Меню

Полная форма прилагательного в виде сказуемого



А) Употребление краткой и полной форм прилагательных

Полные и краткие формы прилагательных в функции сказуемого могут составлять стилистические или семанти­ческие варианты.

1) Краткие формы имеют преимущественно книж­ную стилистическую окраску: Лекция интересна и по­учительна.

Краткие прилагательные звучат в тексте более катего­рично, выражают обычно активный и конкретный при­знак: Мысли ясны. Девочка красива.

2) Полные формы прилагательных употребляются обычно в разговорной речи: Лекция интересная и поучи­тельная.

в) Полная форма указывает на постоянный признак, краткая — на временный: девочка красивая (вообще), де­вочка красива (в данный момент).

3) Полные и краткие формы прилагательного могут составлять семантические варианты, т. е. иметь разные лексические значения: мальчик глухой — мальчик глух (к просьбам).

4) Краткие формы не употребляются или употребляются ограниченно для обозначения некоторых цветов: голубой, коричневый, розовый, фиолетовый.

5) В качестве однородных членов выступают либо только полные формы, либо только краткие: Его медлительный голос был тих и серьёзен. Девушка была высокая, красива и весела(в одном ряду употреблены полная и краткие формы — в результате допущена речевая ошибка)

6) При образовании кратких форм прилагательных с без­ударным -енный (естественный, торжественный) наблюда­ются колебания: искусственный — искусствен, искусственен; торжественныйторжествен, торжественен и т. п.

В настоящее время эти варианты равноправны, они закрепились во всех стилях, но более употребительной является усеченная форма (на -ен).

7) Притяжательные и относительные прилагательные в речи могут заменяться синонимичными формами косвен­ных падежей имен существительных: мамина книгакнига мамы, каменная стена — стена из камня.

Но в ряде случаев такие сочетания различаются по зна­чению: походка старикастариковская походка (пере­носное значение), роспись стены — стенная роспись (тер­минологическое значение).

Б) Формы степеней сравнения прилагательных.

Типичные ошибки при образовании форм степеней сравнения прилагательных:

1. Одновременное использование форм сравнительной и превосходной степеней: более веселее (надо: более весёлый), самый высочайший (надо: высочайший, самый высокий).

2. Образование сравнительной степени от относительных прилагательных: более литературный текст, менее лиственный лес (ошибки!).

3. Образование форм превосходной степени путём присоединения к прилагательным в форме нулевой степени приставки наи-: наихороший (надо: лучше, самый хороший, наилучший), наивысокий (надо: высочайший, самый высокий).

Имя числительное

1. Допустимы вариантные формы творитель­ного падежа простых и сложных числительных: восьмью — восемью (устар.), пятьюдесятью — пятидесятью (устар.).

2. Составные количественные чис­лительные, заканчивающиеся на два, три, четыре, сочетаются с суще­ствительными, употребляющимися только в форме множественного числа (сутки, ворота и др.) Рекомендуется говорить: двадцать два дня, в течение двадцати двух суток, двадцать две штуки иголок, брюки в количестве двадцати двух штук.

3. В сочетании два (три, четыре) и более управляемое существи­тельное употребляется в форме родительного падежа единствен­ного числа: четыре и более ценных документа, два и более хороших предложения, три и более варианта.

4. Предлог по управляет дательным и винительным падежами имени числительного: по одному варианту, по тысяче книг, по три ручки, по двое нож­ниц, по триста рублей, по сто билетов. Могут применяться и двоякие фор­мы: по пяти копеек — по пять копеек, по сорока мест— по сорок мест.

5. Если в составе числительного есть слова два, три, четыре, две­сти, триста, четыреста, то все сочетание употребляется в форме винительного: по двадцать две пары, по двести пять рублей.

6. Собирательное числительное оба (обе) употребляется в соответ­ствии с родом существительного; различение форм сохраняется в косвенных падежах: оба стакана, обе тетради, у обоих друзей, с обеими сестрами.

