Меню

Правописание глагола и наречия урок в 7 классе



Урок-путешествие по теме «Наречие. Повторение». 7-й класс

Класс: 7

Ключевые слова: путешествие по карте , рыцарский турнир , сочинение-миниатюра

Урок-путешествие. 7 класс. (Слайд 1, приложение 1.)

Цель: Способствовать закреплению изученного материала по теме «Наречие».

Задачи:

  • Повторить тему «Наречие»;
  • Закрепить изученный материал;
  • Учить ребят работать в коллективе, нести ответственность перед всеми членами коллектива.

Метод и приёмы:

  • исследовательский;
  • нетрадиционная форма опроса;
  • задачи исследовательского характера.

Оборудование:

  • план города «Наречие», (Слайд 2, приложение 1.)
  • листы-маршруты,
  • карточки с заданиями, жетоны.
  • Презентация (приложение 1).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объявление целей и задач урока.

III. Путешествие по городу Наречие. (Повторение пройденного материала по теме «Наречие»).

Учитель. Ребята! Сегодня вас ожидает не совсем обычный урок. Это урок-путешествие по городу Наречие. На прошлой неделе мы с вами изучили эту часть речи.

А теперь представьте, что где-то на карте есть такой город.

План его вы видите на экране. (Слайд 2, приложение 1.).

Но прежде, чем приступить к работе, нужно открыть путевой лист, который вы оформили накануне, записать число и тему урока.

И вот вы перед городскими воротами, необходимо найти подходящий пароль. А паролем послужит ответ на вопрос:

1. Что обозначает наречие?

Наречие — это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия (сидеть спокойно), признак другого признака (удивительно яркий).
Пароль вы нашли. Теперь нужно подобрать ключ. Ключом является ответ на вопрос:

2. На какие вопросы отвечает наречие?

Наречие отвечает на вопросы: где? куда? откуда? когда? почему? как? каким образом? в какой степени? в какой мере?

3. Прежде, чем мы продолжим своё путешествие по городу Наречие, вам необходимо письменно доказать, что знаете наречия в лицо, чтобы не перепутать с другими его жителями.

К №1. Задание: из предложенного списка выпишите наречия.

Бодрящий, невольно, по-товарищески, иней, прекрасное, не глядя, никуда, заходящее, рьяно.

Пока консультанты проверяют и оценивают.

4. Мы с вами переходим на центральную площадь. Здесь собралось большое количество народа.

А для того, чтобы пройти к замку, вам необходимо как бы расселить жителей по домам.

Вы знаете, что наречия бывают разные. Каждое относится к определённому разряду. Их 6.

Задание: перечислите их, пожалуйста, (т.е. назовите разряды наречий).

Каждая группа называет 3 разряда наречий.

Разряды

Вопросы

Примеры

Образа и способа действия

Как? Каким образом?

Быстро, весело, по-новому, ошеломляюще, частенько, по-дружески.

Сколько? Сколько раз? В какой степени? Насколько? В какой мере?

Чуть-чуть, слегка, немного, очень, слишком, вдвое, весьма, совершенно

Где? куда? откуда?

Далеко, поблизости, вокруг, изнутри, здесь, всюду

Когда? Как долго? До каких пор? С каких пор?

Теперь, скоро, издавна, сначала, уже, дотемна

Почем? Отчего? По какой причине?

Сгоряча, сослепу, поневоле

Зачем? Для чего? С какой целью?

А теперь заполните таблицу, которая находится перед каждым из вас.

Назло, поневоле, вчера, здесь, дважды, весело, очень, далеко, сегодня, сгоряча, нарочно, быстро, намеренно, сослепу, зимой, всюду, вдвое, по-новому.

