Меню

поставь данные существительные в предложном падеже



Предложный падеж существительных

Предложный падеж суще­стви­тель­ных — это кос­вен­ный падеж, кото­рый упо­треб­ля­ет­ся в объ­ект­ном и обсто­я­тель­ствен­ном зна­че­нии с пред­ло­га­ми и отве­ча­ет на вопро­сы о ком? о чём? в ком? в чём? на ком? на чём?

Узнаем, что такое пред­лож­ный падеж имён суще­стви­тель­ных в рус­ском язы­ке, что он обо­зна­ча­ет и какие име­ет грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти.

Имена суще­стви­тель­ные име­ют непо­сто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак — падеж.

Падеж — это спо­соб­ность имен­ных частей речи изме­нять свою началь­ную фор­му в соот­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми дру­гих слов и грам­ма­ти­че­ски и по смыс­лу соеди­нять­ся с ними в сло­во­со­че­та­нии или в пред­ло­же­нии. У имен суще­стви­тель­ных раз­ли­ча­ют шесть паде­жей. Первый их них име­ни­тель­ный падеж явля­ет­ся пря­мым, все осталь­ные паде­жи кос­вен­ные.

Что такое предложный падеж существительных?

В систе­ме грам­ма­ти­че­ских форм имён суще­стви­тель­ных пред­лож­ный падеж явля­ет­ся шестым по счё­ту. Такое назва­ние он полу­чил из-за харак­тер­ной осо­бен­но­сти. Эта грам­ма­ти­че­ская фор­ма все­гда име­ет пред­лог:

  • купать­ся в реке;
  • сооб­щить о дожде;
  • сидеть на крыль­це;
  • спорт­пло­щад­ка при шко­ле;
  • гулять по лугам.

Чтобы обра­зо­вать пред­лож­ный падеж суще­стви­тель­ных вос­поль­зу­ем­ся словами-помощниками «думать», «спро­сить» и зада­дим вопро­сы о ком? о чём?

Этот кос­вен­ный падеж име­ет харак­тер­ные зна­че­ния в рус­ском язы­ке.

Значения предложного падежа

Значения пред­лож­но­го паде­жа свя­за­ны с теми пред­ло­га­ми, с помо­щью кото­рых он оформ­ля­ет­ся грам­ма­ти­че­ски. Предлоги уточ­ня­ют зна­че­ние фор­мы пред­лож­но­го паде­жа.

1. С пред­ло­га­ми «о», «об» эта падеж­ная фор­ма обо­зна­ча­ет лицо или пред­мет как объ­ект сооб­ще­ния, рас­ска­за, раз­мыш­ле­ния, забо­ты и пр.:

2. С эти­ми же пред­ло­га­ми пред­лож­ный падеж ука­зы­ва­ет на тему, содер­жа­ние чего-либо:

  • дис­сер­та­ция об общественно-политической жиз­ни Европы в XIX веке;
  • роман о деревне;
  • лек­ция об откры­ти­ях в меди­цине;
  • трак­тат о живо­пи­си.

3. С пред­ло­га­ми «в», «во», «на», «по», «при» пред­лож­ный падеж име­ет обсто­я­тель­ствен­ное зна­че­ние и обо­зна­ча­ет место, где про­ис­хо­дит дей­ствие или кто-то или что-то рас­по­ла­га­ет­ся:

В про­стран­ствен­ном зна­че­нии с неко­то­ры­ми суще­стви­тель­ны­ми упо­треб­ля­ет­ся пред­лог «на», а с дру­ги­ми — «в»:

  • жить на Урале, на Камчатке, на Севере, но в Крыму, в Карелии;
  • быть в аэро­пор­ту, в бою, но на шка­фу, на полу.

4. Предложный падеж име­ет вре­мен­ное зна­че­ние:

Окончания предложного падежа

Форма пред­лож­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла 1 и 2 скло­не­ния име­ет типич­ное окон­ча­ние , мно­же­ствен­но­го чис­ла -ах/-ях, кро­ме неко­то­рых суще­стви­тель­ных с конеч­ны­ми бук­во­со­че­та­ни­я­ми -ия, -ие, -ий.

Понаблюдаем:

  • дедуш­ка — о дедушк е , о дедушк ах
  • тра­ва — на трав е , на трав ах

В фор­ме един­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода с конеч­ным соче­та­ни­ем -ия отли­ча­ют­ся окон­ча­ни­ем :

  • кол­лек­ция — об кол­лек­ци и
  • лек­ция — на лек­ци и
  • экс­пе­ди­ция — в экс­пе­ди­ци и
  • гео­мет­рия — оцен­ка по гео­мет­ри и
  • гараж — о гараж е , о гараж ах
  • гвоздь — на гвозд е , на гвозд ях
  • пись­мо — в письм е , в письм ах
  • море — на мор е , на мор ях
  • счасть е — о счасть е
Читайте также:  согласование существительных с числительными логопедическое занятие

Существительные муж­ско­го рода с бук­во­со­че­та­ни­ем -ий и сред­не­го рода на -ие име­ют окон­ча­ние :