Читайте также:  Тихо это существительное или прилагательное

7. Собирательные числительные двое, трое, четверо обычно сочетаются с:

* с существительными мужского и общего рода, называющими лиц: двое сирот, трое мальчиков;

* с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое брюк, трое ножниц, четверо суток;

* ссуществительными дети, ребя­та, люди: двое ребят, трое детей, четверо людей;

* сличными местоимениями мы, вы, они: нас двое, их пятеро, вас четверо;

* с субстантивированными суще­ствительными: вошли трое, четве­ро в шапках.

8. Возможно параллельное употребление сложных слов, в составе которых есть элемент дву- (двух-). В терминах, специальных словах чаще используется первый: двуспальная кровать — двухспаль­ная кровать; двуствольное ружье — двухствольное ружье.

Местоимение

1. Речевые ошибки могут быть связаны с образовани­ем ненормативных местоимений: Ихняя школа победила в соревновании,

2. Довольно распространенная ошибка — неудачный выбор одного из синонимичных притяжательных место­имений (мой — свой, твойсвой. ): Помогает ли то, что ты воспитываешь тебясамого?

3. Нагромождение местоимений порой создает неясность текста: Туго приходилось ему,когда он с ним вступал в борьбу.

4. Личные местоимения в устной речи часто дублиру­ют подлежащее (эту ошибку можно рассматривать и как синтаксическую): Эта студентка, онавсегда посещает занятия.

5. После любого простого предлога, а также после производных предлогов возле, впереди, мимо, около и др., употребляющихся с родительным падежом, к личному местоимению прибавляется начальное н:прийти к нему, сказать за нее, сделать для них, стоять возле них, пройти мимо нее, идти впереди них

Не добавляется начальное нк личному местоимению, если ис­пользуются предлоги: внутри, вне, а также производные предлоги вопре­ки, благодаря, согласно, наперекор, соответственно: внутри его (цилиндра), вне их (условий); вопреки ему, навстречу ей, подобно им, благодаря ему, вопреки ему (здравому смыслу).

Не добавляется начальное н к личному местоимению, если ис­пользованы предложные сочетания (предлог + существительное): в отношении его, при помощи его, не в пример им.

Не добавляется начальное н, если местоимение стоит после сравнительной степени прилага­тельного или наречия: старше его, выше ее, лучше их.

6. Если личному местоимению предшествует определительное весь, то допустимы обе формы: у всех их — у всех них, для вес их — для всех них.

7. Нормативной является форма у нее; форма у ней является раз­говорной: у нее красивые глаза.

Глагол

1. Глагольные формы, как и формы других частей речи, могут быть представлены в вариантах: Много видел он кручины на своем веку (И. Никитин); Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? (А. С. Пушкин); И никто с начала мира не видалтакого пира (А. С. Пушкин).

В этих текстах употреблено одно слово, проявляющее­ся в стилистических вариантах: видел — общеупотребительный, литературный вариант, видал — разговорный.

В определенном функциональном стиле употребляют­ся и варианты повелительного наклонения глагола: уведоми, закупори — разговорный вариант, уведомь, закупорь — книжный.

Но варианты повелительного наклонения могут быть и равноправными: выкинивыкинь, выстави — выставь.

2. Варианты могут быть и семантическими: движет — руководит (Им движет чувство ответствен­ности); двигает — передвигает (Он двигает кресло).

Смешение семантических вариантов приводит к ошибке.

3. Трудности возникают при образовании форм прошедшего времени: сох или сохнул, промокший или промокнувший.

а) Нормой является выпадение суффикса -ну-во всех формах прошедшего времени приставочных глаголов: про­мокнуть — промок, промокший.

б) Бесприставочные глаголы в формах прошедшего вре­мени имеют суффикс -ну-: мокнуть — мокнул, мокнувший.

Читайте также:  Прилагательные с суффиксом богатый в русском языке

4. Деепричастия совершенного вида с основой на глас­ный звук могут употребляться в двух формах: с суффик­сом -в-и с суффиксом -вши-.

Пора уснуть уж наконец, послушавши,как царь-отец рассказывает сказки (А. С. Пушкин);

Князь пошел, забывшигоре, сел на башню, и на море стал глядеть он. (А. С. Пушкин);

К рукаву припавлицом, на пригретом взгорке меж товарищей бойцов лег Василий Теркин?