Источник

Урок по теме: «Правописание наречий» в 7 классе (повторение изученного с применением сингапурских структур обучения)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

повторить правила, связанные с правописанием наречий, и их алгоритмы проверить прочность усвоения темы; «обозреть» наречие «панорамно» и показать его место и назначение в современном русском языке;

— обогащать словарный запас учащихся

Скачать:

Вложение Размер
pravopisanie_narechiy_7_kl.docx 28.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Правописание наречий» в 7 классе

(повторение изученного с применением сингапурских структур обучения)

— повторить правила, связанные с правописанием наречий, и их алгоритмы проверить прочность усвоения темы; «обозреть» наречие «панорамно» и показать его место и назначение в современном русском языке;

— обогащать словарный запас учащихся;

— освоить и закрепить трудные случаи правописания наречий;

— развивать умение анализировать и синтезировать материал;

— развивать коммуникативные способности учащихся; формировать умение правильно употреблять наречия в речи.

— воспитывать интерес и любовь к родному языку;

— воспитывать собранность, чёткость в работе, умение работать коллективно.

Дидактическое пространство урока: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация, листы бумаги А4, А3; фломастеры, веселая музыка, раздаточный материал для обучающих структур, Эй Ар Гайд, Сималтиниус Раунд Тэйбл, Финк – Райт – Раунд .

УМК «Русский язык 7 класс» / Авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. – Москва, «Просвещение», 2012.

  1. Организационный момент. — Добрый день. Я рада видеть вас всех здоровыми и красивыми на нашем уроке. И надеюсь, что наше сегодняшнее сотрудничество будет плодотворным и приятным для всех. Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу, партнеры по лицу. Итак, начинаем нашу работу. Садитесь.
  2. Целеполагание. Этап повторения ранее изученного

Тему нашего сегодняшнего урока нам поможет определить загадка: попробуйте назвать подряд 5 дней недели, не называя ни названия дня, ни чисел.

– Загадка эта разгадывается очень просто:

– 5 дней недели перечислили, а какой частью речи являются все эти 5 слов? (наречием)

– Сегодня мы с вами вспомним о правописании наречий, повторим основные правила, которые помогают нам правильно писать эту часть речи. «Правописание наречий» — это и будет тема нашего урока ( тема записывается на доске и в тетради).

Давайте вспомним, что нам уже известно об этой части речи.

Обучающая структура ЭЙ АР ГАЙД .

Перед вами на листочках таблицы, где записаны утверждения. Нужно поработать самостоятельно. В столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением. Чтобы принять решение, учитывайте свои знания о правописании слов через дефис.

Наречие – самостоятельная часть речи

Частицы не, ни в некоторых случаях пишутся через дефис

Наречия с одинаковыми основами пишутся всегда раздельно

В наречиях после шипящих под ударением пишется О

В предложении наречие чаще всего бывает обстоятельством

Суффиксы то, либо, нибудь пишутся раздельно у местоимений и через дефис у наречий

Наречия отвечают на вопросы как? где? чей?

Приставка по и суффиксы и, ому(ему) в наречиях пишутся через дефис

НЕ с наречиями пишется только слитно

Наречия имеют степени сравнения

Просмотрите правила на страницах учебника. Используйте данные утверждения, чтобы проверить истинность своей точки зрения.

Теперь еще раз прочтите все утверждения и в столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+» или «-». Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши убеждения? В чем и почему? Расскажите об этом своему партнеру по плечу. Даю вам на это 30 секунд. Начинают участники В. Не забудьте поблагодарить друг друга за рассказ.

  1. Практическая часть урока

1 задание. Материал, который мы сейчас повторили, поможет вам выполнить следующее задание.

Обучающая структура ФИНК – РАЙТ – РАУНД РОБИН подумай, запишите, обсудите в команде .

Во время выполнения данной структуры учащиеся обдумывают высказывание или ответ на вопрос, записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде.

