Меню

Практическая работа по прилагательному в 10 классе



ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ. «Имя прилагательное как часть речи»

«Имя прилагательное как часть речи»

Морфологические задания

Задание 1.Сколько имен прилагательных в знаменитом стихотворении А. С. Пушкина «Осень»? Выберите правильный ответ.

Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,

Когда под соболем, согрета и свежа,

Она вам руку жмет, пылая и дрожа!

Задание 2Образуйте краткую форму прилагательных.

Безответственный, безукоризненный, бедственный, бессмысленный, болезненный, вещественный, двусмысленный, действенный, незабвенный, свойственный, медленный, гибкий, актуальный, мокрый, фальшивый, пустынный, видный, достойный.

Задание 3.Образуйте прилагательные от географических названий

Елабуга, Ладога, Таганрог, Гамбург, Нюрнберг, Мец, Великий Устюг, Кривой Рог.

Стилистические задания

Задание 1.Поставьте ударение в кратких прилагательных.

а) Беден – бедна – бедно – бедны

Верен – верна – верно – верны

Желт – желта – желто – желты

Жив – жива – живо – живы

Нищ – нища – нище – нищи

б) Жесток – жестока – жестоко – жестоки

Разумен – разумна – разумно – разумны

Спокоен – спокойна – спокойно – спокойны

Удобен – удобна – удобно – удобны

Буен – буйна – буйно – буйны

Болен – больна – больно – больны

Мал – мала – мало – малы

Смешон – смешна – смешно – смешны

Темен – темна – темно – темны

Широк – широка – широко – широки.

Задание 2Укажите краткие прилагательные, их род, число, поставьте в них ударения. Какими членами предложения они являются?

1. Как хороши, как свежи были розы в моем саду. (Мятлев) 2 Дома новы, но предрассудки стары. (А.Гр.) 3. Примеры мне не новы. (А.Гр.) 4. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса (П.) 5. В той башне высокой и тесной царица Тамара жила: прекрасна, как ангел небесный, как демон, коварна и зла. (М.Л.) 6. Не нагнать тебе бешеной тройки: кони крепки, и сыты, и бойки. (Н.) 7. Средь бела дня. 8. Вокруг тепла гнезда увивалася. 9. На босу ногу.

Задание 3Образуйте от данных прилагательных формы превосходной степени, в том порядке, какой указан в задании 2.

Верный, добрый, новый, сильный, храбрый, тонкий, крепкий, легкий, редкий, кроткий, гадкий, гладкий, жидкий, вязкий, комический, боевой, коренастый, жилистый, напористый, рослый, отсталый, дряблый, алчный, гордый, фиолетовый, коричневый.

Задание 4Образуйте от данных прилагательных форму сравнительной степени в таком порядке: сначала от тех, которые образуют и простую и сложную форму; затем от тех, которые образуют только сложную, наконец, укажите те прилагательные, которые совсем не образуют формы сравнительной степени.

Добрый, терпеливый, светлый, близкий, низкий, сладкий, ветхий, глубокий, кроткий, редкий, жалкий, ловкий, вялый, хриплый, усталый, дружеский, боевой, сиреневый, кремовый.

Задание 5.Из приведенного текста выберите все прилагательные и разберите по схеме.

Мотя – редкий подвид. Краснокнижный теньшанский белокоготный медведь, в дикой природе почти истребленный. Он похож на обыкновенного бурого, но уши у него обрамлены аккуратными щеточками, а на шее он носит пушистый воротник (Новая газета. 2007. № 98).

Задание 6Поставьте основное и дополнительное ударение в сложных прилагательных.

1. Высоковольтный 5. Широкомасштабный

2. Высококлассный 6. Широкоформатный

3. Высокопоставленный 7. Высокоуважаемый

4. Широковещательный 8. Широкоэкранный

Задание 7.Определите различие в значениях прилагательных. Подберите к ним существительные и поставьте ударения.

Задание 8.Замените придаточное предложение одним словом-прилагательным. Определите их лексико-грамматический разряд.

1. Крепость, которую нельзя взять.

2. Препятствие, которое нельзя преодолеть.

3. Авторитет, который не допускает возражений.

4. Равнина, которая тянется без предела.

5. Дождь, который идет без перерыва.

6. Враги, которых невозможно примирить.

7.Свидетель, который судит справедливо.

Задание 9.Исправьте ошибки в образовании сравнительной степени имени прилагательного. Объясните характер ошибки.

1. Шекспира следует изучать в школе более глубже.

2. В последнее время я стал читать литературу более внимательнее.

Читайте также:  Прилагательные слова безударные гласные в корне примеры слов

3. Зощенко обратил внимание на недостатки в обществе более раньше, чем другие.

4. В последнее время с этой дисциплиной дела обстоят наиболее лучше.

