Меню

правописание имен существительных и прилагательных конспект урока



Разработка урока русского языка «Правописание суффиксов имен существительных и прилагательных» с использованием опорных схем-конспектов Ю.С. Меженко

Цели: повторение темы “Правописание суффиксов имен существительных и прилагательных”; закрепление навыков правописания –н– и –нн– в суффиксах сущ. и прил.; рассмотреть трудные вопросы правописания разных суффиксов имен существительных и прилагательных;

  • развивитие логического мышления;
  • воспитание бережного отношения к языку.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета, ОСК, карточки для индивидуальных заданий, учебник, памятки всех видов разбора.

Ход урока

I. Организационный момент

Минутка эмоциональной разгрузки (звучит спокойная классическая музыка (“Вальс цветов”)).

Учитель: Представьте, что наступает весна, солнышко пригревает, растаял снег, растут цветы… С этим весенним настроением мы и начинаем урок.

II. Зарядка для ума

а) Устная (по вопросам).

– Какие разделы русского языка вы знаете? (Фонетика – “фонема” звук; лексика – значение слова; фразеология – устойчивые сочетания слов; морфемика и словообразование – состав слова и словообразование; морфология – части речи; синтаксис – с/с, предложения, текст; пунктуация – знаки препинания.)

– Что они изучают? Без какого раздела нельзя обойтись почти в каждом выше перечисленном? (Орфография.)

– С чем это связано? (Мы изучаем произношение и написание, значение слова и написание, состав слова, словообразование ин…)

Вывод: никак не обойтись без ОРФОГРАФИИ – системы правил на разные темы.

б) например:

  • карточка + толковый словарь + словарь иностранных слов. Язык, посредник, поработить.

– Какая общая мысль объединяет эти высказывания?

  • Придорожный
    Дорожный дорога
  • I. Про синюю (птицу) – какую?
    II. Н.ф (синяя птица)., ед.ч., ж. р., В.п., качеств.
    III. Про птицу (какую) синюю
  • Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия.
  • I. Для ума – сущ.,
    II Н.ф.– ум, пост.-м.р., 2 скл., неод., нариц., непост. – ед.ч, Р.п.
    III. Зарядка какая? Для ума (не зависит от глагола).
  • При каких написаниях мы вынуждены были обратиться к орфографии?
    маяк – сл.сл., язык – сл.сл., посредник – посредника, поработить, придорожный, (ларечек – ларечка), про синюю (какую?), зарядка для ума…

Вывод: практически в каждом разделе мы обращаемся к орфографии.

в) мгновенная проверка знаний на орфограмму “Правописание приставок – пре-при”. (заготовка на листочках, подписать, указать справа тему).

III. Сообщение темы и целей занятия. Запись темы в тетради

IV. Подача теоретического материала преподавателем по ОСК

а) о – ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных.

В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных после шипящих и под ударением пишется о, без ударения е.

б) Суффиксы -щик- (-чик-), -ек-, -ик-

В суффиксах существительных – -щик- (-чик-) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч. В остальных случаях пишется буква щ.

Суффикс -ек- пишется в том случае, если при изменении слова гласная е выпадает. В противном случае пишем суффикс -нк-.

в) -нн- в суффиксах прилагательных пишется:

– на стыке образующей основы и суффикса -н-;

– в прилагательных, образованных от существительных, с помощью суффиксов -онн- и -енн- (исключения: свиной, ветреный (день), но ветряной (двигатель));

-н- пишется в прилагательных:

– в суффиксах -ан-, -ян- (исключения: стеклянный, оловянный, деревянный);

– в суффиксе -ин-.

в) -нн- и -н- в суффиксах прилагательных (блок левый и правый).

г) Степени сравнения качественных прилагательных.

Простая сравнительная степень образуется путем прибавления к основе начальной форме прилагательных суффиксов ее- (-ей-) и -е- (левая часть).

Простая форма превосходной степени образуется путем прибавления к основе н.ф. прил. суффикса ейш- (-айш-).

V. Первичное воспроизведение теоретического материала по ОСК

VI. Чтение правил по учебнику

(а – с.87; б – с. 99, 101; в – с. 112-113). Соотнесение их с опорными схемами – конспектами

VII. Первичное закрепление и частичное воспроизведение ОСК.

VIII. Практическая работа по группам.

1) На доске записано предложение:

Моще (н, нн) ая дорого прорезала по дли (н, нн) е деревню и вильнув вправо ушла по деревя(н,нн)о– му мосту через (не) широкую, но быструю речку. (В. Богомолов).

Задание для 1 группы: выполнить синтаксический разбор предложения, расставить знаки препинания.

Задание для 2 группы: Объяснить пропущенные орфограммы, подобрать по 3 примера на каждую.

2) После проверки заданий повторяем еще раз правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных по учебнику (с. 112-113) и ОСК.

3) Дополнительная информация.

– в кратких прилагательных пишется столько же н, сколько и в полных:

воспитанная девушка – девушка воспитанна.

– необходимо запомнить: масляный (для масла, на масле, из масла): масляная лампа, масляный насос, масляное пятно, масляная краска; но масленый (запачканный, пропитанный, смазанный маслом): масленые руки, масляная каша, масленые глаза, масленая неделя.

-н- и -нн- в им. существительных определяется теми же правилами, что и в полных прилагательных: осинник (корень оканчивается на -н-, суффикс начинается с -н-), нефтяник (суффикс -ян-).

С -н- или -нн- пишутся существительные, образованные от соответствующих основ: конопляник, песчаник, гостиница, дружинник, именинник, малинник, конница, лиственница.

Необходимо запомнить: приданое, бесприданница, воспитанник, избранник, священник, ставленник, утопленник, вареник, мороженое, мученик, труженик, ученик.

IX. Отработка умений и навыков

1). Упр. 194 – с комментированием.

2). Цифровой диктант.

а) Отметьте номера существительных, в которых пишется -н-:

1) берестян. ик, 2) великомучен. ик, 3) вишен. ик, 4) воспитан. ик, 5) задолжен. ость, 6) злоумышлен. ик, 7) избран. ик, 8) измен. ик, 9)коноплян. ик, 10) копчен. ости, 11) листвен. ица, 12) осин. ик, 13) мадонн. а, 14) мошен. ичество, 15) маслен. ица, 16) наклон. ость, 17) одновремен. ость, 18) подлин. ик, 19) ольшан. ик, 20) племян. ик.

Ответы: 1, 2, 9, 10, 15, 19.

б) Отметьте случаи написания -нн- в прилагательных:

1) безветрен. ый день, 2) бульон. ый кубик, 3) ворон. ой конь, 4) глинян. ый горшок, 5) грачин. ое гнездо, 6) диван. ая подушка, 7) искусствен. ый шелк, 8) картин. ая галерея, 9) лекарствен. ое растение, 10) овчин. ый полушубок, 11) почтен. ый старик, 12) свин. ые ножки, 13) смешан. ый соус, 14) солян. ая кислота, 15) струн. ый квартет, 16) таможен. ый досмотр, 17) телефон. ый разговор, 18) тыквен. ая каша, 19) экзаменацион. ая работа, 20) бедствен. ый.

Ответы: 1, 2, 6-11, 13, 15-20.

3). Карточки для индивидуальной работы.

– Образуйте от приведенных существительных прилагательные с суффиксами:

  • -н-весна, дерзновение, мгновение, обыкновение, окно, пламя, семя, телефон, имя, истина.
  • -ан- (-ян-)соль, стекло, шерсть, глина, песок, серебро, дрова, рожь, лед.
  • -ин-– воробей, голубь, гусь, змея, лошадь, орел, осел, соболь, соловей, утка, ястреб.
  • -енн-болезнь, бритва, единство, жатва, клятва, листва, мужество, обед, родство.
  • -онн-авиация, дивизия, комиссия, оппозиция, фракция, дискуссия, реакция.

X. Подведение итогов, обобщение

XI. Дифференцированное домашнее задание

Выучить ОСК и правила на с. 87, 99, 101, 112-113 учебника.

Работа по вариантам: слабым – упр. 199, сильным – составить словарный диктант по теме “Правописание суффиксов -чик- (-щик-), -отж-, -от-, -ость-, -ин-, -изн- в существительных” (50 слов).

Источник

6 класс Русский язык .

Урок №10. Орфограммы в окончаниях слов.

Цели: 1. Повторить орфограммы в окончаниях различных частей речи;

2. Научиться правильно писать окончания в различных частях речи.

Сегодня мы вспомним и закрепим правила написания окончаний в существительных, прилагательных и глаголах.

Напиши словарный диктант и выполни грамматическое задание:

Сп..ртивная хо..ьба, дру.. дет..тва, м..л..дые ду(б,п)..­ки, замёр..ший пру. дл..на отре..ка, лё(г,к)кая п..ходка, ме(д,т)кая стр..льба, мя..кая тра(в,ф)ка.

Подчеркни вставленные гласные и согласные. В какой части слова они пропущены? (корнях слов). В скобках запиши проверочные слова. Например: сп..ртивная — вставляю безударную гласную О, проверочное .

Прочитай словосочетания и ответь на вопросы:

Падали на дорожк. низк..е солнце, купа..тся в озер. в русск.. печк. помн..т о дочер. напиш..шь в со­чинени. в поздн.. осен.

-В какой части слова пропущены буквы? (в окончании)

-Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании окон­чания слова? (часть речи и особенности написания гласной в окончании данной части речи)

Значит, нам необходимо повторить правила написания окончаний различных частей речи: существительного, прилагательного, глагола.

Определи (устно) части речи по окончаниям.

1) -его, -ый, -ому (прилагательные);

2) -ет, -ишь, -ют (глаголы);

3) -ами, -е, -у (существительные).

1. У существительных написание в падежных окончаниях гласных Е-И зависит от склонения и падежа. Отдельной группой рассматриваются существительные, оканчивающиеся на –ИЙ, -ИЯ, ИЕ. При выполнении сверяйся с таблицей:

Например: из деревн и (1 скл., Р.п.), к деревн е (1 скл., Д.п.), о деревн е (1 скл., П.п.), о мест е (2 скл., П.п.), из жизн и (3 скл., Р.п.), из лекци и (на – ия, в Р.п.),о санатори и (на –ий, в П.п.), о путешестви и (на –ие, П.п.)

2. В окончаниях и суффиксах прилагательных и существительных после шипящих под ударением пишется О, без ударения-Е:

3. Окончание прилагательных проверяется вопросом к нему. Какое окончание в вопросе, такое будет и в прилагательном:

4. Гласная в окончании глагола зависит от его спряжения:

Таким образом, вставляя букву в окончании, следуй алгоритму:

Выполни упр. 35 с.22

Выполни задание. Спиши, выдели окончание. У существительного укажи падеж и склонение, у прилагательного падеж и род, а у глагола его спряжение.

В задани.. по математик. зачерпывает ковш..м, к син..му морю, го­н..тся за зайц..м, покрыва..тся инеем, хорош..го настроения, побыва..шь в Софи. в зимн..м убор. танцу..шь на палуб. на эти­кетк.. шампуня, открыва..т ключ..м.

Проверь вставленные буквы по эталону:

В задани И ( на-ие, предл.п.), по математик Е ( 1 скл., дат.п.), зачерпывает ков ш О́м , к син Ему ( к какому? ср.р., твор.п.) морю, го­н Ит ся( II спр.,) за за́й ц Ем , покрыва Ет ся ( I спр.,) инеем, хоро́ ш Его настроения, побыва Ешь ( I спр.,) в Софи И (на –ия, предл.п.), в зимн Ем (в каком? м.р., предл.п.), убор Е ( 2 скл, предл.п.), танцу Ешь ( I спр.,) на палуб Е (1 скл., предл.п.), на эти­кетк Е шампуня, открыва Ет ( I спр.,) клю ч О́м .

Д/З: упр. 36 (выполни все задания к этому упражнению).

Источник

«Правописание падежных
и родовых окончаний»

Орфограмма: Правописание падежных и родовых окончаний (имён существительных и прилагательных)

Правописание окончаний имён существительных

В окончаниях имён существительных пишется е :
  • в Д. и П. п. существительных 1-го скл. на -а (-я);
Именительный змея сосна земля
Дательный змее сосне земле
Предложный (о) змее (на) сосне (о) земле
  • в П. п. существительных 2-го скл., кроме существительных на -ий, -ие (конь — (на) коне, покой — (на) покое, море — (в) море);
  • в П. п. существительных 2-го скл. среднего рода на -ъе (раздолье — (на) раздолье).
В окончаниях имён существительных пишется и ( ы ):
  • в Д. и П. п. существительных 1-го скл. на -ия;
Именительный армия лилия
Дательный армии лилии
Предложный (об) армии (о) лилии
  • в Р. п. всех существительных 1-го скл. (дядя — дяди; смена — смены);
  • в П. п. существительных 2-го скл. на -ий, -ие (склонение — (в) склонении, планетарий — (о) планетарии);
  • в Р., Д. и П. п. существительных 3-го скл.
Именительный ночь степь
Родительный ночи степи
Дательный ночи степи
Предложный (е) ночи (в) степи

Правописание окончаний имён прилагательных

Безударные падежные окончания имён прилагательных следует проверять по прилагательному с ударным окончанием (удобнее всего — вопросом какой? в нужной падежной форме).

Таблица «Окончания имен прилагательных»

В прилагательных на -ий, -ья, -ье во всех падежных формах, кроме именительного и сходного с ним винительного падежа, пишется ь (волчий — волчья — волчье — волчьи, волчьего — волчьей — волчий — волчьим — (о) волчьих)

Конспект урока «Правописание падежных и родовых окончаний».

Вернуться в раздел «Орфография»

Добавить комментарий Отменить ответ

Найти конспект

РУССКИЙ ЯЗЫК. Все разделы:

Новые конспекты:

  • Словарь трудных корней
  • Глагольное и именное управление (словник)
  • Наклонение глаголов
  • Лицо, число и время у глаголов
  • Спряжение глагола
  • Вид и залог глаголов
  • Возвратность и переходность глаголов
  • Речевые ошибки
  • Словарь паронимов
  • Орфоэпический словарик

Реклама

О проекте

Сайт «УчительPRO» — некоммерческий школьный проект учеников, их родителей и учителей. Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie и других пользовательских данных в целях функционирования сайта, проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

Возрастная категория: 12+

(с) 2020 Учитель.PRO — Копирование информации с сайта только при указании активной ссылки на сайт!

Источник

Читайте также:  милый это существительное или прилагательное

Правописание имен существительных и прилагательных конспект урока



Разработка урока русского языка «Правописание суффиксов имен существительных и прилагательных» с использованием опорных схем-конспектов Ю.С. Меженко

Цели: повторение темы “Правописание суффиксов имен существительных и прилагательных”; закрепление навыков правописания –н– и –нн– в суффиксах сущ. и прил.; рассмотреть трудные вопросы правописания разных суффиксов имен существительных и прилагательных;

  • развивитие логического мышления;
  • воспитание бережного отношения к языку.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета, ОСК, карточки для индивидуальных заданий, учебник, памятки всех видов разбора.

Ход урока

I. Организационный момент

Минутка эмоциональной разгрузки (звучит спокойная классическая музыка (“Вальс цветов”)).

