Меню

Правильное употребление имен прилагательных орфоэпические и грамматические нормы



План-конспект урока по теме «Правильное употребление имен прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

План-конспект урока по теме «Правильное употребление имен прилагательных»

Скачать:

Вложение Размер
5_kl_pravilnoe_upotreblenie_imen_prilagatelnykh.rar 1.37 МБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 5 класс

Тема: « Правильное употребление имён прилагательных » (в соответствии с «Программой по русскому языку для 5-11 классы», авторы: С.И.Львова, В.В. Львов Мнемозина, М : 2008

Предполагаемый результат: в ходе урока познакомить учащихся с орфоэпическими , грамматическими, лексическими нормами в употребление имён прилагательных, формировать коммуникативные умения в использовании прилагательных ( эпитетов ) в устной и письменной речи, , повторить морфемные признаки имён прилагательных.

Предметные: 1.Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.2.Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем.

Развитие проблемного мышления.

Метапредметные : развивать способность актуализации, закрепления и обобщения полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний. формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы.

Личностные: уметь высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность, формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать, учиться слышать и слушать другого человека, вызвать интерес к русскому языку

Реализация принципов обучения на уроке:

Принцип наглядности обучения в комплексном решении задач, научность обучения, соблюдение принципа систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков.

Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, метод поискового обобщения.

Источник

Правильное употребление имён прилагательных — Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи — Правописание морфем

Цели урока: 1) тренировать навык использования орфоэпического словаря для определения правильного произношения имён прилагательных; 2) совершенствовать умение учащихся образовывать формы степеней сравнения имён прилагательных; 3) тренировать умение учащихся определять характер лексических ошибок и редактировать текст.

I. Правильное употребление имён существительных (повторение – проверка домашнего задания, упр. 307-309)

Попросим учащихся перечислить основные типы лексических ошибок и назвать способы их устранения, а затем предложим рассмотреть фотографии к упражнению 307 и ответить на вопрос задания. По своему усмотрению учитель может напомнить, что однокоренные слова, сходные в звучании, но различающиеся значением и употреблением в речи, называются паронимами.

В процессе анализа примеров из упражнения 308 ещё раз подчеркнём важность различения паронимов, необходимость использования слова в соответствии с его точным лексическим значением с учётом требования лексической сочетаемости.

В случае необходимости поможем ребятам понять, что для устранения двусмысленности, вызванной использованием лексических омонимов (упр. 309), нужно использовать соответствующие согласованные или несогласованные определения, например: 1) Это крепкий брак. – Это настоящий брак в работе. 2) Увидеть ключ от двери. – Увидеть бьющий из-под земли ключ. 3) На столе лежит зелёный лук. – На столе лежит искусно сделанный лук. 4) Наконец я рассмотрел норку бурундука. – Наконец я рассмотрел эту юркую норку.

II. Правильное употребление имён прилагательных. Орфоэпические нормы (упр. 311, 312)

После того как ученики выполнят задание 1 упражнения 311, попросим их ещё раз прочитать слова на плашке про себя, запоминая графический облик, затем отчётливо произнести все три слова, адресуясь к соседу по парте, записать в тетрадь и проверить написание по учебнику.

Обратим внимание семиклассников на то, что С. Есенин и С. Городецкий стремятся в своих стихотворениях воспроизвести особенности народной поэзии: напевность, проникновенный лиризм, и с этой целью используют различные языковые средства, в том числе слова и выражения, которые использовались в произведениях устного народного творчества и в дальнейшем были освоены литературным языком, — народнопоэтические эпитеты. К числу таких слов относится и эпитет шелкόвый, который в современном литературном языке имеет другие нормы произношения.

III. Грамматические нормы (упр. 313)

Рекомендуем учащимся сильного класса в процессе работы с приведёнными в упражнении 313 прилагательными давать подробные объяснения, например: «При образовании простой формы сравнительной степени прилагательного громкий происходит чередование к/ч: громкий – громче».

После того как будут образованы формы степеней сравнения всех приведённых в упражнении 313 прилагательных, попросим ребят ещё раз прочитать эти формы вслух «по цепочке».

Задание 2 упражнения 313 распределим между группами учащихся (по вариантам), а через минуту выслушаем соответствующие сообщения.

IV. Лексические нормы (упр. 314, 315)

Предложим ученикам слабого класса в случае затруднения при определении характера нарушения норм в приведённых в упражнении 314 примерах, воспользоваться текстом на с. 118.