5. Студенческое собрание прошло более организованнее, чем предыдущее.

6. Факультет имеет в этом учебном году более высокие показатели, чем в прошлом.

7. Цель шоу – показать наиболее лучшие выступления фигуристов.

8. Части речи мы будем изучать более подробно в аудитории.

Задание 10.Исправьте ошибки в употреблении полной и краткой формы имени прилагательного.

1. Эти материалы периодической печати интересны и доступные.

2. Работать в этой газете было тягостным и неприятно.

3. Преподаватель был внимателен и добр.

4. Эта проблема будет рассмотрена более подробно.

5. Новый студент в группе всегда тих и спокоен.

6. Будьте внимательные и осторожны с неизвестными вам людьми.

7. Семья наша небогата, живем, как все.

8. Ответы студентов ясные и точные.

Задание 11.Необходимость отметить потребительские качества товаров и при этом выделить товар из ряда подобных приводит к употреблению необычных (рекламных) словосочетаний, в результате чего сформировалась группа наиболее употребляемых слов, которая получила название «ключевых» слов. Наиболее распространенные вариации в рекламе – это цена и качество. Составьте как можно больше словосочетаний по схеме «цена + прилагательное», «качество + прилагательное».

Задание 12.В данный текст вместо отточий вставьте полные имена прилагательные (если отточий – два или более, то должно быть два и более прилагательных). Определите их разряд, род, число и падеж.

Вот и лес. Тень и тишина. … осины высоко лепечут над вами, … … ветки берез едва шевелятся, … дуб стоит, как боец, подле … липы. Вы едете по … … тенями дорожке: … … мухи неподвижно висят в … воздухе. Мошки вьются столбом, светлея в тени, птицы мирно поют. … голосок малиновки звучит … … радостью: он идет к запаху ландышей. И далее, глубже в лес. (И. Т.)

Дата добавления: 2014-10-31 ; Просмотров: 1532 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Подготовка к ЕГЭ. Имя прилагательное. 10-й класс

Класс: 10

Цель: диагностика знаний и умений по теме “Имя прилагательное”

Совершенствовать умения

  • находить имя прилагательное среди других частей речи и определять его грамматические категории А10, В2
  • определять синтаксическую роль прилагательного А8
  • владеть орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами А1, А2 , А3, А11
  • выполнять словообразовательный разбор В1
  • находить средства связи в тексте и средства выразительности В7, В8

Совершенствовать орфографические навыки

  • правописания Н и НН А12
  • падежных окончаний прилагательных А15
  • суффиксов прилагательных А16

Совершенствовать умения

  • правильно читать тестовые задания,
  • пользоваться разными алгоритмами решения,
  • корректировать время выполнения заданий разного типа по уровню сложности максимально уменьшить стресс во время экзамена.

Оборудование: учебник Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10–11 классы, справочный материал, тестовый материал, презентация

Ход урока

I. Этап целеполагания

1) Прочитайте тему урока, эпиграф к уроку. Приложение 1. Слайд 1 Опираясь на спецификацию КИМов к единому государственному экзамену, домашнее задание, подумайте, какой материал по этой теме необходимо повторить.

Ответы учащихся. Слайд 2

2) Мотивируйте, зачем это необходимо?

Ответы учащихся. Слайд 3

3) Эпиграф к сегодняшнему уроку выражает идею нашей работы. Определите лексические значения имён прилагательных, использованных в эпиграфе к уроку Будьте дотошны и скрупулёзный. Слайд 4

Дотошный
1) образцовый 2) опытный 3) активный 4) доскональный

Скрупулёзный
1) точный 2) внимательный 3) любознательный 4) творческий

4) Определите, какое из прилагательных ДОТОШНЫЙ,СКРУПУЛЁЗНЫЙ имеет в толковом словаре помету разговорное.

Ответы учащихся. Слайд 5

Итак, будьте дотошны и скрупулёзны.

II. Проверка домашнего задания

1) Проверьте домашнее задание Приложение 2 по ключу, посчитайте количество правильных ответов и поставьте себе оценку.

2) После этапа самооценки необходима рефлексия результатов. Ответьте себе на вопросы Слайд 7

Что я сумел сделать хорошо?
Какие задания вызвали затруднения?
Как добиться успеха?

Читайте также:  Самый лучший превосходная степень прилагательного

III. Актуализация знаний

1) Проверьте умение находить имена прилагательные. Определите, какие слова являются именами прилагательными. Слайд 8

1) белевший
2) лисий
3) мощнейший
4) Колин
5) профилакторий
6) кормчий
7) хаки
8) заполярный
9) заречный
10) столовая
11) древнерусский
12) блестящий (ответ)

При затруднении в работе учитель демонстрирует Слайд 9, где даётся алгоритм нахождения имён прилагательных.

