Меню

Поурочный план на тему виды глагола



План-конспект урока русского языка по теме «Виды глагола»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА В 5 «А» КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ «ВИДЫ ГЛАГОЛА»

Учитель русского языка Л.Н.Нагаева

2011/2012 уч.год

ТЕМА УРОКА: Виды глагола.

ЦЕЛИ: 1) Ознакомить с новой грамматической категорией – вид;

2) Развивать умения распознавать виды глагола;

3) Воспитывать любовь к русскому языку, обогащать словарный

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: 1) проблемная технология;2) ИКТ;

3) игровая технология; 4) личностно-ориентированная технология;

ОБОРУДОВАНИЕ: 1) интерактивная доска с применением 2-х программ;

2) раздаточный материал на карточках разной степени сложности;

3) цветные мелки.

I. Оргмомент, проверка домашнего задания.

II. Словарно-орфографическая минутка.

1. Класть – клал, кладу.

2. Положить – положил, положу.

Кампания, компания, проволока, проволочка (уменьшительно-ласкательное к слову проволока), проволочка (задержка).

III.Объяснение нового материала.

1. Работа с фрагментом текста из рассказа Л.Андреева «Никита», который изучается параллельно на уроках литературы.

Он бежал долго. Он пробежал по пыльной пустой дороге всю деревенскую улицу, потом уморился и сел в тени овина.

Дома Никита увидел мать. Она сидела за столом и смотрела, не отводя глаза, на старого солдата, который ел хлеб и пил молоко.

Задание:1) Найдите в тексте глаголы – сказуемые. Запишем первый из них, поставим к нему вопрос, а затем следующий и тоже поставим вопрос. .

Бежал (что делал?) пробежал (что сделал?)

уморился (что сделал?)

сел (что сделал?)

увидел (что сделал?)

сидела (что делала?)

смотрела (что делала?)

ел (что делал?)

пил (что делал?)

Вопросы: 1) есть ли разница по значению между глаголами или ее нет?

2) в чем вы видите её?

3) в чем разница в морфемах между глаголами – вопросами?

4) какой же вывод напрашивается? какие предположения вы можете высказать?

Ребята, мы подошли с вами к новой теме : Виды глагола – это неизменяемая грамматическая категория глагола.

Запомните!

Глаголы, отвечающие на вопрос – что делать? – несовершенного вида.

Глаголы, отвечающие на вопрос – что сделать? – совершенного вида.

2. Работа с таблицей в учебнике стр. 241.

Вопросы: Какого вида бывают глаголы в русском языке?

На какие вопросы отвечают глаголы совершенного вида?

На какие вопросы отвечают глаголы несовершенного вида?

(Приведите свои примеры)

Что выражают виды глагола?

В каком времени может быть глагол совершенного вида и в

каком не может быть?

3. Чтение теоретического материала на стр. 242 учебника, подтверждающего правильные ответы.

(ФИЗКУЛЬТМИНУТКА – через 20 минут работы)

IV. Закрепление нового материала.

2. Самостоятельная индивидуально-дифференцированная работа по раздаточному материалу

(Задания средней сложности и задания повышенной сложности по тексту Л.Андреева «Никита»- выписать глаголы совершенного и несовершенного вида в 2 колонки и дополнительные задания по составлению схем предложений).

Карточка №

Бочка молчала. В лесу, далеко за деревней, кто-то ухнул, и в бочке тоже ответил ему страшным голосом маленький житель: я тут!

Никита выбежал из сарая во двор. На небе светило доброе солнце, облака не застили его сейчас, и Никита в испуге поглядел на солнце, чтобы оно защитило его.

«Там житель в бочке живет!», — сказал Никита, смотря на солнце.

1) Выписать в 2 столбика глаголы совершенного и несовершенного вида;

2) Составить схему последнего предложения;

3) Составить схему 4 предложения.

Задание для детей, которые успевают на «3», на интерактивной доске в программе «Актив-экспайс».

На интерактивной доске фрагмент текста из рассказа Л.Андреева «Никита».

Мать (не)услышала сына. Никита пош…л за сарай, он хотел погл…деть, (не)выл…зает ли пень – голова из земли; у пня рот большой, он всю капусту на огороде поест, из чего тогда мать будет щи в…рить зимой?

Задание: Вставьте пропущенные буквы, определите вид глаголов и обозначьте их буквами с – совершенный, н— несовершенный.

3. Игра «Дядюшка-глагол».

V. Итоги урока.

— Что узнали на уроке о глаголе?

— С чем уходите с урока?

Оценки

Домашнее задание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту.

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами .

Урок русского языка. 6 класс. Тема «Наклонение глагола». Урок с элементами технологии критического мышления и информационно-коммуникативной технологии.

Повторить и обобщить теоретические сведения о грамматических признаках глаголов, об их синтаксической роли и .

