Меню

Правило мягкий знак в кратких прилагательных после шипящих правило



Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание мягкого знака на конце слов после шипящих
В русском языке в конце слов шипящие (Ж, Ш, Щ и Ч) возможны в шести частях речи:

в существительных (НОЧЬ, СТОРОЖ, МНОГО ЗАДАЧ),
в прилагательных (ГОРЯЧ),
в глаголах (ПИШЕШЬ),
в наречиях (НАСТЕЖЬ),
местоимениях (НАШ),
частицах (ЛИШЬ).

Каждая из этих частей речи для употребления мягкого знака имеет свое, особенное правило.

1. Если перед нами существительное, то мягкий знак после шипящих ставится лишь тогда, когда слово принадлежит III склонению (НОЧЬ). Существительные I и II склонения с шипящей на конце пишутся без мягкого знака (МНОГО ТУЧ, КИРПИЧ). Не забудьте, что отчества и фамилии, оканчивающиеся на –ИЧ, являются существительными II склонения и пишутся без мягкого знака. Например: СЕРГЕЕВИЧ, РЮРИКОВИЧ, ВОЙНОВИЧ.
2. Если слово отвечает на вопрос КАКОВ? и является кратким прилагательным, то после шипящего на конце мягкий знак не нужен (ГОРЯЧ, МОГУЧ).
3. Глаголы с шипящим на конце всегда пишутся с мягким знаком. Например: СМОТРИШЬ или ПОСМОТРИШЬ (в форме второго лица ед. числа настоящего или будущего времени), РЕЖЬ (в повелительном наклонении), ЖЕЧЬ (в неопределенной форме). Обратите внимание, что в глаголах мягкий знак может оказаться после шипящей и не на самом конце слова, а перед постфиксами –СЯ или -ТЕ, например: КУПАЕШЬСЯ, СПРЯЧЬТЕ.
4. На конце наречий после шипящих мягкий знак пишется всегда (НАСТЕЖЬ, ВСКАЧЬ, ПРОЧЬ), кроме исключений: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ.
5. Местоимения с шипящими на конце пишутся без мягкого знака, например: НАШ, ВАШ.
6. Всегда с мягким знаком пишутся частицы ИШЬ, ЛИШЬ, БИШЬ.
Упражнение

Мы уж_ это знали и не мешали ему хозяйничать по-своему; но между нами находился офицер, недавно к нам переведенный. («Выстрел», А. С. Пушкин)

На шее у Петровича висел моток шелку и ниток, а на коленях была какая-то вето ш_ . («Шинель», Н. В. Гоголь)

Это то ч_ -в-то ч_ как сначала они забрали и заподозрили этих, как би ш_ их. Коха да Пестрякова. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Наконец сделалось бедняге, в некотором роде, невтерпе ж_ , решился во что бы то ни стало пролезть штурмом, понимаете. («Мертвые души», Н. В. Гоголь)

Выражение это говорило, что она решилась, не жалуясь, переносить свое несчастие, и что ее му ж_ есть крест, посланный ей от Бога. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Солнце только начинало подниматься из-за ту ч_ ; в воздухе было свежо и росисто. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

И как подумае ш_ , что и кто – какое ничтожество может быть причиной несчастья людей! («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Он знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневае ш_ся в нем. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Как только он начинал говорить что-нибудь такое, что не удовлетворяло цели обвинения, так принимали желобок, и вода могла те ч_ , куда ей угодно. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Говорят, что его мать была очень хороша собою, и мне странно кажется, почему она так неудачно вышла заму ж_ , за такого незначительного человека. («Бедные люди», Ф. М. Достоевский)

Я ему говорил. Не пла ч_ обо мне: я постараюсь быть и мужественным, и честным, всю жизнь, хоть я и убийца. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова-Денисова; остальные войска ли ш_ напрасно потеряли несколько сот людей. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Оно само упадет, когда будет зрело, а сорве ш_ зелено, испорти ш_ яблоко и дерево, и сам оскомину набье ш_ . («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Николай в два слова купил за шесть тыся ч_ семнадцать жеребцов на подбор (как он говорил) для казового конца своего ремонта. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

На той стороне ограды старик строгал обру ч_ и не видал Левина. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

Кроме фальши и лжи, ничего не могло выйти теперь; а фаль ш_ и ло ж_ были противны его натуре. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

Читайте также:  Открытые уроки русский язык 5 класс фгос прилагательное

Никто не объявлял войны, а люди сочувствуют страданиям ближних и желают помо ч_ им, — сказал Сергей Иванович. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

