Меню

поставь данные имена существительные в предложный падеж



Предложный падеж

Урок 49. Русский язык 3 класс (ФГОС)

Конспект урока «Предложный падеж»

Здравствуйте, друзья мои.

Сегодня я гулял в лесу и там увидел. А вот кого я увидел, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Догадались? Конечно, это белка.

Но вот на что ещё я хотел обратить ваше внимание: в этой загадке довольно много имён существительных. А в каком падеже они стоят? Я предлагаю вам в этом разобраться.

Читаем первую строчку. «Хожу в пушистой шубе». Имя существительное «шубе», но как-то это нелепо звучит. Хожу (В чём?) В шубе. Вот теперь, когда рядом встал предлог, существительное зазвучало уверенно.

А для того, чтобы определить его падеж, обратимся к таблице с падежными вопросами. Так-так вопросы кто? что? кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? нам точно не подходят. Ведь к нашему слову задаётся вопрос в чём? Он очень похож на вопрос предложного падежа, правда, в таблице этот вопрос дан с предлогом «о». Но ведь мы уже знаем, что с именами существительными и в других падежах используются разные предлоги. Так что в данном случае имя существительное «в шубе», а вместе с ним и вопрос стоят с предлогом «в». И это предложный падеж. Вот как раз об этом падеже я сегодня и хочу вам рассказать.

Ну что же, продолжим определять падежи имён существительных в нашей загадке.

Следующая строчка: «Живу в густом лесу». Живу (в чём?) в лесу. И вновь имя существительное «в лесу» отвечает на вопрос «в чём?». Значит, оно стоит в предложном падеже.

«В дупле на старом дубе

Грызу (в чём?) в дупле. И вновь предложный падеж.

Грызу (на чём?) на дубе. И здесь тот же вопрос, но уже с предлогом «на». Значит, «на дубе» тоже стоит в предложном падеже.

Осталось имя существительное «орешки». Оно отвечает на вопрос «что?». Как вы думаете, в каком падеже стоит слово «орешки»? Так как подлежащим здесь является местоимение «я», а «орешки» – второстепенным членом предложения, значит, это слово стоит не в именительном, а в винительном падеже.

Но вернёмся к именам существительным в предложном падеже. В нашей загадке рядом с ними стоят предлоги «в» и «на». В таблице есть ещё и предлог «о». А как вы думаете, встречаются ли имена существительные в предложном падеже без предлога? Давайте попробуем поставить падежные вопросы без предлога. Чём? или ком? Довольно странное звучание Нет, без предлога имена существительные в предложном падеже не употребляются. Потому этот падеж и получил своё название – предложный.

Предложный падеж дружит с такими предлогами, как «о», «в», «на», «при».

Иногда вместо предлога «о» может встать предлог «об» или даже «обо». А вместо предлога «в» может появиться предлог «во».

Ох и интересный этот предложный падеж. Иногда к нему так и просится вопрос «ГДЕ?». Например, можно сказать «живёт (в чём?) в лесу», а можно и так: «живёт (где?) в лесу». Или «конфета (в чём?) во рту», «конфета (где?) во рту». Это случается, когда имена существительные указывают на место нахождения того или иного объекта. Но вопрос «где?» – это смысловой вопрос. Он не поможет нам определить падеж имени существительного. Для того, чтобы определить падеж имён существительных в словосочетании или предложении, необходимо поставить падежный вопрос. А падежными в предложном падеже являются вопросы «о ком?» или «о чём?», ну или эти же вопросы с другими предлогами.

А, кстати, как вы думаете, какими членами предложения могут быть имена существительные в предложном падеже? Подлежащим могут быть? Конечно, нет! Ведь подлежащее в предложении обычно отвечает на вопросы «кто?» или «что?». А вопросы предложного падежа – «о ком?» или «о чём?» В предложении имена существительные в предложном падеже бывают второстепенными членами.

А теперь я предлагаю вам прочитать отрывок из стихотворения Корнея Ивановича Чуковского «Мойдодыр» и найти в нём имена существительные в предложном падеже.

Давайте же мыться, плескаться,

Читайте также:  изменение существительных по падежам называется правило

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане, –

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде –
Вечная слава воде!

Ну что, друзья мои, справились с заданием? Давайте проверим.

Мыться можно в чём? В ушате, в корыте, в лохани, в реке, в ручейке, в океане и в ванне, и в бане.

Все эти слова стоят в предложном падеже.

Ну вот и подходит к концу наш урок. Что же надо запомнить?

Имена существительные в предложном падеже отвечают на вопросы о ком? или о чём? Или на смысловой вопрос где? Но при помощи этого вопроса падеж имени существительного определить невозможно. Поэтому остановимся только на вопросах о ком? и о чём?

Имена существительные в предложном падеже всегда употребляются с предлогами. Это могут быть предлоги о (об, обо), в (во), на, при.

