Меню

Поставь глаголы в настоящем будущем и прошедшем времени разрешать



Глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени.
материал по русскому языку (3 класс) на тему

Презентация к уроку русского языка в третьем классе. Программа «Планета знаний»

Скачать:

Вложение Размер
glagoly_v_proshedshem_nastoyashchem_i_budushchem_vremeni.pptx 871.07 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени.

Словарная разминка Ш ё л, пр и ш ё л, заш ё л, переш ё л.

Настоящее время Летом ученики (поехать) в Санкт-Петербург.

Настоящее время Летом ученики (что делают ?) в Санкт-Петербург.

Настоящее время Летом ученики едут в Санкт-Петербург.

Прошедшее время Летом ученики (поехать ) в Санкт-Петербург.

Прошедшее время Летом ученики (что делали?) в Санкт-Петербург.

Прошедшее время Летом ученики ездили в Санкт-Петербург.

Будущее время Летом ученики (поехать ) в Санкт-Петербург.

Будущее время Летом ученики (что сделают?) в Санкт-Петербург.

Будущее время Летом ученики поедут в Санкт-Петербург.

Прошедшее время Формы какого времени глаголов нужно использовать в роли сказуемого, если нужно сообщить о действиях, которые происходили до момента речи?

Настоящее время Формы какого времени глаголов нужно использовать в роли сказуемого, если нужно сообщить о действиях, которые происходят в момент речи?

Будущее время Формы какого времени глаголов нужно использовать в роли сказуемого, если нужно сообщить о действиях, которые будут происходить после момента речи?

Упр. 63 Брат выполняет задание на компьютере. Брат выполнял задание на компьютере. Брат выполнит задание на компьютере. н.вр . пр.вр . б.вр .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение глаголов) Цели предметные: Ø уточнить и обобщить сведения о глаголе, познакомить с изменением.

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему: «Правописание глаголов в настоящем и будущемвремени. Морфологический разбор глаголов. «. Данный конспект.

Проект урокаПредмет: русский языкТема урока: «2 лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени»Количество часов по учебному плану: 5Программа: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

Презентация к интегрированному уроку (русский язык и литература) 4 класс.

Обучение правописанию окончаний глаголов 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени, закрепление навыков письма через взаимные диктанты.

Спряжение глагола. 2 лицо глаголов настоящего и будущего времени.

Источник

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Употребление глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени в речи.

2.Употребление одних форм времени вместо других.

Прошедшее время глагола – это время, которое указывает на то, что называемое глаголом действие происходило или произошло до момента речи.

Настоящее время глагола – это время, которое показывает, что называемое глаголом действие происходит в момент речи.

Будущее время глагола – это время, которое указывает на то, что называемое глаголом действие будет происходить или произойдет после момента речи, в будущем.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Время глагола выражает отношение действия, обозначаемого глаголом, ко времени его осуществления. В русском языке выделяются формы прошедшего, настоящего и будущего времени.

Вспомним, что обозначает каждая форма времени. Обратите внимание на таблицу.

обозначают действие, которое уже совершилось

обозначают действия, которые происходят сейчас

обозначают действия, которые будут происходить

изменяются по числам и родам (в ед. ч.) учил, пел, играл

изменяются по лицам и числам: учу, пою, играю

изменяются по лицам и числам: буду учить, буду петь, буду играть

Застучала за окошком звонкая капель, потеплел воздух, потемнел и осел снег. Умчались зимние дни. В лесу все дышит весной. Вот-вот выбросят первые цветки-серёжки деревья, прилетят грачи, поплывут по реке первые льдинки. Заблестят шальные весенние ручьи, наполнят лес звонким журчанием. А пока ещё лесной народ оставляет на снегу свои автографы.

Подберём глаголы в пустые ячейки, воспользуемся примерами из текста.

Глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени, а глаголы совершенного вида имеют формы прошедшего и будущего времени.

Глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени, а глаголы совершенного вида имеют формы прошедшего и будущего времени.

Обратите внимание на формы будущего времени. У глаголов совершенного вида форма простая (выбросят, прилетят, поплывут, заблестят, наполнят); а у глаголов несовершенного – сложная или составная (например, будет дышать, будут оставлять).

Рассмотрим употребление форм одного времени в значении другого.

Применение форм одного времени в значении другого часто встречается в литературных произведениях. Это позволяет автору достичь выразительности, образности.