И вот в Москве, где каждая встреча ей но ж_ в сердце, она живет шесть месяцев, с каждым днем ожидая решения. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

Наступила но ч_ — мать благословила до ч_ свою и пожелала ей кроткого сна, но на сей раз желание ее не исполнилось; Лиза спала очень худо. («Бедная Лиза», Н. М. Карамзин)

Но иногда — хотя весьма редко — златой лу ч_ надежды, лу ч_ утешения освещал мрак ее скорби. («Бедная Лиза», Н. М. Карамзин)

И там один клю ч_ есть всех больше, втрое, с зубчатою бородкой, конечно, не от комода. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Не беспокойтесь, не дам-с, — решительно сказал уса ч_ и отправился вслед за ними. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Но, уходя, осмелюсь заметить, что впредь надеюсь быть избавлен от подобных встре ч_ и, так сказать, компромиссов. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Пла ч_ бедной, чахоточной, сиротливой Катерины Ивановны произвел, казалось, сильный эффект на публику. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Бледно-желтое, иссохшее лицо ее закинулось навзни ч_ назад, рот раскрылся, ноги судорожно протянулись. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Ди ч_ ! — завопил взбешенный до ярости Лужин, — ди ч_ вы все мелете, сударь. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Марфа Терентьевна не унималась, а все больше и больше приставала к градоначальнику: вынь да поло ж_ Бонапарта, то под конец он изнемог. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Что ни выпалит из ружьеца, то сердце насквозь прострелит, что ни махнет сабелькой, то голова с пле ч_ долой. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Многократно делал походы против недоимщиков и столь был охо ч_ до зрели щ_ , что никому без себя се ч_
не доверял. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

«Довольно! — произнес он решительно и торжественно, — про ч_ миражи, про ч_ напускные страхи, про ч_ привидения. » («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Думалось, что небо обрушится, земля разверзнется под ногами, что налетит откуда-то смер ч_ и все поглотит, все разом. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Долго он торговался с ними, просил за розыск алтын да деньгу, головотяпы же давали гро ш_ да животы свои в придачу. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Упражнение подготовили Н. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).

Источник

Мягкий знак после шипящих

Зачем нужен мягкий знак?

Мягкий знак не обозначает никакого звука. Тем не менее он достаточно часто используется нами на письме.

Мягкий знак в русском языке никогда не используется после гласной, Й или в начале слова.

Мягкий знак выполняет три основные функции:

  • обозначает мягкость согласных в середине перед согласными и на конце слова (смягчающий знак).
  • указывает на то, что Е, Ё, Ю, Я после согласного обозначают два звука; также «разделяет» согласный и следующий за ним И, иногда О (разделительный знак).

Именно о правописании мягкого знака после шипящих мы сейчас и поговорим.

Зачем нужен мягкий знак после шипящих?

Так зачем же мы пишем мягкий знак поле шипящих на конце слов? Ведь разделять он ничего не может (после него нет гласной). Не может он выполнять и смягчающую функцию: все шипящие либо всегда мягкие (зачем им еще и мягкий знак?), либо всегда твердые (и мягкий знак изменить это положение не в силах).

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте понаблюдаем за словами.

Предположим, существуют такие слова: чучь, мяш и пинь. Это существительные. Можем ли мы определить их род и склонение?

Мы можем с уверенностью сказать, что слово «чучь» женского рода 3 склонения, а «мяш» – мужского рода 2 склонения. Про «пинь» же сказать ничего невозможно. Почему?

Мягкий знак сам по себе не может являться окончанием слова, хотя и стоит на конце; он может входить в состав окончания (-ешь, -ишь) или корня (мышь, запечь, отрежь, настежь).

Правила

Правописание мягкого знака после шипящих на конце зависит от части речи. Поэтому прежде чем писать или не писать Ь, надо определить, какая часть речи перед нами. Часть правил, связанных с этим вопросом, изучается в начальной школе (мягкий знак на конце существительных и в глаголах 2 лица единственного числа), часть – в 5 классе (написание кратких прилагательных), часть – в 6 классе (глаголы повелительного наклонения) и, наконец, наречия и частицы рассматриваются в 7 классе.

Итак, мягкий знак на конце после шипящих пишется:

  • В существительных 3 склонения: дочь, сушь, пустошь, помощь.
  • В глаголах 2 лица единственного числа, в повелительном наклонении и в неопределенной форме – то есть везде, где мягкий знак может оказаться на конце слова после шипящей: прилечь, узнаешь, назначь.
  • В наречиях (исключения: Уж замуж невтерпёж): навзничь, наотмашь, прочь.
  • В некоторых частицах: лишь, вишь, бишь.