В предложении имена существительные в предложном падеже являются второстепенными членами.

Ну а я прощаюсь с вами, друзья мои. До новых встреч.

Источник

Предложный падеж существительных

Предложный падеж суще­стви­тель­ных — это кос­вен­ный падеж, кото­рый упо­треб­ля­ет­ся в объ­ект­ном и обсто­я­тель­ствен­ном зна­че­нии с пред­ло­га­ми и отве­ча­ет на вопро­сы о ком? о чём? в ком? в чём? на ком? на чём?

Узнаем, что такое пред­лож­ный падеж имён суще­стви­тель­ных в рус­ском язы­ке, что он обо­зна­ча­ет и какие име­ет грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти.

Имена суще­стви­тель­ные име­ют непо­сто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак — падеж.

Падеж — это спо­соб­ность имен­ных частей речи изме­нять свою началь­ную фор­му в соот­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми дру­гих слов и грам­ма­ти­че­ски и по смыс­лу соеди­нять­ся с ними в сло­во­со­че­та­нии или в пред­ло­же­нии. У имен суще­стви­тель­ных раз­ли­ча­ют шесть паде­жей. Первый их них име­ни­тель­ный падеж явля­ет­ся пря­мым, все осталь­ные паде­жи кос­вен­ные.

Что такое предложный падеж существительных?

В систе­ме грам­ма­ти­че­ских форм имён суще­стви­тель­ных пред­лож­ный падеж явля­ет­ся шестым по счё­ту. Такое назва­ние он полу­чил из-за харак­тер­ной осо­бен­но­сти. Эта грам­ма­ти­че­ская фор­ма все­гда име­ет пред­лог:

  • купать­ся в реке;
  • сооб­щить о дожде;
  • сидеть на крыль­це;
  • спорт­пло­щад­ка при шко­ле;
  • гулять по лугам.

Чтобы обра­зо­вать пред­лож­ный падеж суще­стви­тель­ных вос­поль­зу­ем­ся словами-помощниками «думать», «спро­сить» и зада­дим вопро­сы о ком? о чём?

Этот кос­вен­ный падеж име­ет харак­тер­ные зна­че­ния в рус­ском язы­ке.

Значения предложного падежа

Значения пред­лож­но­го паде­жа свя­за­ны с теми пред­ло­га­ми, с помо­щью кото­рых он оформ­ля­ет­ся грам­ма­ти­че­ски. Предлоги уточ­ня­ют зна­че­ние фор­мы пред­лож­но­го паде­жа.

1. С пред­ло­га­ми «о», «об» эта падеж­ная фор­ма обо­зна­ча­ет лицо или пред­мет как объ­ект сооб­ще­ния, рас­ска­за, раз­мыш­ле­ния, забо­ты и пр.:

2. С эти­ми же пред­ло­га­ми пред­лож­ный падеж ука­зы­ва­ет на тему, содер­жа­ние чего-либо:

  • дис­сер­та­ция об общественно-политической жиз­ни Европы в XIX веке;
  • роман о деревне;
  • лек­ция об откры­ти­ях в меди­цине;
  • трак­тат о живо­пи­си.

3. С пред­ло­га­ми «в», «во», «на», «по», «при» пред­лож­ный падеж име­ет обсто­я­тель­ствен­ное зна­че­ние и обо­зна­ча­ет место, где про­ис­хо­дит дей­ствие или кто-то или что-то рас­по­ла­га­ет­ся:

В про­стран­ствен­ном зна­че­нии с неко­то­ры­ми суще­стви­тель­ны­ми упо­треб­ля­ет­ся пред­лог «на», а с дру­ги­ми — «в»:

  • жить на Урале, на Камчатке, на Севере, но в Крыму, в Карелии;
  • быть в аэро­пор­ту, в бою, но на шка­фу, на полу.

4. Предложный падеж име­ет вре­мен­ное зна­че­ние:

Окончания предложного падежа

Форма пред­лож­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла 1 и 2 скло­не­ния име­ет типич­ное окон­ча­ние , мно­же­ствен­но­го чис­ла -ах/-ях, кро­ме неко­то­рых суще­стви­тель­ных с конеч­ны­ми бук­во­со­че­та­ни­я­ми -ия, -ие, -ий.