  • пла­не­та­рий — в пла­не­та­ри и
  • гер­ба­рий — о гер­ба­ри и
  • засе­ле­ние — при засе­ле­ни и
  • уме­ние — об уме­ни и

Существительные жен­ско­го рода 3 скло­не­ния обла­да­ют окон­ча­ни­ем :

  • шерсть — в шерст и
  • моло­дежь — о моло­дёж и
  • кару­сель — на кару­сел и

Варианты окончаний предложного падежа

Отметим, что неоду­шев­лён­ные суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния харак­те­ри­зу­ют­ся вари­а­тив­ны­ми окон­ча­ни­я­ми -у/-ю или :

  • най­ти в лес у — рас­спро­сить о лес е
  • рабо­тать на дом у — нахо­дить­ся в дом е
  • не стой на ветр у — на сквоз­ном ветр е
  • думать о ра е — нахо­дить­ся в ра ю

Выбор этих окон­ча­ний зави­сит от мно­гих усло­вий:

  • сло­во име­ет объ­ект­ное или обсто­я­тель­ствен­ное зна­че­ние;
  • исполь­зу­ют­ся пред­ло­ги «в», «на» или «о»;
  • сти­ли­сти­че­ский харак­тер сло­во­фор­мы (книж­ный, раз­го­вор­ный или разговорно-просторечный);
  • смысл кон­тек­ста;
  • вли­я­ние про­фес­си­о­наль­ной речи;
  • пря­мое или пере­нос­ное зна­че­ние сло­ва и пр.

Существительные муж­ско­го рода с окон­ча­ни­ем име­ют книж­ный харак­тер. Они упо­треб­ля­ют­ся в объ­ект­ном зна­че­нии с пред­ло­гом «о». Слова с окон­ча­ни­ем -у/-ю при­над­ле­жат раз­го­вор­ной речи, чаще име­ют пред­ло­ги «в» и «на» и исполь­зу­ют­ся в обсто­я­тель­ствен­ном зна­че­нии.

Сравним:

  • раз­мыш­лять (о чём?) о берег е — сидеть (где?) на берег у
  • напи­сать о сад е — поса­дить в сад у
  • забо­тить­ся о стро е — сто­ять в стро ю

Словоформы пред­лож­но­го паде­жа с пред­ло­гов «в» и «на» раз­ли­ча­ют­ся сти­ли­сти­че­ски как лите­ра­тур­ные и раз­го­вор­ные:

  • нахо­дит­ся в отпуск е — быть в отпуск у
  • сто­ит в цех е — рабо­та­ет в цех у
  • день­ги на счёт е — быть на хоро­шем счет у

Если у суще­стви­тель­но­го име­ет­ся опре­де­ле­ние, то исполь­зу­ет­ся фор­ма пред­лож­но­го паде­жа с окон­ча­ни­ем .

Примеры

В пуши­стом сне­ге все дере­вья и кусты.

В нашем цехе под­дер­жи­ва­ет­ся поря­док и чисто­та.

Василий рабо­та­ет в цеху уже мно­го лет.

Вся кух­ня ока­за­лась в густом чёр­ном дыме.

В пче­ли­ном мёде мно­го полез­ных веществ для чело­ве­ка.

Видеоурок

Источник

Падеж имен существительных

Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам.

Читайте также:  морфологический разбор любого слова существительного

В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.

Характеристика падежей:

Вспомогательные слова

Кто? лис а

Что? земл я

Что?

Кого? лис ы

Чего? земл и

Кому? лис е

Чему? земл е

Кого? лис у

Что? земл ю

Кем? лис ой

Чем? земл ей

О ком? о лис е

О чем? о земл е

Падеж Падежные вопросы Смысловые вопросы
Именительный есть
Родительный нет Где? Как?
Винительный вижу Где? Куда?
Творительный доволен Где? Как?
Предложный думаю Где?

Падежи подразделяются на: прямой и косвенные.

Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.

Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.

Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:

  1. Найти в предложении слово, к которому относится существительное, и поставить от него вопрос;
  2. По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.

Над волнами кружили чайки.

Кружили (над чем?) над волнами – Т. п.

Предлоги падежей

Именительный падеж – предлогов нет.

Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с.

Дательный падеж: к, по.

Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за.

Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с.

Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на.

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами

  • Как отличить именительный и винительный падежи:

Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.

Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.).

  • Как отличить родительный и винительный падежи:

Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ —ы(и). В В. п. окончания –у (ю).

Лапа (кого?) куниц ы — Р.п. / вижу (кого?) куниц у – В. п.

Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).

Лапа (кого?) медвед я – вижу (кого?) медвед я .

Лапа (кого?) (лис ы ) медвед я – Р. п. – вижу (кого?) (лис у ) медвед я – В. п.

  • Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с» :

При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.

Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.

  • Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:

Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.

Д. п. — написала письмо бабушке Наташе [и] – бабушку зовут Наташа

Р. п. – написала письмо бабушке Наташи [и] – это Наташина бабушка

  • Как отличить дательный и предложный падежи, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы:

В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.

Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по

П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на

  • Как отличить творительный и винительный падеж при совпадении смысловых вопросов и предлогов:

В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.

Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом

В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод

  • Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:

При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.

В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент

П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник