Меню

правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц



Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц

Познакомить с орфограммой «Буквы О-Ё после шипящих и Ц». Закрепить написание слов с изученными орфограммами.

Развивать общеучебные умения и навыки, мыслительные операции.

Воспитания интереса к родному языку, бережного отношения к своему здоровью.

Ход урока:

Проверить готовность детей к уроку.

2.Актуализация познавательной деятельности.

Урок русского языка и мы продолжаем работать над разделом «Правописание»

а) Проверка домашнего задания

— Кому было легко справится с домашним заданием?

Что вы знаете о собственных именах существительных?

— На какие группы можно разделить слова из домашнего задания?

б) Орфографическая минутка.

Какая буква лишняя (Ц, т.к обозначает не шипящий звук)

— потренируемся в написании буквы Ц ц

— продолжить закономерность Цц Ццц Цццц

Итог: Сегодня эта буква будет часто встречаться на уроке, не забываем записывать ее верно

— на какие группы можно разделить остальные буквы? (на твердые и мягкие)

— вы верно классифицировали звуки, еще поработаем над классификацией

в) Тест, словарная работа.

Цель: Знакомство с новым словарным словом, повторение знаний по разделу «Правописание»,

  1. Дать название данной группе.

ОСТРОВ, СНЕГ, ВЕЧЕР, ПЧЕЛА, ДЕТИ (существительное)

  1. По какому признаку создана группа? Как ее можно продолжить?

ПЧЕЛКА, ЖЕЛУДЬ, ШОФЕР (буквы О-Ё после шипящих и Ц)

ЦИЛИНДР, ЦИРК, АКАЦИЯ ( звук Ы- И после Ц)

АЛЛЕЯ, ТЕРРИТОРИЯ, СУББОТА, ШОССЕ (удвоенная согласная в корне слова)

  1. По какому признаку создана данная группа слов?

(Имена сущ. м.р и ж.р)

  1. Распределите звуки на 2 группы, используя свойство «Все шипящие»

П Р Ж С Ч Щ М Ш Н Как назвать данную группу слов?

УЛИЦА, УЛИЦЫ, УЛИЦЕЙ, УЛИЦУ (однокоренные слова, формы слова)

  1. Какое слово лишнее в данной группе?

КАПЕЛЬ, СКВОРЕЦ, ПШЕНИЦА, ПТЕНЕЦ, ЗЕЛЕНЬ

— почему? (непроверяемая гласная в корне)

— Записываем новое словарное слово.

— авторы учебника предлагают запомнит написание слова КАМЫШ

3. Введение в проблему.

Цель: Создать проблемную ситуацию для изучения темы урока.

— поставьте слово ПШЕНИЦА и КАМЫШ в форму Т.п

К какой части речи относятся слова? На что обратили внимание при записи?

— Какая будет тема урока?

Чему мы должны будем научиться?

4. Сообщение темы и целей

Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц.

Цели: Познакомить с орфограммой «Буквы О-Ё после шипящих и Ц». Закрепить написание слов с изученными орфограммами. Учиться работать с учебником, слушать ответы друг друга. Развивать мыслительные операции.

Постановка темы учениками с помощью учителя

5. Изучение нового материала.

Задания на проверку результатов классификации

а) Работа по учебнику с 57. Рубрика «Давай подумаем»

— прочитайте слова парами.

— Что вы замечаете в словах первой группы? (ударное окончание)

Что можно сказать о словах второй группы (ударение в корне)

— какой вывод можно сделать?

Сверим наш вывод с учебником.

Задание на самостоятельный выбор основания для классификации УПР. 1

Классифицируйте слова на 2 группы по признаку. Слова с ударным окончанием, во второй с безударным.

— В ударном окончании пишется О!

в) Физкультминутка (если встречается изученное правило, хлопаем в ладоши)

Дети гуляли рощей,
Дети гуляли речкой.
Побежали за зайцем и за лисицей,
Не догнали, конечно.
Побежали за птицей.

Любовались грачом и чижом
Но и он.
Помахал им крылом,

И с товарищем своим они вернулись к школе.

Источник

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Правописание ое после шипящих и ц в окончаниях существительных

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

1. Знакомство с орфограммой «О – е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных».

2. Алгоритм работы с орфограммой.

Окончание – значимая часть слова, которая образует формы слова, а также служит для связи слов в предложении и словосочетании.

Ударение – произнесение одного из слогов с большей силой и длительностью.

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2016. – 192 с.

1. Бондаренко М. А., Русский язык 5 класс, Методические рекомендации и поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2019 – 239 с.

2. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Стракевич М. М. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс. – М.: Просвещение, 2016 – 160 с.

Теоретический материал для самостоятельного обучения

В древнерусском языке согласные шипящие звуки [ч], [ш], [ж] и [щ] были мягкими. Со временем [ж] и [ш] отвердели. В современном русском языке сохранили мягкость лишь [ч’] и [щ’]. Разнообразие написаний с буквами ж, ш, ч, щ в современном письме объясняется историческими причинами.

Читайте также:  задания по русскому языку существительные женского рода

В окончаниях существительных после шипящих под ударением пишется буква о. Без ударения в окончаниях существительных после шипящих пишется буква е. Например, ножо́м (ударение падает на окончание, значит, после шипящей пишем букву о), но ту́чей (ударение падает на корень, окончание безударное, значит, пишем букву е).

После буквы ц также, как и после шипящих в окончаниях существительных пишутся буквы о – е. Условием выбора в написании гласных также является ударение: под ударением пишется о, без ударения – е. Например, овцо́й (окончание ударное, пишем букву о), но пти́цей (окончание безударное, пишем букву е).

Правописание букв о – е после шипящих и ц в окончании существительных нужно не путать с правописанием букв о – ё в корне имён существительных.

После шипящих в корнях слов под ударением пишется буква ё, если можно подобрать однокоренное слово с е: жёлоб – желоба́, пшёнка – пшено́, дешёвый – дешеви́зна, печёнка – пе́чень.

После шипящих в корне существительных пишется буква о, если нельзя подобрать однокоренное слово с е: шорох, шорник, шорты, шов, шоу, трущоба, капюшон.

Чтобы не ошибиться в выборе гласных о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных, нужно действовать по алгоритму.

1 шаг: Находим и подчёркиваем шипящую или ц.

2 шаг: Выделяем окончание существительного.

3 шаг: Ставим ударение.

4 шаг: Если окончание ударное, пишем букву о.

5 шаг: Если окончание безударное, пишем букву е.

Например, свечой, мудрецом.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Сортировка элементов по категориям

Рысц…й, плеч…м, под крыш…й, птенц…в, ключ…м, врач…м, блюдц…м, кирпич…м, еж…м, камыш…м, товарищ…м.

Разбор задания: в окончаниях существительных после шипящих и ц под ударением пишется о, без ударения – е (овцо́й, но пти́цей).

Источник

6. Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях

§34. Гласные о и е после шипящих

1. После шипящих под ударением пишется о, в соответствии с произношением:

а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом (поворотом), листажом, литражом, метражом, монтажом, муляжом, пажом, стеллажом, мячом, параличом, шалашом, клещом, плющом, межой, свечой, левшой, пращой (ср. безударные окончания: вира́жем – в фотографии, пейза́жем, прести́жем, тонна́жем, хронометра́жем; пла́чем; апа́шем, плю́шем; о́вощем; ба́ржей, да́чей, но́шей, пи́щей);

б) в окончаниях имен прилагательных, например: чужого, большого (ср. безударные окончания: ры́жего, хоро́шего);

в) в суффиксах имен существительных: к (должок, крючок, пастушок, борщок), -онок (медвежонок, волчонок, лягушонок), -онк-а (книжонка, клячонка, душонка);

г) в суффиксах имен прилагательных: в (ежовый, чесучовый, грошовый, хвощовый, ножовый), -он (с беглым о: смешон);

д) на конце (в суффиксах) наречий, например: свежо, ужо (в значении «потом», «после»), горячо, вечор (в значении «вчера вечером»), общо, хорошо.

2. После шипящих под ударением пишется е(ё), хотя произносится о:

а) в окончаниях личных форм глаголов, например: лжёт, течёт;

б) в глагольном суффиксе выва-, например: размежёвывать, выкорчёвывать, затушёвывать;

в) в суффиксе отглагольных существительных вк-, например: размежёвка, корчёвка (но: ножовка);

г) в суффиксе существительных р, например: стажёр, тренажёр, ретушёр;

д) в суффиксе страдательных причастий нн (-ён-), например: сражённый, орошённый, прекращённый, сражён, орошён, прекращён ; в суффиксе отглагольных прилагательных -ён-, например: жжёный, копчёный; в словах, производных от слов данного типа, например: жжёнка, копчёности, тушёнка, упрощённость ;

е) в предложном падеже местоимения что: о чём, на чём; в словах причём, нипочём.