Учащихся сильного класса подведём к ответам примерно следующего содержания: «1) Допущена грамматическая ошибка в образовании прилагательного. От основы существительногописьмо прилагательное образуется с помощью суффикса -енн-: письменный. 2) Нарушены лексические нормы – допущена тавтология («сильный проливной дождь»). Значение прилагательного проливной – «очень сильный», поэтому использование прилагательного сильный в этом предложении избыточно. Правильно: Неожиданно начался проливной дождь». 3) Нарушены лексические нормы – допущена тавтология («со сладким сахаром»). В толкование значения существительного сахар уже входит прилагательное сладкий – «кристаллическое питательное сладкое вещество белого цвета», поэтому использование при нём определения, выраженного прилагательным сладкий, избыточно. Правильно: Мы пили чай с сахаром и булочками. 4) Допущена грамматическая словообразовательная ошибка в образовании прилагательного («подлизливой (девочкой)»). От существительного общего рода подлиза не может быть образовано имя прилагательное. Правильно: Оля была подлизой. 5) Нарушены лексические нормы: не учтено требование лексической сочетаемости прилагательного единогласный («единогласен с нами»), которое в данном контексте требует замены синонимом единодушный. Правильно: Папа был единодушен с нами. 6) Нарушены лексические нормы: прилагательноеприплюснутый использовано без учёта его точного лексического значения и требования лексической сочетаемости («приплюснутые глаза»). В данном случае использование этого определения настолько затрудняет понимание, что нельзя утверждать определённо, в чём заключалась мысль автора.

Предоставим возможность учащимся сильного класса самостоятельно выполнить упражнение 315 и по истечении отведённого на эту работу времени сделать соответствующее сообщение. В слабом классе проведём совместную работу по уточнению значений паронимов враждебный – вражеский и анализу их использования в приведённых примерах.

Источник

Урок по теме» Правильное употребление прилагательных»

Тема: Правильное употребление прилагательных в речи.

Цели: — организовать деятельность учащихся по освоению норм употребления

прилагательных в речи;

— содействовать развитию умения пользоваться различными лингвистическими словарями;

— содействовать воспитанию коммуникативных умений учащихся.

Ход урока.

Учитель: Здравствуйте. Я представлюсь, зовут меня Татьяна Владимировна, и я проведу у вас урок русского языка.

Мотивация.

Учитель: Для чего мы изучаем русский язык?

Дети: Чтобы писать правильно, читать, быть грамотным.

Учитель: Вы абсолютно правы. Грамотным человек не рождается, этому учат с 1 класса. Давайте послушаем наших первоклашек..

» Говорят дети«( видео, дети произносят предложения с неправильным употреблением прилагательных)

Н-р: Я люблю свою маму. Она у меня такая рабочая.

А мой папа может все сделать, у него руки золотистые.

А мой брат Петя нарисовал гайковый ключ.

Вопросы: — Скажите, что было не так? ( неправильно произнесли слова)

-Назовите эти слова? ( рабочая, золотистые, гайковый) ( слайд)

— К какой части речи они относятся? ( прилагательные)

— Как вы думаете, чем мы будем заниматься?

( дети: учиться правильно употреблять прилагательные)

Целеполагание:

Учитель: Действительно, мы сегодня будем учиться правильно употреблять прилагательные в речи. ( слайд тема)

Учитель: И для того, чтобы не делать таких смешных ошибок, правильно произносить слова, мы должны знать нормы литературного языка.

Теория.

У: — Как вы понимаете, что такое норма? ( правило, образец)

— Да, вы правы, посмотрите на экран. ( понятие норма, слайд, дети читают сами)

-В русском языке выделяют несколько типов норм, но сегодня мы будем работать с орфоэпическими, грамматическими, лексическими ( слайд о нормах)

— Как вы видите, в русском языке есть и другие нормы, но о них вы поговорите на следующих уроках.

— А теперь мы будем учиться применять эти нормы к прилагательным.

Практика.

У: Работать будем в группах.

Чтобы наша работа была результативной, будем следовать определенным правилам

.( слайд, правила)

— Вы согласны. Тогда предлагаю начать.

У вас на столах есть необходимый материал для работы и, следуя инструкции, вы будете выполнять задание. На эту работу, я даю вам 5 минут.

1 группа. упр.877, орфоэпическая норма

2 группа. упр. 878-, 879 грамматическая норма

3 группа упр. 881 лексическая норма

( подойти и раздать задание жюри)

Группы готовы, и я предоставляю вам слово. Ребята, помните, о том, что все мы слушаем внимательно, так как после выступления группы, вам нужно выполнить задание.

( каждая группа дает полный ответ по инструкции, сопровождение слайдами)

А теперь, пользуясь нормами, попробуйте правильно употребить прилагательное: кедровый, сердечный, вы – кремовый (см. слайд.)

Молодцы!

Давайте еще раз обратимся к орфоэпическим нормам ( см. слайд)

Слушаем внимательно, не забываем о правилах работы в группе.

2- я группа( отчет, сверка)

— Сейчас мы проверим, внимательно ли нас слушали остальные группы.

Попробуйте вы образовать степени сравнения ( слайд)

А вы краткую форму слова ( см. слайд)

Хорошо, спасибо.

-Напомните, это были какие нормы? (грамматические)

— Отчет 3 группы и сверка.

-Попробуйте теперь вы, правильно употребить прилагательное, согласовав его с существительным. ( слайд)

У: Скажите, а чем похожи эти слова? ( одинаковый корень) Вы правы, они однокоренные, но имеют разное значение.

Такие слова в русском языке называются паронимами. ( слайд)

У: Ребята, а как вы думаете, пригодятся ли нам полученные знания в жизни? А для чего?

