Меню

Правила про глагол в стихах



Глаголы-исключения (В виде стихотворения, удобно для запоминания).
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Глаголы-исключения (В виде стихотворения, удобно для запоминания).

Скачать:

Вложение Размер
glagoly-isklyucheniya.docx 13.08 КБ

Предварительный просмотр:

Глаголы-исключения II спряжения

Гнать, дышать, держать, обидеть.

Слышать, видеть, ненавидеть,

И зависеть, и терпеть, а еще смотреть, вертеть.

Вы запомните, друзья,

Их на – ЕТЬ спрягать нельзя!

Слышать, видеть и обидеть,

Гнать, держать и ненавидеть,

И дышать, смотреть, вертеть,

И зависеть, и терпеть!

Вы запомните, друзья,

Их на –ЕТЬ спрягать НЕЛЬЗЯ!

Глаголы-исключения первого спряжения запомним с помощью следующих рифмованных строк.

Ко второму же спряженью, отнесем мы без сомненья все глаголы, что на — ИТЬ , исключая БРИТЬ, СТЕЛИТЬ . « Брить », « стелить » запомни тоже. « И » в их окончаниях писать негоже!

Помощь в стихах

Гнать, держать, смотреть и видеть,

дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья, Их на “-е ” – спрягать нельзя.

– В этих глаголах мы пишем лишь: “-и” (ты видишь, он видит и видят они)

Источник

Стихотворение про спряжение глаголов (4 класс)

1 ответ

Стихотворение про спряжение глаголов в 4 классе помогает запомнить слова-исключения из правила и их написание.

Первое стихотворение рифмует 11 глаголов 2 спряжения: 4 на –ать, 7-на –еть.

Гнать, дышать, держать, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

И зависеть, и терпеть,

И еще смотреть, вертеть.

Вы запомните, друзья,

«Е» писать у них нельзя.

Другое стихотворение про 2 спряжение и глаголы-исключения, спрягающиеся по 1 спряжению:

Ко второму же спряженью,

Отнесем мы без сомненья,

Все глаголы, что на ИТЬ,

исключая БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.

Стихи – это метод легкого и быстрого запоминания перечня исключений и основных позиций правила написания окончаний разных спряжений.

Оценка: 4.1 ( 21 голос)

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. Александр ACDC 506
  2. 2. Анна Велюга 102
  3. 3. Лакрес Розени 94
  4. 4. Игорь Проскуренко 75
  5. 5. Михаил Азрапкин 65
  6. 6. Hon Raon 59
  7. 7. Кирилл Бессонов 57
  8. 8. Анастасия Ефременко 53
  9. 9. Aleksandra Tarasenko 53
  10. 10. Татьяна Роман 50
  1. 1. Кристина Волосочева 19,120
  2. 2. Ekaterina 18,721
  3. 3. Юлия Бронникова 18,580
  4. 4. Darth Vader 17,856
  5. 5. Алина Сайбель 16,787
  6. 6. Игорь Проскуренко 16,581
  7. 7. Мария Николаевна 15,775
  8. 8. Лариса Самодурова 15,735
  9. 9. Liza 15,165
  10. 10. TorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Источник

Глаголы исключения 1 и 2 спряжения

Если неопределённая форма глаголов оканчивается на -ить, то глаголы относятся ко 2-ому спряжению, например:

прос ить – прос ит, прос ят.

Глаголами-исключениями, оканчивающимися на -ить, но относящимися к 1-ому спряжению, являются брить и стелить:

стел ить – стел ет, стел ют.

Глаголы в неопределённой форме, имеющие любые окончания, кроме -ить, относятся к 1-ому спряжению, например:

игр ать – игра ет, игра ют.

Но есть 11 глаголов-исключений, которые не заканчиваются на -ить, но относятся ко 2-ому спряжению:

гнать
держать
дышать
обидеть
слышать
видеть
ненавидеть
смотреть
вертеть
зависеть
терпеть

Чтобы было проще запомнить глаголы исключения, можно просто выучить стишок, в котором употребляются все эти глаголы:

Ко второму же спряжению
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, вертеть
,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.

Примечание: глагол стелить употребляется только в неопределённой форме и прошедшем времени:

Личные формы глагола образуются от глагола 1-ого спряжения стлать:

Источник

Глаголы-исключения в стихах

Глаголы-исключения сле­ду­ет запом­нить наизусть, что­бы не оши­бать­ся в напи­са­нии их лич­ных окон­ча­ний. Предлагаем под­бор­ку сти­хов и запо­ми­на­лок, что­бы выучить глаголы-исключения. Надеемся, что эти весе­лые сти­хи помо­гут вам лег­ко запом­нить спи­сок глаголов-исключений вто­ро­го спря­же­ния, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -еть и -ать и гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния, име­ю­щих конеч­ное бук­во­со­че­та­ние -ить.