Примечание. В соответствии с общим правилом в мужских отчествах в форме творительного падежа под ударением пишется оКузьмичом, Лукичом, в безударном положении – еСергеевичем (Сергеичем). Исключение – Ильичём (о Ленине).
Читайте также:  множественное число существительного комментарии

§35. Гласные после ц

1. После ц в окончаниях и суффиксах под ударением пишется о, без ударения е. Например: концо́м – па́льцем, купцо́в – торго́вцев, пальтецо́ – пла́тьице,берцо́вый – си́тцевый, окольцо́вывать – окольцева́ть.

2. После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы (в отличие от написания в корнях, см. §5, п. 3), например: бойцы, улицы, краснолицый, сестрицын.

Источник

Правописание гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и ц
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka.docx 30.03 КБ
prezentatsiya.pptx 2.61 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №7 им.О.Казанского

Разработка урока русского языка в 3 классе

по теме: «Правописание гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и ц»

по программе «Начальная школа XXI века»

учитель начальных классов

ст. Егорлыкская, 2012

Слайд 1 (РУССКИЙ ЯЗЫК «Правописание»)

1. Поприветствуйте гостей

2. Урок хочется начать с такой фразы.

Слайд 2 ( Жить – Родине служить!)

— Объясните смысл этого высказывания.

— А как мы можем служить Родине?

3. Звучит колокольный звон – набат.

— Что это за звуки? Что они обозначают?

— Очень часто приходилось слышать жителям нашей страны звуки, призывающие встать на зашиту своего Отечества.

— Уже в давние времена были воины, которые не боялись сражаться за свою Родину.

4 . Слайд 3 (картина – «Три богатыря»)

— Узнаёте, как называли таких людей?

— Как зовут этих защитников русской земли?

— С кем приходилось сражаться богатырям? ( степняками, половцами, в былинах иногда образы врага представлен в виде мифических существ)

— Что помогало победить врага? Какое оружие?

— Пока богатыри зорко охраняют просторы своей Родины, предлагаю и нам поработать.

Слайд 4 ( Ж Ш Ц Щ Ч )

— Перед вами буквы, какая лишняя? ( ц – не обозначает шипящий звук)

— Потренируемся в написании этих букв, рассмотрите образцы в тетради, продолжите ряд так, чтобы получилась закономерность.

— Эти буквы сегодня будут часто встречаться на уроке, не забывайте их правильно писать.

  1. –Вспомните орфограмму, которая объединяет эти буквы.

( гласные о, ё после шипящих и ц в корне слова)

– Знаете ли вы, что были времена, когда перед битвой богатыри, не жалея жизни, выходили на битву один на один с противником. По исходу поединка судили, чья сторона победит?

( так начиналась Куликовская битва. Навстречу ордынскому воину выехал русский богатырь Пересвет…)

Слайд 5(поединок на куликовом поле)

Игра « Поединок» ( работа в парах)

А) — Соедини слово с пропущенной буквой.

Слайд 6 (Игра «Поединок»)

Б) Проверка сам. работы (уч – ся читает слово – называет, какую букву

— Были ли затруднения при выполнении задания?

— Какие слова вызвали затруднения? (плащ . м, с палицей)

Слайд 7 ( плащ . м с палиц . й)

— Почему возникло затруднение? ( эти слова не подходят к орфограмме

«Гласные о, ё после шипящих и ц в корне слова»)

  1. Наблюдение над отличием слов, вызвавших затруднение, от остальной группы:

— Выпишем эти слова в тетрадь: плащ . м, с палиц . й

— Давайте посмотрим, чем отличаются эти слова от других:

1. К какой части речи относятся эти слова? ( сущ.)

2. В форме какого падежа стоят эти слова? ( Т.п.)

3. Какие звуки обозначают пропущенные буквы? (гласные)

4. После каких букв стоят пропущенные буквы? ( после ч, ц)

5. В какой части слова затруднение? ( окончании)

  1. Формулировка цели урока

— Какую цель должны поставить перед собой ? (узнать, какие гласные пишутся в окончаниях имён существительных в Т.п после шипящих и ц.)

  1. Формулировка темы урока

Слайд 8 (Тема урока: «Правописание гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и ц»)

  1. Предположения уч – ся по разрешению проблемы

— Есть ли у вас какие – нибудь предположения, как разрешить проблему?

  1. Наблюдение, учебник с. 57, «Подумаем вместе»

— Прочитайте слова парами, что замечаете?

— Какой вывод можно сделать?

  1. Сверим наш вывод с учебником.

