Меню

Правило по русскому для 2 класс глагол существительное прилагательное



Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 60. Что такое части речи?

  • познакомиться с самостоятельными частями речи: именами существительными, именами прилагательными, глаголами.
  • научиться находить слова данных частей речи в тексте, различать имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
  • распознавать имена существительные, имена прилагательные и глаголы;
  • приводить примеры слов разных частей речи.

Части речи – классы, по которым распределяются слова в соответствии с их грамматическими свойствами. Каждая часть речи что-либо называет (обозначает): или предмет, или признак предмета, или действие предмета.

Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет.

Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предмета.

Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 40–43.
  2. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 23.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В.П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. У каждого слова своя работа. Одни слова называют предметы, другие описывают предметы, третьи называют их действия.

В русском языке все слова делятся на большие группы – части речи, в зависимости от того, что они обозначают, на какие вопросы отвечают, какими признаками обладают, какую роль играют в предложении.

Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет.

Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предмета.

Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета.

Чтобы определить, к какой части речи относится слово, действуйте по алгоритму:

  1. Задайте вопрос к слову.
  2. Определите, что обозначает слово:

3. Назовите часть речи.

Когда необходимо указать части речи, принято сокращать слова следующим образом.

Имя существительное – сущ.

Имя прилагательное – прил.

Примеры заданий и разбор их решения. Тренировочный модуль

Задание. Электронная пропись.

Прочитайте пословицы. Спишите. Определите часть речи и обозначьте её, надписав сокращение над выделенным словом.

Старый друг лучше новых двух.

Дружба и братство дороже богатства.

Дружба как стекло, разобьёшь – не сложишь.

Подсказка: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Старый друг лучше новых двух.

Дружба и братство дороже богатства.

Дружба как стекло, разобьёшь – не сложишь.

Задание. Определение частей речи.

Прочитайте предложения. Какой частью речи являются обозначенные слова? Выделите разными цветами имена существительные и глаголы.

Кошка пила молоко.

Пила хорошо заточена.

У Серёжи нет шила.

Варя шила платье.

Подсказка: Поставьте вопросы к словам. Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? Глаголы отвечают на вопросы что делала? что делал?

Источник

RusskiePravila.Ru

    Русский язык 2 класс. Темы уроков:
  • Звук [й] и буква Й. Правила переноса слов с буквой Й >>>>>
  • Что обозначают буквы е, ё, ю, я >>>>>
  • Ь – показатель мягкости согласных звуков. Правила переноса слов с мягким знаком в середине >>>>>
  • Согласные звуки. Сочетания букв ЧН, ЧК, ЩН >>>>>
  • Слова с удвоенными согласными. Перенос слов с двойными согласными >>>>>
    • Слово

    • Прямое и переносное значение слов >>>>>
    • Родственные слова. Корень слова >>>>>
      Предложение

    • Предложение. Главные члены предложения >>>>>
    • Второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения >>>>>
    • Как установить связь слов в предложении >>>>>
      Письмо. Орфография

    • Правописание слов с безударным гласным звуком в корне >>>>>
    • Проверка парных согласных звуков в корне слова >>>>>
    • Правописание слов с разделительным Ь >>>>>
      Части речи

        Имя существительное

    • Имя существительное. Род имён существительных >>>>>
    • Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые >>>>>
    • Имена существительные собственные и нарицательные >>>>>
    • Правописание собственных имён существительных. Заглавная буква в названиях книг, журналов, в именах сказочных героев, географических названиях >>>>>
    • Единственное и множественное число имён существительных >>>>>
      Глагол

    • Что такое глагол? >>>>>
    • Единственное и множественное число глагола >>>>>
    • Правописание частицы НЕ с глаголом >>>>>
      Имя прилагательное

    • Что такое прилагательное? >>>>>
    • Связь имени прилагательного с именем существительным >>>>>
    • Единственное и множественное число имени прилагательного >>>>>
      Предлог

    • Общее понятие о предлоге. Раздельное написание предлогов со словами >>>>>
      Местоимение

    • Что такое местоимение >>>>>
      Наша речь

    • Диалог и монолог >>>>>
    • Текст. Заголовок текста. Части текста >>>>>
    • Тема и главная мысль текста >>>>>
    • Что такое текст-повествование? >>>>>
    • Что такое текст-описание >>>>>
    • Что такое текст-рассуждение? >>>>>
    • Омонимы. Как найти омонимы в толковом словаре >>>>>

    Источник

    Начальная школа

    сайт для учителей, учеников и их родителей

    Правила по русскому языку, изучаемые во 2 классе

    Каждый день на уроках русского языка мы изучаем новые правила.

    Правило от 7 февраля

    1. Имена существительные – слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? или что?Девочка, медведь, дружба, земляника

    Правило от 14 февраля

    1. Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? называются одушевленными. Имена существительные, которые отвечают на вопрос что? называются неодушевленными.

    Правило от 15 февраля

    1. Имена, отчества, фамилии людей – собственные имена существительные. Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.

    Все остальные (несобственные) имена существительные – это нарицательные имена существительные. Нарицательные имена существительные пишутся со строчной (маленькой) буквы.

    Правило от 19 февраля

    1. Клички животных – собственные имена существительные. Шарик, Мурка, Пегас.Названия животных – нарицательные имена существительные. Пёс, кошка, лошадь

    Правила от 12 марта

    1. Имена существительные в единственном числе обозначают 1 предмет: книга, лошадь.

    Имена существительные во множественном числе обозначают 2 или более предмета: книги, лошади.

    При изменении числа имени существительного изменяется его форма. Письмо-письма

    1. Глагол – слово, которое отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? и обозначает действиепредмета.Писать, говорит, читал, будет клеить.

    Правило от 13 марта

    1. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета: стучит, пишет, играет.

    Глагол во множественном числе обозначает действие двух или более предметов: стучат, пишут, играют.

    Глагол и связанное с ним существительное стоит в том же числе.

    При изменении глагола по числам изменяется его форма.

    Правило от 15 марта

    1. Слово НЕ – это частица.

    Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.
    Правило от 20 марта

    1. Текст-повествование – текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим.

    К такому тексту можно поставить вопрос что случилось? что произошло?

    Правило от 2 апреля

    1. Имя прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопросы какой?, какая?, какое? какие? и обозначает признаки предметов.Спелый, вкусная, яркое, деревянные

    Правило от 9 апреля

    1. Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое?

    Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак нескольких предметов и отвечает на вопрос какие?

    Имена прилагательные употребляются в том же числе, что и имена существительные.

    Источник

    Урок по русскому языку на тему: «Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Обобщение». 2-й класс

    Класс: 2

    1. Обобщение знаний учащихся по теме.
    2. Обогащение словарного запаса.
    3. Развитие устной и письменной речи.
    4. Развитие логического мышления и внимания.
    5. Развитие интереса к родному языку.

    ОБОРУДОВАНИЕ: картины для коллективной работы; карточки для индивидуальной работы; карточки для словарной работы; таблицы «Виды транспорта»; стихи.

    1. Организационный момент:

    — приветствие;
    — запись числа в тетради.

    2. Минутка чистописания.

    — В каждом из слов пропущена одинаковая буква. Какая это буква? (Это буква «Я»).

