Меню

Поурочный план по русскому языку глагол неопределенная форма



Конспект урока русского языка по теме «Неопределенная форма глагола»

Тема: Неопределённая форма глагола

Цели:

  • Формирование представлений о глаголах неопределённой формы и умений определять их в устной и письменной речи.
  • Развитие познавательной деятельности учащихся, критического мышления, умений ставить вопросы и находить ответы, умений самоанализа и самооценки своей деятельности.
  • Воспитание правильного отношения к читательской деятельности, внимания, трудолюбия.

1. Актуализация знаний

– Начнём урок с народной мудрости. На доске пословицы, почитайте их.

Не всякий, кто ч.тает, во чтен.е силу знает. Не на пользу книги ч.тать, когда только в.ршки с них хв.тать.

– Объясните правописание орфограмм.
– На какую тему эти пословицы?
– Запишите в тетрадь, выделяя орфограммы.
– Определите глагольные словосочетания в 1-й пословице.
– Объясните смысл второй пословицы.
– Прочитайте подчёркнутые слова.
– К какой части речи они относятся?
– Что вы знаете о глаголе?

На доске выставляются таблицы с грамматическими признаками глагола)

– Что вы можете сказать о глаголах из пословиц?

(2 группы: 1-я отвечает на вопрос «Что делает?»; 2-я – на вопрос «Что делать?»)

– Расскажите о глаголах 1- группы. (Глаголы в форме наст. вр., несов. вида, 3 л., окончание -ет)

– Что можете сказать о глаголах 2-й группы? (Вопрос, вид)

2. Сообщение темы и задач урока

– Это глаголы неопределённой формы.

Гл. неопр. формы.
Инфинитив (с лат. «неопределённый»)

– Глаголы неопределённой формы – тема сегодняшнего урока.

– Что хотите узнать о глаголах неопределённой формы?

– Сформулируйте задачи урока. (Задачи урока – ответить на поставленные вопросы и научиться определять глагол – инфинитив в устной и письменной речи.)

3. Новый материал

– Предлагаю найти ответы на эти вопросы в сказке об Инфинитиве. При чтении отмечайте признаки инфинитива прямо в тексте, пользуясь обозначениями:

  • «V» – знаю;
  • «+» – для меня новое.

– Помните о смысле 2-й пословицы.

2. Самостоятельная работа с текстом.

– Что вы знали о глаголе неопределённой формы?
– …
– Что нового узнали?
– …
– Кто нашёл все грамматические признаки глаголов неопределённой формы?
– Какой вывод должны сделать остальные ребята? (Читать внимательно, вдумчиво)

– Пользуясь кластером, расскажите о глаголах неопределённой формы. (Отвечают на вопросы…; имеют вид…; суффиксы ть, ти, могут заканчиваться на чь; нет окончаний, нет числа, нет лица, не имеют формы времени.)

– Прочитаем вывод в учебнике на стр 78.

4. Физминутка

– Я называю глаголы, если это глагол неопределённой формы – вы приседаете, если это любой другой глагол – встаёте.

Гудеть, пишет, бежать, читает, стеречь, рисует, шьёт, научить, поёт, блестит, блистать, желаю, иметь, пляшет.

Упражнение для осанки.

5. Первичное закрепление нового материала

1. стр. 78, Упр.107 (выполняем 1 и 2 задания с комментированием 1-е слово).

– Что общего у всех глаголов? (Суффикс ть.)

– Какие ещё суффиксы имеют глаголы неопределённой формы? (ть, ти)

2. Пропись этих суффиксов строчку.

6. Самостоятельная работа с проверкой в классе

Карточка:

  • 1 вариант – упр. 1 (1 чел у доски);
  • 2 вариант – упр. 2 (1 чел у доски).

Проверка:

  • Кто правильно выписал и обозначил суффиксы – «ставит знак +».
  • Кто допустил ошибку – «^».
  • У кого не получилось самостоятельно выполнить работу – «–».

7. Выполнение упражнений

Карточка: упр. 3 (1 чел. у доски, 6 чел по карточкам упр. 4)

8. Подведение итогов

– Что узнали нового, чему научились?
­– Что должны знать о глаголах неопределённой формы?
– Лист учёта знаний – отметить, как научились определять глаголы неопределённой формы.
– Каждый для себя подведёт итог своей работы на уроке, продолжив предложение глаголами неопределённой формы

На уроке русского языка мне понравилось …

9. Домашнее задание, инструктаж

  • Стр. 78, упр. 108;
  • Творческое задание – придумать «запоминалку» о глаголах неопределённой формы (схема, рисунок, стихотворении и т.п.).