Слайд 9( плащ . м с палиц . й)

  1. Можем ли мы теперь разрешить проблему? Как ? ( поставить ударение в словах и, если окончание ударное, то пишем о . )
  2. Слайд 10 Сформулируйте правило правописания гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и ц

— Скажите, только ли оружие помогало воинам побеждать врага? (сила,

— Что нам поможет стать сильным и ловким? (занятия спортом,

— Выполним несколько упражнений.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

(Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет ! )

— Прочитайте эти слова, кому они пренадлежат? (А.Невскому)

— Что знаете об А. Невском?

– Что помогло А.Невскому победить европейских рыцарей? (ум, знания)

— А какие новые знания открыли для себя вы?

— Найдите в этом предложении слово на изученную сегодня орфограмму.

Выпишите его и обозначьте орфограмму.

  1. Упражнение 3, с.58 ( цепочкой)
  2. Дополнительно: найди слово с непроизносимой согласной ( сердце)

— Что обозначает это слово?

— А знаете ли вы, почему оно получилотакое название? Прочитаем материал из истории языка, с.58.

  1. Составьте предложение со словом сердце ( Москва – сердце нашей Родины.)(Можно его записать и разобратьпо членам предложениия)
  1. Запишем под диктовку предложение:

Сердце с перцем, а нрав с горчицей.

— Найди слова с изученной орфограммой, обозначь её.

— Как понимаете эту пословицу?

— А каким должно быть сердце настоящего защитника Отечества? (храбрым)

  1. Детская писательница Александра Ишимова очень точно сказала о русских людях.

Храбрость – врождённое качество народа русского.

— Как понимаете это высказывание?

— Да, храбрость помогала русскому народу побеждать врага в самых страшных войнах. Одной из таких войн была Великая Отечественная война.

  1. Слайд 13 ( 1941 – 1945 Великая Отечественная война)

Слайд 14 ( Наши дедушки – защитники Отечества

-Узнаёте, это ваши дедушки – славные защитники нашей Родины, герои, благодаря которым и многим другим дедушкам мы можем спокойно жить, восхищаться всем прекрасным и, конечно же, хорошо учиться.

Предлагаю выполнить упражнение 2:

– спишите 1 и 2 предложение

— найди слова на изучаемую орфограмму, обозначьте её

— разбор по членам предложения

– Давно окончилась война, и время дальше мчится, и вот уже солдаты – ваши папы.

Слайд 16 ( Наши папы – защитники Отечества)

Рассказы о папах (если есть время)

–Папам очень хочется, чтобы вы хорошо учились и стали достойными гражданами своей страны.

— Выполним самостоятельную работу , выберите задание для себя сами.

  1. Соедини основу слова с нужным окончанием.

зайц ом лапш ой

огурц ем дач ей

  1. Найди и исправь ошибки в словах.

Кожой, задачей, борщём, гаражом , бойцём, душем,

обручем, мечём, лучём, маршем, ключём, товарищом.

  1. Вставь пропущенные буквы.

Подчеркни слова с орфограммой « Гласные в кончаниях имён существительных после шипящих и ц»

Меч . м, ш . потом, плащ . м, ш . рохом, ш . рсткой, циркач . м,

еж . м, ж . лудем, чертеж . м, крыж . вником, свеч . й.

— Ребята, урок подходит к концу

-Какое открытие вы сегодня сделали?

-Как же надо действовать, чтобы написать гасные в окончаниях имён существительных после шипящих и ц?

Слайд 17 — Д/з – у. с 57, упр 1.

-Понравился урок? Какое задание было самым интересным? А самым трудным?

— У вас всё получилось

-Какое должно быть настроение?

-Урок хочется закончить фразой

Слайд 18 (Храбрость и уменье рождают победу)

-Желаю вам развивать эти качества и стать настоящими Защитниками Отечества.

Слайд 19 (Благодарю за урок)

Тема урока: « Правописание гласных

в окончаниях имён существительных

после шипящих и ц»

Цель урока: создать на уроке проблемную ситуацию,

которая поможет открыть причины

написания о и е в окончаниях имён

существительных после шипящих и ц

— способствовать развитию умения: писать слова с данной орфограммой; разбирать предложения по членам; определять склонение и падеж имён существительных;

— способствовать развитию: навыка грамотного письма, орфографической зоркости, памяти, внимания, мышления, речи, моторики руки, коммуникативных умений, самостоятельности, умения выполнять самопроверку и самооценку; интерес к истории своей Родины; интерес к русскому языку;

— воспитывать любовь к своей Родине, гордость за подвиги русских людей, защищавших своё Отечество.

Оборудование: презентация к уроку, карточки для самостоятельной работы с разноуровневыми заданиями, карточки для работы в парах.

Источник