Меню

правильно подобрать прилагательных к существительным



Игры для развития речи «Подбор прилагательных. Что бывает? Цепочка слов»

Татьяна Осипова
Игры для развития речи «Подбор прилагательных. Что бывает? Цепочка слов»

Подбор прилагательных

Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложнocти игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям – словесный и не менее 2-3 образов. Содержание же игрызаключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, cooтвeтствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, «собака» – большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

• Что бывает?

Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, «зеленый» – помидор, ель, трава, дом и т. д. Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могут служить поэтические произведения.

В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.

Цель игры – узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» – береза; «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» – солнце.

Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений «вычерпывал» из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр «Какое бывает, «Что делает?». В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.

Цепочка слов

Эта игра используется с детьми старшего дошкольного возраста и проводится, в основном, в словесном варианте, так как предугадать детские ответы и быстро подобрать к ним соответствующие картинки бывает достаточно сложно. Суть игры заключается в подборе слов – существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный – ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый – одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать – кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово – «кошка».

Кошка бывает какая?

Пушистая, ласковая, разноцветная.

Что еще бывает разноцветным?

Источник

Разряды имён прилагательных

По лексическому значению и грамматическим признакам имена прилагательные делятся на три разряда: притяжательные, относительные и качественные.

Разряды прилагательных

Разряд Признаки Пример
Притяжательные — Указывают на принадлежность
— Отвечают на вопрос чей?
папин зонт
Маринин карандаш
Относительные Обозначают место, время, материал и так далее центральный пляж
вчерашний хлеб
железный ключ
Качественные — Имеют степени сравнения горячий — горячей
— Образуют краткую форму красивый — красив
— Сочетаются с наречиями меры и степени (очень, слишком и т. д.) слишком бедный

Притяжательные прилагательные

Притяжательные имена прилагательные — это слова, указывающие на принадлежность предмета какому-либо лицу или животному (чей он, кому принадлежит). Притяжательные прилагательные отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?:

Вопрос Пример
чей? мамин шарф, папин друг
чья? бабушкина пряжа, волчья ягода
чьё? мамино пальто, лисье чутьё
чьи? кошачьи следы, дедушкины очки

Притяжательные прилагательные образуются только от одушевлённых существительных с помощью суффиксов -ИЙ, -ОВ(-ЕВ), -ИН(-ЫН), -ОВСК(-ЕВСК), -ИНСК(-ЫНСК):

курица – куриц ын ,

отец – отц ов , отц овск ий,

мама – мам ин , мать – матер инск ий.

Словосочетание существительное + притяжательное прилагательное можно заменить словосочетанием существительное + существительное, например:

папин брат – брат папы,

волчий вой – вой волка.

Относительные прилагательные

Относительные имена прилагательные — это слова, обозначающие признаки предметов по их отношению к другим предметам или лицам. Такие признаки указывают:

    Из какого материала сделан предмет:

золотое кольцо – кольцо из золота .

Для кого предназначен предмет:

детский сад – сад для детей .

Читайте также:  слитное и раздельное написание производных предлогов с существительными

Отношение предмета к определённому времени:

зимнее затмение – затмение зимой .

Отношение предмета к месту:

горная вершина – вершина горы .

Отношение предмета к области деятельности:

спортивный журнал – журнал про спорт .

Как видно из примеров, относительные прилагательные можно заменять существительными, не теряя при этом смысла словосочетания.

Относительные прилагательные не имеют степеней сравнения, кратких форм, синонимов и антонимов.

Относительные прилагательные образуются от существительных с помощью различных суффиксов:

вечер – вечер н ий,

скала – скал ист ый.

Если основа существительных оканчивается на согласные Г, К, Х, Т, Ц — то может происходить чередование согласных букв:

дру г – дру ж еский, но ма г ия – ма г ический;

таба к – таба ч ный, но пар к – пар к овая;

пасту х – пасту ш ий, но ду х – ду х овный;

студен т – студен ч еский, но парке т – парке т ный;

солн ц е – солне ч ный, но свине ц – свин ц овый.