    м…ч
    р…д
    в…з
    д…д…
    н…н…
    м…мл…

    — Прочитайте полученные слова. Что общего у слов первого столбика? Что общего у слов второго столбика? Что общего у всех слов? Что обозначает слово «ВЯЗ»? (Большое дерево с крепкой древесиной). Кого называют «МЯМЛЕЙ»? (Вялого, нерешительного человека). Дайте характеристику букве «Я». С этой буквой мы и будем сейчас работать на чистописании.

    — Определите закономерность данного ряда:

    Яяб Яящ Яяв …

    — Продолжите ряд до конца строки в тетради. Сколько звуков обозначает буква «Я» в наших словах? (Один гласный звук [а]). Почему? Прочитайте слова:

    ЯБЛОКО, МОРЯК, МАЯК, РЯБИНА, ОБЕЗЬЯНА,

    — Что общего? На какие две группы можно разбить эти слова? (Буква «Я» обозначает один звук, буква «Я» обозначает два звука). Запишите эти слова в два столбика, выделите под буквой «Я» соответствующие звуки. Ровные ли у вас получились столбики? (Нет). Допишите нужный столбик.

    — Выпишите слово «МАЯК». Выполните звукобуквенный анализ слова.

    3. Словарная работа.

    — Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, но оно зашифровано сразу в нескольких словах (слова оформлены в виде карточек). Отгадайте слово:

    1) первая буква — это согласная в последнем слоге слова «КОМНАТА»
    2) вторая буква — это согласная, два раза встречающаяся в слове «КВАРТИРА»
    3) третья буква — это безударная гласная в слове «ЗАВТРАК»
    4) четвертая буква — это первый звук в слове «МАЛИНА»
    5) пятая буква — с неё начинается второй слог в слове «ОВЕС»
    6) шестая буква — это последний гласный звук в слове «СОЛОМА»
    7) седьмая буква — это согласный звук, который всегда зв., мяг. В слове «УРОЖАЙ»

    — Какое слово зашифровано? «ТРАМВАЙ»

    — Что общего у всех слов? (Сущ.). Прочитайте полученное слово по слогам, с ударением, выделяя каждый звук. Что можете сказать об этом слове? Какие ещё виды транспорта вы знаете?

    АВТОБУС ТРОЛЛЕЙБУС МАШИНА АВТОМОБИЛЬ

    — Чтение слов разными способами.

    — Назовите одним словом ( , пассажирский, наземный).

    ТРАНСПОРТ

    — Какие ещё группы транспорта вы знаете? (Водный, воздушный).

    — Составьте предложение с одним из новых словарных слов по схеме:

    прил. Сущ. гл. где? или как?

    -Найдите и подчеркните главные члены предложения. Назовите свои главные члены предложения. Назовите свои словосочетания. Чем отличается предложение от словосочетания?

    4. Обобщение по частям речи.

    — Какие части речи вы знаете?

    — Наша речь состоит из слов. Все слова в русском языке являются какой-либо частью речи. А как же определить, к какой части речи относится слово? (Задать вопрос).

    4.1. Повторение имени существительного.

    а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Саша?

    Есть один седой старик,
    Превращаться он привык
    В шляпу, в бабушку, в котлеты,
    В шапочку, слона, конфеты.
    Словом, в разные предметы.
    Ох! Давно живу я в мире этом!
    Даю название предметам.

    — О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Обозначает предметы). Правильно ребята:

    Имя существительное
    Очень удивительное,
    На вопросы «КТО?» и «ЧТО?»
    Отвечать оно должно.

    б) коллективная работа по рисунку 5.

    — Назовите, что вы видите? Что обозначают все эти слова? Назовите, одним словом. («МЕБЕЛЬ»). Задайте вопрос. Какой частью речи являются слова? Запишите в тетрадь общий вопрос, общее слово, два слова-предмета на выбор:

    Пример: Что? — Мебель: шкаф, кровать.

    в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 6,7,8).

    -У каждого ряда есть карточка. Задание: напишите по два слова с общим вопросом и общим словом для всех слов. Что обозначают все ваши слова? (Предметы). Какой частью речи являются слова?

    г) работа по нахождению смысловой и логической связи слов.

    собака-шерсть
    щука — ?
    щука оса девочка
    р н ?
    вечер — д лошадь- ?
    кефир — ?
    шиповник, смородина -?
    клён, тополь — ? ?

    — Задайте вопросы к парам и столбикам слов. К какой части речи относятся все слова? Что вы знаете об имени существительном.

    4.2. Повторение имени прилагательного.

    а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Снежана?

    Определяю я предметы,
    Они со мной весьма приметны.
    Я украшаю вашу речь,
    Меня вам надо знать, беречь.

    — О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Украшает речь). Правильно ребята:

    Чудное прилагательное знает весь свет,
    Раскрасит как художница всякий предмет,
    Ответит всегда на вопросы такие:
    «КАКОЙ?», «КАКАЯ?», «КАКОЕ?», «КАКИЕ?».

    б) Коллективная работа по схеме.

    — Что может описывать имя прилагательное у предмета? (Признак). А какие признаки? (Форму, цвет, вкус, вещество, размер, запах, качество, характер…)

    — Опишите предметы по вкусу:

    По вкусу селёдка
    Мёд
    лимон
    клюква

    — Что получили, описывая предметы? (Словосочетания). Какие части речи использовали? Какая часть речи главная? Запишите одно словосочетание и укажите графическую связь.

    Пример: Солёная селёдка.

    в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 9,10,11).

    -У каждого ряда есть карточка. Задание: опишите предметы по своему признаку и запишите одно словосочетание в тетрадь, укажите графическую связь. Какой частью речи является главное слово? Какой частью речи является зависимое слово?

    г) работа по нахождению смысловой и логической связи слов.

    Стул – деревянный
    Игла — ?
    … руки
    … осень
    Сулит … горы
    Холодный – горячий
    Бедный — ?

    — Задайте вопросы к парам и столбикам слов. К каким частям речи относятся слова? Слова какой части речи вы вставляли? Что вы знаете об имени прилагательном?

    4.3. Повторение глагола.

    а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Денис?

    Что без меня предметы?
    Лишь названия.
    А я приду –
    Всё в действие придёт.
    Летит ракета.
    Люди строят здания.
    Цветут сады.
    И хлеб в полях растёт.

    — О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Всё в действие придёт).

    — Правильно, ребята. Знаете ли вы «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях»? От чего умерла царевна? Кто искал её повсюду? К кому за помощью обращался королевич Елисей? Отгадайте, к кому обращается Елисей в строчках, которые вам расскажет Даниил?

    …, …! Ты могуч,
    Ты гоняешь стаи туч,
    Ты волнуешь сине море,
    Всюду веешь на просторе,
    Не боишься никого,
    Кроме бога одного. (Ветер)

    — Правильно. А что же такое ветер? (Это движение воздуха).

    б) Коллективная работа по схеме (рисунки 12,13,14,15).

    — Назовите, какие действия выполняет ветер по рисункам?

    — Составьте предложение, используя схему. Запишите одно предложение на выбор. Подчеркните главные члены предложения.

    Пример: Ветер надувает паруса.

    в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 16,17,18).