Приложение

Сказка об Инфинитиве

В одной книге девочка Оля попадает в гости к этому Инфинитиву. На двери зала, где он живёт, висит табличка: великий отшельник Инфинитив.
Оля постучала и чуть-чуть приоткрыла дверь.
– Часы! – услышала она голос.
– Что?
– Часы! Я сказал: снимите часы! В моё жилище запрещено входить в часах. Я не хочу иметь ничего общего со временем.
Оля сняла часы и положила их под камень у входа. Сгорая от любопытства, она распахнула дверь и вошла. Перед ней стояла странная фигура, закутанная в чёрный плащ, в чёрной маске, в зелёной шляпе, совершенно неопределённой формы. Фигура была похожа не то на разбойника с большой дороги, не то на скрывающегося от своих врагов принца.
– Почему вы живёте здесь один?
– Во-первых , у меня не бывает окончания, хоть многие суффикс ть принимают за окончание. Ещё у меня есть один секрет: я не умею считать. Да-да, я занимаю такое важное положение на острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины, и очень серьёзные!
– Расскажите, пожалуйста, это так интересно!
– Но это тайна! Государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть, вернее, напеть. Это непростая песенка, это песенка – загадка:

Начальной формой быть приятно,
Начало лучше, чем конец –
Инфинитив – звучит занятно, –
Я вам назвался, наконец.
Ко мне летят лишь два вопроса,
В них смысл жизни для меня.
А если про другое спросят,
Молчу, – меня не обвинят.
Вид у меня бывает разный…
А про лицо я дам ответ:
Его не видели ни разу,
Его по-видимому нет.
Всегда по горло делом занят.
Нет времени – так где же взять?
Тому, кто этого не знает,
Инфинитива не понять…

Оля уже не первый раз была в Волшебной стране, и поэтому ей нетрудно было отыскать очень важный грамматический смысл, спрятанный за строчками этой песенки. Она поблагодарила Инфинитив за песенку, а потом спросила:
– Только я так и не поняла, вам негде взять время, или вы не хотите иметь с ним ничего общего?
– И то, и другое. Во всяком случае, я от него не завишу, мне не нужны ни часы, ни календари. Зато я всегда имею вид.
– Да, вид у вас совершенно замечательный, даже когда он несовершенный.
– Ну, а что за история с вашим суффиксом ТЬ?
– Мягкий знак в моём суффиксе очень капризен и непрочен – ведь он такой мягкий. Иногда я заменяю его буквой И тогда получается суффикс ТИ. Звучит тоже совсем неплохо: нести, везти, плести… Правда, сознаюсь тебе, глаголов так много, некоторым из них не хватило этих моих суффиксов. Но они не обиделись. А собрались в дружную компанию. Печь, течь, стеречь… Про них даже сочинили целое правило.

Читайте также:  Русские глаголы которые не имеют 1 лица единственного числа

Карточка

Упражнение 1

Выпишите глаголы в неопределённой форме, выделите ту часть в слове, которая указывает на неопределённую форму.

Как поступить, если хочется драться,
Плакать, кричать и щипать, и бодаться?
Хочется очень толкать и брыкаться,
Прыгать скакать и юлой извиваться…

Упражнение 2

Выпишите глаголы в неопределённой форме, выделите ту часть в слове, которая указывает на неопределённую форму.

Ударил гром двенадцать раз
И замер в стороне.
Природа отдала приказ
Салютовать весне.
Приказ – черёмухе цвести,
крапиве быть не злой,
дождю дорожки подмести
серебряной метлой.
Чтоб каждый кустик был певуч,
Всем птицам звонче петь,
А солнцу выйти из-за туч,
И веселее греть!

Упражнение 3

Выпишите глаголы и поставьте их в неопределённую форму.

наст.вр н.ф
Кормит – кормить, …

Вот и выпал первый снег,
И обрадовал он всех.
Побелело всё вокруг.
Кошка ловит белых мух.
Дети весело бегут,
Санки и коньки берут,
Хорошо, что есть она,
Наша зимушка – зима!

