Меню

Правила морфологического разбора прилагательного 5 класс



3.3.4. Морфологический разбор имён прилагательных

План разбора имени прилагательного

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки: разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное).
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 только для качественных прилагательных:
а) степень сравнения (положительная, сравнительная, превосходная);
б) полная или краткая форма;
2 число, род (в единственном числе), падеж.
III Роль в предложении (каким членом предложения является прилагательное в данном предложении).

Образцы разбора имён прилагательных

После купанья мы лежали на горячем от южного солнца песке (Нагибин).

  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (на песке) каком?
  2. Н. ф. – горячий.
    А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; есть степени сравнения (горячее) и краткая форма (горяч);
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в положительной степени, в полной форме, в единственном числе, мужском роде, предложном падеже.
  3. В предложении выполняет роль определения.
  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (от солнца) какого?
  2. Н. ф. – южный.
    А) Постоянные морфологические признаки: относительное прилагательное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в единственном числе, среднем роде, родительном падеже.
  3. В предложении выполняет роль определения.

Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех (Исаковский).

  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (страна) какова?
  2. Н. ф. – хороший.
    А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; есть степени сравнения (лучше) и краткая форма (хорош);
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в положительной степени, в краткой форме, в единственном числе, женском роде.
  3. В предложении выполняет роль именной части сказуемого.
  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (Россия) какова?
  2. Н. ф. – хороший.
    А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; качественное прилагательное; есть степени сравнения (лучше), краткая форма (хорош);
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в сравнительной степени (простая форма).
  3. В предложении выполняет роль именной части сказуемого.

Не отвечая на сестрины слова, Никифор пожимал плечами и разводил плечами (Мельников-Печерский).

  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (на слова) чьи?
  2. Н. ф. – сестрин.
    А) Постоянные морфологические признаки: притяжательное прилагательное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено во множественном числе, винительном падеже.
  3. В предложении выполняет роль определения.

Источник

§ 105. Морфологический разбор имени прилагательного

Порядок морфологического разбора

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки:
начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода);
краткая или полная форма; род (в ед. ч.); падеж, число.

III. Синтаксическая роль.

Образец морфологического разбора

Русский язык неисчерпаемо богат. (М. Горький)

Русский (язык) — имя прилагательное.

Во-первых, оно обозначает признак предмета: язык (какой?) русский.

Во-вторых, имеет морфологические признаки: начальная форма — русский, здесь употреблено в мужском роде, в именительном падеже, в единственном числе.

В-третьих, в предложении является определением. Язык (какой?)

Богат (язык) — имя прилагательное.

Во-первых, оно обозначает признак предмета: язык (каков?) богат.

Во-вторых, имеет морфологические признаки: начальная форма — богатый, здесь употреблено в краткой форме, в мужском роде, в единственном числе.

В-третьих, в предложении является сказуемым. Язык (каков?)

I. Русский (язык) — прилаг. Язык (к а к о й?) русский.

II. Н. ф. — русский; в м. р., в им. п., в ед. ч.

III. Язык (какой?)

I. Богат (язык) — прилаг. Язык (каков?) богат.

II. Н. ф. — богатый; в кратк. форме, в м. р., в ед. ч.

III. Язык (каков?)

599. Выполните морфологический разбор выделенных имён прилагательных. Определите стиль описания.

Особенностью ужа является чёрная окраска туловища. По бокам головы — два ярких оранжевых или жёлтых пятна. Длина не превышает 130 сантиметров. Уж не ядовит. 4 Живёт вблизи водоёмов, среди камней, в старых плотинах.

600. Напишите сочинение на тему «Как я испугался» по плану. Введите в ваше сочинение описание ужа (см. упр. 599). Сохранится ли стиль в вашем описании ужа?

1. В лес за грибами.

3. Страхи оказались напрасными.

601. Диктант. Обозначьте падеж имён существительных. Укажите, какими членами предложения являются имена прилагательные во втором абзаце.

