Меню

Полные и неполные прилагательные 5 класс



Полные и краткие прилагательные

Качественные прилагательные имеют в русском языке две формы: полную и краткую.

Окончания полных и кратких прилагательных

Полные прилагательные Краткие прилагательные
м. р. ж. р. ср. р. мн. ч. м. р. ж. р. ср. р. мн. ч.
-ЫЙ
-ОЙ
-ИЙ
-АЯ
-ЯЯ
-ОЕ
-ЕЕ
-ЫЕ
-ИЕ


Полная форма прилагательного

Полные прилагательные отвечают на вопросы како́й?, кака́я?, како́е?, каки́е?. Они употребляются в предложениях в качестве определения:

Полные прилагательные изменяются по падежам (красивый, красивого, красивому) и числам (красивый, красивые), а в единственном числе — по родам (красивый, красивая, красивое).

В словосочетаниях и предложениях они согласуются с существительными в роде, числе и падеже:

Падеж Единственное число Множ. ч.
Муж. род Жен. род Ср. род
И. сладкий чай сладкая вата сладкое варенье сладкие сны
Р. сладкого чая сладкой ваты сладкого варенья сладких снов
Д. сладкому чаю сладкой вате сладкому варенью сладким снам
В. сладкий чай сладкую вату сладкое варенье сладкие сны
Т. сладким чаем сладкой ватой сладким вареньем сладкими снами
П. сладком чае сладкой вате сладком варенье сладких снах

Полная форма прилагательного указывает на постоянный признак предмета, например:

цветок красный, варенье малиновое.

Краткая форма прилагательного

Краткие прилагательные отвечают на вопросы како́в?, какова́?, каково́?, каковы́?. Они употребляются в предложениях только как сказуемое:

Этим летом трава особенно высока.

Краткие прилагательные изменяются по числам (высок, высоки) и родам (высок, высока, высоко). Краткие прилагательные не склоняются, то есть не изменяются по падежам, с существительными они согласуются только в роде и числе:

Краткая форма прилагательного обычно указывает на временный признак предмета, например:

Брат вчера был болен, а сегодня он здоров.

Краткая форма может указывать и на признак предмета по отношению к другому предмету, лицу или обстоятельству, например:

Вася готов к забегу.

Образование кратких прилагательных

Краткие прилагательные образуются от основы полной формы путём отбрасывания или изменения окончания. Форма мужского рода имеет нулевое окончание, то есть окончание полной формы отбрасывается:

молод ой – молод ,

зелён ый – зелен .

Форма женского рода имеет окончание -А:

горьк ая – горьк а ,

свеж ая – свеж а .

Форма среднего рода имеет окончание -О или -Е:

вредн ое – вредн о ,

горюч ее – горюч е .

Форма множественного числа имеет окончание -Ы или -И:

сильн ые – сильн ы ,

горяч ие – горяч и .

От некоторых полных прилагательных краткую форму образовать нельзя. К ним относятся прилагательные:

май ский , брат ский , жен ский .

дел овой , бо евой .

знат ный , овощ ной , лиш ний .

карий, голубой, фиолетовый.

Краткие прилагательные мужского рода

Краткая форма прилагательных мужского рода не имеет окончаний, то есть она образуется от полной формы путём отбрасывания окончания:

велик ий – велик ,

красив ый – красив .

У некоторых прилагательных мужского рода в краткой форме между последними двумя согласными появляется беглая гласная О или Е:

у́зкий – у́з о к, узка́, у́зко, узки́;

тру́дный – тру́д е н, трудна́, тру́дно, трудны́.

Краткие прилагательные мужского рода, оканчивающиеся на шипящую, пишутся без мягкого знака на конце:

Источник

3.3.3. Полная и краткая формы имён прилагательных. Склонение и правописание падежных форм имён прилагательных

А) Полные и краткие формы

1. Качественные прилагательные обычно имеют две формы: полную и краткую.

Весёлый – весел, красивый – красив.

Полные прилагательные изменяются по родам (в единственном числе), числам и падежам.

Краткие качественные прилагательные отвечают на вопросы каков? какова? каково? каковы? и изменяются по родам (в единственном числе) и числам.

Красив, красив а , красив о , красив ы .