В рус­ском язы­ке несколь­ко гла­го­лов с без­удар­ны­ми лич­ны­ми окон­ча­ни­я­ми полу­чи­ли назва­ние глаголы-исключения, так как спря­га­ют­ся не так, как типич­ные гла­го­лы пер­во­го или вто­ро­го спря­же­ния.

  • гла­го­лы I спря­же­ния, име­ю­щие в кон­це -ить, — брить, сте­лить;
  • 7 гла­го­лов II спря­же­ния с конеч­ным соче­та­ни­ем -етьсмот­реть, видеть, нена­ви­деть, зави­сеть,тер­петь, вер­теть, оби­деть;
  • 4 гла­го­ла II спря­же­ния с бук­во­со­че­та­ни­ем -атьгнать, дер­жать, дышать, слы­шать.

Выучить их пере­чень помо­гут сле­ду­ю­щие сти­хи и шуточ­ные запо­ми­нал­ки.

Глаголы-исключения

ΙΙ спряжение

Гнать, дышать, дер­жать, оби­деть.
Слышать, видеть, нена­ви­деть,
И зави­сеть , и тер­петь , а еще смот­реть, вер­теть .

Вы запом­ни­те, пожа­луй­ста, дру­зья,
«Е» в их окон­ча­ни­ях писать нель­зя!

Глаголы-исключения пер­во­го и вто­ро­го спря­же­ния запом­ним с помо­щью сле­ду­ю­щих риф­мо­ван­ных строк.

Глаголы I и II спряжения

Ко вто­ро­му же спря­же­нью
отне­сем мы, без сомне­нья,
все гла­го­лы, что
на -ИТЬ , исклю­чая
БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.

«Брить», «сте­лить» запом­ни тоже.
«И» в их окон­ча­ни­ях писать него­же!

Помощь в стихах

Гнать, дер­жать, смот­реть и видеть,
дышать, слы­шать, нена­ви­деть,
и зави­сеть , и вер­теть ,
и оби­деть , и тер­петь .
Вы запом­ни­те, дру­зья,
Их на “-е ” – спря­гать нель­зя.

В лич­ных окон­ча­ни­ях этих глаголов-исключений, при­над­ле­жа­щих ко вто­ро­му спря­же­нию, мы пишем лишь бук­вы “и” и «а» или «я» :

Запоминалка

С помо­щью это­го стиш­ка запом­ним глаголы-исключения с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -еть:

Очень хочет­ся через стёк­лыш­ко смот­реть ,
Целый мир зелё­ным видеть ,
Лук и слё­зы нена­ви­деть ,
Научиться боль тер­петь ,
Чтоб не мог никто оби­деть,
Чтоб от силь­ных не зави­сеть ,
Чтобы сла­бым не вер­теть .

Весёлые рифмы

Как нач­нёшь меня ты гнать ,
Перестану я дышать ,
Перестанут уши слы­шать ,
Ну а руки – всё дер­жать .
На меня нач­нёшь смот­реть ,
Будешь ты меня вер­теть –
Буду всё рав­но тер­петь ,
Буду от тебя зави­сеть ,
Раз ты смог меня оби­деть .
Буду я тебя не видеть ,
А откры­то нена­ви­деть .

Источник

Спряжения глаголов в стихотворной форме (4 класс)

Глаголы и их спрягаемость – очень важная тема школьного курса русского языка: ей отводится большое число часов на изучение. Тем не менее, многие учащиеся испытывают трудности в её освоении. Данный материал – попытка исправить сложившуюся ситуацию, пояснить шероховатости в понимании этой темы и предоставить удобный способ работы с ней – стихи для запоминания про спряжения глаголов.

Что же это за зверь

Спряжением называют изменение глагольной формы по числу, роду, времени и прочим грамматическим категориям.

Современный русский язык очень сильно отличается своего древнерусского предка – нынешняя система спряжений достаточно проста. Их существует всего 2. Таким образом, определив категорию, к которой относится «подозреваемый», можно навсегда решить все проблемы с его написанием.

Правила определения спряжения глаголов

Для категоризации слова необходимо задать к нему вопрос «что делать» и внимательно следить за его окончанием.

Слова I группы

Все морфологические структуры, оканчивающиеся в инфинитиве на сочетания -ать, -еть,-уть, -ть и. т. д., кроме 11 исключений, а так же исключения из II-ой относятся к I группе.