Качественные прилагательные

Качественные имена прилагательные — это слова, обозначающие признаки предметов, которые могут проявляться в большей или меньшей степени. Качественные прилагательные обладают следующими признаками:

    Сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком:

очень сладкий, слишком большой.

Имеют полную и краткую форму:

быстрый – быстр, красивый – красив.

быстрый – медленный, красивый – страшный

Большинство антонимов можно образовать с помощью приставки не-:

маленький – немаленький (большой), яркий – неяркий (тусклый).

Образуют сложные прилагательные путём повтора:

Имеют степени сравнения:

яркий – ярче, более яркий, ярчайший, самый яркий.

Примечание: не каждое качественное прилагательное обладает сразу всеми перечисленными признаками. Прилагательное считается качественным, если обладает хотя бы несколькими из них.

Обратите внимание, что качественные прилагательные, в отличие от притяжательных и относительных, обозначают признак самого предмета вне его отношения к другим предметам. Это может быть характеристика предмета по цвету (жёлтый, белый), весу (легкий, неподъёмный), размеру (маленький, огромный) и т. д.

Переход прилагательных из одного разряда в другой

Притяжательные, относительные и качественные прилагательные могут употребляться в переносном значении, при этом притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных и качественных, относительные — в разряд качественных, качественные — в разряд относительных.

Прилагательное Разряды
притяжательный относительный качественный
волчий волчий вой волчья (из меха волка) шуба волчий (злой) взгляд
стальной стальная (из стали) кружка стальные (крепкие) мышцы
мирный мирное (во время мира) время мирный (спокойный) характер
заячий заячья лапа заячья (из меха зайца) шапка заячий (трусливый) характер
живой живой цветок живая изгородь

Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных и качественных, если они приобретают признаки этих разрядов. Из примеров, представленных в таблице видно, что волчий и заячий, при употреблении их в качестве материала для предмета, переходят в разряд относительных прилагательных. При использовании их в переносном значении, они становятся качественными.

Качественные прилагательные могут переходить в разряд относительных, если они начинают обозначать постоянное свойство предмета:

кислая ягода – кислая реакция,

кривая избушка – кривая линия.

Как определить разряд прилагательного

Каждый разряд прилагательных имеет ряд характерных признаков, которыми не обладают другие разряды:

Качественные Относительные Притяжательные
  1. Степени сравнения
  2. Краткая форма
  3. Сочетание с наречиями:

очень, необыкновенно, чрезвычайно, недостаточно, слишком.

Образование сложных прилагательных с помощью повтора:

Образование прилагательных с приставкой НЕ-:

Могут иметь антонимы:

Могут иметь синонимы:

недорогой – дешёвый,
мутный – расплывчатый
.

Могут образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

слабый – слабенький – слабоватый.

Могут образовывать наречия на -О, -Е:

  1. Указывают на отношение одного предмета к другому
  2. Можно подобрать синонимичное словосочетание:

    золотое кольцо – кольцо из золота.

  1. Обозначают принадлежность
  2. Отвечают на вопросы:

    чей? чья? чьё? чьи?

    Чтобы определить разряд прилагательного надо посмотреть каким признакам данное прилагательное соответствует. Рассмотри несколько примеров:

    Пример 1. Определить разряд прилагательного:

    Сначала зададим вопрос от существительного к прилагательному:

    Прилагательное отвечает на вопрос какое?, следовательно, притяжательным оно быть не может. Теперь попробуем подобрать синоним:

    орлиное означает хорошее, отличное.

    Раз к прилагательному удалось подобрать синоним, значит оно качественное.

    Пример 2. Определить разряд прилагательного:

    Сначала зададим вопрос от существительного к прилагательному:

    Прилагательное отвечает на вопрос чья?, следовательно оно притяжательное.

    Пример 3. Определить разряд прилагательного:

    Сначала зададим вопрос от существительного к прилагательному:

    человек какой? наблюдательный .

    Прилагательное отвечает на вопрос какой?, следовательно, притяжательным оно быть не может. Можно попробовать подобрать синоним или посмотреть, может ли данный признак проявляться в большей или меньшей степени:

    наблюдательный означает внимательный,

    наблюдательный – наблюдательнее, самый наблюдательный.

