Меню

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных единственного числа



Падежные окончания прилагательных

Особенности правописания падежных окончаний прилагательных

Правописание падежных окончаний прилагательных зависит от типа основы слова (на мягкий, твердый, шипящий согласный или на г, к, х), а также от его разряда по значению (для притяжательных прилагательных). Краткие прилагательные не имеют падежных окончаний.

При определении правильного написания падежных окончаний прилагательных следует руководствоваться следующими правилами:

  • Большинство прилагательных имеют окончания, аналогичные окончаниям вопросительных слов – Какой? Какая? Какое? Какие? (примеры: идти к (какому?) сосновому лесу, смотреть на (какое?) большое облако, решать (какую?) сложную задачу).
  • В формах И. п. и В. п. прилагательные имеют одинаковые падежные окончания. Окончания -ий (-ый) пишутся в безударной позиции, -ой – в ударной (примеры: смелый, хрупкий, степной, вороной).
  • Притяжательные прилагательные на -ий, -ья, -ье, -ьи во всех формах кроме совпадающих форм И. п. и В. п. пишутся с мягким знаком (заячий – заячья, о заячьем, заячьими, заячьего).
  • Прилагательные междугородный, загородный, пригородный изменяются так же, как и прилагательные с основой на твердый согласный. Прилагательные бескрайний, иногородний – склоняются как прилагательные с основой на мягкий согласный.

Система падежных окончаний имен прилагательных

Падежные окончания имен прилагательных с примерами представлены в подробной таблице.

Источник

интернет проект BeginnerSchool.ru

Сайт для детей и их родителей

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных

Безударные падежные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные, кроме прилагательных мужского рода в именительном падеже.

Для того чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного, надо найти в предложении существительное, к которому относится это прилагательное и определить его род и падеж. Затем вспомнить окончание прилагательного в этом падеже. Далее сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает.

Дятел угощался вкусными шишками ели . → угощался (чем?) шишками ТП, шишками (каки ми ?) вкусны ми .

Прилагательные мужского рода в именительном и винительном падежах отвечают на вопрос какой? и имеют окончания -ый , -ий .

Мужской род : как ой ? -ой , -ый , -ий : лих ой , смел ый , велик ий

Средний род : как ое ? -ое , -ее : бел ое , син ее

Пример: В цирке был веселый клоун . → был (кто?) клоун ИП , клоун (как ой ?) смел ый . м.р. ИП

Прилагательное мужского и среднего рода в родительном падеже отвечают на вопрос какого? и имеют окончания -ого , -его : ближн его , весел ого .

Сережа позвал своего любимого щенкапозвал (кого?) щенка РП , щенка (как ого ?) любим ого . м.р. РП

Прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже отвечают на вопрос (какому?) и имеют окончания -ому , -ему : красив ому , ближн ему .

Мы подъехали к красивому зданию . → подъехали (к чему?) к зданию ДП , зданию (как ому ?) красив ому . с.р. ДП

Прилагательное мужского и среднего рода в творительном падеже отвечают на вопрос (каким?) имеют окончание -ым , -им : хорош им , весел ым .

Самолет летел над огромным городом . → летел над (чем?) городом ТП , городом (каким?) огромн ым . м.р. ТП

Прилагательное мужского и среднего рода в предложном падеже отвечают на вопрос (о каком?) и имеют окончания -ом , -ем : о весел ом , о ближн ем .

Я рассказал о любимом писателе . → рассказал (о ком?) о писателе ПП , писателе (как ом ?) любим ом . м.р. ПП

Прилагательные женского рода в родительном , дательном , творительном и предложном падежах , отвечают на вопросы какой? и имеют окончания -ой , — ей . красив ой , старш ей .

Она была веселой девочкой . → была (кем?) девочкой ТП , девочкой (как ой ?) весел ой . ж.р. ТП

В творительном падеже могут быть еще окончания -ою , — ею .

Прилагательные женского рода в винительном падеже отвечают на вопрос какую? и имеют окончания — ую , — юю .

Они пошли на вечернюю дискотеку . → Пошли (куда? на что?) на дискотеку ВП , дискотеку (какую?) вечерн юю . ж.р. ВП

Читайте также:  Выпишете в левый столбик существительные а в правый прилагательные

Спасибо, что Вы с нами!

  1. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 3-х склоненийПродолжим тему склонения имен существительных. В предыдущих статьях мы разобрали.
  2. Части речи – имя прилагательноеПродолжим разбирать части речи и сегодня поговорим об имени прилагательном.
  3. Склонение имен прилагательныхСегодня мы поговорим о склонении имен прилагательных. Для тех, кто.
  4. Склонение имен существительныхИзменение слова по числам и падежам называется склонением. В этой.
  5. Множественное число имен существительныхПродолжаем изучать имена существительные и тема этой статьи имена существительные.

Понравилась статья — поделитесь с друзьями:

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

Источник

Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Имя прилагательное. Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе (Обобщение)»

Цель: обобщить знания учащихся о правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского, среднего и женского рода в единственном числе.

Задачи:

  1. Образовательные: закреплять навык правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе, упражнять в склонении имён прилагательных и определении рода и падежа имён прилагательных в единственном числе; способствовать обогащению словарного запаса детей; осознание практической необходимости правильного написания безударных падежных окончаний имён прилагательных.
  2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; совершенствовать культуру речи детей, развитие орфографической зоркости, расширение кругозора младших школьников; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы; развивать интерес к предмету посредством нестандартных заданий.
  3. Воспитательные: воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности и пытливости в процессе учения; воспитание умения работать в коллективе; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину, свой народ; воспитание бережного отношения к природе.

ТСО: магнитофон, аудиокассета «Русские народные песни».

Для учителя: карточка со словом «Россия», иллюстрации с изображениями села, леса, поляны, города, ромашки, одуванчика, подснежника, ландыша, Бабы Яги, четырёх фонариков с именами прилагательными.

Для учеников: листы со словосочетанием «талантливый русский народ», тетради, учебники Т.Г.Рамзаевой «Русский язык» (4 класс)

I. Организационный момент, сообщение темы урока.

Какую часть речи мы изучаем на уроках русского языка? Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания об имени прилагательном: особенности склонения имён прилагательных мужского, женского и среднего рода, правописание безударных падежных окончаний прилагательных в единственном числе. Урок сегодня будет необыкновенным. Я приглашаю вас в путешествие. Хотите путешествовать?

1. Запись числа. Объяснение орфограмм.

Перед дальней дорогой немного разомнёмся и выполним некоторые задания. Запишите сегодняшнее число… Объясните правописание орфограмм. Какие слова из словаря встретились? Какая в основном орфограмма в этих словах? Как поступаем с непроверяемой буквой безударного гласного?

2. Словарный диктант, знакомство с новым словом из словаря.

Я буду описывать какой-либо предмет, а вы должны написать его название.

а) Огромный населённый пункт с большим количеством улиц, площадей, проспектов, многоэтажных домов. В нём работают фабрики, заводы, магазины. Каждый такой населённый пункт имеет своё название: Киев, Берлин, Париж, Санкт-Петербург (город).
б) Небольшой населённый пункт. В нём, как правило, несколько улиц в основном с одно- или двухэтажными кирпичными или деревянными домами (деревня).
в) Это место, где человек родился и вырос, где он живёт и трудится, где живут близкие ему люди (Родина).
г) Один из крупнейших городов мира. Основан в 1147 году Юрием Долгоруким. Главный город нашей страны (Москва).
д) Каждая страна имеет свой главный город. А как сказать одним словом «главный город страны»? (столица).
е) Какой язык является государственным в нашей стране? (русский).
ж) Любимое дерево нашего народа, воспетое в рассказах, песнях, стихах. У него белая кора с тёмными отметинами. (берёза)

Объясните правописание слов. Какой темой можно объединить все эти слова? (Россия) Перед вами слово «Россия» (карточка на доске). Почему оно написано с большой буквы?