2) Проверьте себя по ключу и оцените. Слайд 10

2) лисий
3) мощнейший
4) Колин
7) хаки
8) заполярный
9) заречный
11) древнерусский
12) блестящий (ответ)?

3) Какими частями речи являются остальные слова?

1) белевший – причастие,
5) профилакторий – имя существительное
6) кормчий – имя существительное
7) хаки – имя существительное
10) столовая – имя существительное

4) Предупредите возможные ошибки в отнесении каждого из данных слов к имени прилагательному.

Ответы учащихся. Здесь же необходимо выяснить лексическое значение слова “кормчий”, способ образования существенного “столовая” и т.п.

5) С какой лингвистической проблемой вы столкнулись, выполняя задание? А10. Определите, какой частью речи является слово ХАКИ в каждом предложении. Слайд 11

6) В1. Определите, какое из данных имён прилагательных образовано способом перехода (неморфологическим способом). Слайд 12

1) лисий
2) мощнейший
3) Колин
4) блестящий (ответ)

Ответы учащихся с обоснованием выбора ответа.

7) В1. Определите, какое из данных имён прилагательных образовано приставочно-суффиксальным способом. Слайд 13

1) заполярный
2) заречный
3) древнерусский
4) хаки

Ответы учащихся с обоснованием выбора ответа.

8) Проверим знания орфоэпического минимума. А1. Расставьте ударения. Слайд 14

1) грушевый
2) валовой
3) сливовый
4) красивее

9) Этап АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ заканчивается также рефлексией результатов. Ответьте себе на вопросы Слайд 15

Я умею ______________
Я вспомнил ___________
Я понял ______________
Я научился ___________

После такой рефлексии каждый ученик способен определить самостоятельно, как он будет работать, выполняя практическую часть.
Я работаю (сам, в паре, в команде)

IV. Тренинг

Эта часть урока является основной, так как в ней решаются основные задачи урока.

Учитель акцентирует внимание на то, что слева около каждого задания ещё раз уточнены его номер в части А и примерное время выполнения задания.

Далее каждый ученик, определив форму работы, выполняет практическую часть – ТРЕНИНГ – в индивидуальном темпе. Приложение 3 Практическая работа по теме “Морфология. Имя прилагательное”.

Во время выполнения работы учениками учитель является координатором, то есть помогает в случае затруднения определить путь выполнения задания.

По окончании работы ученики проверяют себя по ключу, находя ошибки и повторяя правила, обращаясь к учебнику и справочным материалам. Приложение 4 “Суффиксы прилагательных”

Для сильных учеников предусмотрены задания олимпиадного уровня. Приложение 5 “Олимпиадные задания по теме “Имя прилагательное”

Источник

Имя прилагательное как часть речи 10 класс. Цель : Обобщить и систематизировать полученные сведения об имени прилагательном; Обобщить и систематизировать. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемАльбина Мишуточкина

Похожие презентации

Презентация на тему: » Имя прилагательное как часть речи 10 класс. Цель : Обобщить и систематизировать полученные сведения об имени прилагательном; Обобщить и систематизировать.» — Транскрипт:

1 Имя прилагательное как часть речи 10 класс

2 Цель : Обобщить и систематизировать полученные сведения об имени прилагательном; Обобщить и систематизировать полученные сведения об имени прилагательном; Повторить правописание –Н -НН – в суффиксах отымённых прилагательных; слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными; слитное и раздельное написание сложных прилагательных. Повторить правописание –Н -НН – в суффиксах отымённых прилагательных; слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными; слитное и раздельное написание сложных прилагательных. Продолжить работу над формированием грамотного письма. Продолжить работу над формированием грамотного письма.

3 Прилагательное 1. Общее значение 1. Общее значение 2. Морфологические признаки: 2. Морфологические признаки: — постоянные: разряд — Непостоянные: род, число, падеж 3. Синтаксическая роль

Читайте также:  Слова исключения по английскому языку степени сравнения прилагательных

4 Сравните тексты. Чем отличаются? Везде белели снега. Топились в деревнях печи, и дымы не растворялись в воздухе, а жили как бы отдельно от него, исчезая потом бесследно. Леса виднелись ясно и близко, была везде тишина. Везде белели чистые снега. Топились в деревнях дневные печи, и золотые дымы не растворялись в воздухе, а жили как бы отдельно от него, исчезая потом бесследно. Рябые после вчерашнего снегопада леса виднелись ясно и близко, была везде густая светлая тишина.(По В.Белову)

5 Словарная работа Назовите эпитеты и метафоры из четверостишья Назовите эпитеты и метафоры из четверостишья А кругом роса жемчужная Отливала блёстки алые, И над озером серебряным Камыши, склонясь, шепталися. С.Есенин — Слова какой части речи использованы автором ?