Читайте также:  Морфологический разбор глагола будет печь

Это первый урок по теме «Глагол» в 6 классе, построенный с учётом дифференцированного подхода. Идея домино, позаимствованная у коллеги по школе, родилась из орфографического лото.

Цель: познакомить учащихся понятием «несклоняемые имена существительные» а) уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; б) учить детей иссл.

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо&raquo.

Источник

Поурочный план по русскому языку по теме» Вид глаголы»

Русская речь.6 класс.

Тема урока: Виды глагола. Видовые пары.

Лексическая тема: Разделите так, как делили работу.

уметь отличать глагол от других частей речи;

научить правильно произносить глаголы;

не допускать речевых ошибок;

способствовать сохранению и укреплению здоровья через физ.минутку, отдых.

Оборудование: доска, учебник, плакат, физ.минутка.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, очень рада видеть вас всех веселыми и здоровыми. Кого нет в классе? Что было задано на дом? Запишите число и тему.

II. Актуализация знаний. Проверка выполнения домашнего задания:

упр.3 стр.117. Переведите на казахский язык

III. Знакомства с новой темой .

Глагол — это самостоятельная часть речи, которая объединяет слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос что делать? что сделать? В предложении глаголы выступают в основном в роли сказуемого. Например: идти, писать, управлять, любить, спать, уважать.

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида . Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос — что сделать? и указывают на завершенность действия, на его конец и результат. Например: получить, купить, сносить

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и не указывают на завершенность действия, на его конец и результат. Например: получать, покупать, носить.

Глаголы совершенного и несовершенного вида объединяются в пары:

Эти пары называются видовыми : они имеют одно значение и различаются только грамматически- относятся к разным видам.

Упр.1 стр.12 2 . Прочитайте, выполните задания к тексту.

Допишите сказуемые по вопросам.

Ученики не забывали старого учителя. Матери прислали мальчиков помочь в хозяйстве. Учитель поблагодарил и попросил мальчиков наполнить кадку водой.

Один мальчик выбрал прочное ведро. Другой снял игрушечное ведерко. Много раз мальчики ходили к колодцу. Учитель позвал мальчиков.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Поставьте вопросы к сказуемым.

1) Я никогда не забываю делать д о машние з а дания. Я не забыла т е традь дома.2) Мы долго разг о варивали по т е лефону. Сегодня я пог о ворила с подругой. 3) Ребята см о трели инт е ресную передачу по телевизору. С е годня они посм о трели выступления юных танцоров.

Источник

Урок русского языка в 5-м классе по теме «Виды глагола». Раздел «Морфология»

Цель урока:

  • познакомить обучающихся с различением глаголов на виды по вопросам и по назначению;
  • формировать умения владеть способом действия по распознаванию видов глагола;
  • повышать познавательную активность на уроке русского языка.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. 5 – минутная разминка.

— Вчера мы изучали правописание сочетаний -тся и -ться. Вспомните способ определение правописания ь знака.

Проведём с вами небольшую разминку на закрепление изученной орфограммы. Я называю вам слова. Если в слове пишем «ь» знак – хлопок, нет «ь» знака – топот ногами.

Пар расстилается, быстро мчаться, свет разливается, долго купаться, лес улыбается, не успела оглянуться.

III. Рассказ обучающихся, по опорной таблице о глаголе, не включая вид глагола.

IV. Объяснение нового.

1. Анализ примеров.

— Сегодня на уроке мы рассмотрим виды глаголов. Откройте параграф 111 на стр. 241 материал для наблюдений со звёздочкой.
— Каково значение выделенных глаголов?

Решали – протяжённость действия;
Решили – завершённость действия.

2. Знакомство с отличиями глаголов совершенного и несовершенного вида.

— Чтобы попробовать разобраться в значениях и вопросах глагола к нам на урок пришли 2 вида глагола. И они хотят нам представиться.

Глагол сов. вида:

Я глагола вид совершенный,
И ничуть я, ребята, не вредный.
Вы вопрос “что сделать?” скажите,
Так меня везде отличите.

— Итак, первый вид совершенный. На какой вопрос он отвечает?

Глагол несовершенного вида:

А я, ребята, несовершенный вид,
И звание мне это вовсе не претит.
Вопрос “что делать?” мне задайте,
И голову мне не ломайте.

— Второй вид несовершенный. На какой вопрос он отвечает?

Откроем стр. 242 и прочитаем все вопросы, которые можно задать глаголу.

V. Закрепление.

Читайте также:  Таблица спряжений глаголов польского языка

1. Распределение глаголов по видам.

— В руках у глаголов совершенного и несовершенного видов корзиночки. У вас листочки со словами. Определите в паре вид глаголов и положите в нужную корзинку.
— Глаголы в корзинках, проверять будем так. Если правильно определён вид – молчание, если неправильно – хлопок.

