Меню

Правописание безударных окончаний имен прилагательных 4 класс правило



№ 19. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

№ 19. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

ПРАВИЛО.

Чтобы правильно написать безударную гласную в окончании прилагательного, нужно

· найти существительное, с которым оно согласуется;

· затем задать вопрос от существительного к прилагательному;

· посмотреть, какое окончание в вопросе; такое же пишется и у прилагательного.

Примеры.

О книге (какой?) интересной.

Решением (каким?)сложным.

Исключения. Трудные случаи.

ЗАПОМНИТЕ.

· В мужском роде единственного числа в И.п и В.п. под ударением пишется окончание -ОЙ, без ударения — ИЙ,-ЫЙ.

Примеры:

Какой? СИний, крАсный.

Какой? ЗолотОй, большОй.

· Если основа прилагательного оканчивается на твёрдый согласный, то в окончаниях пишутся гласные -Ы-,-О- : красивый, красивого.

· Если основа прилагательного оканчивается на мягкий согласный или шипящий, то в окончаниях пишутся гласные -И-, -Е- : растущий, растущего.

· Если основа прилагательного оканчивается на Г,К,Х, то в окончаниях пишутся те же гласные, что и в вопросе: звонкого(какого?), ветхого ( какого?).

· В женском роде В.П. единственного числа у прилагательных с основной на мягкий согласный пишется окончание -ЮЮ (хотя вопрос какую?): вечернюю (какую?).

ПРИМЕРЫ.

Пример № 1.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

О дождлив…й погоде.

О дождливой погоде.

(О погоде какой? В окончании прилагательного в П.п. пишется та же гласная, что и в вопросе)

Пример № 2.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Весёл…ю девочку.

Весёлую девочку.

(Девочку какую?

В окончании прилагательного в В.П. пишется та же гласная, что и в вопросе)

Пример № 3.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

К важн…му торжеству.

К важному торжеству.

(К торжеству какому?

В окончании прилагательного в Д. п. пишется та же гласная, что и в вопросе)

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Правила для безударных гласных в окончаниях прилагательных

Ученики начальной школы учатся определять гласную букву в окончании имени прилагательного (ИП) задавая вопрос от главного слова – имени существительного (ИС). Обычно, применяя правило для безударных гласных в падежных окончаниях имен прилагательных, дети справляются с орфограммой:

  • зеленАЯ трава (какАЯ?)
  • сладкУЮ ягоду (какУЮ?)
  • под отвесным утесом (какИМ?)

Но есть ряд особенностей, когда искомая буква в ИП и вопросе не совпадают – исключения из правила. Для запоминания трудных случаев написания безударных флексий (окончаний) первое время пользуются таблицей с вопросами и примерами, обращают внимание на основу слова.

Правописание безударных окончаний прилагательных

Чтобы узнать, как пишется безударное окончание ИП, ищут главное (определяемое) ИС и задают от него к прилагательному вопрос. В падежных вопросах к ИП гласная попадает в ударную позицию, помогая разобраться с орфограммой.

Таблица наглядно демонстрирует, что в каждом падеже прилагательных возможны два и даже три варианта морфемы. То же самое наблюдается и с окончаниями во множественном числе.

Когда трудно выбрать правильный вариант написания морфемы, анализируют основу ИП, так как гласная флексии зависит от предыдущей согласной в основе слова.

Падежные окончания прилагательных твердой группы

К этой группе относят те флексии, что стоят после парных твердых согласных. Сюда не входят Ц, шипящие и задненебные (К, Г, Х):

Падеж Мужской род Женский род Средний род Множ. число
Именительный тверД-ЫЙ беЛ-АЯ ноВ-ОЕ плотН-ЫЕ
Родительный тверД-ОГО беЛ-ОЙ ноВ-ОГО плотН-ЫХ
Дательный тверД-ОМУ беЛ-ОЙ ноВ-ОМУ плотН-ЫМ
Винительный тверД-ЫЙ
(при неодуш.ИС)
тверД-ОГО
(при одуш. ИС)
беЛ-УЮ ноВ-ОЕ плотН-ЫЕ
плотН-ЫХ
Творительный тверД-ЫМ беЛ-ОЙ ноВ-ЫМ плотН-ЫМИ
Предложный о тверД-ОМ о беЛ-ОЙ о ноВ-ОМ о плотН-ЫХ

Вывод: после твердых парных согласных в безударных флексиях ИП пишут А, О, У, Ы.

Окончания мягкой группы и притяжательных прилагательных на -ий

К этой группе относят прилагательные с формообразующими морфемами после парных мягких согласных. Сюда тоже не входят Ц, шипящие и задненебные (К, Г, Х). Чаще ИП с основой этого типа даются детям трудно, так как без ударения И, Я, Е, Ю в окончании звучат как [И]. Примеры таких прилагательных с безударными гласными в окончаниях – в таблице ниже:

Падеж Мужской род Женский род Средний род Множ. число
Именительный сиН-ИЙ летН-ЯЯ зимН-ЕЕ крайН-ИЕ
Родительный сиН-ЕГО летН-ЕЙ зимН-ЕГО крайН-ИХ
Дательный сиН-ЕМУ летН-ЕЙ зимН-ЕМУ крайН-ИМ
Винительный сиН-ИЙ
(при неодуш.ИС)
сиН-ЕГО
(при одуш. ИС)
летН-ЮЮ зимН-ЕЕ крайН-ИЕ
крайН-ИХ
Творительный сиН-ИМ летН-ЕЙ зимН-ИМ крайН-ИМИ
Предложный о сиН-ЕМ о летН-ЕЙ о зимН-ЕМ о крайН-ИХ

К ИП с мягкой основой относятся притяжательные на –ИЙ, которые склоняются по этому же принципу.

Вывод: после мягких парных согласных в слабой позиции пишут Я, Е, Ю, И.

Склонение смешанной группы прилагательных

ИП с основой на К, Г, Х, Ц, шипящие относят к смешанному склонению. Название подсказывает: окончания пишутся и по твердому типу, и по мягкому принципу:

Падеж Мужской род Женский род Средний род Множ. число
Именительный мягК-ИЙ горяЧ-АЯ строГ-ОЕ куЦ-ЫЕ
Родительный мягК-ОГО горяЧ-ЕЙ строГ-ОГО куЦ-ЫХ
Дательный мягК-ОМУ горяЧ-ЕЙ строГ-ОМУ куЦ-ЫМ
Винительный мягК-ИЙ
(при неодуш.ИС)
мягК-ОГО
(при одуш. ИС)
горяЧ-УЮ строГ-ОЕ куЦ-ЫЕ
куЦ-ЫХ
Творительный мягК-ИМ горяЧ-ЕЙ строГ-ИМ куЦ-ЫМИ
Предложный о мягК-ОМ о горяЧ-ЕЙ о строГ-ОМ о куЦ-ЫХ

Окончания притяжательных прилагательных на -ин, -ов

Отличается от обычного склонения изменение притяжательных ИП с основой на -ИН, -ОВ:

Исключения из правила

Отдельно изучают окончания прилагательных с основой на шипящие, потому что речь уже о трех орфограммах сразу:

Источник

Правописание безударных окончаний прилагательных

Безударные окончания имён прилагательных зачастую произносятся не так, как пишутся. Поэтому они требуют проверки. Для этого есть несколько способов.

1. Окончания прилагательных одинаковы в ударном и безударном положениях. Значит, можно проверить себя, подставив вместо прилагательного с безударным окончанием прилагательное с ударным в том же роде и падеже.

Например: в нов..м доме — в лесном доме → вставляем в окончание букву : в новом доме .

2. Окончания прилагательных в косвенных падежах такие же, как и в падежных вопросах. Задай вопрос от существительного к прилагательному и по окончанию вопроса определи окончание прилагательного.

Например: в доме (каком?) новом; дому (какому?) новому .

Проверь себя по таблице изменения по падежам прилагательных:

Мужской род, единственное число: Женский род, единственное число Средний род, единственное число
И. п. (какой?) лесной орех И. п. (какая?) лесная ягода И. п. (какое?) лесное озеро
Р. п. (какого?) лесного ореха Р. п. (какой?) лесной ягода Р. п. (какого?) лесного озера
Д. п. (какому?) лесному ореху Д. п. (какой?) лесной ягоде Д. п. (какому?) лесному озеру
В. п. (какой?) лесной орех В. п. (какую?) лесную ягоду В. п. (какое?) лесное озеро
Т. п. (каким?) лесным орехом Т. п. (какой?) лесной ягодой Т. п. (каким?) лесным озером
П. п. (о каком?) о лесном орехе П. п. (о какой?) о лесной ягоде П. п. (о каком?) о лесном озере

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

ТЕМА: «Правило написания безударных падеж¬ных окончаний имен прилагательных» 4 класс Школа 2100
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Цель – формировать умение применять правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Задачи:

— способствовать развитию умения распознавать имена прилагательные в тексте, определять их грамматические признаки;

— способствовать развитию умения правильно писать окончания имён прилагательных.

— развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, логическое мышление (умение сравнивать, выделять существенные признаки, делать выводы) навыки самоконтроля и взаимопроверки.

— прививать любовь к русскому языку, чувство патриотизма, любовь к родному городу.

Оборудование:

Презентация, ноутбуки для работы в группах, карточки с заданием, карточки для домашнего задания разного уровня.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok.docx 26.38 КБ
zelenye.docx 10.36 КБ
sinie.docx 11.27 КБ
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx 1 МБ

Предварительный просмотр:

Ракова В.В., учитель начальных классов, МОУ СОШ№89

ТЕМА : « Правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных »

Цель – формировать умение применять правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

— способствовать развитию умения распознавать имена прилагательные в тексте, определять их грамматические признаки;

— способствовать развитию умения правильно писать окончания имён прилагательных.

— развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, логическое мышление (умение сравнивать, выделять существенные признаки, делать выводы) навыки самоконтроля и взаимопроверки.

— прививать любовь к русскому языку, чувство патриотизма, любовь к родному городу.

Презентация, ноутбуки для работы в группах, карточки с заданием, карточки для домашнего задания разного уровня.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели к нам прийти!

— Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие по необъятному океану Русского языка. А для чего нам необходимо изучать русский язык?

(Нам необходимо знать наш родной язык, чтобы правильно красиво говорить, грамотно писать.)

-Открываем тетрадь, записываем число, классная работа.

— Откройте свои учебники на стр. 47, сегодня мы с вами познакомимся с новыми словарными словами: путешествие, путешественник.

— Какую орфограмму мы повторили? (правописание непроверяемой безударной гласной в корне слова )

— Составьте словосочетание прилаг. + сущ. , используя данные слова

— итак, красивый, интересный путешественник, интересное, долгое, увлекательное путешествие ребята, а что я это называю? (имена прилагательные )

— Вспомните все, что вы знаете о имени прилагательном. (рассказы детей)

— Один интересный путешественник из Англии Грэхэм Хьюз,сумел посетить 201 страну, при этом передвигаясь только наземным транспортом, в том числе и посетил Россию, но узнав о нашем городе, захотел попасть нашу страну еще раз.

Но предварительно прислал нам письмо, у каждого на столе лежит копия этого письма:

«Дорогие ребята! Я провел много замечательный дней, странствуя по миру. Недавно приехав в необъятная Россию, услышал о том, какие события происходили в вашем великий, героический городе. И очень захотел приехать к вам в гости. Надеюсь на нашу долгожданная встречу»

— Что вызвало у вас улыбку? (неправильно употреблены имена прилагательные)

— Почему имена прилагательные употреблены именно так? (не знает, что имена прилагательные могут изменяться)

— как они могут изменяться? (по падежам)

— поработайте в парах: исправьте ошибки и прочитайте, что у вас получилось. (зачитывают)

  1. Формулирование темы и целей урока

— что вам пришлось сделать, чтобы текст получился правильным? (изменили окончания имен прилагательных)

— А как вы их изменили? По родам? По числам? (по падежам)

— посмотрите мой вариант

«Дорогие ребята! Я провел много замечательных дней, странствуя по миру. Недавно приехав в необъятную Россию, услышал о том, какие события происходили в вашем велик ам , героическ ам городе. И очень захотел приехать к вам в гости. Надеюсь на нашу долгожданную встречу»

— посмотрите на прилагательные великом, героическом я засомневалась, какие окончания написать в этих словах

-как вы думаете, почему я засомневалась? (они безударные)

— найдите слово, с которым согласованы имена прилагательные (в городе)

(на доске написаны данные словосочетания)

— давайте проверим, поставьте ударение в именах прилагательных.