Читайте также:  Морфологические признаки имен прилагательных конспект урока 5 класс

Вспомним, как нужно правильно писать заглавную букву «Р». Сколько элементов её составляют? Какие?

Напишите букву одну строчку.

С точки зрения русского языка слово Россия словарное. Какую букву нужно запомнить? (о) Какую ещё особенность имеет написание этого слова? (сс) Напишите правильно слово «Россия» несколько раз на следующей строке.

III. Основная часть.

Вы уже говорили, что Россия – это страна, в которой мы живём, наша Родина. Я предлагаю вам послушать стихотворение и ещё раз ответить на вопрос, что такое Россия. Ученик читает наизусть стихотворение:

Что такое Россия наша?
Солнце, лес, дыхание пашен,
Сад в цвету, где не молкнут пчёлы,
И твой дом, и огни твоей школы.
Наша Родина – труд и праздник.
Сто дорог для тебя самых разных.
И любовь твоя к папе и маме,
И ты сам – не один, а с друзьями.

Как вы теперь ответите, что такое Россия? И вы, наверно, думаете, что путешествовать мы будем по нашей стране? Нет. Этой страны нет ни на одной карте мира, но она живёт в сердце каждого из нас с самого раннего детства (открывается красочно оформленная доска (план путешествия): «Устное народное творчество», названия «остановок» с символическими рисунками, правое крыло доски: рисунки фонариков и названия падежей.

Как называется страна? Произведения какого жанра относятся к устному народному творчеству?

1. Упражнение в склонении имён прилагательных.

Какая первая «остановка»? (Певучее село). Назовите имя прилагательное. Какое окончание? Почему? Как вы думаете, что любят делать житель этого села? Они предлагают вам послушать русскую народную песню «Как пойду я на быструю речку». Когда будете слушать, подумайте, какие имена прилагательные можно подобрать, чтобы описать мелодию этой песни (слушание).

Понравилась песня? Какая мелодия? Кто автор этой песни? (русский народ) Как вы думаете, легко ли сочинять песни, каждый ли может это делать? А каким свойством, даром должен обладать человек, чтобы сделать что-то выдающееся? (талантом) Каким был русский народ? У каждого из вас на парте листок. Какое словосочетание на нём написано? (талантливый русский народ)

Назовите имена прилагательные. Определите род, выделите окончание. Какое задание нужно выполнить? (просклонять имена прилагательные) Какая часть слова изменяется при склонении? (окончание) Допишите окончания.

талантливый русский народ

И. п. какой? талантлив… русск… народ
Р. п. (нет) какого? талантлив… русск… народа
Д. п. (дать) какому? талантлив… русск… народу
В. п. (вижу) какой? талантлив… русск.. народ
Т. п. (доволен) каким? талантлив… русск… народом
П. п. (думаю) о каком? талантлив… русск… народе)

В каких падежах прилагательные мужского рода отвечают на одинаковые вопросы? (И. п., В. п. )

Какие имеют окончания? (-ый, -ий, -ой). Назовите окончания имён прилагательных мужского рода в родительном падеже? (-ого, -его) В дательном падеже? (-ому, -ему) В творительном падеже? (-ым, -им) В предложном падеже? (-ом, -ем) Прилагательные какого рода склоняются так же, как и прилагательные мужского рода? (среднего рода) Что значит «склоняются так же»? (отвечают на те же вопросы и имеют те же окончания)

2. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных, определении падежа.

Продолжаем наше путешествие! Где мы теперь оказались? (пришли в «Загадочный лес») Назовите имя прилагательное. Какое окончание оно имеет? Почему? Что «приготовил» для вас лес, если он «загадочный»? (загадки)

Вот для вас загадки, попробуйте их отгадать!