Понаблюдаем:

  • дедуш­ка — о дедушк е , о дедушк ах
  • тра­ва — на трав е , на трав ах

В фор­ме един­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода с конеч­ным соче­та­ни­ем -ия отли­ча­ют­ся окон­ча­ни­ем :

  • кол­лек­ция — об кол­лек­ци и
  • лек­ция — на лек­ци и
  • экс­пе­ди­ция — в экс­пе­ди­ци и
  • гео­мет­рия — оцен­ка по гео­мет­ри и
  • гараж — о гараж е , о гараж ах
  • гвоздь — на гвозд е , на гвозд ях
  • пись­мо — в письм е , в письм ах
  • море — на мор е , на мор ях
  • счасть е — о счасть е

Существительные муж­ско­го рода с бук­во­со­че­та­ни­ем -ий и сред­не­го рода на -ие име­ют окон­ча­ние :

  • пла­не­та­рий — в пла­не­та­ри и
  • гер­ба­рий — о гер­ба­ри и
  • засе­ле­ние — при засе­ле­ни и
  • уме­ние — об уме­ни и
Читайте также:  тексты по русскому языку 5 класс существительные во множественном числе

Существительные жен­ско­го рода 3 скло­не­ния обла­да­ют окон­ча­ни­ем :

  • шерсть — в шерст и
  • моло­дежь — о моло­дёж и
  • кару­сель — на кару­сел и

Варианты окончаний предложного падежа

Отметим, что неоду­шев­лён­ные суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния харак­те­ри­зу­ют­ся вари­а­тив­ны­ми окон­ча­ни­я­ми -у/-ю или :

  • най­ти в лес у — рас­спро­сить о лес е
  • рабо­тать на дом у — нахо­дить­ся в дом е
  • не стой на ветр у — на сквоз­ном ветр е
  • думать о ра е — нахо­дить­ся в ра ю

Выбор этих окон­ча­ний зави­сит от мно­гих усло­вий:

  • сло­во име­ет объ­ект­ное или обсто­я­тель­ствен­ное зна­че­ние;
  • исполь­зу­ют­ся пред­ло­ги «в», «на» или «о»;
  • сти­ли­сти­че­ский харак­тер сло­во­фор­мы (книж­ный, раз­го­вор­ный или разговорно-просторечный);
  • смысл кон­тек­ста;
  • вли­я­ние про­фес­си­о­наль­ной речи;
  • пря­мое или пере­нос­ное зна­че­ние сло­ва и пр.

Существительные муж­ско­го рода с окон­ча­ни­ем име­ют книж­ный харак­тер. Они упо­треб­ля­ют­ся в объ­ект­ном зна­че­нии с пред­ло­гом «о». Слова с окон­ча­ни­ем -у/-ю при­над­ле­жат раз­го­вор­ной речи, чаще име­ют пред­ло­ги «в» и «на» и исполь­зу­ют­ся в обсто­я­тель­ствен­ном зна­че­нии.

Сравним:

  • раз­мыш­лять (о чём?) о берег е — сидеть (где?) на берег у
  • напи­сать о сад е — поса­дить в сад у
  • забо­тить­ся о стро е — сто­ять в стро ю

Словоформы пред­лож­но­го паде­жа с пред­ло­гов «в» и «на» раз­ли­ча­ют­ся сти­ли­сти­че­ски как лите­ра­тур­ные и раз­го­вор­ные:

  • нахо­дит­ся в отпуск е — быть в отпуск у
  • сто­ит в цех е — рабо­та­ет в цех у
  • день­ги на счёт е — быть на хоро­шем счет у

Если у суще­стви­тель­но­го име­ет­ся опре­де­ле­ние, то исполь­зу­ет­ся фор­ма пред­лож­но­го паде­жа с окон­ча­ни­ем .

Примеры

В пуши­стом сне­ге все дере­вья и кусты.

В нашем цехе под­дер­жи­ва­ет­ся поря­док и чисто­та.

Василий рабо­та­ет в цеху уже мно­го лет.

Вся кух­ня ока­за­лась в густом чёр­ном дыме.

В пче­ли­ном мёде мно­го полез­ных веществ для чело­ве­ка.

Видеоурок

Источник

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 41. Предложный падеж.

  • как правильно писать предлоги и безударные окончания;
  • проверять безударные окончания имён существительных в предложном падеже;
  • повторить предложный падеж имени существительного.
  • познакомиться с предложным падежом имен существительных.
  • научиться определять начальную форму имени существительного;
  • распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное;
  • составлять предложение (словосочетание) с именем существительным в предложном падеже.

Имя существительное – часть речи, отвечает на вопросы кто? что?, обозначает предмет.

Предложный падеж – употребляется только с предлогом, поэтому так и называется – предложный. Имена существительные в предложном падеже отвечают на вопросы о ком? о чём?

Безударное окончание – окончание, в котором гласный звук в безударном слоге.

Текст – группа предложений, которые связаны между собой по смыслу.

Текст-описание – текст, который отвечает на вопрос «какой?»

Предложение – группа слов, связанных по смыслу.

Второстепенные члены предложения – дополнение, обстоятельство, определение.

Дополнение – второстепенный член предложения, обычно выражен именем существительным в косвенном падеже.

Предлог об употребляется с именами существительными, которые начинаются с букв а, о, у, э, и: об арене, об отце.

