Сверху надпишите, чем выражено дополнение.

а) 1. Сказки Пушкина я люблю. 2. Письмо мне вручил брат. 3. Стол починил папа. 4. Лес окутал густой туман. 5. Доклад мы поручили Пете. 6. Дорожки усыпали листья. 7. Деревья покрыл иней. 8. Пограничники увидели корабль. 9. Баркас унес в море ураган. 10. Мне послышался шепот.

б) 1. Внимание Андрея привлек шум. 2. Садовые дорожки покрыли листья. 3. Течение преграждает дерево. 4. На берегу разводят костры рыбаки. 5. Дороги замела метель. 6. Озеро сковал мороз. 7. Лето сменяет осень. 8. Мышь съела кошка.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

Упражнение 59. Спишите предложения, подчеркните грамматические основы и обстоятельства.

а) 1. В саду суетились синицы. 2. Осень пришла внезапно. 3. В непроглядном мраке выли волки. 4. В болотах часто бывают пожары. 5. Со дна пузырями поднимался болотный газ.

Надпишите над обстоятельствами вопросы, на которые они отвечают.

б) 1. Над островом висели облака пыли. (К.Булычев) 2. С неба сыпал мутный дождик. 3. Под горой журчал ручей. 4. Над полем вились тучи насекомых. 5. Тропа поднималась по лесистому холму и торопливо сбегала вниз. (Г.Корольков)

Надпишите над обстоятельствами, чем они выражены.

в) 1. В вышине грустно светят звезды. 2. Иней синим бисером на окне блестит. 3. Свежий ветер дует в сумерках на скалистый островок. 4. На солнце светлая река трепещет радостно.

Выпишите два глагольных словосочетания и разберите их. Какие сочетания слов показались вам необычными?

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Упражнение 60. Прочитайте текст дважды: вначале без выделенных слов, затем с ними. Изменится ли текст и почему? Какими членами предложения являются выделенные слова? Какова их роль в предложении?

Внезапно у самого берега лодки вынырнула громадная горбатая спина черной рыбы с острым, как кухонный нож, спинным плавником.
Рыба нырнула и прошла под резиновой лодкой. Лодка закачалась. Рыба нырнула снова. Должно быть, это была гигантская щука. Она могла задеть резиновую лодку пером и распороть ее как бритвой.
Я ударил веслом по воде. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой.

Упражнение 61. Спишите предложения, подчеркните определения. Надпишите, чем они выражены.

а) 1. Сквозит туман прозрачный над рекой. (А.Фет) 2. Стояли трескучие морозы. (Г.Скребицкий) 3. Под знойным небом чахнет сад. (Н.Рубцов) 4. По двору метелица ковром шелковым стелется. (С.Есенин) 5. Треплет ветер под косынкой рыжеватую косу. (С.Есенин) 5. Над светлым озером пурпуровой зари вечерний пламень потухает. (И.Никитин) 6. Багряная печальная луна висит вдали. (И.Бунин)

Найдите средства выразительности языка и определите их роль.

б) 1. Осень листья темной краской метит. 2. Ночной холодный ветер с моря внезапно залетает в бор. 3. Тихой ночью поздний месяц вышел из-за черных лип. 4. Вдруг молния всю чащу озарила таинственным и бледно-синим светом.

Выпишите два именных словосочетания и разберите их.

Упражнение 62. Заполните своими примерами.

Имя существительное как член предложения

Подлежащее

Сказуемое

Дополнение

Обстоятельство

++ Определение

Упражнение 63. Прочитайте предложения. Определите по указанным признакам, о каких членах предложения идет речь.

Легкий ветерок коснулся камышей.

а) Зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?
б) Относится к глаголу-сказуемому, обозначает предмет, на который направлено действие, отвечает на вопрос родительного падежа.

Солнечный лучик ярко осветил поляну.

а) Зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?
б) Зависит от сказуемого-глагола, обозначает способ действия, отвечает на вопрос как?
в) Обозначает предмет, на который направлено действие, отвечает на вопрос что?

Упражнение 64. Придумайте и запишите предложения по схемам:

Упражнение 65. Составьте предложения, записывая их постепенно, по мере выполнения заданий. Разберите их по членам предложения.

а) 1. Из предложения Посеребрила верхушки сосен метель возьмите подлежащее.
2. Добавьте сказуемое предложения Елку украсила снежная шапка.
3. Из предложения Молодая березка росла возле калитки возьмите определение, выраженное прилагательным, поставив прилагательное в женском роде, винительном падеже, единственном числе.
4. Добавьте существительное, выступающее в роли подлежащего: Поросль – побеги растений.
5. Возьмите из предложения Причудливым узором разрисовал мороз стекла определение.
6. Из предложения Она любовалась своим нарядом возьмите дополнение.

б) 1. Из предложения Стеной стоят желтые колосья пшеницы возьмите определение, выраженное прилагательным, согласовав его с существительным листьями.
2. Из предложения Пушкин любил осень возьмите дополнение.
3. Добавьте обстоятельство образа действия предложения Осень щедро одаривает леса краской.
4. Добавьте сказуемое предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковер.
5. Из предложения Дороги ведут к лесу возьмите существительное, выступающее в роли подлежащего.

в) 1. Из предложения Птицы осенью улетают на юг возьмите существительное, выступающее в роли обстоятельства времени, употребив его в именительном падеже, единственном числе.
2. Мороз разрумянил щеки – возьмите сказуемое, употребив его без приставки в настоящем времени, 3-м лице, единственном числе.
3. Кисти винограда свисали до земли – слово, обозначающее подлежащее, употребите в качестве дополнения.
4. Из предложения Рябины украшают наши леса возьмите существительное, выступающее в роли подлежащего, сделайте его дополнением, употребив в родительном падеже, единственном числе.

* Значком « ++ » отмечены упражнения и отдельные задания для учащихся, которые обучаются по учебнику «Русский язык. 5-й класс» под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.

Источник

Читайте также:  определите род существительных дуэль жабо пальто