    -У каждого ряда есть карточки. Задание: составьте предложения, запишите одно на выбор, подчеркните главные члены предложения.

    г) самостоятельная работа по нахождению глаголов в тексте.

    — Приготовьте ладошки. Услышав глагол, хлопните в ладоши. Итак, внимательно слушайте стихотворение, которое вам расскажет Ксюша. (Глаголы ребёнок выделяет голосом).

    В понедельник я стирала
    Пол во вторник подметала,
    В среду я пекла калач,
    Весь четверг искала мяч.
    Чашки в пятницу помыла,
    А в субботу торт купила,
    Всех подружек в воскресенье
    Позвала на день рожденья.

    — С какой частью речи вы сейчас работали? Что же обозначают глаголы?

    д) творческое задание в работе с глаголом.

    -Назовите животных по схеме. Что скажите о них? Изобрази звуки животных, запиши действия предметов в схеме:

    вороны (что делают?) …

    свиньи (что делают?) …

    лягушки (что делают?) …

    коровы (что делают?) …

    е) логическое задание в работе с глаголом.

    -Замени каждый фразеологический оборот одним глаголом.

    уносить ноги — ?

    чесать языки — ?

    -С какой частью речи вы сейчас работали? Что вы знаете о глаголе?

    ж) инсценировка стихотворения.

    -Ребята, послушайте стихотворение, которое вам расскажут Влад и Давид о том, как нельзя учить глаголы.

    Я пришёл из школы,
    Я учу глаголы…
    Мне их выучить пустяк!
    У меня свой метод!
    Применяется он так,
    Новый метод этот:
    «Кричать» — кричу,
    «Вертеть» — верчу,
    «Двигать» — двигаю,
    «Прыгать» — прыгаю.
    Я и прыгал! Я и двигал!
    Я и топал! Я и пел!
    Пел, пока у нас в прихожей
    Вдруг звонок не зазвенел.
    Открываю наш сосед…
    (Он живёт над нами.)
    Не причёсан, не одет –
    В тапках и в пижаме.
    Он кричит:
    -Прошу прощенья!
    Это что – землетрясенье?
    Или, может быть, слоны
    Надо мной поселены?!
    -Уважаемый сосед,
    Никого в квартире нет.
    Я пришёл из школы
    И учу глаголы…

    -О какой части речи говорилось в стихотворении?

    5. Закрепление по изученным частям речи.

    -С какими частями речи мы сегодня работали? С какой частью речи связано имя прилагательное? А глагол? Что образуется при данных связях?:

    Существительное + прилагательное Существительное + глагол
    Словосочетание предложение

    — Приведите примеры. Чем отличаются схемы? А что такое словосочетание? А что такое предложение?

    5.1. Работа по нахождению смысловой и логической связи слов.

    белить — г

    — Что обозначают буквы второго столбика? (Части речи).

    5.2. Самостоятельная работа по образованию от корня трёх изученных частей речи.

    — Образуйте от корня сущ., прил., гл. (работа по вариантам).

    — Что за слова у вас получатся? (Однокоренные). Какие условия необходимы для однокоренных слов? Итак, пробуйте свои силы.

    — сказ — — сад —

    -Сегодня наши первые уроки по частям речи закончились, но эти части речи имеют ещё множество секретов, которые нам предстоит открыть в следующих классах. А в заключение, Максим и Лиза расскажут вам стихи о весёлой и занимательной грамматике.

    Грамматика, грамматика, —
    Наука очень строгая!
    Учебник по грамматике
    Всегда беру с тревогой я.

    Она трудна, но без неё
    Плохое было бы житьё!
    Не составишь телеграмму
    И открытку не отправишь,
    Даже собственную маму
    С днём рожденья не поздравишь!

    Сколько правил! Правил сколько!
    С непривычки бросит в дрожь!
    Будь внимательным и только!
    Всё запомнишь, всё поймёшь!
    Люблю тебя, грамматика!
    Ты умная и строгая.
    Тебя, моя грамматика,
    Осилю понемногу я!
    Существительное – школа,
    Просыпается – глагол,
    С прилагательным — весёлый
    Новый школьный день пришёл.

    — На этом наш урок закончен, всем спасибо. Выставление оценок.

    Источник

    Читайте также:  Глагол прошедшего времени суффикс и основа

    правило по русскому для 2 класс глагол существительное прилагательное

    

    Урок по русскому языку на тему: «Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Обобщение». 2-й класс

    Класс: 2

    1. Обобщение знаний учащихся по теме.
    2. Обогащение словарного запаса.
    3. Развитие устной и письменной речи.
    4. Развитие логического мышления и внимания.
    5. Развитие интереса к родному языку.

    ОБОРУДОВАНИЕ: картины для коллективной работы; карточки для индивидуальной работы; карточки для словарной работы; таблицы «Виды транспорта»; стихи.

    1. Организационный момент:

    — приветствие;
    — запись числа в тетради.

    2. Минутка чистописания.

    — В каждом из слов пропущена одинаковая буква. Какая это буква? (Это буква «Я»).

    м…ч
    р…д
    в…з
    д…д…
    н…н…
    м…мл…

    — Прочитайте полученные слова. Что общего у слов первого столбика? Что общего у слов второго столбика? Что общего у всех слов? Что обозначает слово «ВЯЗ»? (Большое дерево с крепкой древесиной). Кого называют «МЯМЛЕЙ»? (Вялого, нерешительного человека). Дайте характеристику букве «Я». С этой буквой мы и будем сейчас работать на чистописании.

    — Определите закономерность данного ряда:

    Яяб Яящ Яяв …

    — Продолжите ряд до конца строки в тетради. Сколько звуков обозначает буква «Я» в наших словах? (Один гласный звук [а]). Почему? Прочитайте слова:

    ЯБЛОКО, МОРЯК, МАЯК, РЯБИНА, ОБЕЗЬЯНА,

    — Что общего? На какие две группы можно разбить эти слова? (Буква «Я» обозначает один звук, буква «Я» обозначает два звука). Запишите эти слова в два столбика, выделите под буквой «Я» соответствующие звуки. Ровные ли у вас получились столбики? (Нет). Допишите нужный столбик.

    — Выпишите слово «МАЯК». Выполните звукобуквенный анализ слова.

    3. Словарная работа.

    — Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, но оно зашифровано сразу в нескольких словах (слова оформлены в виде карточек). Отгадайте слово:

    1) первая буква — это согласная в последнем слоге слова «КОМНАТА»
    2) вторая буква — это согласная, два раза встречающаяся в слове «КВАРТИРА»
    3) третья буква — это безударная гласная в слове «ЗАВТРАК»
    4) четвертая буква — это первый звук в слове «МАЛИНА»
    5) пятая буква — с неё начинается второй слог в слове «ОВЕС»
    6) шестая буква — это последний гласный звук в слове «СОЛОМА»
    7) седьмая буква — это согласный звук, который всегда зв., мяг. В слове «УРОЖАЙ»

    — Какое слово зашифровано? «ТРАМВАЙ»

    — Что общего у всех слов? (Сущ.). Прочитайте полученное слово по слогам, с ударением, выделяя каждый звук. Что можете сказать об этом слове? Какие ещё виды транспорта вы знаете?