    У прилагательного есть синоним и степени сравнения — прилагательное качественное.

    Пример 4. Определить разряд прилагательного:

    Сначала зададим вопрос от существительного к прилагательному:

    мороженое какое? клубничное .

    Прилагательное отвечает на вопрос какое?, следовательно, притяжательным оно быть не может. Относительно мороженого у признака клубничный не может быть синонимов и степеней сравнения, так как мороженое не может быть более или менее клубничным. Значит можно попробовать подобрать синонимичное словосочетание:

    клубничное мороженое – мороженое из клубники .

    Данное словосочетание указывает на отношение одного предмета к другому, значит прилагательное является относительным.

    Источник

    «Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.»
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

    Познакомить со смысловым значением имен прилагательных; сформировать представление о связи имени прилагательного с именем существительным, учить находить в тексте имена прилагательные и правильно ставить к ним вопросы от имён существительных.

    Скачать:

    Вложение Размер
    imya_prilagatelnoe.svyaz_imeni_prilagatelnogo_simenem_sushchestvitelnym.doc 55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Русский язык. 2класс

    «Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.»

    Тип урока: урок открытия новых знаний

    Цели: познакомить со смысловым значением имен прилагательных; сформировать представление о связи имени прилагательного с именем существительным

    — учить находить в тексте имена прилагательные и правильно ставить к ним вопросы от имён существительных ;

    — показать связь имени прилагательного с именем существительным;

    — учить определять число и род прилагательных по имени существительному, с которым оно связано;

    — развивать орфографическую зоркость, умение анализировать и делать выводы;

    — развивать речь и расширять кругозор обучающихся;

    — формировать умение взаимодействовать в парах;

    — воспитывать бережное отношение к животным

    Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, таблица «Имя прилагательное», индивидуальные карточки, картинка сказочного героя Колобка, картинки животных (медведь, заяц, лисица, волк).

    А сейчас проверь дружок,

    Ты готов начать урок?

    Всё ль на месте, всё ль в порядке,

    Ручка, книжка и тетрадка?

    Все ли правильно сидят?

    Все ль внимательно глядят?

    Каждый хочет получать

    Только лишь оценку 5.

    1. Целеполагание. Актуализация знаний.

    — Дети вы любите сказки?

    — У нас сегодня в гостях сказочный герой. А кто вы узнаете, отгадав его по описанию. Слушайте внимательно.

    — Круглый, румяный, ароматный, непослушный. Кто же это? (Колобок)

    Круглый, румяный, ароматный, непослушный Колобок

    — Как вы догадались, что это Колобок?

    — Из какой сказки он к нам пришёл?

    Картинка из сказки «Колобок»

    -Давайте поиграем, друзья! Я буду называть прилагательные, а вы подбирать подходящее по смыслу существительное.

    Серый, хищный, жадный . (Волк.)

    Рыжая, хитрая, ловкая . (Лиса.)

    Косой, слабый, трусливый . (Заяц.)

    Сухое, свежее, душистое . (Сено.)

    Солнечный, веселый . (День.)

    — Как называются части речи, из которых составлены словосочетания? (Имена существительные и имена прилагательные.)

    — Назовите тему урока. (Связь имени прилагательного с именем существительным.)

    — Послушайте стихотворение. О какой части речи в нём говорится? Приведите примеры слов этой части речи. Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.

    Определяю я предметы,

    Они со мной весьма приметны.

    Я украшаю вашу речь,

    Меня вам надо знать, беречь.

    Имя прилагательное знает весь свет,

    Раскрасит, как художник, разный предмет,

    Ответит всегда на вопросы такие:

    Какой? Какая? Какое? Какие?

    — Какую часть речи я употребила, описав Колобка?

    — Как вы определили, что это имя прилагательное?

    — Значит, над какой частью речи продолжаем работу на уроке?

    — Что вы знаете о прилагательном?

    — А какой частью речи является слово «Колобок»?

    — Кто поможет сформулировать тему урока?

    — Тема нашего урока: «Связь имени прилагательного с именем существительным»

    — Назовите цели урока.

    — Колобок укатился по дорожке в лес, оставляя за собой след.

    — На какую букву начинается слово «Колобок»?

    — Дайте характеристику звукам, которые обозначает буква «Ка».

    — Разомнём наши пальчики пред письмом.

    Вот помощники мои.

    Их как хочешь поверни.

    И работать захотели.

    — Пропишите буквы, слоги и слова.

    Кк / Кк / Кк / ка ко ке ки ку кв кл кн

    коржик кормушка кривая

    — Поставьте ударение в словах.

    — Что общего в словах?

    — Какое слово лишнее? Докажите.

    — Назовите опасные места в словах, орфограммы.

    — Подберите существительное, подходящее по смыслу к прилагательному кривая.

    — Кривая дорожка, по которой катился Колобок.

    — Запишите это словосочетание. Назовите орфограммы.

    — С какой частью речи согласуются имена прилагательные?

    — Как определить число и род имени прилагательного?

    — Определите число и род имени прилагательного.

    Кривая дорожка (ед. ч., ж. р.)

    1) Записать названия зверей, которых встретил Колобок с именами прилагательными, подходящими по смыслу.

    — Назовите, кого встретил Колобок в лесу?

    Вывесить картинки зайца, медведя, волка и лисицы.

    — Как вы думаете, какое слово лишнее? Почему?

    (Волк – нет орфограммы. Все остальные слова из орфографического словаря)

    — Какой частью речи являются эти слова? Докажите.

    — Колобок предлагает вам выполнить следующее задание. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное. Запишите получившиеся словосочетания и определите число и род прилагательных. Записывать будем вместе с вопросом.

    Не забывайте называть встретившиеся орфограммы.

    Заяц (какой?) косой (ед. ч., м. р.).

    Медведь (какой?) косолапый (ед. ч., м. р.)

    Волк (какой?) серый (ед. ч., м. р.).

    Лисица (какая?) хитрая (ед. ч., ж. р.)

    — Молодцы. Правильно справились с заданием.

    — В какой форме числа стоят существительные?

    — А прилагательные? Почему?

    — На какие вопросы отвечают прилагательные в единственном числе?

    — Давайте изменим число существительных и устно назовём новые словосочетания.

    — На какой вопрос отвечают прилагательные во множественном числе?

    Зайцы (какие?) косые и т. д.

    — Как изменили существительные и прилагательные?

    — Можем ли определить род у прилагательных во множественном числе?

    — Так на какие вопросы отвечают имена прилагательные в единственном числе? Во множественном?

    — Так с какой частью речи связано имя прилагательное?

    2) Работа с учебником.

    а) «Страничка для любознательных»

    — Прочитаем информацию в учебнике.

    — Почему имя прилагательное так называется?

    — Какие признаки может обозначать имя прилагательное?

    — Наш Колобок очень любит… А вот что, вы сейчас назовёте, посмотрев на рисунки упражнения

    — Какой частью речи являются изображённые слова?

    — На какие группы можно разбить данные предметы? (Фрукты, ягоды, овощ)

    — Назовите разные признаки этих предметов

    — Составьте предложение с любым словосочетание.

    Запись предложения на доске с проговариванием. Подчеркнуть имена прилагательные.

    — Что учились делать, выполняя это упражнение?

    3) Списать предложения. Подчеркнуть прилагательные и указать их число и род.

    — Мы с Колобком сейчас проверим, как вы умеете самостоятельно находить имена прилагательные и определять их число и род.

    Славная песенка, ещё бы послушала! Сядь-ка, миленький, на мой язычок да пропой в последний разок.

    — Прочитайте шёпотом предложения.

    — Как их надо читать? Почему?

    — Кто сам прочитает, показав характер лисицы? (Чтение 2-3 учеников)

    — Что вы должны сделать?

    — Спишите предложения, подчеркните имена прилагательные, укажите их число и род.

    — Проверьте в парах, как вы выполнили задание. (Взаимопроверка)

    — Что нужно сделать, чтобы найти прилагательное?

    — Назовите имена прилагательные вместе с именами существительными, с которыми они связаны.

    (Дети выходят к доске и подчёркивают прилагательные волнистой линией. Указывают над словом род, число)

    — Измените число имён прилагательных. Назовите вместе с именами существительными, с которыми они связаны.

