Предложный падеж
Урок 49. Русский язык 3 класс (ФГОС)
Конспект урока «Предложный падеж»
Здравствуйте, друзья мои.
Сегодня я гулял в лесу и там увидел. А вот кого я увидел, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Догадались? Конечно, это белка.
Но вот на что ещё я хотел обратить ваше внимание: в этой загадке довольно много имён существительных. А в каком падеже они стоят? Я предлагаю вам в этом разобраться.
Читаем первую строчку. «Хожу в пушистой шубе». Имя существительное «шубе», но как-то это нелепо звучит. Хожу (В чём?) В шубе. Вот теперь, когда рядом встал предлог, существительное зазвучало уверенно.
А для того, чтобы определить его падеж, обратимся к таблице с падежными вопросами. Так-так вопросы кто? что? кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? нам точно не подходят. Ведь к нашему слову задаётся вопрос в чём? Он очень похож на вопрос предложного падежа, правда, в таблице этот вопрос дан с предлогом «о». Но ведь мы уже знаем, что с именами существительными и в других падежах используются разные предлоги. Так что в данном случае имя существительное «в шубе», а вместе с ним и вопрос стоят с предлогом «в». И это предложный падеж. Вот как раз об этом падеже я сегодня и хочу вам рассказать.
Ну что же, продолжим определять падежи имён существительных в нашей загадке.
Следующая строчка: «Живу в густом лесу». Живу (в чём?) в лесу. И вновь имя существительное «в лесу» отвечает на вопрос «в чём?». Значит, оно стоит в предложном падеже.
«В дупле на старом дубе
Грызу (в чём?) в дупле. И вновь предложный падеж.
Грызу (на чём?) на дубе. И здесь тот же вопрос, но уже с предлогом «на». Значит, «на дубе» тоже стоит в предложном падеже.
Осталось имя существительное «орешки». Оно отвечает на вопрос «что?». Как вы думаете, в каком падеже стоит слово «орешки»? Так как подлежащим здесь является местоимение «я», а «орешки» – второстепенным членом предложения, значит, это слово стоит не в именительном, а в винительном падеже.
Но вернёмся к именам существительным в предложном падеже. В нашей загадке рядом с ними стоят предлоги «в» и «на». В таблице есть ещё и предлог «о». А как вы думаете, встречаются ли имена существительные в предложном падеже без предлога? Давайте попробуем поставить падежные вопросы без предлога. Чём? или ком? Довольно странное звучание Нет, без предлога имена существительные в предложном падеже не употребляются. Потому этот падеж и получил своё название – предложный.
Предложный падеж дружит с такими предлогами, как «о», «в», «на», «при».
Иногда вместо предлога «о» может встать предлог «об» или даже «обо». А вместо предлога «в» может появиться предлог «во».
Ох и интересный этот предложный падеж. Иногда к нему так и просится вопрос «ГДЕ?». Например, можно сказать «живёт (в чём?) в лесу», а можно и так: «живёт (где?) в лесу». Или «конфета (в чём?) во рту», «конфета (где?) во рту». Это случается, когда имена существительные указывают на место нахождения того или иного объекта. Но вопрос «где?» – это смысловой вопрос. Он не поможет нам определить падеж имени существительного. Для того, чтобы определить падеж имён существительных в словосочетании или предложении, необходимо поставить падежный вопрос. А падежными в предложном падеже являются вопросы «о ком?» или «о чём?», ну или эти же вопросы с другими предлогами.
А, кстати, как вы думаете, какими членами предложения могут быть имена существительные в предложном падеже? Подлежащим могут быть? Конечно, нет! Ведь подлежащее в предложении обычно отвечает на вопросы «кто?» или «что?». А вопросы предложного падежа – «о ком?» или «о чём?» В предложении имена существительные в предложном падеже бывают второстепенными членами.
А теперь я предлагаю вам прочитать отрывок из стихотворения Корнея Ивановича Чуковского «Мойдодыр» и найти в нём имена существительные в предложном падеже.