а) Стоят в поле сестрички – жёлтый глазок, белые реснички. (ромашки)
б) На пушистый цветок дунул ветерок. Ой! – и шапка долой. (одуванчик)
в) На проталине лесной распускается весной маленький и нежный беленький… (подснежник)

Ромашка, одуванчик, подснежник – что это, скажите одним словом? Какие ещё лесные цветы вы знаете? А в тексте загадок какая часть речи помогла догадаться , о каком именно цветке идёт речь? Какой делают нашу речь имена прилагательные? (точной, яркой, выразительной) Цветы – частичка родной природы. Как нужно относиться к природе?

Читайте также:  Что такое разряды прилагательных 6 класс с ответами

Физминутка: давайте представим, что мы – лесные цветы. Повторяйте движения за мной…

Нежный, маленький бутон –
Туго-туго свёрнут он. (дети обнимают себя руками)
Солнце луч к нему протянет,
И цветок ромашкой станет (дети постепенно разжимают руки и тянутся вверх)

«Загадочный лес» приготовил для вас рассказ и просит придумать для него название. Слушайте: «Ты встаешь ранним утром. Бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь чудо. В зелёной траве белеет цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Ты вдыхаешь запах нежного цветка. Это подарок русского леса».

Какое название придумали? (Ландыш) Перед вами этот красивый цветок. Он занесён в Красную книгу и охраняется законом. Как вы думаете, почему? Вернёмся к тексту. Напишем выборочный диктант. С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении? Я буду читать предложения, а вы должны выписать из него словосочетание: прилагательное и существительное, с которым оно связано… Прочитайте словосочетания… Определите падеж прилагательного и выделите окончание… как определить падеж имени прилагательного? Что помогает правильно написать безударное окончание имени прилагательного? Как пишутся безударные окончания имён прилагательных? (так же , как ударные)

3. Упражнение в соотнесении падежа и имени прилагательного.

Но не так-то просто выйти из «Загадочного леса». Посмотрите, какая поляна. Как она называется? («Сказочная поляна). Назовите имя прилагательное в этом словосочетании. Какое окончание? Почему? А какие русские сказки вы знаете? Русские народные сказки не просты. Недаром о них говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». Чему учат сказки? Догадайтесь, из какой сказки отрывок. («Гуси — лебеди») Чему учит эта сказка? А вот и герой этой сказки (Баба Яга) Кто это? Почему пугаются Бабы Яги? (страшная, злая, коварная). Не хочет она выпускать вас из леса и приготовила трудное задание. Посмотрите, ниточки и фонарики. Это не просто ниточки, а падежи (дети записывают в тетради падежи в первый столбик), и не просто фонарики, а имена прилагательные: русская, русской, русскую, о русской (дети записывают имена прилагательные во второй столбик). «Повесьте» фонарик на свою ниточку (дети соединяют имя прилагательное и падеж). В каких падежах имена прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания? ( родительный, дательный, творительный, предложный)

4. Домашнее задание. Подведение итогов урока.

Мы покидаем «Сказочный лес» и перед нами появился город. Какой это город? («Город пословиц») Пословица – замечательное творение русского народа. Такая короткая фраза, а как много она говорит! С этими произведениями устного народного творчества мы не раз встречались на уроках русского языка, литературного чтения. Есть они и в нашем учебнике русского языка. Откройте учебник на странице 143. Найдите упражнение 327. Какое задание? (объясняется выполнение задания) Это упражнение вы будете делать дома.

Вот и окончилось наше путешествие. Понравилось ли оно вам? Что запомнилось? Какие задания показались трудными? Знания о какой части речи мы обобщили? Как нужно писать безударные падежные окончания имён прилагательных?

Вы были хорошими «путешественниками»: быстро и правильно выполняли задания, отвечали без ошибок на трудные вопросы, помогали друг другу. Большое спасибо за хорошую работу!

Источник