В современном русском языке краткие прилагательные не изменяются по падежам!

    Изменение по падежам сохраняют лишь некоторые прилагательные в устойчивых выражениях фольклорного характера.

    По белу свету, на босу ногу.

    В предложении краткие прилагательные обычно являются именной частью составного именного сказуемого.

    Он красив ; Он весел ; Он умён .

    2. Относительные прилагательные имеют только одну форму – полную.

    Стиральный, медный, завтрашний.

    3. Притяжательные прилагательные с суффиксами -ин/-ын, -ов/-ев, -ий/-j- в форме единственного числа именительного падежа имеют обычно только краткую форму.

    Мамин, мамин а , мамин о , мамин ы ; лисий, лись я , лись е , лись и .

    В косвенных падежах такие прилагательные имеют:

    либо полную форму: мамин ого , лись его ;

    либо краткую форму: мамин у , лись ю .

    Окончания кратких форм совпадают с окончаниями существительных.

    Ср.: весн а – мамин а ; весн у – мамин у .

    Б) Склонение прилагательных

    1. Полные формы прилагательных, сложные формы сравнительной степени и обе формы превосходной степени прилагательных изменяются по родам (в единственном числе), числам и падежам.

    Красивый, красивого, красивая, красивое, красивые; более красивый, более красивого, более красивая, более красивое, более красивые; красивейший, красивейшего, красивейшая, красивейшее, красивейшие; медный, медного, медная, медное, медные; птичий, птичьего, птичья, птичье, птичьи.

    Род (в единственном числе), число и падеж прилагательного определяются по роду, числу и падежу существительного, от которого зависит прилагательное.

    2. Краткие формы качественных прилагательных изменяются только по числам и родам – в единственном числе.

    Весел, весела, весело, веселы.

    3. Простая форма сравнительной степени качественных прилагательных не изменяется.

    4. Особую группу составляют несклоняемые качественные прилагательные.

    Цвет беж , форма хаки .

    Их род, число, падеж определяется синтаксически – по существительному, к которому они примыкают.

    Ср.: форма хаки, в форме хаки, о форме хаки.

    5. Полные качественные и относительные прилагательные склоняются одинаково. Притяжательные прилагательные имеют некоторые особенности в склонении.

    Окончания прилагательных в косвенных падежах совпадают с окончаниями вопросов, которые задаются к прилагательным в этих падежах.

    Ср.: в как ом платье? – в красив ом платье; от как ого дерева? – от красив ого дерева; по чь ему следу? – по лись ему следу.

Падеж Единственное число Множественное число
М. р. Ср. р. Ж. р.
И. п. Какой? Чей? Какое? Чьё? Какая? Чья? Какие? Чьи?
Р. п. Какого? Чьего? Какого? Чьего? Какой? Чьей? Каких? Чьих?
Д. п. Каким? Чьим? Каким? Чьим? Какой? Чьей? Каким? Чьим?
В. п. Как И. или Р. п. Как И. п. Какую? Чью? Как И. или Р. п.
Т. п. Каким? Чьим? Каким? Чьим? Какой? Чьей? Какими? Чьими?
П. п. О каком? О чьём? О каком? О чьём? О какой? О чьей? О каких? О чьих?

Исключение составляют притяжательные прилагательные с суффиксами -ин/-ын, -ов/-ев и нулевым окончанием в форме мужского рода единственного числа именительного падежа.

Падеж Единственное число Множественное число
М. р. Ср. р. Ж. р.
И. п. Мамин Мамино Мамина Мамины
Р. п. Маминого Маминого Маминой Маминых
Д. п. Маминому Маминому Маминой Маминым
В. п. Как И. или Р. п. Как И. п. Мамину Как И. или Р. п.
Т. п. Маминым Маминым Маминой Мамиными
П. п. О мамином О мамином О маминой О маминых

В) Правописание падежных форм прилагательных

1. Правописание окончаний в косвенных падежах проверяется по вопросу.

Следует только помнить, что после твёрдых согласных пишутся гласные ы, о, у , а после мягких согласных – гласные – и, е, ю .

Ср.: красив ые платья – син ие платья, в красив ом платье – в син ем платье; в красн ую кофту – в син юю кофту.