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, –
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде –
Вечная слава воде!
Ну что, друзья мои, справились с заданием? Давайте проверим.
Мыться можно в чём? В ушате, в корыте, в лохани, в реке, в ручейке, в океане и в ванне, и в бане.
Все эти слова стоят в предложном падеже.
Ну вот и подходит к концу наш урок. Что же надо запомнить?
Имена существительные в предложном падеже отвечают на вопросы о ком? или о чём? Или на смысловой вопрос где? Но при помощи этого вопроса падеж имени существительного определить невозможно. Поэтому остановимся только на вопросах о ком? и о чём?
Имена существительные в предложном падеже всегда употребляются с предлогами. Это могут быть предлоги о (об, обо), в (во), на, при.
В предложении имена существительные в предложном падеже являются второстепенными членами.
Ну а я прощаюсь с вами, друзья мои. До новых встреч.
Источник
Предложный падеж существительных
Предложный падеж существительных — это косвенный падеж, который употребляется в объектном и обстоятельственном значении с предлогами и отвечает на вопросы о ком? о чём? в ком? в чём? на ком? на чём?
Узнаем, что такое предложный падеж имён существительных в русском языке, что он обозначает и какие имеет грамматические особенности.
Имена существительные имеют непостоянный грамматический признак — падеж.
Падеж — это способность именных частей речи изменять свою начальную форму в соответствии с требованиями других слов и грамматически и по смыслу соединяться с ними в словосочетании или в предложении. У имен существительных различают шесть падежей. Первый их них именительный падеж является прямым, все остальные падежи косвенные.
Что такое предложный падеж существительных?
В системе грамматических форм имён существительных предложный падеж является шестым по счёту. Такое название он получил из-за характерной особенности. Эта грамматическая форма всегда имеет предлог:
- купаться в реке;
- сообщить о дожде;
- сидеть на крыльце;
- спортплощадка при школе;
- гулять по лугам.
Чтобы образовать предложный падеж существительных воспользуемся словами-помощниками «думать», «спросить» и зададим вопросы о ком? о чём?
Этот косвенный падеж имеет характерные значения в русском языке.
Значения предложного падежа
Значения предложного падежа связаны с теми предлогами, с помощью которых он оформляется грамматически. Предлоги уточняют значение формы предложного падежа.
1. С предлогами «о», «об» эта падежная форма обозначает лицо или предмет как объект сообщения, рассказа, размышления, заботы и пр.:
2. С этими же предлогами предложный падеж указывает на тему, содержание чего-либо:
- диссертация об общественно-политической жизни Европы в XIX веке;
- роман о деревне;
- лекция об открытиях в медицине;
- трактат о живописи.
3. С предлогами «в», «во», «на», «по», «при» предложный падеж имеет обстоятельственное значение и обозначает место, где происходит действие или кто-то или что-то располагается:
В пространственном значении с некоторыми существительными употребляется предлог «на», а с другими — «в»:
- жить на Урале, на Камчатке, на Севере, но в Крыму, в Карелии;
- быть в аэропорту, в бою, но на шкафу, на полу.
4. Предложный падеж имеет временное значение:
Окончания предложного падежа
Форма предложного падежа единственного числа 1 и 2 склонения имеет типичное окончание -е, множественного числа -ах/-ях, кроме некоторых существительных с конечными буквосочетаниями -ия, -ие, -ий.