    АВТОБУС ТРОЛЛЕЙБУС МАШИНА АВТОМОБИЛЬ

    — Чтение слов разными способами.

    — Назовите одним словом ( , пассажирский, наземный).

    ТРАНСПОРТ

    — Какие ещё группы транспорта вы знаете? (Водный, воздушный).

    — Составьте предложение с одним из новых словарных слов по схеме:

    прил. Сущ. гл. где? или как?

    -Найдите и подчеркните главные члены предложения. Назовите свои главные члены предложения. Назовите свои словосочетания. Чем отличается предложение от словосочетания?

    4. Обобщение по частям речи.

    — Какие части речи вы знаете?

    — Наша речь состоит из слов. Все слова в русском языке являются какой-либо частью речи. А как же определить, к какой части речи относится слово? (Задать вопрос).

    4.1. Повторение имени существительного.

    а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Саша?

    Есть один седой старик,
    Превращаться он привык
    В шляпу, в бабушку, в котлеты,
    В шапочку, слона, конфеты.
    Словом, в разные предметы.
    Ох! Давно живу я в мире этом!
    Даю название предметам.

    — О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Обозначает предметы). Правильно ребята:

    Имя существительное
    Очень удивительное,
    На вопросы «КТО?» и «ЧТО?»
    Отвечать оно должно.

    б) коллективная работа по рисунку 5.

    Читайте также:  Глаголы выражающие эмоции не употребляются

    — Назовите, что вы видите? Что обозначают все эти слова? Назовите, одним словом. («МЕБЕЛЬ»). Задайте вопрос. Какой частью речи являются слова? Запишите в тетрадь общий вопрос, общее слово, два слова-предмета на выбор:

    Пример: Что? — Мебель: шкаф, кровать.

    в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 6,7,8).

    -У каждого ряда есть карточка. Задание: напишите по два слова с общим вопросом и общим словом для всех слов. Что обозначают все ваши слова? (Предметы). Какой частью речи являются слова?

    г) работа по нахождению смысловой и логической связи слов.

    собака-шерсть
    щука — ?
    щука оса девочка
    р н ?
    вечер — д лошадь- ?
    кефир — ?
    шиповник, смородина -?
    клён, тополь — ? ?

    — Задайте вопросы к парам и столбикам слов. К какой части речи относятся все слова? Что вы знаете об имени существительном.

    4.2. Повторение имени прилагательного.

    а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Снежана?

    Определяю я предметы,
    Они со мной весьма приметны.
    Я украшаю вашу речь,
    Меня вам надо знать, беречь.

    — О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Украшает речь). Правильно ребята:

    Чудное прилагательное знает весь свет,
    Раскрасит как художница всякий предмет,
    Ответит всегда на вопросы такие:
    «КАКОЙ?», «КАКАЯ?», «КАКОЕ?», «КАКИЕ?».

    б) Коллективная работа по схеме.

    — Что может описывать имя прилагательное у предмета? (Признак). А какие признаки? (Форму, цвет, вкус, вещество, размер, запах, качество, характер…)

    — Опишите предметы по вкусу:

    По вкусу селёдка
    Мёд
    лимон
    клюква

    — Что получили, описывая предметы? (Словосочетания). Какие части речи использовали? Какая часть речи главная? Запишите одно словосочетание и укажите графическую связь.

    Пример: Солёная селёдка.

    в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 9,10,11).

    -У каждого ряда есть карточка. Задание: опишите предметы по своему признаку и запишите одно словосочетание в тетрадь, укажите графическую связь. Какой частью речи является главное слово? Какой частью речи является зависимое слово?

    г) работа по нахождению смысловой и логической связи слов.

    Стул – деревянный
    Игла — ?
    … руки
    … осень
    Сулит … горы
    Холодный – горячий
    Бедный — ?

    — Задайте вопросы к парам и столбикам слов. К каким частям речи относятся слова? Слова какой части речи вы вставляли? Что вы знаете об имени прилагательном?

    4.3. Повторение глагола.

    а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Денис?

    Что без меня предметы?
    Лишь названия.
    А я приду –
    Всё в действие придёт.
    Летит ракета.
    Люди строят здания.
    Цветут сады.
    И хлеб в полях растёт.

    — О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Всё в действие придёт).

    — Правильно, ребята. Знаете ли вы «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях»? От чего умерла царевна? Кто искал её повсюду? К кому за помощью обращался королевич Елисей? Отгадайте, к кому обращается Елисей в строчках, которые вам расскажет Даниил?

    Читайте также:  Поставь глагол в соответствующую форму

    …, …! Ты могуч,
    Ты гоняешь стаи туч,
    Ты волнуешь сине море,
    Всюду веешь на просторе,
    Не боишься никого,
    Кроме бога одного. (Ветер)

    — Правильно. А что же такое ветер? (Это движение воздуха).

    б) Коллективная работа по схеме (рисунки 12,13,14,15).

    — Назовите, какие действия выполняет ветер по рисункам?

    — Составьте предложение, используя схему. Запишите одно предложение на выбор. Подчеркните главные члены предложения.

    Пример: Ветер надувает паруса.

    в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 16,17,18).

    -У каждого ряда есть карточки. Задание: составьте предложения, запишите одно на выбор, подчеркните главные члены предложения.

    г) самостоятельная работа по нахождению глаголов в тексте.

    — Приготовьте ладошки. Услышав глагол, хлопните в ладоши. Итак, внимательно слушайте стихотворение, которое вам расскажет Ксюша. (Глаголы ребёнок выделяет голосом).

    В понедельник я стирала
    Пол во вторник подметала,
    В среду я пекла калач,
    Весь четверг искала мяч.
    Чашки в пятницу помыла,
    А в субботу торт купила,
    Всех подружек в воскресенье
    Позвала на день рожденья.

    — С какой частью речи вы сейчас работали? Что же обозначают глаголы?

    д) творческое задание в работе с глаголом.

    -Назовите животных по схеме. Что скажите о них? Изобрази звуки животных, запиши действия предметов в схеме:

    вороны (что делают?) …

    свиньи (что делают?) …

    лягушки (что делают?) …

    коровы (что делают?) …

    е) логическое задание в работе с глаголом.

    -Замени каждый фразеологический оборот одним глаголом.

    уносить ноги — ?

    чесать языки — ?

    -С какой частью речи вы сейчас работали? Что вы знаете о глаголе?

    ж) инсценировка стихотворения.

    -Ребята, послушайте стихотворение, которое вам расскажут Влад и Давид о том, как нельзя учить глаголы.

    Я пришёл из школы,
    Я учу глаголы…
    Мне их выучить пустяк!
    У меня свой метод!
    Применяется он так,
    Новый метод этот:
    «Кричать» — кричу,
    «Вертеть» — верчу,
    «Двигать» — двигаю,
    «Прыгать» — прыгаю.
    Я и прыгал! Я и двигал!
    Я и топал! Я и пел!
    Пел, пока у нас в прихожей
    Вдруг звонок не зазвенел.
    Открываю наш сосед…
    (Он живёт над нами.)
    Не причёсан, не одет –
    В тапках и в пижаме.
    Он кричит:
    -Прошу прощенья!
    Это что – землетрясенье?
    Или, может быть, слоны
    Надо мной поселены?!
    -Уважаемый сосед,
    Никого в квартире нет.
    Я пришёл из школы
    И учу глаголы…

    -О какой части речи говорилось в стихотворении?