2. Правописание о и е после шипящих и ц в окончании прилагательных зависит от ударения: под ударением – о , без ударения – е (см. п. 1.12).

Ср.: большо́го сада – приго́жего мальчика.

3. В именительном падеже единственного числа мужского рода полные прилагательные в ударном положении имеют окончание -ой , в безударном – -ый, -ий .

Ср.: ночн о́й сторож – кра́сн ый шар, ра́нн ий визит.

4. Во всех формах притяжательных прилагательных с суффиксом -ий/-j- , кроме формы мужского рода единственного числа именительного падежа, пишется мягкий знак.

Лис ь я, лис ь е, лис ь его, лис ь их.

5. В кратких прилагательных после шипящих мягкий знак не пишется.

Жгучий – жгуч, могучий – могуч.

Упражнения к теме «3.3.3. Полная и краткая формы имён прилагательных. Склонение и правописание падежных форм имён прилагательных»

Читайте также другие темы раздела 3 «Морфология. Орфография»:

Источник

Открытый урок по теме «Полные и краткие имена прилагательные» 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
okrytyy_urok_v_5_klasse_po_teme_polnye_i_kratkie_imena_prilagatelnye.docx 21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Бурлакова Наталья Владимировна

МБОУ «Комаровская школа»

учитель русского языка и литературы

Урок русского языка в 5-м классе по теме «Полные и краткие прилагательные»

1. Дать представление о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенностях кратких прилагательных и их синтаксической роли.

2. Научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких прилагательных.

3. Воспитать интерес к русскому языку, развить творческие способности учащихся.

Оборудование: мультимедийный диапроектор, мультимедийная презентация урока.

Тип урока: изучение нового материала.

— Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас отдохнувшими, веселыми после весенних каникул. Уверена, что и вы ждали встречи друг с другом. Вижу, у вас отличное настроение. Не только встреча создает хорошее настроение, но и погода за окном. А за окном у нас — …

Какое время года? Весна!

Солнце светит ярче, воздух становится теплее, настроение наше меняется, мы живем в ожидании чего-то нового. Весна – время начала жизни в природе: все оживает, просыпается, распускаются первые листочки на деревьях.

Вот и у нас есть волшебное дерево с нераспустившимися пока листьями. Я предлагаю вам побыть в роли волшебников и озеленить его. За каждый правильный ответ, вы получите зеленые листочки, которыми мы в конце урока украсим наше деревце.

Я желаю вам, чтобы оно было таким же пышным, как на слайде. (слайд №1)

II. Актуализация знаний учащихся:

— Ребята, а как одним словом описать весну? Какая она?

( Ранняя, теплая, поздняя, солнечная, мокрая, ненасытная, сырая, холодная, светлая, чудесная)

— Какая часть речи помогла описать природу?

Мы с вами несколько уроков изучали эту часть речи, давайте вспомним, что мы о ней знаем.

I. Вопросы на листочках:

1. Что такое прилагательное ?

2. Как изменяется имя прилагательное?

3. Каким членом предложения может быть прилагательное?

4. Когда в падежных окончаниях прилагательных пишется «о», а когда «е» после шипящих и Ц ?

5. Как называются определения, выраженные прилагательными?

6. Что значит «прилагательное согласуется с существительным?»

(Вот и заработали первые весенние листочки)

III. Объяснение нового материала.

Мы сегодня продолжаем работать с этой частью речи.

1. Открыли тетради, записали число, классная работа

Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Мы знаем, что много прилагательных используется в художественной литературе.

Найдите все прилагательные в данном стихотворении. Сколько их? Слайд №2

— Выпишем прилагательные с существительными, определим морфологические признаки:

— В чем особенность прилагательных чист, ясен

-Как мы называем такие прилагательные?

Запись темы «Полные и краткие прилагательные». Слайд №3

3.Ребята, предлагаю вам сформулировать цели урока при изучении новой темы (что мы должны узнать нового на уроке), опираясь на наши знания о полных прилагательных.

— Почему одни прилагательные называются полными, другие – краткими?

— В чем разница между полными и краткими прилагательными?