Понаблюдаем:
- дедушка — о дедушк е , о дедушк ах
- трава — на трав е , на трав ах
В форме единственного числа существительные женского рода с конечным сочетанием -ия отличаются окончанием -и:
- коллекция — об коллекци и
- лекция — на лекци и
- экспедиция — в экспедици и
- геометрия — оценка по геометри и
- гараж — о гараж е , о гараж ах
- гвоздь — на гвозд е , на гвозд ях
- письмо — в письм е , в письм ах
- море — на мор е , на мор ях
- счасть е — о счасть е
Существительные мужского рода с буквосочетанием -ий и среднего рода на -ие имеют окончание -и:
- планетарий — в планетари и
- гербарий — о гербари и
- заселение — при заселени и
- умение — об умени и
Существительные женского рода 3 склонения обладают окончанием -и:
- шерсть — в шерст и
- молодежь — о молодёж и
- карусель — на карусел и
Варианты окончаний предложного падежа
Отметим, что неодушевлённые существительные мужского рода второго склонения характеризуются вариативными окончаниями -у/-ю или -е:
- найти в лес у — расспросить о лес е
- работать на дом у — находиться в дом е
- не стой на ветр у — на сквозном ветр е
- думать о ра е — находиться в ра ю
Выбор этих окончаний зависит от многих условий:
- слово имеет объектное или обстоятельственное значение;
- используются предлоги «в», «на» или «о»;
- стилистический характер словоформы (книжный, разговорный или разговорно-просторечный);
- смысл контекста;
- влияние профессиональной речи;
- прямое или переносное значение слова и пр.
Существительные мужского рода с окончанием -е имеют книжный характер. Они употребляются в объектном значении с предлогом «о». Слова с окончанием -у/-ю принадлежат разговорной речи, чаще имеют предлоги «в» и «на» и используются в обстоятельственном значении.
Сравним:
- размышлять (о чём?) о берег е — сидеть (где?) на берег у
- написать о сад е — посадить в сад у
- заботиться о стро е — стоять в стро ю
Словоформы предложного падежа с предлогов «в» и «на» различаются стилистически как литературные и разговорные:
- находится в отпуск е — быть в отпуск у
- стоит в цех е — работает в цех у
- деньги на счёт е — быть на хорошем счет у
Если у существительного имеется определение, то используется форма предложного падежа с окончанием -е.
Примеры
В пушистом снеге все деревья и кусты.
В нашем цехе поддерживается порядок и чистота.
Василий работает в цеху уже много лет.
Вся кухня оказалась в густом чёрном дыме.
В пчелином мёде много полезных веществ для человека.
Видеоурок
Источник
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Урок № 41. Предложный падеж.
- как правильно писать предлоги и безударные окончания;
- проверять безударные окончания имён существительных в предложном падеже;
- повторить предложный падеж имени существительного.
- познакомиться с предложным падежом имен существительных.
- научиться определять начальную форму имени существительного;
- распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное;
- составлять предложение (словосочетание) с именем существительным в предложном падеже.
Имя существительное – часть речи, отвечает на вопросы кто? что?, обозначает предмет.
Предложный падеж – употребляется только с предлогом, поэтому так и называется – предложный. Имена существительные в предложном падеже отвечают на вопросы о ком? о чём?
Безударное окончание – окончание, в котором гласный звук в безударном слоге.
Текст – группа предложений, которые связаны между собой по смыслу.
Текст-описание – текст, который отвечает на вопрос «какой?»
Предложение – группа слов, связанных по смыслу.
Второстепенные члены предложения – дополнение, обстоятельство, определение.
Дополнение – второстепенный член предложения, обычно выражен именем существительным в косвенном падеже.
Предлог об употребляется с именами существительными, которые начинаются с букв а, о, у, э, и: об арене, об отце.
- Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
- Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
- Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Онлайн-тренажёр «Падежи имён существительных»: http://kid-mama.ru/igry/rus100/
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На этом уроке мы повторим всё о предложном падеже.
Рассмотри таблицу и расскажи всё, что ты знаешь о предложном падеже.
О ком? о чём? где?
Роль в предложении: второстепенный член.
Ударные и безударные окончания пишутся одинаково: думаю (о чём?) о землé, о Рóдине; о селé; о дóме; быть (где? в (на) чём?) в степи́, на ладóни
Всегда употребляется с предлогом.
Ты, конечно, помнишь, как проверить написание безударного падежного окончания.
Написание безударного окончания имени существительного в предложном падеже можно проверить при помощи слов того же склонения с ударным падежным окончанием.