    5. Закрепление по изученным частям речи.

    -С какими частями речи мы сегодня работали? С какой частью речи связано имя прилагательное? А глагол? Что образуется при данных связях?:

    Существительное + прилагательное Существительное + глагол
    Словосочетание предложение

    — Приведите примеры. Чем отличаются схемы? А что такое словосочетание? А что такое предложение?

    5.1. Работа по нахождению смысловой и логической связи слов.

    белить — г

    — Что обозначают буквы второго столбика? (Части речи).

    5.2. Самостоятельная работа по образованию от корня трёх изученных частей речи.

    — Образуйте от корня сущ., прил., гл. (работа по вариантам).

    — Что за слова у вас получатся? (Однокоренные). Какие условия необходимы для однокоренных слов? Итак, пробуйте свои силы.

    — сказ — — сад —

    -Сегодня наши первые уроки по частям речи закончились, но эти части речи имеют ещё множество секретов, которые нам предстоит открыть в следующих классах. А в заключение, Максим и Лиза расскажут вам стихи о весёлой и занимательной грамматике.

    Грамматика, грамматика, —
    Наука очень строгая!
    Учебник по грамматике
    Всегда беру с тревогой я.

    Она трудна, но без неё
    Плохое было бы житьё!
    Не составишь телеграмму
    И открытку не отправишь,
    Даже собственную маму
    С днём рожденья не поздравишь!

    Сколько правил! Правил сколько!
    С непривычки бросит в дрожь!
    Будь внимательным и только!
    Всё запомнишь, всё поймёшь!
    Люблю тебя, грамматика!
    Ты умная и строгая.
    Тебя, моя грамматика,
    Осилю понемногу я!
    Существительное – школа,
    Просыпается – глагол,
    С прилагательным — весёлый
    Новый школьный день пришёл.

    — На этом наш урок закончен, всем спасибо. Выставление оценок.

    Источник

    Начальная школа

    сайт для учителей, учеников и их родителей

    Правила по русскому языку, изучаемые во 2 классе

    Каждый день на уроках русского языка мы изучаем новые правила.

    Правило от 7 февраля

    1. Имена существительные – слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? или что?Девочка, медведь, дружба, земляника

    Правило от 14 февраля

    1. Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? называются одушевленными. Имена существительные, которые отвечают на вопрос что? называются неодушевленными.

    Правило от 15 февраля

    1. Имена, отчества, фамилии людей – собственные имена существительные. Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.

    Все остальные (несобственные) имена существительные – это нарицательные имена существительные. Нарицательные имена существительные пишутся со строчной (маленькой) буквы.

    Правило от 19 февраля

    1. Клички животных – собственные имена существительные. Шарик, Мурка, Пегас.Названия животных – нарицательные имена существительные. Пёс, кошка, лошадь

    Правила от 12 марта

    1. Имена существительные в единственном числе обозначают 1 предмет: книга, лошадь.

    Имена существительные во множественном числе обозначают 2 или более предмета: книги, лошади.

    При изменении числа имени существительного изменяется его форма. Письмо-письма

    1. Глагол – слово, которое отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? и обозначает действиепредмета.Писать, говорит, читал, будет клеить.

    Правило от 13 марта

    1. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета: стучит, пишет, играет.

    Глагол во множественном числе обозначает действие двух или более предметов: стучат, пишут, играют.

    Глагол и связанное с ним существительное стоит в том же числе.

    При изменении глагола по числам изменяется его форма.

    Правило от 15 марта

    1. Слово НЕ – это частица.

    Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.
    Правило от 20 марта

    1. Текст-повествование – текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим.

    К такому тексту можно поставить вопрос что случилось? что произошло?

    Правило от 2 апреля

    1. Имя прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопросы какой?, какая?, какое? какие? и обозначает признаки предметов.Спелый, вкусная, яркое, деревянные

    Правило от 9 апреля

    1. Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое?

    Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак нескольких предметов и отвечает на вопрос какие?

    Имена прилагательные употребляются в том же числе, что и имена существительные.

    Источник

    Правило по русскому для 2 класс глагол существительное прилагательное

    

    Урок по русскому языку на тему: «Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Обобщение». 2-й класс

    Класс: 2

    1. Обобщение знаний учащихся по теме.
    2. Обогащение словарного запаса.
    3. Развитие устной и письменной речи.
    4. Развитие логического мышления и внимания.
    5. Развитие интереса к родному языку.

    ОБОРУДОВАНИЕ: картины для коллективной работы; карточки для индивидуальной работы; карточки для словарной работы; таблицы «Виды транспорта»; стихи.

    1. Организационный момент:

    — приветствие;
    — запись числа в тетради.

    2. Минутка чистописания.

    — В каждом из слов пропущена одинаковая буква. Какая это буква? (Это буква «Я»).

    м…ч
    р…д
    в…з
    д…д…
    н…н…
    м…мл…

    — Прочитайте полученные слова. Что общего у слов первого столбика? Что общего у слов второго столбика? Что общего у всех слов? Что обозначает слово «ВЯЗ»? (Большое дерево с крепкой древесиной). Кого называют «МЯМЛЕЙ»? (Вялого, нерешительного человека). Дайте характеристику букве «Я». С этой буквой мы и будем сейчас работать на чистописании.

    — Определите закономерность данного ряда:

    Яяб Яящ Яяв …

    — Продолжите ряд до конца строки в тетради. Сколько звуков обозначает буква «Я» в наших словах? (Один гласный звук [а]). Почему? Прочитайте слова:

    ЯБЛОКО, МОРЯК, МАЯК, РЯБИНА, ОБЕЗЬЯНА,

    — Что общего? На какие две группы можно разбить эти слова? (Буква «Я» обозначает один звук, буква «Я» обозначает два звука). Запишите эти слова в два столбика, выделите под буквой «Я» соответствующие звуки. Ровные ли у вас получились столбики? (Нет). Допишите нужный столбик.

    — Выпишите слово «МАЯК». Выполните звукобуквенный анализ слова.

    3. Словарная работа.

    — Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, но оно зашифровано сразу в нескольких словах (слова оформлены в виде карточек). Отгадайте слово:

    1) первая буква — это согласная в последнем слоге слова «КОМНАТА»
    2) вторая буква — это согласная, два раза встречающаяся в слове «КВАРТИРА»
    3) третья буква — это безударная гласная в слове «ЗАВТРАК»
    4) четвертая буква — это первый звук в слове «МАЛИНА»
    5) пятая буква — с неё начинается второй слог в слове «ОВЕС»
    6) шестая буква — это последний гласный звук в слове «СОЛОМА»
    7) седьмая буква — это согласный звук, который всегда зв., мяг. В слове «УРОЖАЙ»

    — Какое слово зашифровано? «ТРАМВАЙ»

    — Что общего у всех слов? (Сущ.). Прочитайте полученное слово по слогам, с ударением, выделяя каждый звук. Что можете сказать об этом слове? Какие ещё виды транспорта вы знаете?