— Какую работу мы должны провести с вами (сравнение)

— Как вы думаете, по какому плану мы их будем сравнивать? Слайд №4

1. Отвечают на вопросы …

3. В предложении являются

Какой? м.р., ед.ч.( чистый — чист м.р., ед.ч.(каков?)

Какая? ж.р., ед.ч.( чистая — чиста ж.р., ед.ч.(какова?)

Какое? ср.р., ед.ч.( чистое — чисто ср.р., ед.ч.(каково?)

Какие? мн.ч. чистые — чисты мн.ч. (каковы?)

Вывод: краткие имена прилагательные изменяются по числам и родам, не изменяются по падежам.

Синтаксическая роль: Как воздух чист !

Как ясен небосклон !

4.Вывод: а) Почему одни называются полными прилагательными, другие – краткими? Слайд №5

б) В чем различие между полными и краткими прилагательными?

5. Все ли признаки мы с вами выявили, обратимся к нашему помощнику – учебнику ꭍ105 стр.234

IV. Закрепление изученного

1. А теперь посмотрим, как вы усвоили новый материал?

Предлагаю вам поиграть в прятки. Слайд №6

— Найдите краткие прилагательные по окончанию и укажите их номера

1.ая; 2.а; 3.0; 4.ий; 5.ы; 6.ые; 7.ое; 8.ее; 9. 0 (2,3,5,9) Слайд № 7,8

Задание 2 . Образовать, где это можно, от полных прилагательных одну из форму кратких форм, выделив окончание, указав форму (см. презентацию )

Вывод : Не все прилагательные могут иметь две формы – полную и краткую. Каменный, стеклянный – это относительные прилагательные, с разрядами прилагательных познакомимся

3. Физкультминутка . Слайд №9

Мы работали, писали

И, наверное, устали.

А теперь всерьез, не в шутку

— Называю полные прилагательные – руки вверх.

— Краткие прилагательные– сложить перед собой.

— Не прилагательные – помотать головой.

Известен, широкий, удивителен, счастлив, благодарный, богат, ядовит, синева, полезный, могуч, белизна.

4.Творческое списывание Слайд №10, 11

а) Вставьте в данный текст подходящие по смыслу слова из справок.

б) Подчеркните краткие прилагательные как члены предложения

в) Вопросы к тексту:

— Какой текст интереснее?

— Что делает его таким?

— С какой целью используются прилагательные в предложении?

( Краткие прилагательные: для кратности, лаконичности, выразительности, на них падает логический удар.

Полные: помогают точнее описывать предмет, называя его признаки по цвету, форме, свойствам, качествам, помогают выразить отношения, чувства к описываемому предмету.)

5. А теперь каждый проверит, какие знания он получил на уроке.

Контрольный тест. (взаимопроверка )

Рефлексия: — Доволен ли ты своим результатом или нет? Почему?

— Что именно помогло справиться с данной итоговой работой?

— Какие трудности возникли?

дадим оценку тому, как вм

V. Подведение итогов

1. — Что нового узнали на уроке?

2. — А теперь мы с вами есте поработали на уроке.

— Кто сколько получил листиков? Поднимите их!

— А теперь прикрепим их к нашему волшебному деревцу.

Вывод: Вот и распустило наше деревце первые весенние листочки, значит поработали мы неплохо, каждый внес в общую работу и свою долю.

Поэтому заканчиваем мы урок с каким настроением?

(Отличное, весеннее, доброжелательное)

— Каков был наш урок? (Плодотворен! Успешен, Интересен)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задача урока: Развивая, обучать и воспитывать.Обучающая цель: Привести в систему знания, полученные по данной теме, тем самым подготовить учащихся к сдаче выпускного и вступительного экзамена по матем.

Разработка урока по теме » Причастия полные и краткие» с презентацией.

Используя игровые, групповые, информационно-коммуникативные технологии, учитель создаёт условия для предотвращение забывания усвоенного материала и углубление его связей с ранее изученным, для проявле.

Конспект интегрированного урока по литературе и математике в 5а классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ № 487 Выборгского района С-Пб Конспект .

Конспект интегрированного урока по литературе и математике в 6а классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ № 487 Выборгского района С-Пб Конспект .

Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ.

Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ.

Источник

Читайте также:  Прилагательное к слову оратор