Мягкий знак в глаголах сохраняется перед –ся или –те: назначьте, испечься, расстанешься.

Мягкий знак не пишется:

  • В существительных 2 склонения: малыш, плащ, плач.
  • В существительных 1 и 2 склонения во множественном числе родительном падеже: туч, плеч, рощ.
  • В кратких прилагательных: могуч, живуч, линюч.
  • В наречиях, являющихся исключениями: уж замуж невтерпеж.

Что мы узнали?

Мягкий знак на конце слова после шипящих не обозначает мягкость звука, а помогает определить грамматические признаки слова. Он пишется в существительных 3 склонения, в глаголах, наречиях, кроме исключений, и в некоторых частицах; охраняется перед –ся и –те.

Источник

Урок русского языка по теме «Правописание мягкого знака после шипящих в конце кратких прилагательных

Исходный уровень знаний, умений, навыков учащихся, необходимый для усвоения темы «Правописание ь после шипящих на конце слова у кратких прилагательных»: знают, какие согласные звуки относятся к шипящим; какие слова относятся к именам прилагательным; о краткой форме прилагательных; о правописании ь после шипящих на конце имен существительных, о правописании ь после шипящих в глагольных формах.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков

Место урока в системе: второй урок по теме «Полные и краткие прилагательные»

Цели урока:

  • Образовательные:
    • обобщить и дополнить знания о написании ь после шипящих на конце имен существительных, глаголов и имен прилагательных;
    • продолжать формировать умения и навыки владения способом действия при данной орфограмме.
  • Развивающие:
    • формирование познавательного интереса к русскому языку на основе соединения теоретического материала с пониманием его практического применения, соединения грамматического материала по русскому языку с занимательным дидактическим материалом;
    • формирование умственных, учебных действий: анализа и синтеза (при анализе правописания слов); сравнения (через сравнение условий выбора написания ь после шипящих на конце различных частей речи); обобщения и систематизации (через формулирование выводов по данной теме по заданному алгоритму);
    • развитие действий контроля и самоконтроля (организация взаимоконтроля при работе в парах, выполнение упражнений на закрепление и тестовое задание);.
    • развитие речи (обогащение словарного запаса учащихся, развитие монологической речи учащихся, развитие коммуникативных умений и навыков).
  • Воспитательные:
    • воспитание требовательности к себе: трудолюбия, дисциплинированности, добросовестности, ответственности;
    • воспитание товарищества, гуманности, доброты и деликатности, способности к взаимовыручке.
  • воспитание бережного отношения к родному языку.

Структура урока:

1. Вступительное слово учителя.
2. Фронтальный опрос
3. «Синтаксическая минутка».
4. Объявление темы урока и объяснение нового материала.
5. Повторение правописания Ь после шипящих на конце слов различных частей речи.
6. Объяснение нового материала.
7. Закрепление.
8. Обобщение пройденного.
9. Подведение итогов урока. Тест.

Материалы к уроку:

1. Вступительное слово учителя

— Здравствуйте! Я вас встретил впервые.
Но я — человек, и Вы — человек,
Мы люди на этой земле.

Мои слова не просто приветствие, пожелание здоровье. Это строчки из стихотворения Владимира Солоухина. О чем они? Прежде всего, об уважении. И мне бы очень хотелось, несмотря на то, что мы встретились впервые и не знаем друг друга, чтобы этот урок прошёл в атмосфере уважения друг к другу просто потому, что мы люди на этой земле.
Предлагаю пристальнее вглядеться в слова Солоухина

2. Фронтальный опрос

– Какой части речи (из перечисленных на этом слайде) нет в данных стихотворных строчках? (Имен прилагательных)
–Дайте определение, какую часть речи мы называем именем прилагательным? (Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?)
– Хорошо. Мой следующий вопрос: «Какую синтаксическую роль может играть имя прилагательное в предложении?» Чтобы ответить на этот вопрос, выполним задание 1 на ваших рабочих листах.

3. «Синтаксическая минутка»

Я люблю свой родной язык.
Он понятен для всех,
Он певуч.

– Итак, подчеркните как члены предложения имена прилагательные.
– Обратите внимание на краткое прилагательное в последней строке – певуч. Это слово оканчивается на шипящий, а вы уже знаете, что такая ситуация является местом орфограммы (как в именах существительных или в некоторых формах глаголах).