Учитель: Представьте, что наступает весна, солнышко пригревает, растаял снег, растут цветы… С этим весенним настроением мы и начинаем урок.

II. Зарядка для ума

а) Устная (по вопросам).

– Какие разделы русского языка вы знаете? (Фонетика – “фонема” звук; лексика – значение слова; фразеология – устойчивые сочетания слов; морфемика и словообразование – состав слова и словообразование; морфология – части речи; синтаксис – с/с, предложения, текст; пунктуация – знаки препинания.)

– Что они изучают? Без какого раздела нельзя обойтись почти в каждом выше перечисленном? (Орфография.)

– С чем это связано? (Мы изучаем произношение и написание, значение слова и написание, состав слова, словообразование ин…)

Вывод: никак не обойтись без ОРФОГРАФИИ – системы правил на разные темы.

б) например:

  • карточка + толковый словарь + словарь иностранных слов. Язык, посредник, поработить.

– Какая общая мысль объединяет эти высказывания?

  • Придорожный
    Дорожный дорога
  • I. Про синюю (птицу) – какую?
    II. Н.ф (синяя птица)., ед.ч., ж. р., В.п., качеств.
    III. Про птицу (какую) синюю
  • Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия.
  • I. Для ума – сущ.,
    II Н.ф.– ум, пост.-м.р., 2 скл., неод., нариц., непост. – ед.ч, Р.п.
    III. Зарядка какая? Для ума (не зависит от глагола).
  • При каких написаниях мы вынуждены были обратиться к орфографии?
    маяк – сл.сл., язык – сл.сл., посредник – посредника, поработить, придорожный, (ларечек – ларечка), про синюю (какую?), зарядка для ума…

Вывод: практически в каждом разделе мы обращаемся к орфографии.

в) мгновенная проверка знаний на орфограмму “Правописание приставок – пре-при”. (заготовка на листочках, подписать, указать справа тему).

III. Сообщение темы и целей занятия. Запись темы в тетради

IV. Подача теоретического материала преподавателем по ОСК

а) о – ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных.

В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных после шипящих и под ударением пишется о, без ударения е.

б) Суффиксы -щик- (-чик-), -ек-, -ик-

В суффиксах существительных – -щик- (-чик-) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч. В остальных случаях пишется буква щ.

Суффикс -ек- пишется в том случае, если при изменении слова гласная е выпадает. В противном случае пишем суффикс -нк-.

в) -нн- в суффиксах прилагательных пишется:

– на стыке образующей основы и суффикса -н-;

– в прилагательных, образованных от существительных, с помощью суффиксов -онн- и -енн- (исключения: свиной, ветреный (день), но ветряной (двигатель));

-н- пишется в прилагательных:

– в суффиксах -ан-, -ян- (исключения: стеклянный, оловянный, деревянный);

– в суффиксе -ин-.

в) -нн- и -н- в суффиксах прилагательных (блок левый и правый).

г) Степени сравнения качественных прилагательных.

Простая сравнительная степень образуется путем прибавления к основе начальной форме прилагательных суффиксов ее- (-ей-) и -е- (левая часть).

Простая форма превосходной степени образуется путем прибавления к основе н.ф. прил. суффикса ейш- (-айш-).

V. Первичное воспроизведение теоретического материала по ОСК

VI. Чтение правил по учебнику

(а – с.87; б – с. 99, 101; в – с. 112-113). Соотнесение их с опорными схемами – конспектами

VII. Первичное закрепление и частичное воспроизведение ОСК.

VIII. Практическая работа по группам.

1) На доске записано предложение:

Моще (н, нн) ая дорого прорезала по дли (н, нн) е деревню и вильнув вправо ушла по деревя(н,нн)о– му мосту через (не) широкую, но быструю речку. (В. Богомолов).

Задание для 1 группы: выполнить синтаксический разбор предложения, расставить знаки препинания.