    АВТОБУС ТРОЛЛЕЙБУС МАШИНА АВТОМОБИЛЬ

    — Чтение слов разными способами.

    — Назовите одним словом ( , пассажирский, наземный).

    ТРАНСПОРТ

    — Какие ещё группы транспорта вы знаете? (Водный, воздушный).

    — Составьте предложение с одним из новых словарных слов по схеме:

    прил. Сущ. гл. где? или как?

    -Найдите и подчеркните главные члены предложения. Назовите свои главные члены предложения. Назовите свои словосочетания. Чем отличается предложение от словосочетания?

    4. Обобщение по частям речи.

    — Какие части речи вы знаете?

    — Наша речь состоит из слов. Все слова в русском языке являются какой-либо частью речи. А как же определить, к какой части речи относится слово? (Задать вопрос).

    4.1. Повторение имени существительного.

    а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Саша?

    Есть один седой старик,
    Превращаться он привык
    В шляпу, в бабушку, в котлеты,
    В шапочку, слона, конфеты.
    Словом, в разные предметы.
    Ох! Давно живу я в мире этом!
    Даю название предметам.

    — О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Обозначает предметы). Правильно ребята:

    Имя существительное
    Очень удивительное,
    На вопросы «КТО?» и «ЧТО?»
    Отвечать оно должно.

    б) коллективная работа по рисунку 5.

    — Назовите, что вы видите? Что обозначают все эти слова? Назовите, одним словом. («МЕБЕЛЬ»). Задайте вопрос. Какой частью речи являются слова? Запишите в тетрадь общий вопрос, общее слово, два слова-предмета на выбор:

    Пример: Что? — Мебель: шкаф, кровать.

    в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 6,7,8).

    -У каждого ряда есть карточка. Задание: напишите по два слова с общим вопросом и общим словом для всех слов. Что обозначают все ваши слова? (Предметы). Какой частью речи являются слова?

    г) работа по нахождению смысловой и логической связи слов.

    собака-шерсть
    щука — ?
    щука оса девочка
    р н ?
    вечер — д лошадь- ?
    кефир — ?
    шиповник, смородина -?
    клён, тополь — ? ?

    — Задайте вопросы к парам и столбикам слов. К какой части речи относятся все слова? Что вы знаете об имени существительном.

    4.2. Повторение имени прилагательного.

    а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Снежана?

    Определяю я предметы,
    Они со мной весьма приметны.
    Я украшаю вашу речь,
    Меня вам надо знать, беречь.

    — О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Украшает речь). Правильно ребята:

    Чудное прилагательное знает весь свет,
    Раскрасит как художница всякий предмет,
    Ответит всегда на вопросы такие:
    «КАКОЙ?», «КАКАЯ?», «КАКОЕ?», «КАКИЕ?».

    б) Коллективная работа по схеме.

    — Что может описывать имя прилагательное у предмета? (Признак). А какие признаки? (Форму, цвет, вкус, вещество, размер, запах, качество, характер…)

    — Опишите предметы по вкусу:

    По вкусу селёдка
    Мёд
    лимон
    клюква

    — Что получили, описывая предметы? (Словосочетания). Какие части речи использовали? Какая часть речи главная? Запишите одно словосочетание и укажите графическую связь.

    Пример: Солёная селёдка.

    в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 9,10,11).

    -У каждого ряда есть карточка. Задание: опишите предметы по своему признаку и запишите одно словосочетание в тетрадь, укажите графическую связь. Какой частью речи является главное слово? Какой частью речи является зависимое слово?

    г) работа по нахождению смысловой и логической связи слов.

    Стул – деревянный
    Игла — ?
    … руки
    … осень
    Сулит … горы
    Холодный – горячий
    Бедный — ?

    — Задайте вопросы к парам и столбикам слов. К каким частям речи относятся слова? Слова какой части речи вы вставляли? Что вы знаете об имени прилагательном?

    4.3. Повторение глагола.

    а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Денис?

    Что без меня предметы?
    Лишь названия.
    А я приду –
    Всё в действие придёт.
    Летит ракета.
    Люди строят здания.
    Цветут сады.
    И хлеб в полях растёт.

    — О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Всё в действие придёт).

    — Правильно, ребята. Знаете ли вы «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях»? От чего умерла царевна? Кто искал её повсюду? К кому за помощью обращался королевич Елисей? Отгадайте, к кому обращается Елисей в строчках, которые вам расскажет Даниил?

    Читайте также:  Глаголы выражающие эмоции не употребляются

    …, …! Ты могуч,
    Ты гоняешь стаи туч,
    Ты волнуешь сине море,
    Всюду веешь на просторе,
    Не боишься никого,
    Кроме бога одного. (Ветер)

    — Правильно. А что же такое ветер? (Это движение воздуха).

    б) Коллективная работа по схеме (рисунки 12,13,14,15).

    — Назовите, какие действия выполняет ветер по рисункам?

    — Составьте предложение, используя схему. Запишите одно предложение на выбор. Подчеркните главные члены предложения.

    Пример: Ветер надувает паруса.

    в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 16,17,18).

    -У каждого ряда есть карточки. Задание: составьте предложения, запишите одно на выбор, подчеркните главные члены предложения.

    г) самостоятельная работа по нахождению глаголов в тексте.

    — Приготовьте ладошки. Услышав глагол, хлопните в ладоши. Итак, внимательно слушайте стихотворение, которое вам расскажет Ксюша. (Глаголы ребёнок выделяет голосом).

    В понедельник я стирала
    Пол во вторник подметала,
    В среду я пекла калач,
    Весь четверг искала мяч.
    Чашки в пятницу помыла,
    А в субботу торт купила,
    Всех подружек в воскресенье
    Позвала на день рожденья.

    — С какой частью речи вы сейчас работали? Что же обозначают глаголы?

    д) творческое задание в работе с глаголом.

    -Назовите животных по схеме. Что скажите о них? Изобрази звуки животных, запиши действия предметов в схеме:

    вороны (что делают?) …

    свиньи (что делают?) …

    лягушки (что делают?) …

    коровы (что делают?) …

    е) логическое задание в работе с глаголом.

    -Замени каждый фразеологический оборот одним глаголом.

    уносить ноги — ?

    чесать языки — ?

    -С какой частью речи вы сейчас работали? Что вы знаете о глаголе?

    ж) инсценировка стихотворения.

    -Ребята, послушайте стихотворение, которое вам расскажут Влад и Давид о том, как нельзя учить глаголы.

    Я пришёл из школы,
    Я учу глаголы…
    Мне их выучить пустяк!
    У меня свой метод!
    Применяется он так,
    Новый метод этот:
    «Кричать» — кричу,
    «Вертеть» — верчу,
    «Двигать» — двигаю,
    «Прыгать» — прыгаю.
    Я и прыгал! Я и двигал!
    Я и топал! Я и пел!
    Пел, пока у нас в прихожей
    Вдруг звонок не зазвенел.
    Открываю наш сосед…
    (Он живёт над нами.)
    Не причёсан, не одет –
    В тапках и в пижаме.
    Он кричит:
    -Прошу прощенья!
    Это что – землетрясенье?
    Или, может быть, слоны
    Надо мной поселены?!
    -Уважаемый сосед,
    Никого в квартире нет.
    Я пришёл из школы
    И учу глаголы…

    -О какой части речи говорилось в стихотворении?