4. Объявление темы и постановка задач

– Итак, сегодня наша задача изучить новое орфографическое правило, правило, связанное с правописанием кратких прилагательных. А именно – с правилом правописания Ь после шипящих на конце кратких прилагательных. Запишем тему урока на самых первых строчках рабочих листов.
Но сначала нам необходимо вспомнить аналогичные (похожие) орфограммы, встречающиеся при правописании других частей речи, которые уже были упомянуты. Все внимание к стихотворению из второго задания, предложенного вам на листе.

5. Повторение правописания ь после шипящих в различных частях речи

День от нас уходит прочь,
Вот и наступила ноч.. .
Все окутывает тиш.. ,
Только шелестит камыш.. .

Там внизу у корневищ..
В теплой норке дремлет мыш.. ,
На горе у дальних дач..
В будке сладко спит Лохмач.. .

Мышке снится лето, рож.. –
Без зерна не проживеш. ,
А Лохмач.. несется вскачь –
Он во сне не пес – циркач.. .

День от нас уходит прочь ,
Вот и наступила ноч.. …

– Вставьте пропущенные буквы.
– Объясните правописание личных окончаний глаголов и Ь после шипящих в различных частях речи.

6. Объяснение нового материала

– Молодцы. А теперь пора узнать и новое для нас правило правописания Ь после шипящих на конце кратких прилагательных.
Оно очень простое: на конце кратких прилагательных Ь не пишется.
Попробуем это правило применить.

7. Закрепление

– Давайте познакомимся поближе с псом из предыдущего стихотворения. Обратите внимание на задание 3.
– Объясните, пожалуйста, правописание Ь после шипящих, не забыв указать часть речи.

Пес Лохмач удивителен, ни на кого не похож.. . Еще бы: хорош.. , пригож.. , могуч.. и сердцем горяч.. . Только немного рыж.. и тощ.. , да иногда неуклюж.. . Зато характером очень колюч..

– Молодцы. Продолжим. Задание 4. На горе, на дачах живет и друг пса – кот, но у него пока нет имени. Придумайте имя коту и составьте рассказ о нем, заполнив пропуски краткими прилагательными. Вы в праве самостоятельно подобрать слова или (в случае затруднения) образовать краткие формы от тех прилагательных, которые представлены ниже.

На одной из дач живет лучший друг пса Лохмача кот ________________. Видом он ______________, шерстью ____________ жаль только, что ___________. Кот очень__________ и _______________. А еще он очень _________________, не даром говорят, что « у кошек девять жизней». А как умен этот кот! Даже пес признает, что ум у____________ _____________. Ну а голос! Он у кота _____________. И в этом __________ не ___________ с псом. Ведь голос у Лохмача ___________. Но нисколько не мешает их долгим разговорам по вечерам.

Слова для выбора: хороший, пригожий, блестящий, могучий, горячий, линючий, схожий, скрипучий, хрипучий, живучий и др.

8. Обобщение

– Итак, попробуем обобщить, в каких случаях пишется и в каких случаях не пишется Ь после шипящих на конце слов разных частей речи.
Подготовьте устное сообщение на тему «Правописание ь после шипящих на конце слов» . Для этого восстановите, пожалуйста, текст задания 5, вставив в него пропущенные слова, термины, приведите по 2-3 примера.

В русском языке на конце слов часто встречаются шипящие. Например:___________________________________________________________________
После шипящих иногда пишется Ь, а иногда нет. Так в именах существительных Ь знак пишется только в словах ______________________________________________________ .
Например:___________________________________________________________________
В глаголах же после шипящих Ь знак пишется в форме ____________________________ , _________________________________ и _________________________________________ .
Например:___________________________________________________________________
А вот в кратких прилагательных, оканчивающихся на шипящий Ь знак ________________.

9. Тест

– Проверим тестом, насколько хорошо вы все запомнили и усвоили. Напомню, как мы заполняем схему теста. Если в слове после шипящей пишется Ь, проводим дугу в верхней половине схемы, если нет – в нижней. Потренируемся: снится рожь, у дальних дач. Каждое словосочетание я произнесу не более 2-х раз, так что будьте внимательны.

1. Пламенная речь
2. Растолочь лекарство
3. Скользкий уж
4. Режь аккуратнее
5. Ветер свеж
6. Ненужная мелочь
7. Пирожок горяч
8. Лес дремуч
9. Улыбаешься малышу
10. День хорош

– Будьте добры, возьмите в руки ручку зеленого цвета или карандаш. На доске записан правильный вариант схемы ответов. Поменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте, так ли составлена схема.
– Поднимите руки, кто не сделал в тесте ни одной ошибки. Молодцы!

Источник