Удивительное щ..лканье; заботятся о птен(?)чиках; ло..кая обез(?)яна; б(?)ют крыл(?)ями; с раз(?)ярённым хищником; над вз(?)ерошенным ц..плёнком; любуемся малыш..м; под луч..м солнца.

В..рховые лошади энергич(?)ны, быстры. У чистокровн..й верховой лошад.. шея тонкая, длинная, чаще всего прямая. Т..желовозы невозмутимо спокойны, медлительны.

Источник

Морфологический разбор прилагательного с примерами

Морфологический раз­бор при­ла­га­тель­но­го выпол­ним по опре­де­лен­ной схе­ме, ука­зав грам­ма­ти­че­ские и син­так­си­че­ские при­зна­ки сло­ва этой части речи.

Признаки имени прилагательного

Чтобы выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор при­ла­га­тель­но­го, вспом­ним, какие сло­ва отне­сем к этой само­сто­я­тель­ной части речи.

Исходя из опре­де­ле­ния, сде­ла­ем вывод, что

Как каж­дая само­сто­я­тель­ная часть речи, при­ла­га­тель­ное обла­да­ет сво­и­ми грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми, отли­ча­ю­щи­ми его от суще­стви­тель­но­го, гла­го­ла, место­име­ния, чис­ли­тель­но­го или наре­чия.

Грамматические формы прилагательных

Прилагательные — изме­ня­е­мые сло­ва, кото­рые могут иметь пол­ную и крат­кую фор­му (каче­ствен­ные) и менять её в зави­си­мо­сти от суще­стви­тель­ных (место­име­ний), с кото­ры­ми согла­су­ют­ся в роде, чис­ле и паде­же:

  • кра­си­вый — цве­ток кра­сив , девуш­ка кра­сив а , озе­ро кра­сив о .
  • нет дру­га (како­го?) зака­дычн ого
  • слы­шу пес­ню (какую?) весел ую
  • любу­юсь цве­те­ни­ем (каким?) пышн ым
  • громк ий голос, громк ая сла­ва, громк ое посту­ки­ва­ние.

Качественные при­ла­га­тель­ные могут иметь сте­пе­ни срав­не­ния:

Читайте также:  Вставь подходящие по смыслу прилагательные этот зверек живет в лесу

тихий — тише, поти­ше; более/менеее тихий;

тихий — тишай­ший, самый тихий, тише всех.

Как видим, у при­ла­га­тель­но­го суще­ству­ет боль­шое раз­но­об­ра­зие форм, поэто­му при мор­фо­ло­ги­че­ском раз­бо­ре обя­за­тель­но ука­жем его началь­ную фор­му.

Разряды прилагательных по значению

Далее при мор­фо­ло­ги­че­ском раз­бо­ре ука­жем посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак при­ла­га­тель­но­го — раз­ряд по зна­че­нию.

Все при­ла­га­тель­ные мож­но рас­пре­де­лить по раз­ря­дам по зна­че­нию:
1. каче­ствен­ные при­ла­га­тель­ные — сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие непо­сред­ствен­ный при­знак (каче­ство) пред­ме­та, спо­соб­ный про­яв­лять­ся в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни (сте­пе­ни срав­не­ния)
сла­бый звук (звук сла­бее, сла­бей­ший, сла­бее всех);

2 . отно­си­тель­ные при­ла­га­тель­ные — сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют при­знак через отно­ше­ние к дру­го­му пред­ме­ту или явле­нию, напри­мер:

  • сель­ский домик — домик в селе (место­по­ло­же­ние);
  • дубо­ая боч­ка — боч­ка из дуба ( мате­ри­ал);
  • про­шло­год­нее варе­нье — варе­нье про­шло­го года (вре­мя);
  • пяти­лет­няя дочь — дочь пяти лет (воз­раст);
  • мет­ро­вая пал­ка — пал­ка дли­ной в метр ( раз­мер);
  • кило­грам­мо­вая гиря — гиря весом в один кило­грамм (вес);
  • тури­сти­че­ский рюк­зак — рюк­зак для туриз­ма ( назна­че­ние);