    4) Индивидуальная работа на карточках. Дифференцированные задания.

    — Ребята, представляете, а мы можем спасти Колобка.

    — Лисица предлагает вам выполнить её задание. Если вы справитесь, то она его отпустит и не съест.

    — Вам надо вписать вопросы, на которые отвечают прилагательные, и определить их число и род, там, где это возможно.

    Источник

    Правильно подобрать прилагательных к существительным

    

    Разряды имён прилагательных

    По лексическому значению и грамматическим признакам имена прилагательные делятся на три разряда: притяжательные, относительные и качественные.

    Разряды прилагательных

    Разряд Признаки Пример
    Притяжательные — Указывают на принадлежность
    — Отвечают на вопрос чей?
    папин зонт
    Маринин карандаш
    Относительные Обозначают место, время, материал и так далее центральный пляж
    вчерашний хлеб
    железный ключ
    Качественные — Имеют степени сравнения горячий — горячей
    — Образуют краткую форму красивый — красив
    — Сочетаются с наречиями меры и степени (очень, слишком и т. д.) слишком бедный

    Притяжательные прилагательные

    Притяжательные имена прилагательные — это слова, указывающие на принадлежность предмета какому-либо лицу или животному (чей он, кому принадлежит). Притяжательные прилагательные отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?:

    Вопрос Пример
    чей? мамин шарф, папин друг
    чья? бабушкина пряжа, волчья ягода
    чьё? мамино пальто, лисье чутьё
    чьи? кошачьи следы, дедушкины очки

    Притяжательные прилагательные образуются только от одушевлённых существительных с помощью суффиксов -ИЙ, -ОВ(-ЕВ), -ИН(-ЫН), -ОВСК(-ЕВСК), -ИНСК(-ЫНСК):

    курица – куриц ын ,

    отец – отц ов , отц овск ий,

    мама – мам ин , мать – матер инск ий.

    Словосочетание существительное + притяжательное прилагательное можно заменить словосочетанием существительное + существительное, например:

    папин брат – брат папы,

    волчий вой – вой волка.

    Относительные прилагательные

    Относительные имена прилагательные — это слова, обозначающие признаки предметов по их отношению к другим предметам или лицам. Такие признаки указывают:

      Из какого материала сделан предмет:

    золотое кольцо – кольцо из золота .

    Для кого предназначен предмет:

    детский сад – сад для детей .

    Отношение предмета к определённому времени:

    зимнее затмение – затмение зимой .

    Отношение предмета к месту:

    горная вершина – вершина горы .

    Отношение предмета к области деятельности:

    спортивный журнал – журнал про спорт .

    Как видно из примеров, относительные прилагательные можно заменять существительными, не теряя при этом смысла словосочетания.

    Относительные прилагательные не имеют степеней сравнения, кратких форм, синонимов и антонимов.

    Относительные прилагательные образуются от существительных с помощью различных суффиксов:

    вечер – вечер н ий,

    скала – скал ист ый.

    Если основа существительных оканчивается на согласные Г, К, Х, Т, Ц — то может происходить чередование согласных букв:

    дру г – дру ж еский, но ма г ия – ма г ический;

    таба к – таба ч ный, но пар к – пар к овая;

    пасту х – пасту ш ий, но ду х – ду х овный;

    студен т – студен ч еский, но парке т – парке т ный;

    солн ц е – солне ч ный, но свине ц – свин ц овый.

    Качественные прилагательные

    Качественные имена прилагательные — это слова, обозначающие признаки предметов, которые могут проявляться в большей или меньшей степени. Качественные прилагательные обладают следующими признаками:

      Сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком:

    очень сладкий, слишком большой.

    Имеют полную и краткую форму:

    быстрый – быстр, красивый – красив.

    быстрый – медленный, красивый – страшный

    Большинство антонимов можно образовать с помощью приставки не-:

    маленький – немаленький (большой), яркий – неяркий (тусклый).

    Образуют сложные прилагательные путём повтора:

    Имеют степени сравнения:

    яркий – ярче, более яркий, ярчайший, самый яркий.