Слова II группы

Все морфологические структуры, оканчивающиеся в инфинитиве на -ить, кроме 3 исключений, а также исключения из I-ой относятся ко II группе.

Без наглядного примера выглядит очень пугающе – ниже предоставлен пошаговый алгоритм работы.

  • Он коптит
  1. Что делать? – Коптить (оканчивается на -ить).
  2. Слово не входит в список исключений, следовательно, к нему можно применять правило.
  3. -Ить – сочетание, которое имеют на конце глаголы II категории.

Но как быть со вторым пунктом? Что же это за исключения? Как их запомнить? Ниже представлены списки этих слов в стихах.

Стишки для запоминания

Стихи, чтобы запомнить список стоп-слов из I группы:

  • Обидеть и зависеть,
    Смотреть, терпеть, дышать.
    Вертеть, держать и видеть,
    Услышать и погнать
  • Слышать, видеть и обидеть,
    И зависеть, и увидеть,
    Гнать, держать, – вертеть, терпеть,
    Наконец, дышать, смотреть!

Список для II спряжения гораздо более лаконичен. Но даже на этот случай припасён стишок.

  • Ко второму же спряженью
    Отнесем без сожаленья
    Все глаголы, что на -ить,
    Но не включим брить, стелить.

Особые случаи

Отдельного разговора достойны глаголы разноспрягаемого характера: хотеть, бежать.

Разноспрягаемыми они называются, потому что их спряжение неоднозначно. Так, например, «бежать» по всем правилам относится к I-му, а в случае с «бежит» у него почему-то появляется окончание II-го. Эти формы можно заучить или наработать до автоматизма

Наконец, существуют слова с особой структурой окончаний: есть, дать – спрягать их по нормальным правилам невозможно. К счастью, с их написанием, проблем обычно не возникает.

Источник

10 лёгких способов (иногда в стихах) запомнить правила русского языка

10 лёгких способов (иногда в стихах) запомнить правила русского языка

Помните 11 глаголов-исключений, которые относятся ко второму спряжению? Выучить их просто так, без четверостишия и рифмы, как этому учат в школе, непросто. Рифмизация — это один из приёмов мнемоники, техники, которая облегчает запоминание нужной информации. Мы вспомнили десять способов, которые помогут запомнить правила русского языка.

Кажется, запомнить шесть падежей — проще пареной репы: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. Но в начальной школе это не всем даётся легко, поэтому учителя предлагают запомнить их первые буквы так:

Кроме того, что падежи нужно запомнить, хорошо бы ещё уметь правильно склонять слова и не путать дательный падеж с винительным. А с этим проблемы у многих!

С родительным падежом тоже проблем хватает, особенно когда речь идёт о множественном числе. Про апельсины и мандарины можете почитать в нашем выпуске «Грамотности», посвящённом как раз этой теме. А здесь простые способы запомнить ещё некоторые слова:

Ещё одно стихотворение, которое вы (в таком или немного другом виде) наверняка учили в школе. Это 11 глаголов-исключений, которые заканчиваются на -ать и -еть, но при этом относятся ко второму спряжению:

Сразу напомним, что к первому спряжению тоже относятся три глагола-исключения: брить, стелить, зиждиться.

После «ц» буква «ы» пишется в окончаниях и в суффиксе -ын, например: птицы, огурцы, белолицый, сестрицын. В корнях слов после «ц» следует писать букву «и», но тут есть слова-исключения. В школе их обычно советуют запомнить с помощью предложения:

Это боль всех людей. Просто запомните:

То есть глагол «одеть» мы используем, когда говорим о людях или предметах, которые их обозначают (например, кукла). А глагол «надеть» — когда говорим о неодушевлённых предметах (например, надеть шапку).

Раз уж заговорили о боли, давайте разберёмся раз и навсегда. Сомневаетесь, нужен ли мягкий знак в «т (ь)ся»? Просто задайте вопрос к слову: если в самом вопросе мягкий знак есть — значит, он есть и в слове. Попробуем:

Сразу несколько способов запомнить, в каких неопределённых местоимениях дефис нужен, а в каких — нет.

Прилагательные, образованные с помощью суффиксов -ан, -ян, -ин, пишутся с одной буквой «н», кроме трёх слов-исключений: стеклянный, оловянный и деревянный. Детям, возможно, будет легче запомнить с помощью одного из этих стихотворений:

Стихи, которые не помешает заучить и взрослым (если по-другому запомнить, когда писать «также», а когда «так же», не получается).

В этом четверостишии ударение во всех формах обоих слов падает на первый слог:

Источник

Читайте также:  Структуры глагола и вспомогательные глаголы