6 Разряды прилагательных Качественные Весёлый Тёплый Высокий Относительные Серебряный Сентябрьский Степной Притяжательные Лисий Отцов Рыбачий

7 Различие качественных и относительных прилагательных КачественныеОтносительные 1.Имеют степени сравнения: Красивый- красивее 2.Имеют краткую форму: Красивый – красив, красива 3.Сочетаются с наречиями ОЧЕНЬ, ЧРЕЗВЫЧАЙНО: Красивый – очень красивый 4.Путём повтора образуют сложные прилагательные: Красивый –красивый 5. Можно подобрать антонимы: Красивый – безобразный 1.Не имеют ни одного из признаков, характерных для качественных прил. 2.Указывают на отношение одного предмета к другому: Золотое кольцо – кольцо из золота 3. Можно подобрать синонимичные сочетания: Пятилетняя дочь – дочь пяти лет

8 Степени сравнения СравнительнаяПревосходная ПростаяСоставнаяПростаяСоставная суффиксы суффиксы — ЕЕ-ЕЙ-, — ЕЕ-ЕЙ-, — Е-, -ШЕ- — Е-, -ШЕ- Красивый- краивее Со словом БОЛЕЕ: Громкий – более громкий Суффиксы -ЕЙШ- АЙШ- Красивый- красивейший Со словом САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ: Красивый- самый красивый

9 Переход из одного разряда в другой Относительные ОтносительныеКачественныеПритяжательные Малиновое варенье Малиновый берет Лисий воротник Лисья речь Лисья нора Медвежья шуба Медвежья походка Медвежья берлога

10 -Н-НН- в суффиксах прилагательных -Н—НН- 1. –ан- 2. -ян- 3. -ин- Гусиный, песчаный Исключение: Стеклянный Оловянный Деревянный 1.Корень на –н — суффикс –н- Осенний 2. – енн- — онн- ЛекционныйИсключение: Ветреный ветряной Безветренный

11 НЕ с прилагательными СлитноРаздельно 1.Не употребляется без НЕ: неряшливый. 2. Подобрать синоним: Нелживый ( правдивый) Нелжив ( правдив) 1. Противопоставление с союзом А: не_ лживый, а правдивый. Запомнить! Неширокий, но глубокий пруд ( не антонимы) 2. Есть слова ничуть не, далеко не, вовсе не, совсем не, нисколько не, отнюдь не: Совсем не_интересная книга

12 Дефисное и слитное написание прилагательных ДефисСлитно 1.Оттенки цветов: ярко – красный 2.От сложных существительных, которые пишутся через дефис: юго-западный 3. Можно подставить союз И: горько-солёный 1.Образованные из словосочетаний : железнодорожный ( железная дорога) ( железная дорога)

13 Определите разряд имён прилагательных Каменный дом, вчерашняя газета, великолепный день, мамино кружево, грустный взгляд, лисий хвост, тихий шорох, гранатовый браслет, соловьиная песня, голубой небосклон, городской автобус, талантливый человек, мирное время, волчий взгляд, волчий вой, заячий след, кислая ягода, серебряное кольцо, письменный стол, январские каникулы, янтарный блеск.

14 Практикум Запишите правильно слова, объясните свой выбор Бледно(лиловый), розовато(сиреневый), синие(пресиние), изжелта(серое), восточно(славянские), русско(английский), северо (западное), вечно(зеленый), трудо(любивый), длинно(ногие), документально(художественный), железно(дорожный), широко(плечий), лесо(посадочный), средне(суточная), бело(снежный), сельско(хозяйственный), (плодово)ягодный, (тридцати)градусный, (химико)биологический, (лесо)технический.

15 Объясните слитное или раздельное написание частицы НЕ с именами прилагательными. 1.( Не)красивому почет, а умному. 2.(Не)насытный человек всегда (не)счастлив. 3.(Не)правое дело и через сорок лет наружу выйдет. 4.(Не)решительному не знать удачи. 5.Провинившийся всегда чувствует себя (не)уверенным. 6.(Не)законное дело заводит на (не)правильный путь. 7.Этот рассказ вовсе (не)интересный.

16 Выборочный диктант (1в.- выписать слова с одной буквой Н; 2в.- с двумя буквами Н.) Петуши..ый, искусстве..й, песча..ый, цен..ый, авиацио..ый, весе..ий, земля..ой, государстве..ый, ветря..ой, стекля..ый, кожа..ый, ветре..ый, коре..ой, ремесле..ый, сови..ый, ржа..ой, сезо..ый, пенсио..ый, ледя..ой, комари..ый, сви..ой, юн..ый, платя..ой, деревя..ый, серебря. ый, безветре..ый, стари..ый, голуби..ый.

Источник