Задание «Синонимы-наречия»: нужно подобрать синонимы-наречия для наших словосочетаний и предложений и проверить себя на знание правил по правописанию орфограмм. Работаем в тетради, записываем через запятую только синонимы:

  1. Лошади быстро мчались — …(вскачь)
  2. Распахнуть до конца — …(настежь)
  3. Лист бумаги, сложенный в четыре раза ( вчетверо)
  4. Кода три человека остаются дома? ( втроем)
  5. Равнина, разделенная оврагом пополам ( надвое)
  6. Выходить из убежища по два человека сразу ( по двое)
  7. Ударить, размахнувшись — …(наотмашь)
  8. Вверх лицом — …(навзничь)
  9. Испокон века — …(издавна)
  10. Уклониться в сторону — …(вбок)
  11. Запомнить надолго — …(навек)
  12. Сделать быстро и плохо — …(наспех)
  13. Прийти в нужное время — …(вовремя)
  14. Бежать, догоняя кого-то — …_вдогонку)
  15. Разбить на мелкие кусочки — …(вдребезги)

— На какие правила не даны наречия (при ответе можно использовать таблицу с утверждениями)

2 задание. Игра «Корректор»

Обучающая структура СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ . Структура, в которой 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу по кругу.

Тексты на столах. Задание: отредактировать статью — заметку о природе, нужно в пропуски вставить наречия, чтобы получилась правдоподобная картина осени.

С начала сентября воздух начинает (понемножку…) холодеть. (Утром…) замечаешь, что трава (чуть-чуть…) побелела. Свежо. Лужи (сплошь…) засыпаны листьями. (По-осеннему…-…) мелкие дожди (совсем…) не похожи на летние. Ветер дует (без устали…), разнося (далеко-далеко…-…) созревшие семена деревьев. Листья начинают (кое-где…) желтеть.

3 задание. Кодированный диктант.

а) в первой группе наречий надо выписать такие, которые пишутся через дефис:

Источник

Урок русского языка в 7 классе » Правописание наречий».

Урок русского языка в 7 классе «Правописание наречий».

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе » Правописание наречий».»

Урок русского языка в 7 классе на тему «. Правописание наречий». Словарный диктант №3

Русский язык необыкновенно богат наречиями,

которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.

Список русских наречий полон обломков далекого прошлого.

обучающая: повторить общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий; формировать умения находить наречия в тексте; определять их синтаксическую роль; Формировать умения находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их.

Учить учащихся отличать наречия от сочетаний именных частей речи.

— развивающая: показать роль наречия как одного из средств связи предложений в целом тексте; расширение словарного запаса учащихся за счет употребления в речи наречий;

— воспитательная: воспитание самостоятельности через выполнение самостоятельных заданий.

1. Ориентационно-мотивационный этап.

Читает учитель: Я невзлюбил его еще задолго до того, как узнал о нем впервые. Всю жизнь оно меня преследует. «Стой прямо, сиди ровно, говори правильно по-русски, делай все аккуратно и на совесть, поступай по-товарищески,»-только и слышу я ежечасно. Все это непросто выполнить… А как вам понравится есть на завтрак яйца всмятку или слышать о том, что тебя видят насквозь?

Мне иногда хочется безудержно нестись вскачь, а иногда приятнее полежать и еле-еле перелистывать книжные страницы.

В школе мы закончим его изучение, и я надеюсь, что моя жизнь отныне потечет по-новому.

— Ребята, вы догадались, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Как вы это поняли?

Наречие – старое слово. Оно уже было в древнерусском языке и нашло отражение в словаре И. И. Срезневского“Материалы для словаря древнерусского языка”,где отмечено его значение как части речи.

Если попытаться определить этимологию этого слова, то придётся выделить корень реч-. Слово же речь в древнерусском имело различные значения,одним из которых было название части речи –глагол. Это значение и сохраняется в корне реч- ,входящем в слово наречие. И связь между глаголом и наречием самая непосредственная.

Древние римляне эту часть речи называли adverbium,что в буквальном переводе означает“приглаголие”. Русские грамматисты дали этой части речи такое же наименование, изменив лишьприставку. Следовательно, древние учёные главное содержание наречия видели в том, что оно должно быть при глаголе (“приглаголие”) или “накладываться” на глагол (наречие).