Задание для 2 группы: Объяснить пропущенные орфограммы, подобрать по 3 примера на каждую.

2) После проверки заданий повторяем еще раз правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных по учебнику (с. 112-113) и ОСК.

3) Дополнительная информация.

– в кратких прилагательных пишется столько же н, сколько и в полных:

воспитанная девушка – девушка воспитанна.

– необходимо запомнить: масляный (для масла, на масле, из масла): масляная лампа, масляный насос, масляное пятно, масляная краска; но масленый (запачканный, пропитанный, смазанный маслом): масленые руки, масляная каша, масленые глаза, масленая неделя.

-н- и -нн- в им. существительных определяется теми же правилами, что и в полных прилагательных: осинник (корень оканчивается на -н-, суффикс начинается с -н-), нефтяник (суффикс -ян-).

С -н- или -нн- пишутся существительные, образованные от соответствующих основ: конопляник, песчаник, гостиница, дружинник, именинник, малинник, конница, лиственница.

Необходимо запомнить: приданое, бесприданница, воспитанник, избранник, священник, ставленник, утопленник, вареник, мороженое, мученик, труженик, ученик.

IX. Отработка умений и навыков

1). Упр. 194 – с комментированием.

2). Цифровой диктант.

а) Отметьте номера существительных, в которых пишется -н-:

1) берестян. ик, 2) великомучен. ик, 3) вишен. ик, 4) воспитан. ик, 5) задолжен. ость, 6) злоумышлен. ик, 7) избран. ик, 8) измен. ик, 9)коноплян. ик, 10) копчен. ости, 11) листвен. ица, 12) осин. ик, 13) мадонн. а, 14) мошен. ичество, 15) маслен. ица, 16) наклон. ость, 17) одновремен. ость, 18) подлин. ик, 19) ольшан. ик, 20) племян. ик.

Ответы: 1, 2, 9, 10, 15, 19.

б) Отметьте случаи написания -нн- в прилагательных:

1) безветрен. ый день, 2) бульон. ый кубик, 3) ворон. ой конь, 4) глинян. ый горшок, 5) грачин. ое гнездо, 6) диван. ая подушка, 7) искусствен. ый шелк, 8) картин. ая галерея, 9) лекарствен. ое растение, 10) овчин. ый полушубок, 11) почтен. ый старик, 12) свин. ые ножки, 13) смешан. ый соус, 14) солян. ая кислота, 15) струн. ый квартет, 16) таможен. ый досмотр, 17) телефон. ый разговор, 18) тыквен. ая каша, 19) экзаменацион. ая работа, 20) бедствен. ый.

Ответы: 1, 2, 6-11, 13, 15-20.

3). Карточки для индивидуальной работы.

– Образуйте от приведенных существительных прилагательные с суффиксами:

  • -н-весна, дерзновение, мгновение, обыкновение, окно, пламя, семя, телефон, имя, истина.
  • -ан- (-ян-)соль, стекло, шерсть, глина, песок, серебро, дрова, рожь, лед.
  • -ин-– воробей, голубь, гусь, змея, лошадь, орел, осел, соболь, соловей, утка, ястреб.
  • -енн-болезнь, бритва, единство, жатва, клятва, листва, мужество, обед, родство.
  • -онн-авиация, дивизия, комиссия, оппозиция, фракция, дискуссия, реакция.

X. Подведение итогов, обобщение

XI. Дифференцированное домашнее задание

Выучить ОСК и правила на с. 87, 99, 101, 112-113 учебника.

Работа по вариантам: слабым – упр. 199, сильным – составить словарный диктант по теме “Правописание суффиксов -чик- (-щик-), -отж-, -от-, -ость-, -ин-, -изн- в существительных” (50 слов).

Источник

Закрепление правил правописания безударных окончаний имён существительных и имен прилагательных.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок закрепления и систематизации знаний о правописании окончаний имён существительных и имён прилагательных.

