Меню

Правописание гласных в безударных окончаниях прилагательных после шипящих



1.12. Правописание гласных после шипящих

В древнерусском языке все шипящие звуки были мягкими. В дальнейшем в литературном языке [ж] и [ш] отвердели, а [ч’] и [щ’] остались мягкими. Поэтому независимо от того, какая гласная буква следует за буквами ж, ш, ч, щ, звуки [ж] и [ш] произносятся твёрдо, а звуки [ч’] и [щ’] – мягко.

Разнообразие написаний гласных после шипящих объясняется историческими причинами.

1.12.1. Гласные И, Ы, А, Я, У, Ю после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ

После шипящих ж, ш, ч, щ не пишутся гласные ы, я, ю , а пишутся и, а, у :

жи л, ши на, чи ж, щи пать, жа ть, ша г, ча с, ща вель, жу рчит, шу ршит, чу до, щу пальца.

Исключения: брош ю ра, ж ю ри, параш ю т (и производные от них: параш ю тный, брош ю ровать и т.д.), а также некоторые иноязычные имена собственные, например: Ж ю ль, Сент-Ж ю ст, Ч ю рлёнис, Мкртч я н, Лонж ю мо, Ш я уляй и др.

1.12.2. Гласные Е, Ё, О после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ

Пишется Е (Ё) Пишется О
А) В корнях слов под ударением
1. Можно подобрать однокоренное слово с е , например: ш ё рстка – ш е рсть, ч ё рт – ч е рти, ш ё пот – ш е пчет; ж ё лтый – ж е лтеть. 1. Нельзя подобрать однокоренное слово с е , например: крыж о вник, трущ о ба, ш о рох, ш о ры, ш о рник, ш о ркать, ч о каться, ч о порный, ч о хом; Ш о лохов, Щ о рс, Печ о ра, Печ о рин, Иж о ра.
2. При изменении слова или в однокоренных словах есть беглость гласных (например: ш о в – шв а, обж о ра – жр ать, ж о м – жм у, жм ых).
3. Во многих заимствованных словах (причем как в ударных, так и в безударных слогах), например: ш о к, ш о мпол, ш о рты, артиш о к, капюш о н, крюш о н, ш о у, ш о колад, Ш о тландия, ш о ссе, ш о фёр, ш о винист, борж о м, дж о нка, пиж о н, маж о р, маж о рдом, креп-ж о ржет, ж о нглёр, анч о ус и др.
Б) Слова, образованные от глагола жечь
Глаголы и отглагольные прилагательные, причастия, например: ож ё г руку, подж ё г крышу, сожж ё нный, жж ё нный. Существительные, например: ож о г руки, подж о г дома, изж о га.
В) В окончаниях и суффиксах
1. В безударном положении в окончаниях имён существительных и прилагательных, например: с пейза́ж е м, с да́ч е й, ры́ж е го (котёнка), хоро́ш е го (друга). 1. Под ударением в окончаниях имён существительных и прилагательных, например: под луч о́ м, со свеч о́ й, больш о́ го (успеха), с чуж о́ го (плеча).
2. В безударном положении в суффиксах имён существительных и прилагательных, не образованных от глаголов, например: до́ч е нька, горо́ш е к, плеч е во́й, плю́ш е вый. 2. Под ударением в суффиксах имён существительных и прилагательных, не образованных от глаголов, например: казач о́ к, девч о́ нка, чащ о́ ба, морж о́ вый, грош о́ вый.
3. Без ударения на конце наречий, например: неуклю́ж е , бога́ч е . 3. Под ударением на конце наречий, например: свеж о́ , общ о́ .
4. Без ударения в существительных и прилагательных с беглым гласным, например: гре́ш е н – грешна, стра́ш е н – страшна. 4. Под ударением в существительных и прилагательных с беглым гласным, например: княж о́ н – кня жн а, смеш о́ н – сме шн а.
5. Под ударением в суффиксе существительных -ёр , например: дириж ёр , стаж ёр .
6. Под ударением в окончаниях глаголов, например: печ ёт , жж ёт .
7. Под ударением в глагольном суффиксе -ёвыва- , например: разж ёвыва ть, выкорч ёвыва ть.
8. Под ударением в отглагольных существительных с сочетанием суффиксов -ёвк-а , например: корч ёвк а (от корчевать), ноч ёвк а (от ночевать).
9. Под ударением в суффиксе страдательных причастий -ённ- ( -ён- ), а также в производных от них существительных, например: копч ён ый – копч ён ости, туш ён ый – туш ён ка, сгущ ённ ый – сгущ ён ка.
10. В предложном падеже местоимения что : о чём, а также в словах нипочём, причём, ни при чём .