    Примечание: не каждое качественное прилагательное обладает сразу всеми перечисленными признаками. Прилагательное считается качественным, если обладает хотя бы несколькими из них.

    Обратите внимание, что качественные прилагательные, в отличие от притяжательных и относительных, обозначают признак самого предмета вне его отношения к другим предметам. Это может быть характеристика предмета по цвету (жёлтый, белый), весу (легкий, неподъёмный), размеру (маленький, огромный) и т. д.

    Читайте также:  контрольные задания по теме склонение существительных

    Переход прилагательных из одного разряда в другой

    Притяжательные, относительные и качественные прилагательные могут употребляться в переносном значении, при этом притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных и качественных, относительные — в разряд качественных, качественные — в разряд относительных.

    Прилагательное Разряды
    притяжательный относительный качественный
    волчий волчий вой волчья (из меха волка) шуба волчий (злой) взгляд
    стальной стальная (из стали) кружка стальные (крепкие) мышцы
    мирный мирное (во время мира) время мирный (спокойный) характер
    заячий заячья лапа заячья (из меха зайца) шапка заячий (трусливый) характер
    живой живой цветок живая изгородь

    Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных и качественных, если они приобретают признаки этих разрядов. Из примеров, представленных в таблице видно, что волчий и заячий, при употреблении их в качестве материала для предмета, переходят в разряд относительных прилагательных. При использовании их в переносном значении, они становятся качественными.

    Качественные прилагательные могут переходить в разряд относительных, если они начинают обозначать постоянное свойство предмета:

    кислая ягода – кислая реакция,

    кривая избушка – кривая линия.

    Как определить разряд прилагательного

    Каждый разряд прилагательных имеет ряд характерных признаков, которыми не обладают другие разряды:

    Качественные Относительные Притяжательные
    1. Степени сравнения
    2. Краткая форма
    3. Сочетание с наречиями:

    очень, необыкновенно, чрезвычайно, недостаточно, слишком.

    Образование сложных прилагательных с помощью повтора:

    Образование прилагательных с приставкой НЕ-:

    Могут иметь антонимы:

    Могут иметь синонимы:

    недорогой – дешёвый,
    мутный – расплывчатый
    .

    Могут образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

    слабый – слабенький – слабоватый.

    Могут образовывать наречия на -О, -Е:

    1. Указывают на отношение одного предмета к другому
    2. Можно подобрать синонимичное словосочетание:

      золотое кольцо – кольцо из золота.

    1. Обозначают принадлежность
    2. Отвечают на вопросы:

      чей? чья? чьё? чьи?

      Чтобы определить разряд прилагательного надо посмотреть каким признакам данное прилагательное соответствует. Рассмотри несколько примеров:

      Пример 1. Определить разряд прилагательного:

      Сначала зададим вопрос от существительного к прилагательному:

      Прилагательное отвечает на вопрос какое?, следовательно, притяжательным оно быть не может. Теперь попробуем подобрать синоним:

      орлиное означает хорошее, отличное.

      Раз к прилагательному удалось подобрать синоним, значит оно качественное.

      Пример 2. Определить разряд прилагательного:

      Сначала зададим вопрос от существительного к прилагательному:

      Прилагательное отвечает на вопрос чья?, следовательно оно притяжательное.

      Пример 3. Определить разряд прилагательного:

      Сначала зададим вопрос от существительного к прилагательному:

      человек какой? наблюдательный .

      Прилагательное отвечает на вопрос какой?, следовательно, притяжательным оно быть не может. Можно попробовать подобрать синоним или посмотреть, может ли данный признак проявляться в большей или меньшей степени:

      наблюдательный означает внимательный,

      наблюдательный – наблюдательнее, самый наблюдательный.

      У прилагательного есть синоним и степени сравнения — прилагательное качественное.

      Пример 4. Определить разряд прилагательного:

      Сначала зададим вопрос от существительного к прилагательному:

      мороженое какое? клубничное .

      Прилагательное отвечает на вопрос какое?, следовательно, притяжательным оно быть не может. Относительно мороженого у признака клубничный не может быть синонимов и степеней сравнения, так как мороженое не может быть более или менее клубничным. Значит можно попробовать подобрать синонимичное словосочетание:

      клубничное мороженое – мороженое из клубники .