А при написании статьи, сочинения понадобятся? (да)

У: Ребята, вы, наверное, знаете, что в этом году на область отмечает 75- летний юбилей, и я прелагаю подготовить материалы для газеты: » Моя малая родина»

В газете есть три рубрики:

По родным местам

Моя малая родина

Каждая группа получает задание.

( 4 мин.)

1 группа В данном тексте выбирает правильную форму прилагательных.

( слово чабрец, первый предударный произносится » и»)

2 группа Найдите и исправьте ошибки в употреблении прилагательных.

3 группа Попробуйте создать свой текст, опираясь на опорные слова и, используя свои.

Темные проталины, прошлогодние растения, яркие лучи солнца, глубокие овраги, степные балки, первые степные подснежники, богата, скучный, красивее, свободнейший.

(один ученик из группы читает получившийся текст, остальные слушают и корректируют.)

У: Заметили вы ошибки? Посмотрите на экран, сверьте. ( помещают в газету)

Итог урока. Ну что ж материал для нашей газеты собран. Все рубрики заполнены.

Давайте подведем итог. Чему мы сегодня учились? Как вы считаете, стали ли вы немного грамотнее?

Рефлексия.

Учитель: Я предлагаю проанализировать нашу деятельность.

Выскажите свое мнение, продолжив любую из предложенных фраз. ( свободный микрофон)

— Самым интересным сегодня на уроке было…

— Сегодня я понял.

— Самым сложным для меня сегодня было…

Учитель: Я тоже имею право дать оценку урока. Положительно то, что мне приятно было с вами работать, а минус в том, что нам придется расстаться.

Источник

19. Нормы употребления имен прилагательных

Образование и употребление норм имени прилагательного вызывают определенные затруднения у носителей языка при их использовании в речи. Форма имени прилагательного полностью зависит от рода, числа, падежа существительного. Ошибки при употреблении прилагательных не столь значительны, как при употреблении других частей речи, но все же встречаются и портят речь. В сфере прилагательных к частым нарушениям нормы относятся: образование и употребление полной и краткой формы, образование простой и сложной форм сравнительной степени.

При использовании качественных прилагательных в именной части сказуемого следует помнить, что краткое прилагательное часто выражает временный признак (Он молод– это может в любом возрасте, но только в настоящий момент), а полное прилагательное выражает постоянный признак Он молодой (не старше 25 лет, в течение определенного времени); он болен ( в данный момент); он больной (постоянно). Смысловое различие находит свое выражение в том, что некоторые формы существенно отличаются друг от друга: глухой от рождения – глух к просьбам; ребенок живой – дедушка жив; юноша хорош – совет хороший. Только в краткой форме следует употреблять прилагательные в устойчивых сочетаниях – короток на расправу, слаб здоровьем, сердцу мил (сравни: безвыходное положение, легкая рука).

Краткие прилагательные образуют синонимичные формы: полон – полн; безнравствен – безнравственен, свойственен – свойствен. Путь развития данных форм шел от более древней формы на –ЕН, восходящей к старославянскому языку, к форме на –ЕНЕН, а затем возврат к старой форме. Стремление языка к экономии сделала более короткие предпочтительнее для употребления в речи, поэтому в современной системе языка литературной морфологической норме соответствует: бездействен, безнравствен, беспочвен, бесчувствен, легкомыслен и т.д.

При образовании простой формы сравнительной степени ошибки могут быть допущены тогда, когда прилагательное не образует такую форму по каким-либо причинам и когда форма образована не по правилам языка. Так, ряд прилагательных в русском языке: дружеский, маркий, боевой,( обозначающие качественный признак), глухой, косой, слепой, хромой, рваный (обозначающие абсолютный признак) – не образуют простой степени сравнения. Норме соответствуют формы типа “более + начальная форма прилагательного”:более интересный, менее простой, более смелый. Нельзя сказать: косее, хромее, слепее, что, к сожалению, иногда позволяют себе делать в речи не только дети, не следует говорить также: более хромой или менее косой.

Ряд прилагательных образуют сравнительную степень, используя возможности чередования: тише, громче, проще и т. д. Ошибки появляются в связи с тенденцией использовать суффикс –ЕЕ в качестве обязательного компонента при формообразовании. Отсюда появляются варианты слов — толстее, лучшее, хорошее, либо длиньше, что, несомненно, является грубым нарушением нормы. Широко распространены случаи объединения сложной и простой форм сравнительной степени, в результате чего появляются образования типа более интереснее, что тоже является ошибочным, так как нарушает морфологическую норму.

Превосходная степень прилагательных в русском языке образуется по-разному: при помощи слов самый, наиболее, наименее, а также суффиксов –ЕЙШ, — АЙШ. Ошибки возникают, когда происходит смешение простой и сложной форм: наиболее качественнейшие результаты, самая красивейшая девушка. Возможно , эти единицы создаются по аналогии с «самым теснейшим образом», «самая кратчайшая дорога». Но эти единицы стали уже устойчивыми в языке. Все остальные подобные образования нарушают норму.

Источник

Читайте также:  Род число и падеж имен прилагательных во множественном числе