    5. Закрепление по изученным частям речи.

    -С какими частями речи мы сегодня работали? С какой частью речи связано имя прилагательное? А глагол? Что образуется при данных связях?:

    Существительное + прилагательное Существительное + глагол
    Словосочетание предложение

    — Приведите примеры. Чем отличаются схемы? А что такое словосочетание? А что такое предложение?

    5.1. Работа по нахождению смысловой и логической связи слов.

    белить — г

    — Что обозначают буквы второго столбика? (Части речи).

    5.2. Самостоятельная работа по образованию от корня трёх изученных частей речи.

    — Образуйте от корня сущ., прил., гл. (работа по вариантам).

    — Что за слова у вас получатся? (Однокоренные). Какие условия необходимы для однокоренных слов? Итак, пробуйте свои силы.

    — сказ — — сад —

    -Сегодня наши первые уроки по частям речи закончились, но эти части речи имеют ещё множество секретов, которые нам предстоит открыть в следующих классах. А в заключение, Максим и Лиза расскажут вам стихи о весёлой и занимательной грамматике.

    Грамматика, грамматика, —
    Наука очень строгая!
    Учебник по грамматике
    Всегда беру с тревогой я.

    Она трудна, но без неё
    Плохое было бы житьё!
    Не составишь телеграмму
    И открытку не отправишь,
    Даже собственную маму
    С днём рожденья не поздравишь!

    Сколько правил! Правил сколько!
    С непривычки бросит в дрожь!
    Будь внимательным и только!
    Всё запомнишь, всё поймёшь!
    Люблю тебя, грамматика!
    Ты умная и строгая.
    Тебя, моя грамматика,
    Осилю понемногу я!
    Существительное – школа,
    Просыпается – глагол,
    С прилагательным — весёлый
    Новый школьный день пришёл.

    — На этом наш урок закончен, всем спасибо. Выставление оценок.

    Источник

    ПРАВИЛА ИЗ УЧЕБНИКА 2 КЛАСС
    картотека по русскому языку (2 класс) на тему

    ПРАВИЛА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

    Скачать:

    Вложение Размер
    2_klass_provereno.docx 36.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    1 ЧАСТЬ УЧЕБНИКА

    Диалог – это речь (разговор) двух или нескольких лиц.

    Монолог – речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе.

    Текст – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу .

    Текст можно озаглавить.

    Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте.

    Главная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать читателю автор.

    Начало текста как бы готовит читателя к чтению.

    В основной части говорится о том главном, о чём хотел сказать автор.

    Концовка завершает текст.

    Каждая часть текста пишется с красной строки.

    Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

    Если в предложении спокойно сообщается о чём-либо, то в конце предложения ставится точка ( . ).

    Если предложение содержит вопрос, то в конце предложения ставится вопросительный знак ( ? ).

    Если предложение произносится с сильным чувством (с радостью, огорчением, призывом), то в конце предложения ставится восклицательный знак ( ! ).

    Слова в предложении связаны между собой по смыслу.

    В каждом предложении есть важное по смыслу слово, которое выражает главную мысль предложения.

    Когда слова объединяются в предложение, каждое из них становится одним из членов предложения . У каждого члена предложения своё значение.

    В предложении всегда есть главные члены . Они составляют основу предложения. В ней заключается главный смысл предложения.

    Слова, которые не составляют основу предложения, являются второстепенными членами . Второстепенные члены поясняют главные члены предложения, уточняют их.

    Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, называется подлежащим .

    Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?

    Подлежащее в предложении подчёркивается одной чертой.

    Птицы летят. Ветер дует.

    Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, называется сказуемым . Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делают? что делал? что сделал? что сделает? что сделают? и др.

    Сказуемое в предложении подчёркивается двумя чертами.

    Дети играют. Дождь льёт .

    Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения . Они составляют грамматическую основу предложения.

    Предложения бывают распространённые и нераспространённые.

    Нераспространённое предложение состоит только из главных членов.

    Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов.

    В нераспространённом предложении подлежащее может стоять как перед сказуемым, так и после него.

    То, что обозначает слово, является его лексическим значением .

    Лексическое значение слова берёза – лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.

    Слова

    имеют

    Одно Два и более

    лексическое значение: лексических значений

    берёза, ландыш звезда, язык, `иглы

    У многозначного слова может быть прямое и переносное значение. Слово плывут в предложении «Плывут по воде». – имеет значение «двигаться по воде». Это – прямое значение, оно прямо указывает на действие предмета.

    В предложении «Плывут облака». Слово плывут имеет значение «плавно двигаться по небу». Это — переносное значение. Движение облаков по небу напоминает плавное движение кораблей по воде.

    В языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие: родник и ключ , храбрый и с мелый , работать и трудиться .

    Такие слова называются синонимами .

    В языке есть слова, противоположные по значению: большой –

    маленький, плакать – смеяться, день – ночь .

    Такие слова называются антонимами .

    В русском языке есть слова – «родственники», родственные

    слова . Они близки по смыслу , имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.

    Общая часть родственных слов называется корнем , поэтому

    родственные слова называются однокоренными.

    Корень слова – это самая главная часть в слове. В ней заключено

    общее лексическое значение всех однокоренных слов.

    Корень в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково.

    Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове.

    Ударный слог отличается от безударного тем, что он всегда тянется

    дольше, произносится громче, сильнее. Знак ударения в слове ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук.

    Ударение в словах русского языка свободное. Оно может находиться

    на любом слоге слова.

    Когда мы говорим, то произносим звуки. Звуки мы произносим

    и слышим. Звуки речи обозначаются на письме буквами. Буквы – это знаки письма. Буквы мы видим, пишем, читаем, называем.

    Каждый звук в произносимом слове и каждая буква в

    написанном слове имеют своё место. И если вы замените один звук (букву) в слове на другой, то может измениться лексическое значение слова или слова не получится: дом – ком – сом, дым – дом, кот – крот .

    Алфавит – это буквы русского языка, расположенные в определенном порядке. Каждая буква имеет своё место, своё начертание и своё название.

    Отличия гласного звука от согласного:

    • Гласный звук состоит только из голоса ;
    • При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно , без преград;
    • Гласный звук образует слог.

    Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

    Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук: к о вёр, стр е ла, п и сьмо.

    Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук.

    Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:

    А) или изменить форму слова (моря – море, у моря);

    Б) или подобрать однокоренное слово (трава – травка, зелёный — зелень)

    так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.

    В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково .

    Если под ударением в корне слова пишется буква ё , то без ударения в формах этого же слова и в однокоренных словах пишется буква е : сл ё зы – сл е за, пч ё лка – пч е ла.

    В русском языке есть слова, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне, проверить нельзя . Правописание таких слов надо либо запоминать , либо проверять по орфографическому словарю. Такие слова называются словарными.

    Отличия согласного звука от гласного:

    • Согласный звук состоит из голоса и шума или только из шума;
    • При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (язык, губы, зубы);
    • Согласный звук образует слог только вместе с гласным.

    Удвоенные согласные в слове – это орфограмма .