— поставьте вопрос от имени существительного. Что вы заметили? (ударное окончание в вопросе)

— какой вывод вы можете сделать? (что безударное окончание имени прилагательного можно проверить ударением)

— я вам предлагаю вывести алгоритм написания безударного окончания в именах прилагательных. На доске представлен алгоритм, прочитайте. Что вас не устраивает? (он не по порядку)

  1. Выделить словосочетание прилаг. + сущ.
  2. Поставить ударение в прилагательном
  3. От существительного поставить вопрос
  4. Сравнить окончание прилагательного с окончанием вопроса

— измените, словосочетание великий город, героический город по падежам, поставьте ударение и выделите окончание имен прилагательных. I вариант героический город , II вариант великий город.

— проверяем. Прочитайте словосочетание героический город в Т.п., великий город в Р.п. и т.д.

— так что же нам помогло написать правильно окончание в именах прилагательных? (поставленный вопрос от имени существительного)

— Ребята, так о чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (о безударном окончании имен прилагательных)

— Присядьте так, чтобы ваша спина касалась спинки стула.

Опустите руки, расслабьте.

Сделайте наклоны головы вправо, влево, вперед, назад.

Наклоны туловищем влево, потом вправо.

Работа с ноутбуками

-английский путешественник пишет о том, что наш город великий, героический и я бы даже сказала мужественный.

Я предлагаю вам посмотреть достопримечательности нашего любимого и родного города на ноутбуках, которые стоят у вас на партах. Для этого вам необходимо объединиться в группы. У вас на столе лежат карточки, на которых заготовлены задания. (подходят к столам)

  1. Просмотрите слайды города
  2. Подчеркните только те прилагательные, которые хорошо будут описывать наш город.

Величественный, гордый, прекрасный, великолепный, культурный, светлый, мужественный, героический, скучный, мрачный, восхитительный, гордый, свободный, отважный, унылый, безлюдный, ужасный.

  1. Составьте из данных прилагательных пять словосочетаний
  1. С любым из словосочетаний составьте предложение.

— проверим, зачитайте словосочетания, предложения.

— сегодня мы посетили фотогалерею, посмотрели на наш город другими глазами, увидели много достопримечательностей: памятники, архитектурные строения, музеи, и т.д.

-а какое недавнее событие отметил наш город? (70-ие Сталинградской битве)

-А что является символом нашего города? (монумент «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане)

— Что вы узнали на классном часу о Мамаевом кургане и монументе «Родина-мать зовет!»? (рассказывают)

Слайд (презентация фото скульптора, Мамаева кургана, скульптуры «Родина-мать зовет!»)

— Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане был торжественно открыт в 1967 году. Автор ее Евгений Викторович Вучетич – выдающийся советский скульптор.

Скульптура «Родина – мать зовет!» на Мамаевом кургане, занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая скульптура – статуя в мире, ее общая высота 85 метров. Статуя является образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. Меч символизирует справедливость и правосудие.

-Итак, как вы думаете, почему Мамаев курган так важен для нашей страны? (варианты ответов)

Родина – мать является главной высотой России.

— назовите прилагательное из данного предложения. (главной)

— с каким именем существительным оно согласуется? (высотой)

— что необходимо сделать, чтобы правильно написать окончание имени прилагательного. (поставить вопрос от имени существительного, сверить окончание вопроса с окончанием имени прилагательного)

— У вас на столе лежат карточки с заданиями, но разного уровня сложности. Я вам предлагаю адекватно оценить себя. Если вы уверены в том, что поняли тему нашего урока, то я вам предлагаю карточки зеленого цвета. Это задание повышенного уровня. Если вы немного сомневаетесь, то можете выбрать карточку синего цвета. Это задание наименее сложное.