2) Слово трещ о тка, хотя и образовано от глагола, но не имеется сочетания суффиксов -ёвк-а, поэтому пишется с гласным о .

3) В наречии ещё нет суффикса, поэтому на конце пишется ё .

4) В фамилиях и географических названиях под ударением после шипящих в суффиксах может писаться как -ов , так и -ёв (зависит от традиции).

Источник

6. Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях

§34. Гласные о и е после шипящих

1. После шипящих под ударением пишется о, в соответствии с произношением:

а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом (поворотом), листажом, литражом, метражом, монтажом, муляжом, пажом, стеллажом, мячом, параличом, шалашом, клещом, плющом, межой, свечой, левшой, пращой (ср. безударные окончания: вира́жем – в фотографии, пейза́жем, прести́жем, тонна́жем, хронометра́жем; пла́чем; апа́шем, плю́шем; о́вощем; ба́ржей, да́чей, но́шей, пи́щей);

б) в окончаниях имен прилагательных, например: чужого, большого (ср. безударные окончания: ры́жего, хоро́шего);

в) в суффиксах имен существительных: к (должок, крючок, пастушок, борщок), -онок (медвежонок, волчонок, лягушонок), -онк-а (книжонка, клячонка, душонка);

г) в суффиксах имен прилагательных: в (ежовый, чесучовый, грошовый, хвощовый, ножовый), -он (с беглым о: смешон);

д) на конце (в суффиксах) наречий, например: свежо, ужо (в значении «потом», «после»), горячо, вечор (в значении «вчера вечером»), общо, хорошо.

2. После шипящих под ударением пишется е(ё), хотя произносится о:

а) в окончаниях личных форм глаголов, например: лжёт, течёт;

б) в глагольном суффиксе выва-, например: размежёвывать, выкорчёвывать, затушёвывать;

в) в суффиксе отглагольных существительных вк-, например: размежёвка, корчёвка (но: ножовка);

г) в суффиксе существительных р, например: стажёр, тренажёр, ретушёр;

д) в суффиксе страдательных причастий нн (-ён-), например: сражённый, орошённый, прекращённый, сражён, орошён, прекращён ; в суффиксе отглагольных прилагательных -ён-, например: жжёный, копчёный; в словах, производных от слов данного типа, например: жжёнка, копчёности, тушёнка, упрощённость ;

е) в предложном падеже местоимения что: о чём, на чём; в словах причём, нипочём.

Примечание. В соответствии с общим правилом в мужских отчествах в форме творительного падежа под ударением пишется оКузьмичом, Лукичом, в безударном положении – еСергеевичем (Сергеичем). Исключение – Ильичём (о Ленине).

§35. Гласные после ц

1. После ц в окончаниях и суффиксах под ударением пишется о, без ударения е. Например: концо́м – па́льцем, купцо́в – торго́вцев, пальтецо́ – пла́тьице,берцо́вый – си́тцевый, окольцо́вывать – окольцева́ть.

2. После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы (в отличие от написания в корнях, см. §5, п. 3), например: бойцы, улицы, краснолицый, сестрицын.

Источник

«Окончания имён прилагательных после шипящих»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Технологическая карта урока «Окончания имён прилагательных после шипящих»

Скачать:

Вложение Размер
okonchaniya_imyon_prilagatelnyh_posle_shipyashchih.docx 46.47 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Учебный предмет: русский язык.

Автор УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2015.

Тема урока: «Окончания имён прилагательных после шипящих».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование к уроку: ноутбук, проектор, экран, раздаточный материал.

  • Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, развитие навыков адекватной самооценки.
  • Содержательные: сформировать тему урока, а также правило правописания окончаний имён прилагательных после шипящих, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

1. Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность.