      Данное словосочетание указывает на отношение одного предмета к другому, значит прилагательное является относительным.

      Источник

      «Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.»
      план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

      Познакомить со смысловым значением имен прилагательных; сформировать представление о связи имени прилагательного с именем существительным, учить находить в тексте имена прилагательные и правильно ставить к ним вопросы от имён существительных.

      Скачать:

      Вложение Размер
      imya_prilagatelnoe.svyaz_imeni_prilagatelnogo_simenem_sushchestvitelnym.doc 55 КБ

      Предварительный просмотр:

      Русский язык. 2класс

      «Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.»

      Тип урока: урок открытия новых знаний

      Цели: познакомить со смысловым значением имен прилагательных; сформировать представление о связи имени прилагательного с именем существительным

      — учить находить в тексте имена прилагательные и правильно ставить к ним вопросы от имён существительных ;

      — показать связь имени прилагательного с именем существительным;

      — учить определять число и род прилагательных по имени существительному, с которым оно связано;

      — развивать орфографическую зоркость, умение анализировать и делать выводы;

      — развивать речь и расширять кругозор обучающихся;

      — формировать умение взаимодействовать в парах;

      — воспитывать бережное отношение к животным

      Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, таблица «Имя прилагательное», индивидуальные карточки, картинка сказочного героя Колобка, картинки животных (медведь, заяц, лисица, волк).

      А сейчас проверь дружок,

      Ты готов начать урок?

      Всё ль на месте, всё ль в порядке,

      Ручка, книжка и тетрадка?

      Все ли правильно сидят?

      Все ль внимательно глядят?

      Каждый хочет получать

      Только лишь оценку 5.

      1. Целеполагание. Актуализация знаний.

      — Дети вы любите сказки?

      — У нас сегодня в гостях сказочный герой. А кто вы узнаете, отгадав его по описанию. Слушайте внимательно.

      — Круглый, румяный, ароматный, непослушный. Кто же это? (Колобок)

      Круглый, румяный, ароматный, непослушный Колобок

      — Как вы догадались, что это Колобок?

      — Из какой сказки он к нам пришёл?

      Картинка из сказки «Колобок»

      -Давайте поиграем, друзья! Я буду называть прилагательные, а вы подбирать подходящее по смыслу существительное.

      Серый, хищный, жадный . (Волк.)

      Рыжая, хитрая, ловкая . (Лиса.)

      Косой, слабый, трусливый . (Заяц.)

      Сухое, свежее, душистое . (Сено.)

      Солнечный, веселый . (День.)

      — Как называются части речи, из которых составлены словосочетания? (Имена существительные и имена прилагательные.)

      — Назовите тему урока. (Связь имени прилагательного с именем существительным.)

      — Послушайте стихотворение. О какой части речи в нём говорится? Приведите примеры слов этой части речи. Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.

      Определяю я предметы,

      Они со мной весьма приметны.

      Я украшаю вашу речь,

      Меня вам надо знать, беречь.

      Имя прилагательное знает весь свет,

      Раскрасит, как художник, разный предмет,

      Ответит всегда на вопросы такие:

      Какой? Какая? Какое? Какие?

      — Какую часть речи я употребила, описав Колобка?

      — Как вы определили, что это имя прилагательное?

      — Значит, над какой частью речи продолжаем работу на уроке?

      — Что вы знаете о прилагательном?

      — А какой частью речи является слово «Колобок»?

      — Кто поможет сформулировать тему урока?

      — Тема нашего урока: «Связь имени прилагательного с именем существительным»

      — Назовите цели урока.

      — Колобок укатился по дорожке в лес, оставляя за собой след.

      — На какую букву начинается слово «Колобок»?

      — Дайте характеристику звукам, которые обозначает буква «Ка».

      — Разомнём наши пальчики пред письмом.

      Вот помощники мои.

      Их как хочешь поверни.

      И работать захотели.

      — Пропишите буквы, слоги и слова.

      Кк / Кк / Кк / ка ко ке ки ку кв кл кн

      коржик кормушка кривая

      — Поставьте ударение в словах.