Скачать:

Вложение Размер
zakreplenie_pravil_pravopisaniya_bezudarnykh_okonchaniy_imyon_sushchestvitelnykh_i_imyon_prilagatelnykh.doc 107 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 55 «Лингвист»

Учитель начальных классов Съедина Светлана Вадимовна

Урок русского языка в 4 классе (УМК «Планета знаний»)

Тема урока: «Закрепление правил правописания безударных окончаний

имён существительных и имен прилагательных».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

  • повторить:
  • признаки имени существительного и имени прилагательного как частей речи;
  • алгоритмы проверки безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных;
  • правила проверки безударных гласных в разных частях слова;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, умение аргументировать свои выводы, логическое мышление и речь учащихся;
  • воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.

Оборудование: таблицы: «Падежные окончания имен существительных»,

«Безударные окончания имён прилагательных»;

карточки с заданиями, опорные схемы, ТПО;

алгоритмы проверки безударных окончаний имён

существительных и имён прилагательных

I. Организационный момент.

II. Словарная работа. (Работа по карточкам – задание 1. Приложение 1).

Д. рект. р, г р .дская, п. бедный, б. лотистая, м. тель, н ябрьский, з. мл. ничное, кр. вать,м. рковные

— Обменяйтесь карточками и проверьте друг друга.

III. Актуализация знаний учащихся. Работа со словарными словами.

— Как можно эти словарные слова разделить на две группы?

(Имена существительные и имена прилагательные)

— Чем похожи имя существительное и имя прилагательное? (Часть речи, изменяются по числам и падежам, в предложении являются второстепенными членами предложения)

— Чем различаются эти части речи? (Существительное обозначает предмет, прилагательное – признак предмета; существительное и прилагательное отвечают на разные вопросы; прилагательное изменяется по родам; прилагательное не является главным членом предложения)

— Какая орфограмма объединяет все эти слова? (Непроверяемая безударная гласная в корне)

— В какой части слова находится эта орфограмма? (В корне)

— А как мы поступим, если слово с безударной гласной не относится к словарным словам? (Если слово с безударной гласной не относится к словарным словам, значит, его можно проверить)

— Как проверить безударную гласную в слове? (Ударением)

— В каких частях слова может находиться безударная гласная? (В приставке, корне, суффиксе и окончании.)

— Как нужно действовать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной? (Повторение изученных правил.)

— О проверке безударных гласных каких частей речи и в какой части слова мы говорили на прошлых уроках? (В окончаниях имён существительных и имён прилагательных)

IV. Формулирование учащимися темы и целей урока.

— Сегодня на уроке мы должны повторить, какие действия нам необходимо выполнить для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных и имён прилагательных.

— Как, на ваш взгляд, должна звучать тема нашего урока?

(« Закрепление правил правописания безударных окончаний имён существительных и имен прилагательных»)

— Какие цели вы бы поставили к сегодняшнему уроку? Обоснуйте свой ответ. (Ответы учащихся)

V. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных. (Приложение 2)

— И начнём мы нашу работу с повторения алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных.

— Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён существительных.

  1. Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить склонение.
  2. Определить падеж слова с безударным окончанием.
  3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
  4. Для проверки : подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.
  5. Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным окончанием.
  6. Записать то же окончание в безударную позицию.

На доске опорная схема:

— Какие слова – подсказки вы можете назвать для 1-го склонения? (Земля, рука, лиса и т.д.)

— Для 2-го? (Слон, окно и т.д.)

— Для 3-го? (Степь и т.д.)

VI. Упражнения в правописании окончаний имён существительных.

1 . Комментированное письмо (Карточка — задание 2).

Выполните нужные действия и заполните таблицу, в начальной форме выделяйте окончание. Выбрав букву, вписывайте её в «окошко».

(В ходе заполнения таблицы для комментирования у доски на каждое слово вызывается отдельный ученик)

Источник

Читайте также:  прочитайте скороговорку укажите падеж имен существительных