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Онлайн-тренажёр «Падежи имён существительных»: http://kid-mama.ru/igry/rus100/

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На этом уроке мы повторим всё о предложном падеже.

Рассмотри таблицу и расскажи всё, что ты знаешь о предложном падеже.

О ком? о чём? где?

Роль в предложении: второстепенный член.

Ударные и безударные окончания пишутся одинаково: думаю (о чём?) о землé, о Рóдине; о селé; о дóме; быть (где? в (на) чём?) в степи́, на ладóни

Читайте также:  определите род имен существительных подобрав имена прилагательные

Всегда употребляется с предлогом.

Ты, конечно, помнишь, как проверить написание безударного падежного окончания.

Написание безударного окончания имени существительного в предложном падеже можно проверить при помощи слов того же склонения с ударным падежным окончанием.

Что Вы узнали об именах существительных в предложном падеже?

Какой совет другу Вы могли бы дать при ответе на такие вопросы: как найти имя существительное в предложном падеже и какие окончания они имеют в этом падеже?

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля.

  1. Прочитайте. Назовите сказку.

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушат. в корыт. в лохан.

В реке, в ручейке, в океан.

И в ванн. и в бан.

Всегда и везде вечная слава воде!

Объясните лексическое значение выделенных слов.

Проверьте себя: ушат — кадка из дерева небольшого размера с «ушами»; лохань — круглая или продолговатая большая ёмкость для стирки белья, купания; корыто — сделанное из широкого бревна или железа для стирки белья; ванна — большая продолговатая ёмкость для купания, мытья.

Посмотрите, как выглядят эти предметы.

Как Вы можете объяснить правописание слов с пропущенными окончаниями? Спишите отрывок сказки. Проверьте себя.

Почему в некоторых именах существительных в предложном падеже окончания не пропущены?»

Правильно! Потому что ударные окончания пишутся так, как слышим.

Объясни написания других окончаний разными способами.

Проверьте себя: 2 способа. 1) Путём подбора слова с ударным окончанием (в ушате в ручейке; в ванне — в воде, в реке) или 2) путём определения склонения, падежа и воспроизведения в памяти окончаний имён существительных в предложном падеже.

2. Составьте с данными словами словосочетания с предлогами «о» — «об» и запишите их, обозначив число имён существительных. Используйте глаголы: разговариваю, думаю, читаем, знаем, заботимся, говорю, пишем.

__ свечке, __ ягоде, __ озере, __ юности, __ девочке, __ игре, __ отношениях, __ орлятах, __ книгах, __ еноте.

Разговариваю о свечке, говорю об ягоде, пишем об озере, думаю об юности, читаем о девочке, разговариваю об игре, знаем об отношениях, заботимся об орлятах, говорю о книгах, заботимся об еноте. (Глаголы могут отличаться от эталона.)

3. Игра «Кто где живёт»

Прочитайте название горожан, запишите название города в форме предложного падежа с предлогом в.

Якутяне – в ____________________, читинцы – в ______________, махачкалинцы – в _______________________, вологжане – в ______________________, армавирцы – в ____________________, кызылчане – в ______________________, пермяки – в ____________________.

Слова для справок: Пермь, Чита, Махачкала, Якутск, Вологда, Кызыл, Армавир.

Проверьте себя по эталону:

Якутяне – в Якутске, читинцы – в Чите, махачкалинцы – в Махачкале, вологжане – в Вологде, армавирцы – в Армавире, кызылчане – в Кызыле, пермяки – в Перми.

У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое. Ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая. На груди жилет, а на шее белый галстучек. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая.

Правильно, это текст-описание, так как в тексте много имён прилагательных. Текст-описание отвечает на вопрос «какой?», а этот текст отвечает на вопрос «какая лиса?»

Найдите и назовите словосочетания с именами существительными в предложном падеже. Назовите окончания, укажите склонение.

Образец. Ушки (на чём?) на макушке (1-е скл.).

Запишите текст по памяти. Проверьте себя.

Ты назвал такие словосочетания:

хвостик (на чём?) на отлёте (2-е скл.)

жилет (где?, на чём?) на груди (3-е скл.)

галстучек (где?, на чём?) на шее (1-е скл.)

Прочти ещё раз текст. Запиши по памяти. Проверь себя. Правильно ли ты записал текст? Правильно ли написаны окончания существительных в предложном падеже?

Примеры и разбор заданий контрольного модуля.

  1. Прочитайте пары слов-антонимов. Что обозначают данные слова?

Поставь данные существительные в форму предложного падежа с предлогом о или об. С какими словами надо употребить предлог об?

Будет правильно употребить предлог об с именами существительными, которые начинаются с букв а, о, у, э, и:

Об активности, об анализе, об огорчении, об огне.

Источник