      — Что общего в словах?

      — Какое слово лишнее? Докажите.

      — Назовите опасные места в словах, орфограммы.

      — Подберите существительное, подходящее по смыслу к прилагательному кривая.

      — Кривая дорожка, по которой катился Колобок.

      — Запишите это словосочетание. Назовите орфограммы.

      — С какой частью речи согласуются имена прилагательные?

      — Как определить число и род имени прилагательного?

      — Определите число и род имени прилагательного.

      Кривая дорожка (ед. ч., ж. р.)

      1) Записать названия зверей, которых встретил Колобок с именами прилагательными, подходящими по смыслу.

      — Назовите, кого встретил Колобок в лесу?

      Вывесить картинки зайца, медведя, волка и лисицы.

      — Как вы думаете, какое слово лишнее? Почему?

      (Волк – нет орфограммы. Все остальные слова из орфографического словаря)

      — Какой частью речи являются эти слова? Докажите.

      — Колобок предлагает вам выполнить следующее задание. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное. Запишите получившиеся словосочетания и определите число и род прилагательных. Записывать будем вместе с вопросом.

      Не забывайте называть встретившиеся орфограммы.

      Заяц (какой?) косой (ед. ч., м. р.).

      Медведь (какой?) косолапый (ед. ч., м. р.)

      Волк (какой?) серый (ед. ч., м. р.).

      Лисица (какая?) хитрая (ед. ч., ж. р.)

      — Молодцы. Правильно справились с заданием.

      — В какой форме числа стоят существительные?

      — А прилагательные? Почему?

      — На какие вопросы отвечают прилагательные в единственном числе?

      — Давайте изменим число существительных и устно назовём новые словосочетания.

      — На какой вопрос отвечают прилагательные во множественном числе?

      Зайцы (какие?) косые и т. д.

      — Как изменили существительные и прилагательные?

      — Можем ли определить род у прилагательных во множественном числе?

      — Так на какие вопросы отвечают имена прилагательные в единственном числе? Во множественном?

      — Так с какой частью речи связано имя прилагательное?

      2) Работа с учебником.

      а) «Страничка для любознательных»

      — Прочитаем информацию в учебнике.

      — Почему имя прилагательное так называется?

      — Какие признаки может обозначать имя прилагательное?

      — Наш Колобок очень любит… А вот что, вы сейчас назовёте, посмотрев на рисунки упражнения

      — Какой частью речи являются изображённые слова?

      — На какие группы можно разбить данные предметы? (Фрукты, ягоды, овощ)

      — Назовите разные признаки этих предметов

      — Составьте предложение с любым словосочетание.

      Запись предложения на доске с проговариванием. Подчеркнуть имена прилагательные.

      — Что учились делать, выполняя это упражнение?

      3) Списать предложения. Подчеркнуть прилагательные и указать их число и род.

      — Мы с Колобком сейчас проверим, как вы умеете самостоятельно находить имена прилагательные и определять их число и род.

      Славная песенка, ещё бы послушала! Сядь-ка, миленький, на мой язычок да пропой в последний разок.

      — Прочитайте шёпотом предложения.

      — Как их надо читать? Почему?

      — Кто сам прочитает, показав характер лисицы? (Чтение 2-3 учеников)

      — Что вы должны сделать?

      — Спишите предложения, подчеркните имена прилагательные, укажите их число и род.

      — Проверьте в парах, как вы выполнили задание. (Взаимопроверка)

      — Что нужно сделать, чтобы найти прилагательное?

      — Назовите имена прилагательные вместе с именами существительными, с которыми они связаны.

      (Дети выходят к доске и подчёркивают прилагательные волнистой линией. Указывают над словом род, число)

      — Измените число имён прилагательных. Назовите вместе с именами существительными, с которыми они связаны.

      4) Индивидуальная работа на карточках. Дифференцированные задания.

      — Ребята, представляете, а мы можем спасти Колобка.

      — Лисица предлагает вам выполнить её задание. Если вы справитесь, то она его отпустит и не съест.

      — Вам надо вписать вопросы, на которые отвечают прилагательные, и определить их число и род, там, где это возможно.

      Источник