Что Вы узнали об именах существительных в предложном падеже?
Какой совет другу Вы могли бы дать при ответе на такие вопросы: как найти имя существительное в предложном падеже и какие окончания они имеют в этом падеже?
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля.
- Прочитайте. Назовите сказку.
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушат. в корыт. в лохан.
В реке, в ручейке, в океан.
И в ванн. и в бан.
Всегда и везде вечная слава воде!
Объясните лексическое значение выделенных слов.
Проверьте себя: ушат — кадка из дерева небольшого размера с «ушами»; лохань — круглая или продолговатая большая ёмкость для стирки белья, купания; корыто — сделанное из широкого бревна или железа для стирки белья; ванна — большая продолговатая ёмкость для купания, мытья.
Посмотрите, как выглядят эти предметы.
Как Вы можете объяснить правописание слов с пропущенными окончаниями? Спишите отрывок сказки. Проверьте себя.
Почему в некоторых именах существительных в предложном падеже окончания не пропущены?»
Правильно! Потому что ударные окончания пишутся так, как слышим.
Объясни написания других окончаний разными способами.
Проверьте себя: 2 способа. 1) Путём подбора слова с ударным окончанием (в ушате — в ручейке; в ванне — в воде, в реке) или 2) путём определения склонения, падежа и воспроизведения в памяти окончаний имён существительных в предложном падеже.
2. Составьте с данными словами словосочетания с предлогами «о» — «об» и запишите их, обозначив число имён существительных. Используйте глаголы: разговариваю, думаю, читаем, знаем, заботимся, говорю, пишем.
__ свечке, __ ягоде, __ озере, __ юности, __ девочке, __ игре, __ отношениях, __ орлятах, __ книгах, __ еноте.
Разговариваю о свечке, говорю об ягоде, пишем об озере, думаю об юности, читаем о девочке, разговариваю об игре, знаем об отношениях, заботимся об орлятах, говорю о книгах, заботимся об еноте. (Глаголы могут отличаться от эталона.)
3. Игра «Кто где живёт»
Прочитайте название горожан, запишите название города в форме предложного падежа с предлогом в.
Якутяне – в ____________________, читинцы – в ______________, махачкалинцы – в _______________________, вологжане – в ______________________, армавирцы – в ____________________, кызылчане – в ______________________, пермяки – в ____________________.
Слова для справок: Пермь, Чита, Махачкала, Якутск, Вологда, Кызыл, Армавир.
Проверьте себя по эталону:
Якутяне – в Якутске, читинцы – в Чите, махачкалинцы – в Махачкале, вологжане – в Вологде, армавирцы – в Армавире, кызылчане – в Кызыле, пермяки – в Перми.
У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое. Ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая. На груди жилет, а на шее белый галстучек. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая.
Правильно, это текст-описание, так как в тексте много имён прилагательных. Текст-описание отвечает на вопрос «какой?», а этот текст отвечает на вопрос «какая лиса?»
Найдите и назовите словосочетания с именами существительными в предложном падеже. Назовите окончания, укажите склонение.
Образец. Ушки (на чём?) на макушке (1-е скл.).
Запишите текст по памяти. Проверьте себя.
Ты назвал такие словосочетания:
хвостик (на чём?) на отлёте (2-е скл.)
жилет (где?, на чём?) на груди (3-е скл.)
галстучек (где?, на чём?) на шее (1-е скл.)
Прочти ещё раз текст. Запиши по памяти. Проверь себя. Правильно ли ты записал текст? Правильно ли написаны окончания существительных в предложном падеже?
Примеры и разбор заданий контрольного модуля.
- Прочитайте пары слов-антонимов. Что обозначают данные слова?
Поставь данные существительные в форму предложного падежа с предлогом о или об. С какими словами надо употребить предлог об?
Будет правильно употребить предлог об с именами существительными, которые начинаются с букв а, о, у, э, и:
Об активности, об анализе, об огорчении, об огне.
Источник