1. Форма настоящего времени может употребляться в значении будущего (действие должно осуществиться в скором будущем): «Завтра я еду в Москву».

2. Формы настоящего времени – в значении прошедшего: «Подхожу к дому и вижу одни развалины». Это так называемое настоящее историческое.

3. Формы будущего простого времени с отрицанием обозначают отсутствие или невозможность действия в настоящем: «Она думает о чём-то и не шевельнёт даже бровью, и не слышит меня» (А.П. Чехов).

4. Простое будущее может обозначать действия, повторяющиеся в настоящем или в прошлом:

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле,

5. В сочетании с частицей «как» форма будущего времени обозначает стремительное действие в прошлом:

6. Формы прошедшего времени глаголов совершенного вида изредка употребляются в значении будущего: «Пропала моя головушка!» (Л. Н. Толстой).

Прочитаем стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимний вечер» и найдём глаголы.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То по кровле обветшалой

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит

В произведении некоторые глаголы будущего времени употребляются вместо глаголов настоящего времени. При этом такие глаголы помогают выразить однократные повторяющиеся действия.

В речи также может происходить замена одних глагольных временных форм другими.Такая замена позволяет приблизить действие к слушателю, показать его более ярко.

Примеры заданий из тренировочного модуля

Найдите предложения, в которых настоящее время используется вместо прошедшего.

1. Иду я вчера в школу и вдруг натыкаюсь на дерево!

2. Сегодня я занимаюсь только важными делами.

3. Каждый день мы дружно убираем наш класс.

4. В 988 году князь Владимир вводит христианство в качестве государственной религии.

1. Иду я вчера в школу и вдруг натыкаюсь на дерево!

4. В 988 году князь Владимир вводит христианство в качестве государственной религии.

Выделите цветом верные утверждения.

Одна временная форма глагола может употребляться в значении другой.

Прошлое может описываться только при помощи глаголов прошедшего времени.

Глаголы прошедшего времени могут использоваться в значении глаголов настоящего времени.

Глаголы будущего времени могут использоваться в значении глаголов настоящего времени.

Одна временная форма глагола может употребляться в значении другой.

Глаголы прошедшего времени могут использоваться в значении глаголов настоящего времени.

Глаголы будущего времени могут использоваться в значении глаголов настоящего времени.

Источник

Дидактический материал по русскому языку «Времена глаголов»

1.Прочитайте.Выпишите глаголы. Поставьте вопросы к каждому из них. Укажите время глаголов.

Наши нивы цветут,-

Мы отстояли весну.

Наши силы растут,-

Мир победит войну.

2. Выпишите глаголы вместе с существительными, к которым они относятся. Поставьте вопросы. Укажите время глаголов.

Ребята осторожно выкапывают и переносят уснувшие деревца в новые места. Весной проснётся деревцо и примется расти людям на радость и пользу. И каждый из ребят, кто посадил и вырастил хоть одно деревце, поставил себе при жизни чудесный зелёный памятник.

3. Напишите глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени. Укажите время глаголов.

Писать, читать, решать, говорить, кричать, молчать.

4. Поставьте глаголы в настоящее время.

Пить, шить, лить, бить, вить, ловить, кормить, лепить, греметь, терпеть.

5. Поставьте глаголы в прошедшем времени.

Замёрзну, озябну, продрогну, запрягу, настигну, увязну, приползу, помогу, окрепну, сберегу.

6. Спишите, вставляя подходящие по смыслу глаголы. Укажите их время.

В полдень ( приблизилась, надвинулась ) чёрная туча. Началась гроза. ( Пошёл, полил, хлынул) ливень. Я ( надел, одел ) калоши и взял зонт. Дорогой ( открыл, раскрыл ) его. Скоро дождь ( перестал, кончился ).

7. Прочитайте описание бури. Выпишите глаголы вместе с существительными. Укажите время глаголов.

Визжит ветер, мечется, как бешеный, мчатся рыжие, низкие облака. Всё закружилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень. Молнии слепят огнистой зеленью, стреляет, как из пушки, отрывистый гром.

8. Спишите текст, вставив пропущенные буквы. Укажите время глаголов и поставьте их в прошедшем времени. Вставь пропущенные буквы.

Всё могут человеческ. руки. Они превратят дик. земли в богат. поля. Они раздвинут дремуч. леса, осушат топк. болота, наполнят влагой жарк. пустыни.