Упражнение 4

Вставь вместо точек данные в скобках глаголы, употребив их в неопределённой форме, чтобы получились пословицы.

Кто хочет много …, тот должен мало … (знал, спал). Лучше хорошо …, чем хорошо … (поступал, говорил). Умение … дороже золота (работал).

Источник

План-конспект по русскому языку по теме «Неопределенная форма глагола»(4 класс ФГОС)

Урок русского языка по теме «Неопределенная форма глагола» для учителей начальной школы работающих в 4 классе по программе «Школа России» к учебникуВ.П.Канакиной,В.Г.Горецкого

Просмотр содержимого документа
«План-конспект по русскому языку по теме «Неопределенная форма глагола»(4 класс ФГОС)»

МБОУ Сокольчинская сош №3

учитель Баженова Н.М.

План-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тема : Неопределенная форма глагола

Определить особенности глаголов неопределенной формы;

Читайте также:  Глагол пахнет безличный или личный

Формировать умение правильно ставить вопросы что делать? что сделать?;

3 Формировать умение находить неопределенную форму глагола;

4. Развивать умение анализировать, обобщать, моделировать, выделять главное.

Учебно- языковые умения

Находить глаголы в неопределённой форме;

образовывать начальную форму глагола;

выполнять морфемный разбор глагола в неопределённой форме.

Умение строить высказывания в научном стиле

Осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв.

Принимать и осознавать учебную задачу;

контроль и оценку выполняемых действий;

по предложенному плану;

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности и деятельности других; Личностный

Осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв.

Принимать и осознавать учебную задачу;

контроль и оценку выполняемых действий;

по предложенному плану;

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности и деятельности других;

Тип урока: урок формирования новых знаний и умений .

I. Организационный момент.

Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

II .Минутка чистописания

Писать, читать, бежать, отдавать.

— что объединяет все эти слова(часть речи глагол, отвечают на вопрос-

III. Самоопределение деятельности

Не мешайте мне мечтать!

Чтоб мешок конфет достать,

Развернуть, жевать, сосать,

Чавкать, чмокать, уплетать,

Долго-долго не глотать,

Мне не надо в рот смотреть!

Совесть надобно иметь!

Так могу я подавиться

И на месте умереть!

•Найдите глаголы, поставьте к ним вопросы. Время определить нельзя) Число? (Число также нельзя определить)
— Куда поместим глаголы? (В отдельный столбик.)
— А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число?

— Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола.

•Сформулируйте задачи урока.

IV. Работа по теме урока.

1)Первичное закрепление. Игра «Кто самый Внимательный».
Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи.
Записать глаголы в неопределенной форме.
Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь.

— Обратить внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их.

— На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме?

-Имеют окончания: — ти, — ть

2)Работа с правилом (стр 72)

3) Работа по учебнику (упр.149)

4) Правописание глаголов неопределенной формы. оканчиваются на – чь

-чь (беречь, стеречь, сжечь, постричь, достичь, жечь, лечь, стричь.)

V. Физкультминутка для глаз

VI. Игра «Назови одним словом!» (Коллективно)

Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы.

Клевать носом; — дремать

Пропустить мимо ушей; — прослушать

Делать из мухи слона; — преувеличивать

Зарубить на носу; — запомнить

Вставлять палки в колёса; — мешать

Обвести вокруг пальца; — обмануть

Держать язык за зубами. – молчать

VII Индивидуальная работа по карточкам

Списать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределенной формы. Подчеркнуть глаголы.

Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Упражнения нужно (выполняю) медленно. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке.

Источник

Конспект урока русского языка «Неопределенная форма глагола»

Технологическая карта изучения темы: «Неопределённая форма глагола»

Неопределённая форма глагола

открытия новых знаний

создать условия для ознакомления детей с темой «Неопределенная форма глагола».

Образовательные:

  • Познакомить с понятием неопределённая форма глагола.
  • Познакомить с вопросами, на которые отвечают глаголы неопределённой формы.
  • Познакомить с особенностями глаголов, которые указывают на неопределенную форму.
  • Учить образовывать глаголы неопределенной формы.
  • Учить находить в тексте глаголы неопределенной формы.

Развивающие:

  • Способствовать развитию логического и образного мышления.
  • устную связную речь.