Приветствие. Проверка готовности рабочих мест к началу урока. (Слайд 1)

– Здравствуйте, ребята! Звонок прозвенел – посмотрите, всё ли необходимое к уроку есть на парте! Теперь можете садиться! Откройте тетради, отступите две строчки после домашней работы, запишите число и классную работу. Оставьте строчку для написания темы, вы её сформулируете сами позднее.

Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе: открывают тетради, записывают число и классную работу.

Личностные – самооценка готовности к уроку.

Учащиеся включаются в учебную деятельность.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель этапа: вхождение в тему урока. Планирование своей деятельности, формулирование задач урока.

– Посмотрите на слайд в презентации. Здесь представлен текст. (Слайд 2) Я его зачитаю, а вы внимательно следите и слушайте.

Небо над г…л…вой весеннее, голубое. В полях бегут шумные и г…ворливые ручейки. Над берёзовой рощ… кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки. Весна идёт по п…лям, гонит тучи с весеннего неба, солнечным луч… согр…вает землю.

Приход весны – это самый больш… подарок для детей! Ведь можно подолгу гулять на свеж… воздух…, наслаждаясь красотой весенней природы.

– Ребята, о чём говориться в тексте? Какое название вы бы ему дали?

– Вы уже заметили, что в тексте пропущены буквы. Давайте вместе заполним пропуски. Весь текст переписывать не нужно. Выписываем в тетрадь с красной строки через запятую только слова с пропущенными орфограммами.

– Первое слово с пропущенными буквами – слово «над головой». Какая орфограмма здесь представлена?

– А что ещё интересного в этом слове вы заметили?

– В каких ещё словах пропущены буквы с названной орфограммой?

– Найдите слово с орфограммой «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе». Какую букву вставим и почему?

– Чем интересно слово «бегут»? Какие однокоренные слова можем подобрать?

– А если ли в тексте ещё слова с чередованием согласных?

– Посмотрите на слова «над рощей» и «лучом». Какая здесь представлена орфограмма?

– Какие буквы вставим?

– Какие ещё два слова остались с пропущенной орфограммой?

– К какой части речи относятся данные слова?

– Давайте вспомним, что такое прилагательное?

– Скажите, в какой морфеме пропущены буквы?

– А как называются буквы, после которых пропущена орфограмма?

– Какие буквы мы вставим?

– Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока!

– Мы с вами оставляли строчку после «классной работы» – запишем там тему урока. (Слайд 3)

Внимательно следят за текстом.

Рассуждают. Дают название. Например, ранняя весна, приход весны и т.п.

– Проверяемая гласная в корне слова: первый слог проверяем словом «головы», а второй слог – «головушка».

– Полногласие – неполногласие: оло – ла.

– Говорливые – проверочное слово «говор», полям – проверочное слово «поле», согревает – проверочное слово «греть».

– Слово с данной орфограммой «на воздухе», вставим букву «е», потому что у существительных 2-го склонения в предложном падеже (кроме существительных на –ий, -ие) окончание –е.

–Однокоренные слова – бег, бежать, бежим и т.д. Здесь представлено чередование согласных в корне слова: г//ж.

– Есть, кружатся – ж//г//т, кружатся – круг – крутить; воздухе – х//ш, воздухе – воздушный; наслаждаясь – жд//д, наслаждаясь – сладкий.

– «Правописание о-е после шипящих в окончаниях существительных».

– Над рощей – ей, лучом – ом.

– После шипящих и Ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква «о», без ударения – буква «е».

– Большой, на свежем.

– Прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы какой? чей?

– Большой – ой, на свежем – ем.

– «Окончания имён прилагательных после шипящих».

Записывают тему урока.

Регулятивные – целеполагание; Коммуникативные –ответы на вопросы.

3. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта (открытие «нового знания»).

Цель этапа: вхождение в тему урока. Планирование своей деятельности, формулирование задач урока.

– Ребята, посмотрите на табличку, представленную в презентации. (Слайд 4)

Слова какой части речи представлены в первом столбце и какой части речи во втором?

– В какой морфеме затруднения?