2. -Сформулируйте, Что, на ваш взгляд, мы сегодня должны повторить на уроке об этой части речи?

1.Что обозначает наречие?

2. На какие вопросы отвечает наречие?

3. На какие разряды делятся наречия?

4. Какой морфемы нет у наречий, почему?

5.Способы образования наречий.

6.Синтаксическая роль наречия.

7. Как образуются степени сравнения наречий

3. Актуализация опорных знаний.

Образуйте от данных наречий все возможные формы сравнительной и превосходной степени.

Уверенно – уверенней; более уверенно; уверенней всех.

Редко — реже; более редко; реже всех.

Тонко – тоньше; более тонко; тончайше; наиболее тонко; тоньше всех.

Дефис в наречиях употребляется, если

1. Есть приставка по- и суффикс
-ому (-ему)

2. Есть приставка по- и суффикс
-и (-ьи, -ски, -цки)

по-волчьи, по-русски, по-немецки

3. Есть приставка в- (во-) и суффикс -их, -ых

во-первых, во-вторых, в-третьих

4. Есть приставка кое- или суффиксы -то,
-либо, -нибудь

кое-где, где-то, где-либо, где-нибудь

5. Если слова образованы путем повтора основ или корней

Еле-еле, точь-в-точь, мало-помалу, крепко-накрепко, видимо-невидимо

-Спишите, раскрывая скобки, обозначьте орфограмму.

Говорить (по)французски,тепло (по)летнему, (по)осеннему небу,встретить (по)дружески, устроиться (по)походному, ползти (по)пластунски, разлившаяся (по)весеннему река, плакать (по)ребячьи,(по)настоящему договору,пригревало (по)настоящему.

Говорить по-французскими, тепло по-летнему, по осеннему небу,встретить по-дружески, устроиться по-походному, ползти по-пластунски, разлившаяся по-весеннему река, плакать по-ребячьи, по настоящему договору, пригревало по-настоящему.

Переночуем где(нибудь), сделал (кое)как, темно(синее) платье,(во)первых, говорил (по)латыни, получил (давным)давно,смотрел (в)глубь,(в)глубь моря, увидел (в)дали,(в)дали голубой,держать (в)тайне, вернулся (на)утро, (на)утро не найдется.

Переночуем где-нибудь,сделал кое-как,темно-синее платье,во-первых,говорил по-латыни,получил давным-давно,смотрел вглубь,в глубь моря,увидел вдали,в дали голубой,держать втайне,вернулся наутро,на утро не найдется.

Ь после шипящих пишется

Ь после шипящих не пишется

1. Существительные женского рода 3-го склонения: рожь, брошь

1. Существительные м. р.
2-го склонения: луч, шалаш, мяч

2. Начальная форма глагола
на -чь: беречь, стеречь

2. Существительные 1-го склонения мн. ч. род. падежа: задач, туч, рощ

3. 2-е лицо ед. число глаголов: стережешь, печешь

3. Краткие прилагательные: горяч, могуч

4. Повелительное наклонение глаголов: отрежь, намажь

4. Наречия-исключения: уж, замуж, невтерпеж

5. Наречия (кроме исключений): сплошь, наотмашь

Буква Ь после шипящих на конце наречий.

– Наречие – интересная часть речи. С ней связано много трудностей в правописании. И вот еще одна загадка: какая змея бывает наречием?(уж)

– Как пишется это слово: с Ь или без Ь?

– Запишите в столбик слова и поставьте, где считаете нужным, Ь.

– В каких же трех словах-исключениях Ь после шипящих не пишется?

(записать в тетрадь)

– Почему получается такая неразбериха с шипящими?