3. при­тя­жа­тель­ные при­ла­га­тель­ные — сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют при­над­леж­ность чего-либо лицу или живот­но­му , напри­мер:

Качественные при­ла­га­тель­ные име­ют сте­пе­ни срав­не­ния и крат­кую фор­му, чем суще­ствен­но отли­ча­ют­ся от отно­си­тель­ных и при­тя­жа­тель­ных при­ла­га­тель­ных, напри­мер:

  • умный — уче­ный умён, мама умна, дитя умно, все умны;
  • весё­лый — весе­лее, пове­се­лее; весе­лей­ший, самый весе­лый, весе­лее всех.

При мор­фо­ло­ги­че­ском раз­бо­ре учтем, что

  • крат­кие фор­мы каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных не скло­ня­ют­ся, зна­чит у них нет паде­жа ;
  • про­стая срав­ни­тель­ная сте­пень каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных — неиз­ме­ня­е­мая фор­ма , у кото­рой не будем искать падеж, чис­ло и род.

Порядок морфологического разбора прилагательного

1. Часть речи и общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние

2. Морфологические при­зна­ки:

1) началь­ная фор­ма (име­ни­тель­ный падеж един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода);

2) раз­ряд по зна­че­нию: каче­ствен­ное, отно­си­тель­ное или при­тя­жа­тель­ное;

у каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных :

  • сте­пень срав­не­ния,
  • пол­ная или крат­кая фор­ма;

3. Синтаксическая роль в пред­ло­же­нии:

  • согла­со­ван­ное опре­де­ле­ние;
  • ска­зу­е­мое (пол­ные и крат­кие фор­мы при­ла­га­тель­ных);
  • часть состав­но­го имен­но­го ска­зу­е­мо­го.

Примеры морфологического разбора прилагательного

У лес­но­го овра­га в тени под дуб­ка­ми цве­тут лан­ды­ши и зем­ля­ни­ка.

У овра­га како­го? лес­но­го

  • у лес­но­го (овра­га) — при­ла­га­тель­ное, обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та;
  • н.ф. — лес­ной;
  • отно­си­тель­ное;
  • в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа;
  • един­ствен­ное чис­ло;
  • муж­ской род.
  • Синтаксическая роль — согла­со­ван­ное опре­де­ле­ние.
  • Спорно — при­ла­га­тель­ное, обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та;
  • н.ф. — спор­ный,
  • каче­ствен­ное,
  • в крат­кой фор­ме,
  • един­ствен­ное чис­ло,
  • сред­ний род.
  • Синтаксическая роль — ска­зу­е­мое (имен­ное).

У ночи мно­го звезд пре­лест­ных,
Красавиц мно­го на Москве.
Но ярче всех подруг небес­ных
Луна в воз­душ­ной сине­ве.

Луна како­ва? (что о ней гово­рит­ся?) ярче всех

  • Ярче всех — при­ла­га­тель­ное, обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та:
  • н.ф. — яркий;
  • каче­ствен­ное;
  • в фор­ме состав­ной пре­вос­ход­ной сте­пе­ни.
  • Синтаксическая роль — имен­ное ска­зу­е­мое.

Что гово­рит­ся о дне? ста­но­вил­ся коро­че — это ска­зу­е­мое.

  • Короче — при­ла­га­тель­ное, обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та;
  • н.ф. — корот­кий,
  • каче­ствен­ное,
  • в фор­ме про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни.
  • Синтаксическая роль — часть состав­но­го имен­но­го ска­зу­е­мо­го.

Источник

Памятки для 5 класса
материал по русскому языку (5 класс) на тему

Образцы разборов, значение частей речи — правила для 5 класса

Скачать:

Вложение Размер
5_klass.docx 43.98 КБ

Предварительный просмотр:

Разделы русского языкознания

(изучает звуки речи)

Р ы Л о Н е М о Й – в этой фразе все согласные СОНОРНЫЕ

Транскрипция (от лат. «переписывание») – запись слов в полном соответствии с их звучанием, звуки пишутся в [ ].