Зеленый – повышенный уровень

Синий – средний уровень

Карточка с заданиями

Обозначить падеж имен прилагательных, вставить нужное окончание.

В тяжел… сражение

У историческ… кургана

Измените по падежам словосочетание, выделите окончание у имен прилагательных.

Веселый денек (великая битва)

— Ребятам с повышенным интересом, я объявляю конкурс на самое лучшее эссе о нашем городе. Остальным по желанию.

Предварительный просмотр:

Фамилия имя ______________________________

Измените по падежам словосочетание, выделите окончание у имен прилагательных.

Веселый денек (великая битва)

Фамилия имя ______________________________

Измените по падежам словосочетание, выделите окончание у имен прилагательных.

Веселый денек (великая битва)

Фамилия имя ______________________________

Измените по падежам словосочетание, выделите окончание у имен прилагательных.

Веселый денек (великая битва)

Фамилия имя ______________________________

Измените по падежам словосочетание, выделите окончание у имен прилагательных.

Веселый денек (великая битва)

Предварительный просмотр:

Фамилия имя _____________________________________

Обозначить падеж имен прилагательных, вставить нужное окончание.

В тяжел… сражение

У историческ… кургана

Фамилия имя _____________________________________

Обозначить падеж имен прилагательных, вставить нужное окончание.

В тяжел… сражение

У историческ… кургана

Фамилия имя _____________________________________

Обозначить падеж имен прилагательных, вставить нужное окончание.

В тяжел… сражение

У историческ… кургана

Фамилия имя _____________________________________

Обозначить падеж имен прилагательных, вставить нужное окончание.

В тяжел… сражение

У историческ… кургана

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие Захотели к нам прийти!

/ пут е шествие / пут е шестве нн ик

Путешественник из Англии Грэхэм Хьюз

От кого: Грэхэм Хьюз Англия Кому: мэр г.Волгоград Дорогие ребята! Я провел много замечательный дней, странствуя по миру. Недавно приехав в необъятная Россию, услышал о том, какие события происходили в вашем великий, героический городе. И очень захотел приехать к вам в гости. Надеюсь на нашу долгожданная встречу!

От кого: Грэхэм Хьюз Англия Кому: мэр г.Волгоград Дорогие ребята! Я провел много замечательн ых дней, странствуя по миру. Недавно приехав в необъят ную Россию, услышал о том, какие события происходили в вашем велик а м , героическ ам городе. И очень захотел приехать к вам в гости. Надеюсь на нашу долгожданн ую встречу!

Выделить словосочетание прилаг . + сущ. Поставить ударение в прилагательном От существительного поставить вопрос Сравнить окончание прилагательного с окончанием вопроса

МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД РАБОТА В ГРУППЕ

МАМАЕВ КУРГАН монумент «Родина-мать зовет !» открытие — 1967 год

Евгений Викторович Вучетич

Спасибо за урок!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Школа-2100».Цель: развитие орфографической зоркости.Технологии: использование икт;проблемного диалога:исследовательская;оценивания.

Программа «Школа-2100».Цели: познакомить учащихся с проверкой безударных окончаний имен прилагательных.Технологии: исследовательская;взаимного диалога;использование икт;оценивания.

Конспект урока по Образовательной системе «Школа 2100».Цель: выявить правило написания безударных гласных в окончаниях имён прилагательных и составить алгоритм.

Презентация к уроку русского языка 3 класс по УМК «Школа 2100″Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.Знакомство с антонимами.

сценарий урока русского языка, нацеленный на закрепление умений писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. , по программе «Школа 2100» .

Презентация содержит материал к уроку по данной теме, включая все основные этапы урока: словарная работа, определение основного вопроса урока, открытие нового знания, развитие умения, итог урока.

Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.

Источник

Читайте также:  Признаки прилагательного согласуется с существительным