2. Работа с учебником – упр. 648 (коллективно).
3. Рассказ обучающихся о глаголе по опорной таблице, включая и виды.

VI. Итог урока.

— Какие новые сведения вы получили о глаголе?

VII. Домашнее задание: стр. 242, правило, упр. 645.

Источник

Урок русского языка по теме «Виды глагола»

русского языка в 5 классе

ЦЕЛЬ УРОКА:
1 . Образовательная: ученик определяет вид глагола.

2. Развивающая: ученик развивает умение образовывать видовую пару.

3. Воспитательная: ученик воспитывает внимательность к языковому материалу.

ХОД УРОКА:

Элементы урока в режиме прямого преподавания

-Добрый день. Рада встретиться с вами вновь. Присаживайтесь.

Прочитайте текст, найдите глаголы, определите их морфологические признаки

Растаял снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною,

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Задайте вопросы к глаголам , найдите различие в грамматическом значении. (выполняется в группах)

Молодцы . Верно выполнили задание, определили грамматическое значение глаголов. А это ещё одна из категорий глагола, о которой мы будем говорить сегодня на уроке – вид глагола.

Запишите тему в тетрадь

Сформулируйте цель урока. (Выслушав ответы учащихся, корректируем цель урока)

Введение нового материала

Объяснение нового материала (слайды)

Распределите глаголы на 2 группы, определив вид глагола.

Слепил, долбил, схватил, чинил, стукнул, поссориться, мириться, подлечил, примерз, хохотал, бормочет, думать, рассмеяться, подарю, увезу, буду рисовать, нарисую, расхвалил, кувыркался, помог. (Выполняется у ИАД или проверяем, сверяясь с информацией следующего слайда)

Подберите к глаголам, выписанным из стихотворения, глаголы другого вида.

Как можно назвать такие пары глаголов? (видовые пары)

Проанализируйте полученные видовые пары и ответьте на вопрос, как они образованы (работа в группах)

Выполните упражнения 938 (1 вариант), 939 (2 вариант).

После проверки делаем вывод о способах образования видовых пар глаголов.

Прочитайте текст, выполните задания.

Вышли на небольшую полянку. Вокруг неё толпятся молодые берёзки. Посередине синеет огромная лужа. Она наполнилась до краёв водой. Я заглядываю в лужу, а там оживлённо плавают лягушки.

Определите их вид.

Образуйте видовую пару.

Определите способ образования видовой пары.

Проверка выполненного задания, краткое повторение основных целей урока.

параграф 85, упр.943

образуйте видовые пары к глаголам упражнения 943

определите способ образования видовой пары.

Источник

Открытый урок по теме «Вид глагола»

Открытый урок по теме

Цель: формирование умений определять вид глаголов и способы образования видовых пар.

— дать понятие о совершенном (несовершенном) видах глагола, о способах образования видовых пар глаголов;

— развивать орфографическую зоркость, монологическую речь, мышление, память, внимание, активизировать познавательную деятельность обучающихся;

— воспитывать сознательное отношение к изучению родного языка;

— способствовать сохранению физического и психологического здоровья обучающихся.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы, приемы и формы работы: практический, проблемно-исследовательский, самостоятельная работа.

Оборудование: плакат «Морфологические признаки глагола», карточки для индивидуальной работы, презентация «Вид глагола».

I этап. Организационный момент

— Добрый день! – тебе сказали.

— Добрый день! – ответил ты.

Нас две ниточки связали

Доброты и теплоты.

Психологическая установка на работу

— Я в школе на уроке.

— Я сейчас начну учиться.

— Я радуюсь этому.

— Внимание моё растёт.

— Я, как разведчик, всё замечу.

— Память моя крепка.

— Голова моя мыслит ясно.

— Я готов к работе.

Открываем тетради, записываем: число, классная работа, тему урока.

II этап. Постановка цели и задач урока

Сегодня на уроке мы будем делать новые открытия в стране Глаголии.

Начнем изучать еще один морфологический признак глагола — это «вид глагола» (слайд 1).

Повторим все то, что вам известно о глаголе как части речи.

-А работать мы будем под девизом:

Не можешь – сумей,

Не знаешь – узнай,

Не бойся тропы отвесной,

Пробуй, ищи, свершай, достигай,

Чтоб жизнь твоя стала песней.

III этап. Повторение изученного материла.

1) Есть ли в нашем девизе глаголы?

Давайте назовем их и вспомним морфологические признаки глагола, как части речи, а поможет нам в этом волшебное дерево, растущее в сказочном лесу, при каждом правильном ответе на дереве вместо цветов будут появляться спелые плоды.

— На какие вопросы может отвечать глагол? (Что делать? Что сделать?)