[ ] – звуки в скобках

‘ – знак мягкости согласных

/ — ударение в словах

  • Ъ и Ь звука не дают.
  • Буквы Е, Ё, Ю, Я могут давать два звука в следующих случаях:

пример: подъё[йо]м, подъю[йу]бник, съе[йэ]л, рья[йа]ный

2. в начале слова:

пример: я[йа]блоко, ю[йу]ла, ё[йо]лка, е[йэ]да

3. после других гласных:

пример: поя[йа]вился, поё[йо]м, пою[йу], пое[йэ]шь

Орфограмма – написание в словах, которое требует проверки, является точкой применения правил.

Орфограммы могут находиться в любой части слова:

  • в приставке (по д писать)
  • в корне (р о са)
  • в суффиксе (рот и к)
  • в окончании (на горк е )

Виды орфограмм в корне:

I. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ:

1. проверяемые безударные гласные в корне слова (изменяем слово так, чтобы на гласную падало ударение)

пример: л е сной (л е с)

2. непроверяемые безударные гласные в корне слова (нужно запомнить, словарное слово)

пример: о ктябрь

3. чередующиеся гласные в корне слова

II. СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ:

1. проверяемые согласные в корне слова (изменяем слово так, чтобы после проверяемой согласной стояла гласная или сонорные согласные р, л, н, м)

пример: ду б – ду б ы , кру г – кру гл ый

2. непроверяемые согласные в корне слова (нужно запомнить, словарное слово)

пример: хо кк ей, фу т бол

3. непроизносимые согласные в корне слова (нужно подобрать такое слова, в котором эта согласная произносится отчетливо, если слово не подбирается, то это словарное слово, его запомнить)

пример: мес т ный – мес то, чу в ство (словарное слово)

III. Ж И , Ш И , Ч У , Щ У , Ч А , Щ А

Исключения! Брош ю ра, ж ю ри, параш ю т

Пример: жи знь, чу до, ши рь, пло ща дь, щу ка, ча ща

IV. разделительные Ъ и Ь

  • Ъ пишется после приставок на согласные перед буквами Е, Ё, Ю, Я
  • В остальных случаях пишется Ь (перед буквами Е, Ё, Ю, Я)

пример: по д ъ е зд, семь я (не после приставки)

V. Раздельное написание (пробел) предлогов с другими словами

П о улице: по – предлог; в данном случае можно вставить прилагательное (по широкой улице)

Пол ететь: по – приставка, так как полететь – глагол, а перед глаголом предлогов не бывает. Между по- и лететь нельзя вставить другие слова.

ЗАПОМНИТЬ. Эти предлоги пишутся через дефис!

. Предлоги употребляются только с существительными и личными местоимениями

(к ним можно задать вопрос)

(к ним нельзя задать вопрос)

Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предметы неодушевленные и одушевленные (стол, кошка). Начальная форма существительных отвечает на вопросы кто? что? У существительного следующие грамматические категории: род, число, падеж, склонение, одушевленность/неодушевленность, имя собственное/нарицательное. Может быть любым членом предложения.

( И ван Р одил Д евчонку, В елел Т ащить П еленку)

Вспомогательные вопросы к падежам

Именительный падеж (кто? что?)

Родительный падеж (кого? чего?)

Дательный падеж (кому? чему?)

Винительный падеж (кого? что?)

Творительный падеж (кем? чем?)

Предложный падеж (о ком? о чем?)

Родительный или винительный падеж? Если сомневаетесь в принадлежности вопроса КОГО? подставляйте мысленно вместо слова, вызывающего сомнение, волшебное слово МАМА и смотрите на окончание этого слова: (нет кого?) МАМЫ – родительный падеж; (вижу кого?) МАМУ – винительный падеж.

пример: красит людей – подставляем мысленно вместо слова «людей» слово «мама» (красит (кого?) маму – окончание у, Вин. падеж), значит и у слова «людей» Вин. падеж.

пример: еда (ед.ч.), столы (мн. ч.)