Формам на -вшиприсущ просторечный характер, фор­мы на -в- общеупотребительны.

5. Глаголы дерзить, чудить, дудеть, затмить, убедить, победить, ерундить, колесить, пылесосить, очутиться, шкодить не имеют формы 1-го лица ед. ч. настоящего и будущего времени и относятся к группе недостаточных глаголов. Для указания на действие 1-го лица следует использовать описательные конструкции: надеюсь не колесить по городу долго, сумею затмить сла­вой.

6. Не могут относиться к одному лицу (предмету) глаголы галдеть, обступить, толпиться: ученики галдят на перемене, дети обступили воспитателя, ребята толпятся в столовой.

7. Глаголы полоскать, колыхать, плескать, рыскать, капать и неко­торые другие образуют две формы настоящего времени: полощет (лит.) — полоскает (разг.); колышет (лит.) — колыхает (разг.); каплет (лит.) — капает (разг.) и др.

8. Различаются книжные (с глас­ным о) и разговорные (с гласным а в корне) формы глаголов: подытоживать — подытоживать, обусловливатьобуславливать, сосредоточивать — сосредотачи­вать, уполномочивать — уполно­мочивать.

9. Не имеют форм повелительного наклонения глаголы хотеть, жаж­дать, гнить, мочь. Надо: Ты должен жаждать успехов. Ты должен победить.

10. От глаголов бежать, лечь, прилечь, испечь образуются следующие формы повелительного наклонения: бежать – беги(те), лечь – ляг(те), прилечь – приляг(те), испечь – испеки(те).

11. Для глагола ехать нормативна форма повелительного наклонения поезжай.

ПРЕДЛОГ

1. Предлоги из—в, с—на антонимичны по значению: пойти в школу — вернуться из школы, прибыть на Кавказвер­нуться с Кавказа.

2. Предлоги благодаря, согласно, вопрекиупотребляются с датель­ным падежом: благодаря родителям, согласно до­кументу, вопреки предсказаниям. Нельзя: благодаря аварии я попал в больницу.

3. Нельзя заменять предложные сочетания беспредложными по аналогии с белорусским языком. Нельзя: Мне болит голова. Радо­ваться на детей, учиться у школе, находиться в нас. Надо: У меня болит голова. Радо­ваться детям. Находиться у нас. Учиться в школе

4. Синонимичны предлоги по и о при глаголах, передающих душев­ное состояние человека, чувства: скучать по дому — скучать о доме, тужить по другу — тужить о дру­ге, плакать по сестре — плакать о сестре, тосковать по отцуто­сковать об отце.

Предложный падеж употребляется при личных местоимениях 1-го и 2-го лица множественного числа: тоскуют по вас, скучаем по нас, НО: по ним.

В форме единственного числа личные местоимения сочетаются с обоими падежами: скучаю по нём – скучаю по нему.

5. Предлог ввиду предполагает будущее событие, вследствие – прошлое: ввиду ожидаемого урагана, вследствие нелётной погоды, вследствие произошедшего ДТП.

6. Предлоги навстречу, подобно, наперекор употребляются с дательным падежом: навстречу опасностям, подобно морю, наперекор судьбе.

7. Предлог меж употребляется с родительным падежом, предлог между – с творительным: меж двух берёз, между небом и землёй.

Задание А-4

Синтаксические нормы

(построение предложения с деепричастием)

Выбирая правильное продолжение предложение, начинающегося с деепричастного оборота, надо знать, что деепричастие является добавочным по отношению к основному действию, поэтому и основное , и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом ( должен быть один исполнитель—подлежащее, выполняющее оба действия).

Читайте также:  Вставлять прилагательные в текст новый год

Правильно:

Готовясь к ЕГЭ по русскому языку…

Ø <ученик>повторял синтаксис простого предложения.

Ø решаю сложные тексты (1-2 л. изъяв. н )

Ø тщательно повторяйте пройденное ( повелит. накл.)