Читайте также:  Написать предложения с глаголами настоящего времени

— Что обозначает глагол как часть речи? (Это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета)

— Какие вам известны грамматические признаки глагола? (спряжение, число, время (наст, прош., буд.), лицо (у глаголов в наст. и буд. времени), род (у глаголов в прош. времени)

— Каким членом предложения обычно бывает глагол?

2) Давайте запишем пословицы, подчеркнем глаголы и зададим к ним вопросы.

Без труда не вытащишь рыбки из пруда. (2 спр., буд. вр., 2 лицо, ед. ч.)

Язык до Киева доведет. (1 спр., буд. вр., 3 лицо, ед. ч., м. р.)

Подчеркните орфограммы. Назовите морфологические признаки глаголов.

(при затруднении обучающиеся могут обратиться к таблице)

Что общего у записанных глаголов. (время, вопрос)

IV этап. Изучение нового материала. (слайд 3)

— Смотрите, к нам направляется дядюшка Глагол! Да какой красивый! Какой он счастливый! Мне кажется: он потому такой, что мы справились с заданием.

Дядюшка Глагол что-то напевает, давайте послушаем его песенку:

Ах, какое блаженство,

Ах, какое блаженство,

Знать, что я совершенство…

Глагол: У меня сегодня прекрасное настроение и совершенный вид, то есть такой хороший, что уж лучше и быть не может.

Говорят и это лестно!

Что я выгляжу чудесно:

Шляпа, галстук и костюм,

А в глазах — природный ум,

Нос с горбинкой, ясный взгляд.

(Все восторженно глядят).

Весь начищенный, степенный

Вид мой самый совершенный.

Я к тому ж не поленился

И неплохо потрудился:

Сделал нынче столько дел!

Суп сварил, с горы скатился

И при этом не разбился,

Кипятком не обварился,

Лишь немного похудел!

Учитель: Какие действия совершил Глагол? (Дети называют глаголы)

Вернемся к глаголам из пословиц и сравним их с глаголами в речи дядюшки Глагола. Что же у них общего? (вопрос имеет приставку С)

Глагол: Запомните: Я глагол совершенного вида, С – моя любимая буква, отвечаю на вопросы, которые начинаются с этой буквы и уже совершил действия.

— Это легко запомнить.

(слайд 6.) «Поиграем в Золушку». Выписать глаголы совершенного вида в тетрадь

— Устали? Давайте немного отдохнем.

Физминутка (обучающиеся выполняют упражнения)

Хорошо гулять в лесу!

Вот высокая сосна,

К солнцу тянется она.

Над поляной дуб старинный

Ветви в стороны раскинул.

Хорошо гулять в лесу,

Будем мышцы упражнять,

Раз, два, три, четыре, пять.

— Какие глаголы совершенного вида вы услышали? (обучающиеся делают вывод, что глагол совершенного вида здесь один).

Учитель: Как же называются другие глаголы? Может быть, нам подскажет наш гость? (обращается к ребенку, исполняющему роль Глагола) (слайд 7).

— Ребята, что же случилось с глаголом? Пока мы отдыхали, у него испортилось настроение.

Глагол: Всем вокруг сегодня ясно,

Что я выгляжу ужасно:

Сам небрит, костюм измят

Уши в стороны торчат,

Нос крючком, потухший взгляд.

Все сочувственно глядят!

Ах, мой вид несовершенный…

Учитель: найдите глаголы и задайте вопросы.

Глагол в унынии говорит: В моём вопросе никогда не будет приставки С. Конечно в таком настроении, за что я ни возьмусь, ничего не могу довести до конца, и действие ещё не совершил, а только начал, но не закончил.

Учитель: Поможем дядюшке Глаголу исправить настроение.

(слайд 10) «Поиграем в Золушку». Выписать глаголы несовершенного вида в тетрадь

— А какого вида глаголы у нас остались? (сов. вид)

— Докажем это (задаём вопросы: что сделать?)

V Этап. Закрепление материала.

На практике проверить можно точно,

Кто смог теорию усвоить прочно.

А) К нам пожаловали гости. Кто они? Узнайте их. (вывешиваются рисунки на доску) Определите автора. А теперь давайте подберём к иллюстрациям соответствующие отрывки, которые находятся у вас на столах. (Работа в парах). Выпишите глаголы и определите их вид.

1)Поклажа бы для них казалась и легка, да лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду.

2)Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

3) Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Б)Работа с учебником. Параграф 74 (стр. 199),упражнение 593 (выполнение задания №1).

Чтобы наши знания были впрок,

Давайте повторим урок.

— Что узнали нового о глаголе?

-Какого вида бывают глаголы?

-Чем они отличаются друг от друга?

Чтобы упрочить ваши знания,

Даю домашнее задание.

П.74 стр. 199 теоретический материал, упр.594.

Источник