– Для выяснения этого вопроса надо вернуться в историю нашего языка. В древне-русском языке все шипящие были мягкими, потом Ж, Ш отвердели, а Ч, Щ остались по-прежнему мягкими. Вот поэтому и происходят неприятности с правописанием: иногда Ь пишется, иногда нет.

– Запишите предложение и найдите в нем наречия.

Вслед за хозяином мы прошли через дверь, открытую настежь.

– Слово на сегодняшнее правило? (настежь)

– Чем осложнено предложение? (причастным оборотом)

– К какому слову относится причастный оборот?

– Устно переделайте предложение так, чтобы в нем не было знаков препинания (Вслед за хозяином мы прошли через открытую настежь дверь)

Г) Буква А и О на конце наречий.

– Почему в этом месте легко сделать ошибку?

– Вы знаете, что в безударном положении звуки у нас смешиваются. Так и у наречий на конце слова смешиваются суффиксы А и О.

– Как же быть в таких случаях?

– Многие делают ошибки в словах

–Почему? Безударное положение. И помогут нам разобраться с такими случаями приставки.

– Какие же это приставки?

– Приставки ЗА-, НА-, В- дружат с суффиксом О и получаются слова

-Приставки ИЗ-, ДО-, С- дружат с суффиксом А и получаются слова

ИЗ ИЗдалекА
ДО + А ДОсытА

– Замените словосочетание одним наречием.

идти в правую сторону (вправо)

упасть как мертвый (замертво)

растереть до белого цвета (добела)

рубить с помощью плеча (сплеча)

закрыть с помощью глухого (наглухо)

знаем с давних пор (издавна)

После шипящих в наречиях под ударением пишется суффикс –о, без ударения – суффикс –е: горячо, певуче. Исключение : еще.

Образуйте наречия , употребляя на конце букву о или е. С двумя словами составьте предложение. Определите синтаксическую роль наречий.

Могучий, негодующий, горячий, свежий, певучий.

Д) .Спишите предложения, вставьте, где необходимо ь. Наречия подчеркните как члены предложения.

Дверь в столовую была распахнута настеж…

Деревья утром сплош… покрыты инеем.

Я лежал навзнич… на берегу.

Лошади несутся вскач… по полю.

Она выглядела точ…-в- точ…, как и её мать.

Дочери её вышли замуж…

Лиш… он один остался в доме.

Е) Самостоятельно повторить правило «Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о, -е»

Контрольный словарный диктант (КИМы, стр.73)

Подведение итогов и рефлексия

-Что было самым интересным сегодня на уроке, что особенно понравилось?

-Что было трудно, неинтересно, не понравилось?

-Какие правила оказались для вас простыми, какие сложными?

-С каким настроением вы уйдете с урока?

Домашнее задание: упражнение 8, 9; стр.138-139

-Спишите, раскрывая скобки, обозначьте орфограмму.

Говорить (по)французски,тепло (по)летнему, (по)осеннему небу,встретить (по)дружески, устроиться (по)походному, ползти (по)пластунски, разлившаяся (по)весеннему река, плакать (по)ребячьи,(по)настоящему договору,пригревало (по)настоящему.

Переночуем где(нибудь), сделал (кое)как, темно(синее) платье,(во)первых, говорил (по)латыни, получил (давным)давно,смотрел (в)глубь,(в)глубь моря, увидел (в)дали,(в)дали голубой,держать (в)тайне, вернулся (на)утро, (на)утро не найдется.

– Замените словосочетание одним наречием.

идти в правую сторону —

упасть как мертвый —

растереть до белого цвета —

рубить с помощью плеча —

закрыть с помощью глухого —

знаем с давних пор —

Образуйте наречия , употребляя на конце букву о или е. С двумя словами составьте предложение. Определите синтаксическую роль наречий.

Могучий, негодующий, горячий, свежий, певучий.

Спишите предложения, вставьте, где необходимо ь. Наречия подчеркните как члены предложения.

Источник

Читайте также:  Диктант на правописание не с глаголами причастиями и деепричастиями