Ø необходимо повторить пройденный материал (Н.Ф.Г. в значении пов. н.)

Источник

Виды сказуемых

Сказуемое – это то главное, что говорится о подлежащем.

Возьмем предложение «Я люблю рисовать». Подлежащее – местоимение «Я». Что говорится о подлежащем? То, что подлежащее любит рисовать. Поэтому «любит рисовать» — это сказуемое.

В зависимости от количества слов в сказуемом выделяют составное и простое сказуемое. Составное сказуемое может быть двух видов:

Для более полной картины, изобразим типы сказуемого в таблице с примерами.

Виды сказуемых
Простое глагольное сказуемое

(состоит из одного слова)

Она бегает очень быстро

Мы будем читать это в следующем году

Пускай возьмет ручку.

. К простому глагольному сказуемому относятся сложные формы будущего времени и повелительного наклонения (предложения №2, 3)

Составное сказуемое

(состоит из нескольких слов)

Составное именное

(вспомогательный глагол + инфинитив)

Вчера он начал рисовать.

Я готов спорить с тобой.

Я умею петь.

Составное глагольное

(Глагольная связка + именная часть речи)

Он был учителем.

Книга была новая.

Она стала чужой для него.

Рассмотрим каждый вид более подробно.

Простое сказуемое (ПГС)

Простое глагольное сказуемое может быть выражено:

Я иду на почту.

  • Сложной формой будущего времени (буду + инфинитив)

Я буду любить тебя.

  • Повелительным наклонением со словами пусть, пускай, давай, давайте.

Давайте жить дружно.

Другие примеры с ПГС:

Я бегаю очень быстро.

Он хорошо учится.

Мы будем учиться на своих ошибках.

Погода будет ухудшаться.

Пускай забирает свои вещи и уходит.

Давай спрячем ее сумку.

Составное глагольное сказуемое (СГС)

СГС состоит из вспомогательного глагола + инфинитив, например:

Я начал любить дождь.

Я всегда готов помогать.

Я хочу прочитать эту книгу.

Вспомогательный глагол может быть выражен следующими группами слов:

  1. Глаголы, которые обозначают начало, продолжение или завершение действия (начать, прекратить, закончить, бросить, приниматься и прочее).
  2. Глаголы, которые обозначают умения, желания или намерения (хотеть, мочь, уметь, желать и прочие)
  3. Глаголы, которые обозначают эмоции (ненавидеть, стыдиться, решиться, стесняться, осмелиться, привыкнуть и прочие)
  4. Безличные глаголы (следует, необходимо, стоит и пр.)
  5. Краткие прилагательные, у которых нет полной формы с таким же лексическим значением (рад, готов, согласен, должен, намерен и пр.)
  6. Слова, которые обозначают состояние (можно, надо, нельзя и пр.)

Примеры СГС в предложении:

Я все-таки начал читать эту книгу.

Я могу спеть тебе ту самую песню.

Он ненавидит рисовать.

Ему следует больше бегать.

Я всегда рад помочь.

Мне нельзя есть сладкое после шести.

Важно еще раз отметить, что после вспомогательного глагола обязательно должен идти инфинитив.

Составное именное сказуемое (СИС)

Структура СИС состоит из глагола связки + именная часть речи. Например:

Я был врачом.

Она стала учителем.

«Был» и «стала» — это те самые глаголы связки.

Кроме того, глагол связка может быть выражена следующими словами:

  • Глагол «быть». В молодости я был красивым.
  • Глаголы, которые не могут употребляться в одиночку. К ним относятся «стать», «делаться», «казаться», «называться», «считаться» и другие глаголы с ослабленным лексическим значением.

Она выглядит неопрятно.

  • Глаголы движения или состояния: сидеть, лежать, идти, стоять и прочие.

Я лежала спокойная на диване.

Именная часть этого типа сказуемого может быть выражена:

  • существительным;
  • прилагательным;
  • местоимением;
  • наречием;
  • числительным;
  • причастием;
  • междометием.

Теперь вы без труда сможете определить вид сказуемого в предложении.

Источник