9.Спишите глаголы в порядке усиления действия (движения). Припишите к ним подходящие по смыслу существительные. Укажите время глаголов.

Шёл, мчался, бежала, летела, тащилась, скакал, ползла.

Конь, путник, ракета, черепаха, грузовик, кляча, собака.

10. Спишите стихотворение. Укажите время глаголов. Поставьте выделенные глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

11. Спишите, вставив пропущенные буквы. Поставьте глаголы в прошедшем времени, чтобы показать, что весна уже наступила. Выпишите слова с безударными гласными. Рядом напишите проверочные слова.

Наступает в. сеннее половодье. Быстро тает сне. т. кут ручьи. Река выходит из б. регов. Она затопляет п. ля, луга и с. ды.

12. Выпишите глаголы, вставив пропущенные буквы. Поставьте глаголы в настоящем времени. Запишите их. Укажите время глаголов. Поставьте ударения.

Х. дил к реке. Л. вил рыбу. Т. нул сеть. Т. пил печь. В. рил уху. К. рмил семью.

13. Вставьте пропущенные буквы, проверив их глаголами будущего времени. Укажите время глаголов.

Посв. тил фонариком. Посм. трел вокуг. Ув. дал зайца. Упл. тил деньги. Под. рил цветы. Нак. рмил собаку. Сл. зала языком. Сл. зал с дерева.

14. Спишите, вставив подходящие по смыслу глаголы. Укажите время глаголов. Выделите в них приставки.

Весна ( одела, надела ) деревья в зелёный наряд. Оля ( одела, надела ) на голову венок из цветов. Лиса ( забралась, взобралась ) в курятник. Кошка ( забралась, взобралась ) на дерево.

15.Прочитайте и озаглавьте рассказ. Выпишите выделенные глаголы. Укажите их время.

У Дашеньки была мама и тётя. Они обе любили свою девочку, но воспитывали её по-разному.

Мама заставляла Дашеньку рано вставать; прибирать комнату, учить уроки. Она учила свою дочку любить труд и не бояться никакой работы.

А тётя ничего не заставляла делать; она сама решала за Дашеньку задачки.

— У меня злая мать и добрая тётя, —говорила Дашенька.

Выросла Дашенька, поступила на работу. Не нахвалятся на неё люди – золотые руки у Дашеньки.

— Кто же это научил тебя так работать? – спросят женщины.

Загрустит Дашенька, опустит голову: «Учила меня мама, спасибо ей!»

Источник

Будущее время глаголов

Глагол имеет категорию времени. Глаголы в форме будущего времени обозначают действие, которое произойдёт после того, как о нём скажут (т. е. после момента речи).

что сделает? — нарисует

что сделают? — нарисуют

что будет делать? — будет рисовать

что будут делать? — будут рисовать

Глаголы будущего времени имеют две формы:

  • простая форма — образуется от глаголов, в неопределённой форме отвечающих на вопрос что сделать?. Тогда в будущем вопрос будет — что сделает? или что сделают? — нарисует, нарисуют.
  • составная (сложная) форма — состоит из глагола быть в форме будущего времени ( буду, будем ) и глагола в неопределённой форме — буду рисовать, будем рисовать. Вопросы будут — что будет делать? что будут делать?

Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам и числам и имеют по 6 форм. Значение времени выражается личными окончаниями. При этом глаголы в простом будущем времени имеют те же окончания, что и соответствующие глаголы в настоящем времени. А у глаголов в составной форме изменяется только глагол быть .

Примеры изменения глаголов в будущем времени:

Простое будущее время:

Лицо I спр. II спр.
Ед. ч. Мн. ч. Ед. ч. Мн. ч.
1-е лицо (я, мы) станцу ю станцу ем исправл ю исправ им
2-е лицо (ты, вы) станцу ешь станцу ете исправ ишь исправ ите
3-е лицо (он, она, оно, они) станцу ет станцу ют исправ ит исправ ят

Составное (сложное) будущее время:

Лицо Единственное число Множественное число
1-е лицо (я, мы) буд у танцевать буд ем танцевать
2-е лицо (ты, вы) буд ешь танцевать буд ете танцевать
3-е лицо (он, она, оно, они) буд ет танцевать буд ут танцевать

О прошедшем и настоящем времени глаголов смотри по ссылкам.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Читайте также:  Что такое редуцированная форма глагола