Воспитательные:

  • Продолжать формировать культурно – гигиенические навыки, правила поведения и общения.
  • Воспитывать аккуратность.

Предметные

  • определение неопределённой формы глагола;
  • чем являются –ТЬ, –ТИ, — ЧЬ в глаголах неопределённой формы.
  • распознавать неопределенную форму глагола по вопросу и морфологической структуре;
  • обозначать –ТЬ, –ТИ,- ЧЬ в глаголах неопределённой формы;
  • находить глаголы неопределенной формы в тексте.
Читайте также:  4 класс вставь окончания глагола карточки

Метапредметные

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие;
  • постановка и формулирование проблемы;
  • структурирование знаний;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • установление причинно-следственных связей; анализ, синтез, сравнение, обобщение.
  • выполнение учебного действия;
  • планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;
  • осуществлять самоконтроль;
  • оценивать правильность выполнения действия;
  • уметь определять, формулировать цель урока с помощью учителя;
  • планирование своей деятельности;
  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
  • выполнение пробного учебного действия;
  • контроль, коррекция, оценка;
  • самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера логической цепи.
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
  • учет разных мнений;
  • формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;
  • достижение договоренностей и согласование общего решения;

Личностные

  • проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач;
  • осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • интерес к предметно-исследовательской деятельности;
  • адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;
  • оценка своих достижений.

Неопределенная форма глагола, начальная форма глагола.

Толковый словарь С.И. Ожегова (3шт.), жетоны в виде золотых монет, карточки с заданиями, карточки для составления кластера.

В. П. Канакина. В. Г. Горецкий Русский язык 4 класс, часть 2.

Фронтальная и групповая форма.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организация класса на работу

— Здравствуйте, ребята! Встаньте из-за парт, выровняйтесь, покажите мне свою готовность к уроку, приведите в порядок свое рабочее место.

Прозвенел для нас звонок,

Пригласил нас на урок.

Но сначала повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.

включаются в учебную

— Я вас приглашаю совершить экспедицию. Значение этого слова узнаем, посмотрев в Толковом словаре. Откройте в словарях страницу, заложенную закладкой, и прочитайте лексическое значение этого слова.

Смотрят определение слова в Толковом словаре. (Путешествие со специально определённой целью — научной или военной).

Регулятивные УУД: выполнение учебного действия; — планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; осуществлять самоконтроль;

оценивать правильность выполнения действия.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

— В экспедиции будут участвовать три группы: каждый стол – это отдельная группа. Вспомним правила работы в группах.

  • Один говорит, другие слушают.
  • Если не понял, переспроси.
  • Работать должен каждый на общий результат.
  • Свое несогласие выражаем вежливо.

— В экспедиции за каждое правильно выполненное задание вы будете получать золотые монеты. В конце мы подведем итоги и узнаем, какая из групп наибольший вклад внесла в нашу работу.

— На протяжении всего нашего научного путешествия вы будете вести путевой дневник – это ваши тетради, в которых необходимо писать аккуратно и грамотно.

— Перед тем как отправиться в путь, разомнемся.

— Откройте путевые дневники. Запишите число и классная работа.

— Прочитаем хором слова, которые представлены на слайде (слайд 1).

Зах . дила, бр . сает, п . может.

ходит бросит помощь

— Поставим ударение в эти словах. Назовите безударную гласную. Подберите проверочные слова.

Минутку чистописания.

— Какая буква повторяется во всех этих словах?

— В слове ЗАХОДИЛА назовите слог, в котором она встретилась?

-Запишем этот слог.

— В слове бросает назовите слог, в котором она встретилась?

-Запишем этот слог.

— В слове поможет в каких слогах она есть?

-Запишем этот слог.

— Прочитайте еще раз данные слова. Что их объединяет?

— Это не случайно, потому что в нашей экспедиции мы продолжим расширять свои знания о глаголе.

— Что такое глагол? ( Слайд 2)

— Как изменяются глаголы?

— Какие три времени имеют глаголы?

— Что обозначает глагол прошедшего времени?

— Что обозначает глагол настоящего времени?

— Что обозначает глагол будущего времени?

— Приведите примеры глаголов прошедшего времени, настоящего времени, будущего времени.

— Как изменяются глаголы в этих трех временах?

— Как изменяются глаголы единственного числа прошедшего времени?

Источник