– Давайте вспомним, что влияет на написание гласных в окончаниях имен существительных?

– Повторим ещё раз, как звучит правило?

– Поставим ударение в словах во втором столбике.

– Попробуем сформулировать правило для слов из второго столбика.

– Откроем учебник на странице 89 и проверим, правильно ли мы сформулировали правило. (Слайд 5)

– На столах у вас лежат «Запоминалки». Они вам помогут легко запомнить правило. Можете вклеить их в тетрадь. А сейчас зачитаем. (Слайд 6)

– В первом столбце представлены существительные, во втором – прилагательные.

– На написание гласных в окончаниях имен существительных влияет ударение.

– После шипящих и Ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква «о», без ударения – буква «е».

– В окончаниях имен прилагательных после шипящих под ударением пишется буква «о», без ударения «е».

Открывают учебник. Один из учеников зачитывает правило. Переписывают правило в тетрадь.

Записывают правило в тетрадь.

Один из учеников зачитывает «запоминалку».

Метапредметные – самостоятельное формулирование учебных задач и цели урока, умение выявлять проблему, выбирать действия по достижении цели.

Цель: снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.

4. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель этапа: закрепление умений написания о-е в окончаниях прилагательных после шипящих.

Сейчас я буду называть словосочетания на сегодняшнюю орфограмму, вы должны на слух определить, когда пишется «о», а когда «е». Если после шипящего пишется «о», то поднимаем обе руки вверх, если пишется «е», то ставим руки на пояс. Встали. Приступим.

БольшОго здания, рыжЕго кота, чужОго карандаша, по горячЕму следу, в дремучЕм лесу, чужОй рассказ, хорошЕго друга, неуклюжЕго медведя, площОм .

– Сейчас мы выполним упр. 583. Давайте прочитаем задание.

– К доске мне нужно два ученика. А остальные работают в тетрадях.

Первый ученик работает с первыми двумя предложениями, второй – с 3 и 4 предложением, остальные учащиеся пишут все предложения.

– Также первый ученик сделает морфемный разбор слова «набраться», второй – «безделья».

– Ребята, скажите, что такое пословица? (посмотреть в толковом словаре).

– Давайте, проверим, как ребята справились у доски.

Встают. Выполняют физминутку.

Один из учеников читает задание: «Перепишите пословицы. Прилагательные, данные в скобках, употребите в нужной форме. Обозначьте условия выбора букв в окончаниях».

Два ученика работают у доски.

Формулируют понятие пословицы. Один из учеников зачитывает из «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова определение слова «пословица».

Проверка работы: ученик, который работал у доски, комментирует сделанное, класс проверяет вместе с ним.

1. От хорошего братца можно ума набраться.

(Общаешься с хорошими людьми – хорошему научишься, а с плохими – плохому). В окончании прилагательного после шипящего пишем «е», потому что ударение падает на корень, а не на окончание. В слове «набраться» пишем «ь», проверяем вопросом «что сделать?»

Морфемный разбор слова «набраться» — окончания нет, т.к. это неопределенная форма глагола, основа – набраться, корень – -бр- (однокоренные слова: беру, брать), приставка – на-, суффикс – ть-, постфикс – ся-.

2. Большому кораблю – большое плаванье.

(Напутствие тому, кто заслуженно желает бо́льшего). В окончании прилагательного после шипящего пишем «о», потому что ударение падает на окончание.

3. В колючем кустарнике не спрячешься.

(Если ты совершил плохой поступок, то ты от него не уйдёшь, не скроешь его от других). В окончании прилагательного после шипящего пишем «е», потому что ударение падает на суффикс, а не на окончание.

4. Маленькое дело лучше большого безделья.

(Лучше делать даже не очень важную работу, чем бездельничать). В окончании прилагательного после шипящего пишем «о», потому что ударение падает на окончание.

5. Горе в чужой земле безъязыкому.

(Человеку, который не знает языка чужой страны, придется очень трудно). В окончании прилагательного после шипящего пишем «о», потому что ударение падает на окончание. В слове «безъязыкому» пишем «ъ», потому что после приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами е, ё, ю, я пишется разделительный ъ.

Источник

Читайте также:  Не с краткими прилагательными примеры слов