    Написание удвоенных согласных в слове необходимо проверять по орфографическому словарю.

    Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и и буквой ь ( мягкий знак).

    Твёрдость согласных звуков обозначается на письме буквами а, о, у, ы, э.

    Буква мягкий знак (ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

    Мягкость согласного звука на конце и в середине слова перед другими согласными обозначается мягким знаком.

    Буква «мягкий знак» (ь) в словах – это орфограмма .

    2 ЧАСТЬ УЧЕБНИКА

    Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч – это орфограммы . Они пишутся без ь (мягкого знака): то чк а, ре чн ой, по чт а, помо щн ик, пте нч ик, же нщ ина.

    Гласные в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу – это орфограммы.

    Вспомните, как они пишутся:

    • жи-ши пишется с буквой и;
    • ча-ша – с буквой а;
    • чу-щу – с буквой у.

    Некоторые звонкие и глухие согласные звуки образуют пары, поэтому их называют парными по глухости-звонкости .

    Написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, надо проверять:

    (ду б о́к) ду б ки ́ (лу г а́) лу г

    (стри ж и) стри ж (сне ж ный) сне ж инки

    В одинаковой части (в корне) одного и того же слова парный по глухости-звонкости согласный звук обозначается одной и той же буквой:

    (много) берё з , берё з а, берё з ка.

    Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или в корне перед другим парным: ястре б , гри б ки, сер п , скри п ка, вет в ь, доро ж ка, сою з , сколь з кий, мор ж , про с ьба.

    Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком [н]: ястре б ы, гри б ок, сер п ик, скри п очка, вет в и, доро ж ный, сою з ы, сколь з ить, мор ж и, про с ить.

    Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед согласным, надо:

    • или изменить слово: гла з -гла з а, остро в ки-остро в ок, ду б ки-ду б ок,
    • или подобрать однокоренное (родственное) слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком или непарным звонким звуком [н] : ска з ка-ска з очка, ска з очный, холо д -холо д ок, холо д ный.

    Буква, обозначающая парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед другим парным согласным, — это орфограмма : мор ж , ло ж ка, су п , зага д ка, поез д .

    Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, пред буквами е, ё, ю, я, и.

    В этом случае буквы е, ё, ю, я , и обозначают два звука – согласный звук [й’] и последующий гласный звук:

    Семья – семь[й’а́], колье – коль[й’э́],

    Ружьё – ружь[й’о́], вьюнок – вь[й’у]но́к,

    Соловьи – соловь[й’и́], судья – судь[й’а́].

    Разделительный мягкий знак (ь) – это орфограмма: плат ь е, эскадрил ь я, вороб ь и, чут ь ё, л ь ют.

    Разделительный мягкий знак (ь), как и мягкий знак – показатель мягкости согласного, при переносе слова не отделяется от буквы, которая стоит перед ним: вью-нок, пе-рья .

    В русском языке слова объединяются в группы, которые называются частями речи . Каждая часть речи что-либо называет (обозначает): или предмет, или признак предмета, или действие предмета. У каждой части речи есть своё название: имя существительное, имя прилагательное, глагол и др.

    Слова-названия

    предметов признаков действий

    кто? какой? что делает?

    что? какая? что сделает?

    какое? что делают?

    какие? что сделают?

    Имя существи- Имя прилага- Глагол

    прил. сущ. гл. прил. сущ.

    Ранняя гроза предвещает дождливое лето.

    (какая?) (что?) (что делает?) (какое?) (что?)

    Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что ?, называются именами существительными . Слова солнце, кот, девочка, земляника, осина, заяц – это имена существительные.

    Вопрос кто? мы задаём к именам существительным, которые обозначают живых существ (людей и животных): (кто?) ученик, петух. Такие имена существительные называются одушевлёнными.

    Вопрос что? мы задаём к именам существительным, которые не обозначают людей и животных: (что?) пенал, сахар, картина. Такие имена существительные называются неодушевлёнными.

    Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, например: Саша, Дмитрий, Иванов, Петров, Анатолий Николаевич.

    Имена собственные пишутся с заглавной (большой) буквы.

    Все остальные (несобственные) имена существительные – это нарицательные имена существительные . Они называ́ют (нарица́ют) любой предмет, явление, свойство из множества им подобных: город, петух, иней, доброта .

    Нарицательные имена существительные пишутся со строчной (маленькой) буквы.

    Заглавная буква в именах собственных – это орфограмма : О льга П етровна С околова.

    Названия сказок, рассказов, картин, спектаклей – это собственные имена существительные.

    Первое слово и имена собственные в этих названиях пишутся с заглавной буквы , а название заключается в кавычки:

    рассказ Н.Н.Носова «Затейники»

    Клички животных – это собственные имена существительные, а названия животных – нарицательные имена существительные: пёс Ж ук, конь Г ордый, коза М илка.

    Названия государств, городов, деревень, улиц, рек, озёр, морей – это собственные имена существительные: город П енза, посёлок Р ассвет, река У рал, озеро И льмень, гора К азбек.

    Имя существительное может употребляться в единственном или во множественном числе.

    Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет: книга, ива . Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов: книги, ивы .

    Имена существительные изменяются по числам:

    машин а – машин ы ,

    письм о – письм а .

    При изменении числа имени существительного меняется его форма .

    Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать?, называются глаголами.

    Слова писать, поговорить, рассказывает, прочитает, жил, наклеил, будет ждать – это глаголы.

    Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета: стучит, пишет, играет .

    Глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов: стучат, пишут, играют .

    Глагол стоит в том же числе, что и имя существительное, связанное с ним по смыслу:

    ед. ч. ед.ч. мн.ч. мн.ч.

    Самолёт летит. Самолёты летят.

    Глаголы изменяются по числам : чита ет – чита ют , игра ет – игра ют .

    При изменении числа глагола меняется его форма .

    Слово не – это частица.

    Частица не с глаголами пишется раздельно . Это орфограмма.

    Текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, называется текстом-повествованием . К таким текстам можно поставить вопросы что случилось? что произошло?

    Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, называются именами прилагательными.

    Слова лёгкий, весенний, добрый – это имена прилагательные.

    Имена прилагательные помогают описать предмет, делают нашу речь точной, яркой, выразительной.

    При сравнении двух предметов используются имена прилагательные, которые описывают их с какой-то одной стороны. Они могут обозначать признаки либо по величине, либо по цвету, либо по вкусу: маленький — большой, светлый – тёмный, горький – сладкий.

    Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного предмета и могут отвечать на любой из данных вопросов: какой? какая? какое?

    Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак нескольких предметов и отвечают на вопрос какие?

    Имена прилагательные употребляются в том же числе, что и имена существительные, с которыми они связаны по смыслу .

    Текст (часть текста), в котором даётся описание предмета или явления, называется текстом–описанием .

    К тексту–описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?

    В речи мы часто употребляем слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. Эти слова не называют предметы, а только на них указывают.

    Слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения.

    Местоимение – это часть речи.

    Потому что , так как пишутся раздельно, в два слова.

    Предлог – это часть речи. Предлоги служат для связи слов в предложении.

    Предлоги употребляются в речи вместе с именами существительными.

    Источник