ЗАПОМНИТЬ. Во множественном числе род не определяется!

  • РОД – женский (она моя), мужской (он мой), средний (оно мое).

пример: девочка (ж.р.), мальчик (м.р.), село (ср.р.)

  • СКЛОНЕНИЕ (определяется по Им.п., ед. ч.)

В Им.п. ед. ч. оканчивается

конь, стол, товарищ

на согласный с ь на конце:

ЗАПОМНИТЬ. Мягкий знак после шипящих (ж, ш, щ, ч) на конце слова пишется только у существительных 3 склонения. Во множественном числе после шипящих мягкий знак не пишется.

пример: рож ь (3 скл.), гра ч (не 3 скл.), (много) ту ч (мн.ч., не 3 скл.)

  • Окончание –е и –и у существительных в единственном числе

(нет) дяд и , мам ы

(дать) мам е , дяд е

(думать) о товарищ е , о сел е , о пол е

ПРИМЕЧАНИЕ! Это правило не относится к существительным с окончаниями (в Им.п.) на –ия, -ие, -ий! В таких существительным в Предл. п. будет окончание –ИИ.

пример: в присутств ИИ (Предл.п., на -ие), на станц ИИ (Предл.п, на -ия), о ген ИИ (Предл.п., на –ий).

У слов женского рода окончание в П.п. и Д.п. совпадают: о станц ии (П.п.) = к станц ии (Д.п.)

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета (красивый, деревянный). Начальная форма прилагательного – Им.п., м.р., ед. ч. Прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? У прилагательного выделяют падеж, число, род (в ед.ч.). В предложении прилагательное является определением (подчеркивается волнистой чертой). К прилагательному ставится вопрос от существительного или личного местоимения, то есть оно зависит от данных частей речи, согласуясь с ними в роде, числе, падеже. Окончание прилагательных определяется по вопросу.

пример: о девушке (какой?) красивой , девушки (какие?) красивые , она (какая?) красивая , поле (какое?) широкое , человек (какой?) хороший .

Личное местоимение – самостоятельная часть речи, используется вместо имени, отвечает на падежные вопросы. Начальная форма – Им.п., ед.ч. У личного местоимения выделяют лицо, падеж, число, род (если есть). В предложении личное местоимение является дополнением (подчеркивается пунктиром).

Род определяется только у местоимений 3 лица в единственном числе.

пример: (у кого?) у нее , у меня , у тебя

Наречие – самостоятельная неизменяемая часть речи (нет и не может быть окончания), обозначает образ действия, отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? Вопрос к наречию задается от глагола, то есть зависит наречие от него. В предложении наречие является обстоятельством (подчеркивается пунктир-точка).

пример: сворачиваю (куда?) влево

Глагол – самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета. Начальная (неопределенная) форма глагола отвечает на вопросы что делать? что сделать? У глагола выделяют спряжение, вид, время, число, лицо. В предложении глагол является сказуемым (подчеркивается двумя чертами).

В прошедшем времени лицо не определяется .

Л – суффикс прошедшего времени глагола (делал)!

  • Если в вопросе есть мягкий знак (что делать? что сделать?), то он пишется в глаголе. Если в вопросе нет мягкого знака, то в глаголе он не пишется!

пример: пошли (что дела ть ?) купа ться (неопред. форма), он (что дела ет ?) купае тся (3 л.).

ЗАПОМНИТЬ. После шипящих на конце в глаголах всегда пишется Ь.

пример: стеречь – стережешь, беречь – бережешь

  • Спряжение – изменение по лицам и числам.

Алгоритм определения спряжения глаголов

  1. Ставим глагол в начальную форму
  2. Если глагол в начальной форме заканчивается

на –ить + 11 глаголов-исключений ( гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и обидеть , и терпеть , и зависеть , и вертеть ), то это глагол 2 спряжения. Тогда в личном безударном окончании в ед.ч. напишем -И, а во мн.ч. -АТ/-ЯТ

пример: (говор ить ) говорИшь – говорЯТ (2 спр., поэтому в ед.ч. -И, а во мн.ч. –ЯТ)

  1. Все остальные глаголы относятся к 1 спряжению + брить, стелить. В 1 спряжении в личном безударном окончании в ед.ч. пишем –Е, а во мн. ч. –УТ/-ЮТ

пример: (дел ать ) делаЕшь – делаЮТ (1 спр., поэтому в ед.ч. –Е, а во мн.ч. – ЮТ)

  • Время – прошедшее (действие происходило; что делал? что делала? что делали? что сделал? что сделала? что сделали?), настоящее (действие происходит в данный момент; что делаю? что делаем? что делаешь? что делаете? что делает? что делают?), будущее (действие будет происходить; что буду делать? что будем делать? что будешь делать? что будете делать? что будет делать? что будут делать? что сделаю? что сделаем? что сделаешь? что сделаете? что сделает? что сделают?)
  • Вид – несовершенный (что делать?), совершенный (что сделать?)

Образец фонетического разбора 1

  1. Запишите слово. Разделите слово на слоги. Поставьте ударение.
  2. Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.
  3. Напишите справа от каждой буквы, в квадратных скобках, звук, который эта буква обозначает.
  4. Опишите звуки:
  • Гласный, ударный или безударный.
  • Согласный, глухой, звонкий или сонорный, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.
  1. Сосчитайте и запишите количество звуков.

я-[й] – согл., сонор., мягк. непар.

[а] – гласн., ударный

м-[м] – согл., сонор., тверд. пар.

a-[а] – гласн., безудар.

2 слога, 3 буквы, 4 звука

Образец морфемного разбора 2

Образец морфологического разбора 3

Порядок морфологического разбора глагола

Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

1) Начальная форма (неопределённая форма).

2) Постоянные признаки:

лицо и число (если глагол в настоящем или будущем времени);

род и число (если глагол в прошедшем времени)

3) Синтаксическая роль в предложении.

Ходил – глагол, обозначает действие

  1. (что делал?) ходил, н.ф. (что делать?) ходить

II. пост. пр. 2 спр., нес.в., непост. пр. ед.ч., прош.вр., м.р.

III. (что делал?) ходил

(у) меня – местоимение, используется вместо имени

I. (у кого?) у меня, н.ф. (кто?) я

III. (у кого?) у меня

Порядок морфологического разбора имени существительного

Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

1) Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

2) Постоянные признаки:

собственное — нарицательное; одушевлённое — неодушевлённое; род; склонение.

3) Синтаксическая роль в предложении.

( с) мамой – существительное, обозначает предмет

  1. (с кем?) с мамой, н.ф. (кто?) мама
  2. Пост.пр. нариц., одуш., 1 скл., ж.р., непост. пр. Тв.п., ед.ч.
  3. (с кем?) с мамой

Порядок морфологического разбора имени прилагательного

Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

1) Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

2) Род (в ед. числе); падеж; число.

3) Синтаксическая роль в предложении.

о деревянной (доске) – прилаг., обозначает признак предмета

  1. (о доске какой?) о деревянной, н.ф. (какой?) деревянный
  2. Пр.п., ед.ч., ж.р.
  3. о доске (какой?) деревянной

План разбора наречия

Часть речи. Общее значение.

I. Морфологические признаки.

1. Неизменяемое слово.

II. Синтаксическая роль.

(говорить) быстро – наречие, обозначает образ действия

  1. неизменяемая часть речи, (говорить как?) быстро
  2. (говорить как?) быстро

Образец синтаксического разбора 4

План разбора простого предложения

1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).

3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.

4. Определить состав главных членов предложения (двусоставное или односоставное).

5. Определить наличие второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).

6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать способы их выражения (части речи): из состава подлежащего и состава сказуемого.

7. Определить наличие пропущенных членов предложения (полное или неполное).

8. Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено).

9. Записать характеристику предложения.

10. Составить схему предложения.

Я напишу письмо брату сегодня . (Простое